Научная статья на тему 'Русская православная церковь как институт социализации'

Русская православная церковь как институт социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1778
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РПЦ / ОБЩЕСТВО / RELIGION / SOCIALIZATION / SOCIAL INSTITUTION / RUSSIAN FEDERATION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николенко Анастасия Алексеевна, Батищева Мария Николаевна

Исследуется вопрос о религии как институте социализации в обществе. Рассмотрена ретроспективная трансформация роли Русской православной церкви в жизни государства на современном этапе. Проанализирована доля верующих и живущих по христианским, православным, канонам в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Orthodox Church as an institution of socialization

In the article addresses the issue of religion as an institution of socialization in society. Discussed retrospective transformation of the role of the Russian Orthodox Church in of public life at the present stage.Analyzed the proportion of believers and living according to Christian, Orthodox canons in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь как институт социализации»

УДК 322

Николенко Анастасия Алексеевна Батищева Мария Николаевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток

Русская православная церковь как институт социализации

Исследуется вопрос о религии как институте социализации в обществе. Рассмотрена ретроспективная трансформация роли Русской православной церкви в жизни государства на современном этапе. Проанализирована доля верующих и живущих по христианским, православным, канонам в Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: религия, социализация, социальный институт, Российская Федерация, Русская православная церковь, РПЦ, общество.

Воспроизводство социальности в обществе всегда есть диалектическое единство традиций и инноваций. Соотношение этих составляющих обусловлено реалиями развития конкретного общества. Центральным механизмом этого диалектического процесса выступает социализация как процесс взаимодействия общества и индивида, в ходе которого общество передает, а индивид активно усваивает и преобразует нормы, ценности и образцы поведения.

Отечественные гуманитарные науки все большее внимание уделяют исследованию процессов приобщения наших современников к истории и культуре религии, образу жизни верующих людей. Проявление и изменение степени религиозности изучается как в жизни отдельной личности, так и в качестве особой характеристики общественного сознания. Исследования ведутся в русле современной психологии, педагогики, социологии, политологии.

Специфика социологичежого анализа состоит в выделении социально типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обусловливает социально типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности,

147

информация, картины мира, способы поведения и т.д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Общество обустраивает процесс передачи социального опыта новым поколениям в институциональных формах.

Религия существует уже множество столетий, меняются понятия религии, концепции, положение ее в обществе. Религия трансформируется как институт социализации в современном обществе. Говоря о нынешних религиях, мы должны различать: говорим ли мы вообще о той или иной религии либо об этой же религии в ее современном и реальном состоянии. Сейчас для нас более важно именно современное состояние религий, а не вообще образ той или иной из них. Чтобы человеку познать все крупные и значительные религии, ему в принципе будет недостаточно знать только их книжные источники и историю.

Своеобразным ключом к пониманию роли религии в происходящих процессах служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене. Понятие «религия» происходит от латинского «religare», что означает «связывать, соединять, объединять». Религия - это представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о всеобщих мировых связях. Различают мировые и народностно-национальные религии. К мировым религиям религиоведы относят буддизм, христианство, мусульманство, т. е. такие религии, которые наднациональны по характеру и развиваются вне специфики мононационального самосознания определенной этнической группы.

Складывание народностно-национальных религий - иудаизма, конфуцианства, синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества вследствие наличия в общественном сознании данной этнической группы людей национальной исключительности.

Необходимо провести анализ влияния религии на общество с точки зрения социализации. Социализация - процесс передачи и освоения человеком в течение жизни поведенческих стандартов, культурных ценностей, социальных норм и правил, которые позволят активно функционировать в обществе.

С каждым новым поколением общество становится перед чистой доской, чтобы писать на ней заново, так как общество часто ослабляет свой контроль над индивидуумами. Социализированная личность наделена уме-

148

нием подавлять собственные интересы во имя общественных. Как таковая социализация владеет способствованием интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечением сохранения социума, новые члены которого усваивают устоявшиеся убеждения и нормы поведения.

Постижение религиозной традиции в основном происходит в процессе религиозного воспитания и образования. Наряду с этими процессами всегда имеет место процесс религиозной социализации отдельной личности и групп людей. Изучению содержания и сущности религиозного образования и воспитания в настоящее время посвящено немало научных работ. Значительно меньше исследована религиозная социализация и связанные с нею особенности становления и развития личности.

Очевидно, что исследовательский интерес к религиозным феноменам социализации и десоциализации многогранен, и проблема научного исследования процесса религиозной социализации не только подрастающего поколения, но и взрослых, а также пожилых людей в настоящее время приобретает все большую остроту.

Религиозная социализация современными российскими исследователями определяется как процесс «приобщения индивида к определенной религиозной идеологии» или «усвоения индивидом религиозных ценностей и норм».

Феномен религиозности исследуется в тесной связи с такими понятиями, как этнорелигиозная идентичность, конфессиональное самосознание, религиозная социализация, воцерковление. В зависимости от предмета исследования каждая наука использует свои методы изучения и описания религиозности и связанных с нею явлений личностного и общественного развития. Разница научных подходов и методов не отменяет единства в понимании объекта такого рода научных исследований — верующего человека, образ его жизни, его самосознания и поведения.

