УДК 1:061 ББК 87.3(2)522:72.5
ФИЛОСОФ, ПУБЛИЦИСТ, ПОЭТ. О ЮБИЛЕЙНОЙ СОЛОВЬЕВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ1
М.В. МАКСИМОВ, Л.М. МАКСИМОВА
Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина ул. Рабфаковская, д. 34, г. Иваново, 153003, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Представлен обзор Международной научной конференции «В.С. Соловьев и его наследие в современном мире», посвященной 165-летию со дня рождения В.С. Соловьева и 20-летию деятельности Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева (Соловьевского семинара), состоявшейся в Ивановском государственном энергетическом университете имени В.И. Ленина (г. Иваново, 15-16 ноября 2018 г.). Дана характеристика основных мероприятий, прошедших в рамках конференции: открытие бюста В.С. Соловьева, открытие выставок, посвященных жизни и деятельности В.С. Соловьева, 20-летию Соловьевского семинара, творчеству скульптора В.А. Евдокимова, действительного члена Российской Академии художеств, народного художника Российской Федерации, концертная программа, включающая исполнение вокальных произведений на стихи В.С. Соловьева, просмотр фильма «Владимир Соловьев в русском изобразительном искусстве». Отмечены интерес, проявленный российским и зарубежным научным сообществом к конференции, участие в ней крупнейших специалистов-соловьевоведов, представляющих более тридцати российских и зарубежных университетов и научных учреждений. Особое внимание уделено характеристике основных положений представленных докладов на пленарном заседании и на заседаниях трех секций: Секция 1. «Философия В.С. Соловьева: актуальные аспекты», Секция 2. «В.С. Соловьев и русская философия»; Секция 3. «Эстетика В.С. Соловьева и русская литература». Подчеркивается, что конференция продемонстрировала неиссякаемый интерес к философскому, публицистическому и литературному наследию В.С. Соловьева, его актуальность и непреходящую ценность.
Ключевые слова: философское наследие В.С. Соловьева, Соловьевский семинар, бюст В.С. Соловьева, скульптор В.А. Евдокимов, русская философия, философия истории, эстетика В.С. Соловьева, философия и русская литература
PHILOSOPHER, ESSAYIST, POET. ON THE JUBILEE SOLOVYOV CONFERENCE
M.V. MAKSIMOV, L.M. MAKSIMOVA
Ivanovo State Power Engineering University 34, Rabfakovskaya St., Ivanovo, 153003, Russian Federation E-mail: [email protected]
1 15-16 ноября 2018 г. в Ивановском государственном энергетическом университете имени В.И. Ленина состоялась Международная научная конференция «В.С. Соловьев и его наследие в современном мире: к 165-летию со дня рождения В.С. Соловьева и 20-летию деятельности Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева (Соловьевского семинара)».
The article presents an overview of the International scientific conference "V.S. Solovyov and His Heritage in the Modern World" devoted to the 165th anniversary of V.S. Solovyov's birth and the 20th anniversary of the Inter-regional Scientific and Educational Centre for the Study of V.S. Solovyov's Heritage (Solovyov Seminar). The conference was held at Ivanovo State Power Engineering University (Ivanovo, on November 15-16, 2018). The article characterizes the main events held during the conference: opening of a bust of V.S. Solovyov; opening of exhibitions devoted to V.S. Solovyov's life and works, to the 20th anniversary of the Solovyov Seminar, to the work of the sculptor V.A. Evdokimov, a full member of the Russian Academy ofArts, People's Artist of the Russian Federation; concerts including vocals to V.S. Solovyov's poems; watching of the film "Vladimir Solovyov in the Russian Fine Art". The authors note the interest of the Russian and foreign scientific communities in the conference, participation of the most outstanding specialists in Solovyov's works from over thirty Russian and foreign universities and scientific institutions. Special attention is paid to characterizing the main theses of the papers at the plenary session and at the sessions of the three sections: Section 1. "V.S. Solovyov's philosophy: relevant aspects", Section 2. "V.S. Solovyov and Russian philosophy"; Section 3. "V.S. Solovyov's aesthetics and Russian literature ". It is emphasized that the conference demonstrated the inexaustible interest in V.S. Solovyov's philosophical, journalistic and literary heritage, its relevance and everlasting value.
Key words: V.S. Solovyov's philosophical heritage, Solovyov Seminar, bust of V.S. Solovyov, sculptor V.A. Evdokimov, Russian philosophy, philosophy of history, V.S. Solovyov's aesthetics, philosophy and Russian literature
Уходящий 2018 год запомнится многими заметными научными событиями и юбилейными датами, связанными с российским соловьевоведением. Важнейшие из них - Международная научная конференция «Литература и религиозно-философская мысль конца XIX - первой трети ХХ века. К 165-летию Вл. Соловьева», которая прошла в Москве 30 мая - 1 июня 2018 г.; всероссийская акция «Журнал "Соловьевские исследования" - библиотекам России»2, проведенная Со-ловьевским семинаром в Костроме, Нижнем Новгороде и Ярославле, презентация журнала «Соловьевские исследования» в «Доме А.Ф. Лосева», Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН, в Зеленогурском университете в Польше3; студенческие научные конференции и музыкально-поэтические вечера, посвященные творчеству В.С. Соловьева, состоявшиеся в Ивановском государственном энергетическом университете имени В.И. Ленина; выход в свет 60-го выпуска «Соловьевских исследований».
В череде этих событий несомненно ярчайшим останется открытие бюста В.С. Соловьева4 в Ивановском энергоуниверситете, состоявшееся 15 ноября 2018 г. - в первый день работы Международной научной конференции «В.С. Соловьев и его наследие в современном мире», посвященной двум юбилейным датам -165-летию со дня рождения В.С. Соловьева и 20-летию деятельности Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева
2 См.: Максимов М.В., Максимова Л.М. О юбилейной акции Соловьевского семинара: к 165-летию со дня рождения В.С. Соловьева // Вестник Российского философского общества. 2018. № 1(85). С. 33-36 [1].
3 См.: Максимов М.В. Соловьевские встречи в Зеленогурском университете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ispu.ru/node/16868 (Дата обращения 03.12.2018 г.) [2].
4 Максимов М.В. Впервые в России и во всем мире // Всегда в движении. 2018. №. 11 (212). С. 3 [3].
- Соловьевского семинара. Автор скульптурного портрета В.С. Соловьева - Валерий Андреевич Евдокимов, действительный член Российской Академии художеств, народный художник Российской Федерации, Почетный профессор ИГЭУ.
