Научная статья на тему 'Научно-методические подходы С. Ф. Платонова к составлению ученических атласов по истории'

Научно-методические подходы С. Ф. Платонова к составлению ученических атласов по истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Ф. ПЛАТОНОВ / УЧЕНЫЙ КОМИТЕТ / ОТЗЫВЫ / РЕЦЕНЗИИ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АТЛАС / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / S.F. PLATONOV / SCIENTIFIC COMMITTEE / REVIEWS / HISTORICAL ATLAS / METHODICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрофанов Виктор Владимирович

С.Ф. Платонов известен не только как выдающийся исследователь отечественной истории, но и как автор учебника по русской истории, который высоко оценили учителя, поэтому учебник в 1918 г. вышел десятым изданием. Многолетний опыт работы в средних учебных заведениях, деятельность в УК МНП по рецензированию учебной литературы позволили С.Ф. Платонову сформулировать собственные требования к таким изданиям. Им были составлены десятки отзывов и рецензий, большая часть которых остается до сих пор в рукописном виде и хранятся в личном фонде ученого. Закономерный интерес представляют и отзывы на учебные исторические атласы. Заметим, что эта тема не являлась предметом специального исследования. Думается, что подходы, которые предъявлял ученый к их составлению, сохраняют актуальность до сих пор, так как являются ценным методическим приобретением и направлены на облегчение деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Митрофанов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES S.F. PLATONOV TO THE COMPILATION OF STUDENT ATLASES ON HISTORY

S.F. Platonov is known not only as an outstanding researcher of national history, but also as the author of the textbook on Russian history, which was highly appreciated by teachers, therefore in 1918 it was published as the tenth edition. Many years of experience in secondary schools, activities in the Criminal Code of MNEs on the review of textbooks allowed S.F. Platonov to formulate his own requirements for such publications. He made dozens of reviews, most of which remain in handwritten form upto this day and are stored in the personal fund of the scientist. The regular interest is in similar reviews on educational historical atlases. It’s worth noticing that this topic was not the subject of a special study. It seems that the approaches applied to their compilation are still relevant, since they are of methodical value and aim at facilitating the activities of students.

Текст научной работы на тему «Научно-методические подходы С. Ф. Платонова к составлению ученических атласов по истории»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ HISTORICAL SCIENCE

DOI 10.26105/SSPU. 2019.61.4.009

УДК 94(47).083"18/19" ББК 63.3(2)53-7

B.B. МИТРОФАНОВ

V.V. MITROFANOV

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ С.Ф. ПААТОНОВА К СОСТАВАЕНИЮ УЧЕНИЧЕСКИХ АТААСОВ ПО ИСТОРИИ

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES S.F. PLATONOV TO THE COMPILATION OF STUDENT ATLASES ON HISTORY

С.Ф. Платонов известен не только как выдающийся исследователь отечественной истории, но и как автор учебника по русской истории, который высоко оценили учителя, поэтому учебник в 1918 г. вышел десятым изданием. Многолетний опыт работы в средних учебных заведениях, деятельность в УК МНП по рецензированию учебной литературы позволили С.Ф. Платонову сформулировать собственные требования к таким изданиям. Им были составлены десятки отзывов и рецензий, большая часть которых остается до сих пор в рукописном виде и хранятся в личном фонде ученого. Закономерный интерес представляют и отзывы на учебные исторические атласы. Заметим, что эта тема не являлась предметом специального исследования. Думается, что подходы, которые предъявлял ученый к их составлению, сохраняют актуальность до сих пор, так как являются ценным методическим приобретением и направлены на облегчение деятельности учащихся.

S.F. Platonov is known not only as an outstanding researcher of national history, but also as the author of the textbook on Russian history, which was highly appreciated by teachers, therefore in 1918 it was published as the tenth edition. Many years of experience in secondary schools, activities in the Criminal Code of MNEs on the review of textbooks allowed S.F. Platonov to formulate his own requirements for such publications. He made dozens of reviews, most of which remain in handwritten form upto this day and are stored in the personal fund of the scientist. The regular interest is in similar reviews on educational historical atlases. It's worth noticing that this topic was not the subject of a special study. It seems that the approaches applied to their compilation are still relevant, since they are of methodical value and aim at facilitating the activities of students.

