Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В 19201930-Х ГОДАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В 19201930-Х ГОДАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ / КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / 1920-1930-Е ГГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кешева Зарема Мухамедовна

В статье проанализированы процессы развития ряда областей художественной культуры Кабардино-Балкарии в 1920-1930-х гг. Определено, что решающую роль сыграла политика советского государства в области культурного строительства, которое стало толчком к возникновению в республике профессиональных форм культуры. Были открыты национальные театры, создан Кабардино-Балкарский хор, ансамбль песни и танца «Кабардинка», образованы творческие союзы. Отмечено, что, несмотря на внедрение большого пласта инонациональных установок, нивелирующих национальное самосознание, значительная часть населения получила возможность приобщения к творчеству, что оказало положительное влияние на духовное развитие народов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF ARTISTIC CULTURE IN KABARDINO-BALKARIA IN THE 1920-1930S AND THE FEATURES OF ITS IMPLEMENTATION

The article analyzes the processes of development of a number of areas of artistic culture of Kabardino-Balkaria in the 1920-1930s. It is determined that the decisive role was played by the policy of the Soviet state in the fi eld of cultural construction, which was the impetus for the emergence of professional forms of culture in the republic. National theaters were opened, the Kabardino-Balkarian Choir, the Kabardinka Song and Dance ensemble were created, creative unions were formed. It is noted that professional art has not escaped state infl uence on all spheres of artistic creativity, which developed according to the directives emanating from the central and republican authorities. Along with professional forms of culture, non-professional, folk ones continued to exist. Between them, an active position was occupied by the middle link - amateur folk art, which in fact was not such, since it was under the strict control of party structures at diff erent levels. Despite the fact that the results of such a policy were contradictory, a signifi cant part of the population of the republic had the opportunity to become involved in creativity, which had a positive impact on the spiritual development of the peoples of the КBR. The methodological basis of the study was the problemchronological method, which made it possible to identify and consider all the problematic aspects of the development of the artistic culture of Kabardino-Balkaria during its professional formation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В 19201930-Х ГОДАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

Научная статья

УДК 94 (470.64) «19»

DOI10.18522/2072-0181-2022-112-99-105

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В 1920-1930-х ГОДАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

З.М. Кешева

STATE POLICY IN THE FIELD OF ARTISTIC CULTURE IN KABARDINO-BALKARIA IN THE 1920-1930s AND THE FEATURES OF ITS IMPLEMENTATION

Z.M. Kesheva

Проблема становления и развития новой социалистической культуры в стране победившего социализма достаточно обширна. Однако основная часть работ по ней написана в советский период. И хотя эти исследования проводились через понимание многонациональности государства, они не могли избежать политизированного подхода. Как правило, в них слабо учитывалось своеобразие каждой отдельной национальной культуры огромного мультикультурного и многоконфессионального социума. Между тем политика в области культуры была важнейшей составной частью национальной политики страны Советов, являясь значимым элементом государственно-национального строительства. В монографиях Л.М. Зак [1] и Э.А. Шеуджен [2] подробно проанализированы процессы национально-государственного строительства в целом в СССР и на Северном Кавказе в частности.

Новые взгляды на исследуемую проблему появились в 1980-1990-х гг. Высказывались негативные оценки социалистического строя, разрушавшего национальные культуры и не позволявшего им свободно развиваться. С этих позиций выступал А. Г. Авторханов, утверждавший, что большевистский режим нуждался в контроле над всеми средствами культуры, а так-

Кешева Зарема Мухамедовна - кандидат исторических наук, заведующая сектором новейшей истории Института гуманитарных исследований - филиала Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18, е-тай: [email protected], т.: 8(8662)426384.

же культурным (духовным) производством [3]. К постперестроечному периоду относится исследование Т.Ю. Красовицкой «Модернизация России: национально-культурная политика 20-х гг.» [4], в которой четко прослеживается изменение методологического подхода к истории развития культуры и образования, определяется роль партийного аппарата в процессах культурного строительства.

Подробно процессы модернизации культуры народов Северного Кавказа в 1920-х гг. исследованы в работе Х.Б. Мамсирова «Большевистская модернизация культурной сферы народов Центрального и Северо-Западного Кавказа в 20-е годы XX века» [5]. В данном исследовании автор рассматривает социалистическую модернизацию через парадоксальный алгоритм модерности, что дает возможность определить противоречивость большевистских трансформаций, иначе взглянуть на феномен сосуществования бывшей и вновь возникшей советской культуры в сложный постреволюционный период. Х.Б. Мамсиров отмечает, что создание новых форм духовной организации традиционных горских обществ происходило массированно и насильственно.

