Научная статья на тему 'К вопросу о роли евреев в анархистском движении накануне революции 1905-1907 гг. В Российской империи'

К вопросу о роли евреев в анархистском движении накануне революции 1905-1907 гг. В Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
616
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАРХИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЕВРЕИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ / ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ / АНАРХИСТСКИЙ ТЕРРОР / ANARCHIST MOVEMENT / JEWS IN THE RUSSIAN EMPIRE / FIRST RUSSIAN REVOLUTION / STATE ANTI-SEMITISM / AREA OF PERMANENT RESIDENCE / ANARCHIST TERROR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Безаров Александр Троянович

В статье рассматривается процесс становления еврейского анархистского движения в Российской империи, который в основном завершился к началу революции 1905-1907 гг. Эпицентром развития движения оказалась территория «черты постоянной оседлости евреев», а наиболее видными его участниками представители леворадикальной еврейской молодежи Б.Я. Энгельсон, Ш.Х. Каганович, К.М. Эрделевский, Н.П. Брумер и М.И. Мец. В таких городах Российской империи, как Белосток, Вильно, Житомир, Варшава, Кишинёв, Одесса, Киев и Екатеринослав еврейские анархисты попытались с оружием в руках доказать не только преимущества «бесклассового» и «безгосударственного» общества, но и противостоять политике антисемитизма, которая накануне революционных событий 1905-1907 гг. превратилась в один из инструментов борьбы самодержавного режима с революционным движением. Поскольку большинство анархистов Российской империи накануне Первой русской революции были евреями, в частности, первая организация анархистов на территории России была создана русско-еврейскими революционерами, то можно говорить о возникновении и развитии собственно еврейского анархистского движения в стране. Среди факторов, которые ускорили становление этого движения, прежде всего, следует отметить политику государственного антисемитизма, правовую дискриминацию, социальную сегрегацию и бедность еврейского населения России, а также влияние международного анархистского движения. На основе имеющихся в литературе довольно условных статистических данных автор делает попытку более определенно установить долю евреев среди российских анархистов. Естественно, далеко не все российские анархисты были евреями, а еврейский вопрос даже во всей его остроте в позднеимперской россии не являлся ключевым фактором в развитии революционных процессов 1905-1907 гг., но именно еврейским анархистам предстояло сыграть роль активного фермента, дестабилизирующего социально-экономическую ситуацию в стране с целью вынудить самодержавие совершить серию политических ошибок, которые и привели впоследствии к событиям Первой русской революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Role of Jews in the Anarchist Movement on the Eve of the Revolution of 1905-1907 in the Russian Empire

The article studies the establishment of the Jewish anarchist movement, which had completed by the eve of the Revolution of 1905-1907. The center of the movement proved to be the territory of “the area of the permanent residence for Jews”, and its most prominent members were from leftist radical Jewish youth: B.Ya. Engelson, Sh.Kh. Kaganovich, K.M. Erdelevskiy, N.P. Brumer and M.I. Mets. The following cities of the Russian Empire: Bialystok, Vilna, Zhytomyr, Warsaw, Chisinau, Odessa, Kiev and Yekaterinoslav saw Jewish anarchists not only taking armed action for a “classless” and “stateless” society in Russia but also resisting the policy of anti-Semitism, which on the eve of the revolutionary events of 1905-1907 turned into one of the tools of the autocratic regime against the revolutionary movement. Since most anarchists of the Russian Empire on the eve of the First Russian Revolution were Jews and the first anarchist circle on Russian territory was created by Russian-Jewish revolutionaries, we can speak about the establishment and development of proper Jewish anarchist movement in the country. The factors that contributed to the establishment of this movement are first and foremost the state policy of anti-Semitism, legal discrimination, social segregation and poverty of Jewish population of Russia, as well as the influence of international anarchist movement. The author seeks to define more accurately the share of Jews among the Russian anarchists on the basis of approximate statistics in the literature available. It is natural that not all Russian anarchists were Jews and the Jewish question was not a key factor in the revolutionary process of 1905-1907 even considering the urgency of this issue. Yet it was Jewish anarchists that were destined to become the impetus for destabilizing the socio-economic situation in the country that led the autocracy to commit some political blunders, which eventually provoked the events of the First Russian Revolution.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли евреев в анархистском движении накануне революции 1905-1907 гг. В Российской империи»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2018. № 6

А.Т. Безаров*

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЕВРЕЕВ В АНАРХИСТСКОМ ДВИЖЕНИИ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 гг. В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

A.T. Bezarov

ON THE ROLE OF JEWS IN THE ANARCHIST MOVEMENT ON THE EVE OF THE REVOLUTION OF 1905-1907 IN THE RUSSIAN EMPIRE

Аннотация. В статье рассматривается процесс становления еврейского анархистского движения в Российской империи, который в основном завершился к началу революции 1905-1907 гг. Эпицентром развития движения оказалась территория «черты постоянной оседлости евреев», а наиболее видными его участниками — представители леворадикальной еврейской молодежи — Б.Я. Энгельсон, Ш.Х. Каганович, К.М. Эрделевский, Н.П. Бру-мер и М.И. Мец. В таких городах Российской империи, как Белосток, Вильно, Житомир, Варшава, Кишинёв, Одесса, Киев и Екатеринослав еврейские анархисты попытались с оружием в руках доказать не только преимущества «бесклассового» и «безгосударственного» общества, но и противостоять политике антисемитизма, которая накануне революционных событий 1905-1907 гг. превратилась в один из инструментов борьбы самодержавного режима с революционным движением. Поскольку большинство анархистов Российской империи накануне Первой русской революции были евреями, в частности, первая организация анархистов на территории России была создана русско-еврейскими революционерами, то можно говорить о возникновении и развитии собственно еврейского анархистского движения в стране. Среди факторов, которые ускорили становление этого движения, прежде всего, следует отметить политику государственного антисемитизма, правовую дискриминацию, социальную сегрегацию и бедность еврейского населения России, а также влияние международного анархистского движения. На основе имеющихся в литературе довольно условных статистических данных автор делает попытку более определенно установить долю

* Безаров Александр Троянович, кандидат исторических наук, ассистент кафедры истории нового и новейшего времени Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича (г. Черновцы, Украина)

Bezarov Alexandr Troyanovich, PHd Candidate in History, Assistant Professor of the Department of Modern and Contemporary History at Yuriy Fedkovich Chernivitsi National University (Chernivtsi, Ukraine) alex.bezarov@gmail.com

евреев среди российских анархистов. Естественно, далеко не все российские анархисты были евреями, а еврейский вопрос даже во всей его остроте в позднеимперской России не являлся ключевым фактором в развитии революционных процессов 1905-1907 гг. Но именно еврейским анархистам предстояло сыграть роль активного фермента, дестабилизирующего социально-экономическую ситуацию в стране с целью вынудить самодержавие совершить серию политических ошибок, которые и привели впоследствии к событиям Первой русской революции.

