УДК 94(47) (=411.16) : 340
К ВОПРОСУ О ПОГРОМАХ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛА XX вв.
TO THE QUESTION OF THE MASSACRES OF THE JEWISH POPULATION OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
B.B. Егоров, Нижегородский губернский колледж, г. Нижний Новгород
boarin123@yandex.ru
V. Egorov, Nizhny Novgorod Provincial College, Nizhny Novgorod
В настоящее время в России, как и в дореволюционной период, актуальна проблема межнациональных отношений, что обусловлено нерешённостью ряда социально-экономических вопросов в условиях современной рышочной экономики (безработица, низкий уровень жизни населения, значительная разница в доходах). Обозначены причины возникновения погромов в конце XIX — начале XX вв. как социально-политического явления; определены основные направления противодействия различных политических сил погромам еврейского населения. Рассмотрена тема погромов с точки зрения её генезиса и эволюции, вы1-явлены закономерности и особенности каждого этапа. Метод историко-политического толкования права выгразился в изучении правовыгх явлений в связи с социально-историческими и политическими условиями их генезиса. Вышвлены причины и следствия погромов и определено их значение в жизни евреев
Ключевые слова: евреи; погромы; дискриминация; политические технологии; христианство; религия
The relevance of the research problem is caused by the fact that currently, as in the pre-revolutionary period in Russia, the problem of interethnic relations is urgent due to a number of unresolved socio-economic issues in the modern market economy (unemployment, low standard of living of the population, a significant difference in income). Nationalist forces seeking power actively use these problems. They are trying to shift the blame for them on the non-Russian population of Russia, in particular the Jews. International conflicts can be attributed to one of the global problems of today. Formation of an adequate state legal policy of interethnic and interfaith issues is important and significant. The purpose is to analyze the causes of the riots in the late XIX — early XX centuries as a socio-political phenomenon; to determine the main directions of countering the various political forces in pogroms of the Jewish population. Through the use of the dialectical method of knowledge, it has become able to examine the stated topic in terms of its genesis and evolution, identify patterns and characteristics of each stage. The method of historical and political interpretations of the law has been expressed in the study of legal phenomena in relation to the socio-historical and political conditions of their genesis. The study is planned to summarize the causes and consequences of the pogroms and determine their importance in the life of the Jews
Key words: Jews; pogroms; discrimination; political technologies; Christianity; religion
1881—1882 гг. ознаменовались жестокими погромами еврейского населения. А.К. Тихонов указывал, что все погромы 1881 г. начинались на пасхальной неделе и продолжались в разныгх местностях до начала июля 1881 г. Столкновение с еврея-
ми-иудаистами стало печальной традицией с 80-х гг. XIX в. - нач. XX в. [21. С. 293]. H.A. Бердяев осуждал антисемитизм христиан. Мыслитель указывал: «Поистине поразительно легкомыслие христиан, которые считают возможным быть антисемита-
ми. Христианство по своим человеческим истокам есть религия еврейского типа, т.е. типа мессиански-пророческого. Еврейский народ внес мессиански-пророческий дух в мировое религиозное сознание, этот дух совершенно чужд греко-римской духовной культуре» [2. С. 6]. По мнению Е. Федотовой, H.A. Бердяев, будучи тонким персоналистом, воспринимал антисемитизм как оскорбление и унижение человеческого достоинства [23. С. 207].
«Погромы 1881—1882 гг. разразились на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881 г.). Неравноправие еврейского населения, застарелый антисемитизм и недовольство православного городского населения экономической конкуренцией со стороны евреев способствовали широкому распространению слухов, что царь убит евреями и что власти отдали негласный приказ повсеместно устраивать погромы» [26]. Следует отметить, что преимущественно славянское население черты оседлости, в особенности Малороссии и Новороссии, переходивших из рук в руки, выработало устойчивый стереотип борьбы с завоевателями и оккупантами. Таковыми в разные исторические периоды считали поляков, москалей (великороссов) и евреев (не славян). Последних коренные жители упрекали в чрезмерной обособленности и экономической деятельности, направленной якобы против коренного населения. По мнению A.A. Гольденвейзера, большинство населения воспринимало погромы как «официальную санкцию антисемитизма и узаконенное дискриминирование евреев» [7. С. 120].
