Научная статья на тему 'РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ'

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY OF RELIGION / MORAL PHILOSOPHY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОСОФИЯ / POLITICAL HISTORIOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сиротина Т.Б.

«Духовный ренессанс» - одно из основных идейно-философских течений XIX - начала XX в. Значание В.С.Соловьёва, родоначальника этого движения. Его философские позиции). «Духовный ренессанс» завершил переход русской философии от дилетантизма к профессионализму, открыл перед ней новые интеллектуальные горизонты и духовные стремления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY OF THE XIX-XX CENTURIES

Аnnotation: "Spiritual Renaissance" is one of the main ideological and philosophical trends of the XIX-early XX century. the Significance of V. S. Solovyov, the founder of this movement . His philosophical positions. The spiritual Renaissance completed the transition of Russian philosophy from dilettantism to professionalism, and opened up new intellectual horizons and spiritual aspirations for it.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ»

УДК 740

Сиротина Т.Б., к.филос.н.

преподаватель кафедра Военно-оркестровой службы военный институт (военных дирижёров)

Военный университет Россия, г. Москва

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ.

Аннотация: «Духовный ренессанс» - одно из основных идейно-философских течений XIX - начала XX в. Значание В.С.Соловьёва, родоначальника этого движения. Его философские позиции). «Духовный ренессанс» завершил переход русской философии от дилетантизма к профессионализму, открыл перед ней новые интеллектуальные горизонты и духовные стремления.

Ключевые слова: философия религии; моральная философия, политическая историософия.

Sirotina T.B., candidate of philosophical Sciences

teacher

department of Military band service military Institute (military conductors)

Military University Russia, Moscow

RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY OF THE XIX-XX CENTURIES

Annotation: "Spiritual Renaissance" is one of the main ideological and philosophical trends of the XIX-early XX century. the Significance of V. S. Solovyov, the founder of this movement . His philosophical positions. The spiritual Renaissance completed the transition of Russian philosophy from dilettantism to professionalism, and opened up new intellectual horizons and spiritual aspirations for it.

Key words: philosophy of religion ; moral philosophy, political historiosophy.

Идейная почва, взрыхленная трудами славянофилов, и особенно Достоевского и Толстого, дала рост новому религиозно - философскому движению, известному под названием «духовного ренессанса», или русского богоискательства.

Быстрому оформлению нового движения способствует издание журнала «Вопросы философии и психологии», начатое в 1889г. Журнал внес огромный вклад в профессионализацию отечественного любомудрия. Его первым редактором был Н.Я.Грот, известный русский психолог и историк философии; после его смерти, с 1893г., журнал редактирует Л.М.Лопатин

совместно с С.Н.Трубецким; после смерти последнего в 1905г. он остается единоличным редактором вплоть до запрещения журнала в 1918г. Всего вышло 142 номера.

В журнале самое активное участие принимали все известные русские философы конца XIX - начала ХХвв.: П.Л.Астафьев, А.А.Козлов, Л.М.Лопатин, Е.Н.Трубецкой, Н.Н.Страхов, Я.Н.Колубовский, Н.П.Гиляров-Платонов, Б.Н.Чичерин, Н.О.Лосский и др. Однако центральной фигурой этого зарождающегося «русского духовного ренессанса» был Соловьев, создатель философии всеединства.

В своем духовном развитии Соловьев прошел три этапа: славянофильский, ознаменовавшийся выдвижением идеи славянства как третьей мировой силы, наряду с мусульманством и западной цивилизацией, прокатолическо - западнический, характеризовавшийся приверженностью к идеологии «престола святого Петра» и римской курии, и, наконец, эсхатологический, вылившийся в мрачный пессимизм и ожидание Антихриста. Последний период был вызван непреодолимым разочарованием в возможности христианского единения человечества в рамках земной истории, на основе идеала Царства Божия. Соловьев теперь рисует мрачную картину утверждения в конце мира антихристианского элемента во всех христианских исповеданиях, который и соединит людей в общем отречении от Христа.

Философские позиции Соловьева четко обозначились уже в его магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874). Исходя из убеждения, что западная философия, опираясь на данные положительных наук, утверждала в форме рационального познания те же самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания прокламировала теологические учения Востока, он выступал за осуществление «универсального синтеза науки, философии и религии». Это означало создание «свободной теософии, или цельного знания», не просто отвергающего всю прежнюю философию, что было характерно для позитивистов, но возводящего ее в новое, высшее состояние. Предметом цельного знания является «истинно-сущее», т.е. Абсолют, Бог, а последним его результатом - учение о Богочеловечестве. Подробно свою систему Соловьев изложил в докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» (1880), а также в трактате «Чтения о Богочеловечестве», опубликованном впервые в журнале «Православное обозрение» (1878-1881).

