Научная статья на тему 'РУССКАЯ «КОЛОКОЛЬНАЯ» ИСТОРИЯ XIV-XVI ВЕКОВ НА МИНИАТЮРАХ ЛИЦЕВОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА'

РУССКАЯ «КОЛОКОЛЬНАЯ» ИСТОРИЯ XIV-XVI ВЕКОВ НА МИНИАТЮРАХ ЛИЦЕВОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миниатюры Лицевого летописного свода / колоколитейное дело Руси XIV-XVI вв. / колокола и колокольни в миниатюрах / изображение способов звона / история колоколов / miniatures of the Illustrated Chronicle / bell-making in Rus’ in the 14th-16th centuries / bells and bell towers in miniatures / depiction of bell ringing methods / history of bells

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольга Владимировна Азарова

Представлен обзор миниатюр Лицевого летописного свода, созданного в 1568-1576 годы по указу царя Иоанна IV Грозного. В частности, рассматривались тома (или их части), в которых повествуется об активном развитии русского литейного дела в XIV-XVI веках. Все миниатюры по данной теме условно можно разделить на четыре группы: литье и ремонт наиболее исторически значимых колоколов; изображение способов звона, бытовавших на Руси; строительство колоколен и звонниц; литейное дело, не связанное с церковным богослужением (литье и привоз пушек; изготовление часового механизма; «трофейные» колокола).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN “BELL” HISTORY OF THE XIV-XVI CENTURIES ON MINIATURES OF THE ILLUSTRATED UNITED CHRONICLE

An overview of the miniatures of the Facial Chronicle is presented, created in 1568-1576 by decree of Tsar Ivan IV the Terrible. In particular, volumes (or parts thereof) were considered, which tell about the active development of Russian foundry in the XIV-XVI centuries. All miniatures on this topic can be divided into four groups: casting and repair of the most historically significant bells; depiction of ringing methods that existed in Rus’; construction of bell towers and belfries; foundry work not related to church services (casting and importing cannons; making bell ringing; “trophy” bells).

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ «КОЛОКОЛЬНАЯ» ИСТОРИЯ XIV-XVI ВЕКОВ НА МИНИАТЮРАХ ЛИЦЕВОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА»

УДК 246+247.3

Ольга Владимировна Азарова

Региональная общественная организация «Общество церковных звонарей», 127015, Россия, Москва, Бутырская улица, дом 65, офис 46

РУССКАЯ «КОЛОКОЛЬНАЯ» ИСТОРИЯ ХШ-ХУ1 ВЕКОВ НА МИНИАТЮРАХ ЛИЦЕВОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА

Аннотация: Представлен обзор миниатюр Лицевого летописного свода, созданного в 1568-1576 годы по указу царя Иоанна IV Грозного. В частности, рассматривались тома (или их части), в которых повествуется об активном развитии русского литейного дела в ХМ-ХУ1 веках. Все миниатюры по данной теме условно можно разделить на четыре группы: литье и ремонт наиболее исторически значимых колоколов; изображение способов звона, бытовавших на Руси; строительство колоколен и звонниц; литейное дело, не связанное с церковным богослужением (литье и привоз пушек; изготовление часового механизма; «трофейные» колокола).

Ключевые слова: миниатюры Лицевого летописного свода, колоколитейное дело Руси XIV-XVI вв., колокола и колокольни в миниатюрах, изображение способов звона, история колоколов.

Olga Vladimirovna Azarova

Regional public organization "Society of Church Bell Ringers" 127015, Russia, Moscow, Butyrskaya Street, 65, office 46

RUSSIAN "BELL" HISTORY OF THE XIV-XVI CENTURIES ON MINIATURES OF THE ILLUSTRATED UNITED CHRONICLE

Abstract: An overview of the miniatures of the Facial Chronicle is presented, created in 1568-1576 by decree of Tsar Ivan IV the Terrible. In particular, volumes (or parts thereof) were considered, which tell about the active development of Russian foundry in the XIV-XVI centuries. All miniatures on this topic can be divided into four groups: casting and repair of the most historically significant bells; depiction of ringing methods that existed in Rus'; construction of bell towers and belfries; foundry work not related to church services (casting and importing cannons; making bell ringing; "trophy" bells).

