УДК 94
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-29-32
ЛЕВИН Виталий Ильич
Пензенский государственный технологический университет г. Пенза, Россия [email protected]
Vitaly I. LEVIN Penza State Technological University Penza, Russia
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕВРЕИ РОССИИ
Предложено рассматривать причину революции 1917 г. как совокупность причин недовольства различных общественных и национальных групп. Рассмотрены причины недовольства своим положением национальной группы евреев России. В связи с этим дан обзор различных постановлений российского правительства и их последствий для евреев. Проанализирован процесс самоопределения евреев между большевиками и антибольшевиками. Рассмотрена история поселения евреев на территории России в конце XVIII века после разделов Польши. Описана политика Екатерины II, направленная на «исправление» евреев и привлечение их к общественной жизни государства. Анализируются сложности абсорбции евреев в экономику страны, их выдавливание правительством из центральных районов на окраины страны - в пресловутую «черту оседлости». Рассматривается проблема призыва евреев на военную службу и институт кантонистов. Описаны многочисленные притеснения, которые они терпели в царствование Павла I, Александра I, Николая I. Очень подробно анализируются реформы Александра II, несколько облегчившие жизнь евреев в России. Рассматривается эпоха Александра III, когда официальной политикой в отношении евреев стал антисемитизм. Именно тогда началась массовая еврейская эмиграция из России. Подробно рассматривается участие евреев в русском революционном движении. Также изучается их участие в I Мировой войне и массовые выселения из зоны боевых действий. В заключение описывается поддержка, которую еврейские массы оказали Февральской революции 1917 г., их жизнь при Временном правительстве. В конце статьи анализируются трудности, которые обрушились на российских евреев после октябрьского переворота, массовые погромы в период Гражданской войны и их переход на сторону большевиков, защищавших их от погромов. Статья написана на основе последних отечественных и зарубежных источников: монографий, справочников, энциклопедий и учебников.
Ключевые слова: февральская революция, октябрьский переворот, евреи, временное правительство, учредительное собрание
OCTOBER REVOLUTION AND JEWS OF RUSSIA
It is proposed to consider the cause of the 1917 revolution as a set of causes of discontent among various social and national groups. The reasons for dissatisfaction with their position of the national group of Jews of Russia are considered. In this regard, an overview of various decisions of Russian government and their consequences for the Jews is given. The procedure of self-determination of Jews between the Bolsheviks and anti-Bolsheviks is analyzed. The history of the settlement of Jews in the territory of Russia at the end of the 18th century after the sections of Poland is considered. The policy of Catherine II aimed at "correcting" Jews and involving them in public life of the state is described. The analysis of the difficulties of the absorption of Jews into the economy of the country, their extrusion by the government from central regions to the outskirts of the country - into the notorious "Pale of Settlement". The problem of conscription of Jews for military service and institution of cantonists is considered. Numerous oppressions that they endured during the reign of Paul I, Alexander I, and Nicholas I are described. The reforms of Alexander II, which made life easier for Jews in Russia, are analyzed in great detail. The era of Alexander III is considered, when anti-Semitism became an official policy towards Jews. It was then that mass Jewish emigration from Russia began. The participation of Jews in the Russian revolutionary movement is considered in detail. Also the participation of Jews in the World War I and their mass evictions from the war zone is touched. In conclusion, the support that the Jewish masses rendered to the February Revolution of 1917, their life under the Provisional Government, is described. At the end of the article, the difficulties faced by Russian Jews after October coup, mass pogroms during the Civil War and their transition to the side of Bolsheviks, who defended them from pogroms, are analyzed. Article is written on basis of latest Russian and foreign sources: monographs, reference books, encyclopedias and textbooks.
