Научная статья на тему 'Культурная жизнь Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны'

Культурная жизнь Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / ДЕЯТЕЛИ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА / SOVIET ART WORKERS / ЭВАКУАЦИЯ / EVACUATION / НАЛЬЧИК / NALCHIK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кешева Зарема Мухамедовна

В статье рассматривается влияние Великой Отечественной войны на культурную жизнь Кабардино-Балкарии. Сделан вывод о том, что деятели советского искусства, побывавшие в эвакуации в Нальчике, так же, как и деятели культуры Кабардино-Балкарии, вносили весомый вклад в победу над фашистской Германией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural life of Kabardino-Balkaria during the Great Patriotic War

The article examines the impact of the Great Patriotic War on the cultural life of Kabardino-Balkaria. It is concluded that the Soviet art workers who were in the evacuation in Nalchik, as well as the art workers of Kabardino-Balkaria, made a significant contribution to the victory over fascist Germany.

Текст научной работы на тему «Культурная жизнь Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны»

З.М. КЕШЕВА кандидат исторических наук, зав. сектором новейшей истории Института гуманитарных исследований - филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр РАН»'

Культурная жизнь Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны

Несмотря на то, что с момента окончания войны прошло больше 70 лет, вопросы, связанные с ее исследованием, не теряют своей актуальности. Особо это касается вклада многонационального народа СССР в победу над фашизмом. Советская культура в годы Великой Отечественной войны фактически являлась таким же важным оружием, как новейшие образцы военной техники. В этой связи рассмотрение вопросов, связанных с культурной жизнью народов СССР в тяжелый период истории, представляет безусловный научный интерес.

Быстрое продвижение германских войск по советской территории в начальный период Великой Отечественной войны потребовало принятия чрезвычайных мер для перевода страны на военное положение. 24 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о создании Совета по эвакуации под руководством Л.М. Кагановича, А.Н. Косыгина, Н.М. Шверника. В этой тяжелой ситуации были предприняты меры по эвакуации деятелей культуры и искусства из районов, которые подвергались опасности оккупации.

В начальный период Великой Отечественной войны Нальчик являлся тыловым городом, куда Светское правительство эвакуировало из центральных областей России промышленные оборонные объекты, деятелей культуры и искусства. По Постановлению Совета по эвакуации при СНК СССР «О направлении старейших мастеров искусств из г. Москвы в г. Нальчик» с приложением списка эвакуируемых № СЭ-60 от 3

*Кешева Зарема Мухамедовна, е-mail: [email protected]

августа 1941 г. в Нальчик были эвакуированы многие деятели культуры и искусства, а также члены их семей1. По неполным данным в республику эвакуировались более 16,5 тыс. человек, среди которых коллективы Института физкультуры им. Лесгафта, Государственного института иностранных языков и ряда заводов Ленинграда, артисты Московского Художественного и Малого театров, видные композиторы и художники. Эвакуированным выделили жильё, предоставили работу, детей устроили в школы и детские сады, нуждающимся оказали материальную помощь.

Выдающийся советский композитор С.С. Прокофьев провел в Нальчике четыре месяца, которые были очень плодотворны в творческом отношении. Гостиница «Нальчик», где жили Прокофьевы, и дачный поселок Долинск стали временным местом проживания для многих прославленных актеров, музыкантов, художников. Прокофьев общался с В.И. Немировичем-Данченко, с О.Л. Книппер-Чеховой - вдовой великого писателя, с художником И.Э. Грабарем.

Летом 1941 г. Прокофьев сочинял симфоническую сюиту «1941 год», первые картины «Войны и мира», Второй струнный квартет. 15 августа были написаны первые страницы толстовской оперы («Отрадное»)2. Работа двигалась с необычайной быстротой. Уже три месяца спустя первые шесть картин, изображающие картины «мира» (почти половина оперы), - были закончены в клавире. Среди тех, кто слышал в авторском исполнении эти первые фрагменты, были Мясковский и Грабарь.

В столице Кабардино-Балкарии Прокофьев находил время и для концертных выступлений - в городском театре или в военных госпиталях. Вместе с композитором выступали мастера МХАТа и Малого театра: Качалов, Тарасова, Москвин, Книппер-Чехова, Климов, Рыжова, Массалитинова3.

Прокофьева заинтересовал малоисследованный музыкальный фольклор Кабардино-Балкарии. Он отмечал, что в этих местах путешествовал С.И. Танеев, изучавший фольклор кабардинцев и балкарцев и посвятивший ему спе-

1 [Электронный ресурс]. URL: http: // velikvoy.narod.ru /dokument/ dokument-cccp / postanovlenie /030841_evakuat60.htm. (дата обращения 17.03.2017 г.)

