Научная статья на тему 'В. Соловьев и Ф. Ницше как первые культурологи XIX столетия'

В. Соловьев и Ф. Ницше как первые культурологи XIX столетия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1733
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / АНТРОПОЛОГИЯ / ХРИСТОЛОГИЯ / МИФОЛОГЕМА / АРХЕТИП / AESTHETICISM / ART CONSCIOUSNESS / ANTHROPOLOGY / CHRISTOLOGY / MYTHOLOGEME / ARCHETYPE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ёлшина Татьяна Алексеевна

В статье исследуются причины актуальности философских идей В. Соловьева и Ф. Ницше для художественного сознания Серебряного века: неортодоксальность философского дискурса, христологическая и антропологическая проблематика, использование в качестве инструментария мифологем и архетипов, а также наличие у философов собственной поэтической одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.S. Solovyov and F.W. Nietzsche as first culturologists of the 19th Century

The reasons of topicality of philosophical ideas of V.S. Solovyov and F.W. Nietzsche are: art consciousness of the Silver Age, unorthodoxy of philosophical discourse, christological and anthropological problemacy, use as toolkit mythologemes and archetypes, and also presence of own poetic endowments at these philosophers.

Текст научной работы на тему «В. Соловьев и Ф. Ницше как первые культурологи XIX столетия»

него притока [5, с. 255].

Таким образом, казачество - часть русского народа: оставаясь в первую очередь военным сословием, защитниками границ России, казаки являлись хранителями русских традиций и культуры, стали примером верности родной земле и любви к Родине.

Библиографический список

1. Елисеев Ф. Казаки на Кавказском фронте

1914-1917. - М.: Воениздат, 2001. - 292с.

2. Шумов В.В. История казачества в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. - 198 с.

3. Левченко В.Г. Россия воскреснет. - М.: Парад, 2000. - С. 57-63.

4. Сибиряков Н.С. Конец Забайкальского казачьего войска / примеч. Б. Трофимова // Минувшее. - М.: Прогресс, 1990. - 254 с.

5. Шамбаров В.Е. Казачество: Путь воинов Христовых. - М.: Алгоритм, 2008. - 257 с.

УДК 13.130.3

Ёлшина Татьяна Алексеевна

Костромской государственный технологический университет

В. СОЛОВЬЕВ И Ф. НИЦШЕ КАК ПЕРВЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИ XIX СТОЛЕТИЯ

В статье исследуются причины актуальности философских идей В. Соловьева и Ф. Ницше для художественного сознания Серебряного века: неортодоксальность философского дискурса, христологическая и антропологическая проблематика, использование в качестве инструментария мифологем и архетипов, — а также наличие у философов собственной поэтической одаренности.

Ключевые слова: эстетизм, художественное сознание, антропология, христология, мифологема, архетип.

ух русского культурного ренессанса (Серебряного века) - это дух эстетиз 1а; очевидно, поэтому необычайно высТок был статус художника, которого, в традиции философии В. Соловьева, именовали теургом. Весь мир воспринимался как эстетический феномен, при этом искусству в целом надлежало стать устроителем жизни - в этом постулате видна роль другого философа и властителя дум, Фридриха Ницше. И не важно, что один из них -Владимир Соловьев - видел высокую миссию христианства, а другой - Фридрих Ницше - считал сам дух христианства унизительно лживым, ибо культура Серебряного века включала в себя спектр разнообразных суждений о Боге и мире.

Не случайно о Вл. Соловьеве говорят как о «глубоком и ярком символисте»1, а Ницше называют «великим катализатором» русского символизма2. Их философия сыграла существенную роль в раскрепощении индивидуальности, работы этих столь несхожих мыслителей пронизывает единый пафос веры в возможность безграничного развития человечества, вплоть до победы над смертью путем возвращения к андрогинной природе - у Соловьева, или создания нового, более высокого типа человека - у Ницше. Никакого вдохновения у представителей Серебряного века русской культуры не вызывала материалистическая

идеология «шестидесятников», кому природа казалась некой непроницаемой структурой, которую, чтобы понять, надобно разъять, «распластать». Базаров, пытливо пластающий лягушек, рассуждающий об идентичности лягушачьих и человеческих внутренностей, вызывал усмешку. В XIX веке люди века Серебряного находили начало, обезбожившее мир и обессмыслившее существование человека на земле. Не случайно А. Блок в поэме «Возмездие» писал:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек!

