Научная статья на тему 'Религиозные ценности в социализации православно ориентированных руководителей организаций'

Религиозные ценности в социализации православно ориентированных руководителей организаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
612
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / SOCIALIZATION / VALUES / MORAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Песецкий О. А.

Статья посвящена изучению религиозных (православных) ценностей, носителями которых выступают как представители РПЦ, так и руководители коммерческих организаций. Православные ценности изучаются в нормативном и субъективном аспектах; если нормативные ценности консервативны и практически не меняются, то субъективная интерпретация христианских ценностей подвержена трансформации в процессе социализации их носителей. Анализируя опыт осознания религиозных ценностей православными и рыночными агентами, автор статьи приходит к следующим выводам: мотивом, определяющим выбор православного мировоззрения, является стремление к религиозно-нравственному отношению к жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious values in socialization of orthodox-oriented business managers

The article examines the correlation of different value approaches in the activity of business managers, where value systems contradict or complement each other, which influences business activity and personal choice of the given social group. The problem is in defining the combination of church (Orthodox) values and market values in professional and personal activity of market managers in the process of socialization. The research objectives include the analysis of religious needs formation in managerial environment as well as identification of the factors that influence the formation of needs for religious beliefs. In the process of study the underlying reason for the choice of the Orthodox outlook was identified it is the search for harmony, for the rational balance of value approaches with the purpose of managers’ self-actualization in business and social life.

Текст научной работы на тему «Религиозные ценности в социализации православно ориентированных руководителей организаций»

УДК31 (316.4)

О. А. Песецкий*

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья посвящена изучению религиозных (православных) ценностей, носителями которых выступают как представители РПЦ, так и руководители коммерческих организаций. Православные ценности изучаются в нормативном и субъективном аспектах; если нормативные ценности консервативны и практически не меняются, то субъективная интерпретация христианских ценностей подвержена трансформации в процессе социализации их носителей. Анализируя опыт осознания религиозных ценностей православными и рыночными агентами, автор статьи приходит к следующим выводам: мотивом, определяющим выбор православного мировоззрения, является стремление к религиозно-нравственному отношению к жизни.

Ключевые слова: социализация, ценности, нравственность.

O. A. Pesetsky

Religious values in socialization of orthodox-oriented business managers

The article examines the correlation of different value approaches in the activity of business managers, where value systems contradict or complement each other, which influences business activity and personal choice of the given social group. The problem is in defining the combination of church (Orthodox) values and market values in professional and personal activity of market managers in the process of socialization. The research objectives include the analysis of religious needs formation in managerial environment as well as identification of the factors that influence the formation of needs for religious beliefs. In the process of study the underlying reason for the choice of the Orthodox outlook was identified — it is the search for harmony, for the rational balance of value approaches with the purpose of managers' self-actualization in business and social life.

Keywords: socialization, values, moral.

* Песецкий Олег Анатольевич — преподаватель Политехнического техникума Санкт-Петербургского государственного университета экономики, аспирант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Po0858@bk.ru

328

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 1

Ценности православия определяют в настоящее время жизнь не только общественно-конфессионального сообщества верующих, но во многом влияют на социальную жизнь основных институтов общества в целом.

В сфере образования дискутируется вопрос о преподавании религиозных предметов, в армии священники духовно окормляют, исповедают и причащают верующих военнослужащих, многие осуществляют религиозное воспитание, отдавая своих детей учиться в воскресные школы при Храмах и монастырях. В сфере коммерции и предпринимательства все большее число менеджеров разного уровня разделяют православные ценности, руководствуются религиозными нормами в деловой и личной жизни.

В чем привлекательность православия для руководителей коммерческих организаций, в недавнем прошлом бывших атеистами, надеявшимися только на себя и разделявшими естественнонаучную картину мира? Чем является для многих из них религия? Идеологическим фоном жизнедеятельности? Нравственным поиском? Религиозным мировоззрением или модным подражанием? И, наконец, что такое православные ценности, в чем их содержательная особенность?