Ключевые слова: С.Ф. Платонов, Ученый Комитет, отзывы, рецензии, исторический атлас, методические подходы.

Key words: S.F. Platonov, Scientific Committee, reviews, historical atlas, methodical approaches.

Введение. В своей последней книге, посвященной выдающемуся российскому ученому С.Ф. Платонову, патриарх советской и российской историографии, поклонник и знаток его творчества С.О. Шмидт отмечал, что одной из задач современных исследователей «... выявить методические акценты наблюдений его [С.Ф. Платонова. - В.М.] в написанном об учебной литературе» [34, с. 85]. Это было сказано в период, когда на рукописные

рецензии, отзывы ученого, хранящиеся в его личном фонде [18; 2, с. 228-231], заинтересованные исследователи обратили пристальное внимание [15, с. 314-325]. Но эта не публиковавшаяся часть, к тому же немалая, творческого наследия организатора системы образования в России, продолжает оставаться доступной только в архивных делах. В научный оборот активно вовлекаются отзывы С.Ф. Платонова на монографическую литературу [16, с. 9-29], по которым можно проследить вклад ученого в российскую историографию в целом или отдельных вопросов.

Цель статьи. На основе архивных материалов выяснить основные подходы и требования выдающегося ученого к составлению исторических атласов как учебных пособий. Публикация ранее не известного отзыва на атлас, составленный Н.Д. Малашкиным, позволит достичь поставленной цели.

Не один десяток отзывов был написан С.Ф. Платоновым в период его членства в Ученом Комитете (далее - УК) МНП (19 декабря 1890 - 1 сентября 1903 гг.). Деятельность УК связана была с жестким контролем допуска, в том числе учебной литературы по истории в библиотеки и учебные заведения начального, среднего и гимназического уровней. Это касалось всей выходившей литературы, которая должна была отвечать требованиям официально-охранительной идеологии. Данное обстоятельство, в совокупности с другими, способствовало тому, что и самого ученого относили, а ряд исследователей и сегодня относят к этому политическому направлению.

Заметим, что после ухода из УК С.Ф. Платонов рекомендовал в его состав своих учеников C.B. Рождественского, а затем П.Г. Васенко, продолжавших составлять отзывы [3, с. 247-251; 4, с. 120-121; 22, с. 203-208; 24, с. 193-195]. Сам С.Ф. Платонов активно помещал их в «Журнале министерства народного просвещения» и «Библиографе» [25; 26, с. 291-297]. В первом был раздел «Наша учебная литература», в котором печатались рецензии на школьные учебники и другую учебную и педагогическую литературу.

Ситуация с выбором учебников по истории в конце XIX - начале XX в. была довольно благополучной, о чем свидетельствуют переиздания, таких авторов, как Д.И. Иловайский, С.М. Соловьев, С.Е. Рождественский, К.В. Елпа-тьевский и др. Следует заметить, что эта проблематика стала предметом подробного анализа и изучения, о чем свидетельствуют диссертационные исследования [1, 17, 35]. К сожалению, мнение С.Ф. Платонова по этому вопросу редко приводится ввиду отсутствия сведений о подобного рода отзывах. Следовательно, актуальность их публикаций не вызывает сомнений, как и отзывов на ученические атласы по истории.

Знакомство с выходившими учебниками, хрестоматиями, атласами, учебными книгами по истории, составление на них рецензий и отзывов помогали С.Ф. Платонову выработать свои методические подходы к их составлению и содержанию. Результатом многолетней работы стал его либеральный «Учебник по русской истории», который сразу же признали лучшим, поэтому переиздавался он почти ежегодно [34, 14]. Его часто называют профессорским, он вышел в двух частях в 1909 г. и 1910 г. и переиздавался вплоть до 1924 г. В предисловии автор написал, что «учебное руководство сложилось на его уроках в старших классах Константиновской женской гимназии» [19].

А среди многих достоинств учебника исследователи выделяют и «наличие "прекрасно исполненных" исторических карт...» [27, с. 61]. Обратим внимание, что это написано на следующий год после смерти ученого в Самарской ссылке. Заметим, что до официальной реабилитации С.Ф. Платонов был отнесен А.Н. Хмелевым к либеральному методическому течению, «признававшему эволюционный путь развития истории» [36, с. 67].

