Научная статья на тему 'РУССКИЕ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ РУССКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ'

РУССКИЕ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ РУССКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / БАЛКАРСКИЙ ТЕАТР / КАБАРДИНСКИЙ ТЕАТР / СТУДИЯ / ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / РЕЖИССЕР / АКТЕР / ПЬЕСА / ОБРАЗ / ДРАМА / ХУДОЖНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Торогельдиева З.Н.

Целью данной статьи является исследование, подтверждающие, что формирование и развитие национальной театральной и художественной культуры Кабардино-Балкарии сложилось в контексте влияния русской театральной и художественной традиции. В работе рассматривается педагогическая и творческая деятельность русских деятелей искусства и культуры, стоявших у истоков становления национальных театров в Кабардино-Балкарии и воспитавших несколько поколений профессиональных артистов, режиссеров и художников. Обращение к заявленной теме требует включения в общий историко-культурный контекст КБР вклад творчества русских деятелей искусства и культуры. Актуальность и новизна исследования заключается в том, что тема вклада творчества русских деятелей искусства и культуры в развитие национальной театральной и художественной культуры не рассматривалась с научной точки зрения, были лишь фрагментарные освещения в республиканской прессе. Методологической основой исследования является диалектический подход, что позволило изучить развитие театрального искусства КБР на принципах историзма, объективности и всесторонности изучения данной заявленной темы. В статье делается вывод, что благодаря огромной работе русских деятелей искусства и культуры, в начале ХХ века в Кабардино-Балкарии была положена основа создания национальных театров европейского типа, которые в своем дальнейшем развитии глубоко освоили опыт русского и мирового театра, в то же время, развивая свое национальное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ARTISTS AND CULTURAL FIGURES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE NATIONAL THEATRICAL AND ARTISTIC CULTURE OF KABARDINO-BALKARIA IN THE CONTEXT OF THE INFLUENCE OF THE RUSSIAN THEATRICAL AND ARTISTIC TRADITION

The purpose of this article is to study, confirming that the formation and development of the national theatrical and artistic culture of Kabardino-Balkaria has developed in the context of the influence of the Russian theatrical and artistic tradition. The paper examines the pedagogical and creative activities of Russian artists and cultural figures that stood at the origins of the formation of national theaters in Kabardino-Balkaria and brought up several generations of professional artists, directors and artists. Addressing the stated topic requires inclusion in the general historical and cultural context of the CBD of the contribution of the creativity of Russian artists and culture. The relevance and novelty of the research lies in the fact that the topic of the contribution of the creativity of Russian artists and culture to the development of national theatrical and artistic culture was not considered from a scientific point of view, there were only fragmentary coverage in the republican press. The methodological basis of the research is a dialectical approach, which allowed us to study the development of the theatrical art of the CBD on the principles of historicism, objectivity and comprehensiveness of the study of this declared topic. Russian artists and cultural figures have done a great job in the beginning of the twentieth century in Kabardino-Balkaria; the foundation was laid for the creation of national theaters of the European type, which in their further development have deeply mastered the experience of Russian and World Theater, at the same time, developing their national art.

Текст научной работы на тему «РУССКИЕ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ РУССКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ»

РУССКИЕ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ РУССКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ

З.Н. Торогельдиева, канд. филол. наук, профессор Северо-Кавказский государственный институт искусств (Россия, г. Нальчик)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-4-35-47

Аннотация. Целью данной статьи является исследование, подтверждающие, что формирование и развитие национальной театральной и художественной культуры Кабардино-Балкарии сложилось в контексте влияния русской театральной и художественной традиции. В работе рассматривается педагогическая и творческая деятельность русских деятелей искусства и культуры, стоявших у истоков становления национальных театров в Кабардино-Балкарии и воспитавших несколько поколений профессиональных артистов, режиссеров и художников. Обращение к заявленной теме требует включения в общий историко-культурный контекст КБР вклад творчества русских деятелей искусства и культуры. Актуальность и новизна исследования заключается в том, что тема вклада творчества русских деятелей искусства и культуры в развитие национальной театральной и художественной культуры не рассматривалась с научной точки зрения, были лишь фрагментарные освещения в республиканской прессе. Методологической основой исследования является диалектический подход, что позволило изучить развитие театрального искусства КБР на принципах историзма, объективности и всесторонности изучения данной заявленной темы. В статье делается вывод, что благодаря огромной работе русских деятелей искусства и культуры, в начале ХХ века в Кабардино-Балкарии была положена основа создания национальных театров европейского типа, которые в своем дальнейшем развитии глубоко освоили опыт русского и мирового театра, в то же время, развивая свое национальное искусство.

Ключевые слова: педагог, балкарский театр, кабардинский театр, студия, воспитание национальных кадров, режиссер, актер, пьеса, образ, драма, художник.

Театр во все времена занимал в общественно-политической жизни и культуре каждого народа особое место.

Осмысление процесса формирования, становления и профессионализации национальной театральной и художественной культуры народов КБР в контексте влияния русской театральной традиции, заключавшийся в освоении традиций мирового и русского театрального искусства и создании национального театра, драматургии и национально-декорационного искусства за довольно короткий срок, представляет большой искусствоведческий, литературоведческий и культурологический интерес.

В статье рассматривается педагогическая и творческая деятельность русских деятелей искусства и культуры, стоявших у истоков становления национальных те-

атров, создания национально-

декорационного искусства в Кабардино-Балкарии и воспитавших несколько поколений профессиональных артистов, режиссеров и художников. Тема вклада русских деятелей искусства и культуры, первооткрывателей мира настоящего художественного искусства для жителей КБР, остается актуальной и в настоящее время. Они были теми, кто создал плодотворную почву для развития национального театрального и художественного искусства республики. Актуальным является и объективный анализ самой культурной ситуации в Кабардино-Балкарии в период создания национально-декорационного и театрального искусства. Целью данной статьи является определить роль и место русских деятелей искусства и культуры в ис-

