Научная статья на тему 'РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ ДЛЯ НАРОДА И ДЕТЕЙ: ПОИСК НОВОГО РАССКАЗА О ПРОШЛОМ (1860–1880-Е ГОДЫ)'

РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ ДЛЯ НАРОДА И ДЕТЕЙ: ПОИСК НОВОГО РАССКАЗА О ПРОШЛОМ (1860–1880-Е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / история для детей / национальный канон / историческая политика / историческая память / Russian Empire / history for children / national Canon / historical politics / historical memory

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Урушадзе Амиран Тариелович

В статье рассматриваются первые многотиражные иллюстрированные исторические издания, которые предназначались для народа и детей. Эти издания представляли собой альбомы из нескольких десятков картин с лаконичными текстовыми пояснениями. Большинство рассматриваемых изданий можно было использовать в различных форматах: и как единый ряд картин, и в разобранном на отдельные иллюстрации виде. Авторы и издатели рассчитывали на популярность своих проектов среди широких слоев населения, а также предусматривали возможность их использования как наглядных пособий по истории в школе. Министерство народного просвещения поддерживало публикацию и распространение иллюстрированных исторических изданий, которые существенно расширяли число потребителей исторической литературы. При этом цензоры Министерства народного просвещения прямо участвовали в подборе исторических сюжетов. В статье рассматриваются особенности взаимоотношений издателей и цензоров. Иллюстрированные исторические издания, увидевшие свет в эпоху Великих реформ, повлияли на формирование визуального канона отечественной истории. Многие сюжеты превратились в канонические, а историческая иллюстрация стала обязательным компонентом учебных пособий и популярных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Урушадзе Амиран Тариелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN HISTORY IN PICTURES FOR THE PEOPLE AND CHILDREN: SEARCH FOR A NEW STORY ABOUT THE PAST (1860S–1880S)

The article deals with the first multi-circulation illustrated historical editions, which were intended for the people and children. These editions were albums of several dozen pictures with concise textual explanations. Most of the editions under consideration could be used in different formats: both as a single row of pictures and in a disassembled into separate illustrations. The authors and publishers expected their projects to be popular among the general public and also envisaged the possibility of using them as visual aids for history at school. The Ministry of Public Education supported the publication and distribution of illustrated historical editions, which significantly expanded the number of consumers of historical literature. The censors of the Ministry of Public Education directly participated in the selection of historical subjects. The article considers the peculiarities of the relationship between publishers and censors. Illustrated historical editions, which were published in the era of the Great Reforms, influenced the formation of the visual canon of Russian history. Many stories became canonical, and historical illustration became a mandatory component of textbooks and popular publications.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ ДЛЯ НАРОДА И ДЕТЕЙ: ПОИСК НОВОГО РАССКАЗА О ПРОШЛОМ (1860–1880-Е ГОДЫ)»

Амиран Урушадзе

РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ ДЛЯ НАРОДА И ДЕТЕЙ: ПОИСК НОВОГО РАССКАЗА О ПРОШЛОМ (1860-1880-Е ГОДЫ)1

В статье рассматриваются первые многотиражные иллюстрированные исторические издания, которые предназначались для народа и детей. Эти издания представляли собой альбомы из нескольких десятков картин с лаконичными текстовыми пояснениями. Большинство рассматриваемых изданий можно было использовать в различных форматах: и как единый ряд картин, и в разобранном на отдельные иллюстрации виде. Авторы и издатели рассчитывали на популярность своих проектов среди широких слоев населения, а также предусматривали возможность их использования как наглядных пособий по истории в школе. Министерство народного просвещения поддерживало публикацию и распространение иллюстрированных исторических изданий, которые существенно расширяли число потребителей исторической литературы. При этом цензоры Министерства народного просвещения прямо участвовали в подборе исторических сюжетов. В статье рассматриваются особенности взаимоотношений издателей и цензоров. Иллюстрированные исторические издания, увидевшие свет в эпоху Великих реформ, повлияли на формирование визуального канона отечественной истории. Многие сюжеты превратились в канонические, а историческая иллюстрация стала обязательным компонентом учебных пособий и популярных изданий.

Ключевые слова: Российская империя, история для детей, национальный канон, историческая политика, историческая память

Амиран Тариелович Урушадзе

Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург aurushadze@eu.spb.ru

БОТ: 10.31860/2304-5817-2023-2-24-95-123

В XIX в. историческая культура, понимаемая как совокупность разнообразных моделей коммуникации с прошлым, стала основой для формирования европейских наций и национальных чувств [История и память 2006,13-16]. «Героическое прошлое, великие люди, слава (но истинная), — вот главный капитал, на котором основывается национальная идея», — отмечал Э. Ренан в знаменитой лекции «Что такое нация?» (11 марта 1882 г.) [Ренан 1882]. Историческая информация передавалась в различных формах. Уже к середине XIX в. в России существовало несколько масштабных книжных проектов национальной истории: «История государства Российского» Н. М. Карамзина, «История России с древнейших времен» С. М. Соловьева. Для детской аудитории была предназначена «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой, отмеченная благожелательными отзывами критиков и академическими преми-ями2. Несмотря на многочисленные достоинства этих изданий, все они отличались значительным объемом, одолеть который могли далеко не все потенциальные читатели. Кроме того, многочисленные переиздания этих книг были лишены иллюстраций, которые могли бы усилить эмоциональное воздействие на читателя и облегчить восприятие излагаемых исторических событий.

При этом надо учитывать общий низкий уровень грамотности в России второй половины XIX в. На рубеже 1860-х— 1870-х гг. грамотных было около 8 % населения империи Романовых, что соответствовало примерно 10 млн. человек [Рейтблат 2009, 18]. Активных читателей было еще меньше. Наибольшим успехом у русскоязычных читателей во второй половине XIX в. в городах пользовались романы (И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин), которые откликались на значимые общественные дискуссии, а в русском крестьянском мире первенствовала религиозная литература и низовые прозаики (Н. И. Зряхов, М. Е. Евстигнеев, И. С. Ивин) [Рейтблат 2009, 21]. Исторические сочинения не пользовалась широкой популярностью.

Эти обстоятельства актуализировали поиск «нового рассказа» о прошлом — доступного, логичного и визуального. Во второй половине XIX в. стали регулярно издаваться иллюстрированные исторические издания. Они были призваны расширить аудиторию читателей исторической литературы, обеспечить простую и эффективную рецепцию наиболее значимых образов прошлого. Основными потребителями этой литературы рассматривались дети, а также рабочие и крестьяне, объединяемые понятием «народ». Издатели

и чиновники Министерства народного просвещения рассчитывали, что иллюстрированная история России найдет себе место и в учебном деле, но эти проекты не являлись учебниками.