Некоторые аспекты развития художественной культуры народов Кабардино-Балкарии

Zarema Kesheva - Institute for the Humanities Research -branch of Kaba^im-Balkanan Scientific Center RAS, 18 Pushkin Street, Nalchik, Kaba^im-Balkanan Republic, 360000, е-mail: [email protected], tel.: 8(8662)426384.

нашли отражение в исследованиях Г.Х. Мамбе-това «Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии» [6] и Х.И. Ху-туева «Становление и развитие социалистической культуры Кабардино-Балкарии» [7]. Они посвящены формированию нового пролетарского профессионального искусства народов Кабардино-Балкарии, в них содержится важный историко-этнологический материал. Однако, как и все работы советского периода, они не могли избежать политизированного подхода в подаче исторического материала.

В монографии М.Г. Герандокова и В.З. Ге -рандоковой «Культурная революция в национальных регионах: миф или реальность» выдвигается идея о переоценке ценностей национальной культуры, сложившихся в условиях идеологического дозирования, а также концепция культуры будущего, основным содержанием которой должна стать модернизация национальной культурной традиции [8]. В исследованиях Ш.С. Шу [9], Х.Х. Мидова [10], Т.К. Шейбле-ра [11], Х.Х. Хавпачева [12] также подвергнуты анализу различные аспекты развития художественной культуры народов Кабардино-Балкарии, но они носят в основном культурологический характер, вне исторического контекста.

Цель нашего исследования - проанализировать влияние государственной политики на культурное развитие народов Кабардино-Балкарии в сложный период социальных и культурных трансформаций 1920-1930-х гг.

Исследование реализации политики большевистского государства в области художественной культуры народов Кабардино-Балкарии представляется актуальным, поскольку позволяет выявить новые аспекты развития социалистической культуры на территории бывшей имперской «окраины».

Актуальность работы усиливается и в связи с тем, что в мире преобладают тенденции нивелирования достижений России, в том числе и в области культуры, тогда как не нуждается в обосновании тот факт, что российские народы внесли значительный вклад в развитие мирового культурного пространства. Кроме того, анализ исторического опыта культурного развития регионов многонационального Российского государства позволяет, с одной стороны, сохранять наши культурные достижения, а с другой - избегать перекосов и ошибок, допущенных в свое время.

Методологической основой исследования избраны принципы историзма, системности и

объективности, позволяющие учесть различные факторы, повлиявшие на развитие художественной культуры Кабардино-Балкарии в один из самых неоднозначных исторических периодов советской истории.

Источниковой базой исследования послужили документы, извлеченные из Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР) и архива Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН.

Развитие культуры народов Кабарды и Балкарии определялось важными политическими событиями, повлиявшими на весь ход исторического развития народов бывшей Российской империи. Одним из первых документов, принятых советской властью, являлась Декларация прав народов России, которая провозглашала:

1) равенство и суверенитет народов России;

2) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; 4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.*

Политику советской власти в области культуры формировал Народный комиссариат просвещения. Его основная задача состояла в том, чтобы с помощью средств художественной культуры и искусства воздействовать на сознание масс, пропагандируя идеи коммунистического общества. Для более активного распространения следовало сделать учреждения культуры максимально доступными [13].

Согласно декрету ВЦИК от 1 сентября 1921 г., Кабарда вошла в состав РСФСР в качестве автономной области. 16 января 1922 г. была образована единая Кабардино-Балкарская автономная область. В 1936 г. Кабардино-Балкарская автономная область преобразуется в автономную республику, тем самым закрепляются права народов Кабардино-Балкарии на создание своей государственности. Политическое развитие Кабардино-Балкарии самым непосредственным образом повлияло и на культурное развитие ее народов.

Развитие художественной культуры Кабардино-Балкарии шло параллельно аналогичным процессам в национальных образованиях, согласно распоряжениям и предписаниям, полу-

* Декларация прав народов России. ИКЬ: Ийр8:// constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5307/.

ченным из центра. В данной статье остановимся на рассмотрении нескольких отраслей художественной культуры: музыкальной, танцевальной, театральной, изобразительного искусства, а также самодеятельных форм культуры.