тории культуры КБР. В соответствии с выбранной темой исследования была поставлена задача: воссоздать историческую картину становления и развития национальных театров КБР и создания декорационного искусства с помощью русских деятелей искусства и культуры. Научная новизна статьи связана с выбором темы и подходом к ее рассмотрению. Обращение к заявленной теме требует включения в общий историко-культурный контекст КБР вклад творчества русских деятелей искусства и культуры. Данное исследование послужит дополнением к изучению вопросов взаимодействия театральных культур в российском цивилизационном пространстве. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в расширении научного знания о национальных театрах КБР, воссоздании роли русских деятелей культуры и искусства в становлении и создании национально-декорационного и театрального искусства. Материал исследования может быть полезен культурологам, историкам, театроведам, литературоведам, занимающихся исследованием национальной культуры и литературы народов Северного Кавказа. В исследовании были использованы взаимодополняющие методы, отражающие комплексный подход к решению проблемы. Источниками при написании статьи послужили архивные материалы Балкарского театра им. К. Кулиева, Кабардинского театра им. А. Шогенцукова, Русского драматического театра имени Горького, Союза театральных деятелей КБР, книга И. Маммеева «Малкъар театр», «Очерки истории балкарской литературы» а также теоретические работы по истории театра в России.

Материалы и методы исследования

Театральное искусство является одним из немногих древнейших искусств, просуществовавших до наших дней и не утерявших своей актуальности. У каждого народа свои условия и детали формирования национального театра. Театр занимает особое место в истории культуры Кабардино-Балкарии. Первый профессиональный драматический балкарский театр был открыт 26 октября 1940 спектаклем «Ове-

чий источник» Лопе де Вега, а 27 октяб-ря1940 года спектаклем «Женитьба Фигаро» Бомарше открылся на профессиональной основе кабардинский театр.

Национальная культура кабардинцев и балкарцев была явлена всему миру через новый жанр как театр. Первыми профессиональными режиссерами, приехавшими в Кабардино-Балкарию из Москвы и других городов нашей страны, запустившие механизм формирования национального театра в республике, были: И.Я. Судаков, А.А. Ефремов, Ф.А. Шевченко, И.К. Шик-кер, В.И. Домогаров, Левицкий, Ковалевский, С.А. Милявин, Н.Д. Станиславский, П. Дюмон, В.М. Инатов, В. Ростовцев. После становления национальных театров в Кабардино-Балкарии и дальнейшему развитию театрального искусства способствовали такие мастера сцены как Г.В. Моисеев, Б.К. Поздняков, А.А. Су-хоцкий, А. Бельков, Ф.И. Якушев, Н.Г. Гнедич, И.Е. Харитонов, А.А. Жданов, Г.Р. Тертиц и другие. В настоящее время в Кабардино-Балкарской республике существуют несколько театров: Кабардинский драматический театр им. А. Шоген-цукова, Балкарский драматический театр им. К. Кулиева, Русский драматический театр им. М. Горького, государственный Музыкальный театр. В этих театрах успешно работают и продолжают традиции русских деятелей искусства и культуры уже несколько поколений профессионально подготовленных национальных актеров, режиссеров, художников, композиторов.

Исследуя творчество русских деятелей искусства и культуры, которые оставив театральные подмости в больших городах России, где они были знамениты и востребованы, приехали в Кабардино-Балкарию, чтобы создать нашим народам национальный театр и приобщить их к мировой культуре, поражаешься их упорству и благородству. Об этих людях, которые сыграли большую роль в становлении национального театра нашей республики, часто вспоминают, но их творчество и вклад не до конца осмысленны. Актуальность данной статьи обусловлена возможностью на основе архивов СТД КБР, интервью с ар-

тистами, работавших со многими режиссерами и художниками, а также республиканской публицистики осветить вклад русской творческой интеллигенции в становление и формирование художественной и театральной культуры Кабардино-Балкарии.

Результаты исследования и их обсуждение

До октября 1917 года у балкарцев и кабардинцев не было своего профессионального театра. У каждого народа России свой особый путь в профессиональное театральное искусство, который начинается от истоков зарождения примитивных театрализованных представлений до появления полноценного профессионального национального театра. Театральное искусство балкарцев и кабардинцев в своем формировании и становлении прошла те же этапы развития, что и театральная культура других малочисленных народов России. До появления первых профессиональных русских деятелей искусства и культуры на Кавказе у кабардинцев и балкарцев, как и у многих народов России, помимо устного народного творчества, существовали зрелищные, игровые институты со своими первичными театральными элементами (обряды, празднества). Именно они, сохраняясь в народной памяти, легли в основу создания настоящего профессионального театрального искусства и позволили малочисленным народам России достаточно быстро воспринять новый вид искусства и освоить театр европейского типа.

Нужно отметить, Кабардино-Балкария, как и другие республики Северного Кавказа, всегда притягивала к себе внимание талантливых деятелей искусства и культуры России. Они оставили неизгладимый след в истории развития и становления профессионального национального театрального, музыкального и художественного искусства в республике. Благодаря творческой и просветительской деятельности этих людей были созданы основные направления для роста и развития национального искусства в Кабардино-Балкарии. Русские деятели искусства оказали огромное влияние на художественный вкус и мировоззрение народов, проживающих здесь. Они

способствовали созданию светских школ, первых драматических кружков, любительских и школьных театров и, конечно же, полноценных национальных театров.

В дореволюционное время на Северном Кавказе наличием драматических кружков могли гордиться лишь Северная Осетия и Дагестан. В 1915 году в реальном училище Нальчика были созданы два кружка - театральный и музыкальный, о чем свидетельствуют архивные документы. Первую постановку спектакля на балкарском языке по мотивам легенды о «Каншауби и Го-шаях» осуществил ученик реального училища Султан Исхаков. Спектакль был принят зрителями восторженно. Молодому постановщику было предложено перевести пьесу на русский язык для русскоязычной аудитории. После такого успеха театральный кружок показал еще несколько спектаклей.