А) Философия религии. Соловьев начинал как славянофильствующий философ, для которого главным было рациональное обоснование веры. При этом он ограничивал значение опыта в познании, подчиняя его вере в существование внешних предметов. Реальность невозможно вывести просто так из ощущений, из чувственных представлений, поскольку они не заключают в себе ничего устойчивого, подвержены изменениям, переменам. Поэтому опыт лишь с опорой на веру в действительность мира приводит к объективному знанию, которое приобретает «научную форму» посредством рационального мышления. Аналогичным образом постигается и

божественное начало, Абсолютно-Сущее. Наличие его утверждается верой и оформляется в опыте. Следовательно, внутренние данные религиозного опыта познаются как действия на нас божественного начала, как его откровение, а само оно есть лишь предмет нашего сознания. В силу этого религиозное сознание всегда субъективно, оно никогда не бывает статичным и завершенным, пребывая в становлении, развитии.

Соловьев выделил три ступени, или формы, раскрытия божественного откровения. Первая ступень - «главная» - представлена политеизмом, т.е. религиями природы; это естественное или непосредственное откровение. На второй ступени Божество раскрывается в своем различии и противоположности с природой. На этой ступени религиозное сознание отличается «пессимистическим и аскетическим характером»; это -отрицательное откровение. Таковым Соловьев считал буддизм. Третья ступень знаменует положительное откровение, т.е. на этом этапе «божественное начало последовательно открывается в своем собственном содержании, в том, что оно есть само по себе и для себя, а не в том, что оно не есть, т.е. в своем другом или же в простом отрицании этого другого». 1 Причем, положительное откровение тоже проходит через несколько фазисов: иудейский монотеизм, философское учение о Логосе, неоплатоническое учение о трех ипостасях и, собственно, христианское благовестие.

Христианство, согласно воззрениям Соловьева, вобрало в себя все прежние фазисы развития религиозного сознания, соединив их в единой «логической форме». Тем не менее, не только ни один из прежних фазисов религиозного сознания, но и все они вместе не представляют собой сущностного выражения христианства. Соловьев создавал собственное богословие Христа, которое должно было снять все «искажения» и «заблуждения» исторического христианства

Схематично картина выглядит так. Вечный Бог осуществляет себя, лишь осуществляя или сотворяя все. Это все, в противоположность сущему Богу как безусловно, единому, есть множественность, но множественность как содержание Абсолюта. А раз так, то Бог, заключающий «в себе всю множественность, есть живой организм». В этом смысле можно говорить о божественном организме, который, с одной стороны, универсален, а с другой - совершенно индивидуален. В аспекте универсальности Бог непостижим и знание о нем дается только верой. Но как индивидуальное особенное существо он предстает в качестве действующей причины, воплощающей единство божественного организма первого вида; это и есть Христос, есть Слово, или Логос. Наряду с этим Абсолютно - сущее обладает единством второго вида; это «единство произведенное» или, иначе, София. «София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства». Конечно, под материей здесь вовсе не подразумевается ни вещество, ни даже понятие вещества. Речь идет о присущем Абсолюту влечении или «жажде бытия», которое вследствие

1 Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве / / Соч. В 2 т. Т.2. М., 1989. С.40.

своего постоянства и неистребимости выступает как «второе абсолютное», или «душа мира». Вот эта-то «материя» Божества и обозначается понятием Софии. Соловьев признает ее нерасторжимое единство с Христом. Более того, Христос, осуществляющий и носящий в себе второе, т.е. произведенное единство, а следовательно, «универсальный и индивидуальный вместе, - есть и Логос и София». В этом своем качестве он оказывается причастным человеческому началу, проще говоря, он и есть «человек, или, по выражению Священного Писания, второй Адам». 2 Таким образом, если божественное откровение предстает как богочеловеческий процесс, то Христос есть воплощение Богочеловечества. Таков смысл философии религии Соловьева.

Б) Моральная философия. («Оправдание добра»). Позднее Соловьев пересмотрел свой подход к моральной философии. Вместо исследования природы зла он избрал путь оправдания добра. Его не привлекало более метафизическое обоснование нравственности. Если на раннем этапе своего творчества он выводил нравственность из положительной религии, из веры в божественное начало, полагая, что без этой веры всякая нравственность становится субъективной иллюзией, то теперь он стоит на совершенно противоположной точке зрения. Его подход обусловливается признанием автономности морали, ее независимости от какой бы то ни было веры или неверия. «Нравственный смысл жизни, - писал Соловьев, - первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия». 3 Добро присуще человеку от природы и первым выражением его служит чувство стыда, которое не только выделяет человека из прочего животного мира, но и позволяет самому человеку действительно выделиться из всей материальной природы, и не только внешней, но и своей собственной. Другим отличительным признаком, лежащим в основе нравственной жизни, является жалость, или сострадание. Третьей формой добра выступает благоговение. Оно находится в прямом соотношении с жалостью: если жалость есть выражение любви к ближнему, то благоговение - любви к Богу.