Открытие бюста Вл.С. Соловьева, чье имя давно стало символом русской философии, - событие неординарное, и не только для Иванова, но и для всей России, всего мира. Ни в нашем Отечестве, ни за рубежом до сего дня не было памятников этому выдающемуся мыслителю. Щедрый подарок, преподнесенный В.А. Евдокимовым Энергоуниверситету, - событие радостное тем более, что в нем, несомненно, усматривается признание значения двадцатилетней деятельности Соловьевского семинара - научного и философского центра, широко известного и в России, и за ее пределами.
В дни работы конференции были открыты фотовыставки, посвященные жизни и деятельности В.С. Соловьева, 20-летию Соловьевского семинара, а также выставка, посвященная творчеству академика В.А. Евдокимова. С осмотра участниками конференции этой выставки и рассказа В.А. Евдокимова о своем творческом пути и началась работа конференции. Вниманию присутствующих были представлены фотоснимки работ монументального и станкового искусства, а также фотографии, отражающие творческие связи В.А. Евдокимова с Соловьевским семинаром, выступления на конференциях в ИГЭУ, доклады и презентации, посвященные работе скульптора над образом философа В.С. Соловьева.
Затем состоялась торжественная церемония открытия бюста В.С. Соловьева в читальном зале Фундаментальной библиотеки ИГЭУ. С приветственными словами выступили ректор университета С.В. Тарарыкин, скульптор В.А. Евдокимов и руководитель Соловьевского семинара проф. М.В. Максимов. В их выступлениях подчеркивалась мысль о значении наследия В.С. Соловьева для нравственного совершенствования и духовного развития молодежи. Ректор С.В. Тарарыкин зачитал решение Ученого совета ИГЭУ от 29 июня 2018 г. о присвоении скульптору В.А. Евдокимову звания Почетного профессора ИГЭУ.
Торжественная часть конференции завершилась концертной программой, в ходе которой солистка Елена Лихачева и концертмейстер Валерия Сабурова (Ивановская государственная филармония) исполнили вокальные произведения на стихи В.С. Соловьева.
Открывая пленарное заседание конференции, М.В. Максимов отметил значительный интерес, проявленный к ней российскими и зарубежными исследователями философского, литературного и публицистического наследия В.С. Соловьева. Участники конференции - философы, литературоведы и культурологи, представляющие 12 регионов России, а также зарубежные страны -Беларусь, Польшу и Францию. В числе докладчиков - известные специалисты-соловьевоведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Нижнего Новгорода, Костромы, Твери, Ярославля, Ростова-на-Дону, Волгограда, Курска, Уфы, Шуи, Страсбурга, Минска, Вроцлава и других городов.
Участников конференции приветствовали В.И. Моисеев (г. Москва) и М.В. Хачатрян (г. Москва). Проф. К.Л. Ерофеева зачитала приветственные и поздравительные письма, поступившие в связи с 20-летием деятельности Соловь-евского семинара от Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» (г. Москва), профессора Н.В. Мотрошиловой (Институт философии РАН, г. Москва), проф. С.Б. Роцинского (Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), профессора Э. Ван дер Звейрде (Университет Рэдбауда, г. Неймеген, Нидерланды), руководителя Парижского общества имени Вл. Соловьева Бернара Маршадье (Франция), профессора Лилианны Киейзик (Зеленогурский Университет, г. Зелена Гура, Польша), профессора Памелы Дэвидсон (Лондонский Университет, Великобритания), профессора В.В. Сербиненко (Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва), профессора Нины Димитровой (Болгарская Академия наук, г. София, Болгария).
Характеристике деятельности Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева был посвящен доклад проф. М.В. Максимова «20 лет Соловьевскому семинару: итоги, проблемы и перспективы». Докладчик отметил, что за годы, прошедшие со времени учреждения соло-вьевского центра, он стал заметным явлением в культурной и научной жизни Рос-сии5, удалось сформировать систему исследовательской, образовательной и воспитательной деятельности, основу и содержание которой составляет философское, литературное и публицистическое наследие В.С. Соловьева, рассматриваемое в широком контексте отечественной и мировой культуры. В докладе были проанализированы основные направления деятельности Соловьевского семинара: научно-исследовательская, организационная, образовательная и воспитательная, издательская, культурно-просветительская, информационная. Особое внимание было уделено характеристике журнала «Соловьевские исследования» как первого общероссийского журнала по русской философии6.
В докладе проф. В.И. Моисеева (г. Москва) «Философия всеединства Владимира Соловьева как новое учение о многообразии» дана интерпретация идей философии всеединства В.С. Соловьева в контексте достижений современной науки. Предложена концепция учения о многообразии-всеединстве, позволяющая строить на ее основе различные разделы философского знания.
Рассмотрению взглядов В.С. Соловьева в широком историко-философском и литературном контексте посвящены доклады И.И. Евлампиева, Я. Кра-сицки, А.Г. Гачевой, А.Л. Рычкова, Г.С. Смирнова.
Доклад проф. И.И. Евлампиева (г. Санкт-Петербург) «Ф. Достоевский и Вл. Соловьев о грядущем значении христианства» посвящен анализу отношения
5 См.: См.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006. С. 133 [4].
6 См.: Ермичёв А.А. «Соловьевские исследования» за 2013 год. Издание Ивановского энергетического университета // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, вып. 1. С. 342-344 [5].
двух выдающихся мыслителей к историческому христианству, их критике «средневекового миросозерцания», препятствовавшего раскрытию творческого начала в человеке и развитию новой культуры. Ф. Достоевский в поздних произведениях констатировал, отметил докладчик, что пока очень малое количество людей являются носителями «истинного христианства», которое может спасти цивилизацию от кризиса. Вл. Соловьев попытался более детально описать это «истинное христианство»: в нем отсутствует онтологическая дистанция между Богом и человеком, и Бог непосредственно в своей сущности действует через человека, преображая мир, приближая его к совершенству. Оба великих мыслителя полагали, что подлинная христианская эпоха европейской истории еще впереди.