Надо признать, путь к профессиональному национальному театру кабардинцев и балкарцев от традиционной зрелищно-игровой культуры был освещен событиями октября 1917 года. После установления Советской власти и введения письменности на кириллице, а также открытием школ, почти во всех населенных пунктах Балкарии и Кабарды стали создаваться самодеятельные драматические кружки. Первому знакомству горцев с театральным искусством способствовали русские учителя. Учителя, направленные в горские села для ликвидации безграмотности, имевшие определенные знания в области культуры и искусства, не ограничивались школьной программой. Они создавали театральные кружки в школах и клубах, сами писали маленькие пьесы, переводили пьесы русских драматургов на родной язык своих учеников, по которым потом ставили одноактные сценки, что способствовало положительному сдвигу, как для просвещения местного населения, так и для роста самодеятельных театров. Подобные постановки пользовались большим спросом: дети хотели принимать участие в этих спектаклях, а взрослые - смотреть их. Эти театральные кружки способствовали приобщению детей к изучению русского языка и литературы, а также пониманию

литературы и культуры других народов. Об этом времени Ибрагим Маммеев в своей книге «Балкарский театр» пишет: «В школе села Кенделен молодые учителя Магомет Жантудуев, Юсюп Чечоков, Ха-жикасым Алиев создали удивительный драмкружок. Они сами писали маленькие пьесы, сюжеты или переводили тексты с русского языка. Их спектакль, поставленный по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде », и сегодня можно было бы посмотреть в удовольствие, нужные для этого одежду и реквизиты - кинжал, пояс и подобные вещи сельчане отдавали охотно» [1, с. 13].

О широком театральном движении в послереволюционной Кабардино-Балкарии свидетельствуют регулярно посещаемые в газете «Красная Кабарда» заметки о деятельности драмкружков и любительских театров во всех населенных пунктах. Театровед Шортанов А.Т. в книге «Театральное искусство Кабардино-Балкарии» пишет: «В 1921 -1924 годах в таких коллективах ставились скетчи на местные темы и небольшие пьески о героической борьбе красных партизан против деникинских, бичераховских войск, банд полковника Даутова-Серебрякова. Эти постановки носили характер импровизаций. Сюжеты их создавались всеми участниками на паритетных началах, непосредственно на репетициях Текст пьесы не записывался, а запоминался» [2, с. 29].

Начинающие балкарские и кабардинские писатели С. Шахмурзаев, Б. Гуртуев, О. Этезов, А. Шортанов, М. Тубаев, Т. Ше-ретлоков, положившие начало становлению национальной литературы и драматургии, писали одноактные пьесы для постановки в сельских клубах. Эти маленькие простые драматические пьесы, написанные на сельскую тему, имели свои определенные профессиональные недостатки, но они были понятны зрителям, так как рассказывали им об их непростой жизни и давали надежду на светлое будущее. Именно эти несовершенные пьесы смогли вызвать интерес у зрителя к театральным действам и проложить путь к настоящему профессиональному театральному искусству балкарского и кабардин-

ского народа, способствовать развитию национальной драматургии и положить начало таким понятиям как «театр», «актер», «режиссер», «спектакль», «пьеса», которые не были раньше известны этим народам.

Кабардино-Балкария всегда была многонациональной. С незапамятных времен здесь жили русские, казаки, евреи, представители народов соседних республик. Языком межнационального общения был русский язык, хотя многие некоренные жители говорили свободно на балкарском и кабардинском языке. Они принимали также активное участие в создании любительского театра. Интерес жителей Кабардино-Балкарии к театру рос. В книге «Театральное искусство Кабардино-Балкарии» Аскерби Шортанов пишет: «Только курсантами Нальчикского учебного городка в 1930 году было создано 14 пьес. В 1930 годах в Кабарде и Балкарии было уже 101 драматических кружков» [2, с. 37]. Любительских театров в Кабардино-Балкарской автономной области становилось все больше, и один из таких театров существовал при Доме работников искусств под руководством В.З. Шилина. В 1930 году он получил название «Театр рабочей молодёжи» (ТРАМ). Именно здесь, наконец, объединились любители и профессионалы театрального искусства. Возглавил этот театр человек, обладавший глубокими познаниями в сфере культуры и театрального искусства, В.Н. Левицкий. В качестве актеров в театре служили М.С. Кручинина, В.Н. Левицкий, А.М. Останков, Е.А. Михайлова, В.З. Шилин, а также режиссер М.Д. Ковалевский и другие. Театром рабочей молодежи были показаны такие спектакли, как «Бедность - не порок» по А. Островскому, «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Разлом» и другие.

Руководством Кабардино-Балкарии было принято решение выделить средства на создание Русского драматического театра, сформированного из ранее существующего состава «Нальчикского народного театра». В него вошли 80 человек, а директором и художественным руководителем был назначен Михаил Абрамович Смоленский. Открытие Русского театра состоя-

лось 1 ноября 1936 года постановкой «Слава» драматурга В. Гусева. Руководство русского драматического театра оказало довольно сильное влияние на сферу театра и зрителя того времени. Михаил Абрамович Смоленский, ознакомив свою труппу с «большим» искусством и сумев очень верно подобрать для нее репертуар, вывел русский театр на новые высоты.

Любительский театр на родном языке стал вызывать у кабардинцев и балкарцев большой интерес, и его нужно было сдвинуть на профессиональный уровень. Не было ни актеров, ни режиссеров, ни драматургов, которые обладали бы достаточными знаниями и мастерством и сумели бы сдвинуть любительское дело на профессиональный театральный уровень. Из-за отсутствия профессиональных кадров в сфере театрального искусства не было возможности открыть национальные театры в Нальчике. Руководство Кабардино -Балкарии, понимая важность открытия театра, знала, что для этого необходимо подготовить профессиональные кадры.

Неоценимый вклад в развитие культуры Кабардино-Балкарии внес Ленинский учебный городок (ЛУГ), созданный в 1924 году в Нальчике. В Ленинском учебном городке готовили национальные кадры по разным отраслям народного хозяйства: медицина, сельское хозяйство, образование, экономика.