Придавая большое значение обучению истории, в том числе средствами наглядности, С.Ф. Платонов признавал, «что наша ученическая литература не богата вообще атласами по Русской истории».

В.К. Кудряшов - выпускник Санкт-Петербургского университета 1911 г., слушавший лекции С.Ф. Платонова, затем коллега по университету

в 1920-е гг., известный специалист в области исторической географии, лауреат специальной премии за цитируемую книгу писал: «За ценное содействие и сочувствие моей работе выражаю глубокую признательность уважаемому академику С.Ф. Платонову, историко-географические изыскания которого являлись для меня лучшим образцом высокого исследовательского искусства» [12, с. 5].

Современные учителя истории в учебно-педагогической деятельности руководствуются методикой, которая предполагает конкретные требования к умению читать историческую карту. Известно, что основой развития комплексного умения пространственной локализации исторических фактов является умение свободно ориентироваться по карте. При этом она выступает историческим источником. Компетенция же работать с картой формируется длительное время с опорой на условные обозначения и легенду.

Краткие отзывы на атласы были подготовлены и зачитаны С.Ф. Платоновым на заседании УК. Их составителем был Александр Васильевич Добряков (1841-1908) - писатель, педагог [6]. Он происходил из семьи священника, в 1862 г. окончил историко-филологический факультет С-Петербургского университета. Начал учительскую деятельность в Ларинской гимназии, вскоре назначен учителем истории 3-й Петербургской гимназии. Затем перешел в столичную библиотеку в отдел рукописей, с 1868 г. стал правителем дел Учебного комитета Синода (учрежден 14 мая 1867 г. «для обсуждения подлежащих разрешению главного духовного управления вопросов по учебно-педагогической части и для наблюдения, посредством ревизии, за состоянием сей части в духовно-учебных заведениях») и позже включен в его состав. 7 лет преподавал историю в училище Правоведения - передовое учебное заведение своего времени. По своим убеждениям, по мнению исследователей, националист, был убежден, что через преподавание истории можно воспитывать любовь к отечеству. Много работал в архивах. Им составлены и другие атласы [7, 8].

На одном из заседаний УК С.Ф. Платонов, касаясь своей части, сказал о рассмотренных им изданиях: «1. Учебный атлас по древней истории с рисунками памятников искусства древних народов и с подробными историческими таблицами. Составил A.B. Добряков. Издание Картографического заведения А. Ильина. СПб. б/г. Ц. 1 р. 20 к. 2. Учебный атлас по средней и новой истории с рисунками памятников искусства и быта народов. Составил А. Добряков. Издание Картографического заведения А. Ильина. СПб. 1890 г. Ц. 1 р. 50 к.».

Первое из этих изданий занесено УК в Опыт[ный] Каталог ученических библиотек (изд. 1886 года) (№ 418) и в каталог 1899 г. (№ 709)1. Оно состоит таким в числе уже допущенных к употреблению пособий и потому не нуждается в новом рассмотрении по существу, тем более что в представленном ныне Комитету экземпляре незаметно никаких изменений и поправок, которые могли бы войти в последующие издания атласа. За этим трудом г. Добря-кова остается старая оценка.

Что касается до «Учебного ... [так в рукописи. - В.М.] истории», то он, сколько помнится, ни разу не был одобряем или допускаем Комитетом, хотя и был уже на рассмотрении Комитета в этом самом издании 10 лет тому назад (заседание 19 ноября 1880 г.). Теперь еще менее, чем 10 лет назад, возможно допустить в школу атлас с такими существенными недостатками, какие были отмечены тогда покойным В.Г. Вас[ильевским]2. В последние 10 лет

1 Средние школы получали сведения об официально разрешенных учебниках из Определений Ученого Комитета, печатаемых в Журнале министерства народного просвещения. Издание последующих каталогов учебных руководств относилось к 1883 г., 1886., 1890 г., 1899 г., 1903 г., 1908 г., 1912 г., 1913 г. Применительно к некоторым из них были составлены «Дополнения».

2 Васильевский Василий Григорьевич (1838-1899) - историк, основатель византиноведения в России.

