Научная статья на тему 'Русские пословицы и поговорки о труде, бедности и богатстве как опровержение мифов о русской лени и неумении работать'

Русские пословицы и поговорки о труде, бедности и богатстве как опровержение мифов о русской лени и неумении работать Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
17051
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пословица / поговорка / картина мира / пословичная картина мира / мен< тальность / сознание / труд / лень / богатство / proverb / saying / world view / proverb’s world view / mentality / conscience / work / laziness / wealth

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мысенко Ольга Михайловна

В статье исследуются русские пословицы и поговорки о труде, лени, бедности и богатстве из словаря В.И.Даля «Пословицы русского народа». Основная цель обращения к русским посло< вицам и поговоркам < опровержение мифов о русской лени и неумении работать. Почему именно пословицы и поговорки? Пословицы и поговорки передают принятые в социуме нормы морали, стереотипы поведения, взгляды на природу, жизнь, общество, повседневную жизнь, а также бы< товые представления, обычаи и нравы, надежды и чаяния, то, что можно было бы назвать «мне< нием народным». Можно предположить, что в качестве пословиц и поговорок сохранялись толь< ко те, которые согласовывались с образом жизни, мыслями и воззрениями множества людей на протяжении нескольких поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PROVERBS ABOUT WORK, WEALTH AND POVERTY AS REFUTATION OF MYTHS ABOUT RUSSIAN SLOTH AND INABILITY TO WORK

Russian proverbs about work and laziness, wealth and poverty from Dahl’s vocabulary are investigated in this article. The main aim why we used Russian proverbs is to contradict myths about Russian sloth and inability to work. Why have we used proverbs? The proverbs reproduce accepted rules of morality, behavioral stereotype, views to the nature, society, daily life, customs and morals, hopefulness and expectancies, everything so called “national beliefs”. We can suppose, that as the proverbs was saved the only that, which conformed to way of lives, ideas and views of several generation of Russian people.

Текст научной работы на тему «Русские пословицы и поговорки о труде, бедности и богатстве как опровержение мифов о русской лени и неумении работать»

УДК 8РФ(06)

Мысенко О.М.

Оренбургский государственный педагогический университет E- mail: m3532@yanex.ru

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ, БЕДНОСТИ И БОГАТСТВЕ КАК ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФОВ О РУССКОЙ ЛЕНИ

И НЕУМЕНИИ РАБОТАТЬ

В статье исследуются русские пословицы и поговорки о труде, лени, бедности и богатстве из словаря В.И.Даля «Пословицы русского народа». Основная цель обращения к русским пословицам и поговоркам - опровержение мифов о русской лени и неумении работать. Почему именно пословицы и поговорки? Пословицы и поговорки передают принятые в социуме нормы морали, стереотипы поведения, взгляды на природу, жизнь, общество, повседневную жизнь, а также бытовые представления, обычаи и нравы, надежды и чаяния, то, что можно было бы назвать «мнением народным». Можно предположить, что в качестве пословиц и поговорок сохранялись только те, которые согласовывались с образом жизни, мыслями и воззрениями множества людей на протяжении нескольких поколений.

Ключевые слова: пословица, поговорка, картина мира, пословичная картина мира, мен-тальность, сознание, труд, лень, богатство.

В России, стране социальных контрастов, где труд, являясь необходимостью большинства, не дает возможности этому большинству удовлетворительного материального состояния, все время будут появляться мифы о неумении русских работать, о зависти к богатым. Появление этих мифов связано, на наш взгляд, с нежеланием адекватно оценивать труд работающих: надо же как-то оправдывать мизерные заработные платы большинства. Безусловно, все не так однозначно, как представляется в средствах массовой информации, а также некоторыми историками, политическими деятелями. Историки, по-разному интерпретируя размеры доходов отдельных людей, урожайность зерновых в стране, объем ВВП, видят основную причину бедности народа в неумении и нежелании работать. Весь ужас в том, что подобные измышления внушаются не только населению, живущему на постсоветском пространстве, они транслируются на все мировое пространство. Историками отмечается, что первое руководство по сельскому хозяйству появилось в России в конце XVI века, и это обстоятельство, по их мнению, является косвенным доказательством низкой производительность труда, неэффективности хозяйствования в России. Об основной же причине низкой рентабельности, о природно-климатических условиях и чудовищной эксплуатации, говорят с некоторой иронией, как будто это не имеет особого значения. Анализ русских пословиц убеждает нас, что даже чрезмерная эксплуатация (норма эксплуатации