Религиозность как характеристика личности человека обусловлена наличием у него особой парадигмы восприятия мира как сотворенного Богом. Для сознания верующего в Бога человека научная, этическая, эстетическая картины мира имеют дополнительный характер, в то время как теологическая установка в психологии человека является доминирующей. Личностное стремление к установлению связи с Творцом мира определяется нами в качестве религиозной потребности в структуре личности человека.

В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и стандартов группы людей. Связано это с идентификацией индивида и ориентацией на социум. Здесь вступает в силу вторичная социализация -снижение роли семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как обыденность. С присвоением субъективности индивид

149

пытается всё изменить. Сложность социализации состоит в том, что новые адаптационные процессы накладываются на прежние. Возникает проблема согласованности между адаптациями разного уровня [1].

Современный американский социолог Герхард Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют, в конечном счете, судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, Ленски усматривает в религии один из факторов воздействия на человека наряду с другими социальными факторами [2].

Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Для человека религия может играть важную роль в процессе его социализации. Как социальный институт она характеризуется ценностно-нормативной структурой (набором определенных норм и ценностей) и структурой поведенческих образцов.

Можно заметить, что активное обсуждение места и роли религии в нашем обществе началось несколько лет назад и постепенно заняло важное место в размышлениях о перспективах её развития, прежде всего, в сфере государственно-церковных отношений. Причинами этого являются крушение казенных «коммунистических» идеалов и ценностей, ориентация общества на религию, которая стала восприниматься как идеология, снабжающая растерявшееся общество в период трансформации политико-правовых отношений нормами и ценностями, не подверженными коррозии временем и способными работать в «живом» повседневном сознании масс.

Религия в современном обществе продолжает оставаться вполне функциональным социальным институтом и играет важную интегрирующую, регулятивную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуротрансли-рующую роль.

Отметим, религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи «человек - Бог», в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации [3].

150

В нынешней России православие исповедуют верующие славянского происхождения, а также народы Севера и Поволжья.

Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке. В состав Русской православной церкви входят также получившая в 1990 г. право самоуправления Украинская православная церковь и автономная Японская православная церковь.

Русская православная церковь совершает богослужение по юлианскому календарю. Основной богослужебный язык - церковнославянский. В приходах Западной Европы службы совершаются на основных европейских языках.

Следует отметить, что в ходе трансформации российского общества произошла реконструкция религиозных отношений в системе социализации. Церковь как социальный институт вернула себе субъектный статус в общественной жизни, не претендуя на изменение светского характера российского государства. Традиционные конфессии активно участвуют в социокультурном, социально-политическом становлении российского общества. Факторы реконструкции религиозных отношений многочисленны и подробно исследованы в научной литературе.

На религию сегодня «работают» как глобальные тенденции, так и локальные изменения воспроизводства социальной системы. Трендом последних лет становятся изменения отношения церкви к социальным проблемам и все большее распространение влияния данного общественного института на информационное пространство. Церковь всё чаще высказывается по поводу различных проблем общества и стремится заручиться авторитетом у молодого поколения. Такие явления по сути неоднозначны, и возникает логичный вопрос: насколько в XXI веке догматическое, религиозное знание может быть полезно и обосновано? Другими словами, возникает вопрос о влиянии религиозных воззрений на социализацию. Открытым также остается вопрос о радикальных религиозных течениях различного толка. Религия, с одной стороны, может выступать в качестве популяризатора моральных ценностей, с другой - порождать конфликтные ситуации по поводу различия воззрений как между конфессиями, так и внутри различных церковных течений.

Таким образом, церковь должна и в дальнейшем участвовать в жизни общества и государства как независимая общественная организация, а не как придаток политической системы, освящающий все ее начинания. Во-первых, навязывание Церкви при помощи государства приведет к отторжению от нее людей. Во-вторых, когда Церковь сливается с государством, а не держится от него на должном расстоянии, это приводит к потере того главного в ней, зачем она нужна обществу - духовного потенциала и нравствен-

151

ного авторитета. Также возникает необходимость развития усилий церкви в плане благотворительности и помощи людям в кризисных ситуациях, это сможет вывести церковь как социальный институт на более высокий уровень и будет гармоничным дополнением догматическому учению любой религии и традиционной миссии. Люди не будут доверять Церкви, не поверят, что она может быть их заступником и опорой, если будут воспринимать ее как часть политической системы.

Вхождение в религиозную традицию, освоение вероучения, правил и норм поведения в значительной степени определяются особенностями данной религиозной культуры. Каждая религиозная культура предполагает интеллектуальное освоение ее наследия, имеет определенный спектр ограничений поведения, а также правила регуляции эмоциональной сферы своих последователей. Освоение человеком религиозной традиции, с одной стороны, побуждает его приспосабливаться к новым нормам и правилам, а с другой - усваивая религиозный мировоззренческий «формат», человек определенным образом обосабливается в окружающем его обществе.

1. Склярова, Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований / Т.В. Склярова // Вестн. ПСТГУ. - 2010. - №4/15. -С. 7-17.

2. Lenski, G. The Religious Factor : A Sociological Study of Religion's Impact on Politics, Economics and Family Life. - Doubleday, 1961.

3. Апполонов, А.В. О понятиях «религия» и «светское» в средневековой европейской традиции / А.В. Апполонов // Религиоведческие исследования. - 2011. - №7/8. - 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.