По мнению Д.Д. Клиера, российское правительство подозревало евреев в эксплуатации христианского населения черты оседлости, и потому выбрало погромы одной из мер давления на евреев и сдерживания их конкуренции коренными жителями [30. Р. 3]. Учёный подчёркивает, что погромы организованы официальными лицами государства [31. Р. 709]. И. Яшунский считает, что правительство поощряло по-
громы [28]. По мнению Л.Р. Романовской, именно «Временные правила 1882 г.» спровоцировали волну антисемитизма в обществе [18. С. 217]. А.И. Дикий отмечает, что никаких фактических данных об участии правительства в погромах нет [9. С. 47]. В исторической энциклопедии, размещённой на сайте «Хронос», читаем: «Неправомерно распространенное мнение, будто погромы устраивало царское правительство. Нет сведений о прямой причастности правительства к этим делам» [25].
Следует отметить, что в апреле 1881 г. Департаментом общих дел уплачено 2561 р. Курско-Киевской железной дороге за перевозку военных чинов для защиты еврейского населения [4. Л. 1—2]. Прибытие военных чинов в Елисаветград положило окончание погрому в этом городе. Погромы в Кишиневе и Киеве также были остановлены. Затем погромы перекинулись на западные губернии: Киевскую, Полтавскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Волынскую и Варшавскую.
Ю.И. Гессен указывает, что меры к обузданию толпы приняты не столь своевременно и расторопно, как того требовала ситуация [5. С. 612]. С нашей точки зрения, погромы явились следствием правовых ограничений для евреев, которые опосредованно воспринимались коренным населением как мера наказания евреев за их образ жизни, отличавшийся от образа жизни большинства населения. Погромы были выгодны широким экономическим кругам: нарождавшейся буржуазии, дворянству, зажиточному мещанству. Помощь военных чинов была не столь уж велика, т.к. еврейские погромы привели к гибели многих евреев и спровоцировали волну эмиграции.
Император Александр III говорил Варшавскому генерал-губернатору И.В. Гурко после кровопролитного Варшавского погрома 1881 г.: «Сердце моё радуется, когда бьют евреев, но дозволять этого ни в коем случае не следует» [14]. Однако вслед за Варшавским погромом последовали погромы в Балте Подольской губернии 1882 г., в Н. Новгороде 1884 г. (вне черты оседлости) и др. Как указывает Х. Роггер, император
и министр внутренних дел И.П. Игнатьев обвиняли в провоцировании погромных настроений революционную агитацию, спекулировавшую настроениями местного населения, винившего евреев в эксплуатации [32. Р. 317]. Как отмечает Н. Дойч, иудаизм воспринимался местными жителями как религия, полная атавистических и реакционных традиций, а идиш не как подлинный язык общения евреев, а скорее как коррумпированный жаргон [29. Р. 3]. Отчасти революционные организации сами навлекали на себя подозрения. «Народная воля» и «Чёрный передел» утверждали, что погромы носят справедливый характер, т.к. направлены против эксплуататоров трудящегося населения. Подпольная газета «Народная воля» (1881, № 6) призывала к борьбе с евреями-эксплуататорами. В подпольной типографии тиражом в две тысячи экземпляров напечатана прокламация («К украинскому народу...») исполнительного комитета «Народной воли», в которой одобрялись погромы и звучал призыв к их продолжению.
Представители властей весной и летом 1881 г. утверждали, что погромы — дело рук анархистов (об этом заявил и Александр III на встрече с еврейской депутацией). Но вскоре в высших правительственных кругах стали доказывать, что причиной погромов явились некоторые виды экономической деятельности евреев, которые «имеют вредное влияние на быт коренного населения». Появился тезис о «еврейской эксплуатации», как о главной причине погромов. Основным его сторонником являлся граф Н.П. Игнатьев. Кроме того, важную роль в разжигании юдофобских настроений сыграли статьи на страницах периодической печати: в правом «Новом времени» А.С. Суворина и в славянофильской «Руси» И.С. Аксакова. Погромы спровоцировали ответную борьбу. В.Л. Степанов указывает, что погромы провоцировали неприятие к царской власти, загоняли евреев в революционное подполье [13. С. 343]. Д.Д. Клиер также считает, что погромы негативно повлияли на еврейскую общину в идеологическом смысле, ставя под сомнение стрем-
ление прогрессивных евреев к интеграции и ассимиляции в российское общество и спровоцировав развитие сионизма и еврейского социализма [30. Р. 3]. В результате погромов 1881 — 1882 гг. началась эмиграция евреев из России, за короткий срок страну покинуло несколько десятков тысяч человек [26].
