Научная статья на тему 'Россия и Татарстан в мировой культуре'

Россия и Татарстан в мировой культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
882
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ / РОССИЙСКАЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА / ETHNIC / NATIONAL / RUSSIAN AND WORLD CULTURE / CULTURAL TRADITIONS / A DIALOGUE OF CULTURES EAST AND WEST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бушков Р. А.

В статье рассматриваются особенности формирования отечественной культуры, место и роль России и Татарстана в мировой культуре и диалоге культур Запада и Востока

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND TATARSTAN IN WORLD CULTURE

The article describes the peculiarities of home culture forming, the place and the role of the Republic of Tatarstan in a world culture and in a dialogue within two cultures of the East and the West

Текст научной работы на тему «Россия и Татарстан в мировой культуре»

К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ЖИВОТНЫМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ: БУДДИЗМЕ, ХРИСТИАНСТВЕ, ИСЛАМЕ

Бибалаева Л.Н.

Резюме

В настоящей статье рассматриваются проблемы отношения человека к животному миру в буддизме, христианстве и исламе.

TO THE PROBLEM OF MAN'S ATTITUDE TOWARDS ANIMALS IN WORLD RELIGIONS: BUDDHISM, ISLAM,CHRISTIANITY

Bibalayeva L.N.

Summary

The present paper deals with the problem of man's attitude towards animal world in Buddhism, Christianity and Islam.

УДК 71.0

РОССИЯ И ТАТАРСТАН В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ Бушков Р.А.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: этническая, национальная, российская и

мировая культура, культурные традиции, диалог культур Запада и Востока.

Key words: ethnic, national, Russian and world culture, cultural traditions, a dialogue of cultures East and West.

Особенности формирования отечественной культуры. Российская культура является одной из уникальных и многонациональных культур в Европе и мире. В России сейчас проживают около 200 различных народов, каждый из которых имеет богатую и неповторимую культуру, так или иначе связанную с культурой русских, составляющих свыше 80 процентов населения страны.

Процесс формирования отечественной культуры уходит своими корнями в далекое прошлое и связан с образованием на огромной равнинной территории Центральной и Восточной Европы древних славянских, тюркских и финно-угорских народов. Большое значение для их этногенеза, т.е. происхождения, и уникальности исторического пути имела географическая и природная среда, в частности, лес и степь. Впечатления о них приведут впоследствии к формированию так

называемой «русской души», характера и общего менталитета российских народов.

Решающее значение для формирования отечественной культуры имело возникновение в бассейне реки Днепр в VII в. этнополитического образования Русь и на его основе в IX в. государства Киевская Русь. Сильное влияние на них оказала соседняя Византия - одно из наиболее развитых в культурном отношении государств мира того времени. Именно из Византии пришло на языческую Киевскую Русь уже распространившееся среди других народов и государств Европы христианство, принятое в 988 году при князе Владимире I Святом. Это стало рубежом в оформлении древнерусской культуры, дало толчок к созданию новой письменности, книжных знаний, иконописи, духовной музыки и храмовой архитектуры.

Духовной основой Киевской Руси стал восточный вариант христианства православие, благодаря которому в ней сложилось единство языка, веры и власти. Открытость древнерусской культуры, ее опора на мощные народные истоки, переплетение в ней христианских и языческих влияний привели к тому, что сейчас в мировой истории и культуре называют “феноменом русской культуры”. Ее характерной чертой стали стремление к монументаль-ности и масштабности в архитектуре, цельности и простоте в изобразитель-ном искусстве, гуманистическому началу и доброте в художественной литературе, идеалу духовного совершенства и справедливости в жизни.

Киевская Русь погибла в XII в. в результате монгольского

нашествия. Вместе с ней завершил свой путь и древнерусский этнос. Страна оказалась разделенной Западом в лице сначала Великого княжества Литовского, а потом польско-литовского государства Речь Посполита и Востоком в лице основанного ханом Батыем государства Золотая Орда. Сохранившие свою идентичность древние русичи восточных областей в XIII в. положили начало формированию

современного русского этноса из остатков древнерусского, финно-

угорских, тюркских и лето-литовских народов. Собирателем разрозненных русских земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выступило Московское великое княжество, возникшее в конце XIII в. и ставшее основой сложившегося в конце XIV - середине XVI вв. централизованного Русского государства с единой общерусской культурой.

После падения в 1453 г. столицы Византийской империи

Константинополя от турков, освободившееся от монгольской зависимости Московское государство оказалось единственным православным государством в мире. Поэтому его начинают величать Святой Русью с переносом на него мирового значения Византии.

На этот период приходится резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания русского

народа. Так, в это время достигает непревзойденного совершенства русская иконопись, отразившееся в творчестве Андрея Рублева, автора знаменитой иконы «Троица». В 1553 г. в Москве было заложено начало книгопечатания, в 1687 г. открывается первое русское высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Расцвет русской культуры в XV-XVI вв. во многом был связан с возникновением крупных монастырских комплексов, в которых важная роль отводилась религиозному образованию и книгопечатанию.

