Научная статья на тему 'Процесс религиозной социализации: типы и этапы'

Процесс религиозной социализации: типы и этапы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
700
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIALIZATION / RELIGIOUS SOCIALIZATION / CHURCHING / TYPES AND STAGES OF RELIGIOUS SOCIALIZATION / THE BOUNDARIES OF THE STAGES OF RELIGIOUS SOCIALIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ / ТИПЫ И ЭТАПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ГРАНИЦЫ ЭТАПОВ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Удовиченко М. В.

Статья посвящена вопросу социализации личности в современном православном приходе. Особое внимание уделено типам и этапам религиозной социализации. Предпринята попытка определить границу между этапами религиозной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF RELIGIOUS SOCIALIZATION: TYPES AND STAGES

The article is devoted to the question of socialization in modern Orthodox parish. Special attention is given to the types and stages of religious socialization. An attempt was made to determine the boundaries between the stages of religious socialization.

Текст научной работы на тему «Процесс религиозной социализации: типы и этапы»

УДК 262.2 М.В. УДОВИЧЕНКО

аспирант, кафедра религиоведения и теологии, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 262.2

M.V. UDOVICHENKO

Graduate student, Department of religious studies and

theology, Orel State University E-mail: [email protected]

ПРОЦЕСС РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТИПЫ И ЭТАПЫ THE PROCESS OF RELIGIOUS SOCIALIZATION: TYPES AND STAGES

Статья посвящена вопросу социализации личности в современном православном приходе. Особое внимание уделено типам и этапам религиозной социализации. Предпринята попытка определить границу между этапами религиозной социализации.

Ключевые слова: социализация, религиозная социализация, воцерковление, типы и этапы религиозной социализации, границы этапов религиозной социализации.

The article is devoted to the question of socialization in modern Orthodox parish. Special attention is given to the types and stages of religious socialization. An attempt was made to determine the boundaries between the stages of religious socialization.

Keywords: socialization, religious socialization, churching, types and stages of religious socialization, the boundaries of the stages of religious socialization.

Сегодня процессу религиозной социализации личности в контексте православной традиции посвящено довольно много работ, рассматривающих этот процесс как с позиции православной церкви, так и с позиции светского подхода. В данных исследованиях можно выделить два типа определений религиозной социализации. В определениях первого типа под религиозной социализацией понимается процесс усвоения и овладения тем религиозным опытом, который передаётся индивиду в рамках конкретной религиозной традиции. Во второй группе определений религиозная социализация представляется как результат освоения индивидом религиозного опыта, который реализуется субъектом социализации. С этой точки зрения предметом исследования становятся такие характеристики религиозности, как степень, глубина, уровень, мера, то есть те показатели, которые позволяют оценить проникновение религиозных ценностей и идеалов в повседневную жизнь. В данном контексте термин «религиозная социализация» употребляется как синоним терминов «воцерковлён-ность», «религиозная активность», «включённость в религиозную традицию», «религиозная социализиро-ванность и инкультурированность субъекта», «глубина религиозности». При таком подходе религиозную социализацию можно определить как уровень религиозно-мистического состояния человека в конкретный момент времени, причем, уровень чрезвычайно подвижный.

Предметом рассмотрения данной статьи выступает сам процесс передачи и усвоения индивидом религиозной традиции Православия в рамках конкретной приходской общины, его структура и механизмы. В этом контексте религиозную социализацию можно опреде-

лить как процесс религиозного становления и развития личности, процесс, находящийся в зависимости от характера взаимодействия человека с конкретной религиозной традицией, адаптации к ней, происходящей с учётом индивидуальных особенностей. Можно сказать, что в центре нашего рассмотрения находится процесс движения человека от мирского, нецерковного, светского образа мысли и жизни к церковному, укоренённому в религии.

Религиозная социализация может быть понята в рамках единого процесса социализации и инкультура-ции, который обеспечивает вхождение человека в социум, позволяет ему освоить общечеловеческие формы поведения, приобрести знания и навыки, необходимые для культурного взаимодействия. Религиозный аспект -это один из многочисленных аспектов социализации, такой же, как например, политический, гендерный, экономический.