появился более дешевый и исправный атлас бар. Торнау1 [29, 32], получили большее распространение иностранные дешевые атласы2 (Пуцгера3 и др.); словом, еще легче стало удовлетворить потребности наших школ в данных пособиях, чем прежде.

Т[аким] о[бразом], и за этим изданием г. Добрякова следует удержать старую (отрицательную) оценку». На этом отзыве стоит резолюция Министра: «Согласен. 12. 10. [1890]» [20, л. 1767].

Краткость отзыва не носит формального характера, так как для его написания потребовалась большая подготовительная работа, знакомство с новинками в данной сфере. Обращает внимание, что С.Ф. Платонов при составлении отзыва обращался к предыдущим, которые хранились в архиве УК, и протоколам заседаний, даже 10-летней давности4.

В архивных фондах УК имеется небольшой отзыв на второе издание атласа, составленного H.H. Торнау. О нем мало что известно, хотя в дореволюционное время он пользовался заслуженным уважением среди преподавателей школ разного уровня. И только недавно вышедшее исследование позволяет составить в должной мере представление о его жизненном и творческом пути [11, с. 394-410]. Автор на основе большого массива архивного материала реконструирует его работу по составлению атласов, участие в научных экспедициях и написании исследований. Изучая зарубежный опыт составления карт, H.H. Торнау изобрел свой способ, названный «сланцеванием». Интересны сведения о его жизни в советские годы, хотя так и не удалось выяснить год смерти известного географа и картографа.

Дело имеет заголовок «Платонов об издании: Учебный атлас по русской истории. Составил Барон H.H. Торнау. Второе издание. СПб. 1900. Ц. 1 р.». Текст отзыва небольшой: «Настоящее издание отличается от первого только окраской карт № 4 на XI таблице: в настоящем издании, отдельные земли отмечены каждая особою краской, тогда как в прежнем издании они все были окрашены в одинаковый цвет.

Я полагал бы справедливым удержать за атласом барона Торнау прежнюю степень одобрения, т. е. рекомендовать его второе издание как учебное пособие для всех вообще средних учебных заведений при прохождении курса русской истории». На тексте стоит резолюция Министра. «Согласен: 15. 10» [20, л. 1767, 1768].

Из текста видно, что атлас вышел вторым изданием, имеет отличия от первого, которые улучшили его качество. Известно, что этот атлас в 1915 г. вышел уже 14 изданием [30].

Глава советской исторической науки Н.М. Покровский, оценивая этот атлас, указывал на отсутствие в нем экономических карт, карт народных движений и с возмущением замечал, что «даже колонизацию Сибири атлас Торнау ухитрился изобразить в виде "походов казаков"» [12, с. 3].

Есть все основания считать С.Ф. Платонова автором опубликованной рецензии на исторический атлас по всеобщей истории H.H. Торнау [21] (в 2-х изданиях: с пояснениями и без таковых). Как известно много публикаций

Торнау Николай Николаевич (1848-1928?) - барон, географ, картограф, составитель учебных атласов конца XIX - начала XX вв. В 1873 г. окончил юридический факультет С-Петербургского университета.

2 Н.М. Покровский оценивал немецкий школьный атлас как «даже очень недурной для своего времени...» [12, с. 3]. Этот атлас упоминается и в современных изданиях. Говоря о событиях 1930-х гг. в Европе В.Г. Иоффе автор отмечает, что их лучше всего и «...легче проследить по изданиям в разное время немецкого атласа Пуцгера...» [9, с. 12, примеч. 1].

3Пуцгер Фридрих Вильгельм (1849-1913) - немецкий педагог и картограф.

4 По правилам 1865 г., редакция «ЖМНП» ежегодно печатала каталог всех учебных руководств и пособий, одобренных к употреблению в гимназиях и низших училищах. Каждый новый каталог должен был заключать в себе повторение прежнего и дополнялись новыми изданиями. Это облегчало работу рецензентов и педагогов.