Keywords: February revolution, October revolution, Jews, Provisional government, constituent assembly
Революция в России, 100-летие которой мы недавно отметили, до сих пор вызывает ожесточенные споры историков. Основным предметом спора являются причины развернувшихся тогда событий - собственно буржуазно-демократической февральской революции и завершившего ее октябрьского переворота. В качестве причин обычно называют неспособность царя Николая II управлять огромным государством и то, что он ввязался в Первую мировую войну. Реже указывают на неспособность царя к быстрым и решительным силовым действиям, что проявилось, например, во время волнений в Петрограде из-за нехватки хлеба в 1916 г. или после получения им в феврале 1917 г. реляции российского генералитета о необходимости его отречения от престола. Называют иногда и явно сомнительные причины, такие как якобы «обнищание народа»; преступное упрямство верховного правителя А.В. Колчака, отказавшегося в 1919 г. пообещать независимость Финляндии и тем самым исключившего ее армию из совместного с армией генерала Н.Н. Юденича похода для взятия революционного Петрограда; повышенная солнечная активность в
1917 г., вызвавшая чрезмерное возбуждение населения, и т.д. Наконец, приводят явно конспиро-логические теории происхождения русской революции, связывающие ее с деятельностью международных тайных обществ, масонского братства, Всемирного еврейского правительства и т.д.
Думается, что подлинная причина революции 1917 года в России, сделавшая ее неизбежной, была в другом: к 1917 г. практически все национальные, религиозные, общественные группы населения страны были крайне недовольны деятельностью царя и его правительства в целом и решительно не соглашались на продолжение его правления. Конечно, причины недовольства различных групп были разными. Поэтому изучать их надо отдельно, однако результаты необходимо объединять, если мы хотим получить общую подлинную причину российской революции. Настоящая работа посвящена изучению причин недовольства группы «российские евреи». При изучении материала были использованы источники [1-5].
Россия веками запрещала евреям селиться на своей территории. Однако в конце XVIII в. после разделов Польши она вдруг оказалась государством с самым большим в мире еврейским населением (0,8 млн). Это поставило перед Екатериной II много трудных проблем, так как евреи по религии, традициям и роду занятий сильно отличались от других народов империи. Была разработана специальная политика «исправления» евреев и их последующего привлечения к участию в общественной жизни государства. Богатых евреев отнесли к купцам, бедных - к мещанам. Это дало им право избирать и быть избранными в городские думы. Но на деле это право было не реализовано и лишь осложнило взаимоотношения христиан и евреев. Правительство обязало всех евреев проживать только в городах, а не в деревнях. Это подорвало традиционные источники их заработка, так как они с давних времен торговали в деревнях. Их попытки торговать в городах внутренних губерний России были успешными благодаря более высокому качеству их товара и более низким ценам. Однако после жалоб русских купцов, испугавшихся конкуренции, Екатерина II в 1791 г. запретила евреям проживание и работу всюду, кроме присоединенных польских провинций, то есть Белоруссии, Литвы и Украины. Возникла пресловутая «черта оседлости». Последующие императоры Павел I и Александр I ничего не сделали для облегчения положения российских евреев. Наоборот, Александр I запретил им заниматься винокурением и торговлей вином. Им также запретили содержать постоялые дворы и обязали в течение трех лет вернуться в города, находящиеся в черте оседлости. В качестве «компенсации» за эти ограничения еврейским детям разрешили посещать русские школы, а еврейским общинам - создавать свои школы, евреев-земледельцев стали наделять землей в южных губерниях, ремесленным цехам запретили дискриминировать евреев-ремесленников. Но на практике все разумные положения политики Александра I в отношении евреев не выполнялись и все свелось к тому, что после отказа евреев добровольно покинуть деревни в 1807 г. их насильно выселили оттуда. Даже верность России, проявленная евреями во время войны с Наполеоном, не смягчила правительство. Наоборот, теперь им запретили проживать в городах-крепостях, военных портах и вдоль западной границы, а в 1825 г. вообще выселили из пограничной полосы в 50 верст. Вступивший на престол в 1825 г. Николай I пошел дальше: отменил налог, заменявший для евреев воинскую повинность, и стал набирать их на службу с 12 лет (!). Считалось, что за время предварительной подготовки в кантонистских школах дети примут христианство, а последующая служба в течение 25 лет окончательно оторвет их от еврейства. Жестокость, с которой осуществлялась эта программа (детей брали реально с 8 лет, вырывая их из рук матерей), не дала результатов и лишь озлобила народ. Николай I также ввел цензуру на