К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ЖИВОТНЫМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ: БУДДИЗМЕ, ХРИСТИАНСТВЕ, ИСЛАМЕ
Бибалаева Л.Н.
Резюме
В настоящей статье рассматриваются проблемы отношения человека к животному миру в буддизме, христианстве и исламе.
TO THE PROBLEM OF MAN'S ATTITUDE TOWARDS ANIMALS IN WORLD RELIGIONS: BUDDHISM, ISLAM,CHRISTIANITY
Bibalayeva L.N.
Summary
The present paper deals with the problem of man's attitude towards animal world in Buddhism, Christianity and Islam.
УДК 71.0
РОССИЯ И ТАТАРСТАН В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ Бушков Р.А.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Ключевые слова: этническая, национальная, российская и
мировая культура, культурные традиции, диалог культур Запада и Востока.
Key words: ethnic, national, Russian and world culture, cultural traditions, a dialogue of cultures East and West.
Особенности формирования отечественной культуры. Российская культура является одной из уникальных и многонациональных культур в Европе и мире. В России сейчас проживают около 200 различных народов, каждый из которых имеет богатую и неповторимую культуру, так или иначе связанную с культурой русских, составляющих свыше 80 процентов населения страны.
Процесс формирования отечественной культуры уходит своими корнями в далекое прошлое и связан с образованием на огромной равнинной территории Центральной и Восточной Европы древних славянских, тюркских и финно-угорских народов. Большое значение для их этногенеза, т.е. происхождения, и уникальности исторического пути имела географическая и природная среда, в частности, лес и степь. Впечатления о них приведут впоследствии к формированию так
называемой «русской души», характера и общего менталитета российских народов.
Решающее значение для формирования отечественной культуры имело возникновение в бассейне реки Днепр в VII в. этнополитического образования Русь и на его основе в IX в. государства Киевская Русь. Сильное влияние на них оказала соседняя Византия - одно из наиболее развитых в культурном отношении государств мира того времени. Именно из Византии пришло на языческую Киевскую Русь уже распространившееся среди других народов и государств Европы христианство, принятое в 988 году при князе Владимире I Святом. Это стало рубежом в оформлении древнерусской культуры, дало толчок к созданию новой письменности, книжных знаний, иконописи, духовной музыки и храмовой архитектуры.
Духовной основой Киевской Руси стал восточный вариант христианства православие, благодаря которому в ней сложилось единство языка, веры и власти. Открытость древнерусской культуры, ее опора на мощные народные истоки, переплетение в ней христианских и языческих влияний привели к тому, что сейчас в мировой истории и культуре называют “феноменом русской культуры”. Ее характерной чертой стали стремление к монументаль-ности и масштабности в архитектуре, цельности и простоте в изобразитель-ном искусстве, гуманистическому началу и доброте в художественной литературе, идеалу духовного совершенства и справедливости в жизни.
Киевская Русь погибла в XII в. в результате монгольского
нашествия. Вместе с ней завершил свой путь и древнерусский этнос. Страна оказалась разделенной Западом в лице сначала Великого княжества Литовского, а потом польско-литовского государства Речь Посполита и Востоком в лице основанного ханом Батыем государства Золотая Орда. Сохранившие свою идентичность древние русичи восточных областей в XIII в. положили начало формированию
современного русского этноса из остатков древнерусского, финно-
угорских, тюркских и лето-литовских народов. Собирателем разрозненных русских земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выступило Московское великое княжество, возникшее в конце XIII в. и ставшее основой сложившегося в конце XIV - середине XVI вв. централизованного Русского государства с единой общерусской культурой.
После падения в 1453 г. столицы Византийской империи
Константинополя от турков, освободившееся от монгольской зависимости Московское государство оказалось единственным православным государством в мире. Поэтому его начинают величать Святой Русью с переносом на него мирового значения Византии.
На этот период приходится резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания русского
народа. Так, в это время достигает непревзойденного совершенства русская иконопись, отразившееся в творчестве Андрея Рублева, автора знаменитой иконы «Троица». В 1553 г. в Москве было заложено начало книгопечатания, в 1687 г. открывается первое русское высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.
Расцвет русской культуры в XV-XVI вв. во многом был связан с возникновением крупных монастырских комплексов, в которых важная роль отводилась религиозному образованию и книгопечатанию.
К концу XVII в. в Русском государстве под влиянием усиления его общения с Западной Европой, распространения светских элементов в общественной жизни, церковного раскола после нововведений патриарха Никона наметился крупный поворот в дальнейшем развитии страны и русской культуры. Он произошел в правление царя Петра I, начавшего новый период в развитии отечественной культуры - ее европеизации и универсализации. С введением его реформ русская культура лишается своего религиозного содержания и становится по преимуществу светской.