Материалом статьи стали иллюстрированные издания, опубликованные в 1860-е — начале 1880-х гг. На выбор хронологии повлияло несколько обстоятельств. Во-первых, время Великих реформ отмечено не только масштабными государственными преобразованиями, но и реализацией множества частных инициатив, которые получали, в том числе и правительственную поддержку. Другими словами, кроме великих реформаторов, представителей поколения «просвещенной бюрократии», изменяли Россию и малозаметные административные предприниматели3, внедрявшие новые практики и принципы в организацию различных сторон жизни российского общества. Авторов и издателей «истории в картинах» можно считать частью этой невидимой корпорации «маленьких» реформаторов. Во-вторых, время Великих реформ связано со становлением русской национальной идеи, в которой исторические образы играли важнейшую конституирующую роль. Привычное связывание процесса становления идеологии русского национализма только с консервативным поворотом Александра III (1881-1894) уже критиковалось в историографии [Renner 2000; Maiorova, 2010; Реформы в России 2016, 56-59]. Иллюстративный канон российской истории сложился именно в 1860-е— 1870-е гг. и затем творчески воспроизводился.

В статье будут рассмотрены исторический репертуар и способы визуализации, использовавшиеся создателями «истории в картинах», особенности взаимодействия авторов и издателей с властями и обществом, а также влияние, которое оказали эти проекты на российскую историческую культуру. Специально такая тематика в историографии ранее не рассматривалась. При этом, опыты визуализации регионального разнообразия Российского государства в XIX — начале XX в. были обстоятельно проанализированы в статье М. В. Лоскутовой [Лоскутова 2003, 159-198]. Много внимания исследовательница уделила крупнейшим проектам «живописного» подхода к репрезентации империи Романовых: «Отечествоведение» [Семенов 1879-1887] и «Живописная Россия» [Живописная Россия 1881-1901]. Как показала М. В. Лоскутова, преподавание имперской географии было призвано сконструировать и «живописать» особую «родину» промежуточное пространство между человеком и огромной империей [Лоскутова 2003, 195-196]. В качестве такого пространства предлагалась губерния, через которую человек по-

лучал представления о собственной включенности в пространство всей страны. Эти идеи созвучны представлениям группы востоковедов школы В.Р.Розена (1849-1908), которые считали, что общеимперская идентичность возможна только на основе локальных идентичностей [Тольц 2013]. Создатели «картин русской истории» преследовали другую цель. На страницах своих изданий они конструировали определенный исторический канон, одновременно и нарративный, и визуальный. Этот канон рассматривался как общий, единый и универсальный для всей империи и всех ее жителей вне зависимости от вероисповедания и этничности.

Несмотря на сложившуюся в России XVIII в. традицию «визуального народоведения» [Вишленкова 2011] использование иллюстраций в исторических сочинениях было редкостью вплоть до второй половины XIX в. Одной из немногих ранних попыток использовать иллюстрацию в книге по национальной истории стало издание «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах», которое выходило в 1836-1844 гг. Книга появилась благодаря меценату А. М. Прево (1801-1867), написавшему предисловие для «детского Карамзина» как он сам называл свое издание. Эта номинация лучше передает содержание и смысл книги. «Детский Карамзин» представлял своим юным читателям минимальный объем текстовой информации, который фокусировался на деяниях правителей и их выдающихся сподвижников. Это была история «главных происшествий, без мелочных подробностей», которые, по мнению издателя, только утомляли «маленьких читателей» [Живописный Карамзин 1836, VII]. А. М. Прево рассчитывал, что его книга поможет сформировать основы национального самосознания, позволит детям-читателям почувствовать собственную сопричастность великому прошлому и его бессмертным героям. Однако три части книги А. М. Прево вышли в свет с большим перерывом: между первой и второй — два года; между второй и третьей — шесть лет. Такие длительные паузы в издании «Живописного Карамзина» не позволили стать ему по-настоящему популярным, и уже к 1860-м гг. о проекте забыли. Тем не менее книга А. М. Прево повлияла на визуальный канон российской истории, многие сюжеты «детского Карамзина» впоследствии воспроизводились в иллюстрированных изданиях второй половины XIX в.

В европейской историографической традиции середины — второй половины XIX в. иллюстрации—это уже полноценный компонент рассказа об истории. В Париже в 1872-1876 гг. издается хорошо иллюстрированный пятитомник Ф. Гизо «История Фран-

ции, рассказанная моим внукам». В Германии в 1878 г. появилась книга Я. фон Фальке «Эллада и Рим», которая уже в 1881 г. была издана на русском языке. В редакторском предисловии отмечалось, что книги с иллюстрациями в Европе в «большом ходу», но даже на этом фоне книга Фальке выделялась, так как «уже не рисунки подгоняются к тексту, а текст и рисунки приготовляются совместно, взаимно себя иллюстрируют, и, во многих случаях, текст приготовляется и приспособляется к предварительно составленным рисункам» [Фальке 1881, 4]. В это же время в Европе появились и специальные иллюстрированные издания «для школы и дома», которые активно использовались как классные пособия в народных школах и младших классах средних учебных заведений. Общие и доступные исторические образы, тиражируемые в новых иллюстрированных изданиях, были эффективным способом индоктринации населения. Именно воспитание лояльного национальному государству субъекта было генеральной задачей европейских школ в XIX — начале XX в. [Левинсон 2010].

Пионером визуализации истории России стал известный российский педагог-новатор В. А. Золотов (1804-1882). В литературе, посвященной его биографии, эта сторона деятельности В. А. Золотова не рассматривалась [Колосова, Свиридова, Федорова 2009; Абрамовский 2010]. Однако, учитывая широкий педагогический профиль и разнообразие заслуг В. А. Золотова, это не удивительно. В 1832-1849 гг. В. А. Золотов руководил частным пансионом в Одессе, где с успехом применял звуковой метод обучения грамоте, который позволял ученикам в самые короткие сроки овладеть навыками чтения и письма на русском языке. Одесские успехи В. А. Золотова были замечены и оценены кавказским наместником М. С. Воронцовым, который одновременно являлся и новороссийским генерал-губернатором (1823-1854). В 1849 г. В. А. Золотов закрыл свой пансион и переехал в Тифлис, где преподавал в учебных заведениях вновь открытого Кавказского учебного округа. Именно обучение русскому языку являлось одним из приоритетов имперской культуртрегерской политики на Кавказе.

В 1856 г. В. А. Золотов перебрался в Петербург и продолжил свою педагогическую работу в Удельном земледельческом училище. Уже в начале 1860-х гг. В. А. Золотов пользовался значительным авторитетом в Министерстве народного просвещения (далее - МНП), ему поручали проведение губернских ревизий сельских школ. 10 января 1863 г. В. А. Золотов прислал первый выпуск своей

«Истории России в картинах» влиятельному чиновнику Министерства народного просвещения Б. П. Мансурову4. В сопроводительном письме В. А. Золотов отмечал, что выпуски этого издания «могут быть с пользой употреблены в приходских училищах, уездных и также в пансионах при гимназиях, почему осмеливаюсь всепокорнейше просить вашего милостивого содействия к распространению этого издания» [О рассмотрении 1863, 4]. В. А. Золотов подчеркивал, что «История России в картинах» станет не только полезным, но и относительно доступным пособием по отечественной истории, стоимость которого не будет превышать 5 руб.5, а для всех учебных заведений предусматривалась скидка в 25 %.