К концу XVII в. в Русском государстве под влиянием усиления его общения с Западной Европой, распространения светских элементов в общественной жизни, церковного раскола после нововведений патриарха Никона наметился крупный поворот в дальнейшем развитии страны и русской культуры. Он произошел в правление царя Петра I, начавшего новый период в развитии отечественной культуры - ее европеизации и универсализации. С введением его реформ русская культура лишается своего религиозного содержания и становится по преимуществу светской.

Петровские преобразования породили много новшеств, подготовили почву для распространения просвещения в сложившейся на основе Русского государства Российской империи, включившей десятки больших и малых народов. Так, была создана отечественная наука, открыта Академия наук, принята гражданская азбука, начался расцвет литературы, зарождаются периодическая печать, журналистика и публичный театр.

Однако, прозападные новшества Петра I были восприняты преимущественно лишь интеллектуальным дворянством, тогда как большая часть купечества и крестьянство, составляющее основную часть населения страны, новые реформы не приняли, сохранив свой традиционный быт и культуру. Это создало серьезный конфликт между правящим сословием и государственной властью с одной стороны, и народом с другой стороны, ставший впоследствии одним из глубинных причин, приведших к революции 1917 г. в России.

После октября 1917 г. новая власть страны в лице советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов берет курс на культурную революцию с отрицанием и отказом от культуры прошлого, создание новой социалистической культуры. В сменившем Российскую империю вновь образованном государстве СССР произошли разрушение традиционных ценностей, утрата дворянской культуры, ослабление влияния религии на духовную жизнь людей. В советском обществе получают мощный импульс традиции тоталитаризма и сильной авторитарной власти.

В конце ХХ века в отечественной истории и культуре произошли изменения, связанные с крахом тоталитарного режима, распадом СССР,

новыми политическими, религиозными и географическими реалиями в постсоветской России.

Т~Ч о о

В условиях современной российской действительности в людях исчезло чувство культурной изоляции страны от мирового сообщества. В российском обществе произошло раскрепощение сознания людей, наблюдается рост этнического самосознания разных народов, возрождение национальных, религиозных и культурных традиций, возвращение исторической памяти при одновременном активном распространении характерной для современного мира унифицированной массовой культуры. Сегодня перед отечественной культурой стоит задача выработать стратегический курс дальнейшего ее развития в условиях быстроизменяющегося мира и вернуть утерянные позиции в мировой культуре.

Место и роль России и Татарстана в мировой культуре. Российская культура достигает мирового значения в XIX веке, на который приходится так называемый «золотой век» русской культуры. Ни в какое другое время в стране не рождалось столько гениев мировой величины, внесших значительный вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. В конце XIX - начале XX вв. Россия превращается в один из признанных центров мировой культуры. На это время приходится «серебряный век» русской культуры.

Своеобразным и значительным феноменом XX века при всей своей противоречивости стали культура и наука советской России и СССР, связанные с успехами советского театра и кино, музыкального исполнительского искусства, освоением космоса. Никогда и нигде в мире произведения искусства не имели такой широкой и подлинно народной аудитории, как в Советском Союзе.

Россия и сегодня занимает важное место и играет заметную роль в мировой культуре.

Положение отечественной культуры во многом определяется тем, что Россия находится на пересечении двух потоков истории и культуры -Запада и Востока.

Ориентация на Запад привела к формированию в отечественной культуре многих общих черт с западной культурой, связанной с христианством, возникшем в 1-ом веке среди евреев Палестины. Результатом принятия в 988 г. христианства Древней Русью стало ее вхождение в тогдашний цивилизованный мир, рост ее международного авторитета, дипломатических, торговых связей с другими христианскими странами. С этого момента определилось геополитическое положение будущей России между Западом и Востоком, смысл и назначение российской истории. Это во многом обусловило и самобытное место русской культуры в мировой культуре. Ставшее духовной основой православное христианство определило такие ее черты, как вселенность,

всечеловечность, миролюбие, вечный поиск идеала и справедливости, пренебрежение к земным благам, мессианство, соборность.

Благодаря сохранению православного христианства сегодня происходит возрождение религиозного начала в русской культуре, духовное выздоровление православных народов России.

Движение России на Восток сопровождалось неизбежным восприятием восточной культуры, связанной с исламом, возникшем в VII веке и распространившимся на Ближнем и Среднем Востоке и в ЮгоВосточной Азии. В течение многих веков ислам создавал отчетливую общность народов Кавказа, Поволжья и Центральной Азии.

