Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ РУКОВОДСТВА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В КАТАЛОГАХ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (1860-Е - 1916 ГГ.)'

УЧЕБНЫЕ РУКОВОДСТВА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В КАТАЛОГАХ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (1860-Е - 1916 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / УЧЕНЫЙ КОМИТЕТ / КА ТАЛОГИ УЧЕБНЫХ КНИГ / УЧЕБНИКИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ / MINISTRY OF PUBLIC EDUCATION / SCIENTIFIC COMMITTEE / TEXTBOOKS CATALOGUES / SCHOOLBOOKS IN RUSSIAN HISTORY / EDUCATIONAL POLICY / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкова Татьяна Ильинична

Статья посвящена изучению учебников по русской истории для средней школы, рекомендованных к использованию Министерством народного просвещения. Цель исследования заключается в общей характеристике совокупного контента этих книг, анализе структуры и динамики авторского состава, статуса и длительности бытования в составе министерских каталогов. В результате автор приходит к выводу, что ситуация с учебниками по русской истории в течение рассмотренного периода претерпела существенную эволюцию. В первой половине XIX в. наблюдался острый дефицит учебной литературы для средней школы, министерство официально одобрило только две книги известных историков И. К. Кайданова и Н. Г. Устрялова. Начиная с 1880-х гг., число авторов, издававших руководства по русской истории, и количество самих книг, имевших параллельное хождение, стало резко возрастать. Министерство допускало использование в практике преподавания не только учебников профессиональных ученых, но и рядовых учителей гимназий и реальных училищ (как столичных, так и провинциальных). Тем самым учебным заведениям теоретически предоставлялся широкий выбор руководств. В ходе исследования был выявлен круг наиболее успешных авторов, чьи учебники удерживались в ведомственных каталогах десятилетиями. С другой стороны, некоторые книги попадали в реестры на очень короткий срок, иногда однократно. Но вне зависимости от длительности сроков поддержки авторов министерством, большинство многократно переиздавало свои тексты, что косвенно может свидетельствовать о востребованности последних в школьном преподавании. Изучение министерских каталогов учебных книг позволяет выявить определенные приоритеты ведомства в отношении содержания и способа подачи материала по отечественной истории, а также требования к технической стороне учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашкова Татьяна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECONDARY SCHOOL TEXTBOOKS IN RUSSIAN HISTORY IN CATALOGUES OF MINISTRY OF PUBLIC EDUCATION (1860-1916)

The article studies the textbooks in Russian history for secondary schools, recommended for use by the Ministry of Public Education during the 19th - early 20th centuries. The purpose of the article is to characterise the overall content of these textbooks, analyse the structure and dynamics of their composition, the status and period of being included in catalogues of the ministry. The article concludes that the situation with textbooks in Russian history underwent a significant evolution during the studied period. In the first half of the 19th century, there was a lack of educational literature for secondary school; the ministry officially approved only two books by prominent historians, i.e. by I. K. Kaydanov and N. G. Ustryalov. Since the beginning of the 1880s, the number of authors who published textbooks in Russian history and the number of books that had parallel circulation, started to increase. The Ministry approved the use of textbooks written by not only professional scholars, but also by ordinary teachers of gymnasiums and schools (both in the capitals and in provinces). Thus, secondary schools were theoretically provided with a wide selection of textbooks. The study revealed the circle of the most successful authors whose textbooks were kept in the catalogues of the ministry for decades. On the other hand, some books entered the registries for a very short time, sometimes once. But regardless of the length of time, the authors were supported by the Ministry, the majority repeatedly reprinted their texts, which may indirectly point to the relevance of the latter in school teaching. The study of the catalogues of textbooks allows us to identify certain priorities of the department as to the content and method of presentation of materials on Russian history; it also allows one to study the requirements for the technical side of textbooks.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ РУКОВОДСТВА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В КАТАЛОГАХ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (1860-Е - 1916 ГГ.)»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2020. Вып. 58. С. 57-73

БОГ: 10.15382МигГУ202058.57-73

Пашкова Татьяна Ильинична, канд. историч. наук, доцент кафедры русской истории РГПУ им. А. И. Герцена Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48 tatianapashkova22@gmail.com ОИСГО 0000-0001-7504-6298

Учебные руководства по отечественной истории для средних учебных заведений в каталогах Министерства народного просвещения

(1860-е - 1916 гг.)*

Т. И. Пашкова

Аннотация: Статья посвящена изучению учебников по русской истории для средней школы, рекомендованных к использованию Министерством народного просвещения. Цель исследования заключается в общей характеристике совокупного контента этих книг, анализе структуры и динамики авторского состава, статуса и длительности бытования в составе министерских каталогов. В результате автор приходит к выводу, что ситуация с учебниками по русской истории в течение рассмотренного периода претерпела существенную эволюцию. В первой половине XIX в. наблюдался острый дефицит учебной литературы для средней школы, министерство официально одобрило только две книги известных историков И. К. Кайданова и Н. Г. Устрялова. Начиная с 1880-х гг., число авторов, издававших руководства по русской истории, и количество самих книг, имевших параллельное хождение, стало резко возрастать. Министерство допускало использование в практике преподавания не только учебников профессиональных ученых, но и рядовых учителей гимназий и реальных училищ (как столичных, так и провинциальных). Тем самым учебным заведениям теоретически предоставлялся широкий выбор руководств. В ходе исследования был выявлен круг наиболее успешных авторов, чьи учебники удерживались в ведомственных каталогах десятилетиями. с другой стороны, некоторые книги попадали в реестры на очень короткий срок, иногда однократно. Но вне зависимости от длительности сроков поддержки авторов министерством, большинство многократно переиздавало свои тексты, что косвенно может свидетельствовать о востребованности последних в школьном преподавании. изучение министерских каталогов учебных книг позволяет выявить определенные приоритеты ведомства в отношении содержания и способа подачи материала по отечественной истории, а также требования к технической стороне учебников.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 19-013-00260А «Историческая политика Министерства народного просвещения в зеркале учебных руководств и учебных пособий по отечественной истории для средней школы (XIX — начало XX в.)».

Ключевые слова: Министерство народного просвещения, Ученый комитет, каталоги учебных книг, учебники по русской истории.

В дореволюционной России, как и сегодня, существовала практика рецензирования чиновниками Министерства народного просвещения (далее — МНП) учебных книг, предназначавшихся для средних школ. Издания, получившие положительный отзыв определенных административных структур министерства (с 1856 г. — Ученого комитета), отправлялись на утверждение министра, а затем включались в специальные ведомственные каталоги1. В данной статье предполагается проанализировать структуру и динамику авторского состава, статус и длительность бытования в таких каталогах учебных руководств по отечественной истории, т. е. книг, формально являвшихся обязательными к употреблению в гимназиях и реальных училищах. В историко-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных школьным учебникам по истории, но ни в одном из них поставленные вопросы не рассматривались2. К тому же необходимо отметить, что авторы указанных работ изучали в совокупности как учебники, получавшие официальное одобрение МНП, так и не имевшие соответствующего грифа. Между тем для нашей темы конкретная выборка имеет принципиальное значение.

