Научная статья на тему 'ОТ ЭКОНОМИКИ СЛОВА К ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ОТ ЭКОНОМИКИ СЛОВА К ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Versus
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА / ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ / НИКОЛАЙ ПОЛЕВОЙ / ВИССАРИОН БЕЛИНСКИЙ / ТАРАС ШЕВЧЕНКО / ОРАС ВЕРНЕ / АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышева М.

В фокусе статьи - несколько богато проиллюстрированных российских изданий по истории, появившихся в первой половине XIX века. Они рассмотрены как новый для своего времени и смешанный продукт вербальной и визуальной экономики. Сформулирован ряд наблюдений и предположений относительно специфики российского производства и рынка иллюстрированных исторических изданий, а также показано, как в одном и том же издательском проекте могут по-разному раскрываться и соединяться признаки «консервативной» и «либеральной» культуры в зависимости от того, в каком ракурсе его трактовать - экономическом, идеологическом, эстетическом, вербальном или визуальном. Особое внимание в статье уделено популярнойв свое время книге Николая Полевого «История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск» (1843), проиллюстрированной 100 гравированными на дереве рисунками Тараса Шевченко, Александра Коцебу и Рудольфа Жуковского. По мнению автора статьи, эта книга представляет собой ближайший в России первой половины XIX столетия издательский аналог заслуженно прославившихся в Европе «Истории Наполеона» (1839) Поль-Матье Лорана и «Истории Фридриха Великого» (1840) Франца Куглера, каждая из которых содержит 500 ксилографий по рисункам соответственно Ораса Верне и Адольфа Менцеля. Можно сказать, что в «Истории Суворова» Полевого устанавливается соответствие между новаторской эстетикой гравированных иллюстраций, популяризирующим повествованием, затронутым демократической идеологией, и спецификой издательского проекта в целом как незаурядного продукта современной либеральной визуальной и вербальной экономики, успех которого подтвержден рыночным спросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM ECONOMY OF THE WORD TO ECONOMY OF THE IMAGE. DISTRIBUTION OF ILLUSTRATED HISTORICAL PUBLICATIONS IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

The article focuses on several richly illustrated Russian history publications that appeared in the first half of the 19th century. These publications are considered as new for their time and a mixed product of verbal and visual economics. Several observations and assumptions are proposed regarding the specifics of Russian production and the market of illustrated historical publications. It is also demonstrated how signs of “conservative” and “liberal” culture in one publishing project can be revealed and combined in different ways depending on how it is interpreted - from an economic, ideological, aesthetic, verbal, or visual standpoint. Particular attention is paid to Nikolai Polevoy’s once popular book The History of the Prince of Italy, Count Suvorov-Rymnik, The Generalissimo of the Russian Troops (1843), which was illustrated with 100 wood-engraved drawings by Taras Shevchenko, Alexander Kotzebue, and Rudolf Zhukovsky. The author of the article claims that this book represents the closest analog, in Russia of the first half of the 19th century, to the famous books in Europe The Stories of Napoleon (1839) by Paul-Mathieu Laurent and The Stories of Fredrich the Great (1840) by Franz Kugler, each of which contains 500 woodcuts based on drawings by Horace Vernet and Adolph Menzel. It can be said that Polevoy’s History of Suvorov establishes a connection between the innovative aesthetics of engraved illustrations, popularizing narrative that is impacted by democratic ideology, and the specifics of the entire publishing project as an outstanding product of the modern liberal visual and verbal economy, the success of which is confirmed by market demand.

Текст научной работы на тему «ОТ ЭКОНОМИКИ СЛОВА К ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

От экономики слова к экономике образа

иллюстрированных исторических изданий в первой половине XIX века

Мария Чернышева

Мария Чернышева. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, mariachernysheva@mail.ru.

В фокусе статьи — несколько богато проиллюстрированных российских изданий по истории, появившихся в первой половине XIX века. Они рассмотрены как новый для своего времени и смешанный продукт вербальной и визуальной экономики. Сформулирован ряд наблюдений и предположений относительно специфики российского производства и рынка иллюстрированных исторических изданий, а также показано, как в одном и том же издательском проекте могут по-разному раскрываться и соединяться признаки «консервативной» и «либеральной» культуры в зависимости от того, в каком ракурсе его трактовать — экономическом, идеологическом, эстетическом, вербальном или визуальном. Особое внимание в статье уделено популярной в свое время книге Николая Полевого «История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск» (1843), проиллюстрированной 100 гравированными на дереве рисунками Тараса Шевченко, Александра Коцебу и Рудольфа Жуковского. По мнению автора статьи, эта книга представляет собой ближайший в России первой половины XIX столетия издательский аналог заслуженно прославившихся в Европе «Истории Наполеона»

(1839) Поль-Матье Лорана и «Истории Фридриха Великого»

(1840) Франца Куглера, каждая из которых содержит 500 ксилографий по рисункам соответственно Ораса Верне

и Адольфа Менцеля. Можно сказать, что в «Истории Суворова» Полевого устанавливается соответствие между новаторской эстетикой гравированных иллюстраций, популяризирующим повествованием, затронутым демократической идеологией, и спецификой издательского проекта в целом как незаурядного продукта современной либеральной визуальной и вербальной экономики, успех которого подтвержден рыночным спросом.

Ключевые слова: визуальная культура XIX века; визуальная экономика; книжные иллюстрации; Николай Полевой; Виссарион Белинский; Тарас Шевченко; Орас Верне; Адольф Менцель.

