Научная статья на тему 'Русская ментальность: архетипический подход'

Русская ментальность: архетипический подход Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1091
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / АРХЕТИП / СОБОРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козина Татьяна Николаевна

В статье рассматривается понятие «ментальность». Автор доказывает, что на формирование ментальности русского человека большое влияние оказало православие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская ментальность: архетипический подход»

УДК 8(47)82-3

Т. Н. Козина

РУССКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ: АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье рассматривается понятие «ментальность». Автор доказывает, что на формирование ментальности русского человека большое влияние оказало православие.

Ключевые слова: духовность, ментальность, православие, архетип, соборность.

Россия исторически сложилась как многонациональная страна. В ней проживает свыше 160 различных национальностей, которые отличаются своими этнографическими, культурно-историческими, конфессиональными и другими характеристиками. Русские составляют 8о % населения страны. В соответствии с международными стандартами, принятыми ООН, страна считается мононациональной, если к одной этнической группе относится более 50 % ее населения. Следовательно, основой российской ментальности является русская ментальность, которая играет определяющую роль в выборе исторического пути России.

Понятие «ментальность» отражает общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, при этом в нем большое место занимает бессознательное. Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, предрассудками и суевериями, символами и нормами поведения наряду с материальными интересами.

У истоков русской религиозной философии стоит митрополит Иларион - автор «Слова о Законе и Благодати». В нем Киевский митрополит говорит о наступлении эпохи Благодати для просвещенного христианской верой Русского государства. Автор умело использует светлые пасхальные образы и мотивы.

У медиевистов нет единого мнения в определении года, когда впервые было произнесено «Слово...», но ученые единогласно считают, что «оно прозвучало либо перед пасхальной утренней службой, либо же в первый день пасхи» [1, с. 8].

На пасхальной неделе во время церковной службы прочитывается Евангелие от Иоанна. Оно звучит до дня Святой Троицы. В этом Евангелии не говорится о Рождестве Иисуса Христа, поэтому в православном литургическом цикле празднование Пасхи становится главным праздником «не только в конфессиональном, но и в общекультурном плане», что позволяет говорить «о наличии особого пасхального архетипа и его особой значимости для русской культуры» [1, с. 12].

Еще А. С. Пушкин чувствовал исключительную устремленность русского народа к Светлому Воскресению, когда утверждал, что «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер» [2, с. 130].

Ф. М. Достоевский констатирует в «Дневнике писателя», что центром кругозора русского человека выступает Иисус Христос.

Приобщенность к православной вере в течение нескольких столетий создает тот строй личности, который передается по наследству и действует в человеке иногда помимо его воли. Постепенно пасхальный архетип стал основой русской ментальности.

Исповедуя православную веру, Русь поставила перед собой серьезную историческую, государственную и культурную задачу - осуществить царство Божие на земле. Церковь оказала большое влияние на общественный строй. Был сформирован идеал госу-

9

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

дарства, где все население - одна семья, все связаны между собой и представляют ценность лишь как органичная часть единого целого.

Под влиянием православной религии преобразилась духовная жизнь восточных славян. У них появились совершенно новые понятия и представления об окружающем мире, о месте и роли в нем человека. Так, если в языческом искусстве предпочтение отдавалось материальному, земному, природному: «плоть» торжествовала над «духом», то в христианском искусстве на первом месте было духовное начало, воспевались высокие подвиги человеческой души, высокие идеалы и нравственные принципы.

Н. Я. Данилевский особо подчеркивал, что «религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительно) содержание древней русской жизни.

В XIII-XV вв. важную роль в духовной, политической и хозяйственной жизни Московского государства играли монастыри. Позднее Киреевский особо выделит в жизни России роль монастырей как своеобразных университетов.

Первым после Илариона компоненты русской ментальности выделил И. В. Киреевский. Он показал, что вера в русской культуре важнее логического вывода, что нравственность (правда) выше юридических законов, что монастырь на Руси «интеллектуальнее», чем университет, что общенародное единство (соборность) предшествует индивидуализму, что на Руси личность владеет своей собственностью, а не наоборот.