В 1933 году при Ленинском учебном городке была открыта областная студия национального искусства. Цель студии заключалась в создании художественных кадров для будущего национального театра Кабардино-Балкарии. Руководством Кабардино-Балкарии было решено объездить кабардинские и балкарские села и собрать талантливых молодых людей, которые будут обучаться в этой студии. Представителям власти Кабардино-Балкарии предстояла тяжелая работа. Многие родители не хотели отпускать своих детей учиться в студии, так как не понимали, что такое театр и зачем их детям быть артистами. За небольшой промежуток времени организаторам национальной студии удалось собрать необходимое количество молодежи из кабардинцев и балкарцев для

обучения профессиональному искусству: 30 актеров, 30 танцоров и 40 вокалистов для хора. Куратором драматической группы назначили режиссера с большим опытом и багажом знаний - Ф.Н. Шевченко. Преподавать историю театра поручили М.М. Талпе, а сценическое движение -И.К. Шиккер. Несмотря на хорошее начало, театр довольно продолжительное время в городе Нальчик оставался самодеятельным

В конце 1934 года на лечение в Кабардино-Балкарию прибывает жена известного писателя Дмитрия Фурманова Анна Никитична Фурманова, которая являлась в этот период директором Московского драматического театра, а позже стала директором ГИТИСа. Руководство Кабардино-Балкарии обратилось к ней с просьбой помочь в подготовке кадров для национального театра. Исследовав обстановку в сфере драматического искусства в республике, Фурманова А.Н. приняла решение помочь организовать балкарскую и кабардинскую студии при Московском институте театрального искусства им. Луначарского с пятилетним сроком обучения. Благодаря ей, в1935 в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) были созданы две студии: балкарская и кабардинская. Руководство ГИТИСа поручило ведущим преподавателям А.А. Ефремову и И.Я. Судакову отправиться в Нальчик для набора талантливой молодежи в национальную студию. В 1935 году доцент театрального института А.А. Ефремов, побывав во многих селах Кабардино-Балкарии, отобрал в кабардинскую студию для обучения актерскому мастерству 35 человек. В том же году народный артист РСФСР И.Я. Судаков осуществил набор в балкарскую студию. Обе группы будущих артистов были отправлены в Москву на обучение театральному искусству сроком на пять лет. Вместе с ними отправились в Москву учиться будущие режиссеры Рамазан Геляев и Ас-керби Шортанов. На административный факультет ГИТИСа были зачислены Ка-сым Акаев и Хаджи-Муса Мидов. Когда Аскерби Шортанов покинул институт по семейным обстоятельствам и вернулся в

Нальчик, Хаджи-Муса Мидов перешел на факультет режиссуры.

В связи с тем, что молодые артисты могли обрадовать национального зрителя только через пять лет учебы в Москве своими работами, в 1936 году было решено открыть для культурного обслуживания населения Кабарды и Балкарии колхозно-совхозную театральную студию. Актерскому мастерству молодые люди должны были обучаться по ускоренной программе. В конце 1936 года создаётся колхозно-совхозный театр под руководством Касы-ма Хаджимусаевича Акаева для балкарского народа. Студийцы сумели за короткое время подготовить для зрителей пьесу К. Тренёва «Любовь Яровая» на балкарском языке. Премьера спектакля состоялась 10 декабря 1939 года и была воспринята общественностью как знаковое событие- открытие национального театра. Къайсын Кулиев писал в газете «Социалистическая Кабардино-Балкария»: «В культурной жизни балкарского народа произошло радостное событие - открылся национальный драматический театр.7 декабря он показал свой первый спектакль по пьесе К. Тренева «Любовь Яровая». Этот день стал для балкарского народа значимым днем-днем, когда он присоединился к большой культуре. Мы, горские большевики, последующему за нами поколению оставим не покрытые ржавчиной кинжалы, а богатую высокохудожественную культуру. А это значит, что для нас открывается новая дорога...» [3].

В начале 1937 года был создан Кабардинский колхозно-совхозный театр. 1 мая 1937 года состоялась премьера спектакля «Платон Кречет» А. Корнейчука на кабардинском языке. Руководил студией режиссер-педагог Ф.А. Шевченко, сценическое движение преподавал И.К. Шиккер. Эти спектакли положили начало становлению профессионального театра в Кабардино-Балкарии. В колхозно-совхозной театральной студии при ЛУГе юноши и девушки из балкарских и кабардинских сел в 19371938 годы учились сценическому мастерству по специальной программе. За короткое время дать студийцам необъятный материал, составлявший всю историю театра,

драматургии, литературы и научить актерскому мастерству было сложно также из-за языкового барьера. Студийцы очень старались. Они должны были за год освоить все дисциплины, которые преподавались в театральном институте.

Русские деятели искусства и культуры столкнулись в своей работе с большой творческой проблемой. Это было связано отсутствием не только профессиональных актеров, но и отсутствием национальной драматургии, профессиональных художников. У студийцев были замечательные русские педагоги, которые оставив свою благоустроенную жизнь и карьеру в Москве Ленинграде и других городах, с большим удовольствием отдавали свои знания этим молодым ребятам, которые в таких необычных условиях начинали путь в профессиональный театр. Косиянен-ко А.С. читал студийцам историю театра и эстетику, Судаков Ю.М. преподавал студийцам сценическую речь и сценические движения, Терский П.П. обучал студийцев гриму. Они учили их не только актерскому мастерству, но и помогали осваивать русский язык, чтобы познакомить студийцев с русской и мировой художественной культурой. Благодаря усилиям этих педагогов, юноши и девушки-выходцы из балкарских и кабардинских сёл узнали о жизни и творчестве таких всемирных классиков, как У. Шекспир, Еврипид, Эсхил, Н. Гоголь, А. Островский и др.

Нужно отметить, они учили студийцев тому, что появление национального театра - это признание того, что эстетическое сознание их народа набирает высоту. И они, студийцы, должны понимать, что пионерами этого важного государственного дела являются именно они. Тепло, которым окружали молодых актеров благодарные зрители, вдохновляло их на новые творческие работы. Сам К.С. Станиславский проявлял большой интерес к студентам с Северного Кавказа и часто направлял руководителей студий работать с будущими артистами на местах.

Огромную помощь для обучения студийцев театральному искусству при ЛУГе оказал Русский театр. В этот период в Нальчике он был единственным профес-

сиональным театром. Русский театр считался одним из сильных театров на Северном Кавказе, так как там служили очень талантливые, профессионально подготовленные артисты, приехавшие из разных городов нашей страны. Главный режиссер русского театра Михаил Абрамович Смоленский часто приглашал студийцев на репетиции, чтобы они имели возможность увидеть на сцене игру артистов. Иногда, он давал студийцам возможность принимать участие в массовых сценах, некоторым студийцам предлагал небольшие роли. Например, в спектакле «Устим Кара-малюк» главный режиссер задействовал всю балкарскую студию. Артисты Русского драматического театра быстро подружились со студийцами и помогали им во всем, как старшие товарищи. Все это содействовало скорому ознакомлению студийцев с театральной деятельностью. М.А. Смоленский стал тем, кто будущим театральным деятелям Кабардино-Балкарии проложил дорогу к драматургии лучших русских и зарубежных писателей. Именно, Михаил Абрамович Смоленский ознакомив не только свою труппу с «большим» искусством, но и национальные студии Нальчика, сумел помочь вывести театр на новые высоты.