такого жанра автор помещал в журналах, подписываясь, как установлено М.А. Мамонтовой «загадочнымиинициалами» [15,с.317]«Р.И.»,«И.Р.»,«С.П.», а порой и без подписи. Несмотря на ее отсутствие в ней просматриваются требования к атласам, сформулированные С.Ф. Платоновым, и прослеживаются явные параллели с его подобными отзывами. Отмечается, что с внешней стороны атлас выполнен «безупречно» [издание осуществлено в Германии. - В.М.]. В качестве пособий, которые выбраны «бесспорно удачно», использованы атласы Дройзена, Киперта, Замысловского, Пуцгера. «Достаточно полно и рельефно» показаны все «главнейшие территориальные изменения государств». Указана и «недорогая цена» издания. Атлас Торнау, в оценке рецензента, «стоит гораздо выше всех, изданных у нас доселе», так как «весьма удобный, дешевый и полезный» [21, с. 241].

Отзыв С.Ф. Платонова на атлас Н.Д. Малашкина (1841-1905) [31] - самый объемный из выявленных. Его составитель - преподаватель Рязанской прогимназии, известный педагог математики и географии, заинтересованный историк, предприниматель (владел типографией) родился в семье купца второй гильдии [28]. Окончил естественный факультет Московского университета. Незадолго до смерти основал собственное реальное училище. Таким образом, автор-составитель также был практиком с большим опытом педагогической деятельности.

Анализируя «Атлас», эксперт отметил, что он представляет собой 7 листов карт, охватывающие период российской истории с 862 до XIX в., без введения и «объяснительного текста». Платонову бросилось в глаза, что «внешняя сторона исполнена вполне удовлетворительно», хотя общий рисунок карты «довольно грубоват», а краски не всегда четкие, что даже «не воспринимаются глазом», а картой 3 (период 1328-1533 гг.) «при вечернем освещении пользоваться ... в буквальном смысле слова нет никакой возможности. А на второй карте (период 1015-1328 гг.) «10 земель изображены всего в 4-х красках». По мнению ученого, эти издержки были принесены ради дешевизны атласа - 35 коп.

Касаясь содержания карт, С.Ф. Платонов заключил, что автор «не всегда удачно следовал указаниям тех «новейших пособий», по каким он составлял свой атлас». Главным недостатком явилось отсутствие пояснений. Указаны и пробелы: отсутствие на первой карте Византии и ее столицы, не указаны ряд славянских племен, а другие не верно отождествлены с другими. На первой и второй картах не указаны значимые города. Третья карта, изображающая Литву и Московскую Русь до 1533 г., по содержанию «может считаться разработанной достаточно хорошо». Немало претензий предъявлено к четвертой карте «Государства Московского (1533-1682 гг.)», которая «гораздо менее удачна». Пятую карту (Русь - империя 1682-1861 гг.) «нельзя считать сколько-нибудь удовлетворительной». На седьмом листе помещены 4 карты.

В заключение автор рецензии приходит к выводу, что «... совершенно исключает возможность рекомендовать этот атлас в качестве учебного пособия в старших классах средних учебных заведений». И только два обстоятельства - что «ученическая литература небогата атласами по русской истории» и «его дешевизна» - позволяют «высказаться за допущение его в качестве учебного пособия в средних классах учебных заведений...».

Отзыв свидетельствует о выработке требований к учебным картам: прежде всего научность материала, четкость и красочность печати, необходимость полных и ясных пояснений, точная хронология, возможность комфортно работать ученику в разное время суток, цена.

Эти установки перекликаются с мнением современного педагога, ученого-историка, политолога, общественного деятеля Валерия Григорьевича Иофе, написавшего: «Для того, чтобы историк мог по-настоящему ориентироваться в исторических событиях, он четко и ясно должен представлять: где происходило это событие; каковы были природные и климатические условия данного государства; каковы были границы государств, какие насе-

ленные пункты были в данный период и где они были расположены, каково было внутреннее политико-административное деление и т. д.» [9, с. 3].

Заметим, что в отзыве дается не только оценка атласу. С.Ф. Платонов затрагивает ряд научных проблем, историография которых еще не совсем в то время была разработана, например, об отождествлении ильменских сло-вен и кривичей, о владениях Строгановых, походе Ермака. Указаны фактические ошибки, например, о времени названий городов Хлынов и Вятка, годах присоединения территорий к Российскому государству. Обращено внимание на ряд географических неточностей: места расселения ряда славянских племен, расположение волоков.

