Научная статья на тему 'Процессы религиозной социализации и социальной идентичности индивида в современном православном приходе: к проблеме категориальной определённости'

Процессы религиозной социализации и социальной идентичности индивида в современном православном приходе: к проблеме категориальной определённости Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
305
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА / ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ / RELIGIOUS SOCIALIZATION / RELIGIOUS IDENTITY / PARISH COMMUNITY / CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Удовиченко М.В.

Статья посвящена вопросам социализации и самоидентификации личности в современном православном приходе. Особое внимание уделено раскрытию понятий «религиозная социализация», «религиозная самоиден- тификация», «приходская община».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESSES OF RELIGIOUS SOCIALIZATION AND SOCIAL IDENTITY OF THE INDIVIDUAL IN THE MODERN ORTHODOX PARISH: THE PROBLEM OF CATEGORICAL CERTAINTY

The article is devoted to the issues of socialization and self-identifi cation of a personality in the modern Orthodox parish. Special attention is paid to the disclosure of the terms «religious socialization», «religious self-identifi cation», «parish community».

Текст научной работы на тему «Процессы религиозной социализации и социальной идентичности индивида в современном православном приходе: к проблеме категориальной определённости»

УДК 262.2

UDC 262.2

М.В. УДОВИЧЕНКО

аспирант, кафедра религиоведения и теологии, Орловский государственный университет E-mail: udav.max@yandex.ru

M.V. UDOVICHENKO

Graduate student, Department of religious studies and theology, Orel State University E-mail: udav.max@yandex.ru

ПРОЦЕССЫ РЕЛИГИОЗНОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОМ ИДЕНТИЧНОСТИ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ: К ПРОБЛЕМЕ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ

THE PROCESSES OF RELIGIOUS SOCIALIZATION AND SOCIAL IDENTITY OF THE INDIVIDUAL IN THE MODERN ORTHODOX PARISH: THE PROBLEM OF CATEGORICAL CERTAINTY

Статья посвящена вопросам социализации и самоидентификации личности в современном православном приходе. Особое внимание уделено раскрытию понятий «религиозная социализация», «религиозная самоидентификация», «приходская община».

Ключевые слова: религиозная социализация, религиозная самоидентификация, приходская община, воцерковление.

The article is devoted to the issues of socialization and self-identification of a personality in the modern Orthodox parish. Special attention is paid to the disclosure of the terms «religious socialization», «religious self-identification», «parish community».

Keywords: religious socialization, religious identity, parish community, the Church.

Большое внимание социологов религии привлекает сегодня приходская жизнь Русской Православной Церкви. Современная церковная жизнь - предмет малоисследованный, нуждающийся в применении новых методов научного анализа. Одними из таких методов могут стать социологические, которые при изучении прихода позволяют максимально приблизиться к пониманию религиозной повседневности. Анализ приходской жизни может способствовать ответу на вопрос: какое реальное место религия занимает в обществе. При рассмотрении этого предмета нас будут интересовать два взаимосвязанных процесса - процесс религиозной социализации как усвоение индивидом религиозной традиции Православной церкви и процесс религиозной самоидентификации, т.е. осознание человеком себя как принадлежащего к определённой религии, конфессии, приходу.

На сегодняшний день, как показывают социологические опросы, существует явный разрыв между содержанием веры у членов приходской общины и действительными религиозными ценностями и нормами поведения Православной Церкви. Довольно часто человек, отождествляя себя с определённой религиозной традицией, может не разделять её вероучения, не участвовать в обрядах и не входит в религиозную общину. Часто приходится слышать такие утверждения, как: «Я верю в Бога, но я не понимаю для чего нужно ходить в церковь/храм». Здесь речь может идти об особом типе религиозности, не вписывающемся в приходскую культуру - индивидуальной религиозности, либо связанной с поиском культурной идентичности - культурной религиозности [20,8]. Социологические исследования [10, с. 125-132] и практика свидетельствуют о том, что доволь-

но часто религиозные идеи вполне уживаются с верой в магию, колдовство, астрологические прогнозы и т.д.

К сожалению, приходится признать отсутствие обобщающих теоретико-методологической работ, по-свящённых анализу особенностей религиозной социализации и самоидентификации личности в современном православном приходе. Ни в российской, ни в зарубежной литературе не сложился и единый категориальный аппарат для обозначения интересующих нас процессов. В связи с этим мы хотели бы здесь уделить внимание содержанию таких понятий, как «религиозная социализация», «религиозная самоидентификация», «приходская община».

