Научная статья на тему 'Русская Культурная традиция в формировании языка описания музыкального текста'

Русская Культурная традиция в формировании языка описания музыкального текста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / КРИТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андриевская Г. П.

В статье рассматривается традиция русской музыкальной культуры и ее влияние на процесс формирования языка описания музыкального текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CULTURAL TRADITION IN THE FORMATION OF THE LANGUAGE OF THE DESCRIPTION OF THE MUSICAL TEXT

The article considers the tradition of Russian musical culture and its influence on the process of formation of the description language of the musical text.

Текст научной работы на тему «Русская Культурная традиция в формировании языка описания музыкального текста»

УДК 811.161

РУССКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКА ОПИСАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА

Г.П. Андриевская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: noob45_91@mail.ru

В статье рассматривается традиция русской музыкальной культуры и ее влияние на процесс формирования языка описания музыкального текста.

Ключевые слова: российское общество, музыка, музыкальная традиция, музыкальная жизнь, музыкальный текст, критика.

Развитие языка описания музыкального текста неотделимо от культурной традиции общества, от его музыкальной жизни и уровня музыкального сознания.

Одним из важнейших направлений в культуре, оформившихся как специфическая сфера деятельности, направленная на повышение способности общества к критическому осмыслению своего опыта творчества, является художественная критика, обращенная к широкой аудитории и нацеленная на формирование её эстетического сознания и эстетически выверенного взгляда на результат творчества.

Художественная критика - это социально-оценочное комментирование художественного произведения, нацеленное на его социальную репрезентацию, на раскодирование для широкой аудитории, содержащихся в нем смыслов.

«Фигура художественного критика, - как пишет Б. Гройс, - возникает... в конце XVIII - начале XIX века параллельно с повсеместным возникновением широкой, демократической общественности. Однако в те времена художественный критик понимался не как репрезентант художественного сообщества, а как его строгий внешний наблюдатель. Его функция состояла в том, чтобы от имени публики так рассматривать и оценивать художественные произведения, как это смог бы сделать любой другой образованный зритель, принадлежащий к тому же культурному кругу, имей он для этого достаточно времени и обладай он способностью формулировать свой вкус: правильный вкус расценивался как выражение эстетического common sense. Художественный критик должен был представлять законы хорошего вкуса и быть судьей для художника...»1.

Сегодня художественная критика занимает все более значимое положение, становясь более открытой и персонализованной. Как справедливо замечает В.М. Лип-ская, сейчас «нет “запретных тем” и “зон умолчания”, нет запрограммированного единодушия по поводу тех или иных событий в мире искусства»2.

1 Гройс Б. О современном положении художественного комментатора // Художественный журнал. -2001. - № 41. - Режим доступа: [http://xz.gif.ru/numbers/41/groys/].

2Липская В.М. Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова [электронный ресурс] //Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН, 1997. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/lipskaya/confess_18.html.

Современное российское общество становится все более чувствительным к вопросам музыкальной культуры. Не случайно объектом художественно-критической журналистики все чаще становится «музыка во всем спектре стилей и техник, современное исполнительство, современные музыкально-сценические искусства, театрально-концертная практика, массовая музыкальная культура - все, что “бурлит и пенит-

о

ся” вокруг» .

Музыка - исключительно важный феномен, обнаруживающий себя в разных аспектах - эстетическом, психологическом, этнокультурном, социальном, педагогическом. В настоящее время в России значительно расширяется общий объём специализированных периодических изданий, посвященных музыке. Среди них - «Музыкальная жизнь», «Музыка и время», «Старинная музыка», «Музыкальное просвещение», «Музыкальная академия», «Голос и речь» и др. Чрезвычайно важно то, что масс-медиа постепенно образуют необходимую обществу концептуальноэмоциональную среду, способствующую социальному продвижению эстетически и нравственно выверенных смыслов, репрезентированных языком музыкальной критики.

«Включение» музыкального текста в поле общественного сознания обеспечивается особым языком описания, отражающим ключевые параметры как вида искусства и самого произведения, так и социально-исторического периода с присущей ему идеологией и стилистикой.

Язык описания музыкального текста «представляет собой критическое, идеологически ориентированное художественно-аналитическое комментирование, выстраивающееся на системе понятий, эпитетов, сравнений и метафор, нацеленных на раскрытие авторского замысла, на анализ семантического пространства музыкального текста и включение его в культурно-исторические контексты социального бытия»4.