Настал иллюстрированный В литературе век. Н. А. Некрасов

од экономикой слова (вербальной экономикой) и экономикой образа (визуальной экономикой) я понимаю совокупность и взаимодействие раз__личных способов создания, распространения и потребления текстов и изображений. В этом я следую общему представлению о визуальной экономике, которое лежит в основе книги Стивена Банна, посвященной беспрецедентно широкому бытованию в Европе XIX века гравюр разных техник, функций, а также символической и денежной ценности1. Банн подразумевает, что визуальная экономика расцветает, во-первых, когда производство и потребление визуальных образов, помимо индивидуального и локального характера, приобретает характер массовый и глобальный, а во-вторых, когда интенсифицируется и усложняется художественный и технологический обмен разных визуальных медиа между собой и с невизуальными сферами культуры. Гравюру Банн рассматривает как феномен, играющий ключевую роль в этом культурном обмене, а также в самой индустрии и потреблении изображений. И эта, и некоторые другие работы Банна2, помимо всего прочего, вносят весомый вклад в понимание возрастающей на протяжении XIX столетия власти образов, которая начинает все сильнее конкурировать с властью текстов.

Важной составляющей гравюрного бума XIX века было стремительное распространение и появление новых видов иллюстрированных изданий, которые становились полем неоднозначного взаимодействия изображения и слова. Я рассмотрю несколько ранних примеров российских иллюстрированных книг по истории как новый для своего времени и смешанный продукт вербальной и визуальной экономики. В мои задачи входит сформулировать ряд наблюдений и предположений относительно специфики российского производства и рынка иллюстрированных исторических изданий, а также показать, как в одном и том же издательском проекте могут по-разному раскрываться и со-

1. Bann S. Distinguished Images: Prints in the Visual Economy of Nineteenth-Century France. New Haven; L.: Yale University Press, 2013.

2. Idem. Parallel Lines. Printmakers, Painters and Photographers in Nineteenth Century France. New Haven; L.: Yale University Press, 2001.

единяться признаки «консервативной» и «либеральной» культуры в зависимости от того, в каком ракурсе его трактовать — экономическом, идеологическом, эстетическом, вербальном или визуальном.

Уже первые исследователи книжного дела в России обращали внимание на малочисленность и дороговизну российских изданий (и лишенных иллюстраций, и тем более

\3 и и

украшенных гравюрами)0 по крайней мере вплоть до конца XIX века. Среди главных причин этого положения вещей было длительное господство государства в сфере российского производства книг , что приводило к технологической, социальной и коммерческой негибкости издательской стратегии, нерентабельной и ориентированной по преимуще-

«-»/"- о о г- и -П

ству на узкий, избранный слой потребителей. Государство окончательно передает инициативу в частные типографии и частным издателям только к 1820-м годам5. Но и с этого момента производство и потребление книг в России расширяется и удешевляется очень медленно. Издатели предпочитают, чтобы тираж был поменьше, а отдельный экземпляр подороже. Часто издают собрания сочинений, а не отдельные произведения того или иного автора6. В конце XIX века историк Николай Рубакин сетует на то, что сочинения русских писателей, ставших классиками (Ивана Тургенева, Ивана Гончарова), проще и дешевле купить в иностранном переводе7. Самый известный пример вопиющего дефицита на российском книжном рынке обнаружился в связи с пушкинским праздником в 1880 году: «ни в Петербурге, ни в Москве нельзя [было] купить Пушкина ни за какие деньги»8. Первое же издание собрания сочинений Александра Пушкина, вышедшее большим для того времени тиражом 13000 экземпляров на рубеже 1830-1840-х, плохо раскупалось из-за своей дороговизны и даже продаваемое через несколько лет

3. Верещагин В. А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720-1870). СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1898. С. 12, 21; РубакинН. А. Этюды о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения. СПб.: О.Н.Попова, 1895. С. 24.

4. Верещагин В. А. Указ. соч. С. 18; Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 17.

5. Поршнев Г. И. История книжной торговли в России. М.: Госиздат, 1925. С. 103.

6. Рубакин Н. А. Указ. соч. С. 24.

7. Там же.

8. Маркус Левитт цитирует свидетельство современника (см. в: Левитт М. Ч. Литература и политика: пушкинский праздник 1880 года. СПб.: Академический проект, 1994. С. 204).

с огромной скидкой, по цене менее трети от первоначальной, для большинства оставалось малодоступным9.

Другой важной причиной трудностей печатного дела в России было то, что в самом российском обществе, где процент неграмотных был чрезвычайно велик10, а средний класс с его культурным самосознанием и амбициями не сложился вполне и к середине XIX столетия, потребность в чтении долгое время не становилась массовой". Еще меньшей была заинтересованность публики в книжных иллюстрациях. Владимир Адарюков пишет о «поразительном равнодушии» к ним в России12. Высокие цены на книги и низкий спрос на них со стороны публики были двумя сторонами одной медали. Василий Верещагин указывает на замкнутый экономический круг: чтобы окупить общие издержки и одновременно сбавить цену на отдельные экземпляры, западные издатели успешно прибегали к увеличению тиража; такая рыночная тактика себя оправдывала, так как и на большой тираж находился покупатель; в случае с иллюстрированными изданиями возникала возможность увеличить и количество гравюр в книге, так как они дополнительно притягивали публику. Но в России было иначе". Еще и в середине XIX века иллюстрированные издания часто выходили здесь ограниченным тиражом, включали в себя малое число гравюр и не доводились до конца, так как встречали слабый спрос и оборачивались убытками, если не разорением тех, кто их затевал. Верещагин приводит яркий пример: в 1840-х годах во Франции инициатор богато иллюстрированного сборника «Французы, нарисованные ими самими» собрал 22700 подписчиков, а в то же время в России крупный книгопродавец и издатель Яков Исаков, взявшийся за создание русского аналога этого французского проекта—сборника «Наши, списанные с натуры»,—собрал только 800 подписчиков".

