Научная статья на тему 'Русская ментальность: мифы и лирика'

Русская ментальность: мифы и лирика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / МИФ / MYTH / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ЛЮБОВЬ / LOVE / ЭРОС / EROS / СТРАСТЬ / PASSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Табакова З.П.

Исследуя проблемы русской ментальности, автор на материале поэтических текстов раскрывает аксиологические черты национального характера русского человека: патриотизм и трудолюбие, склонность к полной отдаче в веселье и страсти в любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская ментальность: мифы и лирика»

Табакова З.П. ©

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск

РУССКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ: МИФЫ И ЛИРИКА

Аннотация

Исследуя проблемы русской ментальности, автор на материале поэтических текстов раскрывает аксиологические черты национального характера русского человека: патриотизм и трудолюбие, склонность к полной отдаче в веселье и страсти в любви.

Ключевые слова: ментальность, миф, патриотизм, любовь, Эрос, страсть. Keywords: mentality, myth, patriotism, love, Eros, passion.

Широк русский человек, широк как русская земля, как русские поля.

Н.А. Бердяев

Проблемы коммуникации в современном мире приобрели глобальный характер, раздвинулись горизонты общения, соответственно им изменились возможности и средства контактов на всей планете Земля. Успехи в освоении космоса открывают безграничные просторы Вселенной. Люди задумываются над созданием языка общения с инопланетянами. В этих условиях вопрос о взаимопонимании землян естественно встал одной из главных задач лингвистики. Язык, его происхождение, строение всегда волновали человека. Но, пожалуй, ещё никогда интерес к современному языку не был так обострён, как в эпоху глобализации общества, которая выдвинула проблемы всеобщей коммуникации на передний план лингвистической науки. Пришло понимание того, что проблему межкультурной коммуникации не решить, казалось бы, такими простыми способами, как перевод всего человечества на один язык или создание какого-то нового универсального языка. Пришло ясное понимание, что язык не существует сам по себе, а является средством отражения и формирования культуры, духовно-нравственного развития обслуживаемого им этноса. В языкознании произошла смена научных парадигм, и человек стал центральной фигурой исследования. Особый интерес учёных вызвали проблемы национальной ментальности как основы самосознания представителя определённого этноса, связывающей человеческий коллектив единством понимания жизненно важных вопросов. Поскольку ментальность категория не материальная, а духовная, её описание может носить субъективный характер, следовательно, результаты исследования могут быть диаметрально противоположными и использоваться в разных прагматических целях.

Так, о русских и их ментальных чертах существует немало прочно закрепившихся мифов. В своём исследовании мы попытаемся определить некоторые ментальные черты, характеризующие русский народ как нацию. Разделяя утвердившееся мнение поэзия - душа народа, ответы на проблемы менталитета русского человека будем искать в поэтическом дискурсе, так как считаем, что в творчестве поэтов и писателей, твёрдо стоящих на национальной почве, знающих и любящих страну и её народ, отражена суть русского человека. Поэты чувствуют ответственность за свой дар и хорошо осознают своё предназначение на земле.

И пусть порой особенною метой Лежит на них трагичности печать, На эту землю посланы поэты,

© Табакова З.П., 2016 г.

Чтоб души врачевать и очищать.

Поэты не рождаются случайно [ 1: 46]. Стереотипы о России и русском человеке имеют многовековую историю, начало им положили недобросовестные и недоброжелательные путешественники из Европы. В Средние века легко было утверждать небылицы о России и русских, с этими мифами нас знакомят книги из серии «Россия глазами иностранцев». В некоторых из этих описаний Россия предстаёт варварской страной, где по улицам бродят медведи, а ленивые русские беспробудно пьют и бездельничают, при этом им совершенно незаслуженно достались огромные природные богатства, которыми русские не умеют правильно распорядиться. «Три условия, - писал С. М. Соловьёв, - имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живёт; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают» [2]. Известный историк на первое место по влиянию на жизнь народа ставит занимаемое этносом пространство. Ландшафт территории расселения, безусловно, оказывает влияние на судьбу народа, организацию его хозяйственной деятельности, быта и на формирование его ментальности. О русских говорят, что они живут прошлым, а не настоящим. В этом есть доля правды: в условиях русского приволья человек не может чувствовать себя ни царём, ни рабом природы. Он ощущает себя определённым звеном в вечном природном круговороте. В гармонии с природой воспринимается и история родной страны как смена поколений: мои предки - я - мои потомки. Человек в этой триаде выступает связующим звеном между прошлым и будущим, что рождает и гордость за свою историю и большую личную ответственность за её будущее. От морей и от гор Так и веет веками, Как посмотришь - почувствуешь: Вечно живём.

