итоги, можно сказать, что Элистинская и Калмыцкая епархия за сравнительно небольшой срок стала центром нравственного и духовного возрождения. Основная деятельность православной общины, направленная на развитие религиозного мировоззрения, способствует не только пониманию сущности христианской культуры, но и формированию образа жизни, проникнутого высокой моралью и ответственностью.
Литература
Борисенко И. В. Православие в Калмыкии. М.: Тип. Патриаршего издател.-полиграф. центра г. Сергиев Посад, 1999. 72 с.
Белоусов С. С. Православные приходы Калмыкии в XIX — начале XX в. (1806-1917). Элиста: АПП «Джангар», 2003. 160 с.
Белоусов С. С. Становление и развитие приходов Русской православной церкви // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х тт. Элиста: Изд. дом «Герел», 2009. Т. III. С. 292-300.
Белоусов С. С. Государственная власть и организация Русской православной церкви на Юге России // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Элиста. 2011. № 1. С. 55-64.
Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII — начало XX вв.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 127 с.
Максимов К. Н. Религиозная ситуация в 1917-1943 годах // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х тт. Элиста: Изд. дом «Герел», 2009. Т. III. С. 308-343.
Марзаева М. Б. Становление и развитие Элистинской и Калмыцкой епархии // Монголоведение: сб. науч. тр. № 4. Элиста: КИГИ РАН, 2007. С. 206214.
Мосалева Е. Быть ли закону о миссионерской деятельности? // Парламентский вестник. 2006. 8 апр. № 12(31).
Численность и размещение населения РК, национальный и возрастно-половой состав в браке, расположение населения по уровню образования, источникам средств к существованию и по положению в занятии. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 по Республике Калмыкия. Офиц. изд.: в 2 ч. Ч. 1. Элиста: Ком. гос. стат. РК, 2004. 68 с.
Элистинская и Калмыцкая епархия. 10 лет. Элиста: АПП «Джангар», 2005. 96 с.
Эрендженова Н. В начале было слово // Известия Калмыкии. 2005. 24 мая. № 94 (3572).
Элистинская и Калмыцкая пархия [Электронный ресурс] // иЯЬ: www.eparhia-elista.orthodoxy.ru (дата обращения: 15.07.2011).
ББК Т3 (5 Мон) 64-413 УДК 94 (517.3) + 316.46.058.2
СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОНГОЛИИ
М. Самбуудаваа
Современная Монголия и Российская Федерация, на протяжении почти всего
XX столетия теснейшим образом связанные между собой, испытывают во многом схожие проблемы в общественно-политическом развитии, среди которых наиболее важной является процесс формирования новых партий и движений и их деятельности.
Вдохновленный идеями и первым опытом по «перестройке», «обновлению» общества, связанными с именем М. С. Горбачева, Ж. Батмунх на XIX съезде Монгольской народно-революционной партии (далее — МНРП) в мае 1986 г. заявил: «Мы должны по-деловому решать назревшие проблемы развития общества, со всей от-
кровенностью и взыскательностью, принципиально и по-партийному честно вскрывать недостатки и упущения, полностью отрешиться от всего, что устарело, мешает движению вперед» [Батмунх 1988: 335].
Большое влияние на руководство и общественность Монголии (МНР) оказало новое мышление, связанное с идеей перестройки в Советском Союзе и способствовавшее росту критики внутренней и внешней политики страны. Наиболее ярко влияние событий СССР проявилось после XIX съезда МНРП. К этому времени возрастной состав МНРП значительно омолодился: около 70 % ее новых членов составляла молодежь до 30 лет. МНРП выступила инициатором перестройки в МНР
на V Пленуме ЦК МНРП 22 декабря 1988 г. В Постановлении V Пленума отмечалась необходимость осуществления «перестройки, которая охватила бы экономику, политическую систему и духовную сферу в целом» [О новых задачах ... 1988].
