Научная статья на тему 'Русская православная церковь Калмыкии (1990-2010 гг. )'

Русская православная церковь Калмыкии (1990-2010 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ / ЭЛИСТИНСКАЯ И КАЛМЫЦКАЯ ЕПАРХИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ / ORTHODOX REVIVAL / DIOCESE OF ELISTA AND KALMYKIA / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / PILGRIMAGE TO HOLY PLACES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марзаева Марина Борисовна

В статье рассматривается процесс православного возрождения в Калмыкии. Определены этапы развития современного православия в республике, отмечаются особенности становления православной епархии Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Orthodox Church of Kalmykia (1990-2010)

The article discusses the process of the Orthodox revival in Kalmykia. The author defi nes stages in the development of contemporary Orthodoxy in the republic, marks peculiarities of formation of the Orthodox Diocese of Kalmykia

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь Калмыкии (1990-2010 гг. )»

УДК 267 ББК 86.372

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАЛМЫКИИ (1990-2010 гг.)

М. Б. Марзаева

Одной из особенностей духовной жизни современной Калмыкии является развивающийся процесс возрождения традиционных конфессий республики. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования религиозных институтов. На данный момент наиболее изучена история православной церкви на территории Калмыцкой степи Астраханской губернии в XIX и начале XX вв. [Дорджиева 1995; Борисенко 1999; Белоусов 2003; 2009], менее — в Калмыкии советского периода [Максимов 2009]. Современное состояние православной конфессии остается не исследованным [Марзаева 2007; Белоусов 2011]. В данной статье рассматриваются основные этапы процесса возрождения православия в Республике Калмыкия. Источником для анализа послужил полевой материал автора, а также сведения из республиканской периодической печати.

История православия в Калмыкии связана с миссионерской деятельностью православной церкви среди калмыцкого населения со второй половины XVII века и произошедшей в XIX в. колонизацией Калмыцкой степи русскими и украинскими переселенцами [Белоусов 2003; 2009; Борисенко 1999; Дорджиева 1995]. Первые православные церкви в Калмыкии были построены в 30-40-х гг. XIX в. В начале XX в. их было уже около 40. В годы Советской власти атеистическая борьба государства привела к разрушениям храмов, репрессиям священнослужителей [Максимов 2009]. К 1940 г. на территории Калмыкии не осталось ни одного действующего православного прихода. Во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории Калмыкии была восстановлена деятельность православных церквей в с. Приютном и г. Элисте. Несмотря на многочисленные попытки верующих открыть молельные дома в послевоенные годы, церкви в этих населенных пунктах оставались единственными центрами православной жизни в республике. Демократизация

общественной жизни в стране в 1980-х гг. способствовала изменениям в религиозной политике государства. В 1988 г. в масштабах всей страны торжественно было отмечено тысячелетие крещения Руси.

Переходя к рассмотрению современного состояния православия в Республике Калмыкия, надо отметить, что в Калмыкии православие является традиционной верой русского и украинского населения. Их численность в республике в 2002 г. составляла соответственно 98 115 чел. (33,6 %) и 2 505 чел. (0,9 %) [Численность и размещение населения... 2004: 52]. Православие распространено и в среде титульного населения: его последователями являются потомки крещеных калмыков, межэтнических семей, а также неофиты. Возрождение православия в республике связано с именем первого архиепископа Элистинской и Калмыцкой епархии Зосимой (В. М. Остапенко), который прослужил в республике с 1987 г. по 2011 г.

В истории возрождения православия в Калмыкии в конце XX — начале XXI в. можно выделить несколько периодов. Первый организационный период, который приходится на 1988-1994 гг., характеризуется оживлением религиозной деятельности, активизацией церковно-приходского строительства. Восстановление религиозной жизни общества началось с регистрации новых общин. В это время в храмах значительно увеличилось количество прихожан, среди которых было немало молодежи. В 1994 г. православная молодежь объединилась в движение «Преображение». В этот период было завершено создание организационной базы для развития православия в Калмыкии.

С 1995 г. в истории православия республики начинается новый период, связанный с учреждением Элистинской и Калмыцкой епархии. До этого времени православные церкви Калмыкии входили в состав благочинного округа Ставропольской епархии. На рубеже 1999-2000 гг. была сформиро-

вана церковно-приходская структура епархии, в состав которой вошли 8 приходов.

Особенностью этого периода было активное участие верующих в организации церковной жизни. Их усилия в первую очередь были направлены на благоустройство храмов: ремонт зданий, приобретение религиозных принадлежностей и украшений. Большую помощь в обеспечении культовых зданий всем необходимым оказывали местные органы власти, предприятия, организации. Частные пожертвования производили и отдельные лица. К примеру, на строительство Крестовоздвиженского храма (1995 г.) в с. Приютном крупный вклад внес первый Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов. В этот же период штат церквей был укомплектован местными священниками, которые получили образование в духовных семинариях гг. Белгорода, Ставрополя и Москвы. Свидетельством перехода на качественно новый уровень развития православной епархии стало издание собственной газеты «Православие в Калмыкии» (1997).