Русские «шестидесятники» заповедали ХХ -веку человека активного, освобожденного от власти природной, но не от власти разума, которого достало-таки, чтобы выйти на пути нового, духовного познания, наладить связь, воссоздать утраченную гармонию. Люди рубежа столетия чувствовали не только тайную связь человека с при-родой-лягушкой, но, выражаясь опять-таки фигурально, умели увидеть и в лягушке - царевну. Они, заблудшие дети конца XIX века, обращались к живой душе мироздания; отвечая на зов далеких высот, в минуты творческого озарения в своих одиноких восторгах наедине с листом бумаги и пером, с кистью или глиной в руках они чув-

ствовали себя двойниками Бога-Творца; миг экстаза позволял им увидеть Бога за работой, а весь мир осознать как произведение Богова искусства.

В общественное сознание русской интеллигенции Владимир Сергеевич Соловьев (18531900) вошел традиционным для мировой культуры путем - в венце мученика и героя. Защитив в 1880 году диссертацию «Критика отвлеченных начал» и получив степень доктора философских наук, он преподавал в Московском и Петербургском университетах. В марте 1881 года, после убийства Александра II, Соловьев прочитал в Петербурге публичную лекцию, закончившуюся смелым призывом к Александру III простить убийц его отца, не совершать смертной казни и этим уйти с путей зла во имя высшей правды.

После этого заявления Вл. Соловьев был вынужден покинуть профессорскую кафедру3, а университетская наука потеряла в нем одного из своих светил, потеряла возможность огромного влияния на студентов, влияния идеалистического, философского. Вот как прокомментировал это событие В. Розанов: «Тут уж приходится посетовать на “неблагоприятное расположение созвездий”, где было решено, что пусть уж лучше читает хоть вахмистр, а только не возбудительный ум». Подводя итог деятельности Вл. Соловьева, он писал: «Сын профессора, с большими правами на кафедру, он не получил “по независящим обстоятельствам” кафедры; внук священника, посвятивший памяти деда “Оправдание добра”, он был крайне стеснен в своих желаниях печататься в академических духовных журналах; журналист, он нес религиозные и церковные идеи, едва ли встречая для них распахнутые двери в редакциях»4.

Основным делом жизни для Вл. Соловьева стало создание христианской философии, так как он мечтал преодолеть отчуждение современного ума от христианства. Он шел к этому разными путями: и путем христианской философии, через познание Бога («Чтение о Богочеловечестве»); и путем теократии, ища справедливости, основанной на христианских идеях общественного порядка («История и будущность теократии», «Россия и Вселенская Церковь»); и путем теургии, мечтая о пересоздании духовной жизни, согласно божественной истине («Оправдание добра», «Смысл любви»). Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентричной, так как он признает в человеке вершину Божественного творения, а рождение мира в его учении

совершается Богом совместно с человеком, который также выразил божественную идею гуманности. В IX главе «Чтения о Богочеловечестве» Соловьев писал: «Чтобы способствовать совершенствованию человека, Бог вступил в земной исторический процесс как Богочеловек Иисус Христос. Своим словом и подвигом Своей жизни, начиная с победы над всеми искушениями нравственного зла и кончая воскресением, то есть победой над злом физическим - над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек открыл людям Царствие Божие»5. Говоря о нравственной роли христианства в духовном единении человечества, Владимир Соловьев искал слова и аргументы по-журналистски хлесткие. Вслушайтесь в его речь: «С тех пор как люди разных народностей и общественных классов соединились духовно в поклонении чужому нищему галилеянину, которого как преступника казнили во имя национальных и кастовых интересов, внутренне подорваны международные войны, бесправность общественных классов и казни пре-ступников»6.