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, было проведено социологическое исследование православных ценностей и рыночных агентов, разделяющих эти ценности в предпринимательской среде. Исследовательской задачей стало изучение специфики религиозных (православных) ценностей, а также определение механизмов и факторов первичной и вторичной социализации, обеспечивших предпринимателям усвоение роли православного бизнесмена Целью исследования являлся социологический анализ условий формирования религиозной потребности коммерческих руководителей и определения их мотивации к активной религиозной деятельности, а также анализ факторов сохранения консервативных, религиозных ценностей в обществе потребления, формирования религиозной потребности в среде предпринимателей в процессе социализации.

Проблемной ситуацией исследования было определение взаимодействия православных и рыночных ценностей в профессиональной деятельности и личной жизни коммерческих руководителей, влияния религиозных норм на деловую активность предпринимателей.

При изучении содержательной специфики православных ценностей было предпринято видеоинтервьюирование группы духовенства Русской Православной Церкви, чье детство прошло в советский период, когда открылись возможности вертикальной мобильности, обеспечившие усвоение роли священника и монаха вместе с активной религиозной и общественной деятельностью.

В экспертном интервью с иеромонахами и священниками автор ставил задачу: исследовать православные ценности как систему, в которой присутствует как нормативный аспект (который практически не меняется) так и социально-поведенческий (который меняется), что требует изучения.

В качестве критериев репрезентативной выборки для духовенства было определено служение в РПЦ не менее 20 лет, а для православных предпринимателей — сформулированы следующие требования: — возраст — 35-50 лет;

— социальный статус — предприниматель, руководитель организации рыночной сферы деятельности с капиталом от 1000000 $;

— участие в церковной жизни: регулярное (еженедельное) посещение Храма, соблюдение постов, чтение молитв, исповедование, причащение, благотворительная деятельность и другие формы религиозной активности.

Размер выборки, обеспечивающий объективность результатов исследовательских задач, был определен в 15-25 предпринимателей.

В российской социологической литературе вопросы религиозной социализации изучены недостаточно полно: среди появившихся за последние десять лет публикаций непосредственно касаются указанной темы работы В. Г. Безрогова,В. А. Козырева, А. В. Мудрик, Е. Д. Руткевич, Т. А. Скляровой, Т. А. Фолиевой, Т. А. Чесноковой, И. Н. Яблокова [2; 4; 6; 7; 8], однако трудов, связанных с изучением религиозной социализации руководителей рыночной сферы, автору обнаружить не удалось.

Изучение именно этой социальной когорты обеспечивает научную новизну исследования, заметно расширяет понимание сущности религиозной социализации.

Для уточнения специфики православных ценностей летом 2012 г. были проведены качественные, экспертные видеоинтервью с представителями духовенства Русской Православной Церкви: с настоятелем Свято-Успенского мужского монастыря в Пушкинских горах, архимандритом о. Макарием; иеромонахом и духовником монастыря о. Ионой; иеромонахом о. Саввой; иеромонахом о.Василием и приходским священником храма Казанской иконы Божьей матери в Пушкинских горах о. Михаилом на тему «Ценностные ориентации православных предпринимателей».

Вопросы социологического интервью относились главным образом к проблеме понимания христианских, православных ценностей разными слоями православного сообщества, а также того, какие ценности являются основополагающими в жизнедеятельности Русской Православной Церкви и как они определяют отношения Церкви и общества.

Следует отметить, что под ценностью понимается совокупность норм (содержательная составляющая) и целей (инструментальная составляющая), формирующих выборы (требования), которые обращены к воле личности и определяют процесс ее социального взаимодействия. Ценность, это норма, которая значима для социального субъекта. Ценности формируются на основе потребностей и мотиваций личности, они проявляются как выбор значимого и важного в жизни человека или группы людей. Ценность — это «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта или группы субъектов. В качестве ценностей могут выступать как абстрактные религиозные смыслы, заключенные в понятиях, так и конкретные материальные блага.