Основой русской самобытности были православие, самодержавие и общинность. Издавна русский народ привык к общинно-земским началам управления, т.е. к демократизму, чувству солидарности и взаимопомощи, ответственности за решение общественных проблем. На это указывает Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию». Он рассматривает одну из форм народной демократии - земство. Очевидно, что такие современные формы государственного управления, как мэрия, префектура, муниципальный округ, чужды народу, не соответствуют русским национальным традициям.

К комплексу нравственных категорий, составляющих важнейшие духовные ценности русского народа, относится соборность. Как характерная черта ментальности она имеет истоки в древнерусской общине. Это идейное выражение внутреннего единства русского народа. Большое влияние на дальнейшее развитие соборности оказало православие.

Философ П. А. Флоренский констатирует зрительное и слуховое проявления соборности в православном сознании. По его мнению, нарушение линейной перспективы изображения в русских иконах («обратная перспектива») не только эстетически плодотворно, но и свидетельствует о глубинной соборности, стоящей за таким видением мира, поскольку «каждый акт соборования есть вместе с тем и собирание точек зрения и центров схемо-построения» [3, с. 343]. Такая картина мира создается не «точечным» (индивидуальным), а соборным сознанием.

По мнению Флоренского, многоголосие русской народной песни напоминает полифонию Средних веков, но предшествует ей исторически. В этом случае соборность проявляет себя в «области слуха». Русскому философу слышится в многоголосии народной песни «полная свобода всех голосов, «сочинение» их друг с другом в противоположность подчинению. Тут нет раз и навсегда закрепленных, неизменных хоровых «партий». При каждом повторении напева появляются новые варианты как у запевалы, так и у певцов, хора. Единство достигается внутренним взаимопониманием исполнителей, а не внешними рамками. «Каждый более-менее импровизирует, но не разлагает целого».

Собственное определение соборности оставляет в дневниковых записях М. М. Пришвин: «Соборность... есть лишь результат более утонченной личности» [4, с. 33]. Соборность стала важной составляющей русской ментальности, помогая народу противостоять разрушительным явлениям истории.

10

Гуманитарные исследования

Православное мессианство также является одной из ценностных ориентаций русской нации. Оно обусловлено религиозностью русского народа и вызвано желанием помочь другим этническим общностям избавиться от насилия, зла и страданий.

В советский период эта характерная черта русского национального самосознания трансформировалась в идею о мировой революции и победе социализма во всем мире. Русских крестьян и рабочих привлекла великая идея создания рая на земле. Они взялись за оружие, чтобы пострадать за униженных и оскорбленных всего мира и установить вечную справедливость. Русский народ не принял бы коммунизма, если бы не увидел в нем притягательной силы стояния за правду: жить по правде, а не по выгоде. За это не страшно и умереть.

Философ А. Л. Казин считает, что «красная звезда и флаг с серпом и молотом -сплошь оккультные знаки - обращались в душе России в голгофский символ». Власть ничего не могла с этим поделать: «в руку России вкладывали коммунистический меч, а она его, как и все иноземные дары, переделывала в православный Крест». Во внешнем облике советских людей 1920-1950-х гг., носивших ушанки, платки, сапоги, ватники, философ видит искаженный образ юродивого, добровольное «уничижение, которое паче гордости» [5, с. 105].

Под воздействием идей мессианства у русского народа сформировалась такая ментальная черта, как вера в чудо. В моменты опасности русский человек всегда надеялся на помощь неких сверхъестественных сил. Русским свойственно идеализировать вождей, считать их спасителями Отечества и народа, приписывать им магические способности, мудрость, проницательность, дальновидность, т.е. обладание «даром Божьим».

Эти ментальные компоненты народа широко используются в современных политических технологиях, которые строятся с учетом национального менталитета и традиций. Так, в период избирательной кампании людям внушается вера в честность, принципиальность, работоспособность кандидата. И его победа чаще всего обусловливается верой избирателей.

Еще одна черта русской ментальности - преклонение перед красотой. Русские люди тянутся ко всему прекрасному так, как позволяет вся широта их души. Созерцание великолепных пейзажей славянами рождало их мелодичные народные песни. Выбор православной веры восточными славянами также объясняется их стремлением к красоте: посланники князя Владимира были восхищены благолепием церковной службы.