В 1989 г. был создан Монгольский демократический союз (далее — МДС), выступивший против существующей системы за радикальное обновление жизни. Во главе нового демократического движения в Монголии находились представители интеллигенции: преподаватели высших и средних учебных заведений, научные работники, видные деятели культуры. В составе МДС были представлены различные слои монгольского общества, проявлявшие недовольство из-за ухудшения условий жизни, отсутствия политической свободы, а также массового приезда советских специалистов, гораздо лучше обеспеченных жильем, продовольствием и пр. Зарождение МДС началось с создания различных неформальных групп и объединений, таких как «Новое поколение» («Шинэ уе»), дискуссионные клубы «Ёртенц» («Вселенная»), Клуб молодых экономистов и др. Политизации монгольского общества способствовал выпуск новых газет и журналов, на страницах которых резко критиковалась внутренняя и внешняя политика МНРП, которая, опираясь на помощь и поддержку СССР, находилась у власти с 1921 г. и на протяжении 70 лет успешно решала вопросы социально-экономического развития страны и становления ее государственной независимости.
Наиболее активно действовали такие массовые организации, как Монгольский союз студентов, Союз монгольских писателей, Монгольский революционный союз молодежи, монгольские профсоюзы. Оценивая их деятельность, Президент Монголии Н. Энхбаяр писал: «Модернизация и информационные технологии воспитали новое поколение свободно мыслящих молодых людей, прагматическую элиту, которые мыслят как в масштабах региона, так и глобально, и не отягощены наследием прошлого» [Энхбаяр 2004: 255].
МДС — это первая организационно оформленная политическая структура, открыто объявившая себя оппозицией МНРП. Поэтому критика, обусловленная
кризисной ситуацией, со стороны МДС развивалась по двум направлениям — против МНРП и против Советского Союза, что, впрочем, не нашло никакого отражения в официальных документах, составляющих правовую базу российско-монгольских отношений [Джагаева 2006: 185-186].
Монгольский демократический союз сформулировал свою политическую программу и выступил с требованием досрочного проведения выборов в Великий Народный Xурал, соблюдения строгой отчетности в своей деятельности перед народом; принятия законов о партиях, о печати, изъятия из текста действующей Конституции 1960 г. пункта о руководящей роли МНРП в обществе; строгого соблюдения прав граждан; реорганизации Великого Народного Xурала в постоянно действующий Парламент и создания при нем выборного Совета по правам человека [Монголын ардчилсан ... 1990: 12-17].
Более того, МДС ставил перед высшими органами власти задачу подведения итогов социально-экономического развития страны за все годы существования МНР и признания правящей партией своих ошибок и заблуждений.
Руководство МНРП не было готово оказать отпор оппозиции, тем более, что митинги и демонстрации проходили везде: на площадях и улицах столицы, на предприятиях и вокзалах, в аймачных центрах, что грозило дезорганизацией всей внутренней жизни страны. VII пленум ЦК МНРП (13 декабря 1989 г.), проходивший в напряженной политической обстановке, обсудил вопрос об основных направлениях социально-экономического развития страны на 1991-1995 гг., а также провел отдельные кадровые перестановки. Вместе с тем участники поддержали идею, впервые выдвинутую на V пленуме ЦК МНРП в 1988 г., — «об ошибочном подходе по отношению к собственности, заключавшемся в реорганизации ряда сельскохозяйственных объединений (кооперативы) в госхозы (огосударствление кооперативной собственности), в роспуске потребительской кооперации, передаче промысловой кооперации в ведение государства. Уступкой общественному мнению было решение Пленума о том, что углубление экономической реформы в целом не представляется
возможным без обновления отношений собственности» [История Монголии 2007: 326].
Выступая на заседании пленума, Ж. Батмунх заявил о том, что членам партии и руководству необходимо освободиться от догм марксистско-ленинского учения. Он поставил вопрос о новом подходе к строительству социализма, необходимости понимания перестройки, обогащения новым опытом социалистического строительства и новым современным мышлением [Батмунх 1990].
Однако проблема, по всей видимости, состояла в том, что руководство МНРП не выработало решений о конкретных практических формах выполнения всех этих сложных задач, не могло воспользоваться советами братских коммунистических партий и фактически осталось со всеми этими острыми проблемами один на один. Этим можно объяснить тот факт, что в целом на пленуме не затрагивались вопросы, связанные с обсуждением уже появившихся признаков политической нестабильности в обществе, назревшего экономического кризиса. Пленум не определил позицию МНРП к продолжавшему набирать силу в стране демократическому движению, которое разворачивалось по всей стране.