Вехой в российском производстве иллюстрированных книг по истории стал трехтомник «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах», опубликованный к 1844 го-

9. Левитт М. Ч. Указ. соч. С. 32-33.

10. По подсчетам Абрама Рейтблата, в конце 1860-х—начале 1870-х годов грамотные составляли около 8% населения страны, что же касается не просто грамотной, но и читающей публики, то к началу 1860-х она едва превышала 1% (см. в: Рейтблат А. И. Указ. соч. С. 18).

11. Верещагин В. А. Указ. соч. С. 19, 20, 22.

12. Книга в России: В 2 ч. / Под ред. В.Адарюкова, А.Сидорова. Ч. 2. Русская книга девятнадцатого века. М.: Госиздат, 1924-1925. С. 393, 362, 372.

13. Верещагин В. А. Указ. соч. С. 26-28.

14. Там же. С. 27.

ду15 по инициативе Андрея Прево, комиссионера Общества поощрения художников, занимавшегося также самостоятельной издательской и торговой деятельностью, в значительной степени связанной с выпуском серий и альбомов литографий. «Живописный Карамзин» очень напоминает по своей структуре альбом гравюр, сопровожденных комментариями. Текст здесь второстепенен по отношению к изображениям и гораздо менее интересен, чем они. Три тома «Живописного Карамзина» содержат 160 литографий" на отдельных листах, сделанных по рисункам малоизвестного академического живописца Бориса Чорикова и изображающих историю от Гостомысла до Александра I. Апеллируя к юношеству и к широкой публике, «Живописный Карамзин» выступил беспрецедентным по масштабу опытом доходчивого и занимательного визуального «перевода» российской истории, растиражированного в печати и одновременно заключенного в компактном пространстве книги, доступной для комфортного созерцания. Это достижение было либеральным по своему духу. С точки зрения визуальной экономики «Живописный Карамзин» обладал, несомненно, либеральной концепцией.

При этом на книжном рынке трехтомник стоил недешево, что делало его в экономической реальности изданием скорее элитарным, нежели демократическим. Он стоил дороже, чем можно было ожидать от книги, снабженной литографированными иллюстрациями. Как известно, изобретенная в конце XVIII века литография сама по себе была техникой дешевой и эгалитарной: ее культурный статус среди других видов гравюры был наиболее низким. В каталоге за 1858 год книгопродавца Александра Смирдина «Живописный Карамзин» указан по цене 15 рублей за три тома". Для сравнения: тогда же у Смирдина 12 томов «Истории государства Российского» самого Николая Карамзина, прославленного труда, приобретшего высокую символическую ценность, можно было купить в разных изданиях за 10 и 16 рублей"^.

Учебная же литература, к жанру которой принадлежал «Живописный Карамзин», стоила обычно гораздо дешевле.

15. Живописный Карамзин, или Русская история в картинах: В 3 ч. СПб.: Типографии Х. Гинце и Э. Праца, 1836-1844.

16. Граверы: Андерсон, Анжело, К. Беггров, Белоусов, Гольде, П. Иванов, И. Мо-чилов, Куминг, Разумихин, Сериков, Шеле, Щедровский.

17. Каталог книгопродавца двора е. и. в. А. Смирдина (сына) и К°. СПб., 1858. С. 37.

18. Там же. С. 35.

РИСУНОК 1. Иллюстрация Ораса Верне из «Истории Наполеона»

Учебники по истории (без картинок) известных авторов — Ивана Кайданова, Михаила Погодина, Николая Устрялова — продавались у Смирдина в диапазоне от 40 копеек до полутора рублей. Бестселлер «История России в рассказах для детей» (без иллюстраций) Александры Ишимовой стоил 4 рубля". Другое сравнение: популярная в Европе «История Наполеона» Поль-Матье Лорана с 500 отличными ксилогра-фированными рисунками знаменитого французского живописца Ораса Верне (рис. 1 и 2) стоила в разных русских версиях у Смирдина 7-8 рублей20 — как и русский перевод «Истории Фридриха Великого» Франца Куглера21 с 500 гравированными на дереве выдающимися рисунками Адольфа Менцеля (рис. 3 и 4), тогда еще малоизвестного немецкого мастера, признанного впоследствии одним из величайших художников XIX столетия22.

19. Каталог ... Смирдина. С. 37, 38-39.

20. Впервые опубликованная в 1839 году, эта «История Наполеона» Лорана продавалась во Франции за 20 франков (см. в: Samuels M. The Illustrated History Book: History between Word and Image // The Nineteenth^entury Visual Culture Reader / V.R.Schwartz, J. M. Przyblyski (eds). N.Y.; L.: Routledge, 2004. Р. 240), что составляло приблизительно 6 рублей.

21. Первая публикация — 1840 год.

22. Каталог ... Смирдина. С. 35-37.

РИСУНОК 2. Иллюстрация Ораса Верне из «Истории Наполеона»

Оба этих русских издания — «История Наполеона» Лорана и «История Фридриха» Куглера—сомнительны по меркам авторского права наших дней. В первом случае не упомянут автор текста (как и в каталоге Смирдина)23, во втором случае в качестве автора указан переводчик Федор Кони24. Но в обоих случаях названы авторы иллюстраций — Верне и Менцель. Это уважение к авторам изображений (в отличие от авторов текстов) отражает визуальные, а не вербальные приоритеты русских издателей, а также подтверждает европейскую славу обеих «Историй» как замечательно проиллюстрированных книг.

