Научная статья на тему 'Русская церковь в Удмуртии в годы Гражданской войны: мученики Николай и Варвара Чернышёвы'

Русская церковь в Удмуртии в годы Гражданской войны: мученики Николай и Варвара Чернышёвы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОТКИНСК / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ЕПАРХИЯ / ИЖЕВСКО-ВОТКИНСКОЕ ВОССТАНИЕ / ОТЕЦ НИКОЛАЙ / РЕВОЛЮЦИЯ / СВЯЩЕННИК / ЧЕРНЫШЁВЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харин Протоиерей Георгий

На основе архивных документов и воспоминаний современников обращено внимание на обстоятельства жизни и служения Н.А. Чернышёва священника воткинского Благовещенского собора. Показаны его значение в жизни городской общины, просветительская деятельность, некоторые малоизвестные страницы биографии, роль в революционных и постреволюционных событиях 1917-1919 гг., восприятие фигуры протоиерея в общественном сознании жителей Воткинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская церковь в Удмуртии в годы Гражданской войны: мученики Николай и Варвара Чернышёвы»

ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

УДК 271(470.51)"1917/1919" Г. Харин

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В УДМУРТИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: МУЧЕНИКИ НИКОЛАЙ И ВАРВАРА ЧЕРНЫШЁВЫ

На основе архивных документов и воспоминаний современников обращено внимание на обстоятельства жизни и служения Н.А. Чернышёва - священника воткинского Благовещенского собора. Показаны его значение в жизни городской общины, просветительская деятельность, некоторые малоизвестные страницы биографии, роль в революционных и постреволюционных событиях 1917-1919 гг., восприятие фигуры протоиерея в общественном сознании жителей Воткинска.

Ключевые слова: Воткинск, Гражданская война, епархия, Ижевско-Воткинское восстание, отец Николай, революция, священник, Чернышёвы.

Впервые род священнослужителей Чернышёвых, известный в Вятской губернии, упоминается среди жителей Воткинска в 1824 г. С этого года помощником управляющего завода вплоть до выхода на пенсию служил Ф.Е. Чернышёв (17821875), окончивший Вятскую духовную семинарию и затем учительствовавший в Горной школе г. Ижевска. В 50-х гг. XIX в. его родственник Андрей Иванович Чернышёв (1813-1901) стал одним из пяти священников Благовещенского собора (в нём крестили П.И. Чайковского), затем настоятелем вновь построенной церкви св. Николая Чудотворца, а с 1888 г. - настоятелем Благовещенского собора, протоиереем. Помимо основной службы в храмах, А.И. Чернышёв преподавал в школах города, увлекался краеведением, историей Благовещенского собора и прихода, опубликовал известную статью «Храм и приход Камско-Воткинского Благовещенского собора». У Андрея Ивановича и его жены Надежды Степановны было 9 детей. Трое из семи сыновей стали церковнослужителями, а дочери вышли замуж за священников.

Родился Николай Чернышёв в 1853 г. В 1875 г. закончил по 1-му разряду Вятскую духовную семинарию. Николай Андреевич служил некоторое время учителем Воткинской 2-й мужской земской школы и псаломщиком в Благовещенском соборе (с 1877 г.). После рукоположения в 1884 г. был священником в Благовещенском соборе, катехизатором, законоучителем в различных учебных заведениях Воткинска и прилежащих сёл. С 1914 г. и до своей гибели - Благочинный Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Православной церкви о. Николай был возведен в сан протоиерея (фото 1) и неоднократно награждался Епархиальным начальством, в том числе наперсным крестом (1907 г.). Он занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании (фото 2). За усердные труды по преподаванию в народных школах в течение 25 лет был награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско-Японской войны о. Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного

Протоиерей Георгий Харин — руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ МП, доцент УдГУ, кандидат исторических наук (Ижевск), egorhar@mail.ru

Русская церковь в Удмуртии в годы Гражданской войны..

Креста, за что награждён серебряной медалью за Русско-Японскую войну [7, л. 11об.-13об.].

В семье Чернышёвых было четверо детей. Однако супруга отца Николая Юлия Ивановна скончалась рано - в 1894 г. Овдовев, о. Николай в последнее время проживал со своей младшей дочерью Варварой (1888 г.р.). Варя была особенно преданна отцу и сознательно не выходила замуж, решив посвятить себя всецелому служению Церкви и упокоить старость своего родителя. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышёва работала в Воткинске учителем. К счастью, сохранилось ее уникальное фото.

Отец Николай, будучи ревностным пастырем, не мог равнодушно относиться к народным бедам и принимал самое активное участие в помощи страждущим. Одной из бед, постигших народ в начале ХХ в., было повальное пьянство. Для борьбы с ним и просвещения о. Николай по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем [5, с. 903]. Труды о. Николая на этом поприще были успешны, пьянство среди рабочих Воткинского завода пошло на убыль.