Петровские преобразования породили много новшеств, подготовили почву для распространения просвещения в сложившейся на основе Русского государства Российской империи, включившей десятки больших и малых народов. Так, была создана отечественная наука, открыта Академия наук, принята гражданская азбука, начался расцвет литературы, зарождаются периодическая печать, журналистика и публичный театр.
Однако, прозападные новшества Петра I были восприняты преимущественно лишь интеллектуальным дворянством, тогда как большая часть купечества и крестьянство, составляющее основную часть населения страны, новые реформы не приняли, сохранив свой традиционный быт и культуру. Это создало серьезный конфликт между правящим сословием и государственной властью с одной стороны, и народом с другой стороны, ставший впоследствии одним из глубинных причин, приведших к революции 1917 г. в России.
После октября 1917 г. новая власть страны в лице советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов берет курс на культурную революцию с отрицанием и отказом от культуры прошлого, создание новой социалистической культуры. В сменившем Российскую империю вновь образованном государстве СССР произошли разрушение традиционных ценностей, утрата дворянской культуры, ослабление влияния религии на духовную жизнь людей. В советском обществе получают мощный импульс традиции тоталитаризма и сильной авторитарной власти.
В конце ХХ века в отечественной истории и культуре произошли изменения, связанные с крахом тоталитарного режима, распадом СССР,
новыми политическими, религиозными и географическими реалиями в постсоветской России.
Т~Ч о о
В условиях современной российской действительности в людях исчезло чувство культурной изоляции страны от мирового сообщества. В российском обществе произошло раскрепощение сознания людей, наблюдается рост этнического самосознания разных народов, возрождение национальных, религиозных и культурных традиций, возвращение исторической памяти при одновременном активном распространении характерной для современного мира унифицированной массовой культуры. Сегодня перед отечественной культурой стоит задача выработать стратегический курс дальнейшего ее развития в условиях быстроизменяющегося мира и вернуть утерянные позиции в мировой культуре.
Место и роль России и Татарстана в мировой культуре. Российская культура достигает мирового значения в XIX веке, на который приходится так называемый «золотой век» русской культуры. Ни в какое другое время в стране не рождалось столько гениев мировой величины, внесших значительный вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. В конце XIX - начале XX вв. Россия превращается в один из признанных центров мировой культуры. На это время приходится «серебряный век» русской культуры.
Своеобразным и значительным феноменом XX века при всей своей противоречивости стали культура и наука советской России и СССР, связанные с успехами советского театра и кино, музыкального исполнительского искусства, освоением космоса. Никогда и нигде в мире произведения искусства не имели такой широкой и подлинно народной аудитории, как в Советском Союзе.
Россия и сегодня занимает важное место и играет заметную роль в мировой культуре.
Положение отечественной культуры во многом определяется тем, что Россия находится на пересечении двух потоков истории и культуры -Запада и Востока.
Ориентация на Запад привела к формированию в отечественной культуре многих общих черт с западной культурой, связанной с христианством, возникшем в 1-ом веке среди евреев Палестины. Результатом принятия в 988 г. христианства Древней Русью стало ее вхождение в тогдашний цивилизованный мир, рост ее международного авторитета, дипломатических, торговых связей с другими христианскими странами. С этого момента определилось геополитическое положение будущей России между Западом и Востоком, смысл и назначение российской истории. Это во многом обусловило и самобытное место русской культуры в мировой культуре. Ставшее духовной основой православное христианство определило такие ее черты, как вселенность,
всечеловечность, миролюбие, вечный поиск идеала и справедливости, пренебрежение к земным благам, мессианство, соборность.
Благодаря сохранению православного христианства сегодня происходит возрождение религиозного начала в русской культуре, духовное выздоровление православных народов России.
Движение России на Восток сопровождалось неизбежным восприятием восточной культуры, связанной с исламом, возникшем в VII веке и распространившимся на Ближнем и Среднем Востоке и в ЮгоВосточной Азии. В течение многих веков ислам создавал отчетливую общность народов Кавказа, Поволжья и Центральной Азии.
С принятием в 922 г. ислама предками казанских татар волжско-камскими булгарами, образовалась исламская ветвь тюркской культуры на Волге. Волжско-Камская Булгария, располагавшаяся в пределах территории современной Республики Татарстан, стала самым северным анклавом исламской цивилизации.