Это издание В. А. Золотова рецензировал известный историк и впоследствии издатель либерального журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевич6, входивший в состав Ученого комитета Министерства народного просвещения. Рецензент дал положительную характеристику «Истории России в картинах» отметив, что для массового издания «художественная сторона безукоризненна», а текст «изложен весьма удовлетворительно и соответственно возрасту, для которого предполагается издание» [О рассмотрении 1863, 5]. Ученый комитет МНП рассматривал вопрос о поддержке проекта В. А. Золотова на заседании 6 марта 1863 г. и, приняв во внимание положительный отзыв М. М. Стасюлевича, признал полезным «употребить содействие министерства к распространению этого издания в приходских и уездных училищах» [О рассмотрении 1863, 6]. В 1863 г. увидели свет первые три выпуска «Истории России в картинах». Первый выпуск охватывал период от призвания варягов до походов князя Святослава (862-972); второй — от деяний князя Владимира Святого до Владимира Мономаха (978-1125); третий повествовал о тяжелом времени княжеских междоусобиц, татаро-монгольского нашествия и завершался правлением Ивана III (1150-1505). Высокий темп процедуры издания золотовского проекта объясняется успешным партнерством с Н. А. Дементьевым — представителем книгоиздательского товарищества «Общественная польза». Выпуски «Истории России в картинах» сопровождались красноречивым примечанием, в котором разъяснялись назначение издания, его аудитория и многофункциональный характер:

Цель этого издания состоит в том, чтобы ознакомить наглядно детей и взрослых простолюдинов с важнейшими событиями из жизни русского народа, и тем подготовить их к систематическому изучению русской истории. Для удобнейшего достижения цели картины могут

быть наклеены, каждая отдельно, на картон, и в таком виде развешаны по стенам в сельских и приходских школах, в рекреационных залах больших училищ и также в казармах; в этих последних они особенно могут быть употреблены с пользой; во-первых, потому что в свободное время непременно соберется кружок любопытных у каждой картины и один грамотный, прочитавши вслух текст, ознакомит и неграмотных с событием, изображенным картиной; во-вторых, такие картины и подобные им, например из Св. Истории, мало-помалу, может быть, вытеснят лубочные картины, как например: погребение кота, блинни-ца и т. д., которые во многих казармах красуются почти над каждой койкой [История России в картинах 1863, [обл.]].

«Историю России в картинах» В. А. Золотова можно назвать изданием-трансформером, которое модифицировалось из книги в настенные наглядные пособия и могло быть использовано и в школе, и в казарме. Проект В. А. Золотова встретил в целом благожелательный прием у публики. В документах Ученого комитета МНП сохранился отзыв на первые два выпуска «Истории в картинах». Его автор отметил, что исторические иллюстрированные издания очень популярны в Европе и история России представляет множество тем для их презентации в таком формате. Рецензент не сомневался, что «Истории России в картинах» являлась успешным проектом: «Рассказ ясен, впечатлителен, выбор картин сделан довольно осмотрительно» [О рассмотрении 1863, 7]. В отзыве подчеркивался и пропедевтический характер издания, которое «кроме благодетельного влияния на народное сознание, может быть с пользою употребляемо в народных школах и уездных училищах при преподавании отечественной истории». Нашлось место и критике, хотя и умеренной. Автор отзыва указывал, что В. А. Золотов уделил слишком много внимания «отвратительным действиям» русских князей в удельный период. Вместо этого рецензент призывал в последующих выпусках более ответственно выбирать сюжеты для картин, так как «только исторические великие личности и события, горячо задевающие народное чувство, могут быть внесены в живописное изображение народной жизни» [Там же, 7]. Вскоре «История России в картинах» подверглась более серьезной критике со стороны столичного Цензурного комитета.

Выход очередного четвертого выпуска анонсировался уже в начале 1864 г., но по неизвестным причинам был задержан до весны 1865 г. Новый выпуск «Истории России в картинах» был посвящен правлению Ивана IV Грозного. В создании картин выпуска принимал участие художник Н. А. Кошелев (1840-1918), который

Рис. 1. «Пиры во дворце Иоанна IV» (История России в картинах. Вып. 4. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1865)

являлся сподвижником И.Н.Крамского (1837-1887) и стал известен росписью Храма Христа Спасителя в 1865 г. Цензор нового выпуска, опытный чиновник А. А. Де-Роберти [Гринценко, Патрушева, Фут 2004, 380], увидел крамолу в двух картинах — «Пиры во дворце Иоанна IV» (Рис. 1) и «Кончина Иоанна IV» (Рис. 2). Согласно справке Петербургского цензурного комитета: «Обе картины с текстом (№ 40 и 43), как назначаемые для обращения в простонародье и не соответствующие цели издания, запретить, ибо первая картина, „Пиры во дворце Иоанна", изображает царя пляшущим среди скоморохов, а вторая, „Кончина Иоанна IV", — умирающим за игрою в шашки» [Гончаров 2014, 130].

Издатель «Истории России в картинах» Н. А. Дементьев обратился с жалобой на запрет цензурного комитета в Совет министра внутренних дел по делам книгопечатания — центральное учреждение цензуры в Российской империи. Н. А. Дементьев указывал, что распоряжение Петербургского цензурного комитета для него как издателя «несправедливо, стеснительно и разорительно». Кроме того, как писал Н. А. Дементьев, без этих двух картин очередной

1011111 10ДННА 11,

Рис. 2. «Кончина Иоанна IV» (История России в картинах. Вып. 4. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1865)

выпуск «Истории России в картинах» невозможно опубликовать, что, в свою очередь, создавало угрозу сбыта всех выпусков. Заслуживает внимания и аргументация Н. А. Дементьева. Во-первых, издатель «Истории России в картинах» уверял Совет по делам книгопечатания в том, что проект предназначен не для «простонародья», а для «учеников из богатых семейств». В подтверждение своих слов он ссылался на высокую цену книги (8 руб.) и намерение подготовить учеников младшего возраста к изучению истории в школе. Таким образом, от концепции издания, заявленной ее автором В.А.Золотовым в письме к Б. П.Мансурову и декларируемой в цитированном выше примечании, не осталось ничего. Во-вторых, издатель «Истории России в картинах» ссылался на то, что никаких ограничений на изображение российских правителей от Петра I и ранее не существовало. Действительно, согласно циркуляру от 8 марта 1860 г. повелением императора Александра II было «воспрещено оглашение сведений, могущих быть поводом к распространению неблагоприятных мнений о скончавшихся августейших лицах царствующего дома». Запрет вводился на историю

от конца царствования Петра I и позднее [Сборник постановлений и распоряжений по цензуре 1862, 481-482].