Летом 1940 года в Нальчик возвратились из Москвы после пятилетнего срока обучения в ГИТИСе кабардинская и балкарская национальные студии, воспитанные в лучших традициях русского театрального искусства Ефремовым А.А. и Судаковым И.Я. - крупными специалистами в подготовке национальных коллективов. В Кабардино-Балкарию вернулись вместе с ними и первые национальные режиссеры, которые учились на режиссерском отделении ГИТИСа. В связи с этим было принято решение об объединении колхозно-совхозных театров со студиями и о создании Кабардинского и Балкарского государственных драматических театров, открытие которых состоялось 27 октября 1940 года. Для руководства театрами были приглашены лучшие специалисты в сфере театрального искусства: А. Ефремов для руководства кабардинской труппой, Н. Леготин - балкарской труппой. К обя-

занностям режиссеров приступили Рамазан Геляев и Хаджи-Муса Мидов.

Первым балкарским режиссёром и драматургом стал Рамазан Кичибатырович Геляев. Он написал пьесу «Кровавый калым», которая была поставлена на сцене балкарского театра, но, к сожалению, оригинал пьесы не сохранился. В 1941 году он вместе с другими выпускниками ГИТИСа ушёл на фронт и погиб. Первым кабардинским дипломированным режиссером театра стал Мидов Хаджи-Муса Хаджи - Му-ратович. С августа 1940 года по август 1942 года он был режиссером Кабардино-Балкарского Госдрамтеатра до его закрытия. Театр закрывался в связи приближением фронта военных действий к территории республики. В декабре 1942 года Мидов ушел на фронт воевать и только после окончания войны смог вернуться к своим режиссерским обязанностям.

Основу репертуара балкарского и кабардинского театров составили дипломные работы студийцев, которые были подготовлены ими в Москве. Балкарская группа подготовила спектакли, переведенные с русского на балкарский язык будущим народным поэтом Кабардино-Балкарии Кайсыном Кулиевым: «Овечий источник» Лопе де Вега, «Проделки Скапена» Ж-Б. Мольера и «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. Молодые кабардинские артисты привезли с собой подготовленные в стенах Государственного института театрального искусства спектакли: «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Таланты и поклонники» А. Островского и «Каншобий и Гуа-шагаг» З. Кардангушева.

26 октября 1940 спектаклем «Овечий источник» Лопе де Вега открылся первый театральный сезон балкарского театра, а 27 октября 1940 года спектаклем «Женитьба Фигаро» Бомарше открылся на профессиональной основе кабардинский театр.

1 января 1941 года руководством Кабардино-Балкарской автономной области было решено объединить существующие три театральные труппы в Государственный Кабардино-Балкарский драматический театр.

В период столь ярких и знаменательных событий в культурной и театральной жизни Кабардино-Балкарии наступили трагические времена. Дальнейший путь становления национального театра был сложен. Началась Великая Отечественная война и почти вся мужская часть артистов ушла на фронт защищать родину. Огромное влияние на развитие театрального искусства республики в этот период оказала группа московских театральных деятелей. В августе 1941 г. из Москвы в Нальчик была эвакуирована большая группа выдающихся деятелей литературы и искусства. Среди них были старейшие работники Московского художественного академического театра В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова, М.М. Климов, И.М. Москвин, А.К. Тарасова, М.М. Тарханов, В.Н. Рыжова и другие. Недолгое пребывание этих деятелей культуры в Нальчике вплоть до ноября 1941 г. (началось наступление фашистов на Северный Кавказ) оказало заметное влияние на развитие театрального искусства республики. За это время московские артисты нашли возможность глубоко вникнуть в работу местных театров. 23 августа 1941 года артисты театров Нальчика организовали встречу с В.И. Немирович-Данченко. В Русском драмтеатре М.М. Тарханов консультировал постановки спектаклей «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Шёл солдат с фронта», под его руководством была поставлена пьеса М. Горького «Мещане».

С первых месяцев войны в Государственном Кабардино-Балкарском драматическом театре началась работа по созданию репертуара из патриотических и антифашистских произведений. Перед труппами театра стояла задача, путем художественных образов отразить величие национального характера русского человека, показать историческое прошлое народа, раскрыть те стороны в духовном облике русского человека, которые проявлялись с особой силой в периоды борьбы с иноземными захватчиками: патриотизм, воинская доблесть, братская помощь, самоотверженность. Оставшиеся артисты в самых сложных условиях военного времени про-

должали свою деятельность. Они проявили не только профессиональные способности, но и подлинный патриотизм, служа средствами искусства художественного слова делу победы над врагом.

Режиссерами В. Старостиной и Н. Льго-тиным силами балкарской труппы были поставлены спектакли: Г. Мдивани - «Батальон идёт на Запад», Ш. Гергеля и О.Литовского «Мой сын», А. Корнейчука «Платон Кречет», К. Гольдони «Трактирщица», К. Симонова «Парень из нашего города» и много концертных номеров. В самый разгар войны кабардинская труппа осуществила постановку пьес С. Лунина «Чапаев», Ж-Б. Мольера «Лекарь поневоле», Данилина и Раймонда «Любимая девушка», А. Кабардокова «Голова Асхада», Г. Мдивани «Батальон идет на запад» и другие. Актеры демонстрировали свои работы не только жителям Нальчика, но и выступали во всех населенных пунктах республики, перед ранеными бойцами, которые находились на лечении в госпитале.

