УДК 81-116.6
ББК 81.001.5
РУССКАЯ ВОЕННАЯ МЕМУАРИСТИКА КАК МЕТАЖАНР
A.M. Маркусь
RUSSIAN MILITARY MEMOIRS AS A METAGENRE A.M. Markus
Рассматривается терминологический аспект мемуаристики, затрагивается жанровая классификация, осмысляется метажанровая структура. Автор анализирует типологические характеристики, присущие категориям жанра и метажанра, акцентируя при этом различия и сходства данных феноменов.
Ключевые слова: мемуаристика, жанровая структура, метажанр, жанровые модификации.
The article deals with the terminological aspect of memoirs, touches upon genre classification and interprets the structure of metagenre. The author of the article analyses typological characteristics peculiar to the categories of genre and metagenre emphasizing the differences and similarities of the given phenomena.
Keywords: memoirs, genre structure, metagenre, genre modifications.
Исследователи уделяли большое внимание историческому становлению мемуаристики, ее жанровым спецификациям, поскольку проблема жанра мемуарной литературы - в связи с историческими изменениями в XX веке- оказалась весьма актуальной. Литературоведами рассматривалась проблема генезиса русских мемуаров.
Существует много определений термина «мемуаристика», но все они схожи в своей направленности с передачей и осмыслением прошлого сквозь призму своей памяти. Словарь русского языка 1999 года указывает также на тот факт, что мемуары - это литературные произведения в форме личных воспоминаний, что, в свою очередь, подтверждает факт о том, что отмечается тенденция сближения мемуаристики с художественной литературой. Литературный энциклопедический словарь 1987 года коррелирует поэтику жанра непосредственно с категорией памяти: «мемуарист, воспроизводя лишь ту часть действительности, которая находилась обычно в его поле зрения, основывается преимущественно на собственно непосредственных впечатлениях и воспоминаниях»1.
Нам представляется, что определение Сиротиной И.Л. в полной мере отображает своеобразие мемуаристики. «Мемуаристика- это повествование или размышление о действительно бывшем, основанное на личном опыте и собственной памяти автора»2.
Маркусь Анна Михайловна, преподаватель кафедры английского языка, аспирант кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета, научный руководитель - докт. филол. наук, проф. Пономарева Е.В.
E-mail: AnneMarks@rambler.ru_
Вопрос о жанре и метажанре весьма актуален в XX веке (разработки и достижения в области теории жанра и метажанра представлены в научных трудах М.М. Бахтина, Г.Н. Поспелова, Б.В. Томашевского, Ю.В. Стенника, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.О. Кормана, В.Е. Хализева, Ю.Н. Тынянова, Н.Л. Лейдермана, А.Е. Ануфриевой, А.Я. Эсалнек, Н.И. Великой). По нашему мнению, правильное определение жанра (который обретает смысл и функцию литературного кода) фокусирует читателя на необходимое получение информации и на способ прочтения данного текста, а также на его понимание.
Судьбоносный XX век свел воедино две страны с разным менталитетом (Россию и Германию). Историками осмысливалось многое, учитывались перипетии, коллизии, предпосылки и ужасные последствия этого слияния, но следствием было изучение исторического фактора, обезличивание тем самым эпохи. Многие знают события фронта, но только немногие смогут назвать генералов, ведущих людей в «преисподнюю» войны и пытающихся освободить людей от этого кошмара. В литературе превалирует, напротив, человеческий фактор, при этом верно найденный подход есть, в свою очередь, верно найденное и прочитанное произведение. Великие события прошлого, как и выдающиеся произведения искусства, таят в себе нераскрытые, неокончательные смыслы. Набегающие
Anna M. Markus, lecturer of the Chair of the English Language, South Ural State University (Cheljab-insk), candidate of the chair of the Russian Language and Literature, South Ural State University, research advisor - Doctor of Philology, prof. E.V. Po-nomaryova. E-mail: AnneMarks@rambler.ru_
Зеленые страницы
крутые волны времени то обнажают эти смыслы, наполняя их новым содержанием, то напрочь затягивают песком и сором, заглушая идущие от них сигналы. Великая Отечественная война и великая литература о ней давно испытывают набеги этих волн. И самое сильное оружие в этой схватке, способное защитить нашу Победу, - это народная память3. Память, конечно же, ассоциируется и с категорией памяти в мемуаристике, обладающей достаточной степенью субъективности, но все же эта наша Память, мемуары материализуют нашу память. При прочтении ты узнаешь не только о беспощадной правде о войне и о реалиях фронтового солдатского быта, но и об отношении к самой войне и о личности во время войны, о ее самосознании.
Мемуарный жанр - сложное формирование литературы. В условиях европейской действительности он складывался на протяжении длительного времени, на основе национальных традиций, быта, истории, всего социально-политического уклада различных европейских народов4. Мы рассматриваем жанр как определенный род произведений, характеризующийся какими-либо сюжетными и стилистическими признаками и свойствами.