Разумеется, Н. А. Дементьев не являлся вольнодумцем, а его жалобы на цензора А. А. Де-Роберти не стоит считать борьбой за историческую правду. Издатель «Истории в картинах» пытался «всего лишь» защитить свои коммерческие интересы и выгоды. Разобраться в заочной дискуссии Н. А. Дементьева и столичного цезурного комитета было поручено члену Совета министра внутренних дел по делам книгопечатания, автору «Обыкновенной истории» и «Об-ломова» И.А.Гончарову7. В своем «Мнении по поводу издания „История России в картинах"» от 26 апреля 1865 г. И. А. Гончаров не увидел крамолы непосредственно в картинах (№ 40 и 43). На картине «Пиры во дворце Иоанна IV», по словам И. А. Гончарова, «пляски не заметно». Относительно же картины «Кончина Иоанна IV» писатель-цензор отметил:

...я не вижу в ней никакого повода к запрещению в том обстоятельстве, что царь изображен умирающим за игрой в шашки (в шахматы, а не в шашки, сколько помню, по истории). Перед тем сказано, что царь занемог, сделал последние распоряжения, потом ему стало легче, он отменил их, сделался весел, разговорчив и хотел сыграть с Бельским в шашки и вдруг скончался. Я не вижу ничего предосудительного или унижающего царское достоинство в том, что больной царь искал некоторого развлечения в игре в шахматы или шашках: это не пляска и не скоморошество [Гончаров 2014, 131].

К тексту пособия у И. А. Гончарова оказалось больше претензий. Он нашел излишним в комментарии к картине «Пиры во дворце Иоанна IV» указание на личное участие Ивана IV Грозного в маскарадах. В комментарии к картине «Кончина Иоанна IV» И.А.Гончаров нашел неуместным всего одно слово — «набожный», которое было частью характеристики сына и преемника Грозного царя Федора Иоанновича (1584-1598). Выходя за пределы обсуждения замечаний Петербургского цензурного комитета, И. А. Гончаров подверг критике комментарий к картине «Иоанн у гроба сына» (№42) (Рис. 3), который содержал подробное описание многочисленных казней и жестокостей, совершенных Иваном IV. «Все эти зверства в кратком тексте выступают на первый план. То же должно сказать и о подробностях сцены убиения царем сына. Если уже нельзя умолчать о самом факте убиения, то, кажется, в детском издании нет надобности сценами резни и крови растлевать молодые, иногда почти младенческие, умы и сердца

Рис. 3. «Иоанн у гроба сына» (История России в картинах. Вып. 4. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1865)

преждевременными впечатлениями мрака и ужаса, проявляющихся в человеческой натуре», — писал И. А. Гончаров [Гончаров 2014, 132].

Мнение И. А. Гончарова, судя по всему, оказалось решающим. Четвертый выпуск «Истории России в картинах» вышел со всеми запланированными иллюстрациями, в том числе «Пирами во дворце Иоанна IV» и «Кончиной Иоанна IV», но с отредактированными комментариями к ним8. Описание ужасов опричнины были приглушены, а Иван IV Грозный показан скорее жертвой недобрых советчиков, чем кровавым тираном. Пятый выпуск «Истории России в картинах», опубликованный зимой 1866 г., получает статус издания, «одобренного Ученым комитетом МНП для распространения в начальных народных и уездных училищах и гимназиях». Впоследствии официальное одобрение МНП будет распространено как на новые выпуски, так и на переиздания ранних вы-

пусков. При этом в последовавших неоднократных переизданиях четвертого выпуска обе спорные картины («Пиры во дворце Иоанна IV», «Кончина Иоанна IV») будут заменены другими сюжетами —

Рис. 4. «Въезд Иоанна IV в Москву после покорения Казани» (История России в картинах. Вып. 4. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1872)

«Въезд Иоанна IV в Москву после покорения Казани» (Рис. 4) и «Посланные Ермака перед Иоанном» (Рис. 5). Любопытно, что комментарии двух вырезанных цензурой картин были в основном сохранены. Текст, сопровождавший «Пиры во дворце Иоанна IV», теперь пояснял картину «Въезд Иоанна IV в Москву после покорения Казани», а комментарий «Кончина Иоанна IV» перешел под картину «Посланные Ермака перед Иоанном».

«История России в картинах» доводила описание событий отечественной истории до правления императора Александра II (1855 -1881). Последний, восьмой выпуск вышел в 1871 г. уже без участия В. А. Золотова, который годом ранее получил назначение в Одессу, где заведовал городскими народными училищами. Однако В. А. Золотов не оставил идею истории в картинах, в 1872 г. в типографии «Общественной пользы» была опубликована его «История Петра Великого» [Золотов 1872]. Книга предлагала 19 картин из жизни царя-реформатора с комментариями. Большая часть картин и комментариев была опубликована ранее в седьмом выпуске «Истории России в картинах».

ДОШНБШ ШШ ИРИЬ ЮАННОМЬ ГО.

Рис. 5. «Посланные Ермака перед Иоанном» (История России в картинах. Вып. 4. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1872)

В последнем, восьмом выпуске «Истории России в картинах» получила развитие тема расширения империи. Присоединению Кавказа посвящены две картины — «Подвиг Архипа Осипова» (Рис. 6) и «Сдача Шамиля в ауле Гуниб» (Рис. 7). Комментарий к последней картине содержал довольно подробное описание событий заключительного периода Кавказской войны в Чечне, Дагестане и Северо-Западном Кавказе. Особенно подчеркивалось значение умелых действий главнокомандующего Кавказской армией князя А. И. Барятинского (1856-1862). Расширение империи и включение территорий Кавказа и Туркестана Н. А. Дементьев квалифицировал как «необходимое завоевание». Это было в духе публицистики того времени. Еще в 1860 г. участник Кавказской войны и военный историк Р. А. Фадеев в книге «Шестьдесят лет Кавказской войны» не только предложил название этого военного конфликта («Кавказская война»), но и отметил, что развернувшаяся в XIX в. борьба за влияние в регионе, создала угрозу для южных границ Российского государства [Фадеев 1860, 7-10]. Геополитическая конкуренция великих держав (Англия, Франция, Османская империя и Персия)

ПОДВИГЬ АРХИПА ОСИПОВ Л,

Рис. 6. «Подвиг Архипа Осипова» (История России в картинах. Вып. 8. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1871)

сделала присоединение Кавказа важнейшей задачей для российского правительства, решение которой растянулось на три царствования — Александра I, Николая I и Александра II.

Появление истории имперских окраин в финальном выпуске «Истории России в картинах» не отразилось на общей концепции издания. История, рассказанная и показанная в В. А. Золотовым и Н. А. Дементьевым, являлась историей одного государства и одного народа. Показательно, что в этом же содержательном ключе были выдержаны и другие иллюстрированные проекты, которые издавались параллельно с выходом выпусков «Истории России в картинах». Так, в 1866 г. в типографии товарищества «Общественная польза» была издана книга «История русского народа в 24 картинах». Подход к изображению российской истории был почти таким же, как и в «Истории России в картинах». Автор, который пожелал остаться неизвестным, выстроил повествование вокруг некоторых событий отечественной истории от принятия христианства на Руси (988 г.) до заключения Ништадтского мира (1721 г.). Часть картин и комментариев повторяет содержание

■¿ЛН'ЖШИ 10«.