Ключевые слова: анархистское движение, евреи в Российской империи, Первая русская революция, государственный антисемитизм, черта оседлости, анархистский террор.

Abstract. The article studies the establishment of the Jewish anarchist movement, which had completed by the eve of the Revolution of 1905-1907. The center of the movement proved to be the territory of "the area of the permanent residence for Jews", and its most prominent members were from leftist radical Jewish youth: B.Ya. Engelson, Sh.Kh. Kaganovich, K.M. Erdelevskiy, N.P. Brumer and M.I. Mets. The following cities of the Russian Empire: Bialystok, Vilna, Zhytomyr, Warsaw, Chisinau, Odessa, Kiev and Yekaterinoslav saw Jewish anarchists not only taking armed action for a "classless" and "stateless" society in Russia but also resisting the policy of anti-Semitism, which on the eve of the revolutionary events of 1905-1907 turned into one of the tools of the autocratic regime against the revolutionary movement. Since most anarchists of the Russian Empire on the eve of the First Russian Revolution were Jews and the first anarchist circle on Russian territory was created by Russian-Jewish revolutionaries, we can speak about the establishment and development of proper Jewish anarchist movement in the country. The factors that contributed to the establishment of this movement are first and foremost the state policy of anti-Semitism, legal discrimination, social segregation and poverty of Jewish population of Russia, as well as the influence of international anarchist movement. The author seeks to define more accurately the share of Jews among the Russian anarchists on the basis of approximate statistics in the literature available. It is natural that not all Russian anarchists were Jews and the Jewish question was not a key factor in the revolutionary process of 1905-1907 even considering the urgency of this issue. Yet it was Jewish anarchists that were destined to become the impetus for destabilizing the socio-economic situation in the country that led the autocracy to commit some political blunders, which eventually provoked the events of the First Russian Revolution.

Keywords: anarchist movement, Jews in the Russian Empire, First Russian

Revolution, state anti-Semitism, area of permanent residence, anarchist terror.

* * *

Известно, что в истории Великой русской революции заметный след оставило анархистское движение, деятельность многочисленных организаций которого во многом повлияла на характер революционных процессов в России и на Украине вплоть до 1922 г.

Однако, как представляется, значительно меньше известно о влиянии анархистского движения на события Первой русской революции, во многом определившей дальнейшее развитие общественно-политической жизни Российской империи. Так, например, авторы фундаментального исследования, посвященного столетнему юбилею революции 1905-1907 гг., незаслуженно, на наш взгляд, обошли вниманием вопрос о месте и роли анархистов в этих событиях, утверждая, что «серьезного влияния на политическую жизнь страны в период революции они все же не оказали», несмотря даже на то обстоятельство, что вместе с другими революционными партиями и организациями «анархисты участвовали в отрядах самообороны, в боях с правительственными войсками во время вооруженных восстаний в декабре 1905 года»1. Очевидно, что не только эсеры и социал-демократы выступали активными участниками революционных событий в 1905-1907 гг., но и анархисты, которые в определенном смысле даже предвосхитили их.

Заметной особенностью российского анархистского движения было участие в нем представителей многочисленных национальных групп Российской империи, среди которых безусловными лидерами оказались евреи. Обращение к истории анархистского движения именно накануне Первой русской революции позволит, с одной стороны, оценить место и роль вообще анархистов в революционных процессах 1905-1907 гг., а с другой — определить главные факторы участия евреев в анархистском движении в Российской империи, понять мотивацию еврейских анархистов, изучить формы и методы их революционной деятельности. Всё это в целом, как нам кажется, углубит уже известные представления о причинах развития анархистского движения в России, расширит понимание самой логики развития революционных событий 1905-1907 гг.

По нашему мнению, понятие «анархистское движение в Российской империи накануне Первой русской революции» охватывает все известные нам революционные организации, которые действовали на территории Российской империи в начале ХХ в. под лозунгами анархизма и разделявших, так или иначе, его идеалы. Поскольку, как известно, анархисты исключали построение своих организаций по национальному признаку, то, вероятно, использование критерия этничности при характеристике состава участников анархистского движения будет подходом не совсем корректным с точки зрения научной объективности. Однако не исключено, что тактические

1 Первая революция в России: взгляд через столетие / Отв. ред. С.В. Тютюкин. М., 2005. С. 543.

задачи анархистских организаций накануне Первой русской революции определялись национальными интересами их участников, если учитывать тот факт, что революционная стратегия и доктрина анархистского движения в целом были довольно привлекательными для этномаргинальных групп. Анархизм предлагал простые ответы на сложные вопросы. И в этом, на наш взгляд, был секрет его популярности в условиях острого политического и социального кризиса в Российской империи в начале ХХ в.

Таким образом, задачей данного исследования является изучение роли евреев в анархистском движении накануне революционных событий 1905-1907 гг. в Российской империи. Как уже отмечалось выше, проблемы участия анархистов в годы Первой русской революции нечасто становились предметом рассмотрения в современной историографии, а историки собственно анархистского движения в Российской империи только фрагментарно обращались к изучению этой темы.

Тем не менее, среди немногочисленных известных нам исследований, где довольно глубоко проанализированы сформулированные нами проблемы, следует отметить, прежде всего, российского историка В.В. Кривенького. В своей монографии он, в частности, писал, что в России в конце XIX — начале ХХ в. сложились определенные социально-экономические и политические условия для возрождения и развития анархизма как «общественно-политического движения, которое имело свою традицию в революционно-освободительном движении...»2. Впрочем, автор далее не уточнил, в чем он видит взаимосвязь этих, во многом справедливо указанных им, условий, которые сложились в России одновременно с процессами активизации международных центров анархистского движения, где, собственно, и возникли первые группы русских анархистов в начале ХХ в. Однако В.В. Кривенький был наверное прав, когда утверждал, что первым «русским анархистом» стал Б.Я. Энгельсон3, а первой анархистской организацией в Российской империи — группа еврейских анархистов, которая возникла в Белостоке Гродненской губернии весной 1903 г.4

С мнением российского историка по поводу бурной деятельности еврейских анархистов накануне революции 1905-1907 гг. в целом согласен американский исследователь П. Эврич, который, однако, отметил одну важную особенность, а именно то, что толчком к раз-

2 Кривенький В. В. Анархистское движение в России в первой четверти ХХ века: теория, организация, практика М.: Политическая энциклопедия, 2018. С. 91-92.

3 Там же. С. 99.

4 Там же. С. 102.

витию еврейского анархистского движения в Российской империи были еврейские погромы в черте оседлости, где «экономический упадок сочетался с сильным национальным угнетением, что вызывало мощные чувства нигилизма среди студентов, рабочих и крестьян, что приводило многих из них к решительному радикализму»5. П. Эврич также подчеркивал важное значение международного еврейского анархистского движения в процессах становления еврейских анархистских организаций в Российской империи, в частности, в Белостоке и Одессе6. Очевидно, что, подразумевая под «радикальной молодежью из Белостока» собственно еврейских анархистов, П. Эврич, тем не менее, в отличие от В.В. Кривенького, не рассматривал их в качестве самостоятельной анархисткой группы.