Keywords: miniatures of the Illustrated Chronicle, bell-making in Rus' in the 14th-16th centuries, bells and bell towers in miniatures, depiction of bell ringing methods, history of bells.

Лицевой летописный свод был создан в 15681576 годы по указу царя Иоанна IV Грозного, поэтому его еще называют «Свод Ивана Грозного» или «Царь-книга» [1]. Работа над ним происходила в Александровой слободе, бывшей в то время царской резиденцией. События, изложенные в десяти томах свода, охватывают огромный период от сотворения мира (по обычаю того времени) до 1567 года. Нынешние названия томам давались по имени владельца или месту хранения. Первые три тома («Музейный» сборник, Лицевой хронограф и Хронографический сборник) посвящены библейской истории, а также истории Греции, Римской империи и Византии.

О Древней Руси повествуют следующие тома: Голицинский (часть первая: листы с 1 по 381) и Лаптевский - с 1114 по 1252 год; Остермановские - с 1254 по 1378 год (первый том) и с 1378 по 1424 год (второй том); Шумиловский (часть первая: листы с 1 по 25) - 1425 год; Голицинский (часть вторая: листы с 382 по 1035) - с 1425 по 1472 год; Шумиловский (часть вторая: листы с 26 по 986) -с 1472 по 1533 год; Синодальный (первая часть) -с 1533 по 1542 год; Царственная книга - с 1533 по 1553 год; Синодальный (вторая часть) - с 1553 по 1567 год [2].

Нас будут интересовать миниатюры тех томов (или их частей), которые повествуют

о русской истории XIV-XVI веков, т.к. именно в это время начинает активно развиваться русское литейное дело. Следует отметить, что миниатюр, связанных с этим направлением культуры Древней Руси, относительно немного (принимая во внимание их общее огромное количество). Условно их можно разделить на группы: литье и ремонт наиболее исторически значимых колоколов; изображение способов звона, бытовавших на Руси; строительство колоколен и звонниц; литейное дело, не связанное с церковным богослужением (литье и привоз пушек, изготовление часового механизма); «трофейные» колокола.

Литье колоколов в Москве и Твери на миниатюрах Лицевого летописного свода

Первое значительное событие, связанное с литьем колоколов, произошло в Москве в 1346 году. Летопись рассказывает о нем так: «Того же лета (6854 год) на Москве князь великий Семен Иванович и з братьею своею Иваном Ивановичем и Андреем Ивановичем слиаша три колокола болших а два менших. А лил их мастер Борис Римлянин» (Лицевой летописный свод. 1-й Ост. том, лист 814.). Пожалуй, это единственный в летописи случай, когда повествуется о литье колокольного подбора. С особой тщательностью художник показал сам процесс литья в нижней части миниатюры: колокола все вместе изображены стоящими в литейной яме, куда по двум желобам подается расплавленный металл из двух литейных печей. Наверху мы видим уже готовые колокола развешанными на простейших (вероятно, временных) звонницах двумя группами - большие и малые.

Следующий эпизод, связанный с литьем колоколов, относится уже к 1403 году: «Того же лета слиян бысть колокол во Твери к соборней церкви Святого Преображения Господня великим князем Иваном Михайловичем Тверским и бысть глас его красен» (Лицевой летописный свод. 2-й Ост. том, лист 1301). Здесь миниатюрист тоже запечатлел процесс отливки колокола. Литейная яма, где находится глиняная форма, показана как бы в разрезе. По сторонам от ямы, как и на предыдущей миниатюре, мы видим две литейные печи, из которых по желобам подается металл в форму. В верхней части миниатюры готовый колокол уже укреплен на звоннице-стене рядом с храмом Спаса Преображения, и два звонаря раскачивают его.