Эксперт лучшим из учебных атласов считал атлас Е.Е. Замысловско-го [33]. Яркий представитель петербургской исторической школы, известен не только своими научными трудами, но и как составитель атласа, вышедшего тремя изданиями (1865, 1869 и 1885 гг.) и бывшим известным даже в Европе. Его атлас имел указатель и объяснительный текст (например, для третьего издания он представлял собой книгу объемом в 255 с.) и был отмечен премией Петра Великого УК МНП и отзыва на Парижской всемирной выставке [5, с. 1003]. До революции 1917 г. этот атлас считался лучшим картографическим учебным пособием по русской истории. К тому же атлас был напечатан в Картографическом заведении А. Ильина.

Выводы. Таким образом, публикация отзывов С.Ф. Платонова на исторические атласы позволяет определить методические подходы к такому важному учебному пособию и позволит исследователям учебной литературы ссылаться на мнение авторитетного ученого. Кроме того, будет частично выполнен завет С.О. Шмидта. Составитель отзывов предстает строгим и требовательным экспертом, знавшим проблему изнутри, видевший недостатки, устранение которых должно было облегчить ученический труд.

Приложение

С.Ф. Платонов

Отчет об атласе Малашкина в Ученый комитет. 1890. 7-1У.

Учебный атлас по Русской истории, составленный по новейшим пособиям Н.Д. Малашкиным, преподавателем Рязанской прогимназии. Ц. 35 коп.

Учебный атлас по русской истории г. Малашкина заключает в себе всего 7 листов карт. Первая изображает «Русь с 862 до 1015 г.», вторая «Русь от 1015 г. до Ивана Калиты (1328)», третья «княжество Московское (от 1328 г. -до 1533 г.)» и «Литовское (от XIII до XV вв.)», четвертая «Государство Московское (от 1533 г. до 1682 г.)», пятая «Р[усь] - империя (от 1682 г. до 1801 г.», шестая «Россия в XIX столетии». И, наконец, на 7 листе находятся 4 дополнительные карты, содержание] к[ото]рых [будет] ук[азано] ниже.

При картах нет ни введения, никакого-то ни было объяснительного текста. Сами карты с их внешней стороны исполнены вполне удовлетворительно. Общий рисунок карты довольно грубоват, на некоторых картах неудачно сделано распределение краски, которая обозначает племена, земли (княжества) и области. Очень часто соседние географические территории окрашены или двумя оттенками одного и того же цвета или же двумя близкими друг другу цветами. На первой карте (862-1015) места заняты по окраске так неявственно различимы, что г. Малашкин счел необходимым Литву отделить от славян еще и красной пограничной чертой. На той же карте г. Малашкин окрасил славянские земли в зеленый цвет. Узкою зеленоватою же чертой обозначил «первоначальные поселения славян в финском Поволжье». Эта зеленоватая черта, идя по Волге, а затем по Оке упирается в Донские степи, окрашенные в желтый цвет, как и Хазарское царство. Разница этого и того цвета с зеленоватой чертой настолько ничтожна, что не воспринимается глазом и учащийся не сразу может догадаться кому - хазарам или новгородцам принадлежали поселения на Верхней Волге. Совершенно также и на 3 карте (1328-1533) находятся неудачные смешения оттенков зеленого и желтого цветов, которыми отмечены приоритеты московских князей в XIV в.

При вечернем освещении пользоваться этой картой, в буквальном смысле слова, нет никакой возможности. На второй карте «1015-1328» земли (княжества) обозначены каждая своим цветом, причем 10 земель изображены всего в 4-х красках. При таком условии цвета нескольких земель должны, конечно, совпадать и очень жаль, что у г. Малашкина совпадают цвета, соседствующих или близких одна к другой земель Киевской, Переяславской и Галицкой. Неудовлетворительную внешность разбираемого атласа до некоторой степени извиним ввиду его цены (35 коп.), что заставляет нас предполагать экономию в (издержках ради достижения дешевизны издания), но это соображение не может относиться к внутренней стороне труда г. Малашкина.