В первой половине XIX в. министерские списки учебной литературы появлялись весьма нерегулярно. Школы (особенно провинциальные) испытывали большой дефицит учебников и вынужденно использовали в практике преподавания все, что только можно было приспособить к учебным нуждам, в том числе и записки, составлявшиеся самими учителями. В этот период официальное одобрение с фиксацией в перечнях книг, выпускавшихся министерством, получили только два издания по отечественной истории — «Начертание истории государства Российского» И. К. Кайданова и «Начертание русской истории» Н. Г. Устрялова3. Однако их судьба в школьном преподавании сложилась

1 См.: Георгиевский А. И. К истории Ученого комитета Министерства народного просвещения. СПб., 1902. См. подробнее: Пашкова Т. И., Каменева Е. А., Карасев Е. А., Куце-валов Н. А., Русскова Д. Е. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения: к истории возникновения (1830-е — 1860-е гг.) // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 257—275; Пашкова Т. И., Каменева Е. А., Карасев Е. А., Ку-цевалов Н. А., Русскова Д. Е. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения: принципы составления, структура, эволюция (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 276—293.

2 См.: Орловский А. Я. Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX — начале XX в. (опыт создания и методического построения): дис. ... канд. пед. наук. М., 2002; Володина Т. А. Учебная литература по отечественной истории как предмет историографии (середина XVIП — конец XIX в.): дис. ... д-ра ист. наук. М., 2004; Поникарова Н. М. Министерство народного просвещения и школьное образование по русской истории. 1864—1917: дис. ... канд. ист. наук. М., 2005; Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX — начала XX в. М., 2016; Фукс А. Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. — вторая половина 1930-х гг.). М., 2017; и др.

3 Кайданов И. К. Начертание истории государства Российского. СПб., 1834; Устрялов Н. Г. Начертание русской истории. СПб., 1839. См.: Каталог книгам, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, с оценкой оных на серебро, 1848 г. // РГИА. Ф. 733. Оп. 87. Д. 326. Л. 9; Каталог книгам и учебным пособиям, допущенным к употреблению по учебным

по-разному. Учебник Кайданова не был включен министерскими чиновниками уже в первый полноценный каталог 1865 г., а Устрялова (в 10-м своем издании 1857 г.) числился в качестве руководства и в 1865, и в 1866 г., но в дальнейшем, как явно устаревший, был исключен из списков4.

Если последовательно рассмотреть министерские каталоги второй половины XIX — начала XX в., то можно заметить вполне определенную тенденцию. В 1860-1870-х гг. образовательное ведомство рекомендовало к употреблению одновременно учебники не более трех-четырех авторов. С 1880-х гг. количество одобренных руководств, имевших параллельное хождение, стало резко возрастать. Причина, очевидно, заключалась в бурном развитии рынка учебной литературы, хотя это не гарантировало ее высокого научного и педагогического качества, на что периодически жаловались и педагоги-практики, и служащие министерства5. С этого времени каждое десятилетие происходило радикальное обновление состава учебных руководств. В 1880-х — на 71% по сравнению с предыдущими десятью годами, в 1890-х — на 67%, в 1900-х — на 56% и в 1910-х — на 87% (табл. 1).

Таблица 1

Годы Авторы Общее число авторов Общее число учебников

1860-е Д. И. Иловайский, С. М. Соловьев, Н. Г. Устрялов, Н. В. Хандриков6 4 6

1870-е Д. И. Иловайский, С. М. Соловьев, С. Е. Рождественский7 3 3

заведениям МНП, с указанием цен покупных и рассылочных, а также мест и лиц, от которых они приобретаются // РГИА. Ф. 733. Оп. 87. Д. 326. Л. 36 об.; Каталог книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, и другим книгам, находящимся в книжном магазине Департамента народного просвещения. СПб., 1854. С. 8; Каталог книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, и другим книгам, находящимся в книжном магазине Департамента народного просвещения. СПб., 1858. С. 7.

4 Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // Журнал Министерства народного просвещения (далее — ЖМНП). 1865. Ч. СККУП. Июль. Отд. I. С. 29; Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1866. Ч. CXXX. Апрель. Отд. I. С. 47. В обоих каталогах, очевидно, опечатка: 10-е издание обозначено 1854 г.

5 РГИА. Ф. 734. Оп. 3. Д. 2. С. 614—616, 618; Циркуляр по Виленскому учебному округу. 1862. № 2 от 26 марта.

6 Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений. 5-е изд. М., 1865; Он же. Сокращенное руководство к русской истории для младшего возраста. М., 1864; Соловьев С. М. Учебная книга русской истории. 4-е изд. М., 1863; 7-е изд. М., 1867; Устрялов Н. Г. Начертание... 10-е изд. СПб., 1857; Он же. Руководство к первоначальному изучению русской истории. 9-е изд. СПб., 1854; Хандриков Н. В. Учебник русской истории. М., 1862.

7 Иловайский Д. И. Краткие очерки.... 9-е изд. М., 1868; Соловьев С. М. Учебная книга. 7-е изд. М., 1867; Рождественский С. Е. Отечественная история в связи со всеобщею (средней и новой). Курс средних учебных заведений. 2-е изд. СПб., 1873; 3-е изд. СПб., 1873.

Годы Авторы Общее число авторов Общее число учебников

1880-е Н. А. Баженов, И. И. Беллярминов, Д. И. Иловайский, Г. Н. Преображенский, С. Е. Рождественский, С. М. Соловьев, А. К. Шуф8 7 8

1890-е Н. А. Баженов, И. И. Беллярминов, К. В. Елпатьев-ский, П. Ф. Либен и А. П. Шуйская, А. Мостовский, С. Е. Рождественский, А. Н. Сальников, С. М. Соловьев, А. О. Турцевич, «Обозрение русской истории» (автор не обозначен)9 9 (10) 12

1900-е Н. А. Баженов, И. И. Беллярминов, К. В. Елпатьев-ский, К. А. Иванов, Д. И. Иловайский, П. Ф. Либен и А. П. Шуйская, В. Г. Метельский, А. Мостовский, М. Я. Острогорский, П. Н. Полевой, В. А. Пу-зицкий, С. Е. Рождественский, А. Н. Сальников, И. В. Скворцов, А. О. Турцевич, В. И. Фармаков-ский, «Рассказы из русской истории» (авторы не обозначены)10 16 (17) 21

8 Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий Министерства народного просвещения, для 4 класса городских училищ, для приготовительного класса учительских семинарий и иных учебных заведений с соответствующим курсом отечественной истории. Кронштадт, 1881; Беллярминов И. И. Руководство к русской истории с пополнениями из всеобщей. Курс женских прогимназий и низших классов гимназий, составленный применительно к примерной программе, утвержденной министром народного просвещения. 6-е изд. СПб., 1884; Иловайский Д. И. Краткие очерки. 9-е изд. М., 1868; Преображенский Г. Н. Эпизодический курс отечественной истории. Ярославль, 1885; Рождественский С. Е. Отечественная история в связи. 3-е изд. СПб., 1873; 6-е изд. СПб., 1880; Он же. Отечественная история. Курс средних учебных заведений. 6-е изд. СПб., 1880; Соловьев С. М. Учебная книга. 7-е изд. М., 1867; 8-е изд. М., 1880; Шуф А. К. Рассказы и биографические очерки из русской истории с кратким описанием древностей Москвы. Учебник для младшего возраста. 2-е изд. М., 1870.

