Научная статья на тему 'ЗВОННИЦЫ И КОЛОКОЛЬНИ В ИКОНОПИСИ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ РОССИИ'

ЗВОННИЦЫ И КОЛОКОЛЬНИ В ИКОНОПИСИ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская иконопись / колокола / звонницы / колокольни / культурная доминанта / Russian icon painting / bells / belfries / bell towers / cultural dominant

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игорь Васильевич Коновалов

Данная статья предлагает обзор важного элемента древнерусской живописи: изображений колоколен и звонниц. В статье рассматриваются архитектурные особенности звонниц и колоколен в церковной живописи (иконах и фресковых росписях) с конца XIV по XVII вв. На основе изучения фактического материала сделаны выводы о важности колокольного звона для людей той эпохи и значении колоколов и звонниц как культурных доминант цивилизованного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELL TOWERS AND BELFRIES IN RUSSIAN ICON PAINTING AND FRESCO

This article offers an overview of an important element of ancient Russian painting: depictions of bell towers and belfries. The article considers architectural features of belfries and bell towers in church painting (icons and fresco paintings) from the end of the XIV to the XVII centuries. Empirical basis visualized in the paper lead to the conclusions about the importance of bell ringing for the people of this epoch and the significance of bells and belfries as cultural dominants of the cultural space.

Текст научной работы на тему «ЗВОННИЦЫ И КОЛОКОЛЬНИ В ИКОНОПИСИ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ РОССИИ»

УДК 246+247.3

Игорь Васильевич Коновалов

Председатель Общества церковных звонарей России, старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя. Региональная общественная организация «Общество церковных звонарей», Россия, 127015, Москва, Бутырская улица, дом 65, офис 46

ЗВОННИЦЫ И КОЛОКОЛЬНИ В ИКОНОПИСИ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ РОССИИ

Аннотация: Данная статья предлагает обзор важного элемента древнерусской живописи: изображений колоколен и звонниц. В статье рассматриваются архитектурные особенности звонниц и колоколен в церковной живописи (иконах и фресковых росписях) с конца XIV по XVII вв. На основе изучения фактического материала сделаны выводы о важности колокольного звона для людей той эпохи и значении колоколов и звонниц как культурных доминант цивилизованного пространства.

Ключевые слова: русская иконопись, колокола, звонницы, колокольни, культурная доминанта.

Igor Vasilievich Konovalov

Chairman of the Society of church bell ringers of Russia, senior bell ringer of the Moscow Kremlin and the Cathedral of Christ the Savoir.

Regional public organization "Society of Church Bell Ringers", Russia, 127015, Moscow, Butyrskaya Street, 65, office 46

BELL TOWERS AND BELFRIES IN RUSSIAN ICON PAINTING AND FRESCO

Annotation: This article offers an overview of an important element of ancient Russian painting: depictions of bell towers and belfries. The article considers architectural features of belfries and bell towers in church painting (icons and fresco paintings) from the end of the XIV to the XVII centuries. Empirical basis visualized in the paper lead to the conclusions about the importance of bell ringing for the people of this epoch and the significance of bells and belfries as cultural dominants of the cultural space.

Keywords: Russian icon painting, bells, belfries, bell towers, cultural dominant.

В конце XIV века в различных сюжетах русской иконописи среди деталей архитектурных фоновых изображений появляются образы более или менее схожие с реально существующими храмами и другими постройками. Исполненные в традиционной иконописной манере, эти изображения достаточно условны и лишь намекают на современные им сооружения и храмы. Так, например, в образе Николы Угрешского 1380 года в нескольких клеймах (рис. 1. Клеймо 15 «Чудо о Киевском отрочате») представлен довольно хорошо узнаваемый небольшой храм с четырехскатной кровлей и шлемовидным куполом. В иконе того же времени «Борис и Глеб» изображаются не только храмы, но и княжеский шатер с присущими ему подробностями.

Рис. 1. Клеймо 15 «Чудо о Киевском отрочате»

Изображения современных храмов, палат и различных сооружений встречаются в творчестве Дионисия. В росписях 1502 года собора Ферапонтова монастыря изограф разделяет архитектурные фоны сюжетов на евангельские, в которых в качестве второго плана используется условная архитектура, и сюжеты вселенских соборов, заседания которых проходят на фоне узнаваемой храмовой архитектуры. Среди архитектуры во фресках монастыря присутствует некая конструкция, состоящая из трех колонн с резными капителями. Колонны поставлены в ряд и являются основанием для кровли или навеса, устроенного наподобие двух щипцовых завершений.

Если в росписях Ферапонтова монастыря эта конструкция играет самостоятельную роль, то на иконе «митрополит Алексий с житием» в одном из нижних клейм (рис. 2) точно такая же конструкция является приспособлением для подвески колоколов или, попросту, звонницей.