Достаточно далеко продвинулась в изучении вопроса о месте и роли еврейских анархистов накануне Первой русской революции современная украинская историография. В частности, В.А. Савченко подчеркивает, что в больших городах Российской империи появилось новое поколение молодых евреев, которые определяли «фронду» в отношении российских властей и были готовы взяться за оружие ради достижения новых для себя социалистических и национальных идеалов7. Усиление антисемитизма и многочисленные еврейские погромы в Российской империи в начале века стимулировали распространение леворадикальных идей среди еврейской молодежи, фокусировали внимание лидеров русско-еврейской эмиграции на идеях «экспорта революции» в Россию8. Тем не менее, В.А. Савченко не склонен преувеличивать значение «еврейского фактора» в революции 1905-1907 гг., хотя и не отрицает заметной роли евреев в деятельности российских анархистов9. Таким образом, украинский исследователь справедливо полагает, что общей тенденцией в развитии анархистских организаций в 1904-1905 гг. была ставка на евреев как на основную оппозиционную прослойку общества. Из того же принципа исходит и А.М. Лебеденко, который отмечал, что главной причиной увлеченности российских евреев идеями анархистского движения было их «национальное и социальное угнетение»10. Несколько эмоциональным оказалось суждение В.Н. Волковинского,

5 Эврич П. Русские анархисты. 1905-1917 гг. / Пер. с англ. И.Е. Полоцка. М., 2006. С. 19-20.

6 Там же. С. 46.

7 Савченко В.А. Анархктський рух в Одеа (1903-1916 рр.). Одеса, 2014. С. 29.

8 Там же. С. 39.

9 Там же. С. 304-305.

10 Лебеденко А. М. История анархизма в Украине (конец XIX — начало ХХ вв.). Киев, 1995. С. 70.

который считал, что все русские и украинские анархисты в массе своей были евреями, «перенявшими опыт своих западноевропейских коллег». Следовательно, рассуждал он, не стоит удивляться тому, что главными центрами анархистского терроризма в России стали Одесса и Екатеринослав, так как терроризм был популярным среди евреев — жителей черты оседлости, которые совсем не интересовались идеями анархизма, «плохо говорили по-русски», но стремились «убить каждого, кто жил лучше их, кто имел хоть какие-то перспективы в жизни»11.

Для избегания всевозможных спекуляций и заблуждений в оценках места и роли евреев в анархистском движении Российской империи (к которым, вероятно, следует отнести и попытки приуменьшить их значение) необходимо учитывать статистические данные о национальном составе участников анархистских групп, которых в современной историографии, к сожалению, практически нет. Пожалуй, единственным исключением следует признать результаты исследования В.В. Кривенького, который предполагал, что евреи составляли около половины всех участников анархистских организаций в Российской империи12. Впрочем, едва ли эти данные можно признать вполне обоснованными. Во-первых, авторская «выборка» имела довольно широкий хронологический диапазон (1903-1910 гг.), а, во-вторых, не были указаны критерии (источники), по которым производился расчет. Наконец, с утверждением В.В. Кривенького о том, что превалирование еврейских анархистов было заметным именно в черте оседлости, можно согласиться, однако, насколько заметным и где именно, автор, к сожалению, не уточнил13.

Вообще, статистики относительно национальности анархистов не существовало в принципе — в условиях массового революционного движения определить не только национальный, но и количественный состав многих революционных организаций было совсем не просто. Следовательно, выводы о национальном составе анархистских групп могут быть лишь условными, так как любые данные будут изначально иметь высокую степень статистической погрешности (приведенные в этой статье не являются исключением). Тем не менее, в основание наших подсчетов были положены сведения о процентном соотношении всех революционеров разных национальностей, осужденных за свою деятельность на 1 января 1905 г.,

11 Полиичний терор i тероризм в Укра!ш. Х1Х — ХХ ст.: 1сторичш нариси / Ввдп. ред. В.А. Смолш. Кшв, 2002. С. 98.

12 Кривенький В.В. Указ. соч. С. 124.

13 Там же. С. 125.

собранные командующим Сибирским военным округом генералом H.H. Сухотиным, а также отдельные материалы жандармских управлений, в которых была отражена национальность анархистов. К сожалению, о репрезентативности выборки в строгом понимании речь, естественно, не идет, поскольку общее количество всех анархистов в стране накануне 1905 г. уточнить не представляется возможным14. Для этого, как минимум, необходимо знать, сколько анархистов скрывалось от полиции (в том числе за рубежом), и кого именно считать анархистами (учитывая их периодические переходы из других революционных организаций и обратно).

Если верить расчетам, произведенным H.H. Сухотиным, то на каждых 100 евреев в Российской империи приходилось 65 «бунтарей»15, из которых, естественно, не все были анархистами. Однако, если учесть, что доля «бунтарей» среди других национальностей Российской империи была значительно меньше16, а первые анархистские организации в России, как уже было доказано В.В. Кри-веньким, были исключительно еврейскими, то среднестатистический показатель в целом по империи (при том что вне пределов черты оседлости накануне революции анархисты особенной активностью не отличались) будет таким: из каждых 100 анархистов 80 человек, как минимум, были евреями.

Очевидно, что динамика в соотношении еврейских и нееврейских участников анархистского движения сохранилась в более поздний период и колебалась не в пользу евреев, но только в том случае, когда определенная группа анархистов действовала далеко за пределами черты оседлости. Так, например, из 40 арестованных жандармами анархистов-коммунистов 30 апреля 1907 г. в Одессе только трое не

14 Согласно расчетам В.В. Кривенького, в 1903-1910 гг. в России было 7 тыс. анархистов, из которых 5 тыс. действовали в период революции 1905-1907 гг. (Там же. С. 118). Однако, сколько их было накануне революции, автору, по-видимому, неизвестно.

15 См.: Верещагин Гр. Из истории борьбы с революцией в 1905 г. // Красный архив. 1929. Т. 1 (32). С. 229-230.

16 Известный российский историк Б.Н. Миронов сомневается в корректности подсчетов H.H. Сухотина, считая их завышенными как минимум вдвое (см.: Миронов Б. Н. Управление этническим многообразием Российской империи. СПб., 2017. С. 362). Тем не менее, расчеты самого БЛ. Миронова (2-е место евреев по степени активности среди революционеров всех национальностей) едва ли принципиально отличаются от тех, которые были сделаны H. H. Сухотиным. Кроме того, Б.Н Миронов очевидно не избежал противоречия в своем исследовании, когда он, например, одновременно признавал за евреями «важную роль в революции 1917 г.» (Там же. С. 252) и не видел «оснований в приведенных статистических данных считать, что именно евреям Россия обязана своими революциями» (Там же. С. 363).