Очевидно, колокол действительно был очень благозвучен, если и летописец, и художник сочли нужным отметить его звучание.

История благовестников Московского Кремля на миниатюрах Лицевого летописного свода

В «Царственном» и «Шумиловском» томах изложен целый ряд событий, связанных с литьем и ремонтом некоторых больших благовестников Московского Кремля. Первое из них - отливка в 1533 году немецким мастером Николаем Оберакером тысячепудового колокола (Лицевой летописный свод. Шумиловский том, лист 973 об.) [3]. На миниатюре процесс литья передан условно: просто изображена разожженная печь, и рядом с ней стоит уже готовый колокол. Из нескольких исторических документов мы знаем, что благовестник первоначально находился на деревянной звоннице, что была построена для него на Соборной площади Московского Кремля; позже его поместили «на плече» храма Рождества Христова возле колокольни Ивана Великого.

В летописных источниках этот колокол называют «Реут». Именно его перелил в 1622 году знаменитый литейщик Андрей Чохов с добавлением веса до 1200 пудов (по другим оценкам, 2000 пудов) [3, 4]. В 1670-х годах «Реут» перевесили на Успенскую звонницу Московского Кремля.

Любопытно, что и первый, и второй «Реут» пережили падение со звонницы. О падении первого «Реута», произошедшем в 1547 году, рассказывается в «Царственной» книге Лицевого летописного свода (лист 296 и 296 об.). «Тоя же весны месяца июня г (3) дня отломишася уши у колокола, у благовест-ника и паде с древяные колоколницы и не разбися». На миниатюре значительную часть рисунка занимают Успенский собор, трехъярусная колокольня Ивана Великого и, на первом плане - шатровая деревянная звонница в виде двухъярусного шестигранного сруба. На ней детально показан очепной вал для крепления колокола. В нижней части миниатюры изображен летящий колокол без ушей. На обороте листа читаем продолжение этой истории: «И повеле благоверный царь при-делати ему уши железные. И приделаша ему уши после великого пожару. И поставиша его на древяной же колоколницы. На том же месте у Ивана Святого под колоколы. И глас звонный по-старому». На миниатюре главное

внимание уделено колоколу и ковке ушей для него несколькими кузнецами. Сам колокол мы видим дважды: в процессе замены ушей и уже во время звона на звоннице. Здесь же стоит и сам государь, наблюдающий за работой, вероятно, в знак ее особой важности. Особенно заслуживает внимания тот факт, что летописец счел нужным отметить прежнее звучание колокола после падения и тип колокольни Ивана Великого «иже под колоколы».

Последнее важное событие, связанное с литьем колоколов в Москве, относится к 1550 году: «Тоя же осени октоврия 26 повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии слит болший колокол благовестник и поставлен у архангела за алтарем на древя-ной колокольнице января 6» (Лицевой летописный свод. «Царственная» книга, л. 347). По всей вероятности, имеется ввиду та же звонница на Соборной площади, на которой прежде находился тысячепудовый колокол, только на этой миниатюре она показана несколько обобщенно.

Новый благовестник весил более двух тысяч пудов, и на тот момент был самым тяжелым в мире из звонящих колоколов. Работу по отливке возглавлял немецкий мастер Кашпир Ганусов. На миниатюре процесс разделен на несколько этапов: литье колокола в литейной яме, куда по желобу поступает металл из плавильной печи; ковка языка и, наконец, подвеска колокола на деревянном валу звонницы. Здесь же изображен и сам мастер, демонстрирующий свою работу государю Иоанну IV Грозному. Этому колоколу была суждена долгая жизнь. Именно его впервые назвали «Царь-колокол», и его же после пяти пере-ливок мы можем сейчас слышать во время звонов на Успенской звоннице Московского Кремля. Весит он около 65 тонн (4000 пудов) и имеет название «Большого Успенского» колокола.