Театры продолжали работать вплоть до октября 1942 года. Оккупация Нальчика немецкими фашистами прервала их работу. Территория Кабардино-Балкарии была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Этот период продолжался несколько месяцев. В это тяжелое время республика понесла огромнейшие потери: были уничтожены практически все памятники, имевшие культурное значение, было разрушено здание драматического театра, многие актеры, не успевшие эвакуироваться из города, погибли. Войсками Северокавказского фронта был освобожден 4 января 1943 года Нальчик, а 11 января - уже вся территория Кабардино-Балкарской АССР.

После освобождения Кабардино-Балкарии от фашистских захватчиков предстояла огромная работа по восстановлению республики. Руководство Кабардино-Балкарии, понимая культурную и воспитательную роль театра в жизни людей, начало восстанавливать здание театра. Артисты начали возвращаться на родину, спектакли в срочном порядке возобновляться, здание отстраиваться. Две национальные и русская труппа объединились в

один под общим названием - Кабардино-Балкарский государственный драматический театр. Нужно отметить, что такое объединение театров было необходимым, так как ни одна из трёх трупп не имела ни помещений, ни транспорта, ни театрального имущества, ни достаточных средств и творческих возможностей для самостоятельного существования.

В такое непростое для всей страны время Кабардино-Балкарскому драматическому театру стали оказывать помощь театры Москвы, Ленинграда и других городов. В Нальчик для Госдрамтеатра отправлялись ткани, парики, костюмы, бутафорские принадлежности и многое другое, чтобы театр мог начать свою деятельность. В 1944 году Министерством культуры РСФСР по программе восстановления театральной деятельности в Госдрамтеатр города Нальчик была направлена Матвеева Анна Евгеньевна (1904-1974). Матвеева А.Е. начала свою деятельность в Русском драматическом театре. Она организовывала вместе с коллегами различные театрализованные представления для поддержания боевого духа солдат, шефские спектакли и концерты для местного населения с выездами в села республики, помогала молодежи в создании театральных кружков при клубах. Вскоре ее назначили главой Кабардино-Балкарского отдела Всесоюзного театрального общества. За заслуги в развитии театрального искусства республики А.Е.Матвеевой были присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КАССР» (1954), «Заслуженный артист РСФСР» (1957).

Русский драматический театр возобновил свою работу 7 ноября 1943года спектаклем по произведению Д. Щеглова «Цветок на окне». В этот период директором театра являлся В.И. Ансаров, художественным руководителем - М.Д. Рахманов, а главным художником - В.М. Васюткин, который приехал из города Севастополь. В театр были приглашены из других городов России два режиссера - Я.А. Жданов и Д.В. Караушев, два режиссера-постановщика - Г.Р. Тертиц и И.Е. Харитонов, два сценографа - В.А. Марков и И.М. Житомирский и др. Актерская труппа состояла

из 39 человек: Заслуженная артистка Грузинской ССР А.А. Дальская, Заслуженные артисты РСФСР К.И. Якушев и С.М. Судьбин, Заслуженные артисты КБАССР Г.И. Новиков, В.Ф. Кручинина-Валуа, И.Е. Харитонов, О.Н. Вяземская и

др.

В том же году возобновили свою работу кабардинская и балкарская труппы, но дела в этих театрах обстояли намного хуже, так как не хватало профессиональных актеров, режиссеров и драматургов.

Кабардинская труппа, которая состояла из 18 человек, неоднократно пыталась восстановить уже игравшиеся спектакли, но практически все попытки оказались неудачными, так как многие ведущие актеры-мужчины были на фронте. После окончания войны в родной город Нальчик вернулся режиссер Мидов Х.Х. и начал работать с кабардинской труппой над новым спектаклем. В 1947 году его постановка спектакля «Любовь Яровая» по пьесе К. Тренева заняла одно из призовых мест смотра творчества театров РСФСР. В 5060 годы 20 века в кабардинский театр пришли уже свои национальные профессиональные режиссеры Леонид Эркенов и Султан Теуважев, которые продолжили традиции русской театральной школы.

В феврале 1944 года балкарская труппа подготовила музыкальную комедию азербайджанского композитора Узеира Гаджи-бекова «Аршин мал алан». Постановщиками комедии были Н. Льготин и В. Старостина, но премьера спектакля не состоялась, так как 8 марта 1944 года произошла депортация всего балкарского народа на территорию Средней Азии (Казахская, Киргизская, Узбекская ССР.) В 1944 году весь балкарский народ полностью был выселен с родной земли. Тринадцать долгих мучительных лет балкарцы провели на чужбине, но народ вынес и это потрясение. К большому сожалению, театральное искусство этого народа в тот период совершенно не развивалось и лишь по возращению на родину балкарцев в 1957 году состоялось второе рождение театра.

Балкарский театр начал свою деятельность 1 ноября 1957 года. 9 апреля 1958 года балкарский театр открылся спектак-

лем «Рассвет в горах» по пьесе начинающего драматурга Иссы Боташева. Спектакль был создан силами актеров, оставшихся в живых после войны и депортации. Режиссером - постановщиком был Евгений Иванович Скляров. Художником - постановщиком был С. Мальцов. В июле этого же года режиссером Е.И. Скляровым был поставлен с артистами балкарского театра спектакль «Фатима» по одноименной поэме известного осетинского поэта Косты Хетагурова. Николай Мохов был приглашен художником-постановщиком для работы над спектаклем. Оба спектакля имели огромный успех у публики, что свидетельствовало о начале второго возрождения балкарского театра.

Неоценимый вклад на развитие театральной жизни и культурный рост зрителя Кабардино-Балкарии внес режиссер Георгий Вячеславович Моисеев. Он родился в 1907 году в городе Нижний Новгород (Горький). Прослужив сцене театра Драмы города Горький, как актер и режиссер, около 30 лет, зрелый и опытный мастер Г.В. Моисеев переезжает в город Нальчик, куда его приглашают работать режиссером в Госдрамтеатр. В июне 1958 года он был назначен главным режиссером Балкарского театра. В 1959 году режиссер Георгий Моисеев ставит спектакль «Радуга» по произведению украинского писателя М. Зарудного. Перевод пьесы с украинского языка на балкарский осуществил С. Караев. Спектакль вызвал у балкарского зрителя большой отклик. Речь шла о простых людях в украинской деревне, которые пытались наладить свою жизнь, согласно традициям и обычаям. Тема достаточно близкая балкарскому зрителю, которые стали постепенно возвращаться из Средней Азии в родные места и заново обустраивать свою жизнь в аулах, которые они покинули из-за депортации.