9 Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса гимназий (мужских и женских) и реальных училищ, для старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ и иных учебных заведений с соответствующим курсом отечественной истории. 5-е изд. Кронштадт, 1897; Беллярминов И. И. Элементарный курс русской истории. 4-е изд. СПб., 1894; Он же. Руководство к русской истории. 7-е изд. СПб., 1887; Елпатьев-ский К. В. Учебник русской истории с приложением родословной и хронологической таблиц и указателем личных имен. 2-е изд. СПб., 1891; Либен П. Ф., Шуйская А. П. Краткий курс русской истории. С приложением родословных и хронологических таблиц и восьми карт. 3-е изд. СПб., 1893; Мостовский А. Краткие очерки истории России. 4-е изд. Рига, 1892; Рождественский С. Е. Отечественная история... 6-е изд. СПб., 1880; Сальников А. Н. Краткий обзор русской истории. Курс городских училищ. СПб., 1895; Он же. Краткий учебник русской истории в биографических очерках. Курс младшего возраста. 2-е изд. СПб., 1893; Соловьев С. М. Учебная книга... 9-е изд. М., 1887; Турцевич А. О. Русская история (в связи с историей Великого княжества литовского). Курс 3 класса гимназий и реальных училищ. 2-е изд. Вильна, 1895; Обозрение русской истории от начала Руси до наших дней. Рига и Дерпт, 1877.

10 Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса гимназий... 7-е изд. Кронштадт, 1901; Он же. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий и прогимназий, для

Годы Авторы Общее число авторов Общее число учебников

1910-е И. И. Беллярминов, М. М. Богословский, А. И. Боргман, В. В. Владимирский, К. И. Добрынин, Н. П. Дучинский, К. В. Елпатьевский, А. Я. Ефи-менко, К. А. Иванов, И. М. Катаев, М. Н. Кова-ленский, Б. Г. Кубалов, В. Г. Метельский, А. Мостовский, М. Я. Острогорский, С. Ф. Платонов, В. Е. Попелишев, М. Д. Приселков, В. Е. Романовский, И. В. Скворцов, Ф. А. Смирнов, А. О. Турцевич, Н. П. Черепнин11 23 29

старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ. 8-е изд. Кронштадт, 1904; Он же. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий и прогимназий, для старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ и для 1 и 2 классов мужских гимназий и реальных училищ. 9-е изд. Кронштадт, 1907; Беллярминов И. И. Элементарный курс... 7-е изд. СПб., 1900; 8-е изд. СПб., 1902; 11-е изд. СПб., 1907; Он же. Руководство к русской истории... 15-е изд. СПб., 1901; 16-е изд. СПб., 1902; 17-е изд. СПб., 1904; 19-е изд. СПб., 1907; Елпатьевский К. В. Учебник русской истории... 5-е изд. СПб., 1898; 6-е изд. СПб., 1900; 7-е изд. СПб., 1901; 9-е изд. СПб., 1904; Иванов К. А. Учебник русской истории. Систематический курс. СПб., 1906, Учебник русской истории. Систематический курс для старших классов средних учебных заведений и для самообразования. 3-е изд. СПб., 1909; Иловайский Д. И. Краткие очерки. 34-е изд. М., 1901; Он же. Руководство к русской истории. Средний курс. 40-е изд. М., 1901; Либен П. Ф., Шуйская А. П. Краткий курс. 3-е изд. СПб., 1893; Метельский В. Г. Отечественная история. Элементарный курс: Руководство для учащихся в младших классах гимназий и реальных училищ. Одесса, 1903. Ч. 1; Одесса, 1904. Ч. 2.; Мостовский А. Краткие очерки... 5-е изд. Рига, 1904; Острогорский М. Я. Учебник русской истории. Элементарный курс. Для третьего класса гимназий и реальных училищ. 4-е изд. СПб., 1899; 6-е изд. СПб., 1902; 7-е изд. СПб., 1903; 9-е изд., СПб., 1905; 15-е изд., 1907; Полевой П. Н. Русская история для мужских средних учебных заведений. Курс систематический. СПб., 1890; 4-е изд. СПб., 1900; Пузицкий В. А. Отечественная история в рассказах. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1902; Рождественский С. Е. Отечественная история... 11-е изд., СПб., 1900; Сальников А. Н. Краткий обзор... СПб., 1895; Он же. Краткий учебник. 5-е изд. СПб., 1902; Он же. Руководство к отечественной истории. Курс младших классов гимназий и реальных училищ. СПб., 1902; Скворцов И. В. Русская история для старших классов среднеучебных заведений и самообразования. СПб., 1907; Турцевич А. О. Русская история. 4-е изд. Вильна, 1899; 6-е изд. Вильна, 1901; 7-е изд., Вильна, 1903; 8-е изд. Вильна, 1905; 9-е изд. Вильна, 1906; 10-е изд. Вильна, 1908; Фармаковский В. И. Русская история с присовокуплением необходимых сведений из истории всеобщей. 2-е изд. Вятка, 1875; 8-е изд. Одесса, 1898; Рассказы из русской истории, составленные комиссией преподающих историю в средних учебных заведениях г. Тифлиса. Курс 1 и 2 классов средних учебных заведений. Тифлис, 1902.

11 Беллярминов И. И. Элементарный курс... 14-е изд. СПб., 1910; Он же. Руководство к русской истории... 21-е изд. СПб., 1911; Богословский М. М. Учебник русской истории. Курс 4 класса гимназий и реальных училищ. М., 1915; Боргман А. И. Учебная книга по русской истории. Руководство для старших классов средних учебных заведений. СПб., 1912. Ч. 1; СПб., 1913. Ч. 2; Он же. Отечественная история для младших классов средних учебных заведений. СПб., 1914; Он же. Повторительный и дополнительный курс русской истории (обзор русской культуры). Петроград, 1915; Владимирский В. В. Русская история. Курс элементарный. СПб., 1914; Добрынин К. И. Краткий курс русской истории (с дополнениями из всеобщей). Для тре-