Обсуждение темы отношения В.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского к Личности Христа продолжено в докладе проф. Я. Красицки (г. Вроцлав, Польша) «Богочеловечество или Богочеловек? В.С. Соловьев и Ф.М. Достоевский». Указывая сходства и различия в отношении обоих мыслителей к христологическому вопросу, докладчик отмечает, что если в трудах теократического периода российского философа господствует безличное отношение к Христу, основанное, главным образом, на христологии немецкого философского идеализм и пересмотренное только на апокалиптическом этапе его творческой эволюции, то отношение писателя к Личности Христа отличается от начала до конца его творческого пути личным и экзистенциальным подходом. В докладе показано, какие последствия имели эти позиции в конструкции мировоззрений этих двух русских мыслителей. В выводе указывается, что эволюция взглядов В.С. Соловьева на эсхатологическом этапе его творчества, по сути, приближает его к позиции Ф.М. Достоевского.
В докладе А.Л. Рычкова (г. Москва) «Латинская выписка Вл. Соловьева из "Pronosticatio" Иоганна Лихтенберга: от "Дневника писателя" Ф.М. Достоевского до "Трех разговоров"» рассмотрено известное, но не нашедшее доказательств предположение, что в «Дневнике писателя» за май-июнь 1877 г. Ф.М. Достоевский опубликовал пророчество о «взлете над миром великого Восточного Орла» из латинского конспекта книги «Прогностика» Иоганна Лихтенберга (1528 г.), полученного от Вл. Соловьева, который сделал его во время командировки в Лондон (1875 г.). Для прояснения вопроса в научный оборот привлечена неизвестная ранее выписка Вл. Соловьева «1528. Lichtenberger» из фондов «Пушкинского дома». Проведена подробная текстологическая сверка публикации Достоевского и рукописи Вл. Соловьева с оригиналом книги Лихтенберга, которая показывает, что Вл. Соловьев использовал ряд сокращений и компиляций текста, аутентично воспроизведенных в «Дневнике писателя». Это убедительно доказывает, что латинская выписка Вл. Соловьева действительно послужила первоисточником для Достоевского. В этой связи в докладе проанализирован религиозно-философский и профетический контекст, стоящий за содержанием фрагментов книги Лихтенберга, вызвавших интерес русских мыслителей.
Отклик в философском наследии Вл. Соловьева от сотворческой встречи с Достоевским по истолкованию пророчества продемонстрирован на примере итоговой книги-притчи философа «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900 г.). Докладчиком выявлен и проиллюстрирован эсхатологический контекст профетических библейских цитат, на которые опирается местами сотканный целиком из пересказа Священного Писания финал религиозно-философской притчи. Высказана и обоснована гипотеза, что соловьевский образ Достоевского стал одним из прототипов ее персонажа — «господина Z»: сближавшие мыслителей опора на библейское откровение, профетизм и эсхатологическая историософия отражены в аллюзиях образа «господина Z» к более ранним характеристикам мировоззрения Достоевского в работах Соловьева, в которых Достоевский представлен сквозь призму собственных религиозно-философских идей автора. Сделан вывод, что латинская выписка Вл. Соловьева может быть рассмотрена в ракурсе учения Иоахима Флорского о трех эпохах, на которые опирался Лихтенберг и которое послужило одним из оснований для трини-тарной историософии Вл. Соловьева. В заключение рассмотрен фрагмент поэтического наброска Вл. Соловьева периода лондонской командировки в ракурсе обозначенных в докладе интересов философа. В ходе доклада продемонстрированы факсимиле неопубликованных рукописей Соловьева, на которые опирался докладчик.
Проф. А.Г. Гачева (г. Москва) в своем докладе проанализировала восприятие философского и литературного творчества В.С. Соловьева философами-космистами А.К. Горским, Н.А. Сетницким, В.Н. Муравьевым.
Тема доклада проф. Г.С. Смирнова (г. Иваново) - «От Г.С. Сковороды до В.С. Соловьева и В.И. Вернадского: историко-философские репрезентации поиска национальной идентичности». Докладчик отметил, что в истории русской философии, как и в истории мировой философии, обнаруживаются философские триады - своеобразные культурные эстафеты, позволяющие понять фундаментальную логику развития этно-национального сознания. Важным примером такой преемственности и философской транзитивности являются Г.С. Сковорода, В.С. Соловьев и В.И. Вернадский. Репрезентация такой взаимосвязи опирается на античную триаду - Сократ, Платон, Аристотель, которая может рассматриваться как универсальная калька любой национальной философии. «Сократ на Руси» (Г.С. Сковорода), Русский Соловей платонизма (Соловьев В.С.) и но-осферный Аристотель (Ломоносов ХХ века) (В.И. Вернадский) - знаковые фигуры современного философского сознания. Две последние метафоры требуют более детального обоснования, что и представлено в докладе в дискуссионной форме.
Во второй день, 16 ноября, участники конференция продолжили работу по трем секциям: Секция 1. «Философия В.С. Соловьева: актуальные аспекты», Секция 2. «В.С. Соловьев и русская философия»; Секция 3. «Эстетика В.С. Соловьева и русская литература».
Доклады, прозвучавшие на заседании первой секции «Философия В.С. Соловьева: актуальные аспекты», были посвящены рассмотрению онтологических, фи-лософско-исторических концепций В.С. Соловьева, его антропологии и философии религии. Докладчики акцентировали внимание на выяснении значения воззрений философа для современного социально-гуманитарного знания.
Проф. Д.Г. Смирнов (г. Иваново) в докладе «Семиосфера В.С. Соловьева: классика, неклассика, постнеклассика» отметил, что формирование современной семиосферы в рамках процесса глобализации может быть эвристично осмыслено через призму творчества В.С. Соловьева, которому присущ своеобразный пансемиотизм. Бытийствование на семиотической границе различных дискурсов, демонстрируемое Соловьевым, формирует основу генерирования сущностных смыслов Всеединства. В этом ключе онтологизация софийности может быть рассмотрена как фундаментальная взаимосвязь и взаимная детерминация пневматосферы, семиосферы и ноосферы, понимание которых оказывается фундаментом формирования глобального сознания.
В докладе проф. Б.Н. Тарасова (г. Москва) «Избирательное сродство в оценках "обратной стороны" понятий "цивилизации" и "прогресса" в мысли В. Соловьева, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева» рассматривается своеобразная историософская перекличка в оценках цивилизационного процесса у русских мыслителей в результате сходного анализа духовного состояния его субъектов и парадоксальных свойств человеческой природы в контексте христианской онтологии и антропологии. Выделяется понятие «темной основы нашей природы» у Соловьева, подспудное усложнение которой на современном историческом этапе способно вести к катастрофическим последствиям. Докладчик подчеркнул, что альтернативой для них становится христоцентризм, способный просветлять и исцелять «темную основу нашей природы» и удерживать энтропийное развитие истории.