В литературоведении существуют три варианта жанровой классификации. Мы используем разработанную М.М. Бахтиным теорию жанра как «трехмерного конструктивного целого», в ней синтезируются все три традиции европейской поэтики. В основе жанровой теории М.М. Бахтина лежит полицентрический подход, при котором жанрообразующими являются содержание и структура произведения. М.М. Бахтин дает два взаимосвязанных определения «типического целого художественного высказывания». В первом случае акцентирована «сложная система средств и способов понимающего овладения действительностью»; в другом - сказано, что «все разновидности драматических, лирических и эпических жанров» определяются «непосредственной ориентацией слова как факта». Оба аспекта объединяются установкой на завершение: «Распадение отдельных искусств на жанры в значительной степени определяется именно типами завершения целого произведения. Каждый жанр - особый тип строить и завершать целое». Каждый из выделяемых ученым аспектов жанровой структуры содержит и позволяет увидеть всю его целостность, но взятую в одном из своих важнейших ракурсов или измерений. Поэтому и возможна характеристика «типа целого художественного высказывания» через любой из них или с акцентом на нем5. По мнению Н.Л. Лейдермана, жанр структурирует внутреннюю организацию художественного произведения, жанровая структура преображает весь художественный материал в завершенный образ определенного мира, являющийся воплощением эстетической концепции мира и человека в нем. При создании произведения искусства мастер слова творит путем отбора, обобщения и оценки действительно-
сти, он преображает ограниченный образный материал в завершенный образ (сфера жанра).
Рассмотрев различные подходы, мы решаем вопрос, считать ли мемуаристику метажанром или это отдельный жанр, отличный от других. Для этого необходимо определиться с терминологией в сфере метажанра, безусловен лишь один факт, что «мета» в психологии означает существование на более высоком логическом уровне, ключевым здесь является словосочетание более высокий, само слово от греч. означает «после», «за», «через».
Существуют три фундаментальных определения метажанра (с исторической, философской и литературной позиции). Нами не ставится задача осмысления первых двух, что, без сомнения, является важным для последующего изучения в области метажанра; нашей целью является рассмотрение с литературоведческой точки зрения. Н.Л. Лейдерман подчеркивает взаимосвязь своих размышлений по поводу метажанра с идеями Ю.Н. Тынянова о существовании «старших жанров». По их умозрению, метажанр - ведущий главный жанр, «некая принципиальная направленность содержательной формы, свойственная целой группе жанров и опредмечивающая их семантическое родство»6. Метажанр, по мнению Н.Л. Лейдермана, - это «некие общие конструктивные принципы, присущие ряду родственных с этой точки зрения жанров»7. Метажанр являет структурный принцип построения мирообраза, который возникает в рамках литературного направления или течения и «становится ядром» бытующей жанровой системы. «Присущий метажанру принцип построения художественного мира распространяется на конструктивно близкие, а затем на все более отдаленные жанры, ориентируя их структуры на освоение действительности в соответствии с познавательно-оценочным принципом метода, господствующего в направлении»8.
Исследователь Е.Я. Бурлина оценивает данное понятие с позиции соединения с культурой: метажанр в этом случае проводник данной культуры, метажанр, по мнению исследователя, является культурологическим аспектом жанра. Можно говорить о его синтетическом характере, но при этом нужно подчеркнуть, что при осмыслении мемуаров достоверность и ретроспективность в отношении культуры может быть двоякой. Такая концепция создается K.M. Симоновым: «Всякие мемуары дают нам двойной круг знаний и представлений. Во-первых, мы через автора мемуаров воспринимаем то, что он видел и о чем написал, - людей и время... Второй круг- это круг наших знаний, представлений о самом авторе мемуаров: как автор выглядит в собственных глазах и какими глазами он видит других людей»9.
Метажанр своего рода наджанр, сверхжанр. Жанру и метажанру присущи грани схожего и отличного. В большей степени нас интересуют их отличия. Жанру присущи: каноничность, актуали-
Маркусь A.M.
Русская военная мемуаристика как метажанр
зация, обновление канона, устойчивая конструкция, свой генезис; метажанр характеризуется большей величиной, он объединяет собой большее количество литературных явлений, внеродовая направленность (нет привязанности жанра к конкретному литературному роду), стремление мета-жанра выйти за рамки литературного пространства, характеризуется устойчивостью конструкции, тесная связь с культурой эпохи.