Впервые термин «социализация» применительно к человеку и обществу употребил американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который понимал под ним «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [11,с.5]. После того как социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований, под ней, в целом, понимают процесс приобщения или включения индивида в общественную жизнь, который может выражаться в обучении поведению в коллективах и утверждении себя в выполнении социальных ролей. В научной литературе долгое время понятие «социализация» было связано с термином «воспитание». Но не следует забывать, что воспитание подразумевает целе-

© М.В. Удовиченко © M.V. Udovichenko

направленное и достаточно управляемое воздействие, посредством которого индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства [8,с.304-310], тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает стихийные, спонтанные и ненамеренные, воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

Различные аспекты социализации изучаются антропологией, психологией, социальной психологией, социологией, историей, этнографией, педагогикой, а в наиболее общем виде - философией. Разные науки подходят к изучению процессов социализации с разных сторон. В антропологии «социализация» есть, прежде всего, процесс передачи и усвоения человеком культурных форм какого-либо общества [10;13,с.646-649]. В социологии под термином «социализация» понимается, с одной стороны, усвоение индивидом социальных ролей, без использования которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, с другой -формирование его личной идентичности, собственного «Я»[12,с.3,21-22;7,с.22]. В психологии основное внимание уделяется изучению процессов и механизмов, с помощью которых индивид усваивает соответствующие социальные нормы, роли и идентичности. Большинство современных психологов рассматривает социализацию как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом того социального опыта, который передаётся ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением. При этом подчёркивается, что именно целенаправленное и достаточно управляемое воспитательное воздействие традиционно рассматривается как процесс социализации, и, как правило, социализация является элементом процесса формирования и развития личности[8,с.304-310]. В философии под «социализацией» понимается процесс усвоения человеком определённой системы, знаний, норм, ценностей, законов, правил, согласно которым функционирует общество. При этом процесс социализации может включать в себя как процессы целенаправленного воздействия на личность, так и стихийные и спонтанные [20,с.629].

Термин «социализация» может употребляться и в более узком, специальном смысле. Например, успешное овладение членами общества социальными ролями мужчины и женщины (гендерная социализация), формирование определённых политических установок и ориентаций (политическая социализация), приобщение индивида к религиозной традиции (религиозная социализация). Заметим также, что один из центральных вопросов теории социализации касается определения направленности процесса социализации. Является ли он субъектно-объектным (общество или его институты мыслятся как субъект, а индивид - как объект социализации) или субъектно-субъектным, т.е. двусторонним процессом взаимодействия, в ходе которого индивид не просто усваивает культурные и социальные ценности, но и изменяет их, реализуя, таким образом, собствен-

ную индивидуальность [20,с.629].

Становление религиозного аспекта личности, как и других её составляющих, происходит в процессе социализации. Религиозная социализация имеет целью ознакомление и усвоение личностью определённых мировоззренческих моделей (вероучение, религиозные ценности) и поведенческих стереотипов (религиозный уклад жизни, участие в службах и таинствах). В результате процесса религиозной социализации происходит формирование и становление религиозной личности. Процесс религиозной социализации сложен и неоднороден, различным её аспектам в настоящее время посвящено немало научных работ. Например, анализу теорий религиозной социализации посвящены работы Т.А. Фолиевой [21,22] и Т.В. Скляровой [18]. Проблема границы термина «религиозная социализация» рассматривается В.Г. Безроговым [3]. Ряд работ затрагивают особенности конфессиональной религиозной социализации [5,6,15,23,24]. В работе Ю.А. Антоняна исследуется явление религиозной десоциализации [2].

В данном исследовании мы сосредотачиваем внимание на особенностях освоения именно православной традиции, в этом же аспекте рассматривают религиозную социализацию и другие исследователи, чьи работы можно разделить на две группы. К первой группе относятся конфессионально-ориентированные исследования, в которых процесс религиозной социализации отождествляется с процессом воцерковления индивида. Работы этого типа, как правило, практически ориентированы [14]. Авторы затрагивают вопросы исповеди, педкрещальнойкатехизации, подготовки к таинству причащения и др. - те темы, которые касаются практического устроения приходской жизни. Ко второй группе можно отнести светские работы, акцент которых делается на анализе внешних показателей освоения религиозной традиции, таких как частота посещения храма, регулярность исповеди и причащения, соблюдении поста, частная молитвенная практика и др. [16,17] Описанию этапов, практик, институтов, агентов, факторов процесса воцерковления посвящена работа Е.И. Уфимцевой [19]. В статье Лебедева С.Д. и Москаленко А.А. сделана попытка установить соотношение ряда ключевых понятий социологии религии применительно к изучению православного христианства, таких как «религиозность», «воцерковлённость», «религиозная активность» [9].