Продолжив ценовое сравнение, замечу, что в 1858 году, когда каталог Смирдина предлагал купить перечисленные издания, мешок пшеничной муки весом 5 пудов стоил 552 копейки, а куль ржаной муки весом 9 пудов—600 копеек; тогда же поденная зарплата рабочего в зависимости от квалификации составляла от 41 до 100 копеек5. В Императорской

23. Лоран дел'АрдешП.-М. История Наполеона. СПб.: Изд. В. Семененко-Крама-ревского и А. Красовского, 1842.

24. КониФ. История Фридриха Великого. СПб.: М.К.Липс, 1844.

25. РыкачевА. Цены на хлеб и труд в С.-Петербурге за 58 лет. СПб.: Тип. ред. период. изд. М-ва фин., 1911. С. 4, 5.

РИСУНОК 3. Иллюстрация Адольфа Менцеля из «Истории Фридриха Великого»

Академии художеств в этот же период ежегодное жалованье рядовых академиков было примерно 344 рубля, а профессоров, в зависимости от степени,—от 572 до 858 рублей26. В 1858 году Александр II приобрел картину Александра Иванова «Явление Мессии» за весьма высокую цену — 15000 рублей, хотя художник ожидал еще большую^7.

Выполненные Чориковым иллюстрации к «Живописному Карамзину» уступают рисункам и Верне, и Менцеля не только по своему художественному качеству, достойному, но лишенному оригинальности и новизны, но и по тому, что они стилизованы под академические живописные композиции. Гравированные сцены подражают риторике классицистической живописи, еще не обретя собственного современного графического языка.

В «Живописном Карамзине» русская история подана как череда великодушных, мудрых, доблестных и победоносных деяний князей, царей и императоров. Комментарии к иллюстрациям, составленные журналистом и писателем

26. Северюхин Д. Старый художественный Петербург: рынок и самоорганизация художников. СПб.: М1ръ, 2008. С. 66.

27. Там же. С. 84, 451-452.

РИСУНОК 4. Иллюстрация Адольфа Менцеля из «Истории Фридриха Великого»

Владимиром Строевым, усиливают концентрацию консерватизма в этом монархическом нарративе. Иногда Строев пересказывает Карамзина дословно, но иногда не соглашается с ним. Так, он сглаживает наиболее смелые суждения Карамзина, относящиеся в его «Истории государства Российского» к Ивану Грозному. Строев признает, что по воле этого царя «бесчисленные жертвы погибали ежедневно». Однако в заключение очерка о его правлении пишет:

Карамзин подвергает Иоанна строгому осуждению, видит в нем только мучителя. Не следует забывать, что Иоанн устроил, возвеличил Россию, во многих отношениях <...> Такие заслуги покрывают темную сторону его характера и ставят его на ряду с величайшими Русскими Монархами28.

Изданием, во многих аспектах альтернативным «Живописному Карамзину», стала богато иллюстрированная книга Николая Полевого «История князя Италийского, графа Су-ворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск»,

28. Живописный Карамзин. Ч. 2. № 108.

впервые увидевшая свет в 1843 году, то есть почти одновременно с «Живописным Карамзиным»29. Она содержит 100 иллюстраций, гравированных на дереве в Париже (Эндрю-сом, Бестом, Лелуаром) и Петербурге (Дерикером) по рисункам талантливых художников Тараса Шевченко, Александра Коцебу и Рудольфа Жуковского (рис. 5 и 6).

Для понимания специфики этой «Истории Суворова» небесполезно кратко охарактеризовать личность Полевого, который в данном случае, судя по всему, был автором не только текста, но и всего издательского проекта. Выходец из провинциальной купеческой семьи, он стал одним из первых российских апологетов и идеологов среднего сословия и предвестником разночинной интеллигенции. После его смерти о нем хорошо написал Виссарион Белинский, которого связывали с Полевым неровные и не очень приязненные отношения — несмотря на то, что они вполне совпадали в ключевых направлениях своей интеллектуальной и общественной деятельности. В статье, посвященной памяти Полевого, Белинский показывает, что в качестве одаренного журналиста и издателя30 Полевой смог найти ключ к умам и сердцам отечественных читателей разных сословий, расширить читательскую аудиторию, поднять социальную значимость чтения и всем этим способствовал развитию российского публичного пространства как сферы формирования, выражения и влияния общественного мнения по различным вопросам современной культурь^1. Это либеральное завоевание было достигнуто, в первую очередь, не искусством слова и мысли, а исключительными талантами и умениями Полевого по части распространения информации и мобилизации общественного сознания и публичного внимания, что можно назвать экономикой культуры. Роли в этом деле книжных и журнальных иллюстраций Полевой отдавал должное.

Он восхищался Карамзиным как историком, но сам был писателем и популяризатором истории, а не ученым и, кроме того, выступал за создание истории не монархов, а народа, вдохновляясь достижениями современной французской либеральной историографии. Двенадцати томам «Истории

29. Полевой Н. А. История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск. СПб.: Тип. Journal de St.-Petersbourg, 1843.

30. Главным, высоко оцениваемым Белинским детищем Полевого был созданный им журнал «Московский телеграф», после многолетнего успешного существования закрытый по распоряжению Николая I.

31. Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой. СПб.: Тип. Э.Праца, 1846.

государства Российского» Карамзина Полевой задумал противопоставить двенадцать томов своей «Истории русского народа», но завершил и опубликовал только шесть из них. Иллюстраций в этом издании нет.