Если я заболею [3: 776] Но западных «доброжелателей» беспокоят далеко не сами природные пространства, их недовольство вызывает историческая несправедливость (как они считают) принадлежности этих пространств России. Однако это раздражение скрывается за лицемерным сочувствием русскому человеку, которого необъятная ширь русской земли и безбрежность русских лесов давит, обрекая на неизбывную тоску, неуверенность и неустроенность жизни. О том, как сами русские воспринимают просторы Отчизны, мы опубликовали несколько работ [см.: 4; 5]. Основной мотив восприятия русского пространства могут передать заключительные строки из стихотворения талантливого поэта Владимира Шестерикова, он написал их в 90-е годы прошлого века, но и сегодня они воспринимаются как написанные на злобу дня: Из близкой по духу мне песни Я выстрадал строки сполна: «Не нужен мне берег турецкий И Африка мне не нужна» [6: 67]. Песня М. Исаковского «Летят перелётные птицы» [7] получила признание народа и «по духу» близка как народу русскому, так и поэту как носителю и выразителю духовности этого народа. Герой песни «немало дум передумал» прежде, чем признаться, что «остаётся навеки с родной стороной». Поэт В. Шестериков также обдуманно и «сполна выстрадал» решение, которое звучит как обет человека, осознавшего, что родная земля, твой народ, материнский язык - это твоя судьба, твоя доля и радость бытия. Казалось бы, такие простые слова, но за ними - судьбоносное решение человека: что бы ни случилось, он разделит судьбу Родины.

А я остаюся с тобою, Родная моя сторона, Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна.

Сейчас «наши партнёры» пытаются создать образ России-агрессора, но они сами себе противоречат, утверждая, что просторы России негативно влияют на характер и судьбу русского человека, и одновременно приписывают ему желание «прихватить» ещё дополнительные земли. Нам представляется, что это обвинение очень убедительно опроверг Н. А. Бердяев, который писал: «Россия слишком велика, чтобы иметь пафос расширения и владычества» [8]. Русские люди любят свои безбрежные просторы, гордятся своими неповторимыми ландшафтами, но хорошо знают, что земля щедра только к тем, кто трудится на ней не покладая рук.

Земля велика и обильна И к людям щедра и добра, Когда заскорузлые руки Ей дарят почтенье своё. Немеренным потом политы Рождают богатства поля.

Колышется колос умильный [1: 14] Климат России не гарантировал богатых урожаев, и слишком короткий период для занятия хлебопашеством в зоне рискованного земледелия вынуждал крестьян трудиться от зари до зари. В стихотворении А. Курлени тяжесть крестьянского труда передаётся через эпитеты заскорузлые руки, немеренный пот, которые свидетельствуют о тяжёлом труде и напоминают известные выражения: загрубелые, шершавые руки; пот льёт ручьём, в три ручья, в поте лица, работать до кровавого пота. Хлеб-батюшка нелегко достаётся и в наши дни, не случайно поэт наставляет обратившегося к Богу человека: Не проси сомнительного злата И молочных рек и райских кущ. Попроси торжественно и строго, От соблазнов отрешённый весь, В кротости молитвенной у Бога: «Хлеб насущный, Боже, дай нам днесь!»

На закате или на рассвете [1: 98] И снова в поэтическом тексте знакомые с детства образы - молочные реки, райские кущи - и до конца жизни впечатавшиеся в памяти строчки из самой главной молитвы русского человека «Отче наш».

