Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ В.С. СОЛОВЬЕВА'

ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ В.С. СОЛОВЬЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1712
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕЕДИНСТВО / СОБОРНОСТЬ / БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО / РУССКАЯ ИДЕЯ / ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Королёва Л. Г., Мороз В. В.

В статье на основе анализа трудов В.С. Соловьева раскрывается понимание мыслителем места и роли России во всемирно-историческом процессе. Подчеркивается важность творческого осмысления философского наследия В.С. Соловьева для более глубокого осознания и поисков путей решения проблем, стоящих перед современным человечеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ В.С. СОЛОВЬЕВА»

УДК 930.1

ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ В.С. СОЛОВЬЕВА

© 2020 Л. Г. Королёва1, В. В. Мороз2

1докт. филос. наук, декан факультета философии и социологии e-mail: koroleva_l_g@mail.ru 2докт. филос. наук, профессор кафедры философии факультета философии и социологии

e-mail: vicmoroz@mail.ru

Курский государственный университет

В статье на основе анализа трудов В.С. Соловьева раскрывается понимание мыслителем места и роли России во всемирно-историческом процессе. Подчеркивается важность творческого осмысления философского наследия В.С. Соловьева для более глубокого осознания и поисков путей решения проблем, стоящих перед современным человечеством.

Ключевые слова: всеединство, соборность, Богочеловечество, русская идея, всемирная история, общечеловеческие ценности.

Решение проблем исторической процессуальности: взаимосвязанности и упорядоченности в историческом процессе, его логики, соотношения общего и особенного - является очень важным в современной философии истории. В.С. Соловьев, первый философ России, разработавший самостоятельную философскую систему, еще в Х1Х в. предложил оригинальное решение этих проблем на основе концепции всеединства.

Идея Гераклита, постепенно развиваясь в философии, воплотилась в категорию онтологии, означающую такой принцип совершенного единства множества, при котором все его элементы тождественны целому и между собой. Особенностью внутренней формы такого множества является особый полифонический строй элементов, не сливающихся в неразличимое единство, сохраняющих индивидуальность. Философские системы всеединства носят символический, интуитивный характер.

В.С. Соловьев заложил в отечественной философии традицию всеединства как последовательного учения. Одну из формулировок всеединства он дает уже в своей магистерской диссертации «Кризис западной философии». Всеединство как предмет подлинной философии, как онтологический и гносеологический принцип содержит положения о существовании всеединого первоначала всего существующего и его духовности, которая не зависит от сознания людей,

Философ конкретизирует определение всеединства следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляется в них как полнота бытия» [Соловьев 1988: 2: 552].

В.С. Соловьев задумал «великий синтез», распространение небесной гармонии на природный, человеческий и социальный мир. Синтез веры и знания должен оправдать веру отцов, сделать ее осознанной разумом. Знание станет «цельным», опирающимся

на сердце и совесть. Мыслитель наиболее ярко в отечественной философской традиции выразил идею единства мирового исторического процесса. Объединятся сильный богопочитанием, но принизивший личность «бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад», разрешатся споры христианских конфессий. Каждая нация вольется во вселенскую всеобщность, осознав свою миссию в мире. Социальная политика будет основана на евангельских заповедях любви, смягчатся все социальные и классовые противоречия. И даже на природный мир распространится великое примирение: он избавится от тяжести, косности, разорванности в пространстве и времени.

Ориентиром для историософских построений В.С. Соловьева выступает христианский догмат трёхипостасного строения Абсолютного, позволяющий усмотреть троичность в разных предметах и областях бытия: три модуса бытия (воля, представление, чувство), три сферы деятельности (жизнь, знание, творчество). Само положительное всеединство имеет три образа или модуса - Благо, Истина, Красота. Принципом, организующим три составные части миропонимания - теософию (богомудрие), теургию (богоделание), теократию (боговластие), является София.