СДАЧА ШАМИЛЯ ВЪ АУДЙЗ ГТШШЪ.

Рис. 7. «Сдача Шамиля в ауле Гуниб» (История России в картинах. Вып. 8. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1871)

«Истории России в картинах». Иллюстрации в «Истории русского народа в 24 картинах» выполнены в цвете, но ихкачество оставалось очень низким. Многие фигуры отличались непропорциональностью (Рис. 8), а картины в целом, по словам современников, были «совершенно неудовлетворительны» [Восьмое присуждение премий императора Петра Великого 1884, 34]. В 1873 г. в Москве вышла книга «Русское царство от Рюрика до Петра Великого», которая состояла из 25 коротких справочно-биографических текстов и такого же числа картин [Русское царство от Рюрика до Петра Великого 1870]. Последние не были прямо привязаны к тексту и образовывали самостоятельный визуальный исторический нарра-тив. В сюжетном отношении «Русское царство от Рюрика до Петра Великого» не было оригинальным, отметить можно лишь подчеркнутое внимание к событиям Смутного времени: сразу три картины повествуют о различных исторических эпизодах этого периода российской истории. В остальном это уже привычный национальный

^ТВА НА ¿УД| I ГЦ >!{«) @ВдЪжЕ.

Рис. 8. «Мамаево побоище или битва на Куликовом поле» (История русскаго народа в 24 картинах. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1866)

исторический канон, построенный вокруг мудрых и мужественных правителей: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный.

В начале 1880-х гг. редакция журнала «Досуг и дело» подготовила шесть выпусков «Картин русской истории от Рюрика до Петра Великого» (составитель С. Павлович). Журнал «Досуг и дело» (1867-1914) являлся иллюстрированным изданием, его редакции этот формат был хорошо известен. «Досуг и дело» официально предназначался «для солдат и народа». Материалы журнала были выполнены в духе верноподданнического патриотизма, а в исторических сюжетах неизменно присутствовали религиозно-нравоучительные мотивы. «Смерть за отечество — есть подражание Спасителю: кровная жертва для блага народа своего» [Федотова 2022, 134], — писал редактор «Досуга и дела» А. Ф. Погосский в 1878 г. Эти особенности присутствуют в «Картинах русской истории от Рюрика до Петра Великого». История принятия Русью христианства описана ортодоксально и патетически: «Христианство обновило и оживотворило землю Русскую. Стоит только взглянуть

не теперешних нехристиан, например на турок, живущих с нами рядом, чтобы убедиться в превосходстве христианской религии над всеми другими» [Павлович 1880, 13]. Вместе с тем составитель издания С. Павлович во многом ориентировался на опыт предшественников, что выразилось в текстовых и визуальных параллелях. Многие картины книжного проекта С. Павловича прямо заимствованы у «Истории России в картинах» В. А. Золотова и Н. А. Дементьева. В целом проект С. Павловича можно считать сокращенной версией «Истории России в картинах», о чем говорит и то, что оба издания выходили в типографии товарищества «Общественная польза».

В 1881 г. в столице империи вышла в свет «Отечественная история в картинах для школы и дома», составителем которой выступил директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии С.Е.Рождественский (1834—1891). И хотя для автора-составителя это был первый опыт создания иллюстрированного издания, С. Е. Рождественский использовал свой богатый опыт написания учебников истории для школ и училищ. Учебники С. Е. Рождественского многократно переиздавались, как например «Отечественная история в связи с всеобщей», которая выдержала девятнадцать изданий [Рождественский 1917].

Новый проект С. Е. Рождественского «Отечественная история в картинах» был выполнен в схожем с «Историей России в картинах» В.А.Золотова и Н. А.Дементьева формате — книга легко разбиралась на самостоятельные картины. Отличием стало появление возможности купить не только всю книгу целиком, но и каждую картину по отдельности. «Отечественная история в картинах» ознаменовала начало нового этапа в развитии иллюстрированной национальной истории в России. Книга С. Е. Рождественского выгодно отличалась качеством рисунков и художественного оформления. Предполагалось, что книга могла быть изящным подарком, для чего за отдельную плату предусматривалась специальная «изящная папка» [Рождественский 1881].

В «Отечественной истории в картинах» использовались акварельные рисунки известного художника А. Д. Кившенко. При подготовке картин привлекались именитые эксперты. Консультантом по костюмам допетровской эпохи стал В. А. Прохоров — археолог и преподаватель Петербургской Академии художеств. Костюмы ХУШ-ХГХ вв. рисовались при участии В. В. Штенгеля — военного историка и начальника Музея Главного интендантского управления.

«Отечественная история в картинах» вышла с тридцатью рисунками А. Д. Кившенко, которые охватывали хронологию от призвания варягов в 862 г. до конца царствования Александра II. С. Е. Рождественский ограничился лишь самыми краткими комментариями к картинам. В сюжетном отношении «Отечественная история в картинах» немногим отличалась от проектов-предшественников. Выделяло книгу С. Е. Рождественского изображение событий XIX столетия, среди которых преобладали сюжеты (7 из 10 картин), связанные с военной историей («Военный совет в Филях», «Наполеон оставляет Москву», «Торжественный въезд Александра I с союзниками в Париж, 1814 г.», «Синопское сражение», «Покорение Кавказа», «Взятие Карса», «Падение Плевны»). Из событий гражданской истории XIX в. в «Отечественной истории в картинах» оказались представлены следующие: кодификация российского законодательства («Николай I награждает Сперанского»), отмена крепостного права («Освобожденные крестьяне подносят адрес и хлеб-соль царю-освободителю») и открытие народных школ («Освящение школы в присутствии наследника цесаревича и государыни цесаревны»).

«Отечественная история в картинах» получила официальное одобрение МНП. В 1884 г. книга С. Е. Рождественского была уцо-стоена малой премии имени императора Петра Великого, которая присуждалась МНП с 1873 г. «за лучшие учебные руководства и пособия для средних и низших учебных заведений и за книги для народного чтения» [Положение о премиях императора Петра Великого 1873, 28-32].