«История Суворова» Полевого — это повествование о подлинно народном герое. В отличие от текста Строева в «Живописном Карамзине» оно привлекательно своей живостью и занимает большой объем книги, но все-таки не представляет собой нечто особенное ни с художественной, ни тем более с историографической точки зрения, будучи компилятивным. Это подчеркивал уже Белинский, верно замечая, что «История» эта «писана для картинок»^. Безусловно, иллюстрации здесь гораздо более интересны, чем текст. Но трудно согласиться с общим суждением авторитетного критика о книге Полевого: «.и текст и картинки — все из рук вон плохо. Бумага и печать не дурны, но обезображены пестротою безграмотно поставленных прописных букв»33.

Во-первых, эстампы в «Истории Суворова» Полевого отличаются высоким художественным качеством и оригинальностью, очень редкими для русской исторической иллюстрации той поры. Во-вторых, эта книга Полевого — ближайший в России первой половины XIX столетия издательский аналог заслуженно прославившихся в Европе, уже упомянутых иллюстрированных «Истории Фридриха Великого» Куглера и «Истории Наполеона» Лорана.

Все три книги—это жизнеописания, посвященные героям недавнего прошлого. С «Историей Фридриха» «Историю Суворова» Полевого сближает и значительное хронологическое и некоторое событийное пересечение исторического материала: Суворову довелось сражаться с армией прусского короля. Все три книги снабжены многочисленными гравированными на дереве иллюстрациями, включая виньетки и изобразительно оформленные буквицы. Все три — примеры того возрождения и художественного преображения старой техники ксилографии (исконно недорогой и демократической в отличие от резцовой гравюры на меди), которое происходит в XIX веке: новая гравюра на дереве «допускает самую быструю мелочь; помогая в этом отношении лито-

32. Он же. История князя Италийского, графа Суворова Рымникского, генералиссимуса российских войск. Сочинение Н.А.Полевого // Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 12. М.; Л.: Госиздат, 1926. С. 416.

33. Там же.

РИСУНОК 5. Иллюстрация Александра Коцебу из «Истории Суворова»

графии, она подготовляет близкий бунт импрессионизма»34. Во всех трех книгах картинки—разного формата и размера— размещены внутри текста и в своей свободной, легкой манере составляют единое, непрерывающееся целое с повествованием, в котором как бы чередуются вербальные и визуальные фрагменты. Это тем более ощутимо, что сцены часто не имеют границ, их края сливаются с фоном книжной страницы, на которой рядом набран текст. Кроме того, неопределенность границ изображения и непринужденное, а порой как бы незавершенное исполнение в линиях и штрихах усиливают впечатление, что перед нами эпизоды, выхваченные из потока жизни. И сами изображенные сюжеты нередко связаны с приватной и повседневной жизнью героев, а также с жизнью обычных людей. Все это не имеет ничего общего с поэтикой и семантикой исторической живописи. Это приводит к либерализации и демократизации образов прошлого, которые распространяются далеко за пределы ве-

34. Книга в России. Ч. 2. С. 203.

РИСУНОК 6. Иллюстрация Тараса Шевченко из «Истории Суворова»

ликого, главного, важного. Подобная визуализация как бы редуцирует сложность исторического материала, делает его психологически близким, доступным современному обывателю, провоцирует в нем чувство свидетеля истории.

«История Суворова» была относительно доступна и по своей цене. В 1858 году каталог Смирдина выставлял ее за 5 рублейз5, то есть в три раза дешевле, чем «Живописного Карамзина» (да, это три тома, но отдельно они не продавались), и на 2-3 рубля меньше, чем стоила «История Фридриха Великого» Куглера с иллюстрациями Менцеля и «История Наполеона» Лорана с рисунками Верне. О популярности не только концепции «Истории Суворова» Полевого, но и самой книги говорит и то, что в отличие от «Живописного Карамзина» она многократно переиздавалась на протяжении XIX векаЗ6.

35. Каталог ... Смирдина. С. 35.

36. В стихотворении Николая Некрасова «Говорун» (1845), строки из которого взяты эпиграфом к настоящей статье, «История Суворова» Полевого наря-

Можно сказать, что в «Истории Суворова» Полевого устанавливается соответствие между новаторской эстетикой гравированных иллюстраций, популяризирующим повествованием, затронутым демократической идеологией, и спецификой издательского проекта в целом как незаурядного продукта современной либеральной визуальной и вербальной экономики, успех которого подтвержден рыночным спросом.

Принципиальное отличие «Истории Суворова» Полевого от «Истории Фридриха Великого» Куглера и «Истории Наполеона» Лорана заключается в том, что в первой предметом либеральной и демократической визуализации становится история офицера, пусть и превратившегося в легендарного полководца, а в последних—история короля и императора. В этом отношении российским эквивалентом иллюстрированных книг Куглера и Лорана является «История Петра Великого» Николая Ламбина37, чье панегирическое и адресованное широкой публике сочинение о русском императоре было издано Ф. Эльснером в 1843 году, одновременно с «Историей Суворова» Полевого. Оно богато украшено 600 кси-лографиями — размещенными внутри текста разного формата сюжетными иллюстрациями, виньетками, буквицами, напечатанными по рисункам Д.Янцена, Ю.Львова и Л.Май-деляЗ8.

Об «Истории Петра» Ламбина Белинский высказал мнение, которое заслуживает того, чтобы быть развернуто процитированным:

Если на «Историю Суворова» смотреть просто и прямо—текст плох, картинки плохи; если на «Историю Суворова» смотреть, сравнивая ее с «Историею Петра Великого» г. Ламбина, также теперь оконченною, то текст и картинки ее могут показаться гениальными произведениями <...> Чего доброго, может появиться издание, которое, по тексту и картинкам, будет еще хуже изданной г. Эльснером «Истории Петра Великого»! Говорить о ней много нечего. Текст—жалкая компиляция, дурно составленная из книги Голикова; картинки—цвет

ду со сборником «Наши, списанные с натуры» выступает образцом популярного иллюстрированного издания: «С тех пор, как шутка с „Нашими" / Пошла и удалась, / Тьма книг с политипажами / В столице развелась. / Увидишь тут Суворова / (Известный был герой), / Историю которого / Состряпал Полевой».

