Т. А. Чумаченко
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ СТОРОННИКОВ МИРА* ИНТЕРЕСЫ ЦЕРКВИ И ВЛАСТИ (1949-1953)
Рассматривается начальный период деятельности РПЦ в международном движении за мир. На основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов анализируются причины вступления РПЦ в это движение, позиция власти и Церкви при организации миротворческих акций.
Ключевые слова: Русская православная церковь, международное движение, конгресс, пропаганда, Совет по делам РПЦ, патриарх, защита мира, инструмент политики.
Проблеме участия РПЦ в международном движении за мир и в советской, и в современной светской и церковной историографии уделено значительное внимание1. Однако материалы фонда Совета по делам РПЦ при СМ СССР, многие из которых до сих пор недоступны широкому кругу исследователей, позволяют внести существенные дополнения в начальную историю этого направления деятельности Русской православной церкви.
Движение сторонников мира — как верующих, так и неверующих — берет свое начало в 1949 г. Решение о созыве в Париже в апреле этого года Всемирного конгресса мира побудило Московскую патриархию 17 марта 1949 г. обратиться в Совет по делам РПЦ с вопросом: «Можно ли русской православной церкви присоединить свой голос к требованию о созыве Конгресса сторонников мира?». Председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов в этот же день информировал об инициативе Московской патриархии Д. Т. Шепилова, заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП (б)2.
Однако только к началу апреля «в инстанциях» определились и приняли идею участия Русской церкви и других конфессий в СССР в международном движении за мир. Советское руководство увидело в этом еще один канал для пропаганды своей
«миролюбивой политики».
С разрешения ЦК КПСС 12 апреля в «Известиях» было опубликовано Обращение Русской православной церкви о поддержке идеи созыва Конгресса мира и согласии РПЦ участвовать в создании международной организации, объединяющей борцов за мир3.
Митрополит Николай (Ярушевич) - глава Отдела Внешних церковных связей Московской патриархии - стал лидером этого движения от Русской церкви. На первомКонгрессе в Париже он был избран в состав постоянного комитетаВсемирного
Совета Мира (ВСМ) и стал вместе с патриархом Алексйе^ЧЛеН°Мм°^^ Комитета Мира. Появившуюся в уже майском 1949 г. номере Журнала Московской патриархии ОМ) рубрику «В защиту мира» вел также митрополит Николаи
Советагю^лш^ПЦ эта ^^ Совету
была чрезвычайно важна - это давало несомненную возможь ''
ВНОВЬ быть востребованным и полезным власти,
Государственно-церковных отношений, сложивши,« в годы войны. Руководство
материалы позволяют сделать вывод о том, что инициатором большего числа акций и мероприятий Московской патриархии выступал именно Совет по делам РВД.
Так, в марте 1950 г., пригласив в Совет патриарха Алексия и митрополита Николая, Г. Г. Карпов предложил «продумать вопрос об организации встречи трех ' патриархов: Русского, Грузинского и Армянского для закрепления связей между собой и для совместных выступлений по вопросу защиты мира...». При этом председатель Совета выразил пожелание, чтобы эта встреча состоялась в Армении, «куда Московский и Грузинский патриархи могли быть приглашены Армянским патриархом»4. В результате согласований срок встречи был назначен на август 1950 г., и не в Ереване, а в Тбилиси. Документы будущей встречи к середине июля были одобрены и утверждены в ЦК ВКП(б)5. Встреча трех патриархов состоялась. Главным ее вопросом был вопрос обеспечения мира во всем мире. По итогам совещания было принято Обращение ко всем христианам мира с воззванием борьбы за мир6.
Весной 1950г.по предложениюдредседателя Советапатриарх Алексий обратилсяс призывом к православному духовенству и главам православных церквей подписаться под Стокгольмским Воззванием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении ядерного оружия. После его публикации в печати Г. Г. Карпов неоднократно интересовался у пагриарха: «кто из представителей Русской церкви за границей уже подписал Воззвание... тех, кто не подписал, необходимо призвать к скорейшей подаче подписи под Воззванием»7.
Г. Г. Карпов также неоднократно обращал внимание митрополита Николая на то, чтобы материалы по вопросу защиты мира «занимали выдающееся и соответствующее место в Журнале Московской патриархии».
Самым же грандиозным мероприятием в этом направлении, состоявшимся в Советском Союзе в период сталинского руководства, явилась «Конференция всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная вопросу защиты мира» в мае 1952 г. в Загорске. В советской печати идея ее проведения подавалась как инициатива глав трех Церквей — Русской, Грузинской и Армянской.
