Научная статья на тему 'РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
559
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
National Science
Область наук
Ключевые слова
русская культура / мировая культура / Кребер / икона / Тайлор. / Russian culture / world culture / Kreber / icon / Tylor.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Кац Елена Васильевна

Работа посвящена анализу русской культуры в контексте мировой культуры. Рассмотрены различные подходы к трактовке термина «культура» нескольких ученых, изучены существующие классификации культуры. Особое внимание в статье уделено характеристике и отличительным чертам русской культуры. Результатом проведенного исследования является научный вывод о том, что невозможно рассматривать русскую культуру вне мирового контекста, так как она является неотъемлемой частью мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

The work is devoted to the analysis of Russian culture in the context of world culture. Various approaches to the interpretation of the term «culture» by several scientists are considered, the existing classifications of culture are studied. Particular attention is paid to the characteristics and distinctive features of Russian culture in the article. The result of the study is the scientific conclusion that it is impossible to consider Russian culture outside the world context, since it is an integral part of world culture.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 930.85

Кац Елена Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета, [email protected]

Аннотация

Работа посвящена анализу русской культуры в контексте мировой культуры. Рассмотрены различные подходы к трактовке термина «культура» нескольких ученых, изучены существующие классификации культуры. Особое внимание в статье уделено характеристике и отличительным чертам русской культуры. Результатом проведенного исследования является научный вывод о том, что невозможно рассматривать русскую культуру вне мирового контекста, так как она является неотъемлемой частью мировой культуры.

Ключевые слова: русская культура, мировая культура, Кребер, икона, Тайлор.

RUSSIAN CULTURE AS A PART OF WORLD CULTURE

Kats Elena Vasilievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

cultural studies of the Moscow Pedagogical

state university [email protected]

Abstract

The work is devoted to the analysis of Russian culture in the context of world culture. Various approaches to the interpretation of the term «culture» by several scientists are considered, the existing classifications of culture are studied. Particular attention is paid to the characteristics and distinctive features of Russian culture in the article. The result of the study is the scientific conclusion that it is impossible to consider Russian culture outside the world context, since it is an integral part of world culture.

Keywords: Russian culture, world culture, Kreber, icon, Tylor.

Ни одного хотя бы мало-мальски образованного человека не удивит аксиома, гласящая о критической и стратегической важности культуры для развития человека, группы, государства и мира в целом. Это подтверждает существование целой науки, изучающей феномен культуры в различных ее аспектах - культурологии.

Сегодня не существует однозначно принятого определения термина «культура». В 1964 году вышло второе издание знаменитого труда А. Крёбера и К. Клакхона «Культура: критический обзор концепций и дефиниций», в котором ученые рассматривали более 250 дефиниций этого термина [3, с. 145]. Наиболее популярные и полные из них звучат следующим образом:

1. Культура - совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества (Э. Б. Тайлор) (первое научное определение культуры).

2. Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях (В. С. Стёпин).

3. Культура - вся сумма достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь о жизнин^аши^хжи^вотн^1хпредк^ов(З.Фрей^д).

4. Культура - интеллектуальный аспект искусственной жизни, которую человек создает в ходе своей социальной жизни (А. Моль).

5. Культура - ряд отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных характери-

стик общества или социальной группы, который охватывает, помимо искусства и литературы, образ жизни, способы сосуществования, системы ценностей, традиции и верования, (ЮНЕСКО).

Культуру принято классифицировать по нескольким критериям. Например, она может быть материальной и духовной (в зависимости от носителя культуры). Мировая культура иллюстрирует стремление человечества к глобализации, а национальная - сохранение национальной идентичности. Также можно разделить культуру в зависимости от ее целевой аудитории на элитарную (предназначена для привилегированной части общества), народную (связана с традициями народа) и массовую [1, с. 92].

Помимо этого, существует довольно интересная классификация культур по социологическому признаку на доминирующую (которая объединяет ценности большинства членов общества), противостоящую ей контркультуру (например, культура уголовной среды) и субкультуру. Наконец, самое популярное деление культуры - на западную и восточную.