28 декабря 1989 г. в стране была создана еще одна новая политическая структура — Социал-демократическое движение. На его базе затем сформировалась Монгольская социал-демократическая партия (2 марта 1990 г.), наиболее радикально настроенная политическая организация, разыгрывавшая «советскую карту». В различных кругах монгольской общественности бурную реакцию вызвал вопрос о долгах Монголии Советскому Союзу. Впервые об этом сообщила газета «Известия» 1 марта 1990 г. Размер долга составлял более 9,5 млрд переводных рублей. Это было использовано демократической общественностью для острой критики экономической политики МНРП и советско-монгольских отношений [Надиров 2002: 124-125].
В целом же в первой половине 1990 г. происходила дальнейшая кристаллизация демократических сил, сопровождавшаяся образованием новых партий и движений при активной поддержке МДС. С декабря
1989 г. и до середины января 1990 г. МДС
организовал и провел в столице не менее пяти массовых митингов населения. В феврале 1990 г. объявил о своем создании Новый прогрессивный союз, а 18 февраля того же года Демократический союз созвал свой первый съезд, на котором была создана Монгольская демократическая партия. В марте 1990 г. сформировались несколько новых политических партий: «Родина», Монгольская новая демократическая социалистическая партия «Гражданская воля» и др. [Джагаева 2006: 188].
Создание многопартийной системы и развитие гласности в Монголии стали движущей силой демократического движения, которое в марте 1990 г. добилось ухода Политбюро ЦК МНРП в отставку в полном составе. Пленум ЦК МНРП (12-14 марта
1990 г.) утвердил роспуск Политбюро старого состава. Одновременно был избран новый председатель ЦК МНРП П. Очирбат, бывший председатель Совета монгольских профсоюзов. На первых президентских выборах в 1996 г. его кандидатура была выдвинута от МНДП и от МСДП, и П. Очир-бат стал первым Президентом демократической Монголии [Гольман 1996: 40].
Победа демократической революции в Монголии весной 1990 г. заложила предпосылки радикальных демократических преобразований, призванных коренным образом изменить весь политический строй государства и подготовить условия для социально-экономических преобразований, в частности приватизации государственной собственности.
Становление новой демократической формы правления в первую очередь было связано с изменением характера власти. МНРП, до недавнего времени единственная партия в стране, обладала конституционно закрепленной монополией на власть. Против такого порядка выступили новые политические партии и движения. Выход на политическую арену новых демократических сил не привел к роспуску МНРП, которая сохранила значительное влияние в современном монгольском обществе и имеет реальные возможности для прихода к власти в ближайшей перспективе. В целом политический строй страны стал претерпевать радикальные изменения, которые привели к необходимости не ограничиваться внесением в текст Конститу-
ции МНР 1960 г. хотя и очень важных, но все-таки разрозненных изменений. Поэтому встал вопрос о принятии новой Конституции Монголии.
Важнейшим политическим событием в жизни страны стало принятие новой демократической Конституция Монголии от 13 января 1992 г., вступившей в силу 12 февраля 1992 г. и провозгласившей, что Монголия — это суверенная, независимая республика, высшей целью которой является построение гуманного, гражданского, демократического общества. Декларировалось, что основные принципы деятельности государства состоят в обеспечении демократии, справедливости, свободы, равенства, национального единства и приоритета закона. В соответствии с новой Конституцией устанавливалась многопартийная система [Конституция Монголии 1992]
Согласно ст. 3 Конституции Монголии, вся власть принадлежит народу. Это право монгольский народ осуществляет путем непосредственного участия в государственных делах через избранные им представительные органы государственной власти. Главой государства является Президент, который имеет значительное влияние на правительство и становится Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил. Президент избирается на 4-летний срок путем всенародного голосования и имеет право переизбирания еще на один срок. В отсутствие Президента функции Главы государства исполняет Председатель Великого Государственного Xурала. Высшим законодательным органом является однопалатный Великий Государственный Xурал [Конституция Монголии 1992: 3-5].