Тема колоколов и колоколен, заявленная в начале XVI века, находит продолжение и развивается в течение всего последующего столетия, и здесь особое место принадлежит росписям Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Росписи Спасского собора созданы в 60-е годы XVI века и были выполнены в творческом содружестве московскими и ярославскими изографами. Тема колоколов и сооружений для них представлена довольно полно (рис. 3). Колокола сопровождают заседания вселенских соборов

¿•V

Рис. 2. Клеймо 18 «Женщина, исцеленная от слепоты, дарит церкви икону Алексия» иконы «Алексий митрополит с житием» (Дионисий, 1480 г.)

в нижнем ярусе росписей. Звонница (очевидно, того же Спасского монастыря) является частью фона композиции «Покров Богородицы» (рис. 4). Колокола и звонница выглядывают из-под поздней записи на сводах собора. Ярославский Спасо-Преображенский собор являет удивительное и редкое сочетание изображений колоколов, как во фресковой живописи, так и в иконописи.

На знаменитой иконе «Благоверные князья Федор, Давид и Константин с житием» в двух житийных клеймах: «обретение мощей благоверных князей» и «исцеление больного чревным недугом» также присутствует звонница с колоколами.

Изображение колоколов и звонниц в Ярославской церковной живописи XVI века явно указывает на то, что колокола и колокольный звон были важными культурными приметами, и даже доминантами в жизни ярославцев того времени. Это может быть подтверждено фактом обустройства ярославскими и московскими мастерами в эти времена нескольких, сменявших одна другую, звонниц обители, из которых большая звонница конца XVI века дошла до нашего времени в перестройке первой четверти XIX века. От середины XVI века до нашего времени дошел колокол, отлитый псковскими мастерами по заказу князя Андрея Михайловича Курбского. Колокол сохранился без повреждений, и сейчас мы можем слышать его звук таким же, каким его слышали мастера изографы, зодчие и все жители Ярославской земли XVI века. Этот колокол не единственный.

Рис. 3. Фрагмент фрески «Вселенские соборы»

Рис. 4. Фрагмент фрески «Покров Богородицы»

В собрании Угличского музея есть еще один колокол (не ссыльный) того же времени с характерным травным орнаментом и принадлежащий школе новгородских мастеров.

Изображения XVI века звонниц с колоколами доносят до нас любопытные подробности архитектуры эпохи. Мастера-изографы различали деревянные и каменные звонницы. Среди звонничных деревянных приспособлений интересна одна, утвержденная на едином столбе, на коем закреплена конструкция в виде двойной деревянной рамы (рис. 5).

В правом и левом окне звонницы подвешено по одному колоколу. Вся конструкция завершается пятью шатрами. К сожалению, состояние фрески не дает понимания о способе звона. Не видно, раскачивались ли колокола, или к языкам были привязаны веревки. В данном случае мы имеем дело с разновидностью столбчатой звонницы

Рис. 5. Фрагмент фрески Ярославского Спасо-Преображенского собора

с одним столбом посередине. Несколько подобных звонниц можно видеть на некоторых иконах более позднего времени. Встречаются подобные конструкции в живописи А. М. Васнецова, но схожих конструкций среди сохранившихся исторических деревянных колоколен нет.

Необычно выглядят и другие сооружения на стенах собора. Например, каменная двухпролетная одноярусная звонница, стоящая на собственном основании (рис. 6).

На перекладине, проходящей между столпов звонницы, утвержден металлический брус, на котором подвешены два колокола, примерно одинакового размера. Веревки, привязанные к языкам обоих колоколов, свидетельствуют о язычном способе звона. Очевидно, что основанием звонницы являлась некая площадка, на которую для исполнения благовеста, трезвона и перезвона поднимался звонарь. Звонница имеет фантастическое завершение в виде кокошника в окружении причудливых чешуйчатых листьев.

Достаточно интересна еще одна звон-ничка (рис. 7), представляющая собой четы-рехстолпную конструкцию, утвержденную на собственном квадратном основании. Столбы соединены сводами, над которыми возвышается высокий карниз, увенчанный тремя шатрами. Такие колокольницы, правда, более позднего времени, сохранились и действуют в ансамбле ростовского архиерейского дома и являются колокольнями надвратных церквей Иоанна

Рис. 6. Фрагмент фрески Ярославского Спасо-Преображенского собора

Рис. 7. Фрагмент фрески Ярославского Спасо-Преображенского собора

Богослова и Христова Воскресения. Становится очевидным, что самым распространенным типом колоколен для ярославских земель XVI века были деревянные столбчатые и каменные звонницы-стены, которые и поныне можно видеть в псковских, новгородских и московских землях.