Соловьев убежден, что христианство способно преодолеть нецельность мира, примирить в великом синтезе небо и землю, тело и дух. В процессе совершенствования поддерживают человека, кроме милости и сверхъестественной Божественной помощи, три первичных атрибута человеческой природы: стыд, жалость и благоговение. Человек стыдится своей животности и проявляет половой стыд. Жалость и сочувствие проявляются человеком ко всем живым существам, обнаруживая его солидарность с ними. Солидарность является непременным условием общественной жизни. Чувство благоговения выражает специфическое отношение человека к высшим началам и является индивидуально-психическим корнем религии6. Эти три чувства и составляют гуманистическую систему координат, ибо они выражают специфическое отношение человека к тому, что он считает ниже себя, равным себе и выше себя. В основе этих трех чувств лежит стремление человека к цельности собственного бытия7. Соловьев рассматривал христианство как религию жизни и абсолютной полноты духовного и телесного бытия, поэтому большое внимание уделял учению о преображении плоти, то есть одухотворению материи, воскрешению тела.

Неортодоксальность мысли Вл.Соловьева вызывала внутреннее сопротивление в кругах

современных ему христианских мыслителей. Человек действия, он не просто мечтал о союзе православной и католической церквей, но предпринимал в этом направлении решительные шаги, чем тоже вызвал общее неудовольствие. Соловьев стоял вне рамок конфессиональных вероисповеданий и стремился быть универсальным христианином. Он был уверен и говорил открыто, что пока утверждают в первую голову религию в ее сектантской обособленности и только после этого как вселенское христианство, - этим самым у религии отнимают не только здравый смысл, но и нравственное значение. Он начал писать в семидесятых годах XIX века, а настоящих читателей и почитателей получил только в первые годы следующего столетия, будучи уже за пределами земного бытия.

Вслед за Кантом и вопреки Чернышевскому, Вл. Соловьев утверждал самоценность красоты. Для Канта красота - «бесцельная целесообразность», для Соловьева красота есть «переставшая действовать полезность», «воспоминание о прежней пользе»8. В отличие от Канта, в эстетических воззрениях Соловьева нравственный порядок (то есть добро и истина) для прочности должен опираться на материальную природу, но это вещественное бытие может быть введено в нравственный порядок только через одухотворение, то есть в форме красоты. «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира»8. Иными словами, красота, будучи телесным воплощением истины и добра, «полезна» в высшем, «спасительном» для мира смысле, как идеальное состояние, к которому человечество должно стремиться. Конечно, Соловьев прошел школу Канта, непрерывный диалог с немецкой философской культурой помогал осознанию собственной философской проблематики. Принцип Соловьева: «Правда, что существа другие подобны мне, и справедливо, чтобы я относился к ним так же, как к себе» - двойник категорического императива Канта. Но не потому он действует в общественных связях, что люди равны перед законом, а потому, что они одинаково любимы Богом. Разница в основаниях западной и русской трактовки категорического императива очевидна.

Не случайно В. Розанов, относившийся к Вл. Соловьеву «разнообразно», как одну «особенную» его заслугу отметил, что Соловьев пер-

вый в России стал заниматься темами и предметами самой философии, не коллекционируя мнений об этих темах западных философов. «Все они, русские философы до Соловьева, были как бы отделами энциклопедического словаря по предмету философии, без всякого интереса и без всякого решительного взгляда на что бы то ни было. Соловьев, можно сказать, разбил эту собирательную и бездушную энциклопедию и заменил ее правильною и единичною книгою, местами даже книгою страстною»4.

Согласно эстетике Вл. Соловьева, художник призван одухотворить косный материал и, придав ему совершенную форму, освободить красоту от порабощения силами хаоса и зла. Таким образом, человек предстает в роли теурга, наделенного умением изменять картину мироздания, ибо для Соловьева мироздание еще не завершено: пройдя стадию космического творчества Мирового Зодчего, оно продолжает твориться в человеческой истории. Из сказанного следует, что не только человек нуждается в Боге, но и Бог - в человеке, что они встречаются друг с другом в процессе творчества, как ремесленник и Создатель.

Русский философ отводил человеку творческую роль. Человек у Соловьева не пассивный объект приложения созидательных божественных сил, а, в известном смысле, субъект созидания. Поскольку в своей жизни человек сталкивается не с законченным результатом творения, а с разворачивающимся процессом, постольку его задача заключается в претворении абсолютной, то есть божественной красоты. А это есть не что иное как искусство. Такое искусство В. Соловьев и назвал теургией, такого художника он именовал теургом.