были евреями17, а из 100 участников Южнорусской группы анархистов почти все оказались евреями18. Приведенные данные были подтверждены в исследовании В.А. Савченко, который, в частности, отмечал, что среди одесских анархистов преобладали евреи (75%), а Южнорусская группа анархистов вообще была моноэтничной (т. е. абсолютно еврейской по составу)19.

Таким образом, учитывая известные уже в современной исторической литературе данные о кадровом составе анархистских групп, о динамике их развития накануне Первой русской революции, а также принимая во внимание собственные расчеты, можно сделать вывод о том, что евреи до начала революции 1905 г. в анархистском движении в Российской империи составляли не менее 80% от всех его участников, что позволяет говорить о становлении собственно еврейского анархистского движения в Российской империи.

Как известно, еврейский анархизм, который представлял собой довольно пеструю смесь либеральных, социалистических и сионистских взглядов на будущее еврейского народа, как общественно-политическое движение возник и оформился в Западной Европе и Северной Америке в середине 1880-х гг. в среде еврейских эмигрантов из Российской империи20. С появлением в августе 1903 г. в Лондоне первого номера органа русских анархистов «Хлеб и Воля», под редакцией известного теоретика русского анархизма П.А. Кропоткина, идеи анархизма стали активно проникать на территорию Российской империи, во многом благодаря специальной анархисткой литературе на идиш, которая нелегально переправлялась в страну с расчетом на еврейских читателей в черте оседлости.

Экономическая угнетенность массы еврейского пролетариата, зажатой в правовых тисках черты оседлости, социальное расслоение внутри еврейской этногруппы, усиление общественно-политического антисемитизма, и, как результат, еврейские погромы, — все эти факторы, привели к популярности идей анархизма среди определенной части еврейского населения Российской империи. Кроме того, кризис национальной идентичности еврейской молодежи, которая проделала долгий путь ассимиляции из хедеров и ешив в аудитории российских университетов, становился особенно острым в период

17 Центральний державний кторичний архiв Украши, м. Кшв (далее — ЦД1АК Украши). Ф. 385. Оп. 1. Д. 2115. Л. 13-19.

18 Там же. Л. 5-10.

19 Савченко В.А. Указ. соч.. С. 29-30.

20 Гончарок М. Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм). М., 2017. С. 26.

еврейских погромов, усиливая тем самым ее оппозиционные настроения в отношении самодержавного режима, не оправдавшего надежд евреев Российской империи на долгожданную эмансипацию. Но, если эмансипация евреев в обмен на их ассимиляцию в условиях самодержавия оказалась для них несбыточной мечтой, то вероятно оставался революционный путь обретения равноправия, на чем настаивал П.А. Кропоткин, когда писал о том, что «права не дают, но их берут»21. Как верно подметил в свое время польский анархист Л. Кульчицкий, «русское государство, или вернее, абсолютизм, так сильно давал себя чувствовать обществу, что сама идея государства стала ненавистна для тех, кто боролся против существующего политического и общественного строя»22.

Еврейские анархисты в Российской империи в своей стратегии революционной борьбы мало чем отличались от своих нееврейских товарищей. На обломках государственного строя в России они мечтали воздвигнуть новое общество, построенное на основе свободного труда, на идеях всемирного равенства и человечности. Организация индивидуального и массового террора, забастовок и экспроприаций была, по их мнению, единственным методом для достижения намеченных целей.

Популярность идей анархизма среди молодых еврейских радикалов возрастала прямо пропорционально ужесточению политики российского самодержавия в еврейском вопросе. Резонансный еврейский погром в Кишиневе в апреле 1903 г. обнаружил странную беспомощность властей в деле обуздания антиеврейского насилия. Склонить самодержавие к признанию всех российских евреев полноценными поданными империи становилось всё труднее. Государственный антисемитизм Романовых заставил еврейских анархистов выйти на городские улицы русской революции в качестве непримиримых борцов с любой формой государственности.

Кроме Белостока в разное время крупными центрами развития еврейского анархистского движения в Российской империи были Вильно, Гродно, Ковно, Житомир, Варшава, Кишинев, Одесса, Киев и Екатеринослав. Следовательно, эпицентром движения оказались определенные губернии черты еврейской оседлости, поскольку, как писал В.А. Савченко, «новое радикальное движение планировалось сформировать в центре еврейского мира — в Одессе, порт которой

21 Кропоткин П.А. Речи бунтовщика (Paroles d'un revolte) / Пер. с фр. Н. и С. Та-мамшевых. СПб., 1906. С. 23.

22 Кульчицкий Л. Анархизм в России / Пер. с польс. С. Штерн. СПб., 1907. С. 32.

связывал "страну идиш" с Лондоном и Нью-Йорком»23. Относительно процессов становления еврейского анархистского движения за пределами черты оседлости в период 1903-1904 гг., у нас, к сожалению, определенных данных нет. Однако известно, что даже в годы Первой русской революции анархистское движение вне черты оседлости вообще не имело сколько-нибудь заметной динамики в своем развитии24.

Географические условия развития анархистского движения, наряду с социально-экономическими, имели свою особенность, а именно: в направлении от Белостока до Одессы, по обе стороны от условной линии, которая пересекала территорию черты оседлости с севера на юг, действовали более мелкие и разобщенные группы еврейских анархистов, которые в период революционных событий 1905-1907 гг. превратились в самостоятельные центры движения, как, например, в Киеве, Житомире или Екатеринославе. Активность анархистов в губернских городах черты оседлости определялась мобильностью их перемещений из города в город, требованиями конспирации и коммуникативными возможностями до предела сжатого социального пространства черты оседлости25. наконец, отрицание анархистами политических форм организации революционной борьбы превращала имперские столицы в малопривлекательные центры для их деятельности. Хотя, естественно, довольно успешные попытки организовать массовое анархистское движение, например в Москве, были, но уже после начала революции.

Появление первых еврейских анархистов именно в Белостоке, как нам кажется, не было случайным явлением, поскольку этот город в Гродненской губернии выгодно отличался на общем фоне черты еврейской оседлости своей высокой концентрацией фабричной промышленности и относительно развитой городской культурой. Из 75 тыс. жителей Белостока в конце XIX в. 48 тыс. были евреями26, большинство из которых, однако, были заняты не в фабрично-заводском производстве, а в городской инфраструктуре (например, на одной из

23 Савченко В.А. Указ. соч. С. 28.

24 ЦД1АК Украши. Ф. 274. Оп. 1. Д. 2440. Л. 40-41.

25 Как отмечал по поводу молниеносной коммуникации евреев в черте оседлости известный русский публицист, бывший революционер А.И. Фаресов, «еврей узнаёт новость в Петербурге и сообщает ее еврею, который едет в Одессу. Одесский еврей говорит о том же херсонскому, последний новым евреям и т. д. Живой телеграф по всему краю» (Фаресов А. На благодатном юге // Исторический вестник. 1913. Июль. С. 277).

