Научная статья на тему 'К опыту герменевтического исследования онтологии русской культуры: православие и вектор национального развития'

К опыту герменевтического исследования онтологии русской культуры: православие и вектор национального развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВИЕ / ТРАДИЦИЯ СВЯТОСТИ / ИСИХАЗМ / ДУХОВНОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО / RUSSIAN CULTURE / ORTHODOXY / SANCTITY TRADITION / HESYCHASM / SPIRITUAL SELFSACRIFICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихонова Евгения Петровна

В статье предпринята попытка герменевтического анализа онтологии русской культуры в контексте её религиозного самоопределения. В рамках авторского подхода определён социокультурный смысл крещения Руси как выбор православной веры, отождествляемой с новым мировоззрением, идеологией и основным вектором развития русской культуры. Особое внимание уделено исследованию культурных архетипов русской ментальности, ключевым из которых обозначена «кенотипическая» святость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Viewing the experience of hermeneutic research of Russian culture ontology: orthodoxy and vector of national development

This article attempts to give the hermeneutic analysis of ontology of Russian culture in the context of its religious self determination. Within the scope of the author's approach, the socio-cultural meaning of Conversion of Russia as the choice of Orthodox faith is defined. The Orthodox faith is identified with a new world view, ideology and the basic vector of Russian culture development. Much attention is given to the research of Russian mentality cultural archetypes, «the kenotypical» sanctity of which is crucially denoted.

Текст научной работы на тему «К опыту герменевтического исследования онтологии русской культуры: православие и вектор национального развития»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №2 (10)

УДК 271.22

Е.П. Тихонова

К ОПЫТУ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОНТОЛОГИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРАВОСЛАВИЕ И ВЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В статье предпринята попытка герменевтического анализа онтологии русской культуры в контексте её религиозного самоопределения. В рамках авторского подхода определён социокультурный смысл крещения Руси как выбор православной веры, отождествляемой с новым мировоззрением, идеологией и основным вектором развития русской культуры. Особое внимание уделено исследованию культурных архетипов русской ментальности, ключевым из которых обозначена «кенотипическая» святость.

Ключевые слова: русская национальная культура, православие, традиция святости, исихазм, духовное подвижничество.

В настоящее время - в парадоксальной ситуации одновременного принятия и преодоления наследия атеизма первостепенное значение приобретает сохранение духовного ядра национальной русской ментальности - того первоисточника, из которого произрастает древо жизни народа - национальный дух, национальное самосознание и национальная культура. «Национальным менталитетом мы называем глубинные структуры культуры, определяющие на протяжении длительного времени ее этническое или историческое (эпохальное) своеобразие» [1. С. 43]. В русской истории онтологическую роль основания традиционной культуры выполняет православие, которое укореняет в русской душе и в характере народа вневременные идеалы Боголюбия, человеколюбия и правдолюбия.

История развития русской культуры соотнесена с эпохальным событием, которое изменило жизнь и мировоззрение древних русичей. Крещение государства православной верой включило Древнюю Русь в общий поток мировой истории и обозначило «осевое время» для русской культуры. Христианство способствовало осознанию единства человечества. Апостол Павел в Послании к Галатам писал: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; Все вы, крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; ибо все вы одно во Христе Иисусе» [2. С. 242]. Вместе с сознанием равенства на Русь пришло сознание всеобщей истории человечества. Именно с этого эпохального момента каждое социокультурное и политическое событие Руси обретало свой неповторимый и судьбоносный смысл.

В исторической перспективе российская цивилизация формировалась синергетическим наложением различных социокультурных и политических векторов. В данной связи необходимо выявление ментальных предпосылок, сформировавших тип российской цивилизации. В традиционной интерпрета-

ции исторического бытия Русской земли (Н.А. Бердяев, Вл. С. Соловьев, Г.В. Вернадский, И.В. Кондаков) установлено понимание России как евразийской державы с православной идеологией византизма и ордынским военно-стратегическим централизмом. Русский философ Н.А. Бердяев высказал следующую мысль: «... противоречивость и сложность русской души связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира» [3. С. 44].