2 Мендельсон-Прокофьева М.А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938-1967) / Науч. ред., предисл. и комментарии Е.В. Кривцовой. М., 2012, с. 24.

3 Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М.,1973, с. 457.

циальное исследование. Памятной для композитора была встреча с Х.С. Темирхановым, возглавлявшим республиканское Управление по делам искусств. Он обратил внимание московских композиторов на собранные в Нальчике фольклорные записи: «У нас прекрасный музыкальный материал, почти никем не использованный, - отмечал Те-мирханов. - Если вы во время пребывания в Нальчике поработаете над этим материалом, вы тем положите начало кабардинской музыке»1.

Тогда же Прокофьев сочинил свой Кабардинский квартет ор. 92 и несколько массовых песен. Две песни посвящались героям-кабардинцам, отличившимся на фронте - пехотинцу Таубекову и танкисту Депуеву («Сын Кабарды» и «Клятва танкиста» - на стихи М. Мендельсон). Несколько позднее к ним были добавлены еще три песни на ее же стихи: две лирические - «Любовь воина» и «Подруга бойца» и шуточно-сатирическая «Фриц».

Если говорить о прямом воздействии музыки Северного Кавказа на творчество Прокофьева, следует особо остановиться на Втором струнном квартете Р^иг. Это наиболее значительный творческий результат его четырехмесячного пребывания в Нальчике. Композитор сумел проникнуть в сущность национальной музыки. Свою задачу он определил как «соединение нового и нетронутого восточного фольклора с самой классичной из классических форм»2.

Почти все темы квартета были заимствованы из песен и инструментальных наигрышей Кабарды: для первой части автор отобрал танец «Удж стариков» и песню «Сосруко», для второй части - «Удж Хацаца» и популярную лезгинку «Исламей», для финала - песню-танец «Гетигежев Огурби». 2 ноября квартет был начат и месяц спустя, 3 декабря, закончен в клавире. Подобно Глинке или Балакиреву, также слышавшим музыку Кавказа «в натуре», Прокофьев по-своему претворял особенности фольклора, обновляя и осовременивая народную традицию средствами «нешаблонной гармонизации». В этом проявилось его собственное и вполне самобытное восприятие грозной романтики Кавказа3.

1 Там же, с. 458.

2 Мендельсон-Прокофьева М.А. Указ. соч., с. 27.

3 Нестьев И. Указ. соч., с. 459.

Пребывание в Нальчике внесло национальный колорит в творчество и других деятелей искусства. Так, вскоре появилась Двадцать третья симфония-сюита Н.Я. Мясковского, основанная на фольклорных мелодиях Кабардино-Балкарии. В ней были использованы народные песни «Сосруко и Сатаней», «Солтан-Хамид», «Исламей», «Халимат». А.Н. Александров завершил оперу «Бэла», в которой использовал национальные мотивы титульных народов республики. Ряд произведений на кабардинские темы написали С. Фейнберг,

A. Гольденвейзер. Художник Н.М. Чернышев написал акварельные пейзажи «Зима в Нальчике», «Долина реки Нальчик», «Вечер в Нальчике». И. Э. Грабарь - «Парк в Нальчике». В.А. Сварог - серию этюдов, запечатлевших садик Свободы и улицу, ведущую к реке, Дом туриста, цветы на улицах города - «Розы», «Пионы»; картину, на которой изображена так называемая сталинская дача, расположенная в Затишье. Л.Е. Фейнберг создал серию рисунков по мотивам нартского эпоса, а скульптор И.А. Менделевич изваял фигуру легендарного народного героя Андемиркана1.

Несколько месяцев провел в Нальчике выдающийся режиссер В.И. Немирович-Данченко. Начало Великой Отечественной войны МХАТ встретил в Минске, куда прибыл на гастроли 16 июня 1941 г. Спектакли продолжались до 24 июня, когда в результате массированных налетов немецкой авиации в течение дня был уничтожен почти весь центр города, погибли тысячи людей. Бомбой была разрушена часть здания театра, погибли все декорации и костюмы. Коллектив Художественного театра самостоятельно выбрался из горящего города и вернулся в Москву 29 июня 1941 г. Немировича-Данченко вместе с группой ведущих артистов МХАТа по решению Правительства в сентябре 1941 г. эвакуировали в Нальчик.