На тесное переплетение философско-исторической концепции В.С. Соловьева и концепции истории религии, изложенной в «Чтениях о Богочеловече-стве», указал проф. С.Н. Астапов (г. Ростов-на-Дону) в докладе «Концепция истории религии в "Чтениях оБогочеловечестве" В.С. Соловьева». Докладчик отметил, что, с точки зрения философа, история общества определяется историей религии: не эволюция религии предстает следствием социального развития, а, наоборот, мировой исторический процесс задается сменой форм отношений людей с Абсолютным. Смена стадий («ступеней») в истории религии (три основных: естественное откровение, отрицательное откровение, положительное откровение, каждая из которых имеет своё внутреннее подразделение) является постепенным движением к богочеловечеству и концу истории отделившегося от Бога человечества. Несмотря на критику Соловьевым философии Гегеля, соло-вьевские взгляды на историю религии близки гегелевским и находятся в русле популярных во второй половине XIX в. эволюционных концепций религии. Вместе с тем история религии Соловьева являет пример не позитивистского, а религиозного эволюционизма в философии религии.
Анализ представлений В.С. Соловьева об эволюции религиозного сознания представлен в докладе канд. филос. наук А.Г. Красновой (г. Ростов-на-Дону) «В.С. Соловьев о динамике религиозного сознания». Религиозное сознание в философии Соловьева понимается как находящееся в процессе постоянного развития. Религиозный опыт и религиозное мышление составляют содержание религиозного сознания и, в свою очередь, также находятся в этом процессе. Процесс развития религиозного сознания Соловьев называет богочеловеческим, поскольку его содержанием является божественное откровение. В индивидуальной человеческой жизни процесс раскрытия божественного откровения является смыслообразующим - тем, что составляет «ядро», сущность человека как духовного существа, но к этому ядру ведет свободное человеческое волеизъявление. В этом процессе участвуют все духовные силы личности (воля, разум и чувство), а также религиозная вера как творческая активность личности.
Анализ социально-философской мысли В.С. Соловьева продолжен в докладе проф. В.П. Козырькова (г. Нижний Новгород) «Философская концепция социологии в творческом наследии В.С. Соловьева», в котором рассмотрены предпосылки становления социологии на примере философии В.С. Соловьева.
В докладе магистранта А.А. Морозовой (г. Иваново) «Вопрос о взаимодействии экономической и нравственной сфер в историософии В.С. Соловьева» предпринята попытка выявления сходства и принципиальных различий между воззрениями В.С. Соловьева о нравственном поведении человека в сфере хозяйственных отношений и современными представлениями об этике и социальной ответственности бизнеса.
Аспирант М.В. Шаров (г. Иваново) представил доклад «Онтологическая система теософии В.С. Соловьева», в котором продемонстрировал взаимосвязь индивидуального и общественного бытия в рамках теософских сфер.
Значительное внимание в работе секции было уделено философской антропологии В.С. Соловьева и анализу его учения о любви. В докладе доцента Л.С. Соловьевой (г. Волгоград) «Владимир Соловьев о сущности и предназначении человека» был обозначен стержень философско-антропологических воззрений В.С. Соловьева - его учение о свободе. Докладчик отметила, что, с одной стороны, сущность свободы, по Соловьеву, определяется любовью. Любовь наделяет свободу смыслом, избавляет человека от эгоизма, преодолевает отчужденность, помогает обрести целостность. С другой стороны, свобода сама выступает условием нравственности. Она - божественный дар человечеству, получив который, оно приобрело возможность самостоятельно определять цели, смыслы своей жизни, а также способы их реализации.
Тема любви продолжена в докладе «Любовь как оправдание и спасение», представленном доцентами С.А. Кудриной и А.Н. Филькиным (г. Ярославль). Определение любви как оправдания и спасения индивидуальности через жертву эгоизма, данное Владимиром Соловьевым, очень емко отражает, по мнению докладчиков, нравственный аспект христианского понимания любви. Духовное совершенствование, ведущее к преодолению эгоистической исключительности и
непроницаемости личностей друг для друга, не ведет к исчезновению этих личностей. Христианство усматривает в любви сущность Самого Бога, поэтому личность любящего человека как Его образа и подобия не только не растворяется, но приближается к уподоблению Творцу, утверждается и раскрывается во всей своей полноте и величии.
В докладе канд. филол. наук О.А. Блиновой (г. Страсбург, Франция) « "Арифметика любви " versus "Смысл любви ": "неслиянность и нераздельность " мысли Владимира Соловьева и Зинаиды Гиппиус» предпринята попытка показать, как, оттолкнувшись от идей Соловьева, Гиппиус создает свою версию теории эроса и какое оригинальное воплощение в виде проекта создания бессмертного богочелове-чества эта теория получает в поэтическом творчестве писательницы. Особое внимание в докладе уделено генезису ее мысли, а также таким ключевым понятиям, как андрогинизм, идеальная личность, «единственное ты», «душетелесность» любви, «вечноженственное», «воскресная смерть», всеединство.
Влияние философской мысли В.С. Соловьева на его современников, выявление степени преемственности соловьевской идеи всеединой личности в русской философии (Л.П. Карсавин, С.Н. Трубецкой, Н.О. Лосский) и художественно-теоретических поисках А. Белого - таков предмет анализа, представленного аспирантом Д.Д. Романовым (г. Москва) в докладе «Соотношение "Я" - "личность " в философии всеединства и русского символизма (от Вл. Соловьева к А. Белому)».
Доклады, заслушанные в ходе работы второй секции «В.С. Соловьев и русская философия», были посвящены важнейшим аспектам философии Соловьева и ее восприятия современниками мыслителя.
В докладе проф. Е.Е. Михайловой (г. Тверь) «К вопросу об одной полемике: В.С. Соловьев и К.Д. Кавелин» рассматривается полемика по поводу диссертации В.С. Соловьева «Кризис западной философии (против позитивистов» (1874 г.).
Проф. А.В. Малинов (г. Санкт-Петербург) в докладе «Борьба с "политическим буддизмом ": об истоках антиславянофильской критики В. С. Соловьева» ставит вопрос о влиянии исторической концепции С.М. Соловьева, отца философа, на философско-исторические воззрения В.С. Соловьева, в частности на его идею исторического противостояния Европы и Азии и аналогии между славянофильством и буддизмом.