Таковы основные идеи «Оправдания добра», вышедшего в 1897 г., за три года до смерти философа. Из трех основ - стыда, жалости и благоговения - Соловьев пытался вывести все нравственное сознание. Во всяком случае, к такому выводу подводит его тезис о том, что даже богословские добродетели: вера, надежда, любовь - «представляют нравственное достоинство не сами собою безусловно, а лишь в зависимости от других данных»4

2 Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве / / Соч. В 2 т. Т.2. М., 1989. С.113.

3 Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. / / Соч. В 2 т. Т.1. М., 1990. С.96.

4 Там же. С. 191.

Свой трактат Соловьев завершил словами: «Оправдавши Добро, как такое, в философии нравственной, мы должны оправдать Добро как Истину, в теоретической философии».5

К сожалению, замысел этот не был реализован, и система Соловьева осталась без разработанной гносеологии.

В) Политическая историософия. Второй этап творчества Соловьева прошел под знаком интереса к проблеме «воссоединения церквей», создания «вселенской теократии». Он решительно порывает с идеалом византизма, на котором держалась вся система славянофильства. Теперь византизм означал для него отречение от самой сущности христианства, разобщение с цивилизованным миром. Принятие евангельского учения при Владимире Святом и особенно реформы Петра I, на его взгляд, со всей очевидностью показывают, что «Россия не призвана быть только Востоком», что ей необходимо отказаться от национального эгоизма, сковывающего ее духовные силы, и «действовать всегда по-христиански», в соответствии с духом справедливости и любви.

По схеме Соловьева, «уклонение» России от христианского пути началось преимущественно в московскую эпоху. До этого в ней по сравнению с другими странами было «наименее препятствий к образованию христианской общественности». Меняя при князе Владимире свое древнее идолопоклонство на «всечеловеческую веру», она тем самым отрекалась от языческого обособления и замкнутости, приобщалась к единой всемирно-исторической судьбе человечества. Само положение Киевской Руси, поставленной между Византией и Западной Европой, позволяло ей «свободно воспринять истинные универсальные начала христианской культуры помимо ее односторонних и преходящих форм». 6 Успеху, однако, препятствовали азиатские орды, беспрестанно давившие на христианский мир. Киевская Русь вынуждена была бороться за свое существование. Чтобы выжить, русскому народу требовалось крепкое государство, которое в конечном счете, было создано в московский период. Это достигнутое русским народом политическое благо не замедлило обернуться для него величайшим нравственным злом. Как писал Соловьев, наши предки, признавая себя единственным христианским народом и государством, а всех прочих считая «погаными нехристями», «сами не подозревая того, отреклись

" 7

от самой сущности христианства». 7

Свои взгляды на сущность христианского государства Соловьев подробно изложил в трактате «Духовные основы жизни» (1882-1884). В дохристианской истории он выделял два типа государств: восточный, основанный на рабстве, и западный (греко-римский), отягченный постоянной борьбою самих господ. Но ни восточный, ни западный тип государства, на его взгляд, не возвышали человека до божественного, оставляя его в безнадежной скудости и пустоте земного существования.

5 Там же. С. 548.

6 Соловьев В.С. Несколько слов в защиту Петра Великого / / Соч. В 2 т. Т.1. М., 1989. С.415.

7 Соловьев В.С. несколько слов в защиту Петра Великого / / Соч. В 2 т. Т.1. М., 1989. С.418.

Только христианство осветило божественным разумом мир и спасло «высшее проявление мира - государство». Оно создало новый тип государства, открыв ему истинную цель в «добровольном служении» Богу и церкви. Обстоятельно эту свою программу Соловьев развернул в трактате «Великий спор и христианская политика» (1883). В значительной мере эта сторона его религиозной философии вызывает наибольшее сопротивление православных ортодоксов.

Из «школы Соловьева» вышла целая плеяда «русских богоискателей», чья деятельность протекала в основном в первой половине 20-го столетия -сперва, до революции, в России, а затем - в эмиграции.

Использованные источники:

1. Бердяев Н.А. Антология. - СПб., 1994.

2. Горелов А.А. Культурология. - М.: Юрайт, 2001.

3. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. -СПб.: Летний сад, 2001.

4. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Соч. в 2 т. - М.,1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.