26 Хорош И. По промышленной черте оседлости (Путевые наброски техника) // Книжки «Восхода». Журнал учено-литературный и политический. 1901. Март. С. 50.

самых крупных суконных фабрик Белостока из 400 рабочих только 40 оказались евреями). Небольшое количество еврейских рабочих на фабриках, очевидно, можно объяснить тем, что на производства с новейшим (паровым) оборудованием евреев не брали из-за отсутствия у них надлежащей квалификации и физической силы. Кроме того, график работы фабрик по субботам создавал непреодолимые трудности не только для верующих еврейских рабочих, но и для фабрикантов27. С другой стороны, десятитысячная масса еврейских рабочих-ткачей, в отличие от их немецко-польских товарищей, представляла собой довольно монолитную этноконфессиональную группу пролетариата, что, вероятно, делало пропаганду революционных идей более доступной на идиш и в синагогах. В свою очередь, динамичная эмиграция евреев из этого региона28 создавала дополнительный стимул в деле установления контактов с международными центрами анархистского движения именно в Белостоке.

С целью привлечения к себе внимания анархисты часто выступали с резкой критикой в адрес социалистических партий, которые уже существовали в Белостоке. Последние не оставались в долгу, и поэтому между анархистами и социалистами нередко завязывалась непримиримая идеологическая борьба, в основе которой лежал вопрос об их отношении к государству. Как отмечал в своем письме один из еврейских анархистов в середине 1905 г., «если социал-демократы хотят разрушить буржуазное государство, то я стремлюсь к разрушению всякой власти, к созданию абсолютно свободной личности, словом они социал-демократы, я же анархист-коммунист»29.

Не удивительно, что «появление анархистов вызвало большой переполох во всех организациях, в особенности среди бундовцев»30. Очевидно, что даже такие крупные революционные организации, как Бунд и Партия социалистов-революционеров, были не в состоянии реализовать огромный революционный потенциал 34-тысячной массы еврейских фабричных рабочих черты оседлости31, чей невостребованный ресурс оппозиционности режиму с успехом эксплуатировали анархисты. Впрочем, бастионом еврейского социал-демократического движения еще долгое время оставалась Вильна с

27 Там же. С. 58-59.

28 Там же. Апрель. С. 152.

29 ЦД1АК Украши. Ф. 386. Оп. 1. Д. 805. Л. 380.

30 Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969. С. 58.

31 Мелкобуржуазный социализм на еврейской почве. Критика «теории» сионистов-социалистов. Перевод статьи из № 40 "Arbeiter Stimme". СПб., 1906. С. 15.

ее 75-тысячной армией еврейских ремесленников и рабочих32. Но и она постепенно становилась объектом всевозрастающей активности еврейских анархистов, которые выстраивали свою тактику революционной пропаганды на идеях критики «мелкобуржуазной» морали и бесполезности политической борьбы за права «трудового народа».

В 1903 г., по-видимому весной, в Белосток из Лондона приехал еврейский анархист Ш.Х. Каганович («Зайдель», «Исаак»)33, который, вместе с другими видными анархистами Н.П. Брумером и В. Бахрахом («Нотка»), основал одну из первых групп еврейских анархистов в Российской империи под названием «Борьба», которая после некоторой реорганизации с ноября 1904 г. стала именовать себя «Группой русских анархистов-коммунистов»34. Ш.Х. Каганович, который придерживался известного принципа учения М.А. Бакунина о том, что «дух разрушения есть в то же время дух созидания», убеждал своих сторонников в том, что только насильственным путем всемирный пролетариат сможет добиться улучшения своей жизни, что пролетариату необходимо с оружием в руках выступить для разрушения несправедливого общества, на обломках которого, по его мнению, возможно достичь истинного равенства, братства и свободы. Тем временем В. Бахрах искал «истины» анархизма в США, где уже убежденным анархистом он попытался сплотить вокруг себя идейных сторонников, но американский «бумажно-реферативный анархизм» его, очевидно, не удовлетворил, и он вскоре вернулся в россию, где стал впоследствии известным террористом35.

Анархистский террор превращал идеологию анархизма в привлекательную революционную доктрину, которая не требовала понимания сложных идейно-политических конструкций и особенностей внутрипартийной борьбы. Уже в июле 1903 г., на следующий день после нападения белостокской полиции на участников демонстрации рабочих, анархисты тяжело ранили особенно усердствовавшего старшего городового, а через несколько дней совершили неудачное покушение на полицмейстера Белостока36. Такого рода теракты были в новинку для белосточан, выглядели весьма эффектно и способство-

32 Цеттербаум М. Классовые противоречия в еврейском обществе. [Б.м.], [б.г.]. С. 27.

33 ЦД1АК Украши. Ф. 274. Оп. 1. Д. 2440. Л. 19.

34 Кривенький В. В. Указ. соч. С. 111.

35 Генкин И. И. Среди преемников Бакунина (Заметки по истории анархизма) // Красная летопись. 1927. №1 (22). С. 180.

36 Комин В. В. Указ. соч. С. 58.

вали росту популярности анархистов, особенно после установления первых контактов местных анархистов с аналогичными группами в Одессе, представители которых совершили уже к тому времени свои первые экспроприации. Летом 1904 г. анархисты Белостока приступили к осуществлению «актов экономического террора», первой жертвой которого оказался владелец местной прядильной фабрики А. Каган, попытавшийся объединить для борьбы со стачечным движением в городе всех хозяев и предпринимателей. Белостокские анархисты широко практиковали мелкие экспроприации у лавочников, которые они называли «захватом продуктов», и раздавали награбленное местной еврейской бедноте. Тактика «прямого действия» оказывала определенное давление на предпринимателей, которые в страхе перед угрозой повторения терактов готовы были пойти на определенные уступки либо в панике покидали город37.

Заметной фигурой в процессе становления еврейского анархистского движения в Российской империи оказался упомянутый выше, Ш.Х. Каганович, который родился в местечке Ясеневка Белостокского уезда Гродненской губернии. Не имея какого-либо образования, он работал носильщиком на вокзале Белостока, пока не уехал за рубеж, какое-то время проживал в Лондоне, Париже и Женеве, а также в Испании. Вернувшись оттуда в Белосток идейным анархистом, Ш.Х. Каганович, по сути, оказался у истоков анархистского движения в России38. Скрываясь от преследования российской охранки, Ш.Х. Каганович в мае 1904 г. посетил Женеву, где познакомился с не менее известным лидером движения Б.Я. Энгельсоном, по заданию которого, он снова вернулся в Белосток для организации деятельности местных анархистов. Однако в сентябре 1904 г. Ш.Х. Каганович вместе с членами своей группы был арестован полицией39. Среди других активистов «белостокской» группы еврейских анархистов, также следует отметить Л.А. Пинеса, Н. Лифшиц, Р.Ш. Фелль (А. Каплан), Н. Рафаловского и С.А. Франкфурта, которые, как отмечал В.В. Кри-венький, превратились к началу 1905 г. в ведущую политическую силу в Белостоке40.