Специальная комиссия Ученого комитета МНП наряду с достоинствами проекта С. Е. Рождественского (высокое качество рисунков, краткость комментариев) отметила и недостатки «Отечественной истории в картинах». Основная критика касалась подбора исторических сюжетов, который показался комиссии «слишком эпизодичным, а подчас и случайным» [Восьмое присуждение премий императора Петра Великого 1884, 34]. По мнению членов комиссии, С. Е. Рождественский уделил слишком много внимания событиям политической истории и неоправданно проигнорировал «картины из бытовой жизни»: религиозные обряды, приемы иностранных посольств, светскую жизнь российского царского двора [Восьмое присуждение премий императора Петра Великого 1884, 34]. Любопытно, что комиссия МНП указывала на сюжеты, которые ранее вошли в «Историю России в картинах», но отсутствовали в «Отечественной истории в картинах» [Там же, 37-38]. В этом смыс-

Рис. 9. «Богдан Хмельницкий и присоединение Малороссии» (Рождественский С. Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб., 1881)

ле проект В.А.Золотова и Н.А.Дементьева задал определенный стандарт визуального нарратива российской истории. Комиссия МНП отмечала, что в проекте С. Е. Рождественского Смутному времени посвящена всего одна картина9, «между тем это время представляет несколько чрезвычайно драматических моментов, как, например, патриарх Гермоген в темнице» [Там же, 38]. Недостаточно представленной, по мнению членов комиссии, оказалась история «Западной России и Малороссии». Картина «Богдан Хмельницкий и присоединение Малороссии» (Рис. 9) была признана «крайне неудачной». Члены комиссии посчитали «необходимым напомнить составителю, что баб на казачьих радах не бывало» [Там же, 42].

Преобразования Петра Великого, по мнению комиссии, также не нашли полноценной презентации в книге С. Е. Рождественского, которого критиковали за отсутствие картин «Ассамблея при Петре Великом» и «Заложение Петербурга». Эти сюжеты были представлены в иллюстрированных изданиях В. А. Золотова. Картину

Рис. 10. «Награждение Сперанского за составление свода законов» (Рождественский С. Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб., 1881)

«Награждение Сперанского за составление свода законов» (Рис. 10) критиковали за антиисторический характер: «Николай Павлович возложил на Сперанского ленту Св. Андрея Первозванного в награду за составление свода законов не в своем кабинете, а в полном собрании Государственного совета, что, конечно, было гораздо эффектнее, чем изображение, воспроизведенное на рассматриваемой картине Рождественского» [Восьмое присуждение премий императора Петра Великого 1884, 40].

Издание С. Е. Рождественского вышло дорогим: 20 руб., а с пересылкой 22 руб. По такой цене «Отечественную историю в картинах» могли позволить себе гимназические библиотеки, но не народные школы. В 1883 г. «Отечественная история в картинах» была издана в уменьшенном «карманном» формате с черно-белыми рисунками. Такой вариант был значительно дешевле и обходился всего в 2 руб.

В конце XIX — начале XX в. регулярно публиковались новые «истории в картинах», а также исторические атласы. Некоторые получали престижные премии и выходили множеством переизданий. Примером подобного успеха следует считать «Историю России в портретах по столетиям», получившей ряд престижных наград, как в России, так и за рубежом [История России в портретах по столетиям 1903]. При этом и подбор сюжетов, и их непосредственная репрезентация зачастую заимствовались у «первопроходцев», опубликованных в 1860-1880-е гг.

Иллюстрация стала неотъемлемой частью учебников и учебных пособий по отечественной истории, но в большей степени использовались рисунки, изображавшие археологические и архитектурные памятники, исторические костюмы и предметы «народного быта», а также портреты правителей и государственных деятелей и карты. В этом отношении показательны примеры «Родной старины» В. Д. Сиповского, «Краткой русской истории» Ф. Ф. Пуцыковича, «Русской истории» А. С. Трачевского, «Элементарного курса русской истории» К. И. Добрынина.

Наиболее известным проектом иллюстрированного издания о российской истории стали «Картины по русской истории» И. Н. Кнебеля, которые выходили в 1908-1913 гг., а затем переиздавались в различных собраниях [История СССР, 1939-1952; Из издания И. Н. Кнебеля 1989]. Составителем и редактором 50-ти выпусков стал историк и педагог С. А. Князьков, а картины написали лучшие российские художники того времени: С. В. Иванов, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, Д. Н. Кардовский, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере и др. Многие картины из этого издания использовались в советских учебниках и продолжают появляться в современных учебниках и учебных пособиях по российской истории. Однако успех «Картин по русской истории» был подготовлен несколькими десятилетиями развития рассматриваемого жанра, трудным поиском нового рассказа о прошлом.

История создания и публикации первых изданий в формате «российской истории в картинах», рассмотренная в статье, позволяет сформулировать несколько выводов. Во-первых, авторы и издатели решали нетривиальную задачу перевода накопленного ко второй половине XIX в. массива исторических сведений в форму «истории для детей и народа». Решение этой задачи требовало оправданного отбора сюжетов для эффектной визуальной презентации. Именно подбор «картин» был самым трудным и, одновременно, самым уязвимым для критики этапом работы пионеров «рус-

ской истории в картинах». Необходимо было найти баланс между представленностью различных эпохам и цензурными ограничениями на их интерпретацию. Во-вторых, очевидно, что имперские институты власти и прежде всего МНП с большим вниманием относились к формированию визуального канона отечественной истории. Все рассмотренные проекты предполагали в качестве потребителя самую широкую аудиторию, то есть это были издания общенационального охвата, значение которых выходило за пределы частного просветительского книгоиздания, а использование становилось инструментом государственной политики. В-третьих, во всех рассмотренных проектах была представлена история русского народа и созданного им государства. Эти наглядные пособия показывали историческую общность русского населения полиэтничной империи. Актуальность такой задачи в эпоху Великих реформ трудно переоценить. Массы русских крестьян выходили за пределы своих локальных миров и буквально открывали империю, ее города и окраины. Не меньшее значение имела и деятельность народных школ, которые являлись пространствами интеграции и формирования национальной солидарности. В этом проявилось отличие «истории в картинах» от формирующейся параллельно традиции «географии в картинах». Если географические атласы демонстрировали разнообразие регионов Российской империи или, другими словами, собирали различия, то иллюстрированные исторические проекты формировали общий канон, отсекали «лишнее» и показывали только самое «главное». Естественным образом такой подход приводил как к появлению общности и пробуждению чувства национальной сопричастности у русских, так и к кризисам идентичности, поискам путей национального освобождения у других народов полиэтничной империи Романовых.

Примечания

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда

№23-18-00520, https://rscf.ru/project/23-18-00520/

2 В 1838 г. первые четыре части сочинения А. О. Ишимовой были отмечены Демидовской премией, а в 1841 г. еще две части «Истории России в рассказах для детей» получили почетный отзыв Демидовской комиссии.

3 Роль и значение административных предпринимателей в модернизации

Российского государства показана в книге И. И. Федюкина на примере школьных реформ петровского времени [Федюкин 2020].

4 Борис Павлович Мансуров (1828-1910) — российский ученый, государственный деятель и дипломат, идеолог российского политического присутствия в Палестине, член-учредитель Совета православного Палестинского общества.

5 Такая довольно высокая цена объяснялась наличием большого количе-

ства иллюстраций.

6 Подробнее см. о М. М. Стасюлевиче в монографии В. Е. Кельнера [Кель-

нер 1993].

7 Подробнее о службе И. А. Гончарова в цензурном ведомстве в моногра-

фии К. Ю. Зубкова [Зубков 2023].

8 Исключением осталось только слово «набожный», сохраненное в характеристике Федора Иоанновича.