Исходя из вышеизложенного, ценности социальных институтов, каковыми являются как Церковь, так и рынок, — это совокупность декларируемых и реализуемых норм, которые исполняются в коммуникациях и взаимодействиях агентов социальных институтов и контрагентов социальной среды. Совокупность институциональных ценностей выступает как единая ценностная систе-

ма, обеспечивающая взаимодействие и предметно-практические результаты деятельности общества.

В экспертном видеоинтервью с духовенством, определяя ценности, необходимо было отличать общественные, личные и православные ценности и исследовать содержание преимущественно православных ценностей, понимая в тоже время, что православные ценности также могут быть как личные, так и общественные. К ним относятся: Бог как абсолютная ценность, Церковь, семья, православная этика, аскетизм, декалог (десять заповедей), постулаты и догматы христианского вероучения.

Выбор качественного метода исследования опирался на стремление понять восприятие респондентами внешней реальности в контексте той социальной группы, которую они представляют. Следовало определить надындивидуальные, типизированные закономерности и смыслы, когда информант рассматривался как представитель социальной группы и носитель ее объективных ценностных установок, что позволяло оценить как объективный, так и субъективный аспект современной церковной практики, выражающейся во взглядах и убеждениях конкретных представителей интервьюированной группы, что позволяло уточнять содержательную специфику православных ценностей.

Опыт построения структуры и программы социологического исследования показывает, что использование методов и методик не может быть самоцелью, они могут и должны видоизменяться в ходе исследования, а выбор способа должен определяться прежде всего целью, качественной направленностью и предметом исследования, его конкретными особенностями и специфическими условиями. Поэтому в проведенном исследовании были использованы различные техники качественного метода.

Методика экспертных видеоинтервью определялась техникой «Биографического интервью» и «Нарративного интервью», что позволяло в свободном повествовании респондентов выявлять субъективную ценность смыслообра-зующих значений ключевых понятий интервью, после чего видеоинтервью были расшифрованы, обращены в рукописную форму, а их протоколы стали основой для последующего анализа и резюмирующего раздела эмпирической части исследования.

Задачей обработки и расшифровки экспертных видеоинтервью были типизация ответов респондентов, структурирование материала и приведение протоколов интервью в доступный для чтения вид, сохраняя при этом оригинальность и смысловые значения мысли информантов.

Вопросник экспертного интервью содержал двадцать шесть вопросов, объединенных в три блока: вопросы, раскрывающие понимание респондентами смысла православных ценностей; вопросы взаимоотношения Русской Православной Церкви и общества, включая и государство; вопросы соотношения православной этики с рыночными целями, достижение которых является критерием успешности в деловой жизни руководителей различных сфер бизнеса.

Определяя критерии надежности полученной первичной информации, следует указать на обоснованность, устойчивость и повторяемость одних и тех же смысловых значений в ответах респондентов по ключевым проблемам исследования. А также на совпадение смыслов ответов духовенства с офици-

альной позицией Русской Православной Церкви, которые сформулированы в высказываниях Святейшего Патриарха Кирилла, архиепископа Волоколамского Илариона (Алфеева) — председателя ОВЦС (Отдела внешних церковных связей) и ведущего программы «Церковь и мир» на канале «Россия 24». А также на трактовку затронутых в исследовании церковных понятий, которые даны в Православном катехизисе епископа Александра (Семёнова-Тян-Шанского).

Объектом изучения в предпринятом исследовании стали ценностные установки (как религиозные, так и рыночные) коммерческих руководителей — предпринимателей в возрасте от 35 до 50 лет. Это поколение социализировалось в советское время, их юность прошла в кризисные 1990-е гг., а формирование ценностных предпочтений определялось как советскими, общественными ценностями, так и теми либеральными и диссидентскими ценностями которые всё более и более наполняли общественное сознание. В 1990-е гг. предприниматели приобрели опыт циничного отношения к любым общественным ценностям, но в то же время, разочаровавшись в общественных идеалах, сформировали сакральное отношение к ценностям религиозным. Поиск нравственной опоры и стабильности, которые были бы в состоянии системно удовлетворить «гармонию внутреннего мира человека», его душевное и духовное равновесие, определило обращение к религиозным ценностям. Разочарование в несостоятельных общественных, семейных и профессиональных ценностно-идеологических концепциях того времени приводило к поиску «истинных», «вневременных» ценностей, которые смогли бы обеспечить стабильное равновесие нравственного сознания и осознание жизни как морально оправданного процесса.