«Азиатцы», полагал С.М. Соловьев, тормозили историческое развитие Восточной Европы. В русской истории он видел постепенное «очищение европейской почвы от господства азиатцев» до тех пор, пока русские не «подчинили Азию Европе». Победа Европы над Азией означает дальнейшее распространение начал западноевропейской цивилизации на весь мир. В этом же смысле высказывался один из персонажей «Трех разговоров» Владимира Соловьева: «...нам можно уже теперь играть первостепенную культурную роль в Средней Азии и особенно на Дальнем Востоке, куда, по-видимому, всемирная история переносит свой центр тяжести».
У своего отца, отмечает докладчик, Владимир Соловьев, скорее всего, позаимствовал и аналогию между славянофильством и буддизмом. В статье «Шле-цер и антиисторическое направление» (1857 г.) С.М. Соловьев окрестил славянофилов «политическими буддистами», считая их взгляды «антиисторическими». Главный порок славянофилов С.М. Соловьев усматривал в элиминации духовного начала и приоритете материальных интересов. Таким же образом трактовал восточную культуру и Владимир Соловьев. Обвиняя Восток в бездуховности и материализме, он метил в славянофилов. Лишь в эсхатологической перспективе «Трех разговоров» (1890 г.) он, казалось бы, серьезно отнесся к «желтой угрозе». Но и здесь рассуждения Соловьева, по мнению докладчика, не лишены иронического оттенка. Он сам признавал несколько шутливый тон диалогов своего последнего произведения, в котором идея панмонголизма выглядит как пародия на панэллинизм, пангерманизм, панисламизм и, конечно же, панславизм. В панмонголизме доведено до предела разрушительное начало национальной исключительности. «Пан» для Соловьева является антитезой «все». В «Краткой повести об антихристе» панмонголизм побежден всеевропейским заговором. Негативизм любого «пан» делает его предтечей царства антихриста.
Тема Востока в философии В.С. Соловьева продолжена в докладе проф. Е.А. Осьмининой (г. Москва) «Соловьевский Китай и его влияние на современников». В.С. Соловьев в статье «Китай и Европа» (1890 г.) трактовал китайскую культуру как национально исключительную в своем самосознании, материалистическую и жестокую. Из Китая можно заимствовать только уважение к прошлому, для Европы - христианскому. Вывод о «желтой опасности», к которому пришел Соловьев, оказал влияние на последующее восприятие китайской культуры в России. Так, Д.С. Мережковский в статьях «Желтолицые позитивисты» (1894 г.) и «Грядущий Хам» (1906 г.) писал о позитивизме и материализме китайцев. В стихотворениях В.Я. Брюсова «Грядущие гунны» (1904 г.) и «Все дни друг на друга похожи...» (1914 г.) чувствуется влияние стихотворения В.С. Соловьева «Панмонголизм» (1894 г.). Вяч. Иванов в статье «Россия, Англия и Азия» (1915 г.) повторил тезис о «желтой опасности» и заявил о грядущем синтезе азиатской души с христианской.
Доцент М.В. Медоваров (г. Нижний Новгород) в докладе «Владимир Соловьев и "Русское обозрение": журнал в судьбе автора и автор в судьбе журнала» рассматривает роль Соловьева в журнале «Русское обозрение». На первом этапе истории журнала (под редакцией Д.Н. Цертелева) современники воспринимали журнал как во многом «соловьевский». В данный период (1890-1892 гг.) Соловьев опубликовал в «Русском обозрении» три работы о восточных религиях, две статьи по национальному вопросу (с двумя полемическими комментариями редакции). В эти годы он разместил в журнале семь материалов по философии и пять из области поэзии. В докладе представлен текстологический анализ данных произведений, выявлено их место в биографии Соловьева и отмечен ряд несоответствий при последующей публикации этих произведений в изданиях его сочинений. В докладе выявляются причины прекращения сотрудничества
Соловьева с журналом после ухода из него Цертелева. В то же время отмечается очередная дискуссия Соловьева с А.А. Киреевым в «Русском обозрении» в 1897 г. Докладчик отметил, что на завершающем этапе истории журнала в 1901 г. вышел номер, отчасти посвященный смерти Соловьева, содержавший две статьи о нем и одно впервые публикуемое письмо со стихотворением.
Важнейший раздел философского наследия В.С. Соловьева - его софиоло-гия. Два доклада, заслушанные на заседании секции, были посвящены софиоло-гической проблематике, анализу истоков учения Соловьева о Софии и его влиянию на последующую русскую софиологию.
В докладе доцента Д.Л. Шукурова (г. Иваново) «Софийное начало в оно-матологическихученияхП.А. Флоренского, А.Ф. Лосева и С.Н. Булгакова» представлен опыт философско-лингвистического анализа софиологической проблематики. Софиология рассматривается как источник основных предпосылок для формирования русской религиозной ономатологии. В софиологическом учении В.С. Соловьева был акцентирован мистико-визионерский аспект, часто уводивший религиозно-философскую мысль в сторону от православной церковной традиции и богослужебной практики к пантеизму и оккультному мистицизму. Со-ловьевское учение нашло концептуально-содержательное раскрытие и продолжение в контексте ономатологических учений русских православных философов - П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева и С.Н. Булгакова. Идея Софии-Премудрости Божией, унаследованная этими мыслителями из философии В. С. Соловьева, располагается в границах познаваемости/непознаваемости Бога и мира, нетвар-ного и тварного начал.
В докладе магистраМ.В. Хачатрян (г. Москва) «София Премудрость Божья как положительная Мировая Душа в софиологических построениях В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова и Григора Нарекаци» представлен сравнительный анализ идеи Мировой Души в трудах русских софиологов и в библейских текстах. Актуализируется обращение к основанному на Библии труду древнеар-мянского философа-богослова Григора Нарекаци «Книга скорбных песнопений» как к новому независимому софиологическому источнику, в котором также присутствуют идеи Мировой Души.
Одна из важнейших тем наследия В.С. Соловьева - соотношение философии, богословия и науки в учении мыслителя о цельном знании. Ее рассмотрению был посвящен доклад доцента Н.Н. Павлюченкова (г. Москва) «Проблема восприятия наследия В. С. Соловьева в русском богословии». Докладчик подчеркнул, что философия всеединства и вытекающая из нее концепция цельного знания В.С. Соловьева охватывают всю область богословия. Для всеединства и цельного знания не существует отдельно взятых философии, богословия и науки. Выявляя несовершенство отдельных богословских концепций, Соловьев отвергает не догматы, а именно тот самый «отвлеченный догматизм», который не приемлется концепций всеединой истины.
