Русские евреи на рубеже XIX-XX веков: вклад в Отечественную историю и культуру
Russian Jews at the turn of the 19th-20th centuries and their contribution to Russian history
and culture
Флегонтов Никита Андреевич
Студент 3 курса
Факультет Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП-МГИМО) Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Москва, Россия e-mail: [email protected]
Flegontov Nikita Andreevich
Student 3 term
International Institute for Energy Policy and Diplomacy (MIEP-MGIMO) MGIMO University (Moscow State Institute of International Relations)
Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В настоящей статье автор рассматривает роль еврейского населения России в политических и культурных процессах на рубеже 19-20 веков. В статье автор уделяет особенное внимание феномену "русских евреев", проводит анализ вклада евреев в российскую культуру и их интеграции в русскую социокультурную среду. Автор статьи подробно анализирует политику российских властей в отношении еврейского населения и приходит к выводу, что сохранявшийся еврейский вопрос стал одной из главных причин активного участия евреев в революционном движении. В статье также рассматривается роль евреев в основных политических событиях данного периода.
Annotation.
In the current article, the author examines the role of the Jewish population of the Russian Empire in political and cultural processes at the turn of the 19th- 20th centuries. The author pays special attention to the phenomenon of "the Russian Jews", analyzes the contribution of the Jews to Russian culture and their integration into the Russian sodo^ta-al environment. The author analyzes in detail the policy of the Russian authorities towards the Jewish population and concludes that this so-called unsolved "The Jewish question" became one of the main reasons for the active participation of the Jews in the revolutionary movement. The article also examines the role of the Jews in the main political events of this period.
Ключевые слова: Еврейский вопрос, этнополитическая история России, Великая Российская Революция, Гражданская война в России, Социокультурная среда, культура России конца XIX - начала ХХ века.
Key words: Jewish question, ethnopolitical history of Russia, Great Russian Revolution, Civil war in Russia, Sociocultural environment, culture of Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th century.
Во второй половине XIX века на еврейском населении, исповедавшем иудаизм, продолжал оставаться ряд значительных ограничений. Во-первых, это так называемая «черта оседлости», установленная ещё в 1791 году и представлявшая собой границу территории, за пределами которой запрещалось проживание некрещённых евреев. Черта оседлости была установлена после присоединения в ходе Польских разделов территорий с большим еврейским населением, создававшем конкуренцию российским торговцам и промышленникам. Таким образом, первоначально эта мера носила характер экономической защиты русских купцов, однако затем стала представлять собой уже закрепившееся ограничение права еврейских подданных на передвижение. В Записке в Государственную Думу в 1906 году указывается: «Из всех отдельных народностей, входящих в состав русского государственного организма, только евреи ограничены в естественном праве располагать свободой избрания места жительства» [1;1]. Это важнейшие ограничение, своего рода «константа», будет оставаться в силе вплоть до краха русской монархии в 1917 году. Остальные же ограничения будут зависеть от конкретного исторического момента и правителя.
Во время правления Александра II некрещённые евреи были уравнены с другими подданными в правах
в отношении воинской обязанности; был снят запрет на занятие государственных должностей, и разрешено издание национальной литературы. Тогда же значительное число евреев стало покидать черту оседлости. Напомним, что по Законам Российской империи, вне черты оседлости, могли жить крупные еврейские магнаты -промышленники и купцы 1 гильдии; евреи, получившие высшее образование; и, конечно, крещённые евреи. Немаловажными были и ограничения, квоты, на поступления евреев в высшие учебные заведения и участие евреев в решении вопросов местного самоуправления.
Несмотря на сохранение значительных ограничений, в общем, положение некрещенных евреев к началу 1880-х годов было сравнительно приемлемым. Однако 1 марта 1881 года был убит Александр II и в начале апреля того же года начались массовые еврейские погромы. Новый император Александр III, по утверждению историка Петра Зайончковского, был противником какого-либо улучшения быта евреев, и саму эту нацию, мягко говоря, недолюбливал. В 1881 году по инициативе тогдашних властей в губерниях внутри черты оседлости были созданы так называемые «комиссии по определению вреда», которые были призваны доказать экономические убытки, исходящие от евреев. С 1881 по 1892 г. были проведены следующие меры в отношении евреев: уменьшена квота на поступающих в высшие учебные заведения (в университетах внутри черты оседлости- 10%, в других городах-5%, а в столицах- 3%); Земская реформа 1890 года запретила евреям участвовать в органах земского управления; а Новое Городовое положение 1892 года вообще лишило евреев права участвовать в выборах в органы местного самоуправления. В 1891-1892 годах из Москвы по распоряжению Императора было выселено 20 тысяч евреев. В 1889 году евреев как лиц «нехристианского вероисповедования» «до издания особого закона» перестали принимать в число присяжных поверенных, а в 1894 году министром финансов С.Ю. Витте была введена винная монополия, исключительное право государства на торговлю спиртом, сильно ударившая по экономическому положению многих еврейских семей. Так или иначе, но к концу правления Александра III положение еврейского населения существенно осложнилось.