В герменевтическом толковании в трудах академика Д. С. Лихачева и игумена Иоанна (Экономцев) Русь представлена не столько как Евразия, сколько как Скандославия. Не случайно Д. С. Лихачев говорил о том, что влияние азиатских кочевнических народов в оседлой Руси было ничтожно. Экономцев в работе «Православие. Византия. Россия» писал о том, что, «несмотря на географическую близость Запада, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен на протяжении веков шел в южном и северном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины, соединявшей между собой разбросанные среди лесов и болот небольшие государства-волости. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до того, как оно утвердилось на Севере» [4. С. 4647].

Традиционная русская культура развивалась в условиях существования многонационального государства, занимающего огромное пространство Восточно-Европейской равнины, в пределах которой осуществлялась медиация «токов» двух начал - двух традиций - не Востока и Запада, не Азии и Европы, но Юга и Севера. Истоки русской культуры укоренены в базовых традициях Византии и Скандинавии, которые выработали систему ценностей и определенный тип мировоззрения, задающие вектор направленности культуротворческой и социополитической деятельности русских людей.

Византия и Скандинавия сформировали традиционные основы русской духовности, общественно-социального устройства Руси и ведущей идеологии государства. Если Скандинавия передала Руси новую модель организации социальной жизни граждан и схему (образец) военно-дружинного устроения государства, то Византия непосредственно повлияла на формирование системы жизненных ценностей и смысловых основ русской духовности посредством принятия Русью восточной ветви христианства - православия, распространения славянской письменности и передачи византийского теократического идеала власти. Обращение Древней Руси к старославянскому языку, воспринятому от равноапостольных Кирилла и Мефодия, имело непреходящее значение для исторических судеб русской культуры. Старославянский язык русской культуры объединил этнос и способствовал образованию духовной интеллигенции.

Выбор принципиально новой веры для Руси в 988 г. был жизненно необходим: государство - Русь не могло быть создано без определения единого духовного пространства. Бесконечно-беспредельная территория Руси требовала введения не механической реформы объединения локальных божеств в Киевском пантеоне, но принятия универсальной монотеистической религии, способствующей осуществлению культурной самоидентификации Руси в ис-

торическом пространстве мировых цивилизаций. Выбор христианской религии для древней Руси отражал необходимость геополитического самоопределения древнерусской народности в координатах Запад - Восток и Север -Юг, который приобретал не только географический, но и культурнорелигиозный и политический смыслы.

Крещение Руси в 988 г. определило характер развития нового феодальномонархического государства - Киевской Руси. Крещение православной верой было не просто принятием системы византийских обрядов, православие выступило в роли базовой культурной традиции, которая, выработав определенную систему ценностей, сформировала образ жизни русских людей. Культурное содержание крещения Руси, с одной стороны, сводилось к поиску религиозной формы политических и социально-экономических процессов образования Киевского государства, с другой - способствовало приобщению Руси к культуре христианизированных стран Европы. Принятие христианства следует воспринимать как основное событие, связанное с принципиальным культурно-историческим выбором национального пути развития независимой Руси.

Ценностное ядро русской традиционной культуры образовано идейными установками византийского христианства - православия, смысловой доминантой которого выступает приоритетное развитие духовных ценностей. На Руси духовные ценности являются выражением сущностных основ развития вселенского и человеческого бытия. Утверждение значимости духовных ценностей онтологически укоренено в опыте веры - православие актуализирует новые жизненные смыслы и нравственные идеалы Христовой любви к человеку призывом к покаянию в таинствах соборной Церкви. Религиозное таинство православной церкви - соборование в русском варианте трансформировалось в мощный социокультурный инструмент формирования национального самосознания русских людей. Художественным символом соборования Древней Руси стала чудотворная икона Андрея Рублева «Троица» (XV в). Андрей Рублев в красках иконы передал безмолвную молитву, выразившую любовь, единение и веру в спасение в образе Живоначальной Троицы.

Духовные ценности православия выступают требованием сохранения идеалов должного в нравственности и во всех сферах человеческой жизни. Православная квинтэссенция должного отношения к другому человеку выражена в Нагорной проповеди Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» [5. С. 9]. Понимание истинности христианского учения сопрягается с веротерпимостью и с толерантным отношением к инакомыслию. Культурный потенциал христианства выражен в сочетании веры в спасительность Божественного Откровения и в опыте действенной любви к человеку.