Сходства сводятся к тому, что в разные эпохи жанр то выходит в центр литературного процесса, то перемещается на его периферию. Жизнь мета-жанра в случае большой конвенциональности его структурно-семантической основы, очевидно, подобна жизни жанра. Примером этого может служить, «философский метажанр», который достаточно стабильно живет и развивается в русской поэзии последних двух-трех столетий, перемещаясь то в центр, то на периферию литературного процесса. Метажанры более неконвенциональные по своей внутренней природе отличает сильная привязанность к конкретной эпохе и ее культуре. Такие метажанры занимают в рамках определенной литературной системы ведущее положение. Однако такие метажанры имеют более короткую историю: их существование заканчивается с завершением конкретной исторической эпохи и ее культуры (невозможно, например, представить жизнь «соцреалистического метажанра» вне советской культуры)10. Необходимо указать также на то, что жанр и метажанр являются стратегиями художественной типизации, которая предопределяет выбор основных поэтических средств.
Метажанр является своего рода общей художественной структурой для группы текстов, которая обусловлена единым предметом изображения.
В основе метажанра укрупненные конструктивные принципы в отличие от собственно жанра. Эти принципы увеличивают жанр, придают ему такие масштабы, при которых теряется семантика жанра как внутренне сбалансированной системы, организующей произведение в целостный образ мира11.
Метажанр располагается поверх обычных жанровых общностей и включает в себя художественные произведения, не всегда состоящие в прямой диалогической связи, порой литературно-стилистически разноплановые, но по общей семантической направленности примыкающие к одной наджанровой матрице, которая оказывается интегрирующим началом12.
Исследователь Е.Л. Кириллова считает, что можно говорить о мемуарном метажанре, стоящем как форпост между литературой, эссеистикой и жизнетворчеством. Мы придерживаемся той же позиции, необходимо говорить не о мемуарном жанре, а о мемуарном метажанре для того, чтобы не получилось слияния свойств, присущих и мемуаристике как метажанру и её жанровым модификациям. Мемуаристику как метажанр схематично можно изобразить следующим образом: мета-
жанр (жанровое ядро с устойчиво повторяющимися признаками) - жанровая типология первого уровня + жанровые модификации (изменчивые, внутренние) - типология второго уровня. Уровне-вые разграничения использует А.Я. Эсалнек. Безусловным подтверждением данной схемы служат слова исследователя Н.И. Великой, отмечающей, что мемуаристика - это сложная структура, «метажанр, который вбирает в себя множество жанровых модификаций, диапазон которых простирается от конструирования дневниковых заметок, от очерковых зарисовок, портретов, «силуэтов», «встреч», лирических монологов-исповедей до автобиографических повестей и романов»13. Нам, в свою очередь, хотелось бы добавить такие модификации, как полумемуарные «нарративные» мемуары, «Новая проза», роман с «ключом». Вся эта жанровая типология второго уровня настолько разнообразна, а художественные образы настолько оригинальны, что ни один из исследователей до сих пор не составил единой классификации всех модификаций. Русская военная мемуаристика является наджанром, метажанром, она единая система содержательных и формальных компонентов структуры произведения, эти компоненты повторяются в разных вариациях в каждом тексте и трансформируются в определенные мотивы, ситуации: 1) духовное состояние воюющего народа,
2) освобождение от страха, прорыв к свободе,
3) человек, исповедующий классовые и общечеловеческие ценности, утверждение достоинств, которые перечисляются и демонстрируются, поскольку «война обостренно и предельно обнажает характер человека»14.
1 Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П. А. Николаева; редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. С. 216.
2 Сиротина И.Л. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана Материалы международной научной конференции. (Серия «Symposium»; вып. 12). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 227.
"* Тема войны в литературе XX века. Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Воронеж: ВГУ, 2005. С. 9.
4 Гаранин Л.Я. Мемуарный жанр советской литературы. Минск, 1986. С. 31.
5 Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. С. 18.
6 Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е гг. / Н.Л. Лейдерман. Свердловск: Сред.-Урал, книж. изд-во, 1982. С. 135.
7 Там же. С. 137.
8 Лейдерман Н.Л. Жанровые системы литературных направлений и течений // Взаимодействие метода, стиля и жанра в современной литературе. Свердловск, 1988. С. 7.
9 Симонов K.M. Не золотая середина // Вопросы литера-
туры, 1971. №6. С. 84.
Зеленые страницы
10 Подлубнова Ю.С. Жанр и метажанр: к проблеме разграничения [Электронный ресурс]. Материалы международной научной конференции «Литературные жанры: теоретические подходы в прошлом и настоящем. VII Поспеловские чтения». URL: http://www.netslova.ru/ podlubnova. Загл. с экр.
11 Воробьева А.Н. Русская антиутопия ХХ-начала XXI веков в контексте мировой антиутопии: автореф. дис. ... д-рафилол. наук. Саратов, 2009. С. 13.
12 Подлубнова Ю.С. Метажанры в русской литературе 1920-начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005. С. 3. ь Великая Н.И. О времени и о себе: мемуары М. Осор-гина. Проблемы славянской культуры и цивилизации: Сб. ст. Уссурийск: Изд-во Уссурийского пед. ин-та, 2001. С. 224.
14 Бондарев Ю.В. Человек несет в себе мир. М., 1980. С. 132.
Поступила в редакцию 2 июня 2009 г.