37. Ламбин Н. П. История Петра Великого. СПб.: Карл Край, 1843.

38. Граверы: А. Герн, Эльваль, Михельсон (Книга в России. Ч. 2. С. 206).

и краса лубочной суздальской рисовки и гравировки. Между тем это издание, без зазрения совести, величает себя «великолепным», тогда как и напечатано-то оно довольно серенько. За пятнадцать рублей серебромЗ9, или пятьдесят два рубля с полтиною ассигнациями, г. Эльснер посвящает его «всем русским»!.. Разбирая книги, мы никогда не говорим о ценах; но здесь нельзя не сделать этого. Для кого это издание? По тексту и картинкам—для простого народа; но кто же из простого народа в состоянии за такую чудовищную цену приобрести такую безобразную книгу?.. Для читателей образованных классов общества? Но что им с нею делать? Неужели читать текст г. Ламбина и любоваться картинками г. Янцена?40

Во-первых, Белинский здесь ясно обозначает существенную проблему российского книжного дела. Оно стремилось равняться на новейшие западноевропейские образцы, но результат получался искусственным, так как для подобных издательских образцов в России не сложилась благоприятная социальная и культурная почва. Образовывался разрыв или даже противоречие между демократической визуальной и вербальной концепцией проекта и его рыночной судьбой. Проект оказывался рассчитан на потребителей, которые в России, в отличие от Западной Европы, еще не превратились в многочисленную и экономически значимую группу.

Во-вторых, Белинский снова примечательно несправедлив к историческим иллюстрациям, которые в «Истории Петра Великого» Ламбина, как и в «Истории Суворова» Полевого, имеют большую культурную ценность, чем текст. Белинский прав в том, что «История Суворова» превосходит «Историю Петра Великого» в изобразительном содержании. В книге Ламбина иллюстрации не едины по своей эстетике и не равны по своему художественному уровню. Действительно, многие из них похожи отчасти на лубочные картинки, отчасти на пропитанные риторикой живописные композиции. Линии и штрихи в таких эстампах негибки и скованны, механистически упорядочены и подчине-

39. Цены, приводимые выше в статье, рассчитаны в серебряных рублях. В 1858 году у Смирдина это издание стоило 10 рублей (Каталог ... Смирдина С. 36), то есть в два раза дороже «Истории Суворова» Полевого.

40. Белинский В. Г. История Петра Великого. Сочинение Н.П.Ламбина // Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 12. С. 416-417.

ны контурам, лишены самостоятельной выразительности; сцены театрально построены, скудно разработаны по тонам и монотонно завершены, очищены от необязательных по сюжету, как бы случайных движений и деталей. Но встречаются и удачные гравюры, сопоставимые с иллюстрациями из «Истории Суворова».

Известно, что и ксилографиями, и словесными описаниями из не раз уже упомянутого сборника «Наши, списанные с натуры», представляющего современные социальные типажи и вышедшего в свет в 1841 году, Белинский остался гораздо более доволе^1, чем «Историей Суворова» Полевого и «Историей Петра Великого» Ламбина. Между тем одним из художников «Наших» был Шевченко, рисовавший также для «Истории Суворова», и, на мой взгляд, это последнее издание не уступает по своим иллюстрациям первому. Чем можно объяснить избирательную придирчивость Белинского? На ум приходит следующая причина. Восприятие Белинским иллюстраций зависело от достоинства и жанровой принадлежности иллюстрируемого текста: с одной стороны, плохой текст предопределял в глазах Белинского изъян изображений, с другой — картинки в изданиях художественной литературы и эссеистики были для него, похоже, чем-то более естественным и оправданным, чем картинки в сочинениях по истории, особенно отличающиеся творческой свободой. Подобный регламентированный текстом подход к оцениванию иллюстраций был типичным. В России первой половины XIX столетия он в сочетании с прочими обстоятельствами приводил к тому, что здесь было не принято богато иллюстрировать научные труды крупнейших историков, к каковым, разумеется, не относились рассмотренные нами сочинения Полевого и Ламбина. Это составляло контраст, прежде всего, с французской издательской практикой. Во Франции с 1830-х годов многочисленными, порой очень вольными изображениями исторических персонажей и сцен снабжались публикации Адольфа Тье-

41. «Рисунки гг. Тимма, Щедровского и Шевченки отличаются типическою оригинальностию и верностию действительности; резаны они на дереве бароном Клотом, Дерикером и бароном Неттельгорстом: этого слишком достаточно для изящества издания. <...> отличный вкус, с каким расположены в тексте картинки и виньетки, прелестный, со вкусом сделанный заглавный листок, — все это делает издание вполне роскошным» (Белинский В. Г. Наши, списанные с натуры русскими // Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 12. С. 302).

ра, Огюстена Тьерри, Проспера де Баранта42. Иногда к этому привлекали лучших художников. Бывало, что иллюстрации заказывали, подбирали и размещали в книгах издатели без ведома и одобрения авторов текстов. Ничего похожего мы не обнаруживаем в публикациях Николая Карамзина, Николая Устрялова, Михаила Погодина, Тимофея Грановского. Далеко не всегда, даже крайне редко в этих изданиях можно встретить разве что одинокие гравюры с условными портретами исторических лиц, несколькими картами и планами4з.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиография

Белинский В. Г. История князя Италийского, графа Суворова Рымникского, генералиссимуса российских войск. Сочинение Н. А. Полевого // Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 12. М.; Л.: Госиздат, 1926. Белинский В. Г. История Петра Великого. Сочинение Н.П. Ламбина // Полн.