Социалистический Октябрь открыл широкие возможности для становления профессионального искусства кабардинского и балкарского народов. Вместе с тем самобытное народное искусство имело вековые традиции, к нему неоднократно обращались представители передовой русской культуры. Композиторы XIX в. Л.А. Алябьев, М.А. Балакирев, С.И. Танеев и др. проявляли большой интерес к танцевальному и песенно-музыкальному творчеству горцев.

Начало профессиональному искусству в республике положили коллективы художественной самодеятельности, образованные в 19201930-х гг. В 1930 г. в Нальчике был организован танцевальный ансамбль «Красный Кавказ», выступавший в сопровождении секстета народных инструментов, который до этого момента был агитбригадой. В протоколе заседания от 26 июля 1930 г., где решался вопрос об организации ансамбля, отмечалось: «Ансамбль набрать не более 10 человек; в случае, если ансамбль будет нуждаться в добавочной силе, то ансамбль может взять вспомогательную силу актеров. Состав ансамбля постоянного: 3 танцора, 2 танцовщицы, 3 музыканта, 2 администратора - передовой и местный - и 1 художественный руководитель» [14]. В программу коллектива входили народные кабардинские и балкарские танцы: «Кафа», «Исламей», «Тюз-тепсеу», «Тегерек-тепсеу», «Удж» и др. 26 августа 1930 г. ансамбль «Красный Кавказ» отправился в свою первую гастрольную поездку по стране, где с успехом представлял танцевальное и песенное искусство народов Кабардино-Балкарии [15, с. 85].

О том, какое значение партийное руководство страны всех уровней придавало развитию самодеятельного искусства, чтобы как можно большее количество населения охватить социалистической идеологией, свидетельствует обращение организационного комитета по проведению 1-й Кабардино-Балкарской олимпиады самодеятельного и профессионального искусства горских народов к трудящимся Кабардино-Балкарии от 17 ноября 1931 г.: «Дорогие товарищи! На основе успехов социалистического строительства, переустройства всего народного хозяйства в Союзе ССР в целом и отдельных его частей в национальных областях и районах ширится и крепнет культурное строительство у

всех народов многонационального Союза ССР. Создание национальной по форме и пролетарской по содержанию культуры и искусства является делом всех трудящихся» [16]. Было отмечено, что искусство народов Кабардино-Балкарии недостаточно организовано, нет политической активности в выявлении народных талантов, так как они рассеяны по всей республике. А может ли неорганизованное пролетарское искусство отражать размах социалистических преобразований [15, с.86]?

Именно для решения в первую очередь политико-организационных задач и была проведена олимпиада. В СМИ данного периода утверждалось, что самодеятельному народному творчеству чуждо прославление подвигов князей и аристократии, которое еще было популярно в народе, и что следует искоренить в массовом сознании контрреволюционные «пережитки». Несомненно, подобная политика наносила серьезный ущерб традиционной культуре народов Кабардино-Балкарии [15, с. 90].

В 1933 г. «Красный Кавказ» был преобразован в профессиональный Кабардино-Балкарский ансамбль песни и танца «Кабардинка». Его репертуар постоянно пополнялся новыми танцами и песнями на стихи поэтов Б. Паче-ва, К. Мечиева, И. Кажарова, А. Шогенцукова, А. Хавпачева. Известностью стали пользоваться песни «Любовная колхозная», «Колхозная», песни о Ленине, С.М. Кирове, Г.К. Орджоникидзе, К.Е. Ворошилове. Заглавия песен характеризуют степень коренных трансформаций, произошедших в жизни народов республики, что во многом приводило к политизированности новых песен и танцев в ущерб традиционной танцевальной и песенно-музыкальной культуре. Одновременно после установления советской власти активизировалась запись, собирание, фиксация, изучение и распространение народных песен и танцевальных мелодий, что нельзя не признать положительным фактором.

Популярность ансамбля росла в Кабардино-Балкарии и за ее пределами. Коллектив выступал в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Риге, в Бурят-Монголии, во Владивостоке, Мурманске, Ростове-на-Дону. XVII областная партийная конференция в марте 1940 г. отмечала, что ансамбль стал зрелым художественным коллективом, о чем свидетельствовали, в частности, его трехмесячные гастроли в 1939 г. на Дальнем Востоке. За успешные выступления ансамбль песни и танца был награжден Почетной грамо-

той Президиума Верховного Совета КБАССР [10, с. 25].