9 «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам», № 11.

Литература Источники

Восьмое присуждение премий императора Петра Великого 1884 — Восьмое присуждение премий императора Петра Великого, учрежденных при Министерстве народного просвещения. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1884.

Гончаров 2014 — Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 10.: Материалы цензорской деятельности. СПб.: Наука, 2014.

Добрынин 1913 — Добрынин К. И. Элементарный курс русской истории. М.: Издатель В. С. Спиридонов, 1913.

Живописная Россия 1881-1901 —Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении / Под общ. ред. П. П. Семенова. Т. 1-19. СПб.: Тип. М. О. Вольфа, 1881-1901.

Живописный Карамзин 1836 — Живописный Карамзин, или Русская история в картинах, издаваемая Андреем Прево: Ч. 1-3. Ч. 1: От Рюрика до нашествия татар. 860-1238. СПб.: Тип. Х. Гинце и Э. Праца, 1836.

Живописный Карамзин 1836-1844 — Живописный Карамзин, или Русская история в картинах, издаваемая Андреем Прево: Ч. 1-3. СПб.: Тип. Х. Гинце и Э. Праца, 1836-1844.

Золотов 1872 — Золотов В. А. История Петра Великого. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1872.

История России в картинах 1863 — История России в картинах. Вып. I. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1863.

История России в портретах по столетиям 1903 — История России в портретах по столетиям. СПб.: Покровская община сестер милосердия, 1903.

История СССР 1939-1952 — История СССР: альбом наглядных пособий: В 14-ти вып. М.: ОГИЗ, 1939-1952.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ишимова 1837 — Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. СПб.: Тип. императорской Российской академии, 1837.

Карамзин 1818-1829 — Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 томах. СПб.: Тип. Н. Греча, 1818-1829.

Картины по русской истории 1908-1913 — Картины по русской истории, изданные под общей редакцией С. А. Князькова: В 50-ти выпусках. М.: Гроссман и Кнебель, 1908-1913.

Из издания И. Н. Кнебеля — Картины по русской истории (из издания И. Н. Кнебеля), 1908-1913: [комплект открыток] / Сост. и авт. вступ. статьи Л. И. Юниверг; автор аннотаций А. П. Богданов. М.: Изобразительное искусство, 1989.

О рассмотрении 1863 — О рассмотрении: а) Рукописи: «Краткие записки по предмету всеобщего землеописания», Олтаржевского, и б) «История России в картинках», изд. Золотова и Дементьева // РГИА. Ф. 734. Оп. 2. Д. 8.

Павлович 1880 — Павлович С. Картины русской истории. Вып. I. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1880.

Положение о премиях императора Петра Великого 1873 — Положение о премиях императора Петра Великого за лучшие учебные руководства и пособия для средних и низших учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения и за книги для народного чтения // Журнал Министерства народного просвещения. 1873. Ч. CLXVIX. С. 28-32.

Ренан 1882 — Ренан Э. Что такое нация? 1882 // Lib.ru: [электронная библиотека]. URL: http://az.Hb.rU/r/renan_z_e/text_1882_chto_takoe_natzia. shtml.

Родная старина 1887-1896 — Родная старина: отечественная история в рассказах и картинах: В 3-х т. / составил В. Д. Сиповский. СПб.: Издание Д. Д. Полубояринова, 1887-1896.

Рождественский 1881 — Рождественский С. Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб., 1881.

Рождественский 1917 — Рождественский С. Е. Отечественная история в связи с всеобщей (Средней и Новой): курс средних учебных заведений. Пг.: Книгопечатня Шмидт, 1917.

Русское царство от Рюрика до Петра Великого 1870 — Русское царство от Рюрика до Петра Великого: Исторические очерки и рассказы из гражданской и военной жизни русских царей и народа, с приложением двадцати пяти картин. М.: Тип. И. Смирнова, 1870.

Сборник постановлений и распоряжений по цензуре 1862 — Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 г.: напечатан по распоряжению Министерства народного просвещения. СПб.: Тип. Морского министерства, 1862.

Семенов 1879-1887 — Семенов Д. Д. Отечествоведение: Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям: Учебное пособие для учащихся. Т. 1-6. М.: Книжный магазин наследников братьев Салаевых, 1879-1887.

Соловьев 1851-1879 — Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 29 т. СПб.: в Университетской тип. (Катков и К°), 1851-1879.

Трачевский 1895 — Трачевский А. С. Русская история: Ч. 1-2. СПб.: Издание К. Л. Риккера, 1895.

Фадеев 1860 — Фадеев Р. А. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис: Военно-походная тип. Главного штаба Кавказской армии, 1860.

Фальке 1881 — Фальке Я. Эллада и Рим: Культурная история классической древности. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1881.

Исследования

Абрамовский 2010 — Абрамовский А. П. Российский педагог-новатор Василий Андреевич Золотов (1804-1882) // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 18 (199). С. 150-154.

Вишленкова 2011 — Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Гринценко, Патрушева, Фут 2004 —Гринценко Н. А., Патрушева Н. Г., Фут И. П. Цензоры Санкт-Петербурга (1804-1917): аннотированный список // Новое литературное обозрение. 2004. № 5 (69). С. 364-394.

Зубков 2023 — Зубков К. Ю. Просвещать и карать: Функции цензуры в Российской империи середины XIX в. М.: Новое литературное обозрение, 2023.

История и память 2006 — История и память = History and memory: историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2006.

Кельнер 1993 — Кельнер В. Е. Человек своего времени: (М. М. Стасюлевич: издательское дело и либеральная оппозиция). СПб.: Российская национальная библиотека, 1993.

Колосова, Свиридова, Федорова 2009 — Колосова Е. М., Свиридова И. А., Федорова Н. М. Василий Андреевич Золотов. К 205-летию со дня рождения // Вестник Герценовского университета. 2009. № 5 (67). С. 47-49.

Левинсон 2010 — Левинсон К. А. Модернизация и школа в Германии на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Новое литературное обозрение. 2010. № 5 (105). С. 1942.

Лоскутова 2003 — Лоскутова М. В. С чего начинается Родина? Преподавание географии в дореволюционной школе и региональное самосознание (XIX —начало XX вв.) // Ab Imperio. 2003. №3. С. 159-198. DOI: 10.1353/imp. 2003.0037.

Реформы в России 2016 — Реформы в России с древнейших времен до конца XX в.: в 4 т. Т. 3: Вторая половина XIX — начало XX в. / Отв. ред. В. В. Шелохаев. М.: Политическая энциклопедия, 2016.

Тольц 2013 — Тольц В. Собственный Восток России: Политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

Федотова 2022 — Федотова М. С. Миф о Севастопольской обороне 18541855 гг. в культурной памяти Российской империи. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022.

Федюкин 2020 — ФедюкинИ. И. Прожектеры: Политика школьных реформ в России в первой половине XVIII в. М.: Новое литературное обозрение, 2020.