Концепт всеединства и идея Софии преломляются в ключевом для русской религиозной философии учении о Богочеловечестве, выступая основой историософии. Создавая концепцию Богочеловечества, В.С. Соловьев опирался на христианское учение о единстве человеческой и божественной природы Богочеловека Иисуса Христа. Еще на Халкидонском соборе оно было определено как «неслитное, неизменное, нераздельное и непреложное». Через соединение с физически ограниченной человечностью, через жертву, принятие страдания и смерти раскрывается в христианстве тайна боговоплощения, божественного самоуничтожения Христа. Н.А. Бердяев отмечал особенности понимания христианства В.С. Соловьевым и как задания: «Для него свобода и активность человека есть неотъемлемая часть христианства. Христианство для него религия Богочеловечества, он предполагает не только веру в Бога, но и веру в человека. Он вносит в христианство принцип развития и прогресса, он защищает свободу ума, свободу совести не менее славянофилов, и этим он отличался от католичества. Сущность христианства он видит в свободном соединении в Богочеловечестве двух природ, божеской и человеческой. Человек есть связующее звено между божественным и природным миром» [Бердяев 1991: 44-45].

Органическое связь темы Богочеловечества с софиологией и концепцией всеединства позволяет В.С. Соловьеву рассматривать человека как соединение Божества с материальной природой. Отрицание эгоистической природы, самости духовным человеком, подчинение природного божественному есть стремление к внутреннему единству с Богом. Только осознавая себя частью универсальной личности, индивид становится человеком. Только в Боге для человека открывается абсолютная полнота бытия, всеединство, которое он не может обрести в самом себе. Бог есть «бесконечное стремление, неутомимая жажда бытия». «Старая традиционная форма религии, - пишет философ, - исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерелигиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она остается непоследовательною, - не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры - вера в Бога и вера в человека -сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества» [Соловьев 1989: 2: 27].

В.С. Соловьев использовал учение о Богочеловечестве как источнике возрождения мира в истолковании культурного процесса, истории человечества. Мыслитель выделяет два этапа развития мира: эволюцию природы и историю. Всего мир проходит пять ступеней. На стадии эволюции природы создаются предварительные условия единства мира. Конечным результатом его развития является утверждение действительности «безусловного нравственного порядка» - царства Бога. Каждая

ступень важна как тип, условие для осуществления высшей цели - явления в мире Царства Божия. Для того «чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо должно прежде всего быть, затем оно должно быть живым, потом - быть сознательным, далее - быть разумным и, наконец, - быть совершенным» [Там же: 167].

Человек, таким образом, имеет ту же внутреннюю сущность жизни -всеединство, - которое имеет и Бог, но он должен прилагать сознательные усилие к достижению совершенства. Человек и человечество в силу своей свободы несут ответственность за свою историю и судьбу.

В.С. Соловьев отвергает догмат христианства о том, что Бог до сотворения мира существовал и в будущем может существовать без человека. Человек совечен Богу. Но речь идет не о появившемся в результате эволюции человеке, а о цельном, софийном, «идеальном человеке». Он есть универсальное и в то же время индивидуальное существо. Возрожденческая идея о сотворчестве человека с Богом в философии В.С. Соловьева приобретает новый смысл. На пути к Царству Божьему на земле люди должны действовать совместно как общество, построенное на принципах правды и добра, а не в одиночку, Партнером Бога для выполнения космической задачи -перевоплощения - становится одухотворенное, возвышенное человечество.

Строй всеединства, укорененный в Абсолюте, актуализируется посредством Софии. В своей универсальности и целостности Богочеловечество также есть София. Таким образом, в истории раскрывается универсальный, трансцендентно-имманентный смысл.

Концепция Богочеловечества задает понимание истории как телеологического процесса. Имеются основания для определения начала, конца и общей стратегии социально-культурного развития человечества. И от них зависит характер национально-культурного и индивидуально-личностного развития. В.С. Соловьев на материале различных культур показал, что достижение всеединства в истории человечества есть творчество (теургия), жизнестроение, богоподобное творение мира человеком. Каждая национальная культура является органической частью общечеловеческой культуры.

Теоретическое решение В.С. Соловьевым вопроса о внутренней форме всеединства позволяет нам опровергнуть доказательства о близости его историософских идей славянофильству. Е.Н. Трубецкой считает истоками идей В.С. Соловьева традиционную старорусскую мечту о Москве как о третьем Риме, древнерусское благочестие, мысли славянофилов о национальном мессианстве России, о соборности и «народе богоносце» [Трубецкой 1991: 464, 468-470]. Следует отметить, что важнее для В.С. Соловьева были идеи Ф.М. Достоевского о «всеевропейском и всемирном назначении» русского человека, о «всемирной отзывчивости» Пушкина и всей русской культуры [Достоевский 1984: 147]. Об этом сам философ говорил в третьей из своих речей о Достоевском.