Оценки политической ситуации в стране, опубликованные указанными ранее СМИ и оглашённые в правительственных кругах, чрезмерно политизированы. Причиной эмиграции евреев являлись не только погромы, но и реакционные меры, проводимые российским правительством в отношении евреев в тот период, а также застарелые правовые ограничения в сфере экономической деятельности, невозможность выхода за пределы черты оседлости, реализации политических интересов и ве-роисповедальные ограничения. Однако массовая эмиграция началась только в период погромов, а значит — в прежнее время евреи в большинстве своём не стремились покинуть Россию. Таким образом, до начала погромов ситуация не была столь критической, а сами евреи не считали, что должны покинуть пределы империи. С другой стороны, деятельность части богатых евреев по спаиванию и развращению коренного населения вызывала у последнего желание борьбы с данными явлениями. Поэтому погромы можно отчасти охарактеризовать и как проявления протестных настроений местных жителей. В межнациональных отношениях евреев и коренного населения не обходилось без взаимной озлобленности и упрёков. В результате накопившиеся десятилетиями противоречия вылились в погромы. Последней каплей стало убийство царя Александра II, в котором коренные жители обвинили евреев.
Российские националисты могли оказывать влияние на коренных жителей, но всё же не имели достаточной поддержки среди большинства населения. У. Уоллинг считает, что погромы в России происходили на средства немецких националистических партий [33. Р. 5]. Однако юдофобские настроения в российском обществе того пе-
риода не быши столь сильны, чтобы воздействовать на население из-за рубежа. Как отмечает Ю.И. Гессен, погромы вспыхнули внезапно и с эпидемиологической силой на фоне трагической гибели императора Александра II. Население считало, что теперь имущество и личность евреев не пользуются обычной охраной закона; что евреев можно повсюду громить, и это дозволено [6. С. 746].
В период правления Николая II произошло множество погромов еврейского населения. Так, 19—21 апреля 1899 г. во время православной Пасхи произошёл трёхдневный погром в Николаеве [10. С. 38]; 6—7 апреля 1903 г. — погром в Кишинёве, спровоцированный антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П.А. Крушеваном [5. С. 746]. Следует отметить, что еврейскую самооборону в Кишинёве организовывал историк и политический деятель С.М. Дубнов [11]. В организации этого погрома обвиняли министра внутренних дел В.К. Плеве (1846—1904), неоднократно заявлявшего, что «евреев надо проучить». Погромщики совершали зверства, невиданные со времён средневековья, количество жертв: убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома материальную помощь [19]. А.И. Дикий указывает, что Кишинёвский погром вызвал бурю негодования не только в России, но в других странах [9. С. 47]. В 1904-1905 гг. во многих городах России и Украины произошли кровавые еврейские погромы [16. С. 36]. Дискриминация и погромы заставляли евреев скрывать своё происхождение. Даже в 1917 г. Л.Д. Троцкий не хотел озвучивать своё еврейство, полагая, что в руках его врагов данная информация будет служить дополнительным оружием против него [22. С. 63]. Однако не всё население откровенно симпатизировало погромщикам. Случалось и такое, что рабочие из коренных жителей поддерживали евреев. Например, в Ростове-на-Дону, Челябинске, Житомире, Одессе и Воронеже, когда интеллигенты и рабочие создавали дружины
для защиты евреев [26]. Важность имело и то, что марксистские и социалистические, по сути, интернационалистические идеи уже были распространены среди коренного населения.
По мнению М.А. Гонтмахера, правительство не только не препятствовало проведению погромов, но в некоторых случаях влияло на их проведение [8. С. 152]. С точки зрения И. Арада, царское правительство использовало погромы как средство подавления назревающей революции [1. С. 4]. Однако в конце XIX — начале XX вв. на Украине активизировалось националистическое сепаратистское движение. Его политические лидеры адвокат М. Мехновский и общественный деятель Д. Донцов откровенно призывали к вооружённой агрессии против русских и евреев. Дело не могло обойтись и без контрразведок стран Тройственного союза: Автро-Венгрии, Германии и Османской империи, которые откровенно раскачивали обстановку в регионе.