По своей направленности религиозная социализация является двухсторонним процессом. С одной стороны, это передача индивиду религиозного опыта, а с другой - это процесс усвоения индивидом религиозного опыта определённой традиции. Религиозная социализация является длительным процессом, который может протекать всю жизнь, и имеет два основных этапа, соответственно которым выделяют два типа религиозной социализации: первичную и вторичную. Вопросы этапов и стадий социализации современная социология решает неоднозначно. Согласно первому подходу, процесс социализации связывается с этапами жизнен-

ного цикла человека. Следовательно, первичной социализации будет соответствовать усвоение религиозной традиции ребёнком. При этом в ходе социализации не возникает проблем с идентификацией, поскольку присутствует лишь один объект для идентификации - семья. Вторичная социализация происходит на протяжении зрелого возраста и представляет собой вхождение человека в новые сектора общества. На данном этапе человек сам может выбирать объект для идентификации [4,с.218-221;22,с.207-208]. Согласно второму подходу акцент делается не на периодах жизни индивида, а на уровне его активности (трудовой, познавательной и др.) [1,с.171]. Первичному типу социализации будет соответствовать пассивный этап социализации, а вторичному типу - активный.

Второй подход представляется нам более продуктивным при изучении религиозной социализации в контексте современной православной общины. Это связано с тем, что в процессе религиозной социализации возрастные периоды не всегда совпадают с периодами познавательной активности индивида. По многим причинам, в том числе в силу особенностей культурно-исторической ситуации в России, воцерков-ление (религиозная социализация) многих людей начиналось и начинается не в детстве, а в зрелом возрасте. Нарушение годами советской власти внутрисемейной традиции передачи религиозного опыта ещё долгое время будет ощущаться в отечественном социуме. Лишь незначительная доля современных прихожан пережили процесс воцерковления в детстве параллельно с другими аспектами социализации - культурным, национальным, гендерным - в семье. Значительная часть верующих пришла в Церковь в более зрелом возрасте, в результате индивидуального духовного поиска или катехизаторской деятельности православного духовенства. Современная культура не транслирует чётких мировоззренческих ориентиров, поэтому человек, оказавшийся в пограничной ситуации - испытывая стресс, психологический кризис, культурную или социальную дезориентацию, переживая длительную депрессию, вынужден самостоятельно искать выход из мировоззренческих тупиков. Нередко реальную помощь в подобных ситуациях оказывают именно религиозные ориентиры. Обращение к вере не только помогает найти необходимую систему координат, позволяющих разобраться в смысложизненных вопросах, но и способствует социализации на определённом жизненном этапе. Нельзя не согласиться с мнением Е.И. Уфимцевой, замечающей, что «общение со священником становится поворотным пунктом в церковной интеграции <.. .> человека и определяет возможность перехода этого процесса с пассивной в активную фазу. Положительный первоначальный опыт взаимодействия со священником формирует основание для возникновения у <...> людей когнитивного интереса к православной вере и православной культуре» [19,с.4930].

С проблемой этапов и стадий социализации тесно связана проблема границы, которая отделяет пер-

вичную религиозную социализацию от вторичной. В Древней Церкви до 5-6 вв. таинство крещения было этой границей. В подавляющем большинстве случаев крещение совершалось над взрослыми людьми, этому таинству предшествовал длительный, обычно 2-3 года, период подготовки, который состоял из научения оглашаемого (кандидата в христиане) основам веры и подтверждения оглашаемым серьёзности своих намерений, которое выражалось в посещении богослужения. Период научения (оглашения), предшествующий таинству крещения, можно определить как первичную религиозную социализацию. Процесс религиозной социализации продолжался и после крещения, в процессе которого полноправному члену церковной общины (т.е. уже крещённому) раскрывалось содержание христианской веры во всей полноте. Процессу научения после крещения соответствует вторичная религиозная социализация.

Переход от практики крещения взрослых к крещению детей совершался постепенно и естественно. Крещение младенцев естественным образом вытекало из появления христианских семей. К 6 в. практика крещения младенцев получила массовое распространение. Следовательно, полноценное оглашение перед принятием таинства крещения (первичная социализация) не могло быть совершено в силу возраста оглашаемого. Выход из сложившейся проблемы был найден в обязательном и строгом соблюдении условия перед крещением младенца. Дети, получившие крещение в несознательном возрасте, созревали и воспитывались как христиане. Религиозную среду для ребёнка должны были обеспечить родные и крёстные родители (восприемники). Следовательно, религиозная социализация (воцерков-ление) многих людей начиналась с младенчества и шла параллельно с другими аспектами социализации. При этом этапы религиозной социализации связывались с этапами жизненного цикла человека. Границей между первичной и вторичной социализацией в этом случае выступало появление новых, внесемейных объектов для религиозной идентификации.