В своей лекции «Разложение славянофильства», прочитанной в 1894 г. П.Н. Милюков доказывает, что В.С. Соловьев в своем учении не отрицает, а возрождает к новой жизни старое славянофильство, развивая его гуманистические элементы. Таким образом он остается более верным истинному духу славянофильства, чем официальные защитники из лагеря националистов. П.Н. Милюков обвинил Соловьева и в хилиазме и мистике: «Смелою рукой он свел царство Божие с неба на землю и слил религию и прогресс, христианство и альтруизм, небесное и земное, божественное и человеческое в одной основной мистической идее "богочеловечества"» [Милюков 1893: 18].

Следует отметить, что философия истории славянофилов оказала существенное влияние на позднейшую религиозно-мистическую и философскую традицию русской культуры. Идея своеобразия социально-культурной и исторической ситуации

российского общества была воспроизведена в «почвенничестве», народнической идеологии, в концепциях некоторых представителей философии всеединства, теориях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др. Славянофилы хотели спасти Европу, стабилизировать ее распадающуюся культуру, включить в собственную жизнь, соединившись с Европой. В этом они видели духовную миссию, призвание России.

Анализ историософских идей В.С. Соловьева позволяет нам сделать вывод, что в действительности они не имеют ничего общего с прежним славянофильством (включая и теорию всемирной теократии, от которой он впоследствии отказался). Философ критиковал византийско-московское православие, отмечая, что келейное подвижничество оставляло в Византии государственную власть на стадии языческой. Тело византийской церкви «умирает и разлагается». Русская церковь является «казенным православием», не обладает духовной свободой. Он подчеркивал расхождение между этическими идеалами христианства и действительностью. Развивая мысль о необходимости воссоединения церквей, философ отрицательно относился ко всякому национализму.

В.С. Соловьев не был ни славянофилом, ни западником, как справедливо пишет А.Ф. Лосев [Лосев 2000: 315]. Его философия «положительного всеединства» дает представление о фундаментальной целостности мира. Смысл и цель универсальной мировой истории - осуществление всеединства в жизни. Цивилизационный и религиозный универсализм В.С. Соловьева дает основу критики как славянофильской теории, так и западного рационализма, субъективизма и некритического «прогрессизма». Он критиковал теорию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, считая проповедь культурно-национальной изоляции главным препятствием на пути гуманистического универсализма, а книгу «Россия и Европа» назвал «проповедью насилия и обмана». Свидетель идейных диспутов тех лет протоиерей И. Фудель писал, что молодые люди 80-х гг. Х1Х в. разделяли славянофильские чаяния. И появившаяся в 1988 г. статья В. Соловьева «Россия и Европа» произвела впечатление разорвавшейся бомбы на них, «убаюканных националистической политикой и видевших уже сладкие сны будущего величия родины, всемирного признания России, беспредельного культурного творчества и т.д. Пробуждение было тяжелое. Удар Соловьева был направлен против Данилевского с его теорией культурно-исторических типов и, главное, против его утверждения, что русско-славянский мир призван явить новую четырехосновную культуру. Впечатление от этого удара было удручающее, потому что трудно было логически оспаривать аргументацию Соловьева...» [Фудель 1982: 29].

Доклад В.С. Соловьева «Русская идея», прочитанный в Париже в 1888 г., посвящен вопросу о смысле существования России во всемирной истории. В нем выражена идея совместного участия всех народов в осуществлении действительного нравственного порядка в мире: «Жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, - вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога» [Соловьев 1991: 42]. Для нас важно, что главным препятствием на пути становления единой человеческой истории В.С. Соловьев считал проповедь культурно-национальной изоляции. Российское сознание сумело, по мнению философа, интегрировать такие понятия, как человеческое достоинство, права личности, бывшие исключительным достоянием западной просвещенности, но имеющие безусловное христианское значение. Всеединство, к осуществлению которого идет человечество, есть смысл и цель единой универсальной мировой истории. Идея нации есть то, что Бог думает о ней в вечности, а не то, что она сама думает о себе во времени [Соловьев 1992: 187].