Очепной звон на миниатюрах Лицевого летописного свода

Кроме наиболее значимых событий в истории русского литейного дела миниатюры Лицевого летописного свода показывают и сам колокольный звон. К XVI веку на Руси было известно два его способа: очепной (раскачивание колокола с земли) и «в языки». Почти на всех рассмотренных ранее миниатюрах

процесс литья большого колокола завершается торжественным звоном в него. Нужно отметить, что все большие благовестники (в Твери и в Москве) раскачивают с земли. При этом хорошо виден шест, обмотанный на конце веревкой («очеп» или «очап»), за которую звонарь или звонари раскачивают колокол (или колокола, как на миниатюре «Литье пяти колоколов в Москве»). Обычно крепление колокола показано весьма условно, за исключением миниатюр «Царственной» книги (см. выше), где очепные валы прорисованы очень тщательно и дают представление о технических особенностях крепежа.

Очень интересна и красива миниатюра «Московские послы собирают народ в Нижнем Новгороде» (Лицевой летописный свод. 2-й Ост. том, лист 871). Само событие, изображенное на ней, было трагичным для города. В 1392 году великий князь московский Василий I Дмитриевич получил в Орде ярлык на княжение в Нижнем Новгороде, где в то время правил князь Борис Константинович. Старший из нижегородских бояр Василий Румянец вступил в сношения с Василием Дмитриевичем и уговорил нижегородского князя открыть городские ворота перед ханским послом и боярами из Москвы. Москвичи, попав в город, зазвонили в колокола, созвали народ и объявили, что Нижний Новгород теперь принадлежит Москве. Князь Борис был схвачен, отправлен в Суздаль, где вскоре и умер. С этого времени в Нижнем Новгороде правили московские наместники. На миниатюре показан момент звона московских бояр в колокола на деревянной звоннице перед собором Архангела Михаила. Звонница имеет вид несложного сооружения из четырех столпов с перекладинами и перекрытием необычной формы. Послы в боярских одеждах раскачивают три главных колокола на ней при помощи очепов довольно внушительных размеров.

Еще один любопытный пример - миниатюра «Онцифор Лукин созывает вече в Великом Новгороде» (Лицевой летописный свод. 1-й Ост. том, лист 787). В 1342 году в Новгороде Великом боярин Онцифор Лукин «бил челом владыке и всем новгородцам на посадников Федора и Андрея, повинных в смерти отца Онцифорова». В итоге было созвано два веча: «Онцыфор с Матфеем зазвониша вече у Святой Софии, а Федор

и Андрей зазвониша вече на Ярославли дворе». Соперничество боярских групп в Новгороде не было редкостью, и Онцифор Лукин, в будущем новгородский посадник (1350-1354 гг.), представлял одну из них. В данном случае его ходатаем стал архиепископ новгородский Василий, который изображен в левой части миниатюры. Две враждующие группы на рисунке разделены мостом через Волхов [1, 5]. У колокола на «Ярославли дворе» мы видим уже знакомый нам очеп-шест. Зато колокол у собора Святой Софии раскачивают при помощи двух очепов на две стороны. Возможно, это свидетельствует об особой торжественности и размеренности звона «в оба края».

Примерно такое же устройство очеп-ной системы можно увидеть на миниатюре «Плачевный звон на смерть великого князя московского Василия III» (Лицевой летописный свод. «Царственная книга», лист 68). Здесь показан печальный звон, возвестивший о кончине князя 3 декабря 1533 года: «...На утрие же в четверг на первом часу дни Даниил митрополит повеле звонити в болшой колокол». На первом плане изображена колокольня Ивана Великого, у которой особенно выделен первый ярус с большими колоколами. По обе стороны от него видны два очепа, но для звона используется только один, так как «плачевный», очень медленного темпа благовест, совершался только «в один край» благовестника.

