Научная статья на тему 'ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ'

ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
480
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТ / ПОЭТИЧЕСКИЙ ДАР / POETIC GIFT / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORIC MEMORY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ. КEYWORDS: POET / FAIRNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Табакова З.П., Кожагулова К.К.

В статье через индивидуально-авторское понимание своего предназначения поэтами разных поколений раскрывается роль поэзии в духовно-нравственном воспитании общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ»

«ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ»

Табакова З.П.1, Кожагулова К.К.2 ©

1Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы, СевероКазахстанский университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск; кандидат филологических наук, доцент, начальник кафедры языковой подготовки Военного института Национальной

гвардии Республики Казахстан

Аннотация

В статье через индивидуально-авторское понимание своего предназначения поэтами разных поколений раскрывается роль поэзии в духовно-нравственном воспитании общества.

Ключевые слова: поэт, поэтический дар, патриотизм, историческая память, справедливость. Кeywords: poet, poetic gift, patriotism, historic memory, fairness.

На эту землю посланы поэты, Чтоб души врачевать и очищать.

А. Курленя

Слова из поэмы Евгения Евтушенко «Поэт в России - больше, чем поэт», послужившие заголовком данной статьи, давно стали прецедентным текстом. Однако за этими строчками следует и другое, не менее значимое утверждение: «Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз». Поэзия не только представляет ментальные черты человека, но и формирует их. Тема предназначения поэта и поэзии рефреном звучит в стихах поэтов разных поколений.

В первую очередь начинающим поэтам приходит осознание своего особого дара -быть поэтом. «Мне выпало счастье владения словом», - пишет Валентина Дмитриченко, принимая дар писать стихи как дар судьбы, неслучайно она использует сочетание счастье выпало. Как выпавший в лотерее счастливый билет, этот дар не заслуга поэта, но его судьба, а значит, - большая ответственность. Подобное отношение к своей негромкой лире находим и в стихах Александра Курлени:

И счастлив я, что в этом грозном мире, Где всё на высший суд обречено, Есть место и моей негромкой лире, И мыслям, обвивающим чело.

К читателям [1, 5]

Им вторит казахстанский поэт Бахытжан Канапьянов, пишущий стихи на русском

языке:

Судьба поэта -Божий знак.

Стихи его - под взглядом неба.

Судьба поэта [2]

Владимир Шестериков процесс создания произведения связывает с особым состоянием души. Воплощение в творимые стихи собственных мыслей, желаний, страданий и надежд доставляет автору особое удовольствие. Поэт знает цену своим стихам, рождённым в муках творчества, и верит в долголетие своего творчества: В нём звенят мои стихи и песни, Самоцветы сердца и души.

Моё богатство [3, 109]

© Табакова З.П., Кожагулова К.К., 2017 г.

Эти «самоцветы» представляют для поэта духовное богатство, несравнимое ни с какими материальными благами, поэт радостно восклицает: Разве я не стану вдруг богаче, Если строчка в сердце запоёт!

Поэтическая картина мира - результат духовной активности поэта, она всецело зависит от его таланта владеть силой слова. В народе всегда ценилось слово, оценка ему дана в пословицах, кладезе народной мудрости:

- Русская пословица: На великое дело - великое слово.

- Казахская пословица: Зажжённый огонь тело греет, доброе слово - душу.

- Китайская пословица: Слова - голос сердца.

- Каракалпакская пословица: От хорошего слова душа расцветает.

- Тувинская пословица: Слово от сердца трогает другое сердце. [4]

Проанализировав пословицы, приходим к выводу, что у разных народов концепт слово ассоциируется с духовным развитием человека, что за каждое сказанное слово человек несёт ответственность. Пословицы как хранилище человеческого опыта и мудрости народа на всех языках связывают слово с душой и сердцем человека, сердце при этом воспринимается как вместилище души, нравственного начала. Каждый орган человека отвечает за какую-то конкретную функцию его тела, а сердце и душа - за духовность и нравственность. И если без какого-то органа тела человек ещё может существовать, то без сердца (души) он перестаёт быть человеком. Считается, что за физическое здоровье человека отвечает врач, а за нравственное здоровье - ответственность берут на себя поэты, потому что им суждено понимать боль и страдания людей, верить в великую Справедливость.

