УДК 322
Николенко Анастасия Алексеевна Батищева Мария Николаевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток
Русская православная церковь как институт социализации
Исследуется вопрос о религии как институте социализации в обществе. Рассмотрена ретроспективная трансформация роли Русской православной церкви в жизни государства на современном этапе. Проанализирована доля верующих и живущих по христианским, православным, канонам в Российской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: религия, социализация, социальный институт, Российская Федерация, Русская православная церковь, РПЦ, общество.
Воспроизводство социальности в обществе всегда есть диалектическое единство традиций и инноваций. Соотношение этих составляющих обусловлено реалиями развития конкретного общества. Центральным механизмом этого диалектического процесса выступает социализация как процесс взаимодействия общества и индивида, в ходе которого общество передает, а индивид активно усваивает и преобразует нормы, ценности и образцы поведения.
Отечественные гуманитарные науки все большее внимание уделяют исследованию процессов приобщения наших современников к истории и культуре религии, образу жизни верующих людей. Проявление и изменение степени религиозности изучается как в жизни отдельной личности, так и в качестве особой характеристики общественного сознания. Исследования ведутся в русле современной психологии, педагогики, социологии, политологии.
Специфика социологичежого анализа состоит в выделении социально типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обусловливает социально типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности,
147
информация, картины мира, способы поведения и т.д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Общество обустраивает процесс передачи социального опыта новым поколениям в институциональных формах.
Религия существует уже множество столетий, меняются понятия религии, концепции, положение ее в обществе. Религия трансформируется как институт социализации в современном обществе. Говоря о нынешних религиях, мы должны различать: говорим ли мы вообще о той или иной религии либо об этой же религии в ее современном и реальном состоянии. Сейчас для нас более важно именно современное состояние религий, а не вообще образ той или иной из них. Чтобы человеку познать все крупные и значительные религии, ему в принципе будет недостаточно знать только их книжные источники и историю.
Своеобразным ключом к пониманию роли религии в происходящих процессах служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене. Понятие «религия» происходит от латинского «religare», что означает «связывать, соединять, объединять». Религия - это представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о всеобщих мировых связях. Различают мировые и народностно-национальные религии. К мировым религиям религиоведы относят буддизм, христианство, мусульманство, т. е. такие религии, которые наднациональны по характеру и развиваются вне специфики мононационального самосознания определенной этнической группы.
Складывание народностно-национальных религий - иудаизма, конфуцианства, синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества вследствие наличия в общественном сознании данной этнической группы людей национальной исключительности.
Необходимо провести анализ влияния религии на общество с точки зрения социализации. Социализация - процесс передачи и освоения человеком в течение жизни поведенческих стандартов, культурных ценностей, социальных норм и правил, которые позволят активно функционировать в обществе.
С каждым новым поколением общество становится перед чистой доской, чтобы писать на ней заново, так как общество часто ослабляет свой контроль над индивидуумами. Социализированная личность наделена уме-
148
нием подавлять собственные интересы во имя общественных. Как таковая социализация владеет способствованием интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечением сохранения социума, новые члены которого усваивают устоявшиеся убеждения и нормы поведения.
Постижение религиозной традиции в основном происходит в процессе религиозного воспитания и образования. Наряду с этими процессами всегда имеет место процесс религиозной социализации отдельной личности и групп людей. Изучению содержания и сущности религиозного образования и воспитания в настоящее время посвящено немало научных работ. Значительно меньше исследована религиозная социализация и связанные с нею особенности становления и развития личности.
Очевидно, что исследовательский интерес к религиозным феноменам социализации и десоциализации многогранен, и проблема научного исследования процесса религиозной социализации не только подрастающего поколения, но и взрослых, а также пожилых людей в настоящее время приобретает все большую остроту.
Религиозная социализация современными российскими исследователями определяется как процесс «приобщения индивида к определенной религиозной идеологии» или «усвоения индивидом религиозных ценностей и норм».
Феномен религиозности исследуется в тесной связи с такими понятиями, как этнорелигиозная идентичность, конфессиональное самосознание, религиозная социализация, воцерковление. В зависимости от предмета исследования каждая наука использует свои методы изучения и описания религиозности и связанных с нею явлений личностного и общественного развития. Разница научных подходов и методов не отменяет единства в понимании объекта такого рода научных исследований — верующего человека, образ его жизни, его самосознания и поведения.
Религиозность как характеристика личности человека обусловлена наличием у него особой парадигмы восприятия мира как сотворенного Богом. Для сознания верующего в Бога человека научная, этическая, эстетическая картины мира имеют дополнительный характер, в то время как теологическая установка в психологии человека является доминирующей. Личностное стремление к установлению связи с Творцом мира определяется нами в качестве религиозной потребности в структуре личности человека.