Соловьев считал, что всеединство осуществляется в действительной красоте9. Именно осуществляется, но еще не есть. Красота природы -только «покрывало, наброшенное на злую жизнь». Преобразить ее, сделать так, чтобы действительность облеклась в телесный идеал истины и красоты - дело человека.

Русская философия ХХ века вела бесконечный диалог с Вл. Соловьевым. Николай Бердяев в «Смысле творчества» как бы продолжил мысли Вл. Соловьева, но продолжил, парадоксально заострив их. Бог, по мысли Бердяева, «отработал свою творческую неделю, и теперь дело за человеком», получившим «в наследство» от Бога этот мир. Согласно теории Бердяева, в ХХ веке наступил «восьмой день творения»10.

Второй волне символистов - младосимволи-стам - суждено было открыть для себя софиоло-гию Вл. Соловьева. С особым благоговением совсем юные Андрей Белый, Сергей Соловьев, Александр Блок читали его стихи, которые стали для них источником миросозерцания. Все, что было связано с учением о Вечной Женственности, имело для будущих поэтов роковое значение.

Совершенно особую роль играла софиология в творчестве Владимира Соловьева; София предстала в качестве наиболее мистического элемента созданной им системы «положительного всеединства». Соловьев полагал, что в России идея Софии глубоко укоренена, она присутствует в национальной культуре как «социальное воплощение божества в Церкви Вселенской»; это позволило ему говорить об особой роли русской культуры в становлении вселенского человечества, в его, человечества, единстве.

София - значит мудрость, «жизненно оформленный ум»; она выступает посредником между абсолютным Единством и тварным миром11. Таким образом, история становится восхождением человечества из состояния тварной несвободы к стадии Богочеловечества. София при этом проходит цикл от предвечной божественности, через воплощение в конкретной индивидуальности до самораскрытия в универсальном Богочеловечестве.

Для Соловьева важен момент воплощеннос-ти Софии, ее осуществления в материи, в конкретности. И русских символистов-соловьевцев больше всего пленил интимно-романтический аспект соловьевского восприятия Софии, который выражен в эмоциональном переживании, в ряде видений, когда София являлась то в облике женщины, то как чистая красота природы, мироздания. В поэтических опытах Соловьева (в поэме «Три свидания») София выступала как эстетический феномен: как Вечная Женственность, как носительница Истины, Добра и Красоты. Символисты были внимательными читателями Соловьева. Слова его воспринимались как Священное Писание. «Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а и в самом деле, - должно одухотворить, пресуществить действительную жизнь. Если скажут, что такая задача выходит за пределы искусства, то спрашивается: кто установил эти пределы?»8 На художника возлагалась задача Господа Бога - творить жизнь. Искусство становилось жизнетворческой мисси-

ей. Художник - теург, его творчество - теургия, его цель - сотворить мир по законам красоты.

Есть основание полагать, что русская философия ХХ века развивалась, постоянно оглядываясь на открытия, совершенные Владимиром Соловьевым. Он стоял у истоков русской религиозной мысли, которая после 1922 года, когда на просторах нашей великой родины установилась безрелигиозная действительность, поражала западные умы тем, что на излете второго тысячелетия вся была обращена к проблематике первых веков от Рождества Христова. Безрелигиозный быт советской России и религиозное философствование эмигрантов были разделены не только в пространстве, но и во времени. Оказалось: России было что хранить, она обладала потенцией к дальнейшему развитию, к сожалению, насильственно прерванному. Это предрекла «русская Кассандра» А. Ахматова еще в 1915 году:

Думали: нищие мы. Нету у нас ничего.

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день Поминальным днем, -Начали песни слагать О великой щедрости Божьей Да о нашем бывшем богатстве.

Владимир Соловьев являл собой воистину ренессансную фигуру: философ, поэт, журналист, проповедник, религиозный деятель, человек поступка. В русском духовном пространстве он значил так много, что не найдешь деятеля культуры, который промолчал бы о роли Соловьева12. Даже Валерий Брюсов, чьи первые стихи были публично осмеяны Вл. Соловьевым в цикле статей, - и тот скажет слово благодарности. Даже Мережковские, мимоходом получившие от Соловьева хлесткие клички, - и те отзовутся. А Розанов, при жизни не ладивший с Соловьевым, называвший его «танцором из кордебалета», «блудницей, бесстыдно потрясающей богословием», «татем, прокравшимся в церковь», - и он после смерти Соловьева склонит свою непокорную главу и признает заслуги философа. Что говорить о Блоке, Белом, Сергее Соловьеве, которые именовали себя сектой соловьевцев!