Следующим этапом - временем расцвета духовной культуры Ярославля - стал XVII век. Именно в Ярославле, бывшем в то время столицей Древней Руси и не разоренном в Смутное время, возводятся наиболее ранние приходские и посадские каменные церкви. Строятся многочисленные шатровые одноярусные и многоярусные столпообразные колокольни. Это находит отражение во фресковой и иконописной живописи. Среди сюжетов фресковых росписей ярославских церквей XVII века изображения колоколен, звонниц и колоколов достаточно распространены. В композициях церкви Илии Пророка их насчитывается более десятка. В одной из композиций храма (о чуде в Нижнем Новгороде) изображен каменный многоглавый храм со стоящей рядом каменной шатровой колокольней (рис. 8). На колокольне видны три колокола, утвержденные на мощной деревянной балке, и просматриваются еще два колокола поменьше, висящие над ними.

Ярусная подвеска колоколов в шатровых одноярусных колокольнях встречалась очень редко; один из уникальных примеров подобной композиции был в Ярославле. Это колокольня церкви Святых Апостолов Петра и Павла на волжском берегу. Уникальность композиции заключалась в двухъярусном шатре колокольни,

Рис. 8. Фрагмент фрески церкви Илии Пророка (XVII в.)

когда на шатер основного яруса звона колокольни был поставлен восьмерик, прорезанный арками для колоколов, также увенчанный шатром. Возможно, что во фреске мы имеем пример изображения именно этой шатровой колокольни.

В том же храме Илии Пророка, в росписи придела преподобного Варлаама Хутынского, изображена звонница-стена, наподобие звонницы, стоящей над западным фасадом церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Рядом, в росписи того же придела, помещено изображение мощной звонницы-стены с большими благовестниками, висящими в два яруса. На иконе середины XVI века в двух клеймах жития Варлаама Хутынского изображена более скромная деревянная звонница на трех столпах с «щипцовым» перекрытием. В настоящее время в архитектуре Хутынского монастыря ничего подобного нет, поэтому, возможно, мы имеем дело с недошедшими до нас древними памятниками, что подтверждается наличием поздней над-вратной колокольни монастыря. Но сохранился, пока молчащий, свидетель древних звонниц Хутыни. Это двухсотпудовый колокол, отлитый для обители во времена правления царя Бориса Годунова.

Рис. 9. Фрагмент росписи придела прп. Варлаама Хутыноского. Храм Илии Пророка, Ярославль

Рис. 10. Фрагмент росписи «Покров Богородицы».

Храм Илии Пророка, Ярославль

Среди фресок церкви Илии Пророка присутствует изображение одноярусной деревянной колокольни, покрытой шатром с полицей, завершенным луковичной главкой на барабане (рис. 10). Колокола ярко желтого цвета, оконтуренные и прорисованные красной охрой, подвешены в два яруса. Возможно, что именно так изограф изображает два ближних и два дальних колокола, которые он видит снизу.

Здесь же изображена одноярусная восьмигранная каменная колокольня с круглыми люкарнами и сводчатыми окошками-слухами в шатре. На ярусе звона хорошо видны два больших колокола, края которых касаются столбов колокольни. К языкам колоколов привязаны белые веревки, спускающиеся вниз. Не совсем традиционную для Ярославля вогнутую форму имеет шатер колокольни, скорее напоминающий суздальские вогнутые шатры или, по-суздальски, «дудки».

Своеобразным апофеозом изображения колоколов и колоколен в иконописи является икона «Василий Блаженный» из собрания Покровского собора на рву или храма Василия Блаженного (рис. 11). Фоном для ростовой фигуры святого служит изображение комплекса кремлевских колоколен Ивана Великого, Успенской звонницы и пристроек. Икона была создана до знаменитого пожара Москвы 1701 года, когда погиб Царь-колокол Александра Григорьева. На иконе изображены пять великих Московских благовестников. Среди них: Большой Успенский колокол, Реут, Воскресный и Семисотный. Изограф изобразил весь комплекс архитектуры, со всевозможными

подробностями и даже с рельефами на колоколах. При взгляде на икону создается впечатление, что образ создавался в непосредственной близости или с видом на кремлевские колокольни. Иван Великий выкрашен в красный цвет, надпись о надстройке колокольни при Годунове отсутствует. Это подтверждается и историческими данными, так как годуновская надпись, закрытая при Лжедмитрии I, была открыта во время реставрации колокольни после московского пожара 1701 года.

Таким образом, в отечественной иконописи и настенных росписях звонницы и колокольни часто используются в качестве символических изображений, отражающих определенную идею духовного подъема и благодатного призыва. Колокольни и звонницы также могут быть связаны с образом звуков Небесного Иерусалима, который является важной идейной основой христианского миропонимания.

На иконах и настенных изображениях колокольни и звонницы часто представлены в символическом виде, в абстрактных формах, за которыми проглядывает важная конкретика. Внутри изображенных зданий часто видные сами колокола, которые являются для христиан знаком благовестия и призыва к молитве.

В иконописи колокольни, колокола и звонницы могут также помещаться в «клеймах», наряду с изображениями святых или духовных сюжетов, подчеркивая значимость и важность изображаемого. Кроме того, они указывают на святость места, когда речь идет о местах благочестия или исторических событиях.

Рис. 11. Икона св. Василий Блаженный (нач. XVIII в.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.