Не желая признавать право русских на самобытность, представители западного мира приложили немало усилий для создания мифов о русском человеке как личности, имеющей неидентичные Западу ценности. Традиция представлять искажённый образ русского человека сохранилась и в наше время. Особенно это проявилось в постперестроечные годы, когда многим казалось, что Россия навсегда исчезнет как самостоятельное государство, однако наши писатели и поэты верили в будущее своей Родины. Так, один из «печальников земли русской», Валентин Григорьевич Распутин писал: «Я верю, что Запад Россию не получит. Всех патриотов в гроб не загнать, их становится всё больше... Я верю, что мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тысяча лет». В это же время молодой поэт из Казахстана пишет прекрасное стихотворение «Россия», где с горькой обидой вопрошает:

«В России дебилы и пьяные морды Пропившие веру, надежду, любовь!» Когда ж это было, чтоб так откровенно Тебя называли страной дураков, Россия, твою обесценив мгновенно Историю - гордость прошедших веков? И так же, как Валентин Распутин, поэт, как заклинание, повторяет слова: Но, гордость за матерь свою не тая, Скажу, что осталась и будет Россия -

Любовь, и надежда, и вера моя!

Россия [1: 41]

Время показало, что слова В. Г. Распутина были пророческими. Сейчас в обществе наблюдается стремление осмыслить историю России. Сегодня в колонны патриотического движения «Бессмертный полк» вливаются всё новые миллионы людей. С портретами своих родственников, погибших в Великую Отечественную войну, идут и стар и млад. И молодые люди осознают, что пришло время им принимать эстафету старшего поколения и, чтоб не прерывалась связь времён в истории государства Российского, передавать её будущим поколениям. Однако не так страшны западные кликуши о скорой гибели России, как наши «сограждане», кичливо вещающие с экранов телевизоров. С чувством понятной брезгливости слушаешь откровения современного западника, то предсказывающего социальную и культурную деградацию страны, то накануне Дня Победы заявляющего: «Через этот процесс идёт изживание комплекса национальной неполноценности, потому что других крупных национальных достижений нет. День Победы становится частью воспитания граждан в духе героического милитаризма». [9]. Комментарии, как говорится, излишни.

Русский по духу человек, где бы он ни жил, связан генетическими корнями с Родиной-матерью, Россией. Поэты, живущие за пределами России, живут проблемами России и верят в её будущее:

Голодные, нищие, кляты и мяты, Нам пращуры свой заповедали глас: «Россия для мира пусть и непонятна, Жива и пребудет спасеньем для нас!»

Россия [1: 41]

В ряде философских трудов русскому человеку приписывается лень и беспечность, недостаток инициативы и слабо развитое чувство ответственности, отсутствие интенсивности культуры и воли [8]. Складывается мнение о русском как угрюмом человеке, неспособном радоваться и веселиться. Однако уже в «Повести временных лет» находим неопровержимые свидетельства о пристрастии русских предаваться веселью. Например, летописец Нестор, современник Владимира Мономаха, с упрёком пишет: «Мы именуемся христианами, а живём как язычники; храмы пусты, а на игрищах толпятся люди; в храмах безмолвие, а в домах трубы, гусли и скоморохи» (Повесть временных лет). В этом кратком замечании наблюдательного человека полная противоположность портрета русского простолюдина как ленивого и угрюмого человека. Утверждение Нестора об умении русского человека повеселиться легко подтверждается материалами устного народного творчества: подблюдными песнями, разудалыми частушками, залихватскими танцами, мудростью русских паремий. Народное мироощущение жизни находит отражение и в поэтических текстах. Великий Пушкин с годами от романтики переходит к реальному описанию жизни, в последних главах романа в стихах Пушкина волнуют «иные картины»: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи.