Два доклада, представленные на заседании второй секции, были посвящены проблемам интеграции научно-исследовательской, образовательной и
воспитательной работы в рамках деятельности Соловьевского семинара. Доцент Л.М. Максимова (г. Иваново) в докладе «Студенческие проекты. Соловьевский семинар как опыт практической философии» проанализировала содержание и формы работы со студентами ИГЭУ, сложившиеся за годы существования соловьевского научно-образовательного центра. Система этой работы включает такие доказавшие свою эффективность формы, как вовлечение студентов в исследовательскую работу и проведение научных студенческих конференций, посвященных наследию В.С. Соловьева и других русских философов (конференции двух последних лет: «Добро как реальная сила истории», «В.С. Соловьев - философ и поэт», «Василий Розанов как философ жизни», «Философия есть мудрейшая из наук», посвященная 2000-летию со дня рождения Аристотеля и др.), студенческие семинары медленного чтения «Читаем "Оправдание добра" В.С. Соловьева», «Читаем диалоги Платона». На протяжении ряда лет в рамках «Дней философии в ИГЭУ», организуемых Соловьевским семинаром, проводились Городские олимпиады по философии. В творческом активе Соловьевского семинара - несколько культурных студенческих проектов, среди которых музыкально-поэтический спектакль «Неподвижно лишь солнце любви», студенческие поэтические вечера, посвященные Соловьеву-поэту, фильм «Владимир Соловьев в русском изобразительном искусстве», фильмы, посвященные нашим современникам - выдающимся философам и ученым Н.В. Мотрошиловой, Е.Б. Рашковскому и др. Важным фактором приобщения студентов к духовному богатству отечественной культуры является их участие в проекте «Культурные гнезда России». В рамках этого проекта студенты приняли участие в выездных заседаниях Соловьевского семинара в Москве в «Доме А.Ф. Лосева», в Литературно-художественном музее К.Д. Бальмонта в Шуе, в Костромском государственном университете (Центр П.А. Флоренского и В.В. Розанова), в экскурсиях по соловьевской Москве, были организованы встречи студентов с проф. А.Г. Га-чевой - руководителем Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова в Москве. Докладчик подчеркнула, что студенческие проекты Соловьевского семинара позволяют молодым людям приобрести богатейший опыт практической философии, значительно расширить границы образовательного пространства, увеличить возможности трансляции духовной культуры, формирования благоприятной среды развития личности студента, его нравственного и эстетического универсума, развить способности к теоретическому мышлению и вкус к познанию.
Одному из выездных заседаний Соловьевского семинара, состоявшемуся в 2018 г. в Ярославле, посвящено выступление д-ра филос. наук Т.В. Дадиановой (г. Ярославль) «Соловьевские встречи в Ярославле: о всероссийской акции "Журнал "Со-ловьевские исследования " - библиотекам России "».
Тема работы с молодежью и популяризации наследия В.С. Соловьева была продолжена в выступлении преподавателя Е.Н. Дементьевой (г. Иваново) «Философское наследие В.С. Соловьева в воспитании и раскрытии личностных потенциалов молодежи и студенчества». Докладчик подчеркнула, что обращение юношей и девушек к этическому учению, идеям всеединства и цельного знания
В. С. Соловьева, к вопросу о роли личности в истории, к теме красоты, которая пронизывает все творчество философа, является одним из важнейших средств духовного и нравственного совершенствования личности.
В докладе доцента А.В. Зябликова (г. Кострома) «Идеальное государство в терминах Василия Розанова» дан анализ представлений В.В. Розанова об «идеальном» государстве, структуре государственных органов, максимально отвечающей задачам осуществления народного блага. Общественный идеал недостижим, но может и должен быть определен исходя из духа культуры и ментально-сти народа. Государство объективно служит идее добра - при условии, что идеалом своим мыслит общественное благо.
Третья секция конференции «Эстетика В.С. Соловьева и русская литература» объединила докладчиков - исследователей эстетических взглядов В.С. Соловьева и их влияния на русскую литературу.
В докладе доцента К.Л. Ерофеевой (г. Иваново) «"Общий смысл искусства" Вл. Соловьева: новые смыслы» представлена интерпретация теургической эстетики В.С. Соловьева. Поскольку некоторые процессы в эстетической жизни современности (как в сфере искусства, так и вне ее) удивляют и настораживают, отметил докладчик, приходится заново расшифровывать и переосмысливать слова русского философа: «Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а и в самом деле, - должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь».
Проф. А.Г. Заховаева (г. Иваново) в докладе «Семиотический дискурс эстетической теории В.С. Соловьева» рассмотрела проблему семиотической интерпретации знаковых структур в эстетическом наследии философа. Отталкиваясь от понимания дискурса как «поля смыслов», докладчик излагает эстетические идеи В.С. Соловьева в понимании искусства как «свободной теургии», которая способна духовно совершенствовать человека и мир человека. Обосновывается главное в эстетическом наследии В.С. Соловьева - это неразрывность эстетического и этического. Это и есть «дискурс» - вечный диалог искусства с моралью. Доказывается, что искусство в концепции Соловьева - это, своего рода, «деятельное всеединство», способное преобразовывать человека и мир человека, т.е. гуманизировать его.
Доклад А.Л. Рычкова (г. Москва) «Забытый последователь Вл. Соловьева: Е.В. Аничков как продолжатель соловьевского эстетического наследия» посвящен малоизвестной стороне творчества ученика акад. А.Н. Веселовского Евгения Васильевича Аничкова (1886-1937), который был убежденным последователем «эстетического извода» религиозно-философского учения В.С. Соловьева, а также «энтузиастом» и теоретиком русского младосимволизма, унаследовавшего соловьевские эстетические взгляды на искусство. В 1915 г. в журнале «Вопросы теории и психологии творчества» Аничков публикует составленный на основе лекций и выступлений начала второго десятилетия ХХ в. «Очерк разви-
тия эстетических учений» с пространной главой «Судьба эстетики в России. Владимир Соловьев и "новые веянья"», где оценивает Соловьева как основателя новой русской религиозно-реалистической эстетики. По мнению Аничкова, с появлением символизма, который отвечает «тому самому великому ожиданию религиозного искусства, которое виделось Вл. Соловьеву в его пророческих чаяниях», «настало время, когда выразителем русской эстетики оказался Владимир Соловьев». В докладе рассмотрено влияние эстетических и историософских идей Вл. Соловьева на дальнейшее творчество Е.В. Аничкова периода эмиграции.