Если в Белостоке и Житомире41 действовали группы анархистов-коммунистов («хлебовольцы»), которые, вероятно, отличались

37 Там же. С. 59-60.

38 ЦД1АК Украши. Ф. 336. Оп. 1. Д. 2774. Л. 39.

39 Там же. Л. 40.

40 Кривенький В. В. Указ. соч. С. 113.

41 В конце 1904 г. в результате раскола в житомирской организации ПСР часть эсеров перешла к анархистам, которые сумели организовать результативную стачку

между собой только в вопросах тактики проведения экспропри-аций42, то ситуация в Одессе была несколько иной. Здесь еврейское анархистское движение первоначально было представлено сторонниками теории Я.В. Махайского (Вольского), который считал, что идеалов анархизма можно достичь только путем экономического террора и организацией всеобщей стачки рабочих. «Махаевцы» активно выступали как против социалистической пропаганды, считая ее дурманом для рабочих, так и против интеллигенции, которую рассматривали в качестве эксплуататоров рабочего класса, а потому сделали ставку в своей борьбе с «коварной» буржуазией на откровенно деклассированные элементы. Доктрину Я.В. Махайского сложно назвать классической формой идейного анархизма. Во всяком случае, как утверждал советский историк анархизма В.В. Комин, «махаевщина» была весьма кратковременным эпизодом в истории российского анархизма и «умерла, не успев расцвести»43. Тем не менее, весной 1902 г. в Одессе была предпринята первая попытка организации группы анархистов («махаевцев») с громким названием «Партия террористов», которая, впрочем, была моментально ликвидирована полицией44. Осенью следующего года «махаевцам» всё же удалось привлечь на свою сторону бывших эсеров и создать новую организацию «Союз непримиримых»45, которая, по мнению В.А. Савченко, «стала базой для возникновения анархистского движения в Восточной Европе»46.

«Непримиримые» состояли исключительно из радикальной еврейской ремесленной молодежи, «будущих звезд еврейского анархизма»47. Выбор «махаевцами» Одессы в качестве политического центра для своего движения был тактически оправдан, поскольку

на местной мебельной фабрике, провести несколько успешных экспроприаций и захватить значительные суммы денег для организации собственной типографии и закупки оружия. Расширяя сферу своего влияния, житомирские анархисты попытались организовать в Черкассах местную группу анархистов и даже взорвать полицейский участок.

42 По-видимому, «белостокская» группа анархистов-коммунистов не придерживалась строгой тактики «хлебовольцев», согласно которой экспроприации у частных лиц отвлекают пролетариат от его политической борьбы и вредят имиджу самого анархистского движения, создавая тем самым прецедент для его криминализации. Очевидно, что революционная целесообразность в проведении экспро-приаций государственных учреждений среди анархистов сомнений не вызывала.

43 Комин В. В. Указ. соч. С. 101.

44 Савченко В.А. Указ. соч. С. 22-23.

45 ЦД1АК Украши, Ф. 336, Оп. 1, Д. 2774, Л. 30.

46 Савченко В.А. Указ. соч. С. 24.

47 Там же. С. 30.

этот портовый город имел не только выгодное географическое расположение и довольно мощное рабочее движение, но и внушительное число еврейских жителей, которые, особенно после погрома в Кишиневе, стали создавать отряды еврейской самообороны, жертвовать значительные суммы на контрабандную покупку для них оружия48. В связи с этим, как нам кажется, не случайным оказался визит в Одессу в начале 1903 г. еврейских революционных деятелей В.М. Волина-Эйхенбаума и Г.И. Шаевича. Последнему, который к тому же был платным агентом начальника Особого отдела Департамента полиции С.В. Зубатова, удалось при помощи Еврейской независимой рабочей партии (ЕНРП) организовать массовые акции протеста одесских рабочих. Феноменальный успех ЕНРП (в одной только Одессе под знаменами новоиспеченной партии оказалось не менее двух тысяч еврейских рабочих), очевидно, был неожиданным и для самих авторов этого небезынтересного проекта «легального социализма», руководители которого попытались «сионизировать рабочую массу из евреев»49. Тем не менее, проект «полицейского социализма» в Одессе срочно закрыли, а самого Г.И. Шаевича отправили в ссылку50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что Г.И. Шаевич и С.В. Зубатов оказались разменными фигурами, как отмечал известный публицист В.П. Обнинский, «в дьявольском плане министра внутренних дел В.К. Плеве организовать рабочих, вызвать с их стороны активное выступление, чтобы одним ударом раздавить революционную гидру»51. Следует заметить, что уволенному из органов охранного отделения С.В. Зубатову в определенном смысле повезло, поскольку на его жизнь еще в 1902 г. анархистами готовилось покушение. Лишь по стечению счастливых для С.В. Зубатова обстоятельств, известному «хлебовольцу» из Ко-венской губернии Хаиму Лондонскому (И.М. Гейцману) не удалось осуществить убийство тогда еще начальника Московского охранного отделения52. В этой связи любопытной, как нам кажется, выглядит гипотеза В.А. Савченко о том, что к организации убийства В.К. Плеве в 1904 г. также могли быть причастны и некоторые еврейские анар-

48 Там же. С. 29.

49 Корелин А. П. Русский «полицейский социализм» (зубатовщина) // Вопросы истории. 1968. №10. С. 52-53.

50 «Хмурый» полицейский. Карьера С.В. Зубатова // Вопросы истории. 2009. № 8. С. 11.

51 Обнинский В. П. Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II / Под ред. С.С. Волка. М., 1992. С. 43.

52 ЦД1АК Украши. Ф. 336. Оп. 1. Д. 2774. Л. 63.

хисты Белостока и Одессы53, которые оценивали этот резонансный теракт, как своеобразный «клич к революции»54.

В свою очередь, «махаевцы» решили воспользоваться определенной растерянностью среди социалистических организаций после разоблачения «зубатовщины» в Одессе и попытались перехватить у них инициативу. Наряду с осуществлением ряда мелких экспропри-аций, терактов, агитационной деятельностью, участием в стачечном движении, одесским анархистам удалось организовать собственную типографию и создать ячейки в Бердичеве, Остроге, Вильно, Варшаве и Белостоке55. Но уже в апреле-мае 1904 г. группа потерпела серьезный провал. Были произведены первые аресты, в результате которых за решеткой оказалось более 40 одесских активистов56. Полиция также захватила типографию. Это было первое в России крупное поражение анархистского движения, но, как оказалось, далеко не последнее.

Во второй половине 1904 г. в Одессе состоялся съезд южнороссийских групп анархистов, на котором были определены цели и задачи анархистского террора и экспроприаций. На съезде был избран делегат на Лондонский форум анархистов-коммунистов. Им стал бывший социал-демократ, а с 1903 г. видный деятель еврейского анархистского движения в Российской империи А.Г. Таратута57, который на момент своего избрания находился за рубежом58. В декабре 1904 г. на конференции российских анархистов-коммунистов в Лондоне была разработана стратегия создания анархистских групп на основе независимости автономных групп и согласованы тактические задачи движения. В частности, после свержения самодержавия анархисты предлагали создать «безгосударственный социализм», а в качестве тактических задач революционной борьбы рассматривались организация забастовок, экономического террора (путем «добровольного соглашения личностей и групп между собой») и даже «создание в России отдельной, самостоятельной анархистской партии»59.