Проанализируем имеющуюся информацию по нескольким позициям. Что касается авторов учебных руководств, то среди них встречались как известные профессиональные историки, имевшие ученые степени и звания (Н. Г. Устря-лов, Д. И. Иловайский, С. М. Соловьев, М. М. Богословский, С. Ф. Платонов, М. Д. Приселков), так и представители других отраслей гуманитарного знания (литературовед, переводчик П. Н. Полевой, писатель А. Н. Сальников, юрист М. Я. Острогорский), а также малоизвестные лица, о которых не удалось найти никакой значимой информации (П. Ф. Либен, А. П. Шуйская, А. Мостовский и др.). Однако большую часть авторов учебников с 1880-х гг. стали составлять практикующие учителя гимназий и реальных училищ (как столичных, так и провинциальных), директора средних учебных заведений и чиновники МНП (Н. А. Баженов, В. В. Владимирский, К. И. Добрынин, К. А. Иванов, Б. Г. Куба-лов, В. Г. Метельский, С. Е. Рождественский, А. О. Турцевич, В. И. Фармаков-ский и др.). Нетрудно заметить, что подавляющее большинство учебных книг, даже предназначенных для женских гимназий, принадлежало перу мужчин (за исключением только А. П. Шуйской и А. Я. Ефименко). Видно также, что основная масса учебной литературы издавалась в столицах — Санкт-Петербурге

тьего класса женских гимназий. М., 1911; Дучинский Н. П. Русская история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1914; Елпатьевский К. В. Учебник русской истории. 9-е изд. СПб., 1904; 13-е изд. СПб., 1912; Ефименко А. Я. Учебник русской истории. Для старших классов среднеучебных заведений. СПб., 1909; Она же. Элементарный учебник русской истории. Курс эпизодический для младших классов среднеучебных заведений и городских училищ. СПб., 1911; Она же. Элементарный учебник русской истории. Курс эпизодический для младших классов среднеучебных заведений и высших начальных училищ. 4-е изд. Пг., 1914; Иванов К. А. Учебник русской истории... СПб., 1906; Он же. Учебник русской истории. Систематический курс для старших классов средних учебных заведений и для самообразования. 3-е изд. СПб., 1909; Он же. Учебник русской истории. Систематический курс для старших классов средних учебных заведений. 4-е изд. СПб., 1911; Катаев И. М. Учебник русской истории для средних учебных заведений. 3-е изд. М., 1911. Вып. 1; Кова-ленский М. Н. Учебник русской истории для старших классов среднеучебных заведений. М., 1912. Ч. 1—2; Кубалов Б. Г. Систематический курс русской истории. 2-е изд. Одесса, 1915. Ч. 1; Метельский В. Г. Русская история. Элементарный курс для женских гимназий. 1-е изд. Николаев, 1908, 2-е изд. Николаев, 1909; 4-е изд. Николаев, 1914; Мостовский А. Краткие очерки... 5-е изд. Рига, 1904; Острогорский М. Я. Учебник русской истории... 22-е изд. СПб., 1910; Платонов С. Ф. Учебник русской истории. Курс систематический. СПб., 1909. Ч. 1; 3-е изд. СПб., 1910; 4-е изд. СПб., 1911; 5-е изд. СПб., 1913; Он же. Сокращенный курс русской истории для средней школы. Упрощенное и сокращенное руководство для IV, V и VI классов мужских гимназий и для других учебных заведений. СПб., 1914; 2-е изд. Пг., 1915; Попелишев В. Е. Отечественная история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений и для начальных училищ. СПб., 1914; Приселков М. Д. Русская история. Учебная книга для VII— VIII классов мужских гимназий и VII классов реальных училищ. М., 1915; Романовский В. Е. Руководство по русской истории. Для старших классов средней школы и для самообразования. М., 1911. Ч. 1-2; Скворцов И. В. Русская история. СПб., 1907; 3-е изд. СПб., 1913; Он же. Учебник русской истории. Систематический курс. Для средних учебных заведений. 4-е изд. М., 1914, Ч. 1-3; Смирнов Ф. А. Иллюстрированная русская история. Первоначальный курс. 2-е изд. СПб., 1908; Турцевич А. О. Русская история... 11-е изд. Вильна, 1909; 12-е изд. Виль-на, 1910; 14-е изд. Вильна, 1912; 15-е изд. Вильна, 1913; 16-е изд. Вильна, 1914; Черепнин Н. П. Русская история. Курс эпизодический. Учебная книга для младших классов среднеучебных заведений и для городских училищ. СПб., 1913.

и Москве. Провинциальные типографии были представлены единичными изданиями, напечатанными в Кронштадте, Риге, Дерпте, Ярославле, Вильне, Вятке, Тифлисе, Одессе и Николаеве. Обращает на себя внимание также тот факт, что практически все учебные руководства носили общероссийский характер, т. е. предназначались в равной степени для всех средних школ от Варшавского до Сибирского учебного округа. Исключением стали только «Обозрение русской истории от начала Руси до наших времен» безымянного автора и учебник А. Мостовского. «Обозрение» имело двойной статус: руководства для гимназий Прибалтийского края и пособия для прочих гимназий империи. Книга А. Мостовского была назначена министерством сначала для «учебных заведений Прибалтийского края, в которых проходят краткий курс русской истории», а затем — для «учебных заведений Финляндии и Прибалтийского края»12.

Классический путь учебника с момента его написания и до включения в министерский каталог выглядел следующим образом: представление в Ученый комитет рукописи или готового издания — передача члену комитета по специальности на рецензирование — обсуждение отзыва в заседании комитета — вынесение определения — отправка решения на рассмотрение и утверждение министру — официальная публикация определения Ученого комитета в ЖМНП — внесение в очередной каталог.

Самыми успешными авторами учебных руководств по отечественной истории, чьи труды министерство поддерживало включением в свои каталоги на протяжении длительного времени (от 14 до 34 лет), являлись Н. А. Баженов («Учебник русской истории» с 1882 по 1908 г.), И. И. Беллярминов («Руководство к русской истории с дополнениями из всеобщей» с 1890 по 1915 г.), К. В. Ел-патьевский («Учебник русской истории» с 1899 по 1915 г.), Д. И. Иловайский («Краткие очерки русской истории» с 1865 по 1884 г. и затем, после перерыва и уже в несколько ином виде, с 1903 по 1908 г.), М. Я. Острогорский («Учебник русской истории» с 1901 по 1914 г.), С. Е. Рождественский («Отечественная история» с 1881 по 1908 г.), С. М. Соловьев («Учебная книга русской истории» с 1865 по 1899 г.), А. О. Турцевич («Русская история» с 1899 по 1915 г.). У большинства «фаворитов» в списки попадали по два учебника. Лидировал здесь только Д. И. Иловайский, три книги которого («Краткие очерки русской истории», «Сокращенное руководство к русской истории», «Руководство к русской истории. Средний курс») удостоились чести быть включенными в каталоги. Правда,

12 Определения Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1878. Ч. CXCIX. Октябрь. Отд. 1. С. 188; Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1881. С. 42; Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1882. С. 41; Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1884. С. 46; Определения Особого отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1888. Ч. ССГУГ. Апрель. Отд. I. С. 33; Каталог учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1899 г.). СПб., 1899. С. 86; Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 апреля 1913 г.). СПб., 1913. С. 57.

«Сокращенное руководство к русской истории для младшего возраста» продержалось в них очень короткий срок — всего два года13.