Доцент С.Н. Семенов (г. Уфа) представил доклад «Понимание творчества: А.С. Пушкин, К.С. Аксаков и В.С. Соловьев». Докладчик отметил, что к пушкинскому пониманию творческого процесса близки такие мыслители, как К.С. Аксаков и В.С. Соловьев, часто прямо апеллирующие к творчеству А.С. Пушкина. К.С. Аксаков развивает идеи самостоятельной значимости искусства и беспристрастности, объективности взгляда на любой предмет со стороны творца, высоко оценивает эпический «акт творчества», воссоздающий "целый мир", ставя подобный акт выше "полезного" содержания. Подобные мысли характерны и для В. С. Соловьева, считавшего, что именно эстетическое совершенство искусства и обеспечивает его ценность, и отмечавшего надличностные истоки творчества. Все эти идеи и концепции имеют сегодня не только историческое, но и методологическое значение для исследований проблем творчества, что показывает актуальность осмысления русской философии.
На связь В.С. Соловьева с русской классической литературой указал магистр А.М. Хамидулин (г. Нижний Новгород) в докладе «Восприятие Вл. С. Соловьевым и С.Л. Франком поэзии Ф.И. Тютчева».
Роль В.С. Соловьева в формировании поэзии предсимволизма раскрыта в докладе «Владимир Соловьев и русский предсимволизм», представленном доцентом С.Д. Титаренко (г. Санкт-Петербург), в котором рассмотрена философия искусства и некоторые особенности художественного мира В.С. Соловьева, позволяющие считать его участником предсимволистского и символистского движения в русской литературе.
В докладе доцента Н.П. Крохиной (г. Шуя) «Вл. Соловьев и поэтика всеединства (А. Блок, К. Бальмонт, О. Мандельштам)» обосновывается утверждение, что наследием Вл. Соловьева является не только философия всеединства, но и поэтика всеединства; в основе её - при всём многообразии индивидуальных воплощений - поиск социально-активного, жизненно-действенного христианства, связанный с именем Соловьева, а также стремление к единению природного-человеческого-божественного начал, восходящий к архетипам Данте, Гёте, Новалиса. В творчестве А. Блока - наследника соловьевской софийной темы - акцентируются три структурообразующие мифологемы: «дело освобождения пленной Царевны, Мировой Души»; нисхождение в хаос «страшного мира», тема гибели и воскресения; музыка как сущность мира. Полярные худо-
жественные миры А. Блока и К. Бальмонта сравниваются в аспектах апокалиптической темы и панэстетизма, роднящего их дантовского архетипа: мистери-альный путь из тьмы - к свету. В докладе сопоставляется поэтика метонимии в поэзии А. Блока и О. Мандельштама.
Доцентом Н.В. Дзуцевой (г. Иваново) представлен доклад «Соловьевский след в "Римском дневнике 1944 года " Вяч. Иванова». С первых поэтических творений Вяч. Иванова, отметила докладчица, В. Соловьев был, по словам поэта, «покровителем моей музы и исповедником моего сердца». В конце жизни влияние соловьевского учения не ослабло: имя Соловьева и память о нем всплывают в «Римском дневнике», но не только в посвященном ему стихотворении. Идея «Вселенской Церкви», соединения восточной и западной конфессий, находит воплощение и в других стихотворениях цикла, во многом подтверждая выбор, сделанный поэтом вслед за Соловьевым.
Анализу влияния В.С. Соловьева на творчество Вяч. Иванова посвящен доклад канд. филос. наук Е.С. Бужор (г. Москва) «Теория художественного творчества Вяч. Иванова как развитие идеи теургии Вл. Соловьева». В докладе рассмотрено влияние, которое на русскую культуру оказала идея теургии Вл. Соловьева, понимаемая как художественное творчество особого рода, представляющее собой целенаправленный процесс выявления в эмпирических вещах их ноуменального облика и тем самым перевода их из эмпирического в сверхэмпирическое состояние. Идея теургии была усвоена многими деятелями культуры, в первую очередь символистами. Среди них видное место занимал Вяч. Иванов, теоретически разрабатывавший принципы теургического искусства. В докладе рассмотрено предложенное Вяч. Ивановым понимание соотношения и взаимодействия эмпирической и сверхэмпирической реальностей, его концепция восхождения-нисхождения, согласно которой теургическое искусство может осуществляться только духовно преображенным человеком, достигшим упразднения зазора между сверхчувственным прозрением и художественным творчеством. В теургическом творчестве лицезрение художником высших сущностей (восхождение) и их выражение художественными средствами (нисхождение) происходят одновременно и неразрывно, в одном акте, так что невозможно различить, художник ли воплощает идею в земной действительности или она сама воплощается посредством его.
Влияние философско-эстетических воззрений В.С. Соловьева испытали и русские писатели-реалисты. Выяснению нюансов этого влияния на творчество А. Куприна и М. Пришвина посвящен доклад доцента Е.М. Криволаповой (г. Курск) «Влияние философии Вл. Соловьева на творчество русских реалистов рубежа XIX-XXвеков». Рассматривается, в частности, философия любви В.С. Соловьева, попытки русских реалистов соединить духовное и плотское, обосновать свою концепцию любви - вневременной и бессмертной.
В докладе доцента Ю.К. Волкова (г. Арзамас) «Владимир Соловьев и Максим Горький: два взгляда на природу сверхчеловеческого в человеке» предпри-
нята попытка показать тематическое сходство и идейное отличие мировоззренческих позиций «позднего» Владимира Соловьева и «раннего» Максима Горького в понимании природы сверхчеловеческого в человеке. Выдвинуто предположение о том, что основаниями антропоцентризма М. Горького, который, по своим идейно-политическим характеристикам, противостоит соловьевскому учению о богочеловечестве, являются принципы светской квазирелигиозности. В этой связи приводятся некоторые аргументы, подтверждающие, что идея творческой инициативности и нравственной свободы избранных людей закономерно привели ницшеанца и богоборца М. Горького в стан социалистов-богостроителей с их верой в сакральное предназначение трудового коллектива. В то время как идейный посыл богоискательских по своей направленности работ зрелого Соловьева отвергает возможность равноценной замены человеческого и сверхчеловеческого начала в антропных формах бытия, но предполагает поиск бого-человеческой формы их соединения.