И дело не в формальных словах и похоронных повязках!.. Какую тему русского Серебряного века ни начнешь изучать, везде в изголовье -Вл. Соловьев. Русская религиозная философия, положительная эстетика, учение о Богочелове-честве, оправдание добра, русский символизм, русское софианство, русский эрос - везде луч-

шие, фундаментальные работы принадлежат перу Вл. Соловьева. К этому стоит добавить мнение, когда-то высказанное К. Мочульским, а теперь ставшее общепризнанным, что Соловьев создал законченное и цельное эстетическое учение, оно легло в основание новой школы - символизма, теоретики которого - Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский - были его, Соловьева, учениками13.

Художественная критика Соловьева способствовала пробуждению нового поэтического сознания в русском обществе и подготовила русский культурный ренессанс начала ХХ века. Владимир Соловьев, равно боровшийся с утилитаризмом в литературе и с теорией «искусства для искусства», учил о высоком призвании художника, писал о пророческом значении поэзии и предсказывал, что новое искусство будет реальным преображением жизни.

Когда шли споры о восстановлении в Москве храма Христа Спасителя, художник-график Ю. Селиверстов предложил такую идею: не восстанавливая храм, восстановить его очертания при помощи неких светящихся конструкций, чтобы, побеждая мрак, светился этот храм, как костер в ночи, как живая память истории. Наверное, такова роль Вл.Соловьева в нашей культуре - огненными контурами обозначил он на горизонте спектр русского философствования и высоту его мысли; и люди, занимающиеся философией в России, всегда будут его видеть.

Фридрих Ницше (1844-1900) в общественное сознание русских читателей вошел в 90-х годах

XIX века; вначале, как водится, донеслись злобные замечания из переводных западных изданий типа «Вырождения» Макса Нордау (1894). Этот расторопный ваятель поверхностных характеристик и односторонних оценок назвал Ницше сумасшедшим, а его читателей - кучкой «прирожденных преступников, отличающихся слабостью воли, и наивных дураков, опьяняющихся созвучием слов»14. Нордау не столько повредил Ницше, сколько привлек к нему интерес: русский читатель, сформировавшийся в подцензурной обстановке, научился понимать, кого могут «тупо ругать» или «умно хвалить». В похвалах тоже не было недостатка. Были опубликованы переводные исследования о Ницше Лу Андреас-Саломе (1896), Ф. Риля (1897), А. Лихтенберже (1899).

В 90-х годах появились русские журнальные публикации о Ницше; в них обращалось внима-

ние на сокрушительную «критику морали альтруизма» (В. Преображенский), на «разрушение христианства во имя язычества» (Н. Грот), на «человеконенавистнические до цинизма» взгляды Ницше (Л. Лопатин). В последние годы уходящего века был создан завершенный портрет Ницше, возможно лишенный полета, но не лишенный сходства. Так писали крепостные художники: «Безграмотно, но похоже!» Похоже не столько даже на Ницше, сколько на воспроизводимый из статьи в статью клишированный образец. На нас со страниц изданий смотрит декадент, имморалист, сторонник рабства, безбожник и проповедник зла. Появилась и кличка - у нас за этим дело не станет: «лишний человек», «умная ненужность», «обломовец», ну а здесь, конечно, - «ницшеанец»!

В 900-х годах все изменилось. Пиком популярности Ницше все признают рубеж столетий - тогда вышло первое восьмитомное собрание сочинений Ницше на русском языке под редакцией А. Введенского15, которое через два года было повторено и расширено16. А в 1909 году было начато издание полного собрания сочинений Ницше под редакцией Ф. Зелинского, С. Франка, Г. Ра-чинского, Я. Бермана и при сотрудничестве А. Белого, В. Брюсова, М. Гершензона17, которое осталось незавершенным.