Большое значение для молодой епархии имел визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (1997 г.), который освятил построенный в г. Элисте Казанский кафедральный собор. Главным итогом второго периода является становление православной церкви в Калмыкии как одного из значимых институтов общества.

Для третьего периода (2000-2005) развития православия в Калмыкии характерно завершение процесса реинституализации, возрождения церкви как социального института, выполняющего определенные функции, а также религиозных обрядов.

В это время расширились контакты и связи епархии с другими православными центрами. Традиционными стали паломничества в святые места православия. Первая поездка состоялась в Троице-Сергиев-скую и Киево-Печерскую лавры в 2002 г. В 2005 г. православные республики посетили священную гору Афон.

Для верующих важное значение имеет возможность поклониться православным реликвиям, поэтому руководство епархии большое внимание уделяет организации подобных мероприятий для верующих республики. Прибытие каждой из реликвий является большим праздником, поэтому

с 2004 г. сложилась традиция приурочи-вания таких поклонений к престольному празднику Казанского кафедрального собора. Так, например, впервые в 2004 г. в республику привезли чудотворную икону Матери Божьей Свято-Введенского мужского монастыря г. Киева «Призри на смирение». Во время празднования 10-летнего юбилея епархии в 2005 г. верующие имели возможность приложиться к мощам святого великомученика Пантелеймона, доставленным из Украины.

Период 2000-2005 гг. характеризуется активной проповеднической деятельностью православных богословов. С 2000 г. в республику регулярно приезжает известный проповедник Андрей Кураев. В 2002 г. республику посетил председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриарха, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В 2005 г. с циклом лекций выступил профессор богословия А. Л. Дворкин. Посещения православных духовных пастырей были обусловлены необходимостью не только религиозного просвещения верующих, но и противодействия протестантскому миссионерству. На наш взгляд, немаловажную роль в организации регулярных просветительских лекций сыграл факт расширения в республике неохристианских организаций нероссийского происхождения. Православное духовенство, обеспокоенное активной миссионерской деятельностью представителей протестантских общин, выступило 3 ноября 2005 г. с инициативой разработки закона «О миссионерской деятельности в Республике Калмыкия» на конференции «Духовная безопасность — основа единства России».

С 2003 г. ежегодно проводятся Кирил-ло-Мефодиевские чтения, в которых участвует широкая общественность республики [Эрендженова 2005]. Традиционным стало проведение благотворительного праздника Рождественский Сочельник воспитанниками воскресной школы Казанского кафедрального собора г. Элисты, а также концертов, посвященных Масленице и других праздникам. Для общественных мероприятий епархии характерна их массовость. В конкурсе-смотре творческих коллективов образовательных учреждений «Надежда», организованном епархией совместно с мэрией г. Элисты в

2004 г., приняло участие триста двадцать детей [Элистинская и Калмыцкая епархия 2005: 69]. Представители епархии — активные участники заседаний круглых столов Межрелигиозного Совета традиционных конфессий, созданного в 2004 г.

Анализ развития Элистинской и Калмыцкой епархии (1995-2005 гг.) позволяет сделать вывод, что роль православной церкви в жизни общества значительно возросла по сравнению с предыдущими годами. За этот период православной церковью Калмыкии пройден путь от возрождения историко-культурных традиций до восстановления значимой роли в общественной жизни.

В последние годы (2006-2011 гг.) активная деятельность епархии проявляется во многих сферах общественной жизни республики: системе образования, деле патриотического воспитания, сотрудничестве в области культуры и социальной работы.

Епархия тесно сотрудничает с образовательными учреждениями республики. Во многих школах были открыты классы православной культуры. Первый класс с углубленным изучением православной культуры был организован в элистинской средней школе № 20, а на базе средней школы № 14 была разработана «Концепция православно-ориентированной школы с этнокультурным компонентом». Элистинская и Калмыцкая епархия шефствует над средней школой № 2 и Русской национальной гимназией в столице республики.

В духовном воспитании населения играет значительную роль просветительская деятельность епархии. Важным актом приобщения верующих к православной классической культуре являются культурные общественные мероприятия, проводимые епархией.

На страницах республиканских газет и журналов часто публикуются статьи, интервью с представителями православного духовенства. В средствах массовой информации освещаются события религиозной жизни епархии, а также действует сайт Элистинской и Калмыцкой епархии [■№■№■№. eparhia-elista.orthodoxy.ru]. В специализированных киосках можно приобрести религиозные книги, периодические издания, диски с тематическими фильмами.

Элистинская и Калмыцкая православная епархия верна российским традициям социального служения Церкви. Ее представителями подписаны двусторонние соглашения с правоохранительными, медицинскими органами и военным комиссариатом. Православные священнослужители ведут работу с заключенными в исправительно-трудовых колониях.