Погромы вызвали массовую эмиграцию евреев из Российской империи в США и Великобританию, Османскую империю и другие страны. По данным Г.В. Костыр-ченко, из Российской империи эмигрировали почти 2 млн евреев [15. С. 29, 33]. О.А. Платонов указывает, что евреи в тот период составляли половину всех эмигрировавших из России (евреи — 1/2, поляки — около 1/4, остальную часть 1/4 — литовцы, немцы и др.). Русские же иммигрировали крайне неохотно (в 1909 г. — 0,6 %), т.к., по мнению писателя, даже мысль расстаться с Родиной была для них дикой [17. С. 20]. О.В. Будицкий указывает, что, несмотря на эмиграцию, еврейское население в России продолжало увеличиваться и к 1914 г. составило 5 млн 250 тыс. человек. По его мнению, главный фактор данного увеличения — естественный прирост, связанный с соблюдением евреями религиозных норм и правил личной гигиены [3. С. 3]. Однако, с нашей точки зрения, этих условий недостаточно. Важный аспект заключался в том, что российское правительство всё же создавало для евреев достаточно приемлемые условия жительства в черте оседлости. Там
евреи имели, по сути, те же права, что и коренное население. А.Д. Эльяшевич указывает, что в тот период в России жило более половины от всего еврейского населения в мире [27. С. 4].
Следует отметить, что многие эмигрировавшие евреи окончательно не прекращали связи с Россией. В конце XIX в. еврейские предприниматели организовали в г. Яффе торговлю российской мукой [12. С. 359]. При этом в Закавказском регионе с российской стороны торговлю с Турцией вели евреи и греки [24. С. 156]. А.Н. Севастьянов отмечает, что, несмотря на рассеянное проживание по всему миру, евреи — единый народ, остро осознающий свою национальную идентичность и свою национальную солидарность [20. С. 202].
Погромы имели негативное значение для еврейского населения. Они спровоцировали массовую эмиграцию евреев из России и ещё больше обострили межнациональные и межклассовые противоречия в Западном крае. Нельзя сказать, что погромы спровоцированы правительством, хотя некоторые сановники их поощряли. Российские власти повинны в том, что многолетняя политика дискриминации и травли евреев способствовала созданию у коренного населения стереотипа, что евреев можно преследовать и наказывать за их образ жизни. К эскалации конфликта во многом привела также ненависть местного населения к иудаизму. Погромы использовались частью российского купечества и связанного с ним экономическими интересами дворянства для подавления экономических конкурентов из евреев. Отчасти богатые евреи сами
Список литературы_
спровоцировали ненависть к себе у местных жителей тем, что спаивали коренное население низкокачественными спиртными напитками. Однако за дела богачей ответственность несли, в первую очередь, трудовые, законопослушные евреи, тем временем как зажиточные представители еврейского населения могли укрыться от погромов, пользуясь своим обособленным положением. Вина в разжигании взаимной ненависти друг к другу местного населения и евреев лежит также и на политических партиях и националистических движениях Западного края. Леворадикальные силы, стремящиеся к власти, разжигали погромные настроения и использовали погромы в качестве политической технологии дискредитации правительства, которое они и хотели обвинить в погромах. С другой стороны, националистические силы стремились за счёт погромов выселить евреев из России.
Таким образом, разжиганию межнационалистических конфликтных настроений способствовали контрразведки западных и южных стран: Австро-Венгрии, Германии, Османской империи, а также Франции и Великобритании, которые, будучи политическими соперниками России ещё с периода Крымской войны (1853—1856), внесли свою лепту в разжигании юдофобии и русофобии в Западном крае. Хотя следует учесть, что конкретно в период Первой мировой войны (1914—1918) Франция и Великобритания являлись союзниками России по Антанте. Однако до этого периода они также нанесли вред отношениям в Западном крае.
1. Арад И. Холокауст. Катастрофа европейского еврейства (1933—1945): сб. ст. Иерусалим: Яд Ва Шем, 1990. С. 4.
2. Бердяев H.A. Христианство и антисемитизм // Путь, 1938. № 6. С. 6.
3. Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми (1917—1920). М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. 552 с.
4. ГАРФ. Ф. 102. Оп 1. Д. 214. Л. 1-2.
5. Гессен Ю.И., Лозинский С.Г. Антисемитизм в России / / Еврейская энциклопедия. СПб.: Брокгауз - Ефрон, 1908. Т. 2. С. 746.