Немалый вес колокола подчеркивает двойная веревка и особое устройство на ее концах. Устройство это, по виду напоминающее стремя, позволяло звонарю (в данном случае звонарям) помогать себе своим весом во время звона. Тот же колокол и то же очеп-ное устройство видно и на миниатюре, запечатлевшей перенесение тела великого князя перед отпеванием (Лицевой летописный свод. «Царственная» книга, лист 71). Сейчас звон такого устройства есть только в Псково-Печерском монастыре.

На миниатюрах «Царственной» книги звон производится в колокол весом около 450 пудов (6,5 тонн), перелитый в 1532 году мастером Николаем Оберакером из поврежденного благовестника, отлитого в 1503 году Петром Фрязиным. Он был предшественником нынешнего колокола «Лебедь» [3, 4]. Никакой другой колокол Ивана Великого летописец не мог назвать «большим». Он был вторым по весу, но тысячепудовый благовестник, как мы

помним, находился на особой звоннице, устроенной на Соборной площади.

На другой миниатюре летописного свода (Лицевой летописный свод. 1-й Ост. том, лист 969) изображен очепной звон в колокола Ивана Великого, возвестивший об убийстве московского тысяцкого Алексея Петровича, произошедшем в Москве в 1356 году: «...Тоя же зимы месяца февраля в 3 день сотво-рися на Москве в нощи, егда в заутреню благовестят убиен бысть тысяцкий московской Алексий Петрович... убиен лежа на площади...». При всем трагизме этого события колокольня Ивана Великого на миниатюре получилась очень нарядной: стройный трехъярусный столп показан открытым, так что видна массивная лестница, ведущая на ярусы звона. Колокола размещены еще только на первом ярусе. Звон в них производился сразу двумя способами, как на рисунке: колокол, расположенный в центре, раскачивается звонарем, а второй звонарь звонит «в языки», задей-ствуя колокола слева и справа от качающегося. Любопытно, что похожий способ до сих пор используют испанские звонари. Примером может служить звон возле кафедрального собора города Калаорра.

Звон «в языки» на миниатюрах Лицевого летописного свода

Звон «в языки» на миниатюрах Лицевого летописного свода показан достаточно однообразно. Как правило, он осуществляется в один или два колокола. Примером этому может служить миниатюра «Освящение церкви святого Симеона Столпника в Новгороде» (Лицевой летописный свод. 2-й Ост. том, лист 878) и «Приезд великого князя Василия III в Иосифо-Волоцкий монастырь в 1533 году» (Там же. «Царственная книга», лист 18 об.).

На первой из них запечатлена церковь святого Симеона Столпника, возведенная посадником Богданом Аввакумовичем на Чудинцевой улице в Новгороде в 1392 году и не сохранившаяся до нашего времени: «Того же лета посадник Богдан Аввакумович постави церковь камену святого Симеона Столпника. И свещена бысть на праздник его».

В левой части миниатюры звонарь благовестит в один колокол таким же жестом, каким на миниатюрах обычно приводят в движение очепные колокола, хотя веревка привязана уже к языку. Примечательно, что на этой

колокольне находился колокол известного псковского мастера Юрия Ульянова, позже вывезенный в Швецию. Следует отметить, что звон при помощи раскачивания языка на Руси начал входить в употребление, по крайней мере, на целый век позже. Очевидно, летописец второй половины XVI века просто изобразил на миниатюре тот звон, который был ему уже хорошо знаком.