Малашкин не всегда удачно следовал указаниям тех «новейших пособий», по каким он составлял свой атлас. Отсутствие в атласе всяких пояснений, кроме объяснения находящихся на картах красок и цифр, не служит, конечно, к пользе дела. Чем более пояснена карта, тем большую пользу может она принести и тем легче она усваивается. Лучший из существующих у нас учебных атласов профессора Замысловского1 дает пространный объяснительный текст к каждой карте и г. Малашкин, не произведя собственных изыска-

1 Замысловский Е.Е. Учебный атлас по русской истории. 2-е изд. СПб., 1869. 16 с. Объяснения к атласу. СПб., 1887. 269 с. Известный советский картограф К.В. Кудряшов писал в 1927 г.: «Последнее научное издание атласа по русской истории, которое мы имеем в известном труде проф. Замысловского, вышло в печати 40 лет тому назад и давно уже устарело» [12, с. 5]. А Н.М. Покровский среди недостатков атласа выделял отсутствие экономических карт [12, с. 3].

ний, мог бы воспользоваться материалом, собранным у его ученого предшественника. Ист[орико]-геогр[афическим] материалом Е.Е. 3[амысловского] мог бы руководиться г. М[алашкин] и в частностях выполнения этой или другой карты, это позволило бы ему избежать некоторых недостатков его работы, к указанию которых я теперь обращаюсь. На первой карте (862-1915 гг.) среди литовских племен не находим Жмуди, а Ятвяги - народец неизвестного происхождения - отнесены без оговорок в число племен литовских (Учебник Д.И. Иловайского1 не делает таких пропусков и ошибок: он называет Жмудь и о происхождении Ятвигов говорит нерешительно).

Далее на первой карте не находим вовсе Византийской империи и Ца-реграда, на которою безусловно необходимо указать ученикам при изучении первых веков Русской истории. Имени Дунайских болгар на карте нет, не нанесены целиком и области или занятые на нижнем Дунае указаны только города их: Переяславец и Доростол, чем едва ли следует удовлетвориться. Из племен собственно славянских названы только те, которые есть в учебнике Д.И. Иловайского, и пропущены бужане и волыняне, связывавшие подне-провских славян с прикарпатскими, вместо же них, прежде времени, нанесена «червонная Русь (Галиция)». Словене новгородские или Ильменьские отождествлены с Кривичами, чего наука не позволяет еще утверждать категорично. В славянских поселениях в верхнем Поволжье и по реке Оке указаны Ростов и Муром и без основания пропущен Суздаль. Среди финских племен не указаны Водь (пропущенная и Д.И. Иловайским) и не совсем верно нанесено имя Меря: у г. Малышкина оно помещено у р. Сухонь в системе С. Двины, а между тем Сухона была крайней северной границей поселений Мери, жившей в области верхней Волги и левых притоков Оки, Клязьмы и Москвы. Некоторые замечания, сделанные о первой карте, можно повторить и относительно второй (1015-1328 г.). На ней, например, также нет Жмуди и нет Води, причем места Води занимают Чудь. Но вторая карта вообще гораздо удачнее первой. На ней, правда, есть кое-какие недочеты: не указана столица Миндовга2 Новгородоне (Новогрудок) хотя указана позднейшая Вильна; не указаны вовсе владения Тевтонского ордена; не указаны северные новгородские поселения Вологда, Тотьма, Устюг, тогда как указан еще сомнительный для этой эпохи Хлынов (Вятка)3. Но главное содержание карты - положение русских земель (княжеств) - изображено удивительно: автор вполне следовал атласу г. Замысловского. В обозначении границ княжеств в том виде, в котором они существовали в XI, XII и первой половине XIII века. Для этого времени вторая карта г. Малашкина и может считаться хорошей, но г. Ма-лашкину делает эту же карту пособием при изучении событий конца XIII и нач. XIV в. А при таком условии необходимо бы было кое-какие изменения: следовало бы, например, на этой карте изобразить первоначальное литовское княжество Миндовга; г. М[алашкин] изобразил его лишь на 3-ей карте, а на разбираемой второй нанес один только город Вильно, возникший по всем преданиям позже Миндовга. Далее, следовало бы на этой карте или вполне очертить границы первоначального московского княжества, или оставить рубежи Суздальской, Смоленской и Рязанской земель в том виде, к каком они были в XIII в., до образования княжеств Московского; автор же Можайск4 присоединил к Москве, а Рязанскую Коломну5 оставил за Рязанью, между

1 Сокращенное руководство ко всеобщей и русской истории: курс младшего возраста. 3-е изд. М.: Тип. Грачева и Ко, 1869. VIII, 368 с.