Как же на эти меры отреагировало еврейское население Российской империи? Конечно, такие действия правительства стали важной причиной, по которой значительную роль в будущем революционном движении будет играть именно еврейская молодёжь. Однако, с другой стороны, многих этнических евреев эти меры не коснулись, что объясняется тем фактом, что многие евреи переходили в православие. Для тогдашнего общества и власти сама национальность, т.е. происхождение, никакого значения не имели. Значительная часть общества будет придерживаться религиозной традиции, по которой «специфика народов определялась не физиологическими признаками, но религией» [13]. Именно поэтому евреи, принявшие православие, получали те права, которые были недоступны евреям некрещённым. Это объяснялось тем, что вера в глазах власти и общества считалась фактором, который определял принадлежность человека к той или иной культуре, степень ассимиляции, ведь религия «формировала их духовный стержень, мировоззрение, смысл земного сосуществования» [13]. Крещённый еврей отнюдь не считался евреем, а, будучи прихожанином православной церкви, воспринимался как полноценный носитель всех русских традиций, что было намного важнее чем кровное происхождение (хорошим примером является знаменитая семья промышленников Гинзбургов). Фактически, в этом и состоит значительная часть феномена русского еврея- как личности, полностью отождествлявшей себя с русской культурной общностью.
Известный художник Исаак Левитан официально не был крещённым, поэтому в 1892 году был вынужден покинуть Москву как «лицо иудейского вероисповедания», но в то же время не был и истинным иудеем. Не причисляя себя к конкретной религии, он понимал красоту русской культуры. Несмотря на то что Левитан не прошел священный обряд крещения, он, безусловно, понимал тот самый дух православной Руси, нашедший отражение в его знаменитых картинах «Над вечным покоем» и «Вечерний звон» - самых православных картин в
русском искусстве. Недаром поэт Николай Рубцов назвал ту спокойную и величественную Русь, смотрящую на нас с картин Левитана - «левитановской»: «И колокольцем // каждым//в душу—// любого русского спроси! — //звонит, как в колокол,// — не глуше, —//звон// левитановской // Руси!».
Отношение к крещённым евреям отчётливо проявляется и на примере знаменитого музыканта и композитора, учителя Петра Ильича Чайковского Антона Григорьевича Рубинштейна. В знаменитом «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о нём написано следующее: «Рубинштейн (Антон Григорьевич) — русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX ст...» [5]. В пояснении ни слова не сказано о еврейском происхождении композитора, которого, наоборот, называют «русским». Православная вера отставила на дальний план его происхождение и фамилию, Рубинштейн-это гордость России, великий русский композитор. Не вызывает никаких нареканий и тот факт, что брат Антона Григорьевича, Николай, тоже носивший фамилию Рубинштейн, являлся основателем и первым директором Петербургской консерватории. Анна Ахматова как-то напишет, что в 1910-х годах евреев вообще не выделяли. Ничто не могло помешать и тому, что музой знаменитого русского художника Валентина Серова, написавшего самый известный портрет царя Николая II, была легенда русского балета, этническая еврейка Ида Рубинштейн. Именно эти «русские евреи» были одними из важнейших двигателей русской культуры Серебряного века.
Однако немаловажную роль в развитии Отечественной культуры сыграли и евреи некрещённые. «Кузницей» таланта был приморский город Одесса, откуда вышли не только талантливые коммерсанты, но и знаменитейшие музыканты, которые ещё проявят себя в годы советской власти. В Одессе родился и вырос знаменитый певец Леонид Утёсов (тогда Лазарь Иосифович Вайсбейн), там жил и трудился педагог-скрипач Столярский, выпускники школы которого, в том числе Давид Ойстрах, стали известными на весь мир музыкантами.