доходила до 50 % и выше, неслучайно возник в XV-XVI вв. термин половник - арендатор, отдающий половину урожая), не могла помешать высокой мотивации к труду у простых людей. К сожалению, не выработалось и не могло выработаться при таких условиях в крестьянском сознании идеи, что приложение труда к земле является основой собственности на землю (в современном сознании также утвердилось убеждение, что честным трудом богатство не заработать). Некоторые русские народные сказки «По щучьему веленью, по моему хотенью», на наш взгляд, свидетельствуют не о патологической лени русских, а о мечте пахарей, возделывающих твердую, как камень, землю, отнимающую много сил и так мало дающую, об облегчении своего труда. Сложные почвы, короткий период земледельческих работ (4 месяца на севере, 5-6 на юге), частые летние заморозки, засухи - все это превратило Россию в зону рискованного земледелия. При этом правящая элита буквально грабила свой народ и создавала миф о неумении русских работать, считая возможным, продавая зерно и мясо за границу, оставлять для внутреннего потребления менее одного килограмма хлеба в день на человека (этот мифический килограмм включал и кормовое зерно для скота), а мясо и до революции 1917 года, и накануне девяностых годов употреблялось примерно одинаково: 1913 год - 28 кг в год на человека, 1988 год - 22 кг, что составляло в обоих случаях в 2,5 раза меньше, чем в Европе [1, с. 268-269]. Ситуа-

цию с современной потребительской корзиной каждый житель России прекрасно знает. Эти примеры приведены для того, чтобы подчеркнуть одну мысль - сколько бы в России не производилось, а производиться не могло больше, чем в странах с более благоприятным климатом, чем у нас, трудовому населению оставался только минимум для поддержания физического существования. Не изменилась ситуация и в настоящее время - при чудовищной эксплуатации природных ресурсов. На протяжении столетий, включая советский период и наше время, богатство правящей элиты строилось за счет ограничений внутреннего потребления, «ограбления» работающего населения России.

В русском сознании сложилось совершенно адекватное отношение к труду. Именно русский народ освоил огромнейшую территорию с суровым климатом, бедными почвами, однообразной растительностью и при этом отношение к труду, примером которому служат следующие пословицы: Не то забота, что много работы, а то забота, как нет ее; Одно дело делай, а от другого не бегай; От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется; Работа да руки - надежные в людях поруки; Работай до поту - поешь в охоту.

Известный зарубежный исследователь пословиц А.Тейлор написал о том, что пословицы дают нам представление об идеях и идеалах, которые движут людьми, что пословицы, как зеркало, отражают жизнь и нравственные устои общества и действуют в обществе в качестве регулирующих жизненных правил [3, с. 50]. Яркость проявления народного менталитета в пословицах и поговорках, дает возможность реконструировать пословичную картину мира. Пословицы и поговорки передают принятые в социуме нормы морали, стереотипы поведения, взгляды на природу, жизнь, общество, повседневную жизнь, а также бытовые представления, обычаи и нравы, надежды и чаяния, то, что можно было бы назвать «мнением народным». Можно предположить, что в качестве пословиц и поговорок сохранялись только те, которые согласовывались с образом жизни, мыслями и воззрениями множества людей на протяжении нескольких поколений. Поэтому пословицы и поговорки не спорят, не доказывают - они просто утверждают.