В 1941 г. режиссеру, педагогу, писателю, драматургу, реформатору и теоретику театра, народному артисту СССР

B.И. Немировичу-Данченко шел 83-й год. В Нальчике он не останавливал творческий процесс, вызвал из Москвы оставшихся артистов МХАТа и начал подготовку к постановке новых пьес. Вместе со своими соратниками-мхатовцами он разрабатывал программы выступлений перед ранеными

1 [Электронный ресурс]. URL: http: // srgvs.ru/nalchik-v-vov (дата обращения 19.03.2017 г.)

бойцами. Именитые актеры читали монологи из пьес, декламировали стихи, пели песни.

Композиторы, музыканты, писатели, эвакуированные в Нальчик, оказали большое влияние на развитие местной школы национального искусства: регулярно выступали в библиотеках, посещали выступления местных коллективов, помогали повысить профессионализм национальных кадров. В 1941 г. в здании городского театра в Нальчике была организована выставка московских художников и художников Кабардино-Балкарии; многие из работ, представленных на выставке, московские художники подарили республике. Уезжая из Нальчика в Тбилиси, в ноябре 1941 г. москвичи писали: «То внимание, которым вы окружили нас, переполняет нас самой тёплой, сердечной признательностью. Все мы, работники искусства, навсегда запомним ласковый Нальчик»1.

К началу Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии активно работали Кабардино-Балкарский государственный хор, Кабардино-Балкарский государственный ансамбль пляски и музыки, Кабардинский и Балкарский драмтеатры.

Большую работу с хором проводили А.М. Авраамов и А.А. Шогенцуков, закладывавшие основы профессионального национального искусства. А.М. Авраамов (1886-1944), выпускник Московской консерватории, приехал в Кабардино-Балкарию в 1935 г. и надолго связал свое творчество с музыкальной культурой народов Кабардино-Балкарии. В течение многих лет он собирал музыкальный фольклор народов Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии. Классик кабардинской литературы А.А. Шогенцуков заведовал литературной частью хора и проводил с певцами занятия по родному языку, учил этикету, рассказывал историю народа. Большое внимание он уделял отбору и обработке старинных народных песен для репертуара, сочинял слова для новых вокальных произведений. А.М. Авраамов и А.А. Шогенцуков совместно написали несколько сцен первой национальной оперы «Кызбурун», но в связи с началом Великой Отечественной войны она осталась недописанной. Отдельные эпизоды оперы (особенно «Песня рабов») получили широкое распространение в народе. 3

1 Кабардино-Балкарская АССР в годы Великой Отечественной войны // [Электронный ресурс]. URL: http: // stud.wiki/history/htm (дата обращения 19.03.2017 г.)

августа 1940 г. состоялось открытие Балкарского государственного хора, а во второй половине 1940 г. Кабардинский и Балкарский хоры были объединены в единый творческий коллектив - Кабардино-Балкарский государственный хор. Большой вклад в становление и развитие хора, в формирование его репертуара внесли также композитор Т.К. Шейблер, народные певцы А. Хавпачев и И. Кажаров, педагог и концертмейстер В. Першина, поэты К. Кулиев, А. Кешоков, А. Шогенцуков и др.

В годы Великой Отечественной войны хор пересмотрел свою программу, включив в нее патриотические песни, отражавшие героическую борьбу советских воинов с фашистскими оккупантами. Практически весь мужской состав хора ушел на фронт. Но несмотря на трудности Кабардино-Балкарский хор регулярно выступал на полевых станах, на заводах и фабриках, в госпиталях. Для более стабильного и оперативного руководства работой коллективов хора и ансамбля танца в сентябре 1942 г. Совнаркомом КБАССР было принято решение об объединении Кабардино-Балкарского государственного ансамбля пляски и музыки и Кабардино-Балкарского государственного хора в один творческий коллектив - Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и пляски1.

После победы под Москвой и зимней кампании 1941-1942 гг. появилась возможность стабилизации фронта и накопления сил. Но в первой половине 1942 г. с целью закрепления победы была развернута серия наступательных операций. Эта стратегическая ошибка привела к тяжелым поражениям и значительным потерям. Новое наступление немецких армий, начавшееся после неудачных советских операций, развивалось на южном направлении, что оказалось неожиданным для советского командования. Заняв Харьков, Крым (где пыталась перейти в наступление Красная Армия), немецкие войска вновь овладели стратегической инициативой, они оккупировали Донбасс, вышли к Северному Кавказу и Волге. В этих условиях деятели культуры были эвакуированы из Нальчика в более глубокий тыл.