Современная ситуация в России существенно отличается от описанной выше. Возвращение практики оглашения не означает воссоздание древней традиции. Период подготовки к крещению ограничен двумя-тремя беседами с родными родителями ребёнка и восприемниками (крёстными родителями). Опыт показывает, что воцерковление ребёнка после крещения либо совершенно не начинается или начинается в единичных случаях, либо, в большинстве случаев, носит формальный характер. Вследствие этого происходит лишь формальное, а не сущностное изменение религиозного статуса крещённого. Поэтому сегодня момент крещения, после которого реально должно следовать сущностное изменение религиозного статуса человека, фактически не может быть границей, отделяющей первичную социализацию от вторичной. Условно таинство крещение можно считать началом хотя и формальной, первичной религиозной социализации. В данном случае появление

когнитивного интереса к религиозной мировоззренческой модели (православному вероучению, ценностям) и поведенческому стереотипу (религиозному укладу жизни, участию в службах и таинствах) может нами рассматриваться как черта, отделяющая первичную религиозную социализацию (пассивный этап) от вторичной (активный этап).

Таким образом, первоначально границей, отделяющей первичную религиозную социализацию от вторичной, было таинство крещения. Затем таинство крещения становится начальным этапом в первичной религиозной социализации. В современном обществе момент крещения нельзя рассматривать ни как начало реальной первичной религиозной социализации, ни как границу между первичной и вторичной социализацией.

Сегодня формальная первичная религиозная социа-

лизация длится с момента крещения человека (обычно с младенчества) до появления у него когнитивного интереса к религиозной мировоззренческой модели (православному вероучению, ценностям) и поведенческому стереотипу (религиозному укладу жизни, участию в службах и таинствах). С появлением у человека когнитивного интереса к православной религиозной традиции начинается вторичная религиозная социализация, которая продолжается всю жизнь.

Следовательно, в процессе религиозной социализации личности в контексте православной традиции выделяются два этапа: пассивный и активный. Первичной религиозной социализации в контексте нашего исследования будет соответствовать пассивный этап религиозной социализации, а вторичной религиозной социализации - активный этап.

Библиографический список

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб.пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

2. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. и др. Этнорелигиозный терроризм. Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект Пресс, 2006. 318 с.

3. Безрогов В.Г. Социальное пространство личности. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива//Развитие личности - 2002 [электронный ресурс]. Дата обращения: 24.03.2015. URL: <http://rl-online.ru/articles/4-02/206.html>.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995. 323 с.

5. Жамбалова С.Г. Специфика религиозной самоидентификации православных русских побережья Байкала//Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. № 1. С. 226-234.

6. ИпатоваЛ.П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России: автореф. дис.. .к.с.н. М., 2006. 178с.

7. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

8. КондратьевМ.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика: Справочно-энциклопедическое издание. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464с.

9. Лебедев С.Д., Москаленко А.А. К теоретической интерпретации понятий «религиозность», «воцерковленность», «религиозная активность» // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV очередного Всероссийского социологического конгресса. 23-25 октября 2012. Уфа. Сборник научных статей. С. 4894-4900.

10. Лескова И.В. Социализация и инкультурация как механизмы формирования идентичности личности//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 5(12). С. 19-42.

11. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200с.

12. МудрикА.В. Социализация человека: Пособие для студентов высш. учеб.заведений. М., 2006.

13. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.

14. Пётр (Мещеринов), игум. Проблемы воцерковления//Киевская Русь - 2007 [электронный ресурс]. Дата обращения: 25.03.2015.

15. Сабирова Г.А. Формирование религиозной идентичности в мегаполисе (на примере женщин-татарок, обучающихся на религиозных курсах в Москве): дис. ... канд. социол. наук. М., 2006 205 с.

16. Синелина Ю.Ю. Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области//Социологические исследования. 2005. № 3. С. 96-107.

17. Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных//Социологические исследования. 2006. № 11. С. 89-97.

18. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7-17.

19. Уфимцева Е.И. Воцерковление православной молодежи: этапы, практики, институты//Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV очередного Всероссийского социологического конгресса. 23-25 октября 2012. Уфа. Сборник научных статей. С. 4925-4933.

20. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

21. Фолиева Т.А. Проблема религиозной социализации в российской и польской науке//Ежегодник Русско-польского института. 2013. №1(4). С. 25-40.

22. Фолиева Т.А. Религиозная социализация: понятия и проблемы / Т. А. Фолиева//Изв. Иркут.гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. 2012. № 2 (9), ч. 1. С. 205-212.

23. Черныш Ю.А. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (на примере старообрядческой общины г.Самара): дис. ... канд. социол. наук. М., 2005 - 161 с.