После покорения монголами Волжско-Камская Булгария утратила самостоятельность, стала провинцией образованного в 1243 году монгольским ханом Батыем государства Золотая Орда. С утверждением в нем ислама как государственной религии она становится одним из главных проводников мусульманства в огромной монгольской империи и соседних землях.
После распада Золотой Орды на северных булгарских землях в XV веке образовалось новое исламское государство - Казанское ханство, сыгравшее важную роль в формировании казанских татар и их самобытной тюркско-исламской культуры, оказавшей сильное влияние на другие тюркоязычные и поволжские народы.
С середины XVI века, лишившись государственности, казанские татары входят в состав Русского государства. Известный историк М.Г. Худяков отмечал, что «среди народностей Поволжья, подчинившихся русским, татары одни смогли противопоставить русской культуре свою, не менее древнюю культуру и сумели сохранить свой родной язык, быт, школу, религию». В сохранении самобытности народа большую роль сыграло татарское мусульманское духовенство.
Лишь с принятием в 1773 году императрицей Екатериной II особого закона «О терпимости всех вероисповеданий», отменившего в России насильственное обращение инородцев в православие, началось постепенное возрождение татарской культуры. Повсеместно стали открываться начальные и средние школы - мектебы и медресе, способствовавшие широкому распространению грамотности среди татар.
Огромным событием для всех мусульман России стало открытие в 1789 г. в Уфе их духовного управления во главе с назначаемым муфтием. В конце XVII в. важным центром возрождения ислама становится Казань. Именно здесь по указу Екатерины II было введено преподавание
арабского, турецкого, татарского и ряда других восточных языков в основанной в 1759 году первой в России провинциальной гимназии. При ней в 1801 г. устраивается азиатская типография, напечатавшая первое в мусульманском мире издание священного Корана. С открытием в 1804 г. императорского Казанского университета Казань становится центром изучения Востока, подготовки национальной интеллигенции для народов Поволжья, Урала и Сибири.
В конце XIX в. в Казани возникает общественно-политическое движение джадидизма, поставившее целью обновление и реформацию ислама, придание светского характера национальной культуре. Оно затронуло образование и общественную жизнь не только татар, к началу XX в. стало господствующей тенденцией ислама во всей России.
Сегодня происходит новое возрождение исламской и татарской культур в России.
Многообразие влияния христианской Европы и исламского Востока во многом определили многосоставность, богатство и неоднородность отечественной культуры. Эти особенности ее развития привели к двусмысленности и двойственности русской культуры, стремлению сочетать в ней европейское и азиатское, языческое и христианское, кочевое и оседлое.
В настоящее время Запад и Восток входят в контакт друг с другом в невиданных ранее масштабах. Под эгидой ООН создана международная организация «Альянс цивилизаций», поставившая своей целью наведение культурных мостов и установление диалога между христианским Западом и исламским Востоком в планетарных масштабах. Россия в целом и Республика Татарстан в частности занимают особое место в этом процессе. Здесь сложились многовековые традиции сосуществования и мирного общежития различных народов, религий и культур. В Татарстане была разработана модель межконфессионального согласия, сотрудничества и взаимодействия в противовес разрушительным тенденциям противоборства христианской и исламской цивилизаций в мире. Эта модель сейчас активно изучается как в Европе, так и во всем мире.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Кармин, А.С., Новикова, Е.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. - СПб.: Питер, 2008.- С. 108-115, 126-128, 349-352, 415-417, 427, 459. 2. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. - М.: Высш. шк., 2008. - С. 338-356. 3. Федоров, А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. -М.: Флинта, 2005.- С.219-221, 282-289, 322-325.
Бушков Р. А.
Резюме
В статье рассматриваются особенности формирования отечественной культуры , место и роль России и Татарстана в мировой культуре и диалоге культур Запада и Востока.
RUSSIA AND TATARSTAN IN WORLD CULTURE
Bushkov R.A.
Summary
The article describes the peculiarities of home culture forming, the place and the role of the Republic of Tatarstan in a world culture and in a dialogue within two cultures of the East and the West.
УДК 619:681.142:378
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Василевский Н.М., Леонтьев А.Ю.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Ключевые слова: учебный процесс, приемы, информационные технологии, ветеринария, зоотехния.
Key words: educational process, methods, information technologies, veterinary, zootechnics.
Составляющей профессиональной подготовки студента является его информационная культура, которая включает два основных компонента: мировоззренческий, состоящий из этических,
психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражающий ценностное отношение студента к работе с информацией, а также технологический, включающий в себя информационные умения, связанные с освоением рациональных приемов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.
Владея информационной компетентностью, то есть, технологическим компонентом, студент в процессе инновационной