Авторы и издатели поддержанных руководств, видимо, желая получить максимальную коммерческую выгоду от продажи, нередко переиздавали свои учебники чуть ли не ежегодно. Однако Ученый комитет с определенного времени стал требовать представления на рецензирование каждого нового издания14. Таким образом, первоначальное включение книги в министерский список вовсе не гарантировало сочинителям автоматического успеха в будущем. На практике многие авторы игнорировали упомянутое требование комитета, вероятно, не без оснований полагая, что педагогические советы гимназий и реальных училищ не будут вникать в такие тонкости и все равно закупят учебник, одобренный министерством. Думается, прежде всего этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что книга Д. И. Иловайского «Краткие очерки русской истории» была включена в каталоги в 5-м, 9-м и 34-м изданиях; 36-е издание в 1912 г. перевели в статус пособия, т. е. дополнительной (факультативной) литературы15; учебник И. И. Беллярминова для женских гимназий и прогимназий — в 6-м, 7-м, 1517-м, 19-м и 21-м изданиях16; руководство М. Я. Острогорского — в 4-м, 6-м, 7-м, 9-м, 15-м и 22-м изданиях17 и т. д. Еще одной причиной, по которой то или иное издание могло не попасть в утвержденные министерством реестры даже в случае его своевременного представления в Ученый комитет, становились претензии к технической стороне дела — качеству бумаги, четкости и размеру шрифта18.

13 Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1865. Ч. СХХУП. Июль. Отд. I. С. 29; Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1866. Ч. СХХХ. Апрель. Отд. I. С. 46.

14 Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1875. Ч. CLXXXI. Октябрь. Отд. I. С. 2.

15 Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1912. Новая серия. Ч. 40. Сентябрь. Отд. I. С. 118.

16 Дополнительный каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1886. С. 13; Каталог. 1899 г. С. 85-86; Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1903 г.). СПб., 1903. С. 66; Второе дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1905 г.). СПб., 1905. С. 14; Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1908 г.). СПб., 1908. С. 64; Каталог. 1913 г. С. 56; Второе дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 марта 1915 г.). Пг., 1915. С. 21.

17 Второе дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (с 1 января 1900 по 1 января 1901 г.). СПб., 1901. С. 34; Каталог. 1903 г. С. 67; Второе дополнение к каталогу. 1905 г. С. 14; Третье дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1906 г.). СПб., 1906. С. 12; Каталог. 1908 г. С. 64; Первое дополнение к каталогу учебных руководств, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 апреля 1914 г.). СПб., 1914. С. 18.

18 Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях

Можно также заметить, что даже книги авторов, которым явно благоволило министерство, могли попадать в каталоги далеко не сразу после своего выхода в свет. Так, учебник И. И. Беллярминова «Руководство к русской истории» впервые появился в них только в своем 6-м издании, М. Я. Острогорского — в 4-м, К. В. Елпатьевского — во 2-м, но только через восемь лет после публикации19.

Напротив, некоторые книги попадали в министерские каталоги на очень короткий срок, иногда даже однократно20. В данной ситуации гораздо труднее понять, чем руководствовались и на что рассчитывали авторы таких учебников, продолжая их переиздавать уже после исключения из официально одобренных списков. Так, например, «Рассказы из русской истории», составленные преподавателями Тифлиса, вышли 13-ю изданиями (последнее — в 1914 г.), Г. Н. Преображенский печатал свой учебник вплоть до 1905 г. (6-е издание), В. А. Пузиц-кий — до 1917 г. (17-е издание). Можно лишь предположить, что эти тексты по каким-то причинам продолжали быть востребованными, иначе это предприятие не имело бы никакого финансового смысла.

В каталоге 1899 г. впервые учебные руководства были разделены на три категории: рекомендованные, одобренные и допущенные21. Ученый комитет еще в 1883 г. пояснял, что «рекомендованными» и потому заслуживающими особого внимания и предпочтительного употребления в школах являлись «выдающиеся» по своему научному или учебному значению издания, «одобренными» — удовлетворявшие «потребностям и целям обучения», но стоявшие на одном уровне с другими книгами того же разряда, «допущенными» — имевшие некоторые недостатки в содержании и изложении, но все же приносившие известную поль-зу22. Этот же принцип соблюдался в дополнительных каталогах 1900 и 1901 г. Руководства по отечественной истории были ранжированы министерством следующим образом23 (табл. 2).

Мы видим, что высшую степень одобрения получил лишь учебник С. М. Соловьева, однако репертуар «одобренных» и «допущенных» руководств был весьма разнообразен. Необходимо отметить, что в ходе отбора учебников министерство повысило статус нескольких книг, переведя их из пособий в руководства. Речь идет о курсе П. Ф. Либена и А. П. Шуйской, книгах «Обозрение русской исто-

и прогимназиях ведомства МНП с приложением списка книг, одобренных для реальных училищ // ЖМНП. 1878. Ч. СХСУП. Май. Отд. I. С. 2.

19 Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1865. Ч. СХХУП. Июль. Отд. I. С. 28; Второе дополнение к каталогу . 1901 г. С. 34; Каталог. 1899 г. С. 86.

20 Например, книги «Обозрение русской истории от начала Руси до наших дней», «Рассказы из русской истории, составленные комиссией преподающих историю в средних учебных заведениях г. Тифлиса», учебники Г. Н. Преображенского, В. А. Пузицкого и т. д.

21 Каталог. 1899. С. 85-87.

22 Выписка из журнала Ученого комитета Министерства народного просвещения 28 июня 1883 г. (№ 805), утвержденного министром 15 июля 1883 г. // ЖМНП. 1883. Ч. ССХХК. Сентябрь. Отд. I. С. 34-35.

23 Каталог. 1899 г. С. 85-86, 154; Первое дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (с 1 января 1899 по 1 января 1900 г.). СПб., 1900. С. 13; Второе дополнение к каталогу. 1901 г. С. 33-34.

Таблица 2

Рекомендованные Одобренные Допущенные

Соловьев С. М. Учебная книга русской истории. 9-е изд. М., 1887 Беллярминов И. И. Элементарный курс русской истории. 4-е изд. СПб., 1894; 7-е изд. СПб., 1900 Баженов Н. А. Учебник русской истории для низших классов женских гимназий, а также городских училищ и учительских семинарий. 5-е изд. Кронштадт, 1897

Беллярминов И. И. Руководство к русской истории с дополнениями из всеобщей. 7-е изд. СПб., 1887 Либен П.Ф., Шуйская А. П. Краткий курс русской истории. 3-е изд. СПб., 1893

Елпатьевский К. В. Учебник русской истории с приложением родословной и хронологической таблиц. 2-е изд. СПб., 1891; 5-е изд. СПб., 1898; 6-е изд. СПб., 1900 Мостовский А. Краткие очерки истории России. 4-е изд. Рига, 1892

Обозрение русской истории от начала Руси до наших времен. Рига, Дерпт, 1877 Острогорский М. Я. Учебник русской истории. Элементарный курс. Для третьего класса гимназий и реальных училищ. 4-е изд. СПб., 1899

Полевой П. Н. Русская история для мужских средних учебных заведений. Курс систематический. СПб., 1890 Сальников А. Н. Краткий учебник русской истории в биографических очерках. Курс младшего возраста. 2-е изд. СПб., 1893

Рождественский С. Е. Отечественная история. Курс средних учебных заведений. 6-е изд. СПб., 1880; 11-е изд. СПб., 1900 Фармаковский В. И. Русская история с присовокуплением необходимых сведений из истории всеобщей. 2-е изд. Вятка, 1875

Сальников А. Н. Краткий обзор русской истории. Курс городских училищ. СПб., 1895

Турцевич А. О. Русская история (в связи с историей Великого княжества литовского). Курс 3 класса гимназий и реальных училищ. 2-е изд. Вильна, 1895; 4-е изд. Виль-на, 1899

рии» и «Русская история» В. И. Фармаковского. При этом только «Обозрение русской истории» попало в разряд «одобренных», а два других учебника получили низшую категорию — руководств, «допущенных» в преподавании24.