24. Чеснокова В.Ф. Тесным путём: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 297[6] с.

References

1. Andreyeva T. V. Family psychology: Tutorial. Saint Petesburg: Speech, 2004. 244 p.

2. Antonyan Y.M., Belokurov G.I., Bokovikov A.K. and others. Ethno-religious terrorism / Edited by Y.M. Antonyan. Moscow: Aspect Press, 2006. 318 p.

3. Bezrukov V.G. Social space of the individual. Religious socialization and the exercise of faith in intergenerational relations: the twentieth century and the perspective//Personality Development - 2002 [electronic resource]. Reference date: 24.03.2015. URL: <http:// rl-online.ru/articles/4-02/206.html>/

4. Berger P., Luckman T. The Social Constructing of Reality. A treatise in the sociology of knowledge. Moscow: «Medium», 1995. 323 p.

5. Zhambalova S. G. Specificity of the religious identity of Orthodox Russiansof the coast of Lake Baikal//Proceedingsof Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. 2012. No. 1. Pp. 226-234.

6. Ipatova L.P. Types of religious conversion to Orthodoxy within contemporary Russian women: the abstract of the candidate thesis in Sociological Sciences. Mоscow, 2006. 178p.

7. Kon I.S. Sociology of personality. Moscow, 1967.

8. KondratyevM.Yu., IVyin V.A. The alphabet of the social psychologist practitioner: encyclopedic reference edition. Moscow: PER SE, 2007. 464p.

9. Lebedev S.D., Moskalenko A.A. The theoretical interpretation of the terms «religiosity», «churchiness», «religious activity» // Sociology and society: global challenges and regional development. Proceedings of the fourth regular all-Russian sociological congress. October 23-25, 2012. Ufa. Collected scientific papers. Pp. 4894-4900.

10. Leskova I.V. Socialization and enculturation as the mechanisms of formation of identity of a person // Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Law. 2008. No. 5(12). Pp. 19-42.

11. MudrikA.V. Social pedagogy: Textbook for studentsof pedagogical universities. Edited by V.A. Slastenin. Third Edition. Revised and added. Moscow: Publishing center «Academy», 2000. 200 p.

12. Mudrik A. V. Socialization of individual: manual for students of higher education institutions. Moscow, 2006.

13. The newest philosophical dictionary / Compiled by A.A. Grichanov. Mn.: Publisher V.M. Skakun, 1998. 896 p.

14. Peter (Meshcherinov), father superior. Problems of churching//Kievan Rus. 2007 [electronic resource]. Reference date: 25.03.2015. URL: <http://kiev - rthodox.org/site/churchlife/1424/>.

15. Sabirova G.A. The formation of religious identity in the metropolis (on the example of Tatarswomen, who take religious courses in Moscow): cand. thesis in Sociological Sciences. Moscow, 2006. 205 p.

16. Sinelina Y. Y. Churchiness and superstitious behavior of inhabitants of Yaroslavl region//Sociological researches. 2005. No. 3. Pp. 96-107.

17. Sinelina Y.Y. The dynamics of the process of churching of Orthodox Christians //Sociological researches. 2006. No. 11. Pp. 89-97.

18. Sklyarova T.V. Religious socialization: challenges and directions of research//St. Tikhon's Orthodox Universityof Humanities Bulletin. Series 4: Pedagogy. Psychology. 2009. Vol. 4 (15). Pp. 7-17.

19. UfimtsevaE.I. Churching of Orthodox youth: stages, practices, institutions//Sociology and society: global challenges and regional development. Proceedings of the fourth regular all-Russian sociological congress. October 23-25, 2012. Ufa. Collected scientific papers. Pp. 4925-4933.

20. Philosophical encyclopedic dictionary / Editors-in-chief: L.F. Ilyichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moscow: Soviet encyclopedia, 1983. 840 p.

21. Folieva T.A. The problem of religious socialization in Russian and Polish science//Yearbook of the Russian-Polish Institute. 2013. No. 1(4). Pp. 25-40.

22. Folieva T.A. Religious socialization: concepts and issues / T.A. Folieva //Proceedings of Irkutsk State University. Series: Political science. Religious studies. 2012. No. 2 (9), part 1. Pp. 205-212.

23. Chernysh Yu.A. Religion as a factor of socio-cultural socialization in modern Russia (of the example of the old believers' community of Samara): Candidate in Sociological Sciences. Moscow, 2005. 161p.

24. Chesnokova V.F. The narrow path: the churching of the population of Russia at the end of the twentieth century. Moscow: Academic Project, 2005. 297[6] p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.