6. Гессен Ю.И. Погромы в России / / Еврейская энциклопедия. СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1912. Т. 12. С. 612.
7. Гольденвейзер А.А. Правовое положение евреев в России // Книга о русском еврействе от 1860 до 1917 гг. Минск, 2002. 270 с.
8. Гонтмахер М.А. Евреи на Донской земле. История, факты, биографии. Ростов н/Д.: Ростиздат, 2007. 825 с.
9. Дикий А.И. Евреи в России и СССР. Изд. 2-е. Новосибирск: Благовест, 1994. 608 с.
10. Дорошевич В.М. Безвременье: собр. соч. М.: Тов. И.Д. Сытина, 1905. Т. 2. 304 с.
11. Дубнов Семён Маркович [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%94%D1%83%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D 0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1 %87 (дата обращения: 10.02.2016).
12. Иванов С.М. Османская империя в мировой экономической системе (вторая половина XIX — начало XX в.): автореф. дис. ... д-ра. ист. наук: 07.00.03. СПб., 2004.
13. Из документов по еврейскому вопросу, 1904—1905 гг. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII — XX вв.: Альманах. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2005. Т. XIV. С. 343.
14. История Руси. Из истории еврейства в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http:// www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=3&ved=0CCIQFjAC&url=http%3A%2F%2Fwap.myrusskie. f0rum24.ru%2F%3F1-7-0-00000018-00000&ei=5YxTTfXEAYLq0duH6cEH&usg=AFQjCNHA_ZUml_ lAb2QwHNy66VH_oIbtPQ (дата обращения: 11.02.2016).
15. Костырченко Г.В. Сталин против космополитов. Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2010. 415 с.
16. Платонов О.А. Мифы и правда о погромах. М.: Яуза, 2005. 352 с.
17. Платонов О.А. Покушение на русское царство. М.: Родная страна, 2013. 416 с.
18. Романовская Л.Р. Иноверцы в Российской империи (историко-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Н. Новгород, 2006.
19. Российская портретная галерея. Энциклопедия известных людей в фотографиях. Плеве Вячеслав Константинович [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://all-photo.ru/portret/pleve_vk/index. ru.html (дата обращения: 11.02.2016).
20. Севастьянов А.Н. Время быть русским. Русский национализм на авансцене истории. М.: Эксмо, Яуза, 2004. 896 с.
21. Тихонов А.К. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII — начале XX в.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. СПб., 2007.
22. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии: в 2 т. Т. 2. М.: Книга, 1990. 336 с.
23. Федотова Е. Еврейская тема в философии Николая Бердяева // От Библии до постмодерна: статьи по истории еврейской культуры: М.: Текст, Книжники, 2009. С. 207.
24. Хайри Ч. Османская империя и Россия в Западном Закавказье в первой половине XIX в. (Картлия
— Кахетия — Имеретия — Мегрелия — Гурия — Ахалухский пашалык): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. СПб., 2004.
25. Хронос. Еврейские погромы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/organ/ rossiya/pogromy.php (дата обращения: 11.02.2016).
26. Электронная еврейская энциклопедия. Погромы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ww.eleven.co.il/?mode=artide&id=13251&query=%CF%CE%C3%D0%CE%CC%DB (дата обращения: 11.02.2016).
27. Эльяшевич А.Д. Правительственная политика и еврейская печать в 1797 — 1917: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. СПб., 2000. 54 с.
28. Яшунский И. Российское еврейство и мировая война [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jewish-heritage.org/kelner.htm#k5 (дата обращения: 11.02.2016).
29. Deutsch N. The Jewish Dark Continent: Life and Death in the Russian Pale of Settlement. Cambridge: Harvard University Press, 2011. 384 p.
30. Klier Jh.D. Russian Jewry on the eve of the pogroms / / Pogroms: anti-jewish violence in modern Russian history. New York: Cambridge University Press, 2004. P. 3.
31. Klier Jh. D. Russians, Jews, and the Pogroms of 1881 — 1882 // Oxford Journals. Humanities. English Historical Review. Vol. 128, Issue 532. 494 p.
32. Rogger H. Conclusion and overview // Pogroms: anti-jewish violence in modern Russian history. New York: Cambridge University Press, 2004. P. 317.
33. Walling W. Shield / Gorky M., Andreyev L.A., Sologub F. The Shield: Russia and the Jewish Question
- Russian Intellectuals on Anti-Semitism. New York: ALFRED A. KNOPF Mcmxvii, 2010. P. 5.