Учение Ницше победно шествовало по России, и, наверное, самое убедительное свидетельство популярности немецкого философа - приверженность к нему писателей не только даровитых и прославленных, но и средней руки: П. Боборыкина («Перевал»), М. Арцыбашева («Санин»), А. Вербицкой («Вавочка»), Г. Чулкова («Сатана»). Как заметила М. Коренева, современный исследователь Ницше, в том, с какой стремительностью идеи Ницше «вышли на улицу», скрывался какой-то чудовищный парадокс - именно Ницше, с его ярко выраженным презрением к «толпе», «массе», оказался жертвой этой самой тол-пы18. Впрочем, не будем пренебрежительны к писателям средним, ведь время давит на них с той же неумолимостью, только выразить свою муку им не дано. Такой человек, как Ницше, выстрадал их беду на целое поколение раньше других: то, что он вынес в одиночестве, никем не понятый, на рубеже двух веков испытывали тысячи.

Необычайно интересно было выяснить, не существовало ли в русской культуре талантов, в чьем творчестве выявилась проблематика Ниц-

ше; стали анализировать философское наследие прошлого и современности в поисках русского Ницше. И нашли. Л. Шестов - в Федоре Достоевском, В. Розанов - в Константине Леонтьеве, Д. Мережковский - в Василии Розанове, а Вл. Соловьев - в Михаиле Лермонтове. В Ницше открывали каждый свое: Вл. Соловьев - сверхфилолога, Брюсов - эстета, Вяч. Иванов - культуролога, Михайловский - социал-демократа, Ясинский -большевика.

В силу огромной популярности философии Ницше его идеи использовались в превращенной, а отнюдь не в адекватной форме. Н. Михайловский, например, увидел в Ницше борца с социальной несправедливостью, какого-то немецкого революционера-демократа, пламенного атеиста с базаровской нигилистической кровью. М. Протопопов, словно продолжая мысль Михайловского, говорил: «Без дерзкого ницшеанства не было бы и самоуверенного марксизма»19. В таком же духе писал о Ницше будущий нарком просвещения А. Луначарский, для которого имя немецкого философа было символом разрушения старого общества, а его «сверхчеловек» - идеалом нового человека-борца, готового сражаться за светлое будущее человечества, в котором воцарится равноправие и справедливость.

Как согласовать столь разноречивые суждения и почему Ницше считали своим и будущие религиозные философы, и будущие большевики, и символисты, и реалисты? И даже тот, кого впоследствии поименуют «классиком социалистического реализма», «великим пролетарским писателем», - Максим Горький в начале столетия откровенно признавался (когда за откровенность не нужно было платить жизнью), что читает Ницше с удовольствием, а многие современники Горького, от Н. Минского до Т. Манна, называли горьковских героев «ницшеанцами» или «сверхбосяками»20. Наверное, в самой манере философствования Ницше было нечто, глубоко задевающее, больно ранящее, надолго остающееся в памяти. Иногда кажется, что его мысли и афоризмы напоминали, если выражаться образно, не хлеб, который можно съесть, а зерно, которое нужно вырастить, собрать, перемолоть в муку, замесить хлеб, и только после этого можно получить желаемую пищу. Но в ней уже будет частица собственного усилия.

Фридрих Ницше предложил своим читателям совершенно новый тип философствования. Пос-

ле сложных философских построений, после гегелевских триад, кантовских «вещей в себе» и категорических императивов - полет фантазии в мир Аполлона и Диониса, Ариадны и Минотавра. Читатель слышит голос иранского пророка Заратустры и понимает, что мудрость может быть злой и веселой. На рубеже веков Ницше воспринимали не как философа-догматика, а как поэта. Благодаря Ницше в поэзии и литературной критике воскрес дух античного философствования. Мифологизированные поэтические образы Аполлона и Диониса, Орфея и Эвридики, Ариадны и Минотавра, Зевса и Европы, Одиссея, Навзикаи и Пенелопы вновь стали предметами литературоведческих штудий и феноменами поэтического творчества.