1958 год в истории балкарского театра стал значимым. В этом году была отправлена в Москву на учебу в театральное училище им. М.С. Щепкина балкарская группа молодежи. В 1963 году окончив театральное училище им. М.С. Щепкина вторая балкарская студия вернулась домой. Студийцев нужно было срочно вводить в

репертуар театра. Георгий Вячеславович Моисеев был ярым сторонником системы Станиславского. Он репетировал методом этюдов, работать актерам с ним было легко. Благодаря этому методу, слияние молодых выпускников Театрального училища им. Щепкина в 1963 году с основным составом балкарской труппы прошло успешно. В феврале 1964 года режиссер поставил спектакль по пьесе Къайсына Кулиева «Есть на свете любовь», где балкарская труппа была полностью занята. Настоящее становление профессионального балкарского театра можно считать 1963 год, когда в труппу влилось молодое поколение выпускников Театрального училища им. М.С. Щепкина со своими дипломными спектаклями «Отелло» по пьесе Шекспира и «За тех, кто в море» Лавренева.

Расцвет балкарской труппы пришёлся именно на пору деятельности Георгия Моисеева. Режиссер Георгий Моисеев осуществил десятки постановок с артистами балкарской труппы. Он ставил с артистами балкарской труппы в год по три спектакля разных по жанру и тематической направленности, чтобы у театра создался основной репертуар. Артисты неустанно работали под его руководством над воплощением произведений классического наследия. Жанровое разнообразие репертуара способствовало росту творческой индивидуальности артистов. Можно полагать, что не все созданное в разной степени удавалось труппе, но атмосфера творческого поиска свидетельствовала о постоянном совершенствовании игры актеров в спектаклях.

Одним из ярких запоминающихся работ режиссера Г.М. Моисеева с балкарской труппой стал спектакль «Женитьба» Н. Гоголя (1960).Пьесу на балкарский язык перевел артист театра Ибрагим Маммеев. Эта комедия, где герои русской классики заговорили на балкарском языке, имел огромный успех. Язык пьесы оказался простым, понятным и лёгким. Он показал эволюцию театра под руководством режиссера Моисеева в целом - с его отбором репертуара и актёров, блестяще исполнявших свои роли [1, с. 51].

Г.В. Моисеев умело руководил балкарской труппой, вдумчиво подбирал репертуар. Спектакли: «Батыр-сын медведя» (1960), «Солтанны къадары» (1960), «Женитьба» (1960) Н.В. Гоголя, «Украденное счастье» (1961) И. Франко, «После свадьбы» (1961) И. Маммеева, «Есть на свете любовь» (1964), «Слуга двух господ» (1964) К. Гольдони, «Раненый тур» (1965), «Крепость Шамая»(1967) И. Маммеева, «Абрек» (1967) И. Боташева и другие украсили репертуар Балкарского театра и определили его лицо и творческий потенциал на многие годы. Эти и последующие годы являются расцветом балкарского театрального искусства. На смену Г.В. Моисееву пришёл талантливый актёр и режиссёр Борис Хаджимусаевич Кулиев, один из любимых учеников А.Эфроса, который своим творчеством способствовал дальнейшему росту балкарского театра [4,84].

Нужно отметить, что Г.В. Моисеев работал в театре не только с балкарской труппой, но и кабардинской. Одной из лучших работ режиссера Г.В. Моисеева с кабардинской труппой считается спектакль по произведению Н. Погодина «Кремлевские куранты». Владимира Ильича Ленина играл актер - Мурат Хажимур-зович Болов, который, благодаря мастерству режиссера, смог раскрыться в совершенно новом для данной роли ключе. Совместные поиски Георгия Вячеславовича Моисеева и Мурата Хажимурзович Бо-лова привели к созданию нового образа Ленина без штампов и копирок. Успеху спектакля способствовал удачный перевод пьесы «Кремлевские куранты» на кабардинский язык, а также умело переложенная на кабардинский язык особенность речи Ленина.

Спектакль «Ревизор» считается одной из успешных работ режиссера Георгия Моисеева, поставленный им с кабардинской труппой. Он был показан кабардинским театром в дни декады в Москве в 1957 году. Спектакль получил довольно высокую оценку у театральных критиков и зрителей. Театральные критики отмечали, что постановка полностью продумана: каждый образ тщательно создан, массовые

сцены слажены и проработаны. Артисты Товкуев Хусейн Хазешевич и Тухужев Али Матыкович за исполнение своих ролей в спектакле «Ревизор» получили 4 июля 1957 года звание «Заслуженный артист РСФСР». В число удачных спектаклей Г. Моисеева на годы украсившие репертуар кабардинского театра входит спектакль «Барабанщица» А. Салынского. Тема войны всегда находила отклик в душе режиссера Моисеева, который прошел войну от начала до конца. Артисты со своим режиссером сумели рассказать и показать о невероятной стойкости и смелости советского народа, о том, насколько непоколебим дух патриота. Эти спектакли показали, что пьесы советской драматургии можно ставить на сцене национальных театров.

Благодаря режиссерскому профессионализму Георгий Моисеев смог создать с артистами обеих трупп на сцене Госдрам-театра Кабардино-Балкарии множество различных спектаклей, состоящих из высоконравственных вопросов, насущных проблем бытия. В честь 25-летия драматического театра им. А. Шогенцукова Георгию Моисееву была вручена Почетная грамота Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР за выдающиеся заслуги в развитии режиссерского искусства; в 1961 году он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств КБАССР.

Огромный вклад в театральную культуру Кабардино-Балкарии внесли русские художники, которые стояли у истоков создания национально-декорационного искусства, создавая незабываемые художественные образы спектаклей: С. Мальцов, Б. Панков, А. Фаюткин, Н. Шаповалов, Н. Мохов, Н. Калиниченко, Н. Курбатов, А. Генералов и другие.