Пословичная картина мира отражают универсальный взгляд для любой эпохи, традиционные, иногда архаичные представления.

В. фон Гумбольтд отмечал, что своеобразие каждого языка (имея в виду воплощенный в нем дух народа) отчетливо и естественно выражался в народной жизни[2, с. 380].

Язык, слова, сохраненные в языке, единственный материал для исследования, позволяющий дать объективную картину мира. Анализируя пословицы и поговорки, можно увидеть и понять, как относился русский человек к труду. Вопреки утверждениям историков русские пословицы и поговорки проникнуты верой в силу человеческого труда. Несмотря на тяжесть и определенную бессмысленность труда, с точки зрения современного человека, поскольку результаты его безжалостно изымались на протяжении всей русской истории, народное сознание в русских пословицах сохранило веру и понимание облагораживающей роли любого труда. Встречаются пословицы и поговорки мировоззренческие, утверждающие бессмысленность существования, не заполненного трудом: Благо людей в жизни, а жизнь в труде; Без работы день годом станет; Без труда и отдых не сладок; Без труда нет добра; В свете нет дел без труда; Без труда нет отдыха; Без ученья, без труда и жизнь негодна никуда; Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться; Будешь упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться; В лес не съездим, так на полатях замерзнем; В страду одна забота - не стояла бы работа; Всяк пожинает плоды своих трудов; Лето пролежишь - зимой с сумой побежишь.

Очень много ситуативных пословиц и поговорок, выражающих положительное отношение к труду, которые могли произноситься с нравоучительной и назидательной целью: Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Волка ноги кормят; Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно; Все скоро сказывается, да нескоро дело делается; Всяк своим разумом кормится; Всяк ремесло честно кроме воровства; Всякая работа мастера хвалит; Всякий доход не живет без забот, не живет без хлопот; Всякий человек у дела познается; Всякое дело о двух концах; Всякое дело человеком ставится, человеком и славится; Всякому молодцу ремесло к лицу; Всякое уменье трудом дается; Гдеработано, там и густо, а в ленивом дому пусто; Где охота и труд,

там поля цветут; Глубоко пашешь, веселей пляшешь; Глядя на чужую работу, сыт не будешь; Дело верши, да не спеши; Дело делу учит; Делом спеши, да людей не смеши; Делу - время, потехе -час; С руками нигде не пропадешь.

Но пословичная картина мира определяется не только лексикой, но и грамматическими и синтаксическими категориями, отражающими специфическое видение мира: в пословицах глагольные формы употреблены в формах настоящего времени изъявительного наклонения или в формах повелительного наклонения; достаточно часто использовались номинативные предложения. Использование этих грамматических форм отражали мировидение и миропонимание и одновременно моделировали его. Русские пословицы и поговорки о труде, являясь фрагментом пословичной картины мира, представляли мир как устойчивый и постоянный, поскольку отношение к труду являлось краеугольным камнем сознания.

О том, что работа тяжела (не случайно слова раб и работа, а также страда и страдание в русском языке одного корня), но необходима, свидетельствуют русские пословицы: Горе есть - не горюй, дело есть - делай; Горька работа, да сладок хлеб; Горька порой работа, да хлеб от нее сладок.

О серьезном отношении к работе, где одобряется активная созидательная деятельность человека, честное отношение к труду, утверждаются универсальные истины и регуляторы норм поведения и отношений, свидетельствуют следующие пословицы: Даровое - на ветер, трудовое - в сок да в корень; Дел по горло, даже рук не хватает; Дела словом не заменить; Дело учит и кормит, а праздность - добра мужа портит; Дело учит, и мучит, и кормит; Дело шутки не любит; Дерево смотри в плодах, человека в делах; Деревья скоро сажают, да не скоро с них плоды едят; Дли дело дольше, так будет хлеба больше; Для добра трудиться - есть чем похвалиться; Доход не бывает без хлопот; Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи; Если идет работа, спать неохота; Если труд удовольствие, то жизнь наслаждение; Есть терпенье -будет и уменье; Есть чем похвалиться, кто хорошо трудится;Живи всяк своим умом да своим горбом; Знание и труд все перетрут; Занятого человека и грусть - тоска не берет; Землю солнце красит, а человека - труд; И по малу делу боль-