Приходская община современного большого города определяется нами как «базовый институт, основная форма бытия Церкви» [17,с.7], как один из элементов социума. Этот термин обозначает группу индивидов, объединённых общностью религиозных взглядов, единством места отправления культа и участием в социальном служении Церкви (благотворительность, образовательная деятельность, организация праздников и выставок, паломничества и др.). Введение данного понятия в рамки исследования позволяет проследить, какое реальное место православная церковность занимает на микроуровне, в рамках конкретного местного сообщества. Использование термина «приходская община» способствует концентрации исследовательского внимания не столько на институте Церкви как крупном общественно-историческом образовании, сколько на конкретной группе населения как на неком срезе церковной повседневности, группе верующих, имеющей свой храм со священнослужителями, совершающими для прихожан священнодействия.

© М.В. Удовиченко © M.V. Udovichenko

Следует отметить, что в некоторых исследованиях понятия «община» и «приход» разделяются. Под «приходом» понимают элемент низшей церковной структуры с правами юридического лица и с правом самоуправления, под «общиной» - некую низшую структурную, статистическую единицу церковной организации общества. Связано это с тем, что сегодня существуют три подхода в определении прихода. Согласно первому, применяется территориальный или институционально-административный принцип, фиксирующий в первую очередь пространственные формальные рамки внутри-церковной организации (единицу в структуре епархии). В данном контексте понятие «приход» употребляется в официальных документах РПЦ преимущественно тогда, когда речь идёт о юридическом лице. Согласно второму подходу, применяется социальный или общинный принцип, определяющий «приход» как особую форму социальности. Указываются следующие критерии общины: общие верования и ценности, разделяемые членами общины, наличие развитой системы социальной поддержки и взаимопомощи в приходе, взаимодействие прихожан между собой [9,2]. В данном значении понятие «приход» употребляется тогда, когда подчёркивается не его юридическая составляющая (зарегистрированная «религиозная организация» в министерстве юстиции), а человеческая. Два вышеприведённых подхода отчасти отражены в определении прихода в ныне действующем Уставе РПЦ [19]. С третьей позиции приход рассматривается в мистическом аспекте как евхаристическая община, что предполагает совместное участие индивидов в молитвах и таинствах [7]. В данном случае акцент делается на духовной составляющей приходской жизни. В этом значении термин «приход» (церковная община) рассматривается в богословском дискурсе в трудах знаменитых богословов русской эмиграции прот. Николая Афанасьева, прот. Георгия Флоровского, прот. Александра Шмемана и др. Исходя из нашего определения приходской общины, нас будет интересовать приход во всех трёх его значениях.

Второй термин, требующий, с нашей точки зрения, категориальной определённости, - это термин «религиозная социализация». Процессам религиозной социализации как внутри самой традиции [12,6,11,15], так и вне её посвящено довольно много работ. С первых веков существования христианства процесс вхождения человека в Церковь подразделялся на «оглашение» -первоначальное ознакомление с христианским вероучением и «крещение» - непосредственное вхождение в христианскую общину верующих. В современной практике ознакомление человека с христианским вероучением происходит в подавляющем большинстве случаев, уже после крещения и обозначается как «воцерковле-ние». Некоторые работы, исследующие этот процесс, выявляют важные проблемы и содержат много интересных наблюдений. В них выделяются три основных аспекта религиозной социализации: познавательно-воспитательный, культовый, социальный (внекуль-товый). В первом случае религиозная социализация идентифицируется как целенаправленный и плано-

мерный процесс. Это двусторонний процесс усвоения православного вероучения, который выражается в религиозном самообразовании личности и её образовании в рамках церковных институтов [13,с.227]. Культовый аспект религиозной социализации выражается в участии индивидов в общественных и частных богослужениях, в церковных таинствах [18]. Социальный аспект реализуется в участии личности во внекультовой деятельности конкретной православной общины[1].

Впервые термин «религиозная социализация» был употреблён В.Г. Безроговым в связи с изучением специфики межконфессиональных и этнорелигиозных конфликтов. Под религиозной социализацией исследователь понимал «становление верующего, происходящее в определённом конфессиональном и социокультурном контексте» [4,с.115]. В.Г. Безрогов дифференцирует понимание религиозной социализации в зависимости от конфессиональной специфики. По его мнению, для западного христианства первостепенным в религиозной, конфессиональной жизни выступает содержание вероучения. Поэтому под религиозной социализацией понимается «превращение человека в верующего субъекта». Для восточных же христиан приоритетом считают ритуальную, церковную жизнь, участие в службах и таинствах. Поэтому «с православной точки зрения религиозная социализация - это воцерковление, становление членом прихода, общины, вписанной в этно-конфессиональные рамки»[4,с.115].