Проблема всеединства в свете этического рассмотрена в главном труде зрелого периода творчества В.С. Соловьева «Оправдание добра». Идея Добра пронизывает не только природу, но и все области общественного сознания, деятельности людей, общественно-исторический процесс в целом. В мире существует Добро как норма и должное, как некая идеальная сущность. Требуется, однако, творческое воплощение Добра во всем, а значит, активность индивидуального и социального субъекта. Человек занимает промежуточное положение между земным и божественным, а потому противоречив. Грехопадение как источник зла в человеке и природе В.С. Соловьев трактует как стремление к самоутверждению и обособлению отдельной части вопреки интересам целого [Соловьев 1988: 1: 122]. Движущую силу развития общества составляет именно борьба со злом. Собственно исторический процесс человечества образует постепенное одухотворение человека чрез внутреннее усвоение и развитие божественного начала [Там же: 145].

Три свойства человека: чувство стыда, жалость и чувство благоговения - лежат в основе нравственности. И выделяет человека из остального мира, возвышая его от животного существования, именно нравственность. В осуществлении Добра, по В.С. Соловьеву, состоят цель и смысл жизни человека и человечества в целом. Нравственность неразрывно едина с экономическими, нравственными, эстетическими отношениями, природопользованием. Подобно И. Канту, русский философ сформулировал «моральный закон» для общества: «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, - вот единственная нравственная норма» [Там же: 347].

Но, в отличие от И. Канта, русский мыслитель считал, что разумно-нравственные принципы и цели человека и общества есть следствие целесообразности в общем ходе мировых явлений, разумности мировой связи, преобладания смысла над бессмыслицей во Вселенной. В противовес И. Канту, противнику патернализма, В.С. Соловьев подчеркивал роль государства в формировании нравственной культуры, реальном процессе становления морального сознания, Право он считает принудительным требованием реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла, а государство - воплощением права [Там же: 72]. Поскольку для осуществления нравственной жизни требуется высокий уровень искусства, религии, науки, государство создает условия для их функционирования. К функциям государства относится и защита от внешнего (с помощью вооруженной силы) внутреннего зла (с помощью сбора и перераспределения налогов). В.С. Соловьев сделал вывод о праве индивида на достойное человеческое существование, оказавший большое влияние на развитие отечественного либерализма. Жалость, сострадание как исходный компонент морали именно государством, «собирательно-организованной» жалостью выводится из состояния созерцательности, бессилия и становится действенной.

Особенно велика роль государства в обуздании зла. В.С. Соловьев - ярый противник идей Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием: «Когда, видя занесенную над жертвою руку убийцы, я ее схватываю, то будет ли это безнравственным насилием? Насилием, несомненно, будет, но безнравственного не только ничего не будет в том насилии, а, напротив, оно будет по совести обязательным, прямо вытекающим из требований нравственного принципа» [Там же: 396]. В.С. Соловьеву, таким образом, свойственен этикоцентризм и проповедь абсолютно нравственного подхода к жизни, недооценка роли правосознания. Мы можем сделать вывод об общем для русской философии дефиците правопонимания.

Одной из тем философии истории является выяснение социально-психологических факторов, обусловливающих исторический процесс. Споры о русском национальном характере не прекращаются и сегодня. Отечественные и зарубежные авторы всегда подчеркивали высокие нравственные качества русского народа -способность к состраданию, прощению, любви, терпению, самоотвержению. Но есть и неприглядные стороны национального характера: отсутствие уважения к автономии индивида, его нравственной самостоятельности, Дефицит правосознания выражается часто в сопротивлении идее примата справедливости над состраданием. Именно западноевропейской культуре принадлежат и концепция прав человека, и разработка принципов их обеспечения.

Для нас важно, что В.С. Соловьев не утверждал необходимость для России сменить «гниющий Запад» на исторической арене. Преодолеть разрыв между Западом и Востоком - это предстоящий подвиг русского народа. В этом состоит суть Русской идеи в интерпретации В.С. Соловьева. Он провозглашает великую цель России, исходя из «духа справедливости и христианской любви» - быть синтезом Запада и Востока. Поскольку европейская христианская культура проникла даже в пределы восточных цивилизаций, стала общечеловеческой, задача становится очень актуальной. По мысли философа, Россия могла бы внести элементы сердечности и непосредственности, утраченные расчетливым и рациональным Западом, В то же время Россия могла бы многому научиться у Запада, став полноправным членом европейского сообщества. В.С. Соловьев считал, что тесное взаимодействие с Европой избавило бы Россию от поверхностного подражания ей и способствовало преодолению все еще характерных для России тенденций варварства, нигилизма и обскурантизма.