Обращаясь к политической сфере, стоит начать с того, что хотя многие евреи участвовали в политической жизни России вполне официально, основная роль евреев в развитии российской истории рассматриваемого периода будет заключаться в их активном участии в усиливавшемся революционном движении. Как мы помним, евреи участвовали в подготовке покушения на Александра II (Гесе Гельфман как одной из «первомартовцев» вынесут смертный приговор). Однако в начале ХХ века их роль стала куда более весомой: в создаваемых революционных партиях доля евреев составляла до 25-30%. Учёные отмечают, что «процентное представительство участия евреев среди революционеров возрастало с каждым десятилетием» [13], и в 1900 году евреи составляли целых 30% арестованных за политические преступления, учитывая тот факт, что на евреев приходилась лишь 1/25 населения Российской империи. На I съезде РСДРП в 1898 году из 9 делегатов 5 были евреями. Большое число евреев в большевистском крыле партии, тем не менее, уступало процентному соотношению евреев у меньшевиков, лидерами которых были евреи Юлий Мартов и Павел Аксерольд. Немало евреев было и в партии «эсеров», особенно в Боевой организации, которую возглавлял Евно Азеф. Другой пример- Герш Гершуни - один из лучших бойцов Боевой организации СР, «один из лидеров ПСР и крёстный отец эсеровского террора» [6;51].
При участии еврейских революционеров по стране прокатилась волна покушений (тактика «индивидуального террора» Ткачёва): в 1902 году под руководством Гершуни было организовано убийство Дмитрия Сипягина, министра внутренних дел. В том же 1902 году БО ПСР готовила убийство обер -прокурора Св. Синода К. Победоносцева. Через год от их рук погиб уфимский губернатор Богданович. В 1904 году убили нового министра внутренних дел, фон Плеве, которого они считали антисемитом и реакционером. Под руководством Евно Азефа в феврале 1905 года было организовано убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
Таким образом, уже накануне Революции 1905-1907 гг. евреи принимали активнейшее участие в деятельности революционного движения. Главная причина- продолжение во многом антиеврейского курса Александра III при новом правителе- Николае Александровиче. Для примера, в 1901 году была вновь уменьшена квота для евреев, поступавших в высшие учебные заведения, и полностью закрыт приём в ряд институтов Москвы и Петербурга. Ещё одним интересным фактом является выпуск в это время знаменитой книги «Протоколы сионских мудрецов», в которой евреев обвиняли в создании мирового правительства, тайно управляющего всей цивилизацией. Хотя факт непосредственного участия Государя в создании этой пропагандистской литературы остаётся неподтверждённым, тем не менее, доказано, что напечатана она была в царской типографии. Несправедливые нападки на еврейское население, а также усиливающиеся ограничения давали свои плоды.
Немаловажной причиной можно считать и так называемые еврейские погромы. Под погромами подразумевались массовые нападения христиан, чаще всего малограмотных крестьян или рабочих, мещан, на евреев, уничтожение их имущества, избиение и иногда даже убийство. Поводом для погрома мог быть любой, даже самый безумный, слух. Зачастую инициаторами погромов выступали крайне правые организации, видевшие в евреях врагов и источников всех бед государства. Результатом попустительства властей стала целая волна погромов: в Кишинёве весной 1903 года, Гомеле 1904 года, Одессе 1905 года и многие другие, в которых были убиты несколько сотен и ранены тысячи человек. Абсолютно неудивительно, что евреи примут активное участие в назревающей Первой русской революции.
Историк А.Т. Безаров отмечает широкое участие евреев в событиях Революции 1905-1907 гг. и их ключевую роль в формировании анархического революционного движения. Основная причина кроется в их стремлении «отменить политику государственного антисемитизма, правовую дискриминацию» [8;41] что было особенно актуально, если учитывать и социально-экономический фактор, а именно «бедность еврейского населения в России и влияние международного анархического движения» [8;41]. В ходе революции политическая активность евреев ещё больше возросла: в этот период евреи составляли 18,9 % большевиков и 1/3 эсеров. Они активно принимали участие во всех антиправительственных акциях: закупке оружия, сооружении баррикад, пропагандистской деятельности.