Евгений Онегин [10: 157]

Тема народа, неприхотливые картины природы, простой крестьянский быт и его приметы выступают определяющими чертами мира России, которые близки и другому русскому поэту. М. Ю. Лермонтов представляет по-настоящему народное понимание родины. Поэт в восторге от восприятия степей и «лесов безбрежных», он радуется приметам сельской жизни:

«Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз ...»

Стихотворение Лермонтов заканчивает строчками, которые свидетельствуют об умении русского крестьянина отдаваться искромётному веселью:

«А в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топоньем и свистом Под говор пьяных мужичков» [11: 509].

Здесь точно определено время картины русского веселья. Тяжёлый труд крестьянина не оставляет в летнюю пору времени для отдыха: трудиться нужно от зари до зари, потому что «летний день год кормит». И только по сакральным праздникам работать считалось большим грехом, а значит, в праздничные дни можно было расслабиться и погулять. Пушкин также с пониманием относится к простым радостям крестьян: Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака.

В работе Г. Д. Гачева «Русский Эрос» предпринимается попытка объяснить влияние ландшафта на любовь [12]. Автор описывает особенности Эроса, связывая его проявление с природными условиями жизни людей. Ему удаётся показать зависимость проявления эротических чувств от разных климатических условий: в знойных южных регионах и в зоне холодного севера. Надо отдать должное автору, всё это убедительно, глубоко философично, необычайно занимательно, но, на наш взгляд, достаточно субъективно. Мы не собираемся анализировать книгу философа, названную им самим как «Роман Мысли с Жизнью». Книга привлекла наше внимание описанием ментального проявления любви мужчины и женщины. Автор считает, что любовь русской женщины «как бы с дистанционным управлением», она всегда неосуществлённая: «Задан образец любви как оттолкновения, разрежения, - создания пространства пустоты, вакуума, и чтобы тяготеть на расстоянии Руси - в разлуке» [12: 4]. Для подтверждения своих выводов философ противопоставляет русской любви осуществлённую любовь Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Отелло и Дездемоны и других героев художественных произведений западных стран. «Русская» любовь представлена историей любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Автор делает вывод: «И здесь духовный Эрос воспарил на попранном сексе» [12: 4]. Однако анализируемый нами поэтический дискурс русской классики не даёт однозначного ответа на эту сферу чувств и вызывает подчас противоположные мнения. Да, в русской культуре всегда ценилось целомудрие и осуждались добрачные связи и семейная измена. Этому способствовало и православие, утверждавшее, что браки заключаются на небесах. Однако это не повод считать, что русские лишены страстей в любви. Трудно согласиться с утверждением автора: «И вот русская женщина, словно для того и создана, чтобы быть сосудом, вместилищем, источающим и рассеивающим по России именно такую любовь - как бы с дистанционным управлением, чтобы отталкивать от непосредственного слияния, зато тем мощнее удерживать страсть на расстоянии, чтобы перегонять секс в дух, огненную влагу - в воздух и ветер» [12: 4]. Достаточно обратиться к произведениям русского устного народного творчества, чтобы убедиться, через какие испытания готовы пройти герои сказок, чтобы любовь завершилась свадьбой, а сказка словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». В русских паремиях также отразилась высокая оценка взаимоотношений, построенных на любви:

Любовь не пожар, а загорится - не потушишь;

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить;

Без мила отстать - в уме не устоять;

Сухая любовь (платоническая) только крушит;

Коли не мил телом, не приробишься делом;

Батюшка Покров, покрой землю снежком, меня молоду женишком;

Хмелинушка тычинки ищет, а девица парня [13].

В народных песнях «осуществлённая любовь» не осуждается. Достаточно вспомнить всем знакомую песню «Шумел камыш, деревья гнулись.», зачисленную доморощенными эстетами в разряд пошлых, вероятно, за откровенный намёк на «осуществлённую любовь»:

Распрямись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани.