Язык описания музыкального текста как уникальный самобытный феномен культуры не образуется сразу, он начинает постепенно обретать особенные черты вместе с формированием в России полнокровной музыкальной жизни, в период «великих путешествий», в период знакомства русского общества с музыкальной культурой Европы и открывания «полифонической сентиментальности»5.

Огромное влияние на формирование языка описания музыкального текста оказала прежде всего музыкально-критическая деятельность В.Ф. Одоевского, по праву называемого исследователями «первым настоящим русским музыковедом». Его творчество связано с романтизмом, то есть с тем периодом, когда, по сути дела, обретала свое бытие русская критика, в формировании важнейших черт которой В.Ф. Одоевский принял самое активное участие.

В.Ф. Одоевского по праву называют музыкальным просветителем. Он был не только автором таких заметных работ, как «Музыкальная грамота для не-музыкантов» и «Музыкальная азбука для народных школ»6, но и собирателем русских песен, один из тех людей, кто стоял у истоков создания Российского музыкального общества и Московской консерватории. Кроме того, В.Ф. Одоевский был тем, кто заложил русскую традицию музыкальной критики. Оценка, которую давал В.Ф. Одоев-

3 Курышева Т. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -294 с.

4 Полонский A.B. Современность и ее текстовые парадигмы. - Рукопись. - 2012. С.134

5 Перси У. «Не пой, красавица, при мне»: Культурная территория русского романтизма / У. Перси; [Пер. с ит. Я. Токаревой и У. Перси; Под общ. ред. A.B. Полонского]. М.: Аграф, 2003. С.211

6 Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. - М., 1956. - 729 с.

ский музыкальным произведениям, выстраивалась, как известно, на требовании высокой содержательности, глубины и силы выражения, а язык его критики, отличавшийся глубокой аналитической мыслью, ясностью, живостью и образностью, был богат сравнениями и метафорами.

В.Ф. Одоевский видел связь музыки с философией, говорил, что объяснение музыки через поэзию или живопись не приводят к ее истинному пониманию: «Ни живописью, ни поэзией вы не выразите музыки; она неопределенна, потому что есть выражение души в степени ее дальнейшей глубины»7.

Музыкально-философская концепция В.Ф. Одоевского - яркое явление в области русской аналитико-критической мысли о музыке XIX в.

Вехой в становлении языка описания музыкального текста становятся музыкальные рецензии В.В. Стасова, благодаря деятельному участию которого появилось объединение композиторов, получившее имя «Могучая кучка», и А.Н. Серова, заведовавшего музыкальным отделом в «Музыкально-театральном вестнике», журнале «Искусство» и издававшего газету «Музыка и театр».

В.В. Стасов писал, что «у нас в России теперь уже немало людей, в самом деле любящих искусство. ...Эти люди страстными глазами следят за успехом русского художества, и считают всякий новый илаг его вперед - истинным торжеством и праздником для себя. ...Но симпатизируют новому искусству далеко не все. Напротив, большинство публики состоит у нас из людей, которым мало дела до того, что хорошо и талантливо. Им более всего нужно то, что в искусстве плохо и плоско, что в нем фальшиво, гнило и негодно. ...Между художниками для их сердец милы только те, что посредственны и бездарны; между художественными созданиями наполняют их сердца и волнуют лишь те, в которых вместо красоты присутствует смазливость, вместо правды -условность и даже полная нелепость, вместо чувства риторика, вместо вкуса - пошлость. ... Вот в таких людях и сидит помеха всякому правдивому и талантливому искусству, в том числе и новому русскому, они бы с восторгом стерли все это с земли. А когда нельзя вовсе стереть, то хоть бы задержать и затормозить так долго, как удастся»8.

А.Н. Серов в своих работах9 рассматривал широкий круг актуальных проблем зарубежной и отечественной музыки и выступал как пропагандист музыкального творчества. Его оценка, зачастую полемическая, всегда была аргументированной и чувствительной к национально-культурной традиции.

Начало XX в. для русской музыкальной критики стало временем больших перемен и напряжённой разработки нового языка, который не мог остаться в стороне от происходивших в стране перемен и от новых идейно-эстетических направлений. Появление новаторских произведений А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева сопровождалось бурными спорами и требовало иной, чувствительной ко времени аргументации и образности. Востребованными становятся политическая фразеология и метафора («бороться за лучшее будущее», «левацкий сумбур», терты “мейерхольдовщины” в умноженном виде», «клянется именем социалистического реализма»), а также метафоры движения («тормоз творчества»).