шая дума; Ищи дела, как хлеба; Каждое дело любовью освящается; Кто любит трудится, тому без дела не сидится; Кто любит труд, того люди чтут; Кто труд любит, долго спать не будет; Кто труда не боится, того и лень сторонится; Лежа пищи не добудешь; Любовь к труду у людей на виду; Муравей невелик, да горы копает; Надо наклониться, чтобы из ручья воды напиться; Не печь кормит, а руки; Не печь кормит, а труд и забота; Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь; Не привыкай к безделью, учись рукоделью; Неразгръзешь ореха, так и не съешь ядра; Не стыдно хлеб достать трудом, стыдно хлеб достать стыдом; Не сушит человека работа, сушит забота; Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства; От скуки бери дело в руки; По крыльям полет, по делам почет; Пошло дело на лад - и сам ему рад; Пчела далеко за каплей летит; Ремесло - не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает; Ремеслу везде почет; Самое дорогое то, что сделано твоим трудом; Суди о человеке по его труду; Только после доброго труда наступает добрый отдых; Только то и крепко, что трудом добыто; Труд все превозмогает; Труд кормит и одевает; Труд на ноги ста-новит, а лень валит; Труд не кнут, а человека подгоняет; Труд, труд и труд - вот три вечных сокровища; Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит; Трудовая копейка впрок идет; Ты за дело, а дело - за тебя; У каждого дня свои заботы; У нас самый счастливый человек трудолюбивый; Учение и труд рядом живут;Хорошо трудиться - хлеб уродится; Человек от лени болеет, от труда здоровеет; Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра; Чтоб в почете быть, надо труд любить; Без волненья, без заботы не жди радости от работы; В полпле-чаработа тяжела, оба подставишь - легче справишь; Глаза страшат, а руки делают; Как ты к работе, так и работа к тебе; Когда живется весело, то и работа спорится; кто толчет, тот и хлеб печет; Кто хорошо служит, тот ни о чем не тужит; По работе и работника знают; Работаешь добросовестно, так и в глаза людям глядеть не совестно; Рукам - работа, душе - праздник; Тяжело тому жить, кто от работы бежит; Хорошая работа старика молодит.

Перефразируя слова Г.Л.Пермякова, пословицы и поговорки не только выступают как знаки, разнообразных житейских ситуаций, они моделируют различные ситуации[4, с. 251].

Пословицы и поговорки похожи на формулы, их употребление показывает, что абсолютно новых ситуаций не бывает. Обозначая ситуацию или отношение к ней, пословица или поговорка выступает модулятором определенного фрагмента опыта, знания, отношения, взгляда, поведения, того, что можно назвать фрагментом пословичной картины мира, частью ментально-сти, отраженной в пословичном фонде.