Основные разногласия внутри русской философской мысли определялись различиями в трактовке внутреннего и внешнего характера общественного идеала, постепенностью и внезапностью его осуществления. Поэтому важна была (и остается актуальной сейчас) мысль В.С. Соловьева о том, что создание Царства Божия в душе индивида (субъективный процесс спасения) с необходимостью сопровождается объективным процессом - трансформацией социума. Социальный идеал, создаваемый «в вечной Божественной идее», осуществляться все же должен в земном мире. Поэтому общечеловеческая солидарность, взаимопонимание имеют первостепенное значение для решения всех общественных проблем. Только ставя общечеловеческие интересы превыше всего, можно противостоять различного рода эгоизмам - индивидуальному, этническому, религиозному, классовому, государственному.

По В.С. Соловьеву, мирное решение социальных проблем, прогресс человечества и каждой его части - народов, государств, личностей - возможны только при наличии общечеловеческой солидарности. Изучение идей философа позволяет нам сделать вывод, что вопрос о природе культурных ценностей связан в первую очередь с выяснением предметного содержания всеобщего в истории и характера его взаимоотношения с особенным и единичным.

Поиск факторов, реально объединяющих людей, приводит к обращению к универсальным и действительно всеобщим формам человеческой жизни. Существуют ли общечеловеческие культурные ценности? Русская философия всеединства считала их идеальной формой той «всеобщности», которая реально достигнута человечеством на данной ступени истории.

В развитии Востока и Запада вызревают элементы, «частички» социальной и культурной материи, становящиеся достоянием всего человечества. Это экономические методы хозяйствования, моральные нормы, технические и технологические инновации, правовые институты. Необходимо переосмыслить Русскую идею в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Актуальны как никогда

мысли В.С. Соловьева о всемирно-историческом предназначении России, осуществлении всемирного культурного синтеза, открывающего новые пути перед человечеством.

О великом предназначении России писал немецкий историк и культуролог В. Шубарт в книге «Европа и душа Востока». Запад подарил человечеству совершенные формы государственности, экономики и техники, но лишил его души. Задача России -вернуть ее людям [Шубарт: 2000: 6].

Но выполнение этой задачи требует бережного обращения к собственной душе, тщательного изучения отечественной истории, культурного наследия России, в том числе русской философии, предвосхитившей многие современные проблемы. Необходимо преодоление разъединения в процессах человеческой истории и культуры: национального и вселенского, исторического пути восточной и западной цивилизаций, религий и церквей, интересов государственный и общечеловеческих. В этом социальный и культурный смысл учения о Богочеловечестве В.С. Соловьева. И с этих позиций философ обосновывает черты русского национального характера и культурно-цивилизационные особенности России.

Библиографический список

Бердяев Н.А. Основная идея Вл. Соловьева // Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. Ч. 2. 240 с.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1984. Т. 26. 518 с.

ЛосевА.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Мол. гвардия, 2000. 613 с. Милюков П.Н. Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев: [Публ. лекция, чит. 22 янв. 1893 г. в аудитории Ист. музея]. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1893. 53 с.

Соловьев В.С. Кризис западной философии // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль,

1988. Т. 2. С. 3-138.

Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соловьев В.С. Собр. соч.: в 10 т. СПб.: Просвещение, 1911-1914. Т. 5. С. 5-408.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. С. 47-548.

Соловьев В.С. Первый шаг к положительной эстетике // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 548-555.

Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея: антология / сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 185-204.

Соловьев В.С. Смысл любви: избр. произв. М.: Современник, 1991. 526 с. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М.: Правда,

1989. Т. 2. С. 5-170.

Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьев и его дело // Трубецкой Е.Н. Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 456-472.

Фудель И.К. Леонтьев и Вл. Соловьев в их взаимных отношениях // Русское обозрение. 1982. № 10. С. 18-31.

Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока. М.: Рус. идея, 2000. 446 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.