18 июня 2009 г. в ходе всеобщего голосования Президентом Монголии был избран лидер Демократической партии Цахи-агийн Элбэгдорж.
В современной Монголии 17 партий, среди которых основными политическими силами являются МНРП, МНДП, МСДП, Гражданская воля, Партия Зеленых (экологическая), Религиозная демократическая партия (клерикально-либеральная) и др. Наиболее крупными и влиятельными
являются МНРП, которая была создана как Монгольская народная партия в июле 1920 г. на основе слияния двух подпольных революционных кружков, и Национально-демократическая партия (НДП), образованная в 1992 г. на базе слияния ряда либерально-консервативных партий и группировок и переименованная в 2001 г. в Демократическую партию.
Следует отметить, что нерешенность многих социальных проблем в начале
XXI в. правительством, составленным из членов МНРП, стала причиной успеха оппозиционного ей блока «Родина-Демократия» на выборах 2004 г., многие члены которого уже до этого успели побывать (не вполне успешно) на правительственных постах. Так, в разные годы на постах премьер-министров и министров Монголии были такие видные деятели демократических сил, как М. Энхсайхан, Ц. Элбэгдорж, Р. Амаржаргал, Б.-Э. Батбаяр.
В Монголии за последние десятилетия на парламентских выборах основную роль играли и продолжают играть две основные политические силы: МНРП, отошедшая на рубеже 1980-1990 гг. от коммунистической идеологии в сторону социал-демократических ценностей, и Демократическая партия, как правило, блокировавшаяся в период выборов. Наметившаяся в первой половине 2000 г. тенденция к превалированию в Парламенте членов МНРП была прервана результатами парламентских выборов 2004 и 2010 гг., приведшими к фактически равному партийному составу Великого Государственного Xурала: МНРП и блока оппозиционных партий «Родина-Демократия» [Монголия 2011].
На наш взгляд, усугубление проблем в социально-экономической сфере, относительно высокий уровень коррупции в высших эшелонах власти страны являлись источником постоянной смены состава правительства и парламента, резких перемен в общественных настроениях и симпатиях к политическим партиям, а также появления и популяризации «новых внесистемных» движений типа «Движения за здоровое общество», «Движение за национальные реформы» [Голосков 2006] .
Литература
Жамбын Батмунх. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1988. 420 с.
О новых задачах по совершенствованию организационно-партийной и идеологической работы. Постановление V Пленума ЦК МНРП // Новости Монголии. 27.12.1988.
Энхбаяр Н. Стабильность и процветание в СевероВосточной Азии // Транснациональные процессы: XX век. М.: Соврем. экономика и право, 2004. 280 с.
Джагаева О. А. Развитие российско-монгольских отношений: основные направления, проблемы и перспективы (1921-2005 гг.). Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. 318 с.
Монголын ардчилсан холбооны мерийн хетелберийн ундсэн зорилтууд (Основные программные задачи Монгольского демократического союза) // Шинэ толь. № 1. Улаанбаатар, 1990. 160 с.
История Монголии XX век. М.: ИВ РАН, 2007. 448 с.
Батмунх Ж. Быть прямым и последовательным // Новости Монголии. 15.04.1990.
Надиров Ш. Г Горбачев и Батмунх: политика «перестройки и обновления» и ее последствия // Россия и Монголия в свете диалога евразийских цивилизаций. М., 2002. 445 с.
Джагаева О. А. Развитие российско-монгольских отношений: основные направления, проблемы и перспективы (1921-2005 гг.). Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. 318 с.
Гольман М. И. По пути демократических реформ // Азия и Африка сегодня. 1996. № 7. С. 38-43.
Конституция Монголии. Улан-Батор, 1992. 23 с.
Голосков К. Монголия и национал-оранжизм [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru/
bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e700 4199c2/c8f51e9306a2383343256b4a003f4ee8!0pen Document (дата обращения: 17.06.2007).
Монголия — справочная информация [Электронный ресурс] // URL: http://www/mid/ru/ns-rasia/nsf (дата обращения: 17.06.2007).