В перспективе Евангельских проповедей любой человек вне зависимости от религиозно -конфессиональной принадлежности становится «ближним», посредством чего преодолевается ветхозаветное представление о богоизбранности одного народа. В христианской религии каждый человек через веру получает право и власть быть Божиим чадом. В Евангелии от Иоанна сказано: «А тем, которые приняли Его, верующие во имя Его, дал власть

быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» [6. С. 111]. Православие для русских людей явилось учением жизни, которое выработало характерное стремление к обретению нравственного смысла человеческого бытия, трансформированное в сознании человека в общекультурную идею преображения мира силою любви, милосердия и сострадания.

Становление христианского мировоззрения в период Средних веков совпало с трагическими испытаниями русской истории (феодальная раздробленность, междоусобные споры, столкновения с кочевниками и монголотатарское иго), эти события способствовали укоренению в сознании русских людей чувства исторического пессимизма и эсхатологизма. Именно поэтому в русской ментальности преобладающими установками выступают: 1) апология бесконечной терпимости и фатального подчинения кресту; 2) подчинение личной жертвы всеобщему благу; 3) смиренное отношение к произволу, страданию, попранию свобод и прав личности. В отечественной истории даже монголо-татарское иго воспринималось русским народом как Божий гнев, как искупление исторических грехов государства и покорное принятие креста - судьбы.

Названные черты национальной топики: долготерпение и героическое самопожертвование - были заложены в «тело» русской культуры уже в Сказании о Борисе и Глебе (XI в.) - жизнеописании первых русских святых подвижников веры. В произведениях древнерусской литературы: Повести временных лет (XI в.), Слове о полку Игореве (XII в.), Слове о погибели Русской земли (XIII в.), Задонщине (XIV в.) - были поэтизированы и сакрализованы жертва и подвиг.

Историческое развитие русской культуры представляло собой постоянное чередование событий, основанных на героическом подвиге и терпеливой жертве святых. Подобное сближение ратного подвига русского князя и отшельнического подвижничества русской святости было характерно для всех периодов развития русской культуры. Отечественный мыслитель А.М. Панченко в работе «Русская культура в канун Петровских реформ» писал о том, что «Россия ставит героизм выше одоления, а самопожертвование и самоотречение выше силы. Именно поэтому в качестве символов избирались не легкие, а тяжелые, жертвенные победы: подвиг и жертва неразделимы» [7. С. 201]. Ключевой основой древнерусской ментальности выступала глубокая вера в торжество добра, истины-правды и справедливости.

Фундаментальная истина византийского православия «Бог есть добро» определила специфику архетипов русской ментальности, базовым из которых является святость. Традиция святости выступает онтологической базой исторического развития русской культуры XI-XVII вв. Русь воплотила в себе христианский идеал смирения - принятия судьбы и жертвенности, необходимый для преображения плоти, в нем выражена «радость окончательной победы Богочеловека над зверочеловеком, введение в храм всего человечества» [8. С. 202]. Сама Русская земля стала ассоциироваться с воплощением духа святости - нравственной чистоты, кротости и милосердия. Знаменитые подвижники христианской веры Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил

Сорский, Тихон Задонский и Серафим Саровский дали новое имя Русской земле - «Святая Русь».

Русь унаследовала от Византии идеал христианской святости - «кено-зис» - идеал нравственной чистоты, смирения и всепрощения, который стал важной частью русской души. Кенотипическая святость в византийской и русской традиции представлена тремя установками житийного канона: 1) уходом от страстей и мирской суеты; 2) проникновенным отношением к евангельским заповедям Христа; 3) стремлением обрести спасение - вечную жизнь силою молитвы и поста. Искоренение греха постом и молитвой приводит человека к особой Божьей благодати - святости, сопровождающейся способностью к чудотворению.