Активно осуждается в пословицах и поговорках лень и тунеядство: Всей и удали у него, что за ложкой потеть; В работе - «ох», а ест за трех; Ему принеси, разжуй, да и в рот положи; Ест руками, а работает брюхом; Ест за вола, а работает за комара; Кому работа в тягость, тот не знает радость; На работу позади последних, на еду наперед первых; На работу - спирает дух; а на еду - один за двух; От тунеядца, как от быка: ни шерсти, ни молока.. Количество русских пословиц о лени не свидетельствует о том, что лень свойственна только русскому народу. Ленивым может быть человек любой национальности, и, как у любого народа, она осуждалась общественной моралью очень активно: Авось да небось доводят до того, что хоть брось; Авось и как-нибудь до добра не доведут; Авоська веревку вьет, небоська петлю затягивает; Ах и ох не пособники; Баснями закрома не заполняются; Баснями сыт не будешь; Безделье - мать пороков; Безделье - сестра болезни; Беспечному все трын - трава: поехал ни по что, привез ничего; Борода по колено, а дров ни полена; Брехать -не топором махать, брехнул - да и отдохнул; Был бы покос, да пришел мороз; В дождь избы не кроют, а в ведро и не каплет; В комнате грязь -хоть репу сей; В лес идут, а на троих один топор берут; В пашне огрехи, а на кафтане прорехи; В чужих руках всякое дело легко; Ведрами разольешь, так каплями не соберешь; Видно неряху по грязной рубахе; Воду в ступе толочь - вода и будет; Всей и удали у него - что за ложкой потеть; 1де бы ни работать, лишь бы не работать; Где много слов, там мало дела; Гоняется как медведь за воробьями; Горница хороша, да окна кривы; Дай яичко, да еще и облупленное; Делать спустя рукава; Для ленивой лошади и дуга в тягость; Догулялись мужики: нет ни хлеба, ни муки; Долго спать - добра не видать; Долго спать - с долгом вставать; Долог день до вечера, коли делать нечего; Доплясались, что без хлеба остались; Ему замеси да и в рот принеси; Ему лень лениться, а

не только шевелиться;Если косить языком, спина не устанет; Еще в пеленках, а лень с теленка; Живет как птица небесная: не сеет, не жнет; Живот да головка - всегда у ленивых отговорка; Жнем рано, а сеем поздно; За море - по еловы шишки; Застала зима в летнем платье: а мы чаяли, и зимы не будет; Зацепившись за пень простоял весь день;

Игра игрою, а дело делом; И дурак праздники знает да будней не помнит; и камень мхом обрастает; Иного хлебом не корми, только с печи не гони; И поедим, и спляшем, только пашни не вспашем; К готовому костру легко щепу подгребать; Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал; Как через пень колоду; Кто долго спит, тому денег не скопить; Кто зевает, тот воду хлебает; Кто косить, а мы - сена просить; Кто труда не боится, того и лень сторонится; Лежебоке и солнце не впору входит; Лежи, моя куделя, хоть целую неделю; Ленивого хорошо за смертью посылать; Ленивому и лениться лень; Лениться да гулять - добра не видать; Лентяй да шалопай - два родных брата; Лень добра не делает, без соли обедает, без причин спит; Лень, лежа на печи, замерзла; Лень за пазухой гнездо свила;

Лень прежде нас родилась; Лихо ленивому до лета, а там спи да лежи; Люди жать, а мы с поля бежать; Люди работают, а он потеет; Маленькое дело лучше большого безделья;

Много спать - мало жить: что проспано -то прожито; На печи все красное лето; На работу боком, а с работы скоком; Наработался -за ложку берись, а лентяй без ужина спать ложись; Не бравшись за топор, избы не срубишь; Не на то даны руки, чтобы даром болтались; Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда; Ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец; От лени мохом оброс; От лени человек хворает, а от труда здоровье закаляет; Пастуху дремать - так стада не видать; Под лежачий камень и вода не течет; Работа силушку копит, а лень ее топит; Ранние пташки росу пьют, а поздние - слезы льют; С лодырем поведешься - горя наберешься; Сложа руки снопа не обмолотишь; Труд человека кормит, а лень портит; Трутень меда не носит; Послал бог работу, да отнял черт охоту; У ленивой пряхи и для себя нет рубахи; У него лень за пазухой гнездо свила.

Но осуждалось в русском народе и праздное времяпрепровождение: Палец о палец не

стукнет; От шаты да баты не будем богаты; Пошел проведать да остался обедать; Праздная молодость - беспутная старость; Праздность скуку любит; Праздный живет - только небо коптит; Семеро одну соломинку поднимают; Хоть пень колотить, лишь бы день проводить.