Огромный вклад в разработку критической мысли внес композитор, музыковед и музыкальный критик Б.В.Асафьев. В основе большинства его высказываний лежит требование связи музыкального творчества с жизнью, с запросами широкой аудито-

7 Одоевский В.Ф. Русские эстетические трактаты I трети XIX в. - Т.2. - М., 1981. С.183

8 Стасов В.В. Тормозы нового русского искусства // Стасов В.В. Избранные статьи. - М., 1977. С.201-202

9 Серов А. Статьи о музыке. - Вып. 4. - М., 1988

рии. Эта мысль с особой силой прозвучала в его статьях 1924 г. «Кризис личного творчества» и «Композиторы, поспешите!», вызвавших живые отклики в музыкальной печати. Работы Б.В. Астафьева «Задачи и методы современной критики», «О музыке XX века», «Современное русское музыкознание и его исторические задачи», «Кризис музыки» и др. открыли перспективы для дальнейшего развития музыкальной критики, ее способа осмысления произведения и говорения о нем.

Современная музыкальная критика отличается особенным разнообразием жанров, интересом к разным аспектам музыкальной культуры. Ее особое качество - полистилистика - формируется благодаря работам как критиков и исследователей-специалистов музыкально-исторической и музыкально-теоретической направленности, так и публицистическим выступлениям деятелей культуры, благодаря освещению в масс-медиа вопросов музыкального образования и педагогики, биографическим очеркам об исполнителях и композиторах, многообразию тем и форм высказывания современной музыкальной критики.

В язык критики, чувствительной к «высокой», иногда излишне «слащавой» образности («чувства героя подобны цветам, которые лишь по ночам раскрывают лепестки, и тогда цветет сердце героя»), врывается новое «массмедийное слово», заявляющее, иногда слишком жестко, свое мировоззрение, свой вкус и свою оценоч-ность {«драйв шаловливой экспрессии», «музыкальная агрессия», {{Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно»; {{Это музыка, умышленно сделанная “шиворот-навыворот”, так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью»).

Современный язык описания музыкального текста обретает новые особенности, например, такие, как языковая игра и интертекстуальность {{{это сладкое русское слово “шансон”»).

Таким образом, язык описания музыкального текста - это особый языковой феномен культуры, чувствительный к духовной традиции, а также к особенностям стилистики и «языкового вкуса», задаваемым масс-медиа.

Список литературы

1. Асафьев, Б.В. Избр. труды в 5 тт. М.: АН СССР. Т.1: 1952,- 400 с; Т.2: 1954,- 384 с; Т.4: 1955,-440 с; Т.5: 1957. - 388 с.

2. Гройс, Б. О современном положении художественного комментатора // Художественный журнал. - 2001. - № 41. - Режим доступа: [http://xz.gif.ru/numbers/41/groys/].

3. Курышева, Т. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.-294 с.

4. Липская, В.М. Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова

[электронный ресурс] // Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН, 1997. Режим доступа:

http://anthropology.ru/ru/texts/lipskaya/confess_18.html.

5. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие. - М., 1956. - 729 с.

6. Одоевский, В.Ф. Русские эстетические трактаты I трети XIX в. - T.2. - М., 1981.

7. Перси, У. «Не пой, красавица, при мне»: Культурная территория русского романтизма / У. Перси; [Пер. с ит. Я. Токаревой и У. Перси; Под общ. ред. A.B. Полонского]. М.: Аграф, 2003.

8. Полонский, A.B. Современность и ее текстовые парадигмы. - Рукопись. 2012. 186 с.

9. Серов, А. Статьи о музыке. - Вып. 4. - М., 1988.

10. Стасов, В.В. Тормозы нового русского искусства // Стасов В.В. Избранные статьи. - М., 1977.

RUSSIAN CULTURAL TRADITION IN THE FORMATION OF THE LANGUAGE OF THE DESCRIPTION OF THE MUSICAL TEXT

G.P. Andrievskaya

Belgorod state institute of culture and arts e-mail: noob45_91@mail.ru

The article considers the tradition of Russian musical culture and its influence on the process of formation of the description language of the musical text.

Keywords: Russian society, music, music tradition, the musical life of a musical text criticism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.