Познавая Ницше, открыл в себе философа 25-летний С.Л. Франк: «Я был потрясен - не учением Ницше, - а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги (“Так говорил Заратустра”. - Т.Ё.). С этого момента я почувствовал реальность духа, реальность глубины в собственной душе - и без каких-либо особых решений моя внутренняя судьба определилась»21. Бердяев, работая над «Смыслом творчества», взял себе Ницше в союзники, увидев в нем собственного предтечу: «Заратустра проповедует творчество, а не счастье, он зовет к подъему на горы, а не к блаженству на равнине»10. С интересом вглядывался в личность немецкого философа Л.Шестов. В драме Ницше, по мысли Шестова, была заключена некая тайна, некое предчувствие и предвестие русских судеб22.

Но больше всех интересовался Ницше и хотел писать о Ницше Вл. Соловьев. Поначалу он отнесся пренебрежительно-недоверчиво к творчеству базельского счастливца (тогда он почему-то счел Ницше очень благополучным человеком). В последние годы жизни Вл. Соловьев неоднократно упоминал о Ницше в разных статьях: «Словесность или истина» (1897), «Идея сверхчеловека» (1899), «Особое чествование Пушкина» (1899), «Против исполнительного листа» (1899). Чувствовалось, что Ницше не дает ему покоя. Соловьев критиковал Ницше с позиции религии, говоря, что красоту нельзя вычленять из религиозного контекста. Центральным, а потому и наиболее важным для полемики, Соловьев считал у Ницше образ сверхчеловека. Русский философ внутренне полемизировал с немецким, искал аргументы, «отмахивался» от него, как от назойливой мухи,

давая смешные прозвища («сверхфилолог», например). Ницше не сходил у Соловьева с языка, он превратился в «единицу измерения», которой «измерялась» русская классика: например, М.Ю. Лермонтов стал именоваться ницшеанцем.

За всем этим стояла серьезнейшая проблема, при решении которой не помогали ни смех, ни колкости, ни наскоро написанные статейки, в которых Соловьев противопоставлял «сверхчеловеку» Ницше Богочеловека Иисуса Христа, победившего смерть. Он видел в сверхчеловеке Ницше величайшую опасность, грозящую христианской культуре, хотел дать критический анализ философии Ницше, спорил с его защитниками...

Кончина двух гениев, оказавших существенное влияние на развитие философской мысли

XX столетия, пришлась на 1900 год - год смены веков и вех. Оба они - Владимир Соловьев и Фридрих Ницше - определили круг проблем надвигающегося века. Один называл себя христианином, оправдывал добро, мечтал о Богочеловечестве. Другой называл себя антихристианином, сокрушал моральные заповеди, мечтал о сверхчеловеке и сверхчеловечестве. Так ли уж они далеки друг от друга, как казалось век назад? Ницше и Соловьев, а вслед за ними другие мыслители Серебряного века выступали против обожествления человека, только Ницше придал этому протесту беспримерную силу и страсть. С. Франк весьма проницательно высказался по этому поводу: «Несмотря на весь антирелигиозный и антихристианский пафос Ницше, его отказ от поклонения человеку в его эмпирическом, ординарном, природном - или, как он сам выражается, “человеческом, слишком человеческом” - существе обнаруживает некоторое подлинно религиозное устремление его духа и содержит напоминание

о некой фундаментальной забытой правде»23. В мечтаниях Ницше о сверхчеловеке содержится также некое прозрение: что человек в его чисто природном существе есть уклонение от высшей идеи человека, что истинно человечно в человеке его высшее, сверхчеловеческое - богочеловеческое существо, а природно-животное начало должно быть преодолено и просветлено.

Вторит С. Франку Н. Бердяев, который уверен, что ненависть Ницше к последнему человеку, изобретшему счастье, есть священная ненависть: «Он проклял добрых и справедливых за то, что они ненавидят творящих. Муку Ницше мы должны разделить, она насквозь религиозна»10.

Символисты первые в России прочитали Ницше по-особому, их внимание было сосредоточено на его ранних сочинениях - «Рождение трагедии из духа музыки» и «Так говорил Заратустра». В мире этих творений символисты чувствовали себя свободно: здесь можно было давать волю воображению, давать собственную трактовку предложенным Ницше героям и сюжетам, вовлекать в круговорот философской мысли другие мифологические образы.