Доклад доцента Л.Л. Авдейчик (г. Минск, Республика Беларусь) «Образ Владимира Соловьева в русской литературе ХХ - XXI вв.» посвящен рассмотрению разных типов литературной рецепции образа Владимира Соловьева в текстах ХХ - XXI вв. Анализируются модернистские способы мифологизации загадочного образа поэта-философа в культуре Серебряного века, в частности в творчестве А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта, П. Флоренского. Прослеживается сакрализация образа Вл. Соловьева в мистико-философском романе Д. Андреева «Роза мира» в середине ХХ века. Раскрываются различные пути трансформации образа философа в пространстве постмодернистских текстов рубежа веков - от деконструкции мифа о Соловьеве-пророке в книге Дм. Галковского «Бесконечный тупик» (1997 г.) до креативной художественной рецепции жизни и творчества поэта-визионера в романе А. Таврова «Матрос на мачте» (2009 г.), в котором Вл. Соловьев становится ключевой фигурой для понимания замысла произведения. Таким образом, в отдельных произведениях русских писателей наблюдается особый, непреходящий интерес не только к оригинальным идеям, но и к личности Вл. Соловьева.
Осмыслению влияния философского наследия В.С. Соловьева на современную художественную жизнь посвящен доклад канд. филос. наук М. Матсар (г. Москва) «Концепция "художества" В.С. Соловьева в контексте современной артпрактики». Отметив, что концепция «художества» является важной составляющей философской системы (и программы) положительного всеединства Вл. Соловьева как целого, а также ее формирования в процессе критики «отвлеченных начал», докладчик продемонстрировала, как эта универсальная онто-гно-сеологическая модель приложима к исследованию и осуществлению самых различных явлений современной художественной жизни, представляющей собой единство различных направлений, не мыслимых одно без другого. Докладчица указала на связь концептуальной основы международного художественного
проекта «Невозможные соединения», предполагающего «сотворчество взаимоисключающих элементов как частей большого целого» (Андрей Волков), с идеями В.С. Соловьева7.
В завершение работы третьей секции ее участникам был предложен доклад-фильм «Сумма культурологии: в проблемах и лицах, тайнах и ликах», подготовленный проф. В.П. Океанским (г. Шуя), проф. Ж.Л. Океанской (г. Иваново) и направленный на постижение культурфилософского контента последних трех столетий, в котором кризисологическому характеру западной диагностики ци-вилизационной макроистории противопоставляется поиск сотериологических решений в отечественной интеллектуальной традиции.
Работа секций завершилась просмотром фильма «Владимир Соловьев в русском изобразительном искусстве». Предваряя просмотр, доцент Л.М. Максимова рассказала о творческом коллективе студентов, создавших этот фильм.
Затем состоялось закрытие конференции. О работе секций рассказали их руководители проф. В.И. Моисеев, проф. И.И. Евлампиев, проф. В.П. Океанский. Выступившие дали высокую оценку представленным докладам, отметили содержательную и слаженную работу Оргкомитета.
Председатель Оргкомитета проф. М.В. Максимов в своем выступлении отметил, что конференция продемонстрировала неиссякаемый интерес к философскому, публицистическому и литературному наследию В.С. Соловьева, его актуальность и непреходящую ценность, поблагодарил докладчиков и гостей за участие в юбилейной соловьевской конференции, подчеркнул, что ее ярчайшим событием стало открытие в Ивановском энергоуниверситете бюста В.С. Соловьева. Говоря о значении этого события культурной жизни региона и всей страны, М.В. Максимов выразил надежду на то, что памятник великому русскому философу будет установлен и в Москве - городе, в котором родился и завершил свой земной путь В.С. Соловьев. М.В. Максимов предложил участникам конференции принять и опубликовать в журнале «Соловьевские исследования» обращение к интеллигенции России «Об установлении памятника российскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву в городе Москве». Это предложение было единодушно поддержано участниками конференции.
Список литературы
1. Максимов М.В., Максимова Л.М. О юбилейной акции Соловьевского семинара: к 165-летию со дня рождения В.С. Соловьева // Вестник Российского философского общества. 2018. № 1(85). С. 33-36.
2. Максимов М.В. Соловьевские встречи в Зеленогурском университете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ispu.ru/node/16868 (Дата обращения 03.12.2018 г.)
3. Максимов М.В. Впервые в России и во всем мире // Всегда в движении. 2018. № 11(212).
С. 3.
7 Проект представлен в Московском выставочном зале «Галерея А3», Москва, 2006; в Galerie Dreiklang, Hann. Münden, 2007; в Тамбовской областной картинной галерее, Тамбов, 2018.
4. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006. 477 с.
5. Ермичёв А.А. «Соловьевские исследования» за 2013 год. Издание Ивановского энергетического университета // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 342-344.
References
1. Maksimov, M.V., Maksimova, L.M. O yubileynoy aktsii Solov'evskogo seminara: k 165-letiyu so dnya rozhdeniya V.S. Solov'eva [On the jubilee event of the Solovyov Seminar: in commemoration of the 165th anniversary of V.S. Solovyov's birth], in VestnikRossiyskogo filosofskogo ob-shchestva, 2018, no. 1(85), pp. 33-36.
2. Maksimov, M.V. Solov'evskie vstrechi v Zelenogurskom universitete [Solovyov meetings at Zielona Gora University]. Available at: http://ispu.ru/node/16868 (Data obrashcheniya 03.12.2018 g.)
3. Maksimov, M.V. Vpervye v Rossii i vo vsem mire [For the first time in Russia and the whole world], in Vsegda v dvizhenii, 2018, no. 11(212), p. 3.
4. Motroshilova, N.V. Mysliteli Rossii i filosofiya Zapada (V. Solov 'ev, N. Berdyaev, S. Frank, L. Shestov) [Thinkers of Russia and Philosophy of the West (V. Solovyov, N. Berdyaev, S. Frank, L. Shestov)]. Moscow: Respublika; Kul'turnaya revolyutsiya, 2006. 477 p.
5. Ermichev, A.A. «Solov'evskie issledovaniya» za 2013 god. Izdanie Ivanovskogo energetich-eskogo universiteta [«Solovyov Studies» of 2013. The Publication of Ivanovo State Power Engineering University], in Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii, 2014, vol. 15, issue 1, pp. 342344.