List of literature_
1. Arad I. Holokaust. Katastrofa evropeiskogo evreistva (1933—1945) [Holocaust. The catastrophe of the European Jews (1933—1945) ]: Proc. Art. Jerusalem: Yad Vashem, 1990, p 4.
2. Berdyaev N.A. Christianstvo i antisemitism [Christianity and anti-Semitism]. Paris: Path, 1938, no. 6,
p. 6.
3. Budnitskiy O.V. Rossiyskie ewrei mezdu krasnimi Ibelimi (1917—1920) [Russian Jews between the red and white (1917-1920)]. Moscow: Russian Political Encyclopedia, 2005. 552 p.
4. GARF (State Archive). F. 102. Op 1. D. 214. L. 1-2.
5. Gessen Yu.I., Lozinsky S.G. Evreyskaya entsuklopedia (The Jewish Encyclopedia). St. Petersburg: Brockhaus - Ephron, 1908, vol. 2, p. 746.
6. Gessen Yu.I. Evreyskaya entsuklopedia (The Jewish Encyclopedia). St. Petersburg: Brockhaus — Ephron, 1912, t. 12, p. 612.
7. Goldenveizer A.A. Pravovoe polozenie ereev v Rossii [The legal status of the Jews in Russia]: Book of Russian Jewry from 1860 to 1917. Minsk, 2002. 270 p.
8. Gontmakher M.A. Evrei na Donskoy zemle. Istoriya, fakti, biografiya [The Jews in the land of Don. History, facts, biographies]. Rostov n/D.: Rostizdat, 2007. 825 p.
9. Dikiy A.I. Evrei v Rossii ISSSR [The Jews in Russia and the USSR]. Ed. 2nd. Novosibirsk: Blagovest, 1994.608 p.
10. Doroshevich V.M. Bezvremenie [Timelessness]: Coll. works Moscow: Tov. I.D. Sytina, 1905, vol. 2, 304 p.
11. Dubnov Semen Markovich (Semen Markovich Dubnov) Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%94%D1%83%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0% BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (accessed 10.02.2016).
12. Ivanov S.M. The Ottoman Empire in the global economic system (the second half of XIX — early XX century) [Osmanskay imperia v mirovoy ekonomicheskoy sisteme (vtoraya polovina XIX — nachalo XX v.)]: Abstract. dis. ... dr. hist. sciences: 07.00.03. St. Petersburg, 2004.
13. Iz dokumentov po evreiskomu voprosu, 1904—1905 gg. [The documents on the Jewish question, 1904—1905]: Russian Archive: History of the Fatherland in the testimonies and documents of the XVIII — XX centuries: Almanac. Moscow: TRITE Studio: Ros. Archive, 2005, vol. XIV, p. 343.
14. Istoria Rusi. Iz istorii evreystva v Rossii (History of Russia. From the history of Jews in Russia) Available at: http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=3&ved=0CCIQFjAC&url=http%3A%2F%2Fwap. myrusskie.forum24.ru%2F%3F1-7-0-00000018-00000&ei=5YxTTfXEAYLq0duH6cEH&usg=AFQjCNHA_ ZUml_lAb2QwHNy66VH_oIbtPQ (accessed 11.02.2016).
15. Kostyrchenko G.V. Stalin protiv kosmopolitov. Vlast i evreyskya intelligentsia v SSSR [Stalin against cosmopolitans. Power and the Jewish intelligents in the Soviet Union]. Moscow: ROSSPEN, 2010. 415 p.
16. Platonov O.A. Mify i Pravda o pogromach [Myths and truth about the massacres]. Moscow: Yauza, 2005.352 p.
17. Platonov O.A. Pokushenie na russkoe tsarstvo [Encroachment on the Russian kingdom]. Moscow: Rodnaya strana, 2013. 416 p.
18. Romanovskaya L.R. Gentiles in the Russian Empire (historical and legal research) [Inovertsi v Rossiys-koy imperii (istoriko-pravovoe issledovanie)]: Abstract. dis. ... cand. law sciences: 12.00.01. N. Novgorod, 2006.