Подобно своему отцу он был образованнейшим человеком, известным не только своими замечательными проповедями и беседами, но и как большой ценитель искусства. На протяжении многих лет он был почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И. Чайковского [7, л. 13об.]. Всю свою жизнь о. Николай посвятил просвещению народа, неся ему Слово Божие, за что снискал среди жителей города заслуженное уважение и любовь [4]. Старожилы долго вспоминали о том, как после каждой службы в Благовещенском соборе его провожали до дому огромные толпы народа, до самых ворот вопрошая и прося на прощание благословение.

Наступили грозные дни революционного переворота в 1917 г. Власть в посёлке была захвачена большевиками. Их комитеты, по воспоминаниям техника С.Н. Лоткова, состояли в основном из пришлых людей, занявших на заводе места ушедших на фронт мужчин да «большевистских прихвостней вроде техника Гилёва, двух братьев и сестры Казеновых, матроса Бердникова». Во главе их стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но освобождённый революцией с бессрочной каторги.

«Грозный и мстительный, он возглавил местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и стал давить и терроризировать всё население» [6]. Начались всяческие притеснения, расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение заводчан было на пределе. Не лучше дела обстояли и в окрестных селениях. Вот как их описывал крестьянин А. По[вы]шев, ставший партизаном 12 роты Воткинского полка: «Вернувшиеся солдаты, те что поплоше, кто раньше был замечен в воровстве и мошенничестве, ну словом лентяи, которые раньше любили попить на чужой счёт, стали агитировать, что нужно отобрать землю у более состоятельных мужичков и без того недостаточную для хозяйства, в виду чего у нас стала дороговизна и хорошие мужички стали сеять только «про себя». И вот в нашей волости настроение стало изменяться, потому что стали у власти праздно шатающиеся лентяи...» [11, с. 173].

Вскоре заводской народ и крестьяне окрестных селений подняли известное Ижевско-Воткинское восстание. Отец Николай и его дочь Варвара не были безучастны к нуждам паствы. Осознавая всю опасность своего положения, о. Николай исполнял свой пастырский долг - напутствовал раненных, поддерживал малодушных, оказывал активную помощь восставшим, помогая им материально. Его дочь Варвара трудилась в качестве сестры милосердия, ухаживая за ранеными. Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в посёлок вошли красные. В ночь на 12 ноября 1918 г. все, кто смог эвакуироваться и последние части Воткинской Народной армии перешли на другой берег Камы по созданному ими же мосту. Мост был взорван, не успевшие и не сумевшие эвакуироваться остались наедине с «силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей» [6]. Протоиерей Николай имел возможность покинуть город, но сознательно не оставил паствы, возложив все упование на Промысел Божий.

По информации горного инженера В.Н. Гра-матчикова, насильно вывезенного большевиками из Перми в Воткинск и ставшего свидетелем тех событий, именно в период с ноября 1918 г. по апрель 1919 г. было произведено больше всего расстрелов. Согласно Циркуляров финотделов НКВД и Вятского губисполкома, население Воткинска в 1916 г. составляло 28 349 человек, а в 1919 г. только 12 127 человек. Без учёта естественного

прироста население уменьшилось в 2,3 раза. Массовые расстрелы унесли по разным подсчётам от 5 до 7 тысяч ни в чём неповинных людей. Беда не обошла и крестьянские дома. По словам крестьянина По[вы]шева, «много перерезали наших семей. Много отобрали у них лошадей и коров, хлеба и одежды, так как всё это было оставлено на произвол судьбы. Да будут прокляты эти варвары, хулители веры и разрушители всех законов Божеских и человеческих!» [11, с. 174].

О страшных событиях тех дней свидетельствуют и сами палачи. Даже председатель воткинского ЧК Линдеман на вопрос председателя реввоенсовета Зорина, не скучает ли он в Воткинске телеграфировал: «Работы порядочно, но, признаться, что-то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю» [9, л. 189]. А его работой и было выявление «врагов» и их последующее уничтожение.

Врагом номер один было православное духовенство. В мае 1918 г. на Пленуме ЦК РКП(б) было принято решение о начале антицерковного террора. А уже в ноябре 1918 г. председатель ЧК Восточного фронта Лацис отдаёт на Вятку и Пермь приказ: «Во всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая и необузданная агитация духовенства против Советской власти... Ввиду явной контрреволюционной работы духовенства, предписываю всем прифронтовым Чрезвычкомам обратить особое внимание на духовенство, установить тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них, не смотря на его сан, кто дерзнёт выступить словом или делом против Советской власти» [8]. Приказ был принят, что называется «с лёту». В начале декабря 1918 г. Линдеман совместно с Зориным готовят зловещее мероприятие, которое именуют «программа № 490». В понедельник, 13 декабря (новый стиль), Зорин и его помощники прибывают в Воткинск. Зорин вскоре телеграфирует в Реввоенсовет: «В понедельник я Семков Шапошников ездили Воткинск устроили там три митинга между прочим один в соборе прошли довольно хорошо в церкви были оппоненты которых успешно разбили точка» [10, л, 274]. Оппонентом и был о. Николай Чернышёв, которого большевики «успешно разбили». Но не в дискуссии как оппонента (по воспоминаниям М.Ф. Стяжкиной, все было наоборот - о. Николай выступал блестяще [4]), а попросту арестовали и бросили в тюрьму. Народ в последующем вспоминал, что, когда стали