Во взаимоотношениях руководств епархии и республики отражены общероссийские принципы: отношение православия к государственной власти как абсолютной ценности; протекционистское отношение власти к церкви (содействие строительству новых храмов, открытый доступ на каналы общественного радио и телевидения). Представителей православной конфессии приглашают на официальные мероприятия, руководители республики часто присутствуют на открытии и освящении культовых зданий и религиозных мероприятиях.

В 2006 г. епархия внесла предложение разработать республиканский законопроект о миссионерской деятельности, которое не было реализовано в связи с несоответствием с федеральным законодательством [Мосалева 2006].

Весной 2009 г. Элистинская и Калмыцкая епархия провела мероприятие «Весна просвещения», в рамках которого в республику с циклом лекций были приглашены известные богословы А. Кураев и А. Осипов. Руководство епархии организовало акцию-приглашение, призвав представителей протестантских организаций к меж-конфессиональному диалогу.

В епархии появились и свои реликвии. В 2008 г. Римско-католическая церковь передала Элистинской и Калмыцкой епархии частицы мощей святителя Амвросия Медиоланского. В 2009 г. православная община Калмыкии получила в дар нетленные останки апостола Тимофея из итальянского города Термоли. В 2010 г. в Элисте находилась одна из известных святынь православного мира — Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение».

Элистинская и Калмыцкая православная епархия — это один из динамично развивающихся православных центров Юга России. В планах епархии строительство нового кафедрального собора. Подводя

итоги, можно сказать, что Элистинская и Калмыцкая епархия за сравнительно небольшой срок стала центром нравственного и духовного возрождения. Основная деятельность православной общины, направленная на развитие религиозного мировоззрения, способствует не только пониманию сущности христианской культуры, но и формированию образа жизни, проникнутого высокой моралью и ответственностью.

Литература

Борисенко И. В. Православие в Калмыкии. М.: Тип. Патриаршего издател.-полиграф. центра г. Сергиев Посад, 1999. 72 с.

Белоусов С. С. Православные приходы Калмыкии в XIX — начале XX в. (1806-1917). Элиста: АПП «Джангар», 2003. 160 с.

Белоусов С. С. Становление и развитие приходов Русской православной церкви // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х тт. Элиста: Изд. дом «Герел», 2009. Т. III. С. 292-300.

Белоусов С. С. Государственная власть и организация Русской православной церкви на Юге России // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Элиста. 2011. № 1. С. 55-64.

Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII — начало XX вв.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 127 с.

Максимов К. Н. Религиозная ситуация в 1917-1943 годах // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х тт. Элиста: Изд. дом «Герел», 2009. Т. III. С. 308-343.

Марзаева М. Б. Становление и развитие Элистинской и Калмыцкой епархии // Монголоведение: сб. науч. тр. № 4. Элиста: КИГИ РАН, 2007. С. 206214.

Мосалева Е. Быть ли закону о миссионерской деятельности? // Парламентский вестник. 2006. 8 апр. № 12(31).

Численность и размещение населения РК, национальный и возрастно-половой состав в браке, расположение населения по уровню образования, источникам средств к существованию и по положению в занятии. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 по Республике Калмыкия. Офиц. изд.: в 2 ч. Ч. 1. Элиста: Ком. гос. стат. РК, 2004. 68 с.

Элистинская и Калмыцкая епархия. 10 лет. Элиста: АПП «Джангар», 2005. 96 с.

Эрендженова Н. В начале было слово // Известия Калмыкии. 2005. 24 мая. № 94 (3572).

Элистинская и Калмыцкая пархия [Электронный ресурс] // иЯЪ: www.eparhia-elista.orthodoxy.ru (дата обращения: 15.07.2011).

ББК Т3 (5 Мон) 64-413 УДК 94 (517.3) + 316.46.058.2

СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОНГОЛИИ

М. Самбуудаваа

Современная Монголия и Российская Федерация, на протяжении почти всего XX столетия теснейшим образом связанные между собой, испытывают во многом схожие проблемы в общественно-политическом развитии, среди которых наиболее важной является процесс формирования новых партий и движений и их деятельности.

Вдохновленный идеями и первым опытом по «перестройке», «обновлению» общества, связанными с именем М. С. Горбачева, Ж. Батмунх на XIX съезде Монгольской народно-революционной партии (далее — МНРП) в мае 1986 г. заявил: «Мы должны по-деловому решать назревшие проблемы развития общества, со всей от-

кровенностью и взыскательностью, принципиально и по-партийному честно вскрывать недостатки и упущения, полностью отрешиться от всего, что устарело, мешает движению вперед» [Батмунх 1988: 335].

Большое влияние на руководство и общественность Монголии (МНР) оказало новое мышление, связанное с идеей перестройки в Советском Союзе и способствовавшее росту критики внутренней и внешней политики страны. Наиболее ярко влияние событий СССР проявилось после XIX съезда МНРП. К этому времени возрастной состав МНРП значительно омолодился: около 70 % ее новых членов составляла молодежь до 30 лет. МНРП выступила инициатором перестройки в МНР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.