Рейтблат 2009 — Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Чирскова 2012 — Чирскова И. М. Цензура и историческое знание в России второй половины XIX в. // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом: коллективная монография в честь профессора И. М. Савельевой/ [Отв. ред.: А. Н. Дмитриев]. М.: Издательский дом «Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики», 2012. С. 308-326.

Maiorova 2010 — Maiorova O. From the Shadow of Empire: defining the Russian nation through cultural mythology, 1855-1870. Madison: University of Wisconsin press, 2010.

Renner 2000 — Renner A. Russischer Nationalismus und Öffentlichkeit im Zarenreich 1855-1875. Koeln: Böhlau, 2000.

References

Abramovskij 2010 — Abramovskij, A. P. (2010). Rossijskij pedagog-novator Vasilij Andreevich Zolotov (1804-1882) [Russian teacher-innovator Vasily Andreevich Zolotov (1804-1882)]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 18 (199), 150-154.

Chirskova 2012 — Chirskova, I. M. (2012). Cenzura i istoricheskoe znanie v Rossii vtoroj poloviny XIX veka [Censorship and historical knowledge in Russia in the second half of the 19th century]. In A. N. Dmitriev (Ed.), Istoricheskaja kul'tura imperatorskoj Rossii: formirovanie predstavlenij oproshlom [Historical culture of Imperial Russia: the formation of ideas about the past: a collective monograph in honor of Professor I. M. Savelyeva] (pp. 308-326). Moscow: Izdatel'skij dom Nacional'nyj issledovatel'skij universitet — Vysshaja shkola jekonomiki.

Fedjukin 2020 — Fedjukin, 1.1. (2020). Prozhektery. Politika shkol'nyh reform v Rossii v pervoj polovine XVIII veka [The policy of school reforms in Russia in the first half of the 18th century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Fedotova 2022 — Fedotova, M. S. (2022). Mif o Sevastopol'skoj oborone 18541855 gg. v kul'turnoj pamjati Rossijskoj imperii [The myth of the Sevastopol defense of 1854-1855 in the cultural memory of the Russian Empire]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge.

Grincenko, Patrusheva, Fut 2004 — Grincenko, N. A., Patrusheva, N. G., Fut, I. P. (2004). Cenzory Sankt-Peterburga (1804-1917): annotirovannyj spisok [Censors of St. Petersburg (1804-1917): an annotated list]. Novoe literaturnoe obozrenie, 5 (69), 364-394.

Istorija ipamjat' 2006 — Repina, L. P. (Ed.). (2006). Istorija i pamjat': istoricheskaja kul'tura Evropy do nachala Novogo vremeni [History and memory: the historical culture of Europe before the beginning of modern times]. Moscow: Krug.

Kel'ner 1993 — Kel'ner, V. E. (1993). Chelovek svoego vremeni (M. M. Sta-sjulevich: izdatel'skoe delo i liberal'naja oppozicija) [A man of his time (M. M. Stasyulevich: publishing and the liberal opposition)]. St. Petersburg: Rossijskaja nacional'naja biblioteka.

Kolosova, Sviridova, Fedorova 2009 — Kolosova, E. M., Sviridova, I. A., Fe-dorova, N. M. (2009). Vasilij Andreevich Zolotov. K 205-letiju so dnja rozhdenija [Vasily Andreevich Zolotov. To the 205th anniversary of the birth]. Vestnik Gercenovskogo universiteta, 5, 47-49.

Levinson 2010 — Levinson, K. A. (2010). Modernizacija i shkola v Germanii na rubezhe XIX-XX vv. [Modernization and school in Germany at the turn of the nineteenth and twentieth centuries]. Novoe literaturnoe obozrenie, 5 (105), 19-42.

Loskutova 2003 — Loskutova, M. V. (2003). S chego nachinaetsja Rodina? Prepodavanie geografii v dorevoljucionnoj shkole i regional'noe samosoznanie (XIX — nachalo XX vv.) [Where does the Homeland begin? Teaching geography in the pre-revolutionary school and regional self-awareness (XIX — early XX centuries)]. Ab Imperio, 3, 159-198. DOI: 10.1353/imp. 2003.0037.

122

AMHPAH ypymAJ3E

Maiorova 2010 — Maiorova, O. (2010). From the Shadow of Empire: defining the Russian nation through cultural mythology, 1855-1870. Madison: University of Wisconsin press.

Reformy v Rossii 2016 — Shelohaev, V. V. (Ed.). (2016). Reformy v Rossii s drevnejshih vremen do konca XX v. T. 3: Vtoraja polovina XIX — nachalo XX v. [Reforms in Russia from ancient times to the end of the 20th century. Vol. 3: The second half of the 19th — early 20th centuries.]. Moscow: Politicheskaja jenciklopedija.

Rejtblat 2009 — Rejtblat, A. I. (2009). Ot Bovy k Bal'montu i drugie raboty po istoricheskoj sociologii russkoj literatury [From Bova to Balmont and other works on the historical sociology of Russian literature]. Moscow: Novoe liter-aturnoe obozrenie.

Renner 2000 — Renner, A. (2000). Russischer Nationalismus und Öffentlichkeit im Zarenreich 1855-1875. Koeln: Böhlau.

Tol'c 2013 — Tol'c, V. (2013). Sobstvennyj Vostok Rossii: Politika identich-nosti i vostokovedenie v pozdneimperskij i rannesovetskij period [Own East of Russia: Identity politics and oriental studies in the late imperial and early Soviet period]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Vishlenkova 2011 — Vishlenkova, E. A. (2011). Vizual'noe narodovedenie imperii, ili "Uvidet' russkogo dano ne kazhdomu" [Visual folk studies of the empire]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Zubkov2023 — Zubkov, K. Ju. (2023). Prosveshhat'i karat': Funkcii cenzury v Rossijskoj imperii serediny XIX v. [Enlighten and Punish: The Functions of Censorship in the Russian Empire in the Middle of the 19th Century.] Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Amiran Urushadze

European University at St. Petersburg; ORCID: 0000-0003-4624-007X

RUSSIAN HISTORY IN PICTURES FOR THE PEOPLE AND CHILDREN: SEARCH FOR A NEW STORY ABOUT THE PAST (1860S-1880S)

The article deals with the first multi-circulation illustrated historical editions, which were intended for the people and children. These editions were albums of several dozen pictures with concise textual explanations. Most of the editions under consideration could be used in different formats: both as a single row of pictures and in a disassembled into separate illustrations. The authors and publishers expected their projects to be popular among the general public and also envisaged the possibility of using them as visual aids for history at school. The Ministry of Public Education supported the publication and distribution of illustrated historical editions, which significantly expanded the number of consumers of historical literature. The censors of the Ministry of Public Education directly participated in the selection of historical subjects. The article considers the peculiarities of the relationship between publishers and censors. Illustrated historical editions, which were published in the era of the Great Reforms, influenced the formation of the visual canon of Russian history. Many stories became canonical, and historical illustration became a mandatory component of textbooks and popular publications.

Keywords: Russian Empire, history for children, national Canon, historical politics, historical memory

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.