Очень интересна в этом плане миниатюра «Возведение церкви святого Афанасия Великого в Новгороде» (Там же. 2-й Ост. том, лист 356 об.). «Лета 6899 (1391 год) новгородцы со владыкою своим поставиша церковь святого Афанасия во един день. И свештя ю Иван епископ и службу соверши. И Божиею милостью преста мор месяца ноября». Речь идет о строительстве в 1391 году деревянного «обыденного» храма. Такие храмы строились «всем миром» в один день «по обету», как правило, дававшемуся для прекращения какого-либо бедствия. В данном случае храм был «моленным» о прекращении эпидемии чумы. На миниатюре скромная деревянная церковь имеет вид каменного собора. Примечательно изображение звонаря, который впервые в Лицевом своде показан звонящим в два колокола, хотя звон, производящийся при помощи связки «в двои», появится в практике русских звонарей гораздо позже.

Особого внимания заслуживают миниатюры, на которых можно увидеть оба способа звона. Одной из самых наглядных можно назвать миниатюру «Молебен на взятие города Сыренска на реке Нарве» (Там же. Синодальный том, лист 356). Здесь повествуется об одной из побед русского войска в начале Ливонской войны (1558-1583 гг.). В левой части миниатюры у двух колоколов небольшой звонницы веревки привязаны к языкам. В правой части звонарь раскачивает колокол при помощи веревки и очепа.

В данном случае вполне достоверно передан тот период (с конца XV до конца XVII веков), когда в одном городе (иногда даже на одной колокольне) мирно уживались очепной звон и звон «в языки». Интересно, что первый из них чаще всего использовался для звона в большие колокола на нижнем ярусе колокольни или звонницы. Примером этому может служить уже упоминавшаяся миниатюра «Плачевный звон» (Там же. Царственная

книга, лист 71). Большой колокол на нижнем ярусе Ивана Великого звонари раскачивают с земли, а у маленьких колоколов верхнего яруса веревки привязаны к языкам.

Строительство колоколен и звонниц на миниатюрах Лицевого летописного свода

Упоминания о сооружении колоколен и звонниц в летописи достаточно редки. В качестве примера следует упомянуть возведение колокольни Спасо-Преображенского собора в Твери в 1407 году: «Того же лета во Твери заложена бысть колоколня около старые великим князем Иваном Михайловичем Тверским в Петрово говение» (Там же. 2-й Ост. том, лист 1400). Согласно данным Тверской летописи, в этом году была «срублена» деревянная колокольня рядом с собором. Она не раз обновлялась и считалась самым высоким строением тверского Кремля. Однако на миниатюре, сопровождающей текст, ясно видно строительство каменной звонницы. Прорисованы даже мастера, складывающие стену из кирпича. Очевидно, летописец изобразил более позднюю каменную соборную звонницу, возведенную в 1420-е годы, когда преемник князя Ивана Михайловича - Борис Александрович Тверской (1425-1461 годы) предпринял крупные строительные работы в тверском Кремле.

Такие «неточности» довольно часто встречаются на миниатюрах летописного свода. Еще один подобный случай - возведение церкви святого Иоанна Лествичника на Соборной площади Московского Кремля. Летопись называет точную дату закладки: «В лето 6837 (1329 год) маия ка (21) заложена бысть на Москве церковь Иоан Лествечник. Того же лета и совершена и свещена месяца сентября а (1). А другая во имя святого Петра поклонения честных его вериг заложена августа г (13), а совершена октября д^ (14)». Летописец рассказывает о храме Иоанна Лествичника, «иже под коло-колы», и Петроверигском приделе с северовосточной стороны Успенского собора. Храм святого Иоанна Лествичника был освящен в честь святого покровителя великого князя московского Ивана I Калиты. Как многие поминальные и крещальные сооружения, храм имел форму восьмигранного столпа с ярусом звона в верхней части. Находился он неподалеку от Успенского собора, на том месте,

где с 1533 по 1621 год ставился «большой бла-говестник» [3] (см. миниатюры «Царственной» книги, листы: 296, 296 об., 347).