Пословицы и поговорки имеют разную степень обобщения: употребление некоторых уместно в конкретных ситуациях и этим самым они включаются в определенный класс ситуаций: Аль я виновата, что рубаха дыровата; Наработался за ложку берись, а лентяй без ужина спать ложись; Богат да крив, беден да прям.

Но нельзя не отметить, что народ, создатель пословиц и поговорок, прекрасно понимал, что для большинства созидательный труд не является основой благосостояния, потому что большая часть результатов труда будят изъята: От работы не будешь богат, а будешь горбат.

Интерпретируя пословицы и поговорки, связанные с отношением русского человека к труду, выявляются понятия, с которыми он связан: мораль, нравственность, счастье, здоровье, отдых, уважение, свобода, наказание. При изменении мира, пословицы, как отражение наиболее общих законов бытия не теряют своей значимости, а просто используются в других контекстах.

Многочисленные исследования социологов показывает, что положительное отношение к труду сохраняется в современном обществе. Но современное общество неоднородно. К труду несколько по-разному относятся различные возрастные группы. Чем младше человек, тем более он не удовлетворен результатами своего труда, вернее, его вознаграждением. Среди людей старше шестидесяти лет большее количество респондентов были бы удовлетворены меньшими зарплатами, что объясняется, вероятно, большей социальной защищенностью людей старшего поколения в сравнении с молодежью и, безусловно, гораздо меньшими потребностями, но у этих же людей наблюдается гораздо больший страх потерять работу, нежели у представителей молодого поколения, недовольных зарплатой, но надеющихся, в силу возраста, изменить ее, найдя другую. Нельзя не отметить, что среди опрошенных 70% руководителей считают своих подчиненных плохими работниками, не достойными более высокой

зарплаты, и возмущены возможными требованиями об ее повышении.

Известный русский писатель В.Распутин категорически не согласен с тем, что русский человек не умеет работать: «Не умеет работать русский человек - и «сработал огромную державу в шестую часть суши. В Х1Х веке создал не последнюю культуру, а в ХХ веке не последнюю в мире науку. Потерял во вторую мировую лучших работников и в считанные годы восстановил разрушенное хозяйство... Другое дело - русский человек чрезвычайно чувствителен к характеру работы. Ему необходимо воодушевление в работе, азарт, соревновательность, он любит напряжение, трудность и, конечно, смысл»[5].

Русский человек всегда чувствовал и чувствует себя лишним и чужим на этом «празднике жизни»; любые разговоры о долге государства перед гражданами воспринимаются как иждивенческие, хотя объемы эксплуатации за столетия не изменились, но усилилось, благодаря современным средствам общения, психологическое воздействие на человека в плане внушения ему, что он ленив, не умеет работать и не работает, а претендует на большее, чем заслуживает.

Но как относятся русские люди к богатству других. Большинство исследователей этой проблемы отмечают патологическое неприятие, зависть к успехам кого бы то ни было. Утверждать обратное было бы глупо, но, проанализировав пословицы и поговорки, сохранившие народные представления, можно сделать вывод о недоверчивом и ироничном отношении к богатым (т. к. честным путем богатства не заработаешь) и стыдливости бедности: А богатый и на золоте слезы льет; Бедный часто озирается, хоть и не его кличут; Бедному жениться - и ночь коротка; Бедному зятю и тесть не рад; Бедному кусок за целый ломоток; Бедность и умного смиряет; Бедность не грех, а до греха доводит; Бедность не порок, а без шубы холодно; Бедность не порок, а вдвое хуже; Бедность плачет, богатство скачет; Бедный молодец честью богат; Богат -да крив, беден - да прям; Богат ждет пакости, а убог - радости; Богат дивится: чем голь живится?; Богат творит как хочет, а убог - как может; Богатого, хоть дурака, всяк почитает; Богатого и вчуже знают, убогий и в своих невидим; Богатого ложка ковшом, убогого ложка ве-селком; Богатого по отчеству, убогого по про-