Несмотря на массовые аресты, оставшиеся на свободе одесские анархисты (Южнорусская группа анархистов-коммунистов) под

53 Савченко В. А. Указ. соч. С. 34.

54 По поводу убийства фон Плеве // Анархисты. Документы и материалы. С. 43. №11.

55 ЦД1АК Украши. Ф. 336. Оп. 1. Д. 2774. Л. 30.

56 Савченко В.А. Указ. соч. С. 33.

57 Там же. С. 43.

58 ЦД1АК Украши. Ф. 336. Оп. 1. Д. 2774. Л. 58.

59 Лондонский съезд Российских анархистов-коммунистов // Анархисты. Документы и материалы. С. 73-74. №21.

руководством М.И. Меца, Б. Шершевской (Вейсбром) и Х.Э. Эрде-левской (Фридзон)60, в конце 1904 г. попытались вызвать в Одессе всеобщую забастовку и вооруженное восстание рабочих. После ликвидации этой группы в январе 1905 г. некоторым ее участникам снова удалось избежать ареста. Но они не оставляли своих попыток восстановить разгромленную организацию. С этой целью были возобновлены контакты с анархистскими центрами в Белостоке, Житомире, Варшаве, Вильно и Бердичеве, а из Женевы был доставлен груз с нелегальной литературой и типографией. В марте 1905 г. Южнорусская группа анархистов-коммунистов объединилась с местной организацией эсеров, которые снабдили анархистов взрывчаткой и оружием. Однако в апреле 1905 г. полиции удалось нейтрализовать грозный альянс одесских боевиков, уцелевшая часть которых примкнула к группе И.С. Гроссмана61. Любопытно, что в качестве своих политических союзников, одесские анархисты рассматривали не близких им по духу эсеров, а социал-демократов, которые оказались более подготовленными к отражению антиеврейского насилия со стороны монархистов62.

Крупным центром развития еврейского анархистского движения в Российской империи был также Екатеринослав, где в июне 1904 г. возникла махаевская группа «рабочего заговора» под собственным названием «Партия борьбы с мелкой собственностью и всякой властью», существование которой, впрочем, оказалось недолгим. После ареста в августе 1904 г. лидеров этой «партии» К.М. Эрделевского и Н.П. Брумера организация прекратила свое существование63.

Следует заметить, что уроженец Елизаветграда К.М. Эрде-левский был еще одной, не менее значимой, чем А.Г. Таратута или И.С. россман-Рощин, фигурой в развитии анархистского движения в Российской империи. Помимо организации групп анархистов в Екатеринославе, он принимал активное участие в деятельности одесских «непримиримых», был убежденным сторонником экономического террора, организатором еврейской самообороны во время

60 Кривенький В.В. Указ. соч. С. 115.

61 Гроссман (Рощин) Иуда Соломонович — видный деятель еврейского анархистского движения в годы Первой русской революции, лидер «херсонской» группы анархистов-коммунистов, призывал к массовой партизанской войне против буржуазии, к организации крестьянских бунтов и к объединению всех анархистских групп в черте оседлости с целью свержения самодержавия.

62 Кривенький В.В. Указ. соч. С. 115. Под понятием «монархисты» мы имеем ввиду все известные контрреволюционные группы, которые в годы революции так или иначе выступали на стороне правительства.

63 ЦД1АК Украши. Ф. 274. Оп. 1. Д. 2440. Л. 29.

еврейских погромов в октябре 1905 г. в Одессе, участником теракта в кафе Либмана64.

Важной особенностью в процессах становления анархистского движения в Российской империи в 1903-1905 гг. было формирование своеобразного социокультурного типа русско-еврейского анархиста, который в своем радикализме мало чем отличался от своих нееврейских товарищей65, кроме, пожалуй, одного — происхождением своего радикализма. Еврейские анархисты оказались самыми радикальными из всех русско-еврейских революционеров (эсеров и социал-демократов) не только потому, что отрицали эффективность любых форм политических институтов и организаций, выступали против буржуазности современного им политического строя. Острый кризис национальной идентичности, как нам кажется, подстегнул местечкового еврейского маргинала к вооруженному выступлению против властей, к тому, чтобы принести себя в жертву революционному терроризму во имя достижения утопических идеалов анархического коммунизма или синдикализма. Еврейские анархисты боролись за социалистический характер революционных изменений, которые, по их мнению, должны были привести к решению еврейского вопроса, предотвратить антисемитизм и погромы, создать условия для преодоления бедности, социальной и правовой несправедливости, особенно в массе местечкового еврейства. Как справедливо отмечал русско-еврейский публицист в 1912 г., еврейский революционер «не совсем то, что его товарищ-иноплеменник: еврей борется не столько за свободу, не столько за честь еврейского народа ... , сколько за уважение народов к еврейству»66. Естественно, что среди еврейских

64 ЦД1АК Украши. Ф. 336. Оп. 1. Д. 2774. Л. 30.

65 Кривенький В.В. Указ. соч. С. 120-127. Как отмечал автор, абсолютное большинство анархистов оказалось грамотными, что, казалось бы, противоречило его же утверждению о «деклассированности» участников анархистского движения, о его «полуинтеллигентском» кадровом составе. Пытаясь объяснить причину поголовной грамотности анархистов на примере известного русско-еврейского анархиста Г.Б. Сандомирского, который, как удалось выяснить автору, изучал иностранные языки «в сибирской ссылке», В.В. Кривенький, тем не менее, не учел одного важного обстоятельства, подтверждающего, кстати, наше суждение о еврейском характере анархистского движения в Российской империи. А именно то, что среди евреев вообще не было безграмотных (т. е. доля тех, кто умел читать, но не всегда писать, среди российских евреев была подавляющей; по этому показателю, в целом по империи, в начале ХХ в. они уступали только немцам), а свое первое образование они получали не только (и не столько), как предполагал В.В. Кривенький, «в тюрьмах и ссылках», а в хедерах и ешивах, откуда, собственно, они и пришли в анархистское движение. Образованность евреев была одной из причин их лидерства во многих российских революционных партиях и группах.

66 Постоянный. Вайдгофенская резолюция и еврейское студенчество (Письмо из Вены) // Разсвет. 1912. № 19-20 (18 мая). С. 22.

анархистов встречались откровенные уголовники или просто любители приключений, но это, очевидно, было типично для всех без исключения анархистов67. Национальной особенностью еврейского анархистского движения было участие в нем несовершеннолетних еврейских изгоев на российской почве, — без родителей, без детства и без «матери-земли»68.