Важным событием культурной жизни было создание профессионального Кабардино-Балкарского хора. В Кабардино-Балкарский хор, положивший начало развитию профессионального хорового искусства, вошли лучшие певцы сельских и городских кружков художественной самодеятельности. Одним из его организаторов был А. М. Покровский, дирижер, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Значительный вклад в становление и развитие хора, в формирование его репертуара внесли композиторы А.М. Авраамов, Т.К. Шейблер, классик кабардинской литературы А. Шогенцуков, народные певцы А. Хавпачев и И. Кажаров, педагог и концертмейстер В. Пер-шина, поэты К. Кулиев, А. Кешоков и др. [17].

Советские деятели культуры многое сделали для становления и развития национальной профессиональной музыкальной культуры Кабардино-Балкарии. С 1935 г. в Кабардино-Балкарии работал А.М. Авраамов, которого кабардинцы и балкарцы считали своим национальным композитором. А.М. Авраамов написал первые симфонические произведения, основанные на фольклорном материале, осуществил хоровые обработки национальных героических песен «Андемиркан» и «Уазы Мурат».

С 1939 г. в Кабардино-Балкарии плодотворно работал и композитор Т. К. Шейблер, осуществивший запись и обработку для ансамбля танцев «Удж-хешт» и «Современная кафа» К. Каширговой, «Исламей» Э. Шаожева, балкарской песни о Ленине (стихи К. Мечиева), песни о Кирове (стихи Б. Гуртуева), «Партизанской песни» и «Плясовой песни» (стихи К. Отарова), «Пастушьего наигрыша».

Кабардино-Балкарский хор исполнял созданные кабардинскими поэтами-певцами И. Кажаровым «Песню о Конституции», А. Хав-пачевым «Песню о Ленине», «Колхозную песню», «Песню о БаксанГЭСе», а также балкарские песни о партии и т.д. 1940 год знаменателен для Кабардино-Балкарского хора приглашением от Всесоюзного радиокомитета в Москву для выступлений по радио [7, с. 103].

Профессионального театрального искусства у кабардинского и балкарского народов до установления советской власти не было. Первым театральным очагом в Кабардино-Балкарии стал Нальчикский народный театр, основанный в мае 1920 г. [18]. Но из-за отсутствия средств

на его содержание в 1922 г. платная труппа была упразднена.

В 1933 г. было принято решение открыть в Нальчике специальную студию для подготовки кадров работников театрального искусства. И хотя новые революционные веяния коснулись и театральной культуры, однако набрать учащихся в эту студию оказалось сложно, так как обычаи не предусматривали «кривляния» на сцене, особенно это касалось девушек, получавших строгое воспитание. Приходилось уговаривать родителей, чтобы они отпустили своих детей на учебу. Под давлением партийных и советских руководителей удалось собрать более 100 учащихся, и летом 1933 г. студия была открыта. В нее в числе других были зачислены А. Шериев, Т. Жигунов, Б. Сибекова, X. Кумахо -ва, К. Балкарова, ставшие впоследствии известными актерами [7, с. 105].

С работой национальной драматической группы студии ознакомилась директор Московского государственного института театрального искусства им. Луначарского А.Н. Фурманова, которая предложила создать при институте две национальные студии с пятилетним сроком обучения.

Аналогичные студии создавались для всех национальных образований, и предложение А.Н. Фурмановой поддержало партийное руководство области. В июле-августе 1935 г. доцент ГИТИСа А.А. Ефремов и руководитель мастерской актера народный артист РСФСР профессор И.Я. Судаков набрали своих будущих учеников для кабардинской и балкарской студий из числа одаренных юношей и девушек. В Нальчике позднее вновь были открыты кабардинская и балкарская студии с целью дальнейшего формирования кабардинского и балкарского колхозно-совхозных театров [7, с. 106].