арестовывать о. Николая, его дочь Варвара бросилась к отцу и крепко обхватила его, что её никто не смог оторвать, ни красноармейцы, ни сам священник [3]. Так их вместе и увели. В тюрьме они просидели до 2 января 1919 г. Родственница экономки Чернышёвых А.А. Миролюбова вспоминает, что при посещении о. Николая в тюрьме нашла его спокойным, в молитвенном настроении и «верным Иисусу Христу» [2]. По другим воспоминаниям, о. Николай просил принести ему облачение (вероятно - епитрахиль) для совершения богослужений в заключении и особенно для исповеди арестованных [4]. Так истинный пастырь продолжал полагать душу свою за овцы своя.

Согласно Рапорта № 1565 министру внутренних дел правительства Колчака бывшего начальника Воткинской городской милиции о красном терроре в городе Воткинске и его окрестностях от 23 октября 1919 г. (документ хранится в ГА РФ), священник о. Николай Чернышёв и его дочь Варвара были арестованы 13 декабря «за участие в сборе на нужды Народной армии и за знакомство с Юрьевым». Расстреляны 2 января 1919 г. (по новому стилю).

В этот трагический день их вывели из тюрьмы и расстреляли на берегу пруда (напротив нынешнего музея П.И. Чайковского). Сначала была расстреляна Варвара, до последнего вздоха разделившая с отцом участь мученичества за Христа. Затем был казнен и сам о. Николай. Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал, перебирая губами» [3]. Несомненно, это были последние его прижизненные святые молитвы. На требование снять крест он им ответил: «Вот умру тогда и снимите» [3].

После освобождения Колчаком Воткинска, в апреле 1919 г., воткинцы отыскали тело своего любимого батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание [3]. Это событие несмотря ни на что, не изгладилось из памяти людей, они из поколения в поколение передавали его. Вот только было неизвестно место захоронения. Люди его по всей видимости таили. И лишь в 1990-гг. одна благочестивая жительница города открыла его - они похоронены у стен Преображенской церкви рядом с родственниками [4]. Могила о. Николая находится рядом с могилой его жены и отца (фото 3).

Русская церковь в Удмуртии в годы Гражданской войны.

Место погребения о. Николая пользуется почитанием. Есть случаи его чудесной помощи в исцелении от недуга пьянства [5]. Память о. Николая и его дочери чтят потомки воткин-цев заграницей - в храме г. Беркли (США) есть их образ, перед которым теплится неугасимая лампада. Староста этого прихода от лица всех потомков-воткинцев, покинувших свою Родину,

свидетельствует о многочисленных случаях чудесной помощи по молитвам о. Николая и его дочери Варвары.

В заключение отметим, что решением Священного Синода от 7 марта 2018 г. протоиерей Николай и его дочь Варвара были причислены к лику Новомучеников и Исповедников Русской Церкви для общецерковного почитания.

Фото 1. Протоиерей Николай Чернышёв, 1907 г.

Фото 2. Протоиерей Николай Чернышёв с воспитанницами и педагогами. Воткинск, начало ХХ в.

Фото 3. Могила протоиерея Николая и его дочери Варвары на Преображенском кладбище г. Воткинска, 2010 г.

Список использованных источников и литературы

1. Воспоминания Копысова Владимира Иосифовича // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.

2. Воспоминания Миролюбовой А.А. // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.

3. Воспоминания протоиерея Алексея Секре-тарёва // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.

4. Воспоминания Стяжкиной Марии Фёдоровны // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.

5. Вятские епархиальные ведомости. 1906. № 25 (22 июня).

6. Лапин Н. Священник Николай Чернышёв и его дочь Варвара [Электронный ресурс] // Православные Вести. Ижица. 2016. 19 янв. URL: http://izhiza.ru/index.

php/publikatsii/publitsistika/482-svyashchennik-niko-laj-chernyshev-i-ego-doch-varvara (дата обращения: 15.05.2018).

7. Послужной список священника Благовещенского собора Воткинского завода Николая Андреевича Чернышёва // ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 4. Д. 127.

8. Приказ № 9 [Электронный ресурс] // Красный террор: еженедельник Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте. 1918. № 1 (11 ноября). URL: http://istmat.info/ node/25319 (дата обращения: 15.04.2018).

9. Телеграмма В. Линдемана // ЦГА УР. Ф. Р-390. Оп. 1. Д. 15.

10. Телеграмма Председателя Ревсовета Д. Зорина // ЦГА УР. Ф. Р-390. Оп. 1. Д. 15.

11. Якунцев В.И. Дневник солдата // ИДНАКАР. 2013. № 1 (16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.