Довольно быстро, уже в октябре 1901 г., Ученый комитет пришел к выводу, что введение трех степеней одобрения учебной литературы нецелесообразно и вернулся к единственной характеристике, которая звучала как «допущено к употреблению». Однако при этом книги, имевшие существенные недостатки, допускались только условно, с требованием внести необходимые исправления в текст в последующем издании25. Из руководств по русской истории к допущенным условно на протяжении 1903-1916 гг. были отнесены «Учебник русской истории» Н.А. Баженова, «Краткий курс русской истории» и «Элементарный курс» К. И. Добрынина, «Элементарный учебник русской истории» А. Я. Ефи-менко, «Краткие очерки русской истории» Д. И. Иловайского, «Отечественная история» В. Г. Метельского, «Руководство к отечественной истории» А. Н. Сальникова и «Русская история» А. О. Турцевича26.

Отдельный интерес представляет статус учебников по русской истории для женских гимназий. Изначально написанных авторами конкретно для этих учебных заведений книг было совсем немного. Это руководства Н. А. Баженова, И. И. Беллярминова, К. И. Добрынина и В. Г. Метельского. Любопытно, что при включении в министерские каталоги ряда пособий, предназначенных исходно для мужских средних школ и носивших характер элементарного (эпизодического) курса, им нередко присваивалась как бы дополнительная категория — руководств для женских гимназий. Такая судьба постигла учебники Г. Н. Преображенского, А. И. Боргмана, В. В. Владимирского, А. Я. Ефименко, В. Е. Попе-лишева, Ф. А. Смирнова и А. О. Турцевича. Министерство, очевидно, полагало, что девицам вполне достаточно облегченного курса отечественной истории на уровне младших классов мужских учебных заведений.

Подводя итоги, отметим, что ситуация с учебниками по русской истории для средней школы в течение рассмотренного периода претерпела существенную эволюцию. Количество авторов, бравшихся за перо с целью издания учебных руководств и, соответственно, число самих книг неуклонно увеличивалось. Министерство «давало добро» на использование в практике преподавания не только учебников маститых авторов, но и рядовых педагогов. Тем самым теоретически гимназиям и реальным училищам предоставлялось широкое поле для маневра в процессе выбора тех или иных руководств. Траектории их дальнейшего продвижения к потребителю складывались по-разному. Одни удерживались

24 Каталог. 1889 г. С. 86.

25 РГИА. Ф. 734. Оп. 4. Д. 11. Л. 1 об.; От Министерства народного просвещения // ЖМНП. 1902. Ч. СССХХХК. Февраль. Отд. I. С. 201-204.

26 Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1912. Новая серия. Ч. ХХХУШ. Апрель. Отд. I. С. 112; Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1914. Новая серия. Ч. ЕП. Сентябрь. Отд. I. С. 80; Второе дополнение. 1915 г. С. 44; Первое дополнение . 1914 г. С. 34; Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1913. Новая серия. Ч. ХЕГУ. Апрель. Отд. I. С. 133; Третье дополнение. 1906 г. С. 12; Каталог. 1908 г. С. 64, 66; Каталог. 1903 г. С. 67; Каталог...1908 г. С. 65; Первое дополнение. 1909 г. С. 15.

в ведомственных каталогах десятилетиями, другие исчезали из них довольно быстро. Но вне зависимости от длительности сроков поддержки авторов министерством, большинство многократно переиздавало свои тексты, что косвенно может свидетельствовать о востребованности последних в школьном преподавании. Изучение каталогов учебных книг МНП позволяет выявить определенные приоритеты ведомства в отношении содержания и способа подачи материала по отечественной истории, а также требования к технической стороне учебников. Какие учебные руководства из рекомендованных министерством и почему пользовались наибольшей популярностью у преподавателей — это уже тема, требующая отдельного исследования.

Список литературы

Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса гимназий (мужских и женских) и реальных училищ, для старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ и иных учебных заведений с соответствующим курсом отечественной истории. Кронштадт. 5-е изд., 1897; 7-е изд., 1901; 8-е изд., 1904; 9-е изд., 1907.

Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий Министерства народного просвещения, для 4 класса городских училищ, для приготовительного класса учительских семинарий и иных учебных заведений с соответствующим курсом отечественной истории. Кронштадт, 1881. Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий и прогимназий, для старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ и для 1 и 2 классов мужских гимназий и реальных училищ. 9-е изд. Кронштадт, 1907. Беллярминов И. И. Руководство к русской истории с пополнениями из всеобщей. Курс женских прогимназий и низших классов гимназий, составленный применительно к примерной программе, утвержденной министром народного просвещения. 6-е изд. СПб., 1884; 7-е изд. СПб, 1887; 15-е изд. СПб., 1901; 16-е изд. СПб., 1902; 17-е изд. СПб., 1904; 19-е изд. СПб., 1907; 21-е изд. СПб., 1911. Беллярминов И. И. Элементарный курс русской истории. 4-е изд. СПб., 1894; 7-е изд.

СПб., 1900; 8-е изд. СПб., 1902; 11-е изд. СПб., 1907; 14-е изд. СПб., 1910. Богословский М. М. Учебник русской истории. Курс 4 класса гимназий и реальных училищ. М., 1915.

Боргман А. И. Отечественная история для младших классов средних учебных заведений. СПб., 1914.

Боргман А. И. Повторительный и дополнительный курс русской истории (обзор русской культуры). Пг., 1915.

Боргман А. И. Учебная книга по русской истории. Руководство для старших классов

средних учебных заведений. СПб., 1912. Ч. 1; СПб., 1913. Ч. 2. Владимирский В. В. Русская история. Курс элементарный. СПб., 1914. Володина Т. А. Учебная литература по отечественной истории как предмет историографии (середина XVIII — конец XIX в.): дис. . д-ра ист. наук. М., 2004. Второе дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (с 1 января 1900 по 1 января 1901 г.). СПб., 1901. Второе дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1905 г.). СПб., 1905.

Второе дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 марта 1915 г.). Пг., 1915.