Коллективная биография представителей православно ориентированных руководителей определяется условно однородной возрастной когортой. Социальное происхождение изучаемой страты (место рождения, профессия родителей, материальное положение родительской семьи и ее образовательный уровень и. т. д.) различно: представители группы происходят из рабочих семей и семей интеллигенции, выросли в городах и в провинции. Важным для формирования мировоззрения и критического мышления изучаемой когорты стали события и процессы периода вторичной социализации — встречи, влияние лиц, которые были носителями новой информации, столкновения и конфликты с носителями ценностей советской системы, а также активная общественная, профессиональная, а порой и теневая деятельность самих предпринимателей.

Определив свой религиозный выбор, православные предприниматели опирались на церковные нормы в жизни и бизнесе, интерпретируя ценности Русской Православной Церкви в желательном для себя жизненном и рыночном контексте. Так появляется новая религиозная страта, которая заметно отличается как от духовенства и монахов, так и от традиционных верующих и сочувствующих Церкви людей.

Формирование религиозной потребности определяется духовными исканиями, кризисом прежних убеждений, переоценкой естественнонаучной картины мира, сменой мировоззренческой парадигмы. Усвоение роли предпринимателя и определение этой роли через осознание нового статуса — православного предпринимателя, выявляет факторы формирования новой

православной когорты и механизмы функционирования в обществе православных предпринимателей.

В практической деятельности, в образе действий руководителей православные ценности стали влиять на договорные отношения между партнерами, на деловое целедостижение, на формирование персонала, а также на весь комплекс формальных и неформальных систем коммуникаций, которые существуют в коммерческих организациях.

Объективное противоречие между двумя концептуально разными типами мировоззрения, религиозным и рыночным (в его потребительском варианте), формирует оригинальные и динамичные объяснительные модели истолкования противоположных ценностных систем, общественных, церковных и рыночных событий и явлений и социальных взаимосвязей, что делает исследуемый вопрос актуальным и наполненным общественно значимым содержанием.

Проводя сравнительный анализ экспертных интервью представителей духовенства и официальной позицией Русской Православной Церкви, которую выражают, прежде всего, высшие должностные лица в РПЦ, следует отметить единство взглядов как рядовых священников, так и руководства Церкви в понимании целевых и инструментальных православных ценностей.

Приведем пример сравнительного соотношения высказанных взглядов по поводу этических норм православного человека и христианской нравственности: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Если понятия добра и зла в России не такие как в Америке, то нравственности действительно не существует. Фильтр, необходимый для того, чтобы критически воспринимать обрушивающийся на нас поток информации — это в первую очередь наш нравственный голос, а нравственность — универсальная категория для всего человечества [3, с. 12].

Председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Илларион:

Реставрация смысла нравственных норм должна опираться на христианскую любовь. Нравственные ценности не могут быть относительны — это абсолютные категории.

Концепция прав человека должна дополняться критерием нравственной оценки тех или иных событий, поэтому права человека нельзя рассматривать без ответственности человека за свои поступки. У человека есть права, но у него есть и ответственность перед собой, Богом, обществом, своими близкими. Как гармонизировать эти начала, это задача которую нужно решить в диалоге между религиозными конфессиями и обществом. Абсолютные нравственные нормы, которые заложены в религиозных традициях, должны иметь место не только в личной жизни человека, но и в общественном пространстве [1, с. 35].

Настоятель Свято-Успенского Святогорского монастыря, архимандрит Макарий:

Мораль — это производное того, чем человек должен быть в Боге.

Иерей о. Василий:

Нужно отказаться от того, что удаляет нас от Бога, то, что содействует нашему сближению с Богом — нравственно, а то, что удаляет — безнравственно.