С принятием в 922 г. ислама предками казанских татар волжско-камскими булгарами, образовалась исламская ветвь тюркской культуры на Волге. Волжско-Камская Булгария, располагавшаяся в пределах территории современной Республики Татарстан, стала самым северным анклавом исламской цивилизации.

После покорения монголами Волжско-Камская Булгария утратила самостоятельность, стала провинцией образованного в 1243 году монгольским ханом Батыем государства Золотая Орда. С утверждением в нем ислама как государственной религии она становится одним из главных проводников мусульманства в огромной монгольской империи и соседних землях.

После распада Золотой Орды на северных булгарских землях в XV веке образовалось новое исламское государство - Казанское ханство, сыгравшее важную роль в формировании казанских татар и их самобытной тюркско-исламской культуры, оказавшей сильное влияние на другие тюркоязычные и поволжские народы.

С середины XVI века, лишившись государственности, казанские татары входят в состав Русского государства. Известный историк М.Г. Худяков отмечал, что «среди народностей Поволжья, подчинившихся русским, татары одни смогли противопоставить русской культуре свою, не менее древнюю культуру и сумели сохранить свой родной язык, быт, школу, религию». В сохранении самобытности народа большую роль сыграло татарское мусульманское духовенство.

Лишь с принятием в 1773 году императрицей Екатериной II особого закона «О терпимости всех вероисповеданий», отменившего в России насильственное обращение инородцев в православие, началось постепенное возрождение татарской культуры. Повсеместно стали открываться начальные и средние школы - мектебы и медресе, способствовавшие широкому распространению грамотности среди татар.

Огромным событием для всех мусульман России стало открытие в 1789 г. в Уфе их духовного управления во главе с назначаемым муфтием. В конце XVII в. важным центром возрождения ислама становится Казань. Именно здесь по указу Екатерины II было введено преподавание

арабского, турецкого, татарского и ряда других восточных языков в основанной в 1759 году первой в России провинциальной гимназии. При ней в 1801 г. устраивается азиатская типография, напечатавшая первое в мусульманском мире издание священного Корана. С открытием в 1804 г. императорского Казанского университета Казань становится центром изучения Востока, подготовки национальной интеллигенции для народов Поволжья, Урала и Сибири.

В конце XIX в. в Казани возникает общественно-политическое движение джадидизма, поставившее целью обновление и реформацию ислама, придание светского характера национальной культуре. Оно затронуло образование и общественную жизнь не только татар, к началу XX в. стало господствующей тенденцией ислама во всей России.

Сегодня происходит новое возрождение исламской и татарской культур в России.

Многообразие влияния христианской Европы и исламского Востока во многом определили многосоставность, богатство и неоднородность отечественной культуры. Эти особенности ее развития привели к двусмысленности и двойственности русской культуры, стремлению сочетать в ней европейское и азиатское, языческое и христианское, кочевое и оседлое.

В настоящее время Запад и Восток входят в контакт друг с другом в невиданных ранее масштабах. Под эгидой ООН создана международная организация «Альянс цивилизаций», поставившая своей целью наведение культурных мостов и установление диалога между христианским Западом и исламским Востоком в планетарных масштабах. Россия в целом и Республика Татарстан в частности занимают особое место в этом процессе. Здесь сложились многовековые традиции сосуществования и мирного общежития различных народов, религий и культур. В Татарстане была разработана модель межконфессионального согласия, сотрудничества и взаимодействия в противовес разрушительным тенденциям противоборства христианской и исламской цивилизаций в мире. Эта модель сейчас активно изучается как в Европе, так и во всем мире.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Кармин, А.С., Новикова, Е.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. - СПб.: Питер, 2008.- С. 108-115, 126-128, 349-352, 415-417, 427, 459. 2. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. - М.: Высш. шк., 2008. - С. 338-356. 3. Федоров, А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. -М.: Флинта, 2005.- С.219-221, 282-289, 322-325.

Бушков Р. А.

Резюме

В статье рассматриваются особенности формирования отечественной культуры , место и роль России и Татарстана в мировой культуре и диалоге культур Запада и Востока.

RUSSIA AND TATARSTAN IN WORLD CULTURE

Bushkov R.A.

Summary

The article describes the peculiarities of home culture forming, the place and the role of the Republic of Tatarstan in a world culture and in a dialogue within two cultures of the East and the West.

УДК 619:681.142:378

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Василевский Н.М., Леонтьев А.Ю.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: учебный процесс, приемы, информационные технологии, ветеринария, зоотехния.

Key words: educational process, methods, information technologies, veterinary, zootechnics.

Составляющей профессиональной подготовки студента является его информационная культура, которая включает два основных компонента: мировоззренческий, состоящий из этических,

психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражающий ценностное отношение студента к работе с информацией, а также технологический, включающий в себя информационные умения, связанные с освоением рациональных приемов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.

Владея информационной компетентностью, то есть, технологическим компонентом, студент в процессе инновационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.