На миниатюре летописного свода (Там же. 2-й Ост. том, лист 663) мы видим не восьмигранный храм, «иже под колоколы», а трехъярусную колокольню, гораздо больше похожую на колокольню Ивана Великого (15051508 гг.), облик которой был уже знаком миниатюристу. То же можно сказать и о миниатюре, иллюстрирующей сцену убийства московского тысяцкого Алексей Петровича в 1356 году (Там же. 1-й Ост. том, лист 969).

Еще раз колокольня Ивана Великого изображена на миниатюре «Постройка церкви Воскресения Христова близ Ивана Святого под колоколы» в 1543 году (Там же. Царственная книга, лист 250 об.). Летопись основное внимание уделяет строительству самого храма: «Того же месяца доделаша церковь Воскресение Христово на площади возле Иван Святый еже есть под колоколы. А заложена была повелением великого князя Василиа Ивановича всеа Русии в лето зм (7040, т.е. 1532 год), а церковной мастер почал делати и совершив без лествицы Петрок Малой Фрязин». Пожалуй, на этой миниатюре колокольня прорисована наиболее тщательно и подробно. Все три яруса имеют колокола, переданы высокое основание и массивная лестница столпа. В данном случае художник рисовал то, что видел, и поэтому мог опираться на собственные впечатления. То же можно сказать и о звоннице храма Покрова на Рву, миниатюра «Освящение церквей новых» (Там же. Синодальный том, лист 448). В летописном тексте говорится об освящении приделов храма «в Новом городе у Фроловского моста». За храмом возвышается массивная звонница-стена с очепными колоколами наподобие звонницы Псково-Печерского монастыря. Именно такое сооружение предшествовало нынешней шатровой колокольне Покровского храма.

Часы Лазаря Сербина и первая Царь-пушка на миниатюрах Лицевого летописного свода

В 1405 году в московском Кремле был изготовлен первый в России часовой механизм. На миниатюре изображена башня-часозвоня возле Благовещенского собора с вращающимся циферблатом (Там же. 2-й Ост. том, лист 1324), т.е. «указным кругом» с двенадцатью буквами, обозначающими время. По рисунку

можно предположить, что часовой механизм был гиревым, а соединенный с ним молоточек отбивал каждый час. Новшество это было столь удивительно, что внимание ему уделили несколько летописных сводов. Так, в Троицкой летописи упоминалась некая механическая фигура, ударяющая в колокол каждый час: «На всякий же час ударяют молотом в колокол, размеряя и считая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но чело-вековидно, самозвонно и самодвижно, стран-нолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено». Воскресенская летопись прибавляла к этому, что часы были «чюдно велики и с луной», тоесть показывали фазы луны. Таким образом, очень сложный механизм, созданный сербским монахом Лазарем Сербиным, на миниатюре показан несколько упрощенно. Скорее всего, рисовальщик уже не мог видеть древние часы и изобразил что-то более ему привычное. Как это часто бывало на миниатюрах, сам мастер - Лазарь Сербин - рядом со своим творением показывает часы великому князю московскому Василию I Дмитровичу.

Еще одна диковинка - первая Царь-пушка -изображена на миниатюре «Отливка пушки Павлом Дебоссисом» (Там же. Шумиловский том, лист 410). Пищаль огромных по тому времени размеров в 1488 году изготовил на московском Пушечном дворе итальянский мастер из Венеции Павел (Павлин) Деббосис (или Дебоше). Возможно, речь идет о пищали «Павлик», которую в 1563 году царь Иоанн IV Грозный в числе других велел поставить у городских ворот при осаде Полоцка. После окончания боевых действий она была возвращена в Москву и вплоть до 1584 года стояла в Московском Кремле [6, 7]. В 1586 году знаменитый литейщик Андрей Чохов отлил вторую Царь-пушку (весом 2400 пудов или около 40 тонн), которую мы привыкли видеть рядом с Успенской звонницей. На рисунке показан массивный ствол с раструбом (наподобие европейских орудий) только что отлитой пищали возле плавильной печи с тоненьким желобом [1].