собр. соч.: В 12 т. Т. 12. М.; Л.: Госиздат, 1926. Белинский В.Г. Наши, списанные с натуры русскими // Полн. собр. соч.: В 12 т.

Т. 12. М.; Л.: Госиздат, 1926. Белинский В.Г. Николай Алексеевич Полевой. СПб.: Тип. Э.Праца, 1846. Верещагин В. А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий

(1720-1870). СПб.: Тип. В.Киршбаума, 1898. Живописный Карамзин, или Русская история в картинах: В 3 ч. / Изд. Андрей

Прево. СПб.: Типографии Х.Гинце и Э.Праца и К°, 1836-1844. Каталог книгопродавца двора е. и. в. А. Смирдина (сына) и К°. СПб., 1858. Книга в России: В 2 ч. Ч. 2. Русская книга девятнадцатого века / Под ред.

В.Я.Адарюкова, А.А.Сидорова. М.: Госиздат, 1924-1925. Кони Ф.А. История Фридриха Великого. СПб.: М.К.Липс, 1844. ЛамбинН.П. История Петра Великого. СПб.: Карл Край, 1843. ЛевиттМ. Ч. Литература и политика: пушкинский праздник 1880 года / Пер. с англ. И.Н.Владимирова и В.Д.Рака. СПб.: Академический проект, 1994.

42. Об этом см., например: Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. Р. 43-52; Haskell F. History and its images: art and the interpretation of the past. New Haven; L.: Yale University Press, 1993. Р. 287288, 298.

43. С этой точки зрения среди российских изданий исторических трудов первой половины XIX века выделяются снабженные научными пояснениями публикации первоисточников Устряловым: например, «Сказания князя Курбского» (1833) украшены изящными виньетками и портретом Ивана Грозного, а в «Именитых людях Строгановых» (1842) помещены репродукции старого рисунка их древнего деревянного дома, карты их владений, медальона с портретом Петра, а также визуальная копия письма царицы Екатерины Алексеевны. Правда, в «Именитых людях Строгановых» перед нами не иллюстрации, а воспроизведение исторических документов. Позже, на рубеже 18501860-х годов документальными визуальными приложениями сопровождалась публикация главного труда Устрялова, «Истории царствования Петра Великого». Подробнее об этом см.: Чернышева М. «История царствования Петра Великого» Николая Устрялова и ее художественный резонанс. К вопросу о правде и правдоподобии в науке и искусстве // Die Welt der Slaven. 2020. № 1. С. 48-55.

Лоран де л'Ардеш П.-М. История Наполеона. СПб.: Изд. В. Семененко-Крама-ревского и А. Красовского, 1842.

Полевой Н. А. История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск. СПб.: Тип. Journal de St.-Petersbourg,

1843.

ПоршневГ.И. История книжной торговли в России. М.: Госиздат, 1925.

Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения. СПб.: О.Н.Попова, 1895.

Рыкачев А. Цены на хлеб и труд в С.-Петербурге за 58 лет. СПб.: Тип. ред. период. изд. М-ва фин., 1911.

Северюхин Д. Старый художественный Петербург: рынок и самоорганизация художников. СПб.: М1ръ, 2008.

Чернышева М. А. «История царствования Петра Великого» Николая Устряло-ва и ее художественный резонанс. К вопросу о правде и правдоподобии в науке и искусстве // Die Welt der Slaven. 2020. № 1. С. 48-55.

Bann S. Distinguished Images: Prints in the Visual Economy of Nineteenth-Century France. New Haven; L.: Yale University Press, 2013.

Bann S. Parallel Lines. Printmakers, Painters and Photographers in Nineteenth Century France. New Haven, L.: Yale University Press, 2001.

Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

Haskell F. History and its images: art and the interpretation of the past. New Haven, L.: Yale University Press, 1993.

Samuels M. The Illustrated History Book: History between Word and Image // The Nineteenth^entury Visual Culture Reader / V. R.Schwartz, J. M. Przyblyski (eds). N.Y.; L.: Routledge, 2004.

From Economy of the Word to Economy of the Image. Distribution of Illustrated Historical Publications in the First Half of the 19th Century

Maria Chernysheva. Saint Petersburg University (SPbU), Saint Petersburg, Russia, mariachernysheva@mail.ru

The article focuses on several richly illustrated Russian history publications that appeared in the first half of the 19th century. These publications are considered as new for their time and a mixed product of verbal and visual economics. Several observations and assumptions are proposed regarding the specifics of Russian production and the market of illustrated historical publications. It is also demonstrated how signs of "conservative" and "liberal" culture in one publishing project can be revealed and combined in different ways depending on how it is interpreted — from an economic, ideological, aesthetic, verbal, or visual standpoint. Particular attention is paid to Nikolai Polevoy's once popular book The History of the Prince of Italy, Count Suvorov-Rymnik, The Generalissimo of the Russian Troops (1843), which was illustrated with 100 wood-engraved drawings by Taras Shevchenko, Alexander Kotzebue, and Rudolf Zhukovsky. The author of the article claims that this book represents the closest analog, in Russia of the first half of the 19th century, to the famous books in Europe The Stories of Napoleon (1839) by Paul-Mathieu Laurent and The Stories of Fredrich the Great (1840) by Franz

Kugler, each of which contains 500 woodcuts based on drawings by Horace Ver-net and Adolph Menzel. It can be said that Polevoy's History of Suvorov establishes a connection between the innovative aesthetics of engraved illustrations, popularizing narrative that is impacted by democratic ideology, and the specifics of the entire publishing project as an outstanding product of the modern liberal visual and verbal economy, the success of which is confirmed by market demand.