Александр Сергеевич Пушкин называет поэта пророком, посланником Бога на земле: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Пророк [5, 149]

Великий Абай видит миссию поэта в служении своему народу: Не для забавы я слагаю стих, Не выдумкою наполняю стих. Для чутких слухом, сердцем и душой -Для молодых я свой рождаю стих. [6, 13]

У М. Ю. Лермонтова тема поэтического творчества и назначения поэта раскрывается особенно остро и многосторонне, она пронизана глубоко личностными переживаниями и философскими раздумьями; подчас ему кажется, что поэт «своё утратил назначенье», и остаётся только вспоминать о том времени, когда:

«Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных».

Поэт [7, 448]

Огонь могучих слов поэта «воспламенял бойца для битвы», был нужен толпе «как фимиам в часы молитвы» в те далёкие времена, когда колокол на башне вечевой собирал свободолюбивый народ на вече для решения важных решений. Мучительно размышляет М. Лермонтов о своём назначении, ему представляется, что в его время: Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рождённое слово.

Есть речи - значенье [7, 474]

Михаил Лермонтов считает дар поэта божественным, наделяющим человека не только поэтическим даром, но и даром пророка:

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье поэта, Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья.

Однако поэт-пророк оказался непонятым и осуждаемым толпой, которая его обрекла на скитальческую жизнь:

«Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!»

Эта извечная борьба собственного долга и непонимания людей, неприятие пророческой роли поэта придаёт его стихам особое чувство тревоги и волнения, вызывая желание понять, что видится пророку, когда «с отвагою свободной // Поэт на будущность глядит» [7, 475].

Вильгельм Карлович Кюхельбекер о себе писал: "Я по отцу и матери точно немец, но не по языку: до шести лет я не знал ни слова по-немецки, природный мой язык - русский». Он был русским не только по языку. Безграничной любовью к России наполнены его стихи и письма. Так, будучи в Париже, после встречи со знакомым из России он пишет: "Мы разговариваем только и единственно о России и не можем наговориться о ней". Через годы он выразит своё выстраданное чувство патриота России:

И я в родной стране забуду на мгновенье Заботы и тоску, и скуку, и волненье.

К Пушкину и Дельвигу из Царского Села [8]

Во время поездки по Европе В. Кюхельбекер убеждается в том, что русская литература готова стать на уровень гениальных творений человечества: "Для нас наступило время, когда для всех народов существенно взаимное знакомство, знание того, до какой степени развились среди них идеи, порождённые веком и просвещением, идеи, которые совершают в настоящую минуту великий переворот в духовной и гражданской жизни человеческого рода и пророчат ещё более значительную и всеобщую перемену». Через годы в последнем, предсмертном, письме к В. Жуковскому поэт снова высказывает мысли о назначении русской литературы. Эти пророческие предсказания, истоки которых в любви к родине, её культуре, языку и верности долгу поэта, полностью сбылись - и век 19 назван золотым веком русской литературы. В. Кюхельбекер с горечью пишет об участи русских поэтов, которым природой дан был и ум, и талант, и доброе сердце: Для славы и Рылеев был рождён; Но юноша в свободу был влюблён... Стянула петля дерзостную выю.

Участь русских поэтов [9, 110]

Поэт уверен, что трагическая судьба друзей-декабристов, талантливых поэтов, не сломила их духа; об этом ему «поведала» тень Рылеева, казнённого за участие в декабристском восстании:

Блажен и славен мой удел: Свободу русскому народу Могучим гласом я воспел, Воспел и умер за свободу! Счастливец, я запечатлел Любовь к земле родимой кровью!

Тень Рылеева [8]

Великий дар предвиденья - это не всегда радость для поэта. «Грядущее твоим очам // Разоблачу я в утешенье», - пишет В. Кюхельбекер в стихотворении «Тень Рылеева». В грядущем поэту видится, что «на Руси святой Свобода, счастье и покой!».