В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и стандартов группы людей. Связано это с идентификацией индивида и ориентацией на социум. Здесь вступает в силу вторичная социализация -снижение роли семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как обыденность. С присвоением субъективности индивид
149
пытается всё изменить. Сложность социализации состоит в том, что новые адаптационные процессы накладываются на прежние. Возникает проблема согласованности между адаптациями разного уровня [1].
Современный американский социолог Герхард Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют, в конечном счете, судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, Ленски усматривает в религии один из факторов воздействия на человека наряду с другими социальными факторами [2].
Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Для человека религия может играть важную роль в процессе его социализации. Как социальный институт она характеризуется ценностно-нормативной структурой (набором определенных норм и ценностей) и структурой поведенческих образцов.
Можно заметить, что активное обсуждение места и роли религии в нашем обществе началось несколько лет назад и постепенно заняло важное место в размышлениях о перспективах её развития, прежде всего, в сфере государственно-церковных отношений. Причинами этого являются крушение казенных «коммунистических» идеалов и ценностей, ориентация общества на религию, которая стала восприниматься как идеология, снабжающая растерявшееся общество в период трансформации политико-правовых отношений нормами и ценностями, не подверженными коррозии временем и способными работать в «живом» повседневном сознании масс.
Религия в современном обществе продолжает оставаться вполне функциональным социальным институтом и играет важную интегрирующую, регулятивную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуротрансли-рующую роль.
Отметим, религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи «человек - Бог», в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации [3].
150
В нынешней России православие исповедуют верующие славянского происхождения, а также народы Севера и Поволжья.
Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке. В состав Русской православной церкви входят также получившая в 1990 г. право самоуправления Украинская православная церковь и автономная Японская православная церковь.
Русская православная церковь совершает богослужение по юлианскому календарю. Основной богослужебный язык - церковнославянский. В приходах Западной Европы службы совершаются на основных европейских языках.
Следует отметить, что в ходе трансформации российского общества произошла реконструкция религиозных отношений в системе социализации. Церковь как социальный институт вернула себе субъектный статус в общественной жизни, не претендуя на изменение светского характера российского государства. Традиционные конфессии активно участвуют в социокультурном, социально-политическом становлении российского общества. Факторы реконструкции религиозных отношений многочисленны и подробно исследованы в научной литературе.
На религию сегодня «работают» как глобальные тенденции, так и локальные изменения воспроизводства социальной системы. Трендом последних лет становятся изменения отношения церкви к социальным проблемам и все большее распространение влияния данного общественного института на информационное пространство. Церковь всё чаще высказывается по поводу различных проблем общества и стремится заручиться авторитетом у молодого поколения. Такие явления по сути неоднозначны, и возникает логичный вопрос: насколько в XXI веке догматическое, религиозное знание может быть полезно и обосновано? Другими словами, возникает вопрос о влиянии религиозных воззрений на социализацию. Открытым также остается вопрос о радикальных религиозных течениях различного толка. Религия, с одной стороны, может выступать в качестве популяризатора моральных ценностей, с другой - порождать конфликтные ситуации по поводу различия воззрений как между конфессиями, так и внутри различных церковных течений.
Таким образом, церковь должна и в дальнейшем участвовать в жизни общества и государства как независимая общественная организация, а не как придаток политической системы, освящающий все ее начинания. Во-первых, навязывание Церкви при помощи государства приведет к отторжению от нее людей. Во-вторых, когда Церковь сливается с государством, а не держится от него на должном расстоянии, это приводит к потере того главного в ней, зачем она нужна обществу - духовного потенциала и нравствен-
151
ного авторитета. Также возникает необходимость развития усилий церкви в плане благотворительности и помощи людям в кризисных ситуациях, это сможет вывести церковь как социальный институт на более высокий уровень и будет гармоничным дополнением догматическому учению любой религии и традиционной миссии. Люди не будут доверять Церкви, не поверят, что она может быть их заступником и опорой, если будут воспринимать ее как часть политической системы.
Вхождение в религиозную традицию, освоение вероучения, правил и норм поведения в значительной степени определяются особенностями данной религиозной культуры. Каждая религиозная культура предполагает интеллектуальное освоение ее наследия, имеет определенный спектр ограничений поведения, а также правила регуляции эмоциональной сферы своих последователей. Освоение человеком религиозной традиции, с одной стороны, побуждает его приспосабливаться к новым нормам и правилам, а с другой - усваивая религиозный мировоззренческий «формат», человек определенным образом обосабливается в окружающем его обществе.
1. Склярова, Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований / Т.В. Склярова // Вестн. ПСТГУ. - 2010. - №4/15. -С. 7-17.
2. Lenski, G. The Religious Factor : A Sociological Study of Religion's Impact on Politics, Economics and Family Life. - Doubleday, 1961.
3. Апполонов, А.В. О понятиях «религия» и «светское» в средневековой европейской традиции / А.В. Апполонов // Религиоведческие исследования. - 2011. - №7/8. - 276 с.