Первые века исторического развития Древней Руси связаны с именами Антония и Феодосия Печерских, которые явили миру образец истинного благочестия, подлинной деятельной любви и сострадания к людям. Святые Антоний и Феодосий Печерские заложили духовные основы развития русской традиции православного монашества, именно они основали КиевоПечерскую лавру. Идеал христианской святости в национально-культурном варианте России объемлет в себе две великие силы - строгость и милость. Антиномия строгости и милости, суровости и ласковости ярко выражена в церковном искусстве России: в иконописании явлено соединение благостного и милосердного лика Рублевского «Спаса» с суровым огненным взором византийских и русских образов «Спас - Ярое Око» и «Христос - Пантократор» Феофана Грека.

Ядром русской православной духовности выступало учение исихастов, основанное на утверждении ценности монашеской аскезы - отказа от земных радостей во имя постижения Бога. Исихазм, зародившийся в Средние века в монастырях Синая и Афона, был основан на трех ключевых постулатах:

1) вера в реальность Богообщения и Богооткровения;

2) вера в саму возможность видения Божественного (Фаворского) света в глубине человеческого сердца;

3) вера в свершение чуда «обожения человека» силою молитвы, духовной работы и благодатью божественных даров: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).

В учении исихастов были представлены три онтологические установки духовного подвижничества, традиции которого выражали сущность монастырской культуры Древней Руси XI-XVII вв.:

1) истинная праведность, основанная на чистоте сердца перед лицом Бога;

2) уход от мирских страстей, находящий свое реальное воплощение в обретении нравственных основ человеческой жизни;

3) стремление к духовному целомудрию - уединение и безмолвный покой, необходимый для исполнения ключевой потребности человеческой души - общения с Богом.

Историческое развитие русской святости было насыщено коллизиями и различными испытаниями. Не случайно отечественный мыслитель Г. Федотов высказал мысль о «трагедии древнерусской святости», представленной в противостоянии «нестяжателей» и «иосифлян». Первый тип святости - «не-стяжание» - был представлен в образе и учении святого Нила Сорского, ко-

торый соответствовал раннехристианскому восточному мистицизму и традициям исихазма. Данный вариант святости был основан на любви, кротости и всепрощении. Духовная жизнь «заволжцев» протекала в отрешенном созерцании, духовном самоуглублении и «умной» молитве. «Нестяжатели» предпочитали собственную бедность милостыне и защищали духовную свободу независимую от материальных и имущественных ценностей - их идеалом было духовное подвижничество.

Второй тип святости Древней Руси - «осифлянство» - был связан с личностью святого Иосифа Волоцкого, он был основателем и игуменом Волоколамского монастыря. Смысл его учения заключался в установлении связи с действующей политико-идеологической и морально-духовной властью. Иосиф Волоцкий выступал сторонником укрепления централизованной государственной системы самодержавия и способствовал возвышению Ивана III как «государя всея Руси». Начало мистической жизни и подлинно духовной свободы противопоставлено обрядовому благочестию и уставной молитве «осифлян». «Осифлянство», оказав национальные услуги укреплению русской государственности, обозначило тем самым начало процесса десакрализации духовной жизни Руси.

Прорыв к сокровенным истинам мира для русских людей стал возможен в образе православной веры. Религиозное искание абсолютного добра, соединенное с традицией святости, духовного подвижничества и с таинством соборования - единения русских людей и создания духовной общности Руси выступало символом национального пути постижения Божественной мудрости и основным механизмом духовно-нравственной саморегуляции русской культуры. В ходе тысячелетней истории православие стало духовной основой русской ментальности. Глубинная роль православия выражена не столько в исторической памяти народа, сколько в духовно-нравственных перспективах сохранения будущего России.

Литература

1. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект Пресс, 1997. 688 с.

2. Послание Апостола Павла к Галатам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1997. 1241 с.

3. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. 528 с.

4. Экономцев И. (Протоиерей Иоанн). Православие. Византия. Россия. Париж YMCA -PRESS, 1989. 297 с.

5. Евангелие от Матфея // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1997. 1241 с.

6. Евангелие от Иоанна // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1997. 1241 с.

7. ПанченкоА.М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.: Наука, 1984. 205 с.

8. Трубецкой Е. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология. М.: Прогресс: Культура, 1993. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.