Ответом на широкое участие евреев в революционных событиях и нестабильность в стране стало создание в 1905 году ряда черносотенных организаций. «Чёрная сотня» резко негативно относилась к иноверцам (напомню, что этнический фактор заменялся религиозным: крещённый еврей-это русский: «Именно иудаизм, а не состав крови, по мнению крайне правых, стал источником негативных качеств евреев» [13]), особенно же выделяя среди них евреев, «в которых, по их мнению, в гипертрофированной форме сконцентрировались все присущие прочим инородцам пороки» [13]. Черносотенцы обвиняли евреев в финансировании революционных организаций, участии в оппозиционных партиях (напомним, что в ходе революции было создано ряд национальных партий - Сионистско-социалистическая рабочая партия, продолжала работу еврейская партия «Бунд»). Так или иначе, антисемитская пропаганда «Чёрной сотни», активно тиражируемая на страницах газеты «Союза русского народа» под названием «Русское знамя», во многом вызванная участием евреев в Революции, ещё больше подогревала их недовольство. И хотя влияние еврейского вопроса на ход истории переоценивать не стоит, нельзя не признать, что его сохранение стало своего рода дестабилизирующим фактором в стране, что привело к ряду политических ошибок тогдашней власти.
Итоги Первой русской революции, значительно смягчённые так называемым «переворотом» 3 июня 1907 года, и последовавшая за ней «политика успокоения» Столыпина не уменьшили антиправительственных еврейских настроений. Многие из тех евреев, которые отказались эмигрировать, продолжали примыкать к
революционному движению. Самой известной еврейской акцией того периода стало убийство П.А. Столыпина, который, к слову сказать, всегда ратовал за отмену еврейских ограничений, что, однако, не встречало поддержки Николая II. 1 сентября 1911 года Столыпин был убит осведомителем «охранки», этническим евреем Дмитрием Богровым. В те сентябрьские дни чудом удалось пресечь готовившийся в Киеве новый еврейский погром.
1911 год был ознаменован самым большим позором антиеврейских агитаторов - Делом Бейлиса. Поводом к этому процессу послужил главным образом укрепившийся в умах как правительственного круга, так и рядовых подданных антисемитизм. В евреях стали видеть злейших врагов, виновных во всех бедах. Дело началось с того, что в Лукьяновке в небольшой пещере нашли тело крестьянского сына. Вину возложили на жившего неподалеку еврея Бейлиса. Несмотря на давление со стороны обвинения, суд признал его невиновным. Тот факт, что любого еврея можно обвинить в убийстве русского мальчика стал национальным позором, дополнительно подстегнув еврейскую враждебность к правительству.
Даже в начале Первой мировой войны, когда, как казалось, власть была заинтересована в объединении всего народа против общего врага, правительство продолжало притеснение евреев. В августе 1914 года более 100 тысяч евреев выселили из прифронтовой полосы, обвинив их в прогерманских настроениях. В следующем году депортация коснулась ещё миллиона человек. И это при том, что в годы Первой мировой войны в боевых действиях против Германии и Австро-Венгрии участвовало более 400 тысяч русских евреев, в то время как многие еврейские женщины шили для наших военнослужащих военную форму.
Так или иначе, к началу 1917 года государственная власть не приблизилась к решению назревшего еврейского вопроса в то время, как недовольство еврейского населения неправомерными притеснениями нарастало.
В 1917 году царская власть рухнула: на смену ей пришёл Временный Комитет Госдумы, а через несколько дней власть взяло Временное правительство. Однако в самих событиях февраля 1917 года революционеры-евреи практически не принимали участие.
Важным событием стало подписание князем Львовым 20 марта указа об отмене «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности»: с евреев сняли всяческие ограничения, отменена черта оседлости. Однако для евреев-революционеров снятие ограничений считалось лишь полумерой, не изменявшей социально-экономическую обстановку и государственный строй. Тем не менее, этот указ позволил многим евреям включиться в политическую жизнь России на официальном уровне. Политические послабления привели к возвращению из эмиграции многих революционеров: в опломбированном поезде, в котором Ленин прибыл 3 апреля 1917 года, вместе с ним вернулось и 17 революционеров еврейского происхождения. Постепенно евреи начинают составлять всё большую долю политической элиты: «С возвращением в Петроград эмигрантов и ссыльных количество евреев в политической элите начинает стремительно возрастать» [7;47]. Евреи занимают уже 25-35% членов ЦК практически всех левых партий. С трибун с воззваниями обращаются меньшевик Фёдор Дан, большевики Зиновьев (Радомысльский), Каменев (Розенфельд), Троцкий (Бронштейн). Немалую роль приобретают и национальные еврейские партии, среди которых уже известная партия «Бунд», стремящиеся закрепить достижения Февральской революции.