Выписка из журнала Ученого комитета Министерства народного просвещения 28 июня 1883 г. (№ 805), утвержденного министром 15 июля 1883 г. // ЖМНП. 1883. Ч. ССХХК. Сентябрь. Отд. I. С. 34-35.

Георгиевский А. И. К истории Ученого комитета Министерства народного просвещения. СПб., 1902.

Добрынин К. И. Краткий курс русской истории (с дополнениями из всеобщей). Для третьего класса женских гимназий. М., 1911.

Дополнительный каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1886.

Дучинский Н. П. Русская история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1914.

Елпатьевский К. В. Учебник русской истории с приложением родословной и хронологической таблиц и указателем личных имен. 2-е изд. СПб., 1891; 5-е изд. СПб., 1898; 6-е изд. СПб., 1900; 7-е изд. СПб., 1901; 9-е изд. СПб., 1904; 13-е изд. СПб., 1912.

Ефименко А. Я. Учебник русской истории. Для старших классов среднеучебных заведений. СПб., 1909.

Ефименко А. Я. Элементарный учебник русской истории. Курс эпизодический для младших классов среднеучебных заведений и городских училищ. СПб., 1911; 4-е изд. Пг., 1914.

Иванов К. А. Учебник русской истории. Систематический курс для старших классов средних учебных заведений и для самообразования. 3-е изд. СПб., 1909; 4-е изд. СПб., 1911.

Иванов К. А. Учебник русской истории. Систематический курс. СПб., 1906.

Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений. 5-е изд. М., 1865; 9-е изд. М., 1868; 34-е изд. М., 1901.

Иловайский Д. И. Руководство к русской истории. Средний курс. 40-е изд. М., 1901.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иловайский Д. И. Сокращенное руководство к русской истории для младшего возраста. М., 1864.

Кайданов И. К. Начертание истории государства Российского. СПб., 1834.

Катаев И. М. Учебник русской истории для средних учебных заведений. 3-е изд. М., 1911. Вып. 1.

Каталог книгам и учебным пособиям, допущенным к употреблению по учебным заведениям Министерства народного просвещения, с указанием цен покупных и рассылочных, а также мест и лиц, от которых они приобретаются // РГИА. Ф. 733. Оп. 87. Д. 326. Л. 36 об.

Каталог книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, и другим книгам, находящимся в книжном магазине Департамента народного просвещения. СПб., 1854.

Каталог книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, и другим книгам, находящимся в книжном магазине Департамента народного просвещения. СПб., 1858.

Каталог книгам, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, с оценкой оных на серебро, 1848 г. // РГИА. Ф 733. Оп. 87. Д. 326. Л. 9.

Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1903 г.). СПб., 1903.

Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1908 г.). СПб., 1908.

Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 апреля 1913 г.). СПб., 1913.

Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // Журнал Министерства народного просвещения (далее — ЖМНП). 1865. Ч. CXXVП. Июль. Отд. I.

Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1866. Ч. CXXX. Апрель. Отд. I. С. 47.

Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1875. Ч. CLXXXI. Октябрь. Отд. I. С. 2.

Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП с приложением списка книг, одобренных для реальных училищ // ЖМНП. 1878. Ч. CXCVII. Май. Отд. I. С. 2.

Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1881.

Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1882.

Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1884.

Каталог учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1899 г.). СПб., 1899.

Коваленский М. Н. Учебник русской истории для старших классов среднеучебных заведений. М., 1912. Ч. 1-2.

Кубалов Б. Г. Систематический курс русской истории. 2-е изд. Одесса, 1915. Ч. 1.

Либен П. Ф., Шуйская А. П. Краткий курс русской истории. С приложением родословных и хронологических таблиц и восьми карт. 3-е изд. СПб., 1893.

Метельский В. Г. Отечественная история. Элементарный курс. Руководство для учащихся в младших классах гимназий и реальных училищ. Одесса, 1903. Ч. 1; Одесса, 1904. Ч. 2.

Метельский В. Г. Русская история. Элементарный курс для женских гимназий. Николаев, 1908; 2-е изд. Николаев, 1909; 4-е изд. Николаев, 1914.

Мостовский А. Краткие очерки истории России. 4-е изд. Рига, 1892; 5-е изд. Рига, 1904.

Обозрение русской истории от начала Руси до наших дней. Рига и Дерпт, 1877.

Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1912. Новая серия. Ч. XL. Сентябрь. Отд. I. С. 118.

Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1913. Новая серия. Ч. XLIV. Апрель. Отд. I. С. 133.

Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1914. Новая серия. Ч. LII. Сентябрь. Отд. I. С. 80.

Определения Особого отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1888. Ч. CCLVI. Апрель. Отд. I. С. 33.

Определения Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1878. Ч. CXCIX. Октябрь. Отд. 1. С. 188.

Орловский А. Я. Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX — начале XX в. (опыт создания и методического построения): дис. . канд. пед. наук. М., 2002.

Острогорский М. Я. Учебник русской истории. Элементарный курс. Для третьего класса гимназий и реальных училищ. 4-е изд. СПб., 1899; 6-е изд. СПб., 1902; 7-е изд. СПб., 1903; 9-е изд. СПб., 1905; 15-е изд., 1907; 22-е изд. СПб., 1910.

От Министерства народного просвещения // ЖМНП. 1902. Ч. CCCXXXIX. Февраль. Отд. I. С. 201-204.

Пашкова Т. И., Каменева Е. А., Карасев Е. А., Куцевалов Н. А., Русскова Д. Е. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного

просвещения: к истории возникновения (1830-е — 1860-е гг.) // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 257-275.

Пашкова Т. И., Каменева Е. А., Карасев Е. А., Куцевалов Н. А., Русскова Д. Е. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения: принципы составления, структура, эволюция (вторая половина ХК — начало ХХ в.) // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 276-293.

Первое дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (с 1 января 1899 по 1 января 1900 г.). СПб., 1900.

Первое дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1909 г.). СПб., 1909.

Первое дополнение к каталогу учебных руководств, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 апреля 1914 г.). СПб., 1914.

Платонов С. Ф. Сокращенный курс русской истории для средней школы. Упрощенное и сокращенное руководство для IV, У и VI классов мужских гимназий и для других учебных заведений. СПб., 1914; 2-е изд. Пг., 1915.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. Курс систематический. СПб., 1909. Ч. 1; 3-е изд. СПб., 1910; 4-е изд. СПб., 1911; 5-е изд. СПб., 1913.

Полевой П. Н. Русская история для мужских средних учебных заведений. Курс систематический. СПб., 1890; 4-е изд. СПб., 1900.

Поникарова Н. М. Министерство народного просвещения и школьное образование по русской истории. 1864-1917: дис. ... канд. ист. наук. М., 2005.

Попелишев В. Е. Отечественная история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений и для начальных училищ. СПб., 1914.

Преображенский Г. Н. Эпизодический курс отечественной истории. Ярославль, 1885.

Приселков М. Д. Русская история. Учебная книга для УП-УШ классов мужских гимназий и УН классов реальных училищ. М., 1915.