Дискуссии о сущности культуры не утихают со времен введения данного термина в научный речевой оборот. И точно так же не прекращаются дискуссии о сущности русской культуры и ее месте в мировом контексте [5, с. 112]. Начать разговор о русской культуре стоит с ее уникальной особенности: Россия -единственная страна в мире, находящаяся в двух частях света, Европе и Азии. Соответственно, и культура нашей страны но-

сит дуалистический характер, синтезируя в себе и западную, и восточную культуру.

Именно отсюда вытекают начавшиеся в 19 веке и не утихающие по сей день дискуссии между, так называемыми, западниками и славянофилами. Первые берут за основу западную цивилизацию как феномен, который оказал значительное влияние на развитие России. Вторые же считают, что Россия - самодостаточная страна и берут за основу историю развития самой страны без оглядки на западную культуру [3, с. 146].

Доля правды есть в обеих точках зрения, однако наиболее справедливо будет признать факт единства западной и восточной культур в хронологии развития России.

Так, для восточной культуры характерны такие признаки, как почитание традиций, духовность, консервативность, мистицизм, коллективизм и высокая степень религиозности. Каждый из этих признаков мы можем наблюдать на каждом этапе развития нашей страны [4, с. 88].

Среди отличительных особенностей западной культуры можно выделить приоритет разумного, уважение научных знаний, технологическое преобразование мира, антропоцентризм. Будет довольно легко привести примеры наличия этих явления в русской истории и настоящей действительности. Наша страна (с момента образования Древнерусского государства) всегда стремилась к глобализации и обмену опытом с зарубежными странами. Первые прави-

тели Руси были из-за границы. Настоящий диалог между русской и мировой культурами начался в момент становления династического правления - когда знатные русские князья выбирали себе в жены иностранных княгинь (и наоборот) [2, с. 60].

Период, когда Россия вышла на принципиально новый уровень культурного диалога с миром - начало правления Петра I, который был первым из царей, активно посещавшим Европу и привлекающим на государственную службу иностранных дипломатов. Последние «привозили» в нашу страну частичку своей культуры, а возвращаясь на родину, увозили частичку нашей.

Еще один правитель России, который является ярчайшим примером того, насколько русская культура активно интегрирована в мировую - Екатерина II. Немка, которая стала русской. Патриотка своей страны, которая всем сердцем любила Россию и защищала свою страну от любых нападок на ее репутацию. Именно с Екатерины начинаются активные интеллектуальные связи межу Россией и миром.

Важнейший носитель русской культуры - икона - является признанным во всем мире культурным феноменом, который несет в себе неоценимую ценность для мирового сообщества. Уникальность данных произведений искусства является причиной их культурной эксклюзивности, по причине которой для ценителей культуры во всем мире иметь русскую икону в своем доме (или музее) является огромной гордостью [2, с. 65].

По различным причинам русские люди на протяжении долгого времени мигрировали в зарубежные страны, образовав в них национальные диаспоры (самая большая из них на сегодняшний момент - в Германии). Безусловно, обитая на какой-либо территории, человек сознательно или бессознательно вносит свою лепту в развитие и изменение культуры данной территории. Например, иностранцы более близко знакомятся с русскими людьми, нашими традициями, нормами морали, языком.

Во многих странах, где русские диаспоры распространены в особо большом объеме, имеют место быть русские рестораны, магазины, театры, музеи и т. д. Все это не может не интересовать местных жителей, которые посредством посещения данных заведений знакомятся и перенимают русскую культуру.

Таким образом, невозможно рассматривать русскую культуру вне мирового контекста, так как она является неотъемлемой частью мировой культуры. Наша страна активно перенимает зарубежный культурный опыт, но и не забывает делиться с глобальным сообществом своими достижениями. Ведь не стоит забывать, что развитие одной страны невозможно без глобального развития мира. И культура - один из мощнейших катализаторов этого явления.

Список использованных источников:

1. Багновская Н.М. Специфика русской культуры // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2004. №1. С. 90-95.

2. Беспалова Т.В. Национальная память и русская культура // Культурное наследие России. 2018. №1. С. 55-67.

3. Красноярова Н. Г. Православие и русская культура // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №3 (16). С. 144-150.

4. Лутонина С. Г. Русская философия в системе мировой культуры // Вестник МГТУ. 1999. №1. С. 87-96.

5. Михнюкевич В. А. Русская словесность в мировой культуре // Вестник ЧелГУ. 2007. №1. С. 110-116.

© Кац Е.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.