В действительности, инициатива организации Конференции вновь исходила от руководства Совета по делам РПЦ. После того как в начале 1952 г. идея получила принципиальное одобрение ЦК партии, руководители Советов — Г. Г. Карпов и И. В. Полянский (председатель Совета по делам религиозных культов)—пригласили патриарха Алексия в Совет по делам РПЦ «...для обсуждения вопроса о созыве по инициативе трех патриархов — русского, грузинского и армянского — совещания руководителей всех христианских церквей и христианско-религиозных объединений в СССР, посвященного защите мира». В стенограмме беседы отмечено, что «патриарх охотно согласился с тем, что надо провести конференцию...». Тогда же били-согласованы сроки проведения конференции и ее повестка дня8. СМ СССР разрешил ее проведение своим особым распоряжением № 5570-р.с. от 16 марта 1952 г.
Конференция состоялась в мае 1952 г. в Троице-Сергиевой Лавре и вызвала широкий общественный, в том числе и международный, резонанс9.
Руководство обоих Советов с воодушевлением рапортовало в СМ СССР и ЦК ВКП (б): «...Возникли новые задачи перед Советами: широкая популяризация за границей результатов Конференции и изучение возможностей организации Всемирной Конференции всех вероисповеданий в защиту мира»10. 94
Эти новые задачи и были поставлены перед Московской патриархией. Во время приема в Совете митрополита Николая 24 июня 1952 г. ему «.. .было рекомендовано прозондировать почву в отношении созыва Всемирной конференции церквей и религиозных объединений в защиту мира.. л)11
Политические события в СССР отодвинули реализацию этой инициативы. Лишь со второй половины 1950-х гг. участие Русской православной церкви во всемирном движении за мир активизируется и занимает все большее место в ее внешнеполитической деятельности.
Безусловно, стремление защитить мир вытекает из самих основ религиозного мировоззрения, является долгом, обязанностью и правом Церкви. Однако руководство Московской патриархии было вынуждено искусственно присоединять к своей миролюбивой позиции и пропагандировать тот постулат, что политическим и идейным оплотом мира и мирной политики является советское правительство, Советский Союз, страны социалистического лагеря.
Иерархи РПЦ прекрасно понимали, что на международной арене Церковь используется в «государственных интересах», что она является оригинальным инструментом политики сталинского руководства в холодной войне. И все же, как неоднократно отмечал в своих докладах в ЦК партии и СМ СССР Совет по делам РПЦ, патриархия «всегда принимала все рекомендации Совета», «беспрекословно и довольно умело проводила предложения Совета»; архиереи, посылаемые за границу, «хорошо понимали политическое значение деятельности РПЦ за границей...»12 и т. д.
Такая позиция иерархов была продиктована пониманием того, что от их деятельности на международной арене, в частности от участия в международном движении сторонников мира с позиций советской власти, в интересах Советского Союза, во многом зависел характер государственно-церковных отношений, а значит, и будущее Русской православной церкви в ССОР.
Примечания
1 См., например: Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. М„ 1984; Цы-пин Вл. История Русской Церкви. М, 1997; ПоспглоескийД. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Шкаровский М. Я Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в 1939-1964 годах) М., 1999.
2 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 109. Л. 51.
I Известия. 1949.12 апр.
4 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп, 1. Д. 608. Л. 33.
5 Там же. Л. бб, Л. 82, Л. 102.
6 ЖМП. 1950. №8. С. 5-7.
7 ГА РФ. ф. р-6991. Оп. 1. Д. 608. Л. 106.
' С^Г- ЖЦтгинВл^Указ соч С. 363; Константинов Д. В. Гонимая Церковь: Русская Право-
?т , гггр м 1909 С 56 То, что идея эта была инициирована властью, дока-славная Церковь в СССР. М., 1999. С. жю чти ™ сношений Московской латриар-
зывает и формулировка Отчета неплановых работ. Круп-
хии за 1952 г.:«.. .За отчетный др^^д^^ мае^Жонференции всех церквей
нейшей из них было участие в орпшизЗДт и ПР^™ * потребоваршей
и религиозных 0о. 2. Д. 99а, Л. 47.
огромного напряжения сил Отдела...» И * агча V. ^ "
Там же. Оп. 1, Д. 872. Л. 151.
II Там же. Д. 875. Л, 154-155. Там же, Д. 1013. Л. 123.