Немецко-фашистская оккупация Кабардино-Балкарии продлилась с августа 1942 г. по январь 1943 г. Более трех

1 Мидов Х.Х. Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и пляски. Нальчик, 1995, с. 45.

месяцев продолжались ожесточенные бои за Кабардино-Балкарию. Особенно жестокими они были в районах горы Хара-Кора, селений Заюково и Кызбурун I, Верхнего Курпа, Нальчика и перевалов. Однако отстоять Нальчик не удалось. Трое суток, с 26 по 28 октября, продолжались ожесточенные бои и 28 октября 1942 г. части Красной Армии вынуждены были оставить Нальчик.

Оккупация Нальчика прекратилась только 3 января 1943 г. По приказу военного коменданта офицерами промышленного отдела германской армии «Викадо» в городе было полностью уничтожено 117 крупных зданий, среди них -здание городского Совета, 9 школ, больница, поликлиника, драматический театр, Дворец пионеров, турбаза «Нальчик». Республиканская библиотека имени Крупской, насчитывавшая более 70 тыс. томов, была сожжена вместе с книгами. Лучшие исторические ценности культуры и искусства, в том числе экспонаты Кабардино-Балкарского музея, оборудование кабинетов педагогического института, школ, редкие книги, картины были увезены в Германию. В предместьях города были взорваны санатории и вырублен парк.

Представители культурной интеллигенции Кабардино-Балкарии с оружием в руках отстаивали независимость страны на фронтах Великой Отечественной войны, проявляя несгибаемый героизм. Одним из самых талантливых композиторов, стоявших у истоков профессиональной музыкальной культуры республики, был М.Ф. Балов (1923-1984). Он стал автором более трехсот музыкальных произведений - от песен до опер и симфоний. В начале Великой Отечественной войны Балов ушел добровольцем на фронт. Летом 1942 г. в одном из боёв под Сталинградом М. Балов получил тяжелую контузию и попал в плен, из которого вскоре совершил побег. После возвращения на фронт Балов опять попал в плен и вновь совершил побег. Из-за тяжелого ранения он был комиссован и до конца войны проработал в оркестре Парка культуры и отдыха Нальчика.

А.А. Шогенцуков - советский кабардинский поэт, писатель, основоположник кабардинской литературы. Когда началась Великая Отечественная война, поэт написал стихи, в которых призвал сограждан к защите Родины. В 1941 г. был он отправлен на фронт и осенью того же года попал в плен. Горячо любивший свою Родину и свой народ, поэт

погиб трагической смертью в нацистском концлагере в Бобруйской крепости.

После освобождения Кабардино-Балкарии от немецко-фашистских войск началось ее восстановление. Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски, прекращавший свою деятельность на период оккупации, уже в январе 1943 г. вновь приступил к работе. В феврале 1943 г. по решению Правительства СССР в Кабардино-Балкарии был создан малый симфонический оркестр при государственной филармонии, который после небольшого подготовительного периода включился в концертную деятельность. В июне 1943 г. возобновили работу кабардинский драмтеатр, стали работать школы и лечебные учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурная жизнь Кабардино-Балкарии не прекращалась и в самый тяжелый для всего советского народа период, а лишь была приостановлена. За время, проведенное деятелями советского искусства в эвакуации в Нальчике, ими был создан ряд значительных произведений под влиянием национального фольклора, они оказали ценную профессиональную помощь деятелям культуры Кабардино-Балкарии, которые несмотря на военное время продолжали упорно трудиться, внося весомый вклад в общую победу.

Кешева З.М. Культурная жизнь Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны. В статье рассматривается влияние Великой Отечественной войны на культурную жизнь Кабардино-Балкарии. Сделан вывод о том, что деятели советского искусства, побывавшие в эвакуации в Нальчике, так же, как и деятели культуры Кабардино-Балкарии, вносили весомый вклад в победу над фашистской Германией.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, деятели советского искусства, эвакуация, Нальчик.

Kesheva Z.M. The cultural life of Kabardino-Balkaria during the Great Patriotic War. The article examines the impact of the Great Patriotic War on the cultural life of Kabardino-Balkaria. It is concluded that the Soviet art workers who were in the evacuation in Nalchik, as well as the art workers of Kabardino-Balkaria, made a significant contribution to the victory over fascist Germany.

Keywords: Great Patriotic War, Soviet art workers, evacuation, Nalchik.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.