Пузицкий В. А. Отечественная история в рассказах. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1902.

Рассказы из русской истории, составленные комиссией преподающих историю в средних учебных заведениях г. Тифлиса. Курс 1 и 2 классов средних учебных заведений. Тифлис, 1902.

РГИА. Ф. 734. Оп. 3. Д. 2. С. 614-616, 618.

РГИА. Ф. 734. Оп. 4. Д. 11. Л. 1 об.

Рождественский С. Е. Отечественная история в связи со всеобщею (средней и новой). Курс средних учебных заведений. 2-е изд. СПб., 1873; 3-е изд. СПб., 1873; 6-е изд. СПб., 1880.

Рождественский С. Е. Отечественная история. Курс средних учебных заведений. 6-е изд. СПб., 1880; 11-е изд. СПб., 1900.

Романовский В. Е. Руководство по русской истории. Для старших классов средней школы и для самообразования. М., 1911. Ч. 1-2.

Сальников А. Н. Краткий обзор русской истории. Курс городских училищ. СПб., 1895.

Сальников А. Н. Краткий учебник русской истории в биографических очерках. Курс младшего возраста. 2-е изд. СПб., 1893; 5-е изд. СПб., 1902.

Сальников А. Н. Руководство к отечественной истории. Курс младших классов гимназий и реальных училищ. СПб., 1902.

Скворцов И. В. Русская история для старших классов среднеучебных заведений и самообразования. СПб., 1907; 3-е изд. СПб., 1913.

Скворцов И. В. Учебник русской истории. Систематический курс. Для средних учебных заведений. 4-е изд. М., 1914. Ч. 1-3.

Смирнов Ф. А. Иллюстрированная русская история. Первоначальный курс. 2-е изд. СПб., 1908.

Соловьев С. М. Учебная книга русской истории. 4-е изд. М., 1863; 7-е изд. М., 1867;

8-е изд. М., 1880; 9-е изд. М., 1887. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX — начала XX в. М., 2016.

Третье дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1906 г.). СПб., 1906. Турцевич А. О. Русская история (в связи с историей Великого княжества литовского). Курс 3 класса гимназий и реальных училищ. 2-е изд. Вильна, 1895; 4-е изд. Вильна, 1899; 6-е изд. Вильна, 1901; 7-е изд. Вильна, 1903; 8-е изд. Вильна, 1905; 9-е изд. Вильна, 1906; 10-е изд. Вильна, 1908; 11-е изд. Вильна, 1909; 12-е изд. Вильна, 1910; 14-е изд. Вильна, 1912; 15-е изд. Вильна, 1913; 16-е изд. Вильна, 1914. Устрялов Н. Г. Руководство к первоначальному изучению русской истории. 9-е изд. СПб., 1854.

Устрялов Н. Г. Начертание русской истории. СПб., 1839; 10-е изд. СПб., 1857. Фармаковский В. И. Русская история с присовокуплением необходимых сведений из

истории всеобщей. 2-е изд. Вятка, 1875; 8-е изд. Одесса, 1898. Фукс А. Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. — вторая половина 1930-х гг.). М., 2017. Хандриков Н. В. Учебник русской истории. М., 1862. Циркуляр по Виленскому учебному округу. 1862. № 2 от 26 марта.

Черепнин Н. П. Русская история. Курс эпизодический. Учебная книга для младших

классов среднеучебных заведений и для городских училищ. СПб., 1913. Шуф А. К. Рассказы и биографические очерки из русской истории с кратким описанием древностей Москвы. Учебник для младшего возраста. 2-е изд. М., 1870.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 58. P. 57-73 DOI: 10.15382/sturIV202058.57-73

Tatiana Pashkova, Candidate of Sciences in History, Associate Professor, Department of Russian History, Herzen State Pedagogical University, 48 Naberezhnaya reki Moiki, St. Petersburg 191186, Russian Federation tatianapashkova22@gmail.com ORCID 0000-0001-7504-6298

Secondary School Textbooks in Russian History in Catalogues of Ministry of Public Education

(1860-1916)

T. Pashkova

Abstract: The article studies the textbooks in Russian history for secondary schools, recommended for use by the Ministry of Public Education during the 19th — early 20th centuries. The purpose of the article is to characterise the overall content of these

textbooks, analyse the structure and dynamics of their composition, the status and period of being included in catalogues of the ministry. The article concludes that the situation with textbooks in Russian history underwent a significant evolution during the studied period. In the first half of the 19th century, there was a lack of educational literature for secondary school; the ministry officially approved only two books by prominent historians, i.e. by I. K. Kaydanov and N. G. Ustryalov. Since the beginning of the 1880s, the number of authors who published textbooks in Russian history and the number of books that had parallel circulation, started to increase. The Ministry approved the use of textbooks written by not only professional scholars, but also by ordinary teachers of gymnasiums and schools (both in the capitals and in provinces). Thus, secondary schools were theoretically provided with a wide selection of textbooks. The study revealed the circle of the most successful authors whose textbooks were kept in the catalogues of the ministry for decades. On the other hand, some books entered the registries for a very short time, sometimes once. But regardless of the length of time, the authors were supported by the Ministry, the majority repeatedly reprinted their texts, which may indirectly point to the relevance of the latter in school teaching. The study of the catalogues of textbooks allows us to identify certain priorities of the department as to the content and method of presentation of materials on Russian history; it also allows one to study the requirements for the technical side of textbooks.

Keywords: Ministry of Public Education, Scientific Committee, textbooks catalogues, schoolbooks in Russian history, educational policy, secondary school.

References

Fuks A. (2017) Shkol'nye uchebnikipo otechestvennoi istorii kak istoriograficheskii fenomen (konets XVIIv. — vtoraia polovina 1930-khgg.) [School textbooks in Russian history as a historiographic phenomenon (late 17th century — the second half of the 1930s)]. Moscow (in Russian).

Pashkova T., Kameneva E., Karasev E., Kutsevalov N., Russkova D. (2019) "Katalogi uchebnykh knig dlia srednikh uchebnykh zavedenii vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshcheniya: k istorii vosniknoveniia (1830-e — 1860-е gg.)" [The catalogues of textbooks for secondary schools of the Ministry of Public Education: The study of their emergence (1830s — 1860s)]. Voprosy obrazovaniia, 3, p. 257—275 (in Russian).

Pashkova T., Kameneva E., Karasev E., Kutsevalov N., Russkova D. (2019) "Katalogi uchebnykh knig dlia srednikh uchebnykh zavedenii vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshcheniia: printsipy sostavleniia, struktura, evolutsiia (vtoraia polovina XIX — nachalo XX v.)" [The catalogues of textbooks for secondary schools of the Ministry of Public Education: Principles of compilation, structure, evolution (second half of the 19th — beginning of the 20th centuries). Voprosy obrazovaniia, 4, p. 276—293 (in Russian).

Studenikin M. (2016) Metodikaprepodavaniia istorii v russkoi shkole XIX — nachala XXv. [Methods of teaching history in the Russian school of the 19th — early 20th centuries]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.