Однако, пожалуй, самой знаковой фигурой в 1917-1918 гг. становится Лев Давидович Троцкий, который за два месяца становится истинным вождем Революции. В сентябре 1917 года именно он был председателем Петросовета, который постепенно перетягивает власть от Временного правительства. Первый раз в истории России еврей становится чуть ли не ключевой фигурой во всей стране.
Рассматривая события октября 1917 года, стоит отметить, что евреи сыграли достаточно значительную
роль в организации Октябрьского переворота: на последнем перед 25 октября конспиративном совещании за переворот голосуют 5 евреев (всего на совещании присутствовали 12 человек). Однако, на мой взгляд, их роль нельзя называть решающей. Стереотип, якобы евреи сотворили Революцию достаточно легко опровергается доказанными фактами активного участия многих евреев в борьбе с большевиками сразу же после Октябрьского переворота: «Позднее евреи играли более заметную роль в революции, но никогда- решающую» [7;46].
Во время Гражданской войны одним из вождей большевиков продолжает оставаться Лев Троцкий, занимающий пост председателя Реввоенсовета и наркома обороны. Судьба большевистской власти всецело держится на Троцком, организовывавшем Красную армию, которая должна была дать отпор Белогвардейским войскам. До Свердлова и Троцкого, да и, пожалуй, после них, никогда евреи не занимали таких высоких постов в нашей стране. Более того, во время Гражданской войны впервые за всю историю русской армией командовал этнический еврей.
Обращаясь же к вопросу участия евреев в Гражданской войне, стоит отметить, что, как и все жители России «часть примкнула к противниками большевиков, участвовала в защите Зимнего дворца. Другая часть поддержала большевиков» [12;31]. Показательным примером могут служить события августа 1918 года: убийство евреем Леонидом Каннегисером председателя Петроградской ЧК- другого еврея, видного большевика Моисея Урицкого. Это событие как нельзя лучше показывает, что отнюдь не все этнические евреи были сторонниками большевистской власти. Такой тезис подтверждает и последовавшее за убийством Урицкого покушение еврейки Фаины Каплан на Владимира Ленина.
Тем не менее, многие евреи решили примкнуть к партии большевиков. В партийных верхах их доля составляла в разные периоды 20-45%, евреи занимали значительную часть ключевых должностей в Совнаркоме и наркоматах, особенно в Наркомате юстиции, ВЧК. Но поддержка евреями большевиков была отнюдь не повсеместной. Большой популярностью пользовались национальные партии. Для примера, в конце 1917 года численность Бунда в несколько раз превышала число евреев в партии большевиков. В связи с этим Совнарком считал необходимым продолжать агитационную работу среди еврейского населения, для чего в составе Наркомата по делам национальностей в 1918 году был создан специальный Еврейский комитет, цель которого помимо пропагандистской работы, заключалась в ликвидации «сионистских организаций» и еврейских общин.
В то же время многие евреи, преимущественно жители южнорусских губерний, поддержали Белых. Своей либеральной позицией и непримиримым отношением к большевикам Белые снискали поддержку у определённой части евреев, оказывавших Добровольческой армии финансовую помощь. Схожая ситуация была и в Сибири. Нельзя не упомянуть и об участии евреев в боевых действиях на стороне Белых. Однако массовой поддержке евреями Белого движения препятствовали нараставшие в Добровольческой армии «снизу» антисемитские настроения. Нередки были случаи погромов еврейских общин, в которых белогвардейцы зачастую видели предателей и шпионов.
В то же время и некоторые евреи-большевики «отличились» немалой жестокостью в ходе Гражданской войны. К примеру, в 1920 году в Крыму особенно «прославилась» своей деятельностью Розалия Самойловна Землячка. Дочь богатого купца 1 -й гильдии, она явно не испытывала никаких ограничений из-за своего еврейского происхождения. Однако именно эта богатая девушка вступила РСДРП еще в 1898 году и носила псевдоним «Демон». В годы Гражданской войны именно она была одним из главных организаторов Красного террора в Крыму против бывших офицеров, солдат Русской армии П.Н. Врангеля и мирного населения.
В заключение хотелось бы отметить, что евреи сыграли весьма значительную роль в историческом и культурном развития России в рассматриваемый период. Они активно участвовали во всех сферах культурной жизни, с одной стороны, проникаясь русским духом и продолжая славные традиции русской культуры, но, с
другой стороны, и привнося в них немало нового.