С национальными театрами КБР они прошли все этапы их становления и творческого расцвета, помогая зрителю понять сложную синтетическую структуру театрального искусства. Национально-декорационное искусство развивалось в Кабардино-Балкарии из-за отсутствия собственных национальных театральных традиций под непосредственным влиянием искусства оформления спектаклей русско-

го театра. Русские художники стремились в оформлении спектаклей сохранить традиционные базовые ценности национальной культуры кабардинцев и балкарцев, но в тоже время постоянно ориентировались на процессы развития русского драматического искусства. Сценография национального театра, синтезируя особенности народного творчества и русского профессионального искусства, способствовали сохранению этнокультурной идентичности.

Эти художники сумели проявить всю полноту их таланта и глубину познаний в области национального искусства. Их оформление всегда было необычным и запоминающимся, а также умение отыскивать новые сценические решения к спектаклям лишь подчеркивали неординарность мышления художников. Театральные художники использовали различные пласты народного творчества для сохранения культурно-исторической памяти народа. Они проявляли массу энергии и изобретательности для создания реалистически достоверных театральных декораций, запоминающихся образов народного быта, используя специфику традиционной одежды, ее силуэта, декора и национального колорита главных персонажей спектаклей. В работах русских художников были видны не только смелая разработка народного быта кабардинцев и балкарцев, яркая гармония цветовых сочетаний, но и выразительная пластика фигур персонажей, их движений и жестов, где они старались передать ощущение эпохи. Они были непревзойденными специалистами в этой сфере. Оформление, которое они создавал для каждого спектакля, отличалось особым изяществом и полнотой образов. За годы работы в национальных театрах КБР были оформлены спектакли Н. Моховым: «Фа-тима», «Радуга», «Кровавая свадьба», «Женитьба», «Веселый гость», «Украденное счастье», «После свадьбы», «Мнимый больной», «Ходжа» и др. С. Мальцовым: «Рассвет в горах», «Абрек», «Крепость Шамая», «Лиса и виноград», «Антигона», «Есть справедливость», «Тяжелая работа», «Завещание», «Сердечная песня четверых», «Слепая дочь падишаха», «Дуэль» и

др.; Н. Калиниченко: «Женихи»; Б. Панко-вым: «Слуга двух господ», «Памятник», «Сила любви», «Змея в груди», «Машенька», «Черный сундук», «Поэма о любви», «Мать сирот», «Моя свекровь», «Военный трибунал», «На рассвете», «Андро и Сандро», «Твой свет», «Тяжкий путь», «Аче-мез», «Каракумская трагедия», «Односельчане»; В. Курбатовым: «Бабушкино лекарство», «Женитьба», «Общественное мнение», «На краю», «Камень на дороге» и

др.

Эти художники оставили глубокий след в творческом облике спектаклей. Традиции русского декорационного искусства стали позже не только основой творчества первых художников кабардинцев и балкарцев, но и определили направление всех их поисков, в том числе и в сфере национального репертуара.

Выводы

Много талантливых русских деятелей искусства и культуры сделали значительный вклад в развитие театрального искусства Кабардино-Балкарии. Прослеживая цепь развития театрального и художественного искусства малочисленных народов России можно утверждать, что в КБР профессиональное театральное и художественное творчество проникло с помощью русских деятелей искусства и культуры. Каждый из этих творцов был по-своему одарен, каждый из них создавал «свое» искусство. Они были теми, кто создал плодотворную почву для развития национального театрального и художественного искусства, вдохновляя своим талантом и служением любимому делу молодых людей, которые продолжили в дальнейшем их дело. За период существования национальных театров КБР сменилось несколько поколений артистов, режиссеров, художников.

Таким образом, благодаря огромной работе русских деятелей искусства и культуры, в начале ХХ века в Кабардино-Балкарии была положена основа создания национальных театров европейского типа, которые в своем дальнейшем развитии глубоко освоили опыт русского и мирового театра, в то же время, развивая национальное искусство. Традиции, заложенные

русскими деятелями искусства и культуры, интеллигенции, сделавшей много для раз-определяют и нынешнюю творческую дея- вития театрального и художественного ис-тельность артистов, режиссеров, художни- кусства нашим народам, должен стать ков, активно работающих в театрах нашей неотъемлемой частью культуры КБР. республики. Вклад творческой русской

Библиографический список

1. Маммеев Ибрагим. Малкъар театр. - Нальчик: Эльбрус, 2005.

2. Шортанов А.Т. Кабардино-Балкарский театр // История советского драматического театра. - М.: Наука, 1969.

3. Газета «Социалистическая Кабардино-Балкария» 10 декабря 1939 года.

4. Мусукаева С.А. Три ступени Бориса Кулиева. - Владикавказ: Принт-центр, 2015.

5. Архив СТД КБР.

RUSSIAN ARTISTS AND CULTURAL FIGURES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE NATIONAL THEATRICAL AND ARTISTIC CULTURE OF KABARDINO-BALKARIA IN THE CONTEXT OF THE INFLUENCE OF THE RUSSIAN THEATRICAL AND ARTISTIC TRADITION

Z.N. Torogeldieva, Candidate of Philological Sciences, Professor North Caucasus State Institute of Arts (Russia, Nalchik)

Abstract. The purpose of this article is to study, confirming that the formation and development of the national theatrical and artistic culture of Kabardino-Balkaria has developed in the context of the influence of the Russian theatrical and artistic tradition. The paper examines the pedagogical and creative activities of Russian artists and cultural figures that stood at the origins of the formation of national theaters in Kabardino-Balkaria and brought up several generations of professional artists, directors and artists. Addressing the stated topic requires inclusion in the general historical and cultural context of the CBD of the contribution of the creativity of Russian artists and culture. The relevance and novelty of the research lies in the fact that the topic of the contribution of the creativity of Russian artists and culture to the development of national theatrical and artistic culture was not considered from a scientific point of view, there were only fragmentary coverage in the republican press. The methodological basis of the research is a dialectical approach, which allowed us to study the development of the theatrical art of the CBD on the principles of historicism, objectivity and comprehensiveness of the study of this declared topic. Russian artists and cultural figures have done a great job in the beginning of the twentieth century in Kabardino-Balkaria; the foundation was laid for the creation of national theaters of the European type, which in their further development have deeply mastered the experience of Russian and World Theater, at the same time, developing their national art.

Keywords: teacher, Balkar Theater, Kabardian Theater, studio, education of national personnel, director, actor, play, image, drama, artist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.