Летом 1940 г. из Москвы после пятилетнего обучения в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского вернулись в республику кабардинская и балкарская национальные студии. Молодые творческие коллективы привезли подготовленные в ГИТИСе спектакли: кабардинская студия -«Женитьбу Фигаро» Бомарше, «Таланты и поклонники» А.Н. Островского и «Каншобий и Гуашегаг» молодого кабардинского драматурга 3. Кардангушева; балкарская студия подготовила «Овечий источник» Лопе де Вега, «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, «Проделки Скапена» Мольера и первую многоактную балкарскую пьесу «Кровавый калым» выпускника ГИТИСа -

режиссера Р. Геляева [7, с. 108]. Показ этих спектаклей стал крупным культурным событием в жизни республики, и в 1940 г. обком ВКП(б) и СНК КБАССР приняли решение об образовании Кабардинского и Балкарского государственных драматических театров.

До Великой Октябрьской Социалистической революции профессионального изобразительного искусства в Кабардино-Балкарии практически не существовало. Негативную роль в становлении изобразительного искусства народов Кабарды и Балкарии сыграла мусульманская религия, запрещавшая графическое, живописное или скульптурное изображение человека и всего одушевленного. Тяга к изобразительности ре-ализовывалась в прикладном, декоративно-орнаментальном искусстве, достигшем высокого уровня развития.

Активную роль в развитии художественно-изобразительного творчества Кабардино-Балкарии сыграл художник М.В. Алехин. Около сорока лет - с 1895 по 1934 г. - он жил в Нальчике, куда был сослан за антиправительственную деятельность [19]. Картины Алехина «Горец», «Базар в Нальчике», «Горный аул», «Мальчик-горец», «Портрет девушки», «На водопое» и др. просты по художественным средствам и убедительны по содержанию. В них достоверно раскрыты типичные стороны природы Кавказа, созданы запоминающиеся образы тружеников-горцев.

В 1920-1930-х гг. в Нальчике начали работать художники И.В. Балицкий, Л.В. Брюммер, М.А. Ваннах, Н.Н. Гусаченко, Н.А. Смоляни-нов, Н.З. Трындык. Воспитанные на традициях русского реализма, они своей творческой и общественной деятельностью способствовали зарождению изобразительного искусства Кабардино-Балкарии, внесли вклад в подготовку национальных кадров художников. Благодаря их энтузиазму в начале 1920-х гг. в Нальчике была организована и успешно функционировала художественно-рисовальная школа [20]. Худо -жественная секция при облОНО была создана 23 февраля 1927 г. на заседании президиума облисполкома [21].

В 1939 г. образуется Организационное бюро кабардино-балкарских художников - первая художественная ячейка. Тогда же открывается первая республиканская выставка профессионального и самодеятельного изобразительного искусства. На ней экспонировалось 250 работ [7, с. 110], что свидетельствовало о растущей творческой активности художников, работавших

в жанре соцреализма (иные творческие взгляды на художественно-изобразительное искусство не допускались).

Таким образом, анализ теоретических исследований и расширение источниковой базы по заявленной проблеме позволяют сделать вывод о том, что в период 1920-1930-х гг. в республике была образована система национального профессионального искусства, включавшая в себя национальные театры, Кабардино-Балкарский хор, ансамбль песни и танца «Кабардинка», творческие союзы. Профессиональное искусство не избежало государственного влияния на все сферы художественного творчества, развивавшегося согласно директивным распоряжениям, исходившим от руководства страны и республики. Тем не менее наряду с профессиональными формами культуры продолжали существовать и непрофессиональные, народные. Между ними активную позицию занимало среднее звено - самодеятельное народное творчество, которое по сути таковым не являлось, так как находилось под жестким контролем партийных структур разных уровней. Однако то, что значительная часть населения республики получила возможность приобщения к самодеятельному творчеству, пусть и политизированному, оказало несомненное положительное влияние на духовное развитие народов Кабардино-Балкарской Республики.

Опыт развития культуры многонациональной Кабардино-Балкарии в один из самых сложных исторических периодов, полученный нами в результате исследования, может быть использован в ходе разработки и реализации проектов стратегий и программ дальнейшего социокультурного развития Кабардино-Балкарии и Северо-Кавказского региона в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зак Л.М. История изучения советской культуры. М.: Высшая школа, 1981. 176 с.

2. Шеуджен Э.А. Советская историография национально-культурного строительства на Северном Кавказе. Ростов н/Д: Изд-во Рост. унта, 1983. 139 с.

3. Авторханов А.Г. Технология власти. Frankfurt a. M.: Посев: Cop, 1976. 809 c.

4. Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: национально-культурная политика 20-х гг. М.: Ин-т российской истории, 1998. 414 с.