звищу Богатому и в раю тесно; Богатому не спится: богатый вора боится; Богатство - спеси родня; Богатство ум рождает, а бедность последний отнимает; В деревне пашут, дамя-кинный хлеб едят; Гол, да не вор, беден, да честен; Гол как осиновый кол; Голодной курице все просо снится; Голодному и опята - мясо; Для просьбы бедного у богатого уши глухи; Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил; Тому живется, у кого денежка ведется; И мы видали, как бояре едали; Кто нужды не видал, тот и счастья не знает; Купил от кренделя дырочку; Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; Мертвый да богатый не бывает виноватый; Мужик богатый гребет деньги лопатой; Мужик - то гол, да в руках у него кол: есть надежда, что будет и одежда; Не с добра волости

встают; Нужда свой закон пишет; От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат; У богатого гумна и свинья умна.

В. Розанов очень точно определил, почему в русском народе богатые и богатство не в почете: «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается: Лучше быть бедняком, чем разбогатеть со грехом. Радикальные изменения в России привели к изменению поведенческих стереотипов, вызывая смещение нравственных полюсов и житейских ориентиров, поэтому появляются другие пословицы, поговорки и пословично - поговорочные выражения: Что милей ста рублей? Двести; Счастье не в деньгах, а в их количестве.

06.06.2011

Список литературы:

1.Гудзенко А.И.Русский менталитет. М.: «АиФ Принт», 2003.

2.Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: «Прогресс», 1985.

3.Иванова Е.В. Мир в английских и русских пословицах. СПб. Изд-во СПбГУ. 2006.

4.Пермяков Г.Л. К вопросу о структуре паремиологического фонда// Типологические исследования по фольклору: Сб. статей. М. 1975, С. 247 -274.

5.Распутин В.Г. Почему я люблю Россию//АиФ.-1998.№42.

6.Розанов В. С вершины тысячелетней пирамиды//Сочинения. М.: Советская Россия,1990.С.448-449.

Сведения об авторе: Мысенко Ольга Михайловна, доцент кафедры языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета,

кандидат филологических наук 460844, Оренбург, ул. Советская, 19, тел. (3532) 770713, m3532@vandex.ru

UDC 8 RP(06) Mysenko O.M.

The Orenburg state pedagogical university; m3532@yandex.ru

RUSSIAN PROVERBS ABOUT WORK, WEALTH AND POVERTY AS REFUTATION OF MYTHS ABOUT RUSSIAN SLOTH AND INABILITY TO WORK

Russian proverbs about work and laziness, wealth and poverty from Dahl's vocabulary are investigated in this article. The main aim why we used Russian proverbs is to contradict myths about Russian sloth and inability to work. Why have we used proverbs? The proverbs reproduce accepted rules of morality, behavioral stereotype, views to the nature, society, daily life, customs and morals, hopefulness and expectancies, everything so called "national beliefs". We can suppose, that as the proverbs was saved the only that, which conformed to way of lives, ideas and views of several generation of Russian people.

Key words: proverb, saying, world view, proverb's world view, mentality, conscience, work, laziness, wealth

Bibliography:

1. Gudzenko A.I. Russian mentality. M.2003

2. Gumboldt V. The language and the cultural philosophy. M. 1985

3. Ivanova E.V. The World is in Russian and English proverbs. SPB. SPbGU.2006

4. Permiakov G.L.. On the question of the paremiological fund structure// Typological folklore investigations: Sb. articles. M. 1975, C. 247-274.

5. Rasputin V.G. Why do I love Russia// AiF.1998 №42

6. Rosanov V. From the top of millenary pyramid.// Compositions. M. Soviet Russia. 1990.S. 448-449

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.