Под влиянием православной веры сформировалась такая ментальная черта русских, как жертвенность. На протяжении многих веков жертвенность, поддерживаемая официальной идеологией, использовалась руководителями государства в своих целях. В народное сознание внедрялись лозунги, актуальные для данного исторического отрезка времени: «За веру, царя и Отечество», «За Родину, за Сталина», «За единую и неделимую Россию». И в настоящее время людям приходится многим жертвовать из-за постоянно проводимых реформ.

Философ К. С. Леонтьев считал, что эти ментальные черты составляют душевную красоту народа и делают его истинно великим и примерным.

Таким образом, начиная с момента крещения и вплоть до начала ХХ в. Россия была православным государством, поэтому религиозность является одной из глубинных черт характера русского народа.

Под влиянием православия сформировались такие ментальные черты, как бескорыстие, благожелательность, жертвенность, милосердие, сострадание, терпение, аскетизм. Религиозность как бессознательная вера в идеалы, идеи, духовное начало находится в глубине каждой русской души.

После Октябрьской революции религия была запрещена, священнослужители преследовались, храмы разрушались, насаждался атеизм. В результате этого идеалы марк-

11

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

сизма-ленинизма стали для народа своеобразной религией. В жизнь людей были введены новые календарь и праздники, а с ними появились советские обряды и атрибуты.

Продолжением подобных перемен становится появление культа мучеников-революционеров, в честь которых переименовываются города и улицы, ставятся памятники, к В. И. Ленину складывается отношение не просто как к выдающемуся теоретику и политическому руководителю, а как «к вождю церковной иерархии» [6, с. 141].

Поскольку культура является диалектически развивающимся процессом, у нее имеются устойчивая (консервативная) и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. На протяжении многих веков остаются практически неизменными морально-этические и религиозно-нравственные представления, на которые мало влияет изменение социально-политической ситуации или смена общественного строя.

На протяжении почти всего ХХ в. власть в России пыталась создать советскую ментальность, базируя ее на основе этноменталитета крупных наций и внося социалистические коррективы. Глубинные гуманистические ценности русского народа понесли огромные утраты под влиянием идеологии. Но несмотря на это, ментальность русских не стала советской: религиозное мировоззрение оставалось внутренней потребностью многих людей.

Утрата былого величия России на рубеже XX-XXI вв. не что иное, как следствие отказа от традиционных ценностей и православной веры. Любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении ведут к деградации общества. Возрождение системы духовно-нравственного воспитания является главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа.

Список литературы

1. Есаулов, И. А. Пасхальность русской словесности / И. А. Есаулов. - М. : Кругъ, 2004. - 560 с.

2. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений : в 19 т./ А. С. Пушкин ; гл. ред. В. Д. Бонч-Бруевич ; АН СССР. - М. : Воскресенье, 1999. - Т. 7. - 395 с.

3. Флоренский, П. А. Сочинения : в 2 т. / П. А. Флоренский. - М. : Правда, 1990. - Т. 2. - 490 с.

4. Пришвин, М. М. Собрание сочинений : в 8 т./ М. М. Пришвин ; сост., подгот. текста и ком. Т. Бедняковой, Я. Гришиной, Л. Рязановой ; худ. Ф. Домогацкий. - М. : Художественная литература, 1986. - Т. 8. - 759 с.

5. Казин, А. Л. Великая Россия: религия, культура, политика / А. Л. Казин. - СПб. : Петрополис, 2007. - 612 с.

6. Вьюнов, Ю. А. Русский культурный архетип: страноведение России / Ю. А. Вьюнов. - М. : Наука: Флинта, 2005. - 480 с.

Козина Татьяна Николаевна

доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой изобразительного искусства и культурологии,

Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

УДК 8(47)82-3 Козина, Т. Н.

Русская ментальность:архетипический подход / Т. Н. Козина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 3 (11). - C. 9-12.

Kozina Tat'yana Nikolaevna

doctor of cultural studies, associate professor, head of sub-department of fine arts and culture, Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.