В то же время евреи сыграли важную роль в политических процессах рассматриваемого периода. Анализ показывает, что ограничительная антиеврейская политика со стороны руководства Российской империи, потакание антисемитским настроениям во многом спровоцировали активное участие евреев в революционном движении начала ХХ века: создание национальных партий, организацию первых анархических организаций, участие в индивидуальном терроре. Анализ государственной политики после 1907 года демонстрирует, что властью не были усвоены уроки из Первой русской революции, и национальный вопрос продолжал в их глазах считаться малозначимым.
В то же время евреи сыграли значительную роль и в событиях Великой Российской революции. Составляя значительную часть большевиков, евреи оказали большое влияние на свержение Временного правительства и раннюю политику молодой Советской республики. Несмотря на гибкость советского правительства в отношении национального вопроса, евреи активно участвовали в Гражданской войне по обе стороны баррикад.
Список используемой литературы:
1. Гессен, Ю. И. О жизни евреев в России. Записка в Государственную Думу / Гессен Юлий Исидорович. - СПб. : Тип. т-ва "Общественная польза", 1906. - [II], 137 с.: http://relig-librarv.pstu.ru/modules.php?name= 1147 (дата обращения 25.08.2020).
2. Национальный вопрос в программных документах политических Н353 партий, организаций и движений России. Начало XX в.: Документы и материалы: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / сост., автор введений и ред. И.В. Нам. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. - 256 с.
3. Кельнер В.Е. Евреи в России: XIX век. - М: Новое литературное обозрение, 2000. — 560 с.
4. Шульгин В. В. «Что нам в них не нравится...»; Об антисемитизме в России.— М.: Русская книга, 1994.— 448 с.— (Мыслители России)
5. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (В 5 тт.) / Ред.: Андреевский И. Е., Арсеньев К. К., Петрушевский Ф. Ф. - М.: Аутопан, 1998: https://biblioclub.ru/index.php?page=dict&dict id=62 (дата обращения, 26.09.2020).
6. Евреи и русская революция. Материалы и исследования /Под ред. О.В. Будницкого. - Иерусалим: Гешарим, 1999. — 496 с.
7. История еврейского народа в России. От революций 1917 года до распада Советского Союза / Под ред. Михаэля Бейзера. Том 3. — М.: Мосты культуры/Гешарим, 2017. — 480 с.:
https://www.academia.edu/30097352/История еврейского народа в России. От революций 1917 года до расп ада Советского Союза (дата обращения: 15.08.2020)
8. Безаров А.Т. К вопросу о роли евреев в анархистском движении накануне Революции 1905-1907 гг. в Российской Империи // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2018. №6., с. 41-60: https://cvberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roli-evreev-v-anarhistskom-dvizhenii-nakanune-revolvutsii-1905-1907-gg-v-rossivskov-imperii/viewer (дата обращения 19.09.2020).
9. Герасимова В.А. «Свои» и «Чужие»: крещеные евреи в России XVIII века // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2010. №15 (58)., с.139-145
10. Жукова Л.Г. «Любимцы Бога»: к вопросу о самоидентификации русских иудействующих (субботников) // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2009. №15., с.160-168
11. Земцова И.В. Отношение русской интеллигенции к еврейской интеграции в русскую культуру (2-я половина XIX начало XX вв. ) // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. №2., с 57 -62: https://cvberleninka.ru/article/n/otnoshenie-russkov-intelligentsii-k-evrevskov-integratsii-v-russkuvu-kulturu-2-va-polovina-xix-nachalo -xx-vv/viewer (дата обращения: 30.04.2020)
12. Левин В.И. Октябрьская революция и евреи России // ИСОМ. 2017. №6-2., с. 29-32: https://cvberleninka.ru/article/n/oktvabrskava-revolvutsiva-i-evrei-rossii/viewer (дата обращения: 16.08.2020).
13. Размолодин М.Л. Еврейский вопрос в идеологии черной сотни // Научный журнал КубГАУ -Scientific Journal of KubSAU. 2011. №68.: https://cvberleninka.ru/article/n/evrevskiv-vopros-v-ideologii-chernov-sotni/viewer (дата обращения: 20.08.2020)
14. Семенов И.Г. Традиционно-бытовая культура горских евреев в трудах русских ученых XIX - начала XX века // ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам. 2018. №2.: https://cvberleninka.ru/article/n/traditsionno-bvtovava-kultura-gorskih-evreev-v-trudah-russkih-uchenvh-xix-nachala-xx-veka/viewer (дата обращения: 04.08.2020).