«Рождение трагедии из духа музыки» - первенец Ницше, это необычайное произведение, в каком-то смысле это идеальный культурологический трактат, где, по точному замечанию А. Ас-твацатурова, «частная филологическая проблема превращается у Ницше в проблему судьбы культуры»18, ее генезиса; ему удалось увидеть, как отдельные элементы архаических культур создают феномен греческой трагедии, как участвуют в этом создании «дионисийское» и «аполло-ническое» начала, и спроецировать это на современность.

«Развитие искусства, - писал Ницше, - связано с двуединством аполлоновского и дионисийского начал, подобно тому, как продолжение рода человеческого зависит от двойственности полов»18. Аполлон - бог всякого пластического творчества, он создает чудесные иллюзии мира сновидений и мира поэзии. Дионис - бог поющих и танцующих людей, его стихия не сновидение, но опьянение; чары Диониса не только обновляют союз человека с человеком, но зовут людей в мир природы. В колесницу Диониса, победно шествующего по земле, запряжены пантера и тигр. Отныне звери получили дар речи, а в человеке зазвучало нечто сверхъестественное - он чувствует себя богом, он больше не художник, он стал произведением искусства. В Аполлоне живет этическое начало культуры, он требует от своих приверженцев: «Познай самого себя!» и «Знай меру!» Всякая чрезмерность, всякое высокомерие - главные злые духи для аполлоновской сферы.

Однако и Аполлон не мог жить без Диониса! Дионисийское и аполлоновское начала синтезировались в греческой трагедии и в европейской культуре. Человеческая культура всегда антино-мична, в ней видны попытки дионисийского стихийного бунтарства и аполлоновская жажда обуздания стихии. Дионисийский тип культуры связан с творческим отношением к миру, в основе этого типа лежит трагическое мировосприятие,

мистическое «схватывание» целостности и гармонии вселенной. Однако предельное развитие дионисийского начала ведет к «размыванию» границ искусства, к «хаосу аффектов», равно как и предельное развитие аполлоновского начала чревато для искусства, так как ведет к его стереотипизации, к рационализму и культу посредственностей.

Xудожники Серебряного века «припали» к Ницше, потому что, как и он, видели в культуре участие божественных стихий, ремесло Бога, потому что вкладывали в искусство абсолютный смысл. Зачарованные Дионисом, они хотели не только создавать художественные произведения, но творить искусство из собственной жизни, собственная жизнь воспринималась как материал для искусства и даже как произведение искусства.

Примечания

1 Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Мол. гвардия, 2000. - С. 576.

2 Синеокая Ю.В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение // Фридрих Ницше и философия в России: сб. статей. - СПб.: РXГИ, 1999. - С. 9.

3 Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. - М.: Республика, 1997. -С. 173.

4 Розанов В.В. Около церковных стен. - М.: Республика, 1995. - С. 133; 433.

5 Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. - СПб.: Просвещение, 1911. - Т. 3. - С. 204.

6 СоловьевВ.С. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. -Т. 1. - С. 365; 130.

7 Петер Э. Идея Богочеловечества в философии Владимира Соловьева // В.С. Соловьев и его

философское наследие: материалы междунар. конф. - М., 2000. - С. 302.

8 Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. -Т. 2. - С. 354; 392; 404.

9 Бойков В. Ф. Соловьиная песнь русской философии // Вл.С. Соловьев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2000. - С. 28.

10 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры искусства: В 2 т. - М.: Искусство, 1994. -Т. 1. - С. 117; 105; 106.

11 Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 155.

12 О Владимире Соловьеве. - Томск: Водолей, 1997.

13Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М.: Республика, 1995. - С. 64.

14 НордауМ. Вырождение. - М.: Республика, 1995. - С. 259.

15 Ницше Ф. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1900.

16 Ницше Ф. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1902-1909.

17 Ницше Ф. Полн. собр. соч. - М.: Московское книжное издательство, 1909-1912.

18 Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб.: Художественная литература, 1993. -С. 9; 24; 136.

19 Протопопов М. Критические статьи. - М., 1902. - С. 45.

20 Максим Горький: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 381.

21 ФранкС.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. -С. 561.

22 Шестов Л. Избранные сочинения. - М.: Ренессанс, 1993. - С. 57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Франк С.Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. - М.: Факториал, 1998. - С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.