еврейские книги, в результате чего были закрыты еврейские типографии во всех городах России, кроме Вильно и Житомира. В результате издание национальной литературы в стране сильно сократилось. И лишь Александр II, вступивший на престол в 1855 г. и начавший крупные реформы в стране, не обошел вниманием и евреев, приказав пересмотреть все касающиеся их законы, в целях их слияния с коренными жителями. Было отменено положение о кантонистах, и евреев уравняли с другими в правах в отношении к воинской повинности. Тогда же отменили запрет на занятие евреями государственных должностей. Получили разрешение проживать вне черты оседлости евреи-купцы 1-й гильдии, лица с учеными званиями, ремесленники, николаевские солдаты и их потомки. Стремясь ускорить ассимиляцию евреев, царь облегчил поступление евреев в государственные средние и высшие учебные заведения. Однако русская общественность испугалась, что приобщение евреев к русской культуре может сделать их более опасными для коренных жителей. Усилилась антисемитская агитация в прессе. А сам Александр II во вторую половину своего царствования отступил от прежних принципов. Он восстановил екатерининское положение об ограничении числа еврейских депутатов третью их общего числа, даже в городах с подавляющим большинством еврейского населения, и запретил евреям занимать пост городского головы. Он также закрыл учрежденные при Николае I государственные еврейские училища, а раввинские училища превратил в учительские институты. Убийство Александра II в 1881 г. окончательно
остановило либеральные эксперименты в стране. Новый царь Александр III перешел к политике тотального государственного антисемитизма. В 1887 г. он ввел процентную норму для евреев, поступающих в университеты, институты и гимназии: в черте оседлости - 10% от общего числа учащихся, вне черты - 5%, в Москве и Петербурге - 3%. Он также вернул запрет на принятие евреев на государственную службу, выслал в 1891 г. из Москвы всех жителей-евреев (20 тыс. чел.) и т.д. Именно при Александре III во всех губерниях черты оседлости в 1881 г. были созданы особые комиссии по определению «вреда», якобы причиняемого «коренному населению» экономической деятельностью евреев. Особый подбор членов комиссии и полученные ими наставления привели к тому, что большинство их высказалось за ограничение участия евреев в хозяйственной жизни страны. Эта рекомендация была принята на вооружение царем. В целом, при Александре III произошел поворот от стремления властей приобщить евреев к культурной жизни страны и ассимилировать их к решению изолировать их или заставить эмигрировать. Николай II сохранил эту политику и кое в чем усилил. Так, в 1901 г. он уменьшил процентную норму для евреев, поступающих в университеты, технологические институты, консерватории, академии художеств и полностью закрыл прием в электротехнический институт и институт путей сообщения в Петербурге, сельскохозяйственный институт в Москве, петербургское и московское театральные училища. Правительственные круги утверждали, что нарождающееся революционное движение в России - дело рук евреев-сообщников «внешнего врага». Царь, ненавидевший евреев, поддерживал эту антисемитскую линию. Он ассигновал крупные суммы из личного фонда для издания антисемитской литературы. А печально знаменитая книга «Протоколы сионских мудрецов», обвинявшая евреев в создании тайного мирового правительства, управляющего человечеством, была напечатана в царской типографии. Воззвания, призывавшие к погромам, печатались в тайной типографии департамента полиции. Безудержная пропаганда принесла свои плоды: по стране прокатилась волна погромов - в Кишиневе весной 1903 г. (убито 50, ранено 500 чел.), в Гомеле летом 1903 г. (убито 10, ранено 100 чел.), в Одессе в 1905 г. (убито 300 чел.) и т.д. Организатором всех погромов была созданная на царские деньги «патриотическая» организация «Союз русского народа». Люди пытались бороться с притеснявшей их властью, вступая в различные оппозиционные партии: эсеров, РСДРП, Бунд. Однако несравнимо большее их число просто эмигрировали из России. Всего уехало 2 млн чел., что составляло 40% еврейского населения страны! Во время Первой мировой войны 400 тыс. российских евреев участвовали в военных действиях, сотни тысяч еврейских женщин шили для фронта одежду, слали подарки солдатам. Они надеялись, что царь оценит их самоотверженность и предоставит им равноправие с другими народами страны. Ответ не заставил себя ждать: уже в августе 1914 г. по приказу верховного главнокомандующего Великого Князя Николая Николаевича Романова 100 тыс. евреев были выселены из прифронтовой полосы за якобы «пособничество врагу». В 1915 г. выселения продолжились, всего выслали около полумиллиона человек. По приказу того же Николая Николаевича Романова было взято около 400 заложников - раввинов и наиболее уважаемых руководителей еврейских общин; часть из них повесили. Люди поняли, что ничего хорошего от этого царя они не дождутся.