Но как бы её ни оценивали эстеты, без этой песни не обходится ни одно народное гулянье. Русские мужчины очень чётко различают любовь и секс, утверждая, что на западе с женщиной занимаются сексом, а в России женщину любят. В русском языковом сознании любовь и секс не являются идентичными понятиями. Это находит отражение и в толковых словарях. Так, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова секс определяется как: «Всё то, что относится к половой жизни» [14: 653], а любовь - как «Чувство самоотверженной сердечной привязанности» [14: 305]. Границы между этими понятиями, как видим, разведены. Любовь может быть взаимной и осуществлённой, а может остаться безответной, хотя и сексуально осуществлённой. Сергей Есенин написал много красивых стихов о любви, судя по ним, его представления о любви с годами менялись. Если в молодые годы любовь-страсть отливалась в подобные этим строчки,: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет [15: 21].

В зрелом возрасте, а для него это только в пределах 30 лет, поэт буквально в двух строчках проводит чёткую грань между любовью и сексом: Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью.

Юношеская любовь-страсть осталась в прошлом, и ей на смену пришла любовь-игра. Правила игры принимают оба партнёра: И нам обоим всё равно Играть в любовь недорогую.

Когда нет в сердце любви, приходится имитировать её плотскими утехами «лукавой страсти». Это и есть секс, но не осуществлённая любовь, которую поэт носит в своём сердце: Но всё ж ласкай и обнимай В лукавой страсти поцелуя, Пусть сердцу вечно снится май И та, что навсегда люблю я [15: 266].

Глубокое понимание поэтом любви как сердечной привязанности во всех тонкостях совпадает с трактовкой этого чувства в словарях.

Поэту Владимиру Шестерикову выпало счастье всю жизнь прожить с любимой женщиной, сохранив к жене юношескую любовь-нежность, его признание как бы приоткрывает смысл того, что можно назвать осуществлённой любовью: И я открыл секрет простой: Сама природа в нас стремится В противоборстве полюсов В одну себя соединиться.

Благодарю за всё, что было [6: 96].

Обратимся к поэме Максима Горького «Девушка и смерть», в которой девушка счастливо заявляет:

«Целовал меня впервые милый Под кустом зелёной бузины, - До царя ли мне в ту пору было?»

Влюблённую не очень испугал приказ царя убить её за дерзость смеяться и любить в тот момент, когда он, царь и повелитель, полон «чёрной злобы». Девушка испугалась, но не самой смерти, а того, что ей придётся умереть не долюбив. Этим и вызвана страстная мольба влюблённой:

«Что ж, от смерти некуда деваться, Видно, я умру не долюбя. Смертушка! Душой прошу тебя -Дай ты мне ещё поцеловаться!»

Смерть, всегда покорна злым демонам, но и она не устояла перед этим пламенем любви и сдалась на просьбу девушки: «Разрешаю я тебе - живи!» Получив отсрочку до утра, девушка не плачет и не страдает, а полностью отдаётся радости жизни и пьёт нектар земной любви:

Как земля гола весною ранней, Грудь её обнажена бесстыдно, И на коже шелковистой, ланьей, Звёзды поцелуев ярко видны. Два соска, как звёзды, красят грудь, И - как звёзды - кротко смотрят очи В небеса, на светлый Млечный путь [16]. В описании трижды повторяется сакральный образ звезды, очи её кротко устремлены в небеса, где неназванные Звёзды Млечного пути кротко благославляют эту любовь. Наступившее утро приоткрывает завесу их любовной ночи, мимолётное сравнение «дремлет парень, как олень усталый» не вызывает сомнений в их осуществлённой любви. Даже угроза смерти не смогла прервать эту любовь. Это погружение в любовную страсть, когда уже ничто земное не тревожит мир влюблённых, «лишь ты и я, взаимной тяги дети», знакомо и поэту-лирику наших дней:

И мир двоих, счастливый и безумный, Не признаёт вмешательств никаких. В нём всё для нас: пылающие губы, И жар, и дрожь, и кольца нежных рук, И божий свет - житейский, пошлый, грубый -Не может взять влюблённых на испуг. Всё по колено: море, горе, время Пьянённым высшим чувством про запас.