Поэт ощущает себя в едином быстротечном потоке времени и истории:

Все мы, люди - потомки адамова племени. Только разница в нас вот о чём говорит: Обыватель проходит в обыденном времени. А поэт в исторической эре творит.

Невозможно писать о поэтах без пафоса [1, 53] Мир поэзии Александра Курлени представляет собой неразрывную художественную нить настоящего с предыдущей эпохой, в которой сливается навечно слово и поэзия: И хороши иль плохи Стихи - не из эпохи, Им вечность - отчий дом. «Неудовлетворённость Настоящим и безнадёжность, безотрадность Будущего - вот роковое следствие отречения от родного Прошедшего, от истории жизни и смерти отцов наших. Это и есть Страшный Суд Истории над тем, кто, поглощённый мигом Настоящего, не видит двух окружающих его бесконечностей: Минувшего и Грядущего, и ставит себя выше тех, кому мы обязаны жизнью», - пишет Николай Фёдоров. [ 10]

Восприятие жизни в едином потоке и ответственности перед историей находит отражение в творчестве поэтов, властителей дум и врачевателей человеческих душ. В творениях классической поэзии план прошлого и настоящего тесно взаимосвязан. Прошедшего для поэта не существует, оно продолжается в настоящем. Настоящее вызывает постоянные ассоциации с прошлым и определяет будущее.

Поэзия не только радует читателей своим творчеством, дарит красоту поэтического слова, но и учит мудрости мысли и сердечной доброте. «Слово - серебро, а молчание -золото» гласит одна из русских пословиц. Совет её ценен в ситуации: когда нечего сказать -тогда, действительно, лучше промолчать. Касаясь в своих стихах проблемы нравственности, лицемерия и предательства, Владимир Шестериков показывает, что нельзя оправдать молчание, если оно является проявлением трусости и лицемерия: Нет, не всегда молчанье золото! Особой в нём заслуги нет. Иной раз скажешь только слово ты, А скольких сбережёшь от бед. Когда вас кто-то бьёт отчаянно, А на устах друзей - печать, Тогда не золото - молчанье, Предать вас -Значит промолчать!

Молчанье [11, 30]

Стихи поэтов, благодаря глубокой философичности и обращённости к божественной силе Творца, радуют читателей красотой поэтического слова, а также учат мудрости мысли и сердечной доброте. Когда даже самая изумительная, благозвучная и богатая прекрасными образами поэтическая форма отрывается от её глубокого внутреннего содержания, рождаются стихи, в которых читатель не находит отзвука в своей душе. Приведём строчки из стихотворения Константина Бальмонта:

Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша, Моё единое отечество -Моя пустынная душа. [12] Что это? Эгоизм человека, вознесённого на пьедестал или обычная минутная слабость в минуты горестных раздумий? Если это исповедь, то сколько же надо было пережить автору в жизни, чтобы так в ней разочароваться и искренне желать себе пребывать в одиночестве. Конечно, каждый человек стремится в какие-то моменты жизни уйти в себя и разобраться в своей душе. Но постоянное самокопание, тем более когда оно сжимается до себя любимого, до своей любимой души, напоминает путешествие по пустыне, что сознаёт и сам автор:

Моё единое отечество Моя пустынная душа. Не будем вдаваться в ассоциации, вызываемые определением души в зависимость от эмоционального настроения человека.

Любовь читателей к высокому поэтическому слову метонимически переходит на автора этих стихов. Прошло 180 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина, немногим менее - со дня дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова, но, вновь и вновь перечитывая эти давно знакомые страницы их биографии, люди болезненно переживают случившееся с ними. И эту боль несут поэты других поколений: Когда погибают поэты, Стареет от скорби земля. На точный прицел пистолета. О, Господи, воля твоя. [1, 13] Высокое предназначение русского поэта требует от него большого гражданского мужества, великой славы и горькой судьбы. Максимилиан Волошин стихотворение «На дне Преисподней» [13] посвятил памяти А. Блока и Н. Гумилёва:

Тёмен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведёт Пушкина на дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Поэт рассуждает и о своей судьбе, которая представляется поэту непредсказуемой, но одно он хорошо знает, что, какие бы беды ни случились, он разделит свою судьбу с судьбой своей страны.

Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой, И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

12 января 1922, Коктебель [13] В. Дмитриченко обращается с риторическим вопросом к Лермонтову: Вы ль не знали об этом, Несравненный поэт, Что в России поэтов Долгожителей нет. Ну зачем вы, поручик?

М. Лермонтову [14, 101]. Страшен удел гениев русской поэзии, но их поступки в их короткой жизни представляются оправданными, так как иначе они не могли поступить. Ведь знаю, сдаваться на милость Поэт подлецу не хотел. И голову гордо откинув, Смотрел на молчанье небес. Зачем ты случился, Мартынов? Зачем ты приехал, Дантес?

Когда погибают поэты [1, 13] Пуля Дантеса погубила Пушкина, пуля Мартынова оборвала жизнь молодого Лермонтова. Поэты смертны, как и всё живое на земле, поэзия же их бессмертна. А. Курленя заключает:

Но пуля чарующей лире Не даст никогда умереть.

Поэт Владимир Шестериков, несмотря на печальные представления о состоянии духовной и нравственной культуры современного общества, видит смысл дальнейшей жизни в своём творчестве, которое, поэту хочется в это верить, будет востребовано потомками: Я уйду, как всё, что есть, уйдёт, -В мир иной - без горечи и страха. Может быть, придёт и мой черёд Восставать из пепла и из праха.

Древние наивней были нас.. .[15, 23] Поэт В. Кюхельбекер писал о России: «мощь и великая восприимчивость к правде должна в любой стране внушать большие надежды другу человечества". С тех пор прошло 200 лет, но остаётся впечатление, что эти слова написаны о нашем времени и о наших глобальных проблемах: в России восприимчивость к правде осталась, а вот надежды на понимание поиска русским человеком вечной Справедливости пока не сбылись. Однако в то, что это произойдёт, верил русский поэт, остаётся и нам - верить и ждать.

Литература

1. Курленя А.Ю. И верю я голосу свыше. - Петропавловск: « Северный Казахстан», 2010

2. Канапьянов Б.М. Судьба поэта // Простор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:/Мй1ег8.к2^оита18/?ГО=12&КиМ=84&СиКЕКТ=&АЯТ1СЬЕ=2548

3. Шестериков В.Г. Благодарю за всё, что было. - Петропавловск: «Масс-медиа», 2000

4. Русские пословицы и поговорки // Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. - М.: «Художественная литература», 1988

5. Пушкин А.С. Собрание соч. в 10 т., Т.2 - М.: «Художественная литература», 1959

6. Пушкин Абай. М.: ИПЦ «Русский раритет», 2006

7. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырёх томах, Т.1, М.-Л., 1961

8. Кюхельбекер В.К. К Пушкину и Дельвигу // Русская поэзия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rn.rupoem.ru/poets/kyuxe1beker/nagnu1is-nado-mnoj

9. Кюхельбекер В.К. Три века русской поэзии. - М.: «Просвещение», 1979

10. Николай Фёдоров. Живое и мёртвенное восприятие истории // Регнум.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2201773.htm1

11. Шестериков В.Г. Костры земли. - Алма-Ата: «Жазушы», 1974

12. Бальмонт К.Д. Я ненавижу человечество // poesias.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-ba1mont/stihi-ba1mont10478.shtm1

13. Волошин М.А. На дне преисподней // Стих.про [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stih.pro/na-dne-preispodnej/ot/vo1oshin

14. Дмитриченко В. Продолжается жизнь. - Ставрополь: ГУП «Ставропольская краевая типография», 2003

15. Шестериков В.Г. Второе зрение. - Алма-Ата: «Жазушы», 1983

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.