Немудрено, что российские евреи восторженно встретили февральскую революцию 1917 г. Временное правительство единогласно приняло «Постановление об отмене вероисповедных и национальных ограничений». В результате евреи получили равные со всеми гражданские, политические и национальные права. Вышли из подполья и активизировали свою деятельность еврейские политические партии. На местах стали создаваться автономные еврейские общины с независимым от властей руководством. Еврейская молодежь стала свободно поступать в гимназии, университеты, военные училища. Но Временное правительство оказалось слабым, в стране воцарился хаос. И 25 октября 1917 г. в результате военного переворота власть в стране захватили большевики. Большинство еврейских политических партий, общественных групп и религиозных авторитетов осудили переворот и последующий разгон Учредительного собрания, как антиконституционные действия. Рядовые же евреи разделились. Часть примкнула к противникам большевиков, участвовала в защите Зимнего дворца, воевала в составе Добровольческой армии Деникина и других белых армий. Другая часть поддержала большевиков. В развернувшейся впоследствии Гражданской войне на фоне других зверств, обычных для таких войн, резко выделялись своей жестокостью зверства во время массовых еврейских погромов, проводившихся белыми армиями, местными крестьянами и обычными бандитами. Только на территории Украины погибло, умерло от голода и болезней около полумиллиона человек, то есть 25% еврейского населения края; было разграблено 700 населенных пунктов, и несколько сот тысяч человек остались без средств к существованию; 300 тыс. детей стали сиротами. Это подтолкнуло евреев в сторону большевиков, армия которых всегда пресекала погромы и наказывала погромщиков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Кандель Ф. Очерки времен и событий. Ч. 3. - Иерусалим: Тарбут, 1994.
2. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 7. - Иерусалим, 1994.
3. Левин В.И. История евреев России. Взгляд из Пензы. - Пенза, 2003.
4. Очерк истории еврейского народа / Под ред. проф. Ш. Этингера. Т. 1, 2. - Иерусалим: Библиотека Алия, 1990.
5. Гессен Ю. История еврейского народа в России. - М.: Еврейский ун-т; Иерусалим: Геша-рим, 1993.
REFERENCES
1. Kandel F. Ocherki vremyon i sobytiy [Essays of Times and Events]. Part 3. Jerusalem: Tarbut, 1994. (in Russian)
2. Kratkaya Evreyskaya Enciklopediya [Short Jewish Encyclopaedia]. Vol. 7. Jerusalem, 1994. (in Russian)
3. Levin V.I. Istoriya evreev Rossii. Vzglyad iz Penzy [History of Jews in Russia. View from Penza]. Penza, 2003. (in Russian)
4. Ocherk istorii evreyskogo naroda. Pod red. prof. Sh. Ettingera. An Essay of History of Jewish People. Ed. by prof. Sh. Ettinger]. Vol. 1, 2. Jerusalim: Biblioteka Aliya, 1990. (in Russian)
5. Gessen Yu. Istoriya evreyskogo naroda v Rossii [History of Jewish People in Russia]. Moscow: Evreyskiy univ.; Jerusalem: Gesharim, 1993. (in Russian)
Информация об авторе:
Левин Виталий Ильич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Пензенский государственный технологический университет, [email protected] г. Пенза, Россия
Получена: 12.11.2017
Для цитирования: Левин В.И. Октябрьская Революция и Евреи России. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 2. с.29-32.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-29-32.
Information about the author:
Vitaly I. Levin, Doctor of Technical Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Penza State Technological University, Penza, Russia [email protected]
Received: 12.11.2017
For citation: Levin V.I. October revolution and jews of Russia Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part.2. Pp. 29-32. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-29-32. (in Russian)