5. Мамсиров Х.Б. Большевистская модернизация культурной сферы народов Центрального и Северо-Западного Кавказа в 20-е годы XX века: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Нальчик, 2005. 48 c.

6. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эль-Фа, 2002. 364 с.

7. Хутуев Х.И. Становление и развитие социалистической культуры Советской Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1984. 450 с.

8. Герандоков М.Г., Герандокова В.З. Культурная революция в национальных регионах: миф или реальность. Нальчик: Эль-Фа, 2003. 198 с.

9. Шу Ш.С. Народные танцы адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1992. 140 с.

10. Мидов Х.Х. Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и пляски. Нальчик: Эльбрус, 1995. 112 с.

11. Шейблер Т.К. Музыкальная культура Кабардино-Балкарской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М.: Музгиз, 1957. С. 157-184.

12. Хавпачев Х.Х. Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1999. 221 с.

13. Луначарский А.В. Доклад на IV Всероссийском съезде работников искусств. URL: http:// lunacharsky.newgod.su/lib/o-kino/doklad-na-4-m-vserossijskom-sezde-rabotnikov-iskusstv/.

14. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского центра РАН. Ф. 14. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 4.

15. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии, 1918-1941 гг.: сб. документов и материалов: в 2 т. Т. 2. Нальчик: Эльбрус, 1980. 392 с.

16. Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (УЦГА АС КБР). Ф. 141. Оп. 1. Ед. хр. 36. Л. 14.

17. Кешева З.М. Танцевальная и музыкальная культура кабардинцев во второй половине ХХ века. Нальчик: Изд. отд. ИГИ КБНЦ РАН, 2005. 168 с. С. 102.

18. УЦГА АС КБР. Ф. 198. Оп. 1. Ед. хр. 37. Л. 27.

19. УЦГА АС КБР. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 305. Л. 20.

20. УЦГА АС КБР. Ф. 16. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 3.

21. УЦГА АС КБР. Ф. 8. Оп. 1. Ед. хр. 351. Л. 40.

REFERENCES

1. Zak L.M. Istoriya izucheniya sovetskoy kultury [History of the study of Soviet culture]. Moscow, Vysshaya shkola, 1981, 176 p.

2. Sheudzhen E.A. Sovetskaya istoriografiya natsionalno-kulturnogo stroitelstva na Severnom Kavkaze [Soviet historiography of national-cultural construction in the North Caucasus]. Rostov-on-Don, Publishing House of Rostov University, 1983, 139 р.

3. Avtorkhanov A.G. Tekhnologiya vlasti [Technology of power]. Frankfurt a. M., Posev, Sor, 1976, 809 р.

4. Krasovitskaya T.Yu. Modernizatsiya Rossii: natsionalno-kulturnaya politika 20-kh gg. [Modernization of Russia: national and cultural

policy of the 20s]. Moscow, Institute of Russian History, 1998, 414 р.

5. Mamsirov Kh.B. Bolshevistskaya modernizatsiya kulturnoy sfery narodov Tsentralnogo i Severo-Zapadnogo Kavkaza v 20-e gody XX veka: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [Bolshevik modernization of the cultural sphere of the peoples of the Central and North-Western Caucasus in the 20s of the XX century: Thesis of the PhD Dis.]. Nalchik, 2005, 48 р.

6. Mambetov G.Kh. Traditsionnaya kultura kabar-dintsev i balkartsev [Traditional culture of Kabardi-ans and Balkars]. Nalchik, El-Fa, 2002, 364 р.

7. Khutuev Kh.I. Stanovlenie i razvitie sotsialisticheskoy kultury Sovetskoy Kabardino-Balkarii [Formation and development of the socialist culture of Soviet Kabardino-Balkaria]. Nalchik, Elbrus,1984, 450 р.

8. Gerandokov M.G., Gerandokova V.Z. Kulturnaya revolyutsiya v natsionalnykh regionakh: mif ili realnost [Cultural revolution in national regions: myth or reality]. Nalchik, El-Fa, 2003, 198 р.

9. Shu Sh.S. Narodnyye tantsy adygov [Folk dances of the Adygs]. Nalchik, Elbrus, 1992, 140 р.

10. Midov Kh.Kh. Kabardino-Balkarskiy gosudar-stvennyy ansambl pesni i plyaski [Kabardino-Balkarian State Song and Dance Ensemble]. Nalchik, Elbrus, 1995, 112 р.