Keywords: visual culture of the 19th century; visual economy; book illustrations; Nikolai Polevoy; Vissarion Belinsky; Taras Shevchenko; Horace Vernet; Adolph Menzel.

References

Bann S. Distinguished Images: Prints in the Visual Economy of Nineteenth-Century

France, New Haven, London, Yale University Press, 2013. Bann S. Parallel Lines. Printmakers, Painters and Photographers in Nineteenth Century

France. New Haven, London, Yale University Press, 2001. Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-

Century Britain and France, Cambridge, Cambridge University Press, 2011. Belinsky V. G. Istoriya knyazya Italiiskogo, grafa Suvorova Rymnikskogo, generalissimusa rossiiskikh voisk. Sochinenie N. A. Polevogo [The History of the Prince of Italy, Count Suvorov-Rymnik, the Generalissimo of Russian Troops. Composition by N. A. Polevoy]. Poln. sobr. soch.: V 12 t. [Complete Works: In 12 vols], Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1926, vol. 12, p. 433.

Belinsky V. G. Istoriya Petra Velikogo. Sochinenie N. P. Lambina [Story of Peter the Great. Composition by N.P.Lambin]. Poln. sobr. soch.: V 12 t. [Complete Works: In 12 vols], Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1926, vol. 12, p. 434.

Belinsky V. G. Nashi, spisannye s natury russkimi [Our Folks, Painted From Life by Russians]. Poln. sobr. soch.: V 12 t. [Complete Works: In 12 vols], Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1926, vol. 12, p. 389. Belinsky V. G. Nikolai Alekseevich Polevoi [Nikolai Alekseevich Polevoy], Saint Petersburg, Tipografiya E.Pratsa, 1846. Chernysheva M. A. "Istoriya tsarstvovaniya Petra Velikogo" Nikolaya Ustryalova i ee khudozhestvennyi rezonans. K voprosu o pravde i pravdopodobii v nauke i iskusstve ["The History of Peter the Great's Reign" by Nikolaj Us-trjalov and Its Reverberation in the Visual Arts: On the Issue of Truth and Verisimilitude in Science and Art]. Die Welt der Slaven, 2020, no. 1, pp. 48-55. Haskell F. History and Its Images: Art and the Interpretation of the Past, New Haven,

London, Yale University Press, 1993. Katalog knigoprodavtsa dvora e. i. v. A. Smirdina (syna) i K° [Catalog of Literature by A. Smirdin, a Supplier of His Imperial Majesty Court, and C°], Saint Petersburg, 1858.

Kniga v Rossii: V 2 ch. [Book in Russia: In 2 pts] (eds V. Adaryukov, A. Sidorov), Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1924-1925, pt. 2: Russkaya kniga devy-atnadtsatogo veka [Russian Book of Nineteenth Century]. Koni F. A. Istoriya Fridrikha Velikogo [History of Frederick the Great], Saint Petersburg, M.K.Lips, 1844. LambinN.P. Istoriya Petra Velikogo [History of Peter the Great], Saint Petersburg, Karl Krai, 1843.

Laurent de l'Ardeche P. M. Istoriya Napoleona [Histoire de Napoleon], Saint Petersburg, V. Semenenko-Kramarevskii i A.Krasovskii, 1842. Levitt M. Ch. Literatura i politika: pushkinskii prazdnik 1880 goda [Russian Literary Politics and the Pushkin Celebration of 1880], Saint Petersburg, Akademi-cheskii proekt, 1994.

Polevoi N. A. Istoriya knyazya Italiiskogo, grafa Suvorova Bymnikskogo, generalissimusa rossiiskikh voisk [The History of the Prince of Italy, Count Suvorov-Rym-nik, the Generalissimo of Russian Troops], Saint Petersburg, Tip. Journal de St.-Petersbourg, 1843.

Porshnev G. I. Istoriya knizhnoi torgovli v Rossii [History of the Book Trade in Russia], Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1925.

Reitblat A. I. Ot Bovy k Bal'montu i drugie raboty po istoricheskoi sotsiologii russkoi li-teratury [From Bova to Balmont and Other Works on the Historical Sociology of Russian Literature], Moscow, New Literary Observer, 2009.

Rubakin N. A. Etyudy o russkoi chitayushchei publike: Fakty, tsifry i nablyudeniya [Studies on the Russian Readership. Facts, Figures, Observations, 1895], Saint Petersburg, O.N.Popova, 1895.

Rykachev A. Tseny na khleb i trud v S.-Peterburge za 58 let [Wages and Prices in Saint Petersburg Over 58 Years], Saint Petersburg, Tip. red. period. izd. M-va fin., 1911.

Samuels M. The Illustrated History Book: History between Word and Image. The Nineteenth-Century Visual Culture Reader (eds V.R.Schwartz, J.M.Przyblyski), New York, London, Routledge, 2004.

Severyukhin D. Staryi khudozhestvennyi Peterburg: rynok i samoorganizatsiya khu-dozhnikov [Old Art Petersburg: The Market and the Self-Organization of Artists], Saint Petersburg, Mir", 2008.

Vereshchagin V. A. Russkie illyustrirovannye izdaniya XVIII i XIX stoletii (1720-1870) [Russian Illustrated Editions of the 18th and 19th Centuries (1720-1870)], Saint Petersburg, Tipografiya V. Kirshbauma, 1898.

Zhivopisnyi Karamzin, ili Russkaya istoriya v kartinakh: V 3 ch. [Picturesque Karam-zin, the Russian History in Pictures: In 3 pts], Saint Petersburg, Tipografii Kh.Gintse i E.Pratsa i K°, 1836-1844.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.