В последующих работах исследователей прослеживаются два подхода к понятию «религиозная социализация». Согласно первому подходу под религиозной социализацией понимается приобщение индивида к религии вообще. Согласно второму - усвоение индивидом религиозной традиции конкретного религиозного вероисповедания. В последнем случае феномен религиозной социализации личности в контексте православной традиции становится предметом социологического изучения как процесс воцерковления. Понятие «воцер-ковление» рассматривается многими авторами как синоним «религиозной социализации». На наш взгляд, термин «воцерковление» является менее удобным для обозначения исследуемого нами процесса, так как он имеет несколько смысловых полей. Так под воцерков-лением может пониматься: 1) обряд, совершаемый в храме над матерью и ребёнком после прошествия сорока дней после родов; 2) процесс живого приобщения к духовной и культурной традиции [5]; 3) процесс мистического вхождения в церковную жизнь [14]; 4) двусторонний процесс религиозного просвещения и образования [16]. Нас же в первую очередь интересует процесс усвоения индивидом религиозной традиции Православной церкви на уровне конкретного прихода. Поэтому мы считаем наиболее уместным употребление термина «религиозная социализация».

Следует заметить, что процесс религиозной социализации сегодня рассматривается как основа для изучения уровня религиозности и конфессиональной вовлеченности (воцерковлённости) населения. При этом актуальной проблемой сегодня является разра-

ботка методики, позволяющей эффективно измерить содержание религиозной веры людей, идентифицирующих себя в качестве православных прихожан. Для этого при разработке метода следует однозначно определять и уточнять критерии идентичности исследуемой реальности.

Термин «религиозная самоидентификация» впервые был введён в научный оборот Н.В. Баскаковой в связи с исследованием эволюции форм религиозного мышления классической русской интеллигенции конца ХУШ-начала XX века. Под религиозной самоидентификацией автор понимает «акт человеческого самосознания, в котором определяется высшая жизненная идея, под знаком которой строится вся жизнь, как индивида, так и социальной группы, во имя которой совершаются подвиги и могут быть принесены жертвы» [3,с.38].

На сегодняшний день имеется достаточное количество работ, посвящённых специфике определения отношения человека к религии вообще (религиозная самоидентификация) и к конкретному религиозному вероисповеданию (конфессиональная самоидентификация). Для нас представляет интерес религиозная самоидентификация как многоуровневый процесс. На первом уровне следует выявить отношение человека к вере в целом, т.е. является ли он верующим, неверующим или агностиком. На втором - выявить религиозную принадлежность человека (христианин, мусульманин, буддист и т.д.). На следующем уровне предметом внимания является конфессиональная принадлежность индивида (православный, католик, протестант и т.д.). На четвёртом уровне исследовательский интерес обращён к установ-

лению принадлежности человека к приходской общине.

Изучение процесса религиозной самоидентификации позволит нам выявить, насколько церковная социализация способствует осознанию человеком своей принадлежности к религии и определить роль прихода в религиозной жизни человека. Нам представляется, что в целом можно рассматривать религиозную самоидентификацию как результат процесса религиозной социализации.

В контексте нашего исследования уместным видится использование термина «религиозная самоидентификация», так как термин «конфессиональная самоидентификация», на наш взгляд, целесообразно употреблять в том случае, когда проводится сравнительный анализ процессов самосознания представителей, как минимум, двух конфессий.

Таким образом, исследование жизни православного прихода целесообразно проводить с использованием методов социологического анализа, позволяющих представить картину религиозной повседневности конкретных верующих. В процессе данного изучения немаловажным является использование того или иного категориального аппарата, позволяющего верно отразить акценты изучения объективной реальности. Под «религиозной социализацией» в этом исследовании будет пониматься процесс усвоения индивидом религиозной традиции Православной Церкви в рамках конкретной приходской общины, а под «религиозной самоидентификацией» - многоуровневый процесс самосознания человеком себя как принадлежащего к определённой религии, конфессии, приходу.

Биб.шографический список

1. Ажнакина Н.Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Пенза, 2006. 143 с.

2. Алексин К.В. Духовническая дисциплина в Русской Церкви и формирование приходских общин разных типов. Электронный ресурс.

3. Баскакова Н.В. Религиозная самоидентификация русской интеллигенции (Социально-философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: Великий Новгород, 2004. 169 с.

4. Безрогое В.Г. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях // Развитие личности. 2002. № 4. С. 115-136.

5. Валериан Кречетов, прот. Воцерковление есть приобщение к преемству Церкви. Часть 1 // Православие и современность. 2008. N6 (22). - Электронный ресурс. .

6. Волгин А., прот. Приходская община как метод универсального образования и становления целостной христианской жизни. // Сборник докладов IV Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1996. С. 262-277.

7. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Нужно работать над своим сердцем // Альфа и Омега. №2(43). 2005. Электронный ресурс..

8. Жамбалова С.Г. Специфика религиозной самоидентификации православных русских побережья Байкала // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. № 1. С. 226-234.

9. Забаев И.В., Пруцкова Е.В. Община православного храма: пространственная локализация и факторы формирования (на примере г. Москвы) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1 Богословие. Философия. 2012. С. 57-67.

10. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии. Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Летний сад, 2004. 280 с.

11. Каледа Г., прот. Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях. // Путь православия. 1993. №1. С. 19-32.

12. Качала Т.В. Приходская социально-педагогическая деятельность православных храмов Москвы в период патриаршества святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия II (пот материалам докладов святейшего на епархиальных собраниях Москвы в 1992-2008 гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 14. С. 27-42.

13. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. 365 с.

14. Нектарий (Морозов), игум. Что есть церковная жизнь и как на неё настроиться. - Электронный ресурс. .

15. Персианов Г., прот. Христианское общество и христианское образование. // Сборник докладов V Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1997. С. 182-186.

16. Пётр (Мещеринов), игум. Проблемы воцерковления // Киевская Русь. 2007. - Электронный ресурс.

17. Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности. Под ред. А. Агаджаняна, К. Русселе. М.: Издательство «Весь Мир», 2011. 368 с.

18. Тендит К.Н. Социальные аспекты культовой реальности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2010. № 4-5. С. 101-107.

19. Устав Русской Православной Церкви, XVI, 1. - Электронный ресурс.

20. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологическое исследование. 2005. № 6. С. 35-45.

References

1. AzhakinaN.B. Social service of religious organizations in contemporary Russia: Dis. ... Cand. Philosophical. Sciences: 09.00.11. Penza, 2006. 143 p.

2. Aleksin C.V. Duhovnichesky discipline in the Russian Church and the formation of parish communities of different types. -Electronic resource.

3. Baskakova N.V. Religious self-identification of the Russian intelligentsia (Social-philosophical analysis): Dis. ... Cand. Philosophical. Sciences: 09.00.11: Veliky Novgorod, 2004. 169 p.

4. Bezrogov V.G. Religious socialization and exercise of the right to faith in inter-generational relations // Development of personality. 2002. № 4. Pp. 115-136 - Electronic resource. .

5. Valerian Krechetov. Churching is appended to the succession of the Church. Part 1 // Orthodoxy and modernity. 2008. N6 (22). - Electronic resource. .

6. Volgin A. Parish community as a method of universal education and becoming whole of the Christian life. // Proceedings of IV International Christmas educational readings. ), 1996. P. 262-277.

7. Bishop Longin of Saratov and Volsk. Need to work on your heart // alpha and omega. № 2(43). 2005. - Electronic resource.

8. Zhambalova S.G. Specificity of religious self-identification of Russian Orthodox coast of lake Baikal // news of Irkutsk state University. Series: Political Science. Religious studies. 2012. № 1. Pp. 226-234.

9. Sabaev I.V., Prutskova E.V. Community of the Orthodox Church: the spatial localization and factors of formation (on the example of Moscow) // Vestnik of St. Tikhon's Orthodox humanitarian University. Series 1 Theology. Philosophy. 2012. P. 57-67.

10. Changing Russia in the mirror of sociology / edited by M.K. Gorshkov, N.E. Tikhonova. M: Summer garden, 2004. 280 p.

11. Kaleda G. Objectives, forms and structure of the catechism of the Russian Orthodox Church in modern conditions. // The path of Orthodoxy. 1993. №1. Pp. 19-32.

12. Kachala T.V. Parish socio-pedagogical activity of the Orthodox churches of Moscow in the period of the Patriarchate of his Holiness Patriarch of Moscow and all Russia Alexy II (sweat the reports of his Holiness at the diocesan assemblies of Moscow in 19922008,) // Vestnik of St. Tikhon's Orthodox humanitarian University. Series 4: Pedagogy. Psychology. 2009. № 14. Pp. 27-42.

13. MudrikA.V. Introduction to social pedagogy. Teaching aid for students. M: Institute of practical psychology, 1997. 365 p.

14. Nectarius (Morozov). What is the Church's life and how it is configured. - Electronic resource.

15. Persianov G. Christian society, and Christian education. // Proceedings of the fifth International Christmas educational readings. M, 1997. Pp. 182-186.

16. Peter (Meshcherinov). Problems churching // Kyivska Rus. 2007. - Electronic resource.

17. The parish and community in modern Orthodoxy: the root system of the Russian religion / edited by A. Aghajanian, K. the Russell. M: Palgrave Macmillan, 2011. 368 P.

18. Tendit K.N. Social aspects of the cult of reality // Bulletin of the Moscow state regional University. Series: Philosophy of science. 2010. № 4-5. Pp. 101-107.

19. The Statute of the Russian Orthodox Church, XVI, 1. - Electronic resource.

20. Filatov S.B., Lunkin R. Statistics of Russian religiosity: the magic of numbers and mixed reality // Sociological research. 2005. № 6. Pp. 35-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.