Иерей о. Иона:

Человек должен подражать Спасителю, должен стремиться к совершенству и поступать по совести, исполняя заповеди Божьи, законы Моисея и евангельские блаженства.

Иерей о. Савва:

Человек должен учиться хранить память о Боге, учиться каяться и молиться. Церковь это институт, который положительно влияет на нравственное здоровье общества. Человек должен быть «Словек» — то есть образ Божий, носитель Бога в себе, так как вначале было Слово. Бог стал человеком в образе Христа для того, что бы человек стал Богом.

Священник о. Михаил:

В Евангелии сказано — что суд принадлежит Христу, не будем судить людей. У каждого есть возможность и падения и покаяния. Если бы было государство у нас, тогда бы мы сказали со святым Иоанном Кронштадтским: «земное Отечество — преддверие Небесного».

Священник о. Иаков (Яков Амбарцумов):

Родить сознательных христиан можно только посредством правильного духовного воспитания и руководства. Как сказал наш русский философ Иван Ильин, «мир управляется из детской». Христианин всегда понимает, что талант — это дар Божий, а не личное качество человека, эту истину понимают христиане, поэтому православные бизнесмены всегда готовы помогать нуждающимся людям.

Определяя такую ценность, как «Церковь», респонденты формулировали ее функцию в обществе как соединительную между Богом и человеком. Церковь выступает важным фактором восстановления и возрождения нравственного сознания не только верующих, но и всего российского общества.

Жизнь человека в Православии важна ее «Обожеванием» — спасительным воздействием на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви. Стяжание Благодати Святого Духа и спасение Души — это христианские цели земной жизни. Вера — это осуществление грядущего и уверенность в невидимом [5, с. 124].

Приведенные высказывания иерархов Русской Православной церкви и рядового духовенства указывают на совпадение в понимании базовых общественных и религиозных ценностей, одной из которых является мораль, нравственный закон.

Религиозные и этические требования, которые Церковь предъявляет тем, кто занимается и руководит бизнесом, можно сформулировать следующими тезисами:

«Следует отказаться от того, что удаляет человека от Бога, от его учения»;

«Нельзя осуждать, так как осуждение убивает любовь, а Бог и есть любовь»;

«Нравственное преобразование социального мира возможно только тогда, когда деятельность общества и его рыночных агентов, определяется религиозными и моральными нормами».

Обобщая результаты проведенного исследования, можно утверждать, что эмпирически полученные выводы обоснованы и репрезентативны и заключаются в том, что основные ценности православия можно определить как канонические правила и моральные нормы церковной жизни, которые должны разделять не только ортодоксальные православные христиане, но и нравственные граждане, которые руководствуются иными религиозными или светскими мировоззренческими установками.

В заключение можно сказать, что ценностные стратегии как института Русской Православной церкви и ее представителей, так и агентов рынка, православных коммерческих руководителей, стремятся к гармонизации ценностных систем на основе православной нравственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архиепископ Иларион (Алфеев). Диалог в программе «Церковь и мир» с журналистом Максимом Шевченко на канале «Россия 24». 12.01.2013.

2. Безрогов В. Г. Религиозная социализация и осуществление права на веру в меж-поколенческих отношениях: XX век и перспектива развития личности // Москва. — 2002. — № 4.

3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В режиме диалога // Православный журнал «Фома». — 2009. — № 5.

4. Руткевич Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro et contra // Вестник Института социологии. — 2013. — № 6.

5. Семёнов-Тян-Шанский А. В. (Епископ Александр). Православный катехизис. — Киев, 2010.

6. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. — 2011. № 4.

7. Филатова О. Г. Методика и техника социологического исследования. Конспект лекций. — СПб., 2000.

8. Фолиева Т. А. Религиозная социализация: понятия и проблемы // Известия Иркутского государственного университета. — 2012. — № 2.

9. Хеллевик О. Социологический метод. — М., 2002.

10. Ядов В. Я. Стратегия социологического исследования. — М.: Институт социологии РАН, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.