Сникает вечер. Тишь. [1: 76] О любви без оглядки на время и место пишет стихи поэтесса Валентина Дмитриченко: На простыне из лопуха, В горячих травах распластаться. И первородного греха Янтарным светом напитаться!

В горячих травах [17: 116] Если эти сцены любви, не убеждают в её осуществлённости, тогда, возможно, таковой можно признать любовь Арбенина и Нины в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», произведении, близком по сюжету драме У. Шекспира «Отелло». Разочаровавшись в светской жизни, разуверившись в людях, Арбенин женится на прекрасной девушке. И это событие возвращает ему интерес к жизни:

«И вдруг во мне забытый звук проснулся, Я в душу мёртвую свою Взглянул . и увидал, что я её люблю». «И я воскрес для жизни и добра» [18: 383]. Сам факт этого открытия невольно вызывает в памяти строчки из стихотворения А. С. Пушкина:

И для меня воскресли вновь И жизнь, и слёзы, и любовь. Не случайно в стихотворениях употреблён глагол воскреснуть, потеря возможности любить лишает человека смысла жизни, воскреснуть - значит вернуться к жизни, наполненной любовью. Воскресший Арбенин хорошо осознаёт пустоту, в которой без любви он окажется вновь. Полная отдача любовной страсти вызывает в нём такую же глубокую волну недоверия. И так же, как в драме «Отелло», интриги и коварство окружающих вызывают бурную ревность главного героя - и любящий человек становится убийцей. Как

видим, и в этой трагедии те же страсти: любовь, ревность, убийство и позднее раскаянье. Меняются только имена и страны, но любовь не знает ни границ, ни ландшафтов. Ей не подвластны только людские слабости и жизненные обстоятельства. Поэзия убеждает нас, что русский человек так же, как англичанин и француз, мавританец и итальянец, способен горячо любить и быть любимым.

Литература

1. Курленя А. И верю я голосу свыше. - Петропавловск: Издательство «Северный Казахстан», 2010, - 480 с.

2. Соловьёв С. М. Начала русской земли. // РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Библиотека русской литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruslib.3dn.ru/publ/solovev_sergej_ mikhaj lovich_nachala_russkoj _zemli/1-1-0-966

3. Смеляков Я. Если я заболею. // Три века русской поэзии - М.: Просвещение, 1979; - 845 с.

4. Табакова З. П. Проксемика и проблемы русской ментальности. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - Москва: «Академия естествознания» №5, Часть 4, 2015.

5. Табакова З. П. Влияние проксемики на мировоззрение поэта. Язык и межкультурное общение: толерантность - коммуникация - текст. Материалы международной научной конференции. -Астана, 2015.

6. Шестериков В. Благодарю за всё, что было. Лирика разных лет. - Петропавловск: «Масс-медиа», 2000.

7. Исаковский М. В. Летят перелётные птицы. // Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. - Москва, Ленинград: Советский писатель, 1965.

8. Бердяев Н. А. Судьба России. // iknigi.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-nikolay-berdyaev/23149-sudba-rossii-nikolay-berdyaev/read/page-11 .html

9. Гуров Л. Как праздник помогает изжить комплекс национальной неполноценности. // LENTA.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/05/07/9may/

10. Пушкин А. С. Евгений Онегин. // Собрание сочинений в 10-ти т., Т. 4. - М., 1960.

11. Лермонтов М. Собр. соч. в 4-х т. - М.- Л., 1961, Т.1.

12. Гачев Г. Русский Эрос: роман Мысли с Жизнью - М.: Интерпринт, 1994.

13. Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. - М.: Художественная литература, 1988. - 431 с.

14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1975.

15. Есенин Сергей. Стихотворения и поэмы. - Алма-Ата: «Жазушы», 1978.

16. Горький М. Девушка и смерть. // РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //rupoem. ru/gorkij /po-derevne-exal.aspx

17. Дмитриченко В. Звезда в колодце. Стихи. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. - 192 с.

18. Лермонтов М. Собр. соч. в 4-х т. - М.-Л., 1962, Т.3, стр.347-488.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.