Трофейные колокола и пушки на миниатюрах Лицевого летописного свода

Изображения трофейных артиллерийских орудий и колоколов мы во множестве находим на страницах летописи, где повествуется

о годах Ливонской войны (1558-1583 годы): «...Вышли воеводы подле Литовской рубеж к Опочке, а война их была вдоль к Риге и от Риги к рубежу на шти сот верстах.». На миниатюре («Синодальный» том, лист 433) показаны события января 1558 года - взятие русскими войсками города Опочка близ Пскова. Возле городской стены в качестве главных трофеев представлены польские пушки и колокола. Та же картина предстает перед нами на миниатюре, запечатлевшей взятие города Лаюса (Лаиса) в декабре 1557 года (Там же. Синодальный том, лист 403).

В 1478 г. в состав Московского государства вошло Новгородское княжество. Вскоре после этого в Москву привезли вечевой колокол, бывший символом независимости Новгорода Великого. Это событие показано на миниатюре «Привоз вечевого колокола в Москву» (Там же. Шумиловский том, лист 275 об.). Колокол был своеобразным «трофеем», неким символом объединения русских земель вокруг Москвы.

На небольшой миниатюре можно проследить путешествие колокола со звонницы Новгорода Великого (в правой части), кото-

рый отделен от основного пространства неким подобием горного массива, до ворот Московского Кремля. Сам колокол на миниатюре занимает не слишком важное положение. Главенствует на ней Успенский собор на Соборной площади в Москве и храм Иоанна Лествичника «иже под колоколы» (он «срисован», как мы это уже не раз видели, с колокольни Ивана Великого). На него направлены взгляды и жесты действующих лиц, т.к. по тексту летописи именно там должен был быть размещен привезенный вечевик: «А после себя велел князь великий из Новагорода колокол их вечной привести на Москву. И привезен бысть. И възнесли его на колоколницу на площади и с прочими колоколы звонили.»

Таким образом, большее число миниатюр «колокольной» тематики связаны с событиями в Москве, Новгороде Великом и Твери, бывшими уже в ранний период развития русского литейного дела основными его центрами. Несколько особняком стоят миниатюры, изображающие события в Нижнем Новгороде и военные действия московского княжества.

Список литературы

1. Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. М., 1998. 392 с.

2. Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. М., 1944. С.: 42, 54, 78-80; 84-85, 105.

3. Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола: История и современность. М., 1993. С. 75-118.

4. Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С. 20, 27.

5. Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания, М., 1965. С.: 296, 297, 300, 301.

6. Бранденбург Н.Е. Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея. Спб., 1877. Часть I. С. 56

7. Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI-XVII веков // К вопросу о генезисе капитализма в России. М., 1970. С. 240.

References

1. Amosov A. A. Licevoj letopisny'j svod Ivana Groznogo. M., 1998. 392 s.

2. Arcixovskij A.V. Drevnerusskaya miniatyura kak istoricheskij istochnik. M., 1944. S.: 42, 54, 78-80; 84-85, 105.

3. KaveTmaxer V.V. BoTshie blagovestniki Moskvy" XVI - pervoj poloviny" XVII veka // Kolokola: Istoriya

i sovremennost\ M., 1993. S. 75-118.

4. Kostina I.D. Kolokola Moskovskogo Kremlya. M., 2007. S. 20, 27.

5. Podobedova O.I. Miniatyury" russkix istoricheskix rukopisej. K istorii russkogo licevogo letopisaniya, M., 1965. S.: 296, 297, 300, 301.

6. Brandenburg N.E. Istoricheskij katalog Sankt-Peterburgskogo Artillerijskogo muzeya. Spb., 1877. Chast" I. S. 56

7. Zaozerskaya E.I. U istokov krupnogo proizvodstva v russkoj promy'shlennosti XVI-XVII vekov // K voprosu o genezise kapitalizma v Rossii. M., 1970. S. 240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.