Таким образом, оценивая роль евреев в анархистском движении в Российской империи накануне революции 1905-1907 гг., необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, даже по самым приблизительным данным на территории Российской империи накануне Первой русской революции действовало не менее трех тысяч еврейских анархистов.

Во-вторых, развитие анархистского движения в Российской империи определялось общими целями и задачами, которые стояли перед международным анархистским движением, а именно, свержение самодержавия, построение в России «бесклассового» и «безгосударственного» социализма на основе идеалов всемирной федерации рабочих.

В-третьих, еврейский анархизм, который возник в конце Х1Х в. как международное общественное явление, оказал идейно-политическое влияние на процессы становления еврейского анархистского движения в Российской империи в начале ХХ в., а международные центры анархизма зачастую выступали как источники финанси-рования69 и координации деятельности еврейских анархистов в Российской империи.

В-четвертых, политика государственного антисемитизма, правовая дискриминация, социальная сегрегация и бедность еврейского

67 Например, всех анархистов Житомира местные жандармы классифицировали как «анархистов по убеждению» и тех, кто примкнул к ним «ввиду удобства, которое представляет собой основной принцип анархизма — безначалие и непризнание чужой собственности». К последней категории, по мнению жандармского начальства, принадлежали «подонки общества, воры и сутенеры, которые называют себя не иначе, как анархистами, придавая таким образом воровству политическую окраску» (ЦД1АК Украши. Ф. 1335. Оп. 3. Д. 5. Л. 25).

68 Что сказали перед смертью казненные анархисты-коммунисты в Риге? // Анархисты. Документы и материалы. С. 192. № 111.

69 Как отмечал в своем письме на имя известной русско-еврейской деятельницы международного анархизма М.И. Гольдсмит один из лидеров еврейского анархизма в США Ш.-Й. Яновский 13 февраля 1907 г., финансовая помощь американских анархистов для развития анархистского движения в России составила (очевидно, на момент написания его письма) не менее 2 тыс. долларов (Письмо 11 / Рублев Д. «Газета наша сделала невероятные успехи». Письма Ш.-Я. Яновского М.И. Гольдсмит в 1899-1925 гг. // Цайтшрифт. Журнал по изучению еврейской истории, демографии и экономики, литературы, языка и этнографии. Т. 10 (5). Минск; Вильнюс, 2016. С. 136).

населения России были главными мотивирующими факторами для еврейских участников анархистского движения в Российской империи. Но если костяк многих общероссийских революционных партий составляли отдельные представители русско-еврейской интеллигенции, то еврейские анархисты были деклассированной группой леворадикальной еврейской молодежи, которая выступила с оружием в руках, с одной стороны, против самодержавия в его отчаянных попытках сбить революционную волну, используя для этого антисемитскую риторику и погромы, а с другой — против еврейской буржуазии, которая, по мнению лидеров еврейского анархистского движения, была склонна к политическим компромиссам с самодержавием.

наконец, следует заметить, что не все российские анархисты были евреями, а еврейский вопрос, даже при всей его остроте в позднеимперской России, не являлся ключевым фактором в развитии революционных процессов 1905-1907 гг. Но число евреев среди анархистов Российской империи было достаточным для того, чтобы говорить о существовании собственно еврейского анархистского движения, эпицентром которого была черта оседлости. Именно еврейским анархистам предстояло сыграть роль активного фермента, дестабилизирующего социально-экономическую ситуацию в стране накануне Первой русской революции.

References

AvrichP. Russkieanarkhisty. 1905-1917gg. [Russian Anarchists. 1905-1917] / Transl. from English by и.Е. Polotsk.Moscow: Centrpoligraf, 2006. 272 p.

Genkin I.I. Sredi preemnikov Bakunina (Zametki ри istorii anarkhizma) [.Among B akunins Successors (Notes on History of Anarchism)] // Krasnaya letopis'. 1927.№ 1(22), pp. 170-205.

Gonc]lar9И Ml. Pepel nashikh kostrov. Ocherki istorii evrejskogo anardhistskogo dvizheniya (иdish-an пгШ izm) [Ashes of Our Fires. Essays on History of Jewish Anarchist Movement (Yiddish-AVnn'chi^m)]. Moscow: Common place,2017. 400 p.

IComin V.V. Anarkhizm v Rossii. Spetsial'nyj kurs lektsij, prochitannyj na istoricheskom fakul'tete pedagogich(skogo instituta [Anarchism in Russia. Special ComK Given at the Faculty o0 History ofPedag ogical Institute] . Kalinin: Kalin-inskii gosud arstvennyj pedagogicheskij institut, 1969. 243 p.

Korelin A.P. RussVij "policejskij sotialism" (сubatovshhina) [Russian "Police Socialism" (Zubatovshhina)] // Voprosy istorii. 1968. № 10, pp. 42-58.

Kriven'kij V.V. Anarkhistskoe hvizheyie v Rossti v pervoj chetverti XX veka: teoriya, odganizaciya, pcaktika [ Anar ch^t Movementin Russ.a in the First Quarter of the 20th Century: Theory Organization, Experieнie]. M9scow:PoliticИtskaya rncikiopediya, 2018. 430 p.

Kulchickij L. Anarkhizm vRossii [Anarchism in Russia] / Transl. from Polish by S. Slitern. Saint Pe tersburg: Izdatel'stvo O.N. Popovof 1907. 96 p.

Lebedenko A.M. Istoriya anarkhizma v Ukraine (koneczXIX — nachalo XX vv.) [Histor: of Anarchism in Ukraine (late 19th — earty 20th Century)].Kiev: tnstitut istorii Ukrainy NANU, 1995. 192 p.

Mironov B.N. Upravlfsie btnicheskim mnogoobraziem Rossijskoj imperii [Administration of Zthnic Diversity of the Russian Empire]. Saint Petersburg: Dmitrij Bulanin, 2017. 640 p.

Obninskij V.P. Poslednij samoderzhecz. Ocherk zhizni i czarstvovaniya imper-atora Rossii Nikolaya II [The Last Autocrat. Essay on Pife and Reign of Emperor oi Russia Nicholas II] / Ed. by S.S. Volk. Moscow: Respublika, 1992. 297 p.

Pervaya revolyucifa j Rossii: vzglyad cherez sto lerie [First Revolution in Rus-iia: Glimpse through a Century] / Ed. by S.V. Tyutyukin. Moscow: Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2005. 602 p.

Politichnij teror i terorizm v Ukraïni. XIX-XX st.: Istorichni narisi [Political Terror and Terrorism in Ukraine. 19th-20th Centuries: Historical Essays] / Ed. by V.A. Smolij. Kiïv: Naukova dumka, 2002. 952 p.

Savchenko V.A. Anarkhistskij rukh v Odesi (1903-1916 rr.) [Anarchist Movement in Odessa (1903-1916)]. Odesa: Pechatny'j dvor, 2014. 306 p.

nphTysrzf b sfAfucbK 25 fspizh 2018 t.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.