19. Rossiyskaya portretnaya galerea. Entsiklopedia izvestbih ludey v fotografiah. Pleve Vaycheslav Kon-stantinovich (The Russian Portrait Gallery. Encyclopedia of famous people in the photos. Pleve Vyacheslav Kon-stantinovich) Available at: http://all-photo.ru/portret/pleve_vk/index.ru.html (accessed 11.02.2016).
20. Sevastyanov A.N. Vremay bit russkim. Russki natsionalism na avanstsene istorii [Time to be Russian. Russian nationalism is on the forefront of history]. Moscow: Eksmo, Yauza, 2004. 896 p.
21. Tikhonov A.K. Policy of the Russian Empire towards the Catholics, the Muslims and the Jews in the last quarter of the XVIII — early XX century [Politika Rossyskoy imperii po otnosheniu k katolikam, musulmanam, iudeam v posledney chetverti XVIII — nachale XX v.]: Abstract. dis. ... Dr. hist. sciences: 07.00.02. St. Petersburg, 2007.
22. Trotsky L.D. Moya zhizn. Opit avtobiografii [My life. Experience autobiography]. In 2 vol., vol. 2. Moscow: Kniga, 1990. 336 p.
23. Fedotova E. Ot Biblii do postmoderna [From the Bible to the Postmodern]: articles on the history of Jewish culture: Moscow: Tekst, Knizhniki, 2009, p. 207.
24. Hayry Ch. Ottoman Empire and Russia in the Western Transcaucasia in first half of XIX century. (Kartli — Kakheti — Imereti — Samegrelo — Guria — Ahaluhsky pashalik) [Osmanskaya imperia i Rossia v Zapadnom Zakavkazie v pervoy polovine XIX v. (Kartlia — Kachetia — Imeretia — Megrelia — Guriya — Achalichskiy pashalik)]: Abstract. dis. ... cand. hist. sciences: 07.00.03. St. Petersburg, 2004.
25. Khronos. Evreyskie pogromi (Chronos. Jewish pogroms) Available at: http://www.hrono.ru/organ/ rossiya/pogromy.php (accessed 11.02.2016).
26. Electronnaya evreyskaya entsiklopedia. Pogromi (Electronic Jewish encyclopedia. Pogroms) Available at: http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13251&query=%CF%CE%C3%D0%CE%CC%DB (accessed 11.02.2016).
27. Elyashevich A.D. Government policies and the Jewish press in 1797—1917 [Pravitelstvennaya politika i evreyskaya pechat v 1797—1917]: Abstract dis. ... dr. hist. sciences: 07.00.02. St. Petersburg, 2000. 54 p.
28. Yashunskiy I. Rossyskoe evreystvo i mirovaya voina (The Russian Jewry and World War II) Available at: http://www.jewish-heritage.org/kelner.htm#k5 (accessed 11.02.2016).
29. Deutsch N. The Jewish Dark Continent: Life and Death in the Russian Pale of Settlement [The Jewish Dark Continent: Life and Death in the Russian Pale of Settlement]. Cambridge: Harvard University Press, 2011. 384 p.
30. Klier Jh.D. Russian Jewry on the eve of the pogroms [Russian Jewry on the eve of the pogroms]: Pogroms: anti-jewish violence in modern Russian history. New York: Cambridge University Press, 2004, p. 3.
31. Klier Jh.D. Oxford Journals. Humanities. English Historical Review (Oxford Journals. Humanities. English Historical Review), vol. 128, issue 532. 494 p.
32. Rogger H. Conclusion and overview [Conclusion and overview]: Pogroms: anti-jewish violence in modern Russian history. New York: Cambridge University Press, 2004, p. 317.
33. Walling W. Shield [Shield]; Gorky M., Andreyev L.A., Sologub F. The Shield: Russia and the Jewish Question - Russian Intellectuals on Anti-Semitism. New York: ALFRED A. KNOPF Mcmxvii, 2010, p. 5.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Егоров Вадим Валерьевич, аспирант, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, преподаватель, Нижегородский губернский колледж, г. Нижний Новгород, Россия. Область научных интересов: политические институты, процессы и технологии boarin123@yandex.ru
Vadim Egorov, postgraduate student, Law faculty, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, teacher of special disciplines, Nizhny Novgorod Provincial College, Nizhny Novgorod, Russia. Sphere of scientific interests: political institutions, processes and technologies
Образец цитирования _
Егоров В. В. К вопросу о погромах еврейского населения Российской империи в конце XIX — начала XX вв. // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 5. С. 67— 74.