11. Sheybler T.K. Muzykalnaya kultura Kabardino-Balkarskoy ASSR [Musical culture of the Kabardino-Balkarian ASSR]. In: Muzykalnaya kultura avtonomnykh respublik RSFSR [Musical culture of the autonomous republics of the RSFSR]. Moscow, Muzgiz, 1957, рр. 157-184.

12. Khavpachev Kh.Kh. Professionalnaya muzyka Kabardino-Balkarii [Professional music of Kabardino-Balkaria]. Nalchik, Elbrus, 1999, 221 р.

13. Lunacharsky A.V. Doklad na IV Vserossiyskom syezde rabotnikov iskusstv [Report at the IV All-Russian Congress of Art Workers]. Available at: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-kino/doklad-na-4-m-vserossijskom-sezde-rabotnikov-iskusstv/.

14. Arkhiv Instituta gumanitarnykh issledovaniy Kabardino-Balkarskogo tsentra RAN [Archive of the Institute of Humanitarian Studies of the Kabardino-Balkarian Center RAS], f. 14, inv. 1, case 34, sh. 4.

15. Kulturnoye stroitelstvo v Kabardino-Balkarii, 19181941 gg.: sb. dokumentov i materialov: v 2 t. T. 2 [Cultural construction in Kabardino-Balkaria, 19181941: Collection of documents and materials: in 2 vols. Vol. 2]. Nalchik, Elbrus, 1980, 392 р.

16. Upravleniye Tsentralnogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respubliki (UTSGA AS KBR) [OCSA AS KBR (Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic)], f. 141, inv. 1, case 36, sh. 14.

17. Kesheva Z.M. Tantsevalnaya i muzykalnaya kultura kabardintsev vo vtoroy polovine ХХ veka [Dance and musical culture of Kabardians in the second

half of the twentieth century]. Nalchik, Publishing Department of Institute for the Humanities Research KBSC RAS, 2005, 168 р., р. 102.

18. UTSGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. 198, inv. 1, case 37, sh. 27.

19. UTSGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. 2, inv. 1, case 305, sh. 20

20. UTSGA AS KBR [OCSA AS KBR], f.16, inv. 1, case 2, sh. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. UTSGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. 8, inv. 1, case 351, sh. 40.

Статья поступила в редакцию 3 октября 2022 г.

The article was submitted to the editorial office on October 3, 2022

Научная статья УДК 94(47)

D0I10.18522/2072-0181-2022-112-105-111

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СОГЛАСИЙ В ДОНСКОМ РЕГИОНЕ

В 1920-1930-х ГОДАХ

А.В. Шадрина

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SOVIET GOVERNMENT AND THE OLD BELIEVERS' CONCORD IN THE DON REGION

IN THE 1920S-1930s

A.V. Shadrina

Проблема взаимоотношений советской власти со старообрядчеством начала разрабатываться с 2010-х гг. В первую очередь в среде исследователей вызвало интерес положение старообрядцев в советской действительности [1] и разрушение традиционного облика старообрядческих поселений благодаря воздействию советской среды [2]. Также авторами, избравшими объектом исследования старообрядчество, были проанализированы ключевые аспекты конфессиональной политики советского государства в отношении старообрядчества [3] и проблема репрессивной политики государства в отношении последователей старых обрядов [4]. Особый интерес представляют исследования Н.В. Пискунова, посвященные государственной политике в отношении старообрядцев в XX в. на Нижней Волге и Дону [5; 6].

Шадрина Алла Валерьевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, 344010, г. Ростов-на-Дону, пр-т Чехова, 41, е-таД: [email protected], т.: 8(903)4042895.

Цель настоящего исследования - на основании комплекса опубликованных и архивных источников проанализировать динамику становления и характер взаимоотношений старообрядческих согласий и советской власти в Донском регионе на протяжении первых 20 лет после ее установления в Донской области.

Для достижения поставленной цели необходимо выявить этапы проведения государством антирелигиозных акций и их результаты, приведшие к прекращению существования старообрядческих согласий и их уходу в подполье.

На протяжении XVII - начала XX в. старообрядцы были важной и немалочисленной составляющей российского общества, которая оказывала заметное влияние на экономическую и культурную стороны жизни государства. Особенно заметно это было в таком регионе, как

Alla Shadrina - Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 41 Chekhov Avenue, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: [email protected], tel.: 8(903)4042895.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.