2 Миндовг (ок. 1195-1263) - основатель первой династии литовских князей, король Литвы с 1253 года.

3Год основания Вятки Н.М. Карамзин относит к 1174 г. (Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I-IV Калуга: Золотая аллея. 1993. С. 297).

4 1303 - присоединение к Московскому княжеству Можайска.

5 В 1301 г. Коломну захватил московский князь Даниил Алесандрович, успешно вмешавшийся в противоборство рязанских князей.

тем как оба города почти одновременно, во всяком случае, до 1328 г. перешли к московским князьям.

Не буду долго останавливаться на третьей карте, изображающую Литву и Московскую Русь до 1533 г. Неудовлетворительная окраска этой карты указана мною выше, по содержанию же своему эта карта может считаться разработанной достаточно хорошо. Однако и здесь можно указать некоторую неточность, например, город Хлынов назван Вяткою1, названия новгородских земель Заволочья и Двинской земли следовало бы переместить: За-волочье помещено слишком далеко от тех «волоков», от которых произошло это название; что же касается до Двинской земли, то этим именем назывался не только левый берег С. Двины, как это выходит по карте г. Малашкина.

Четвертая карта «Государства Московского (1533-1682) гораздо менее удачна, чем 2-е предыдущие: бедность ее номенклатуры бросается в глаза: нет, например, Нарвы, Яма - города, Чернигова, Воронежа, Черкасска, Уфы. И многих других городов, которые приходиться упоминать при преподавании; нет ни малейших указаний на владения Строгановых2, откуда вышел Ермак3 для покорения Сибири; не обозначены границы Литвы и Польши, знакомство с которыми необходимо при изучении Люблинской унии 1569 г.4. Рядом со всеми этими недочетами нельзя, однако, не отметить того обстоятельства, что автор постарался не пропустить на своей карте всех тех второстепенных географических пунктов, которые стали памятны битвами (как Клушино5, Калязин монастырь6) или же мирными переговорами (как Белая Церковь7, Столбов8 и др.).

Этого последнего замечания нельзя сделать относительно следующей пятой карты (Русь - империя. 1682-1861). При поразительной бедности общего ее содержания, не богата и специальными указаниями. Для того, чтобы характеризовать общую бедность номенклатуры, достаточно сказать, что на Север от Москвы карта указывает всего 6 населенных пунктов, кроме Петербурга с его окрестностями, а именно: Казань, Ярославль, Лодейное поле, Архангельск, Холмогоры и Пустозерск. Для того, чтобы характеризовать карты,

1 Начиная с 1374 года (первое упоминание о Вятке). С 1457 г. весь город стали именовать Хлыновом.

2 В общем владения всех Строгановых состояли: Орел-городок, Очерский острожек и Новое Усолье.

3 Ермак Тимофеевич (1532-1585) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Русского государства. Подробнее см., Солодкин Я.Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 2. Екатеринбург, 1999. С. 128-131.

4 Люблинская уния - государственный союз (уния) между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года.

5 Клушинская битва - сражение между польской и русско-шведской армиями 24 июня 1610 г. у села Клушино, расположенного на дороге из Москвы к Смоленску.

6 Троицкий Макарьев монастырь - православный монастырь в Калязине (затопленный при создании Угличского водохранилища). В 1609 г. под его стенами на протяжении нескольких месяцев формировал свою армию против войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов знаменитый полководец Михаил Скопин-Шуйский. Здесь же в ходе Калязинской битвы он отразил нападение гетмана Яна Сапеги, прежде чем отправиться в освободительный поход к Троице-Сергиеву монастырю и Москве.

7 18 (28) сентября 1651 г. здесь было заключено соглашение между польской шляхтой правительством и гетманом Богданом Хмельницким, которая получила название - Бе-лоцерковский договор.

8 Столбовский мир между Россией и Швецией (заключён 17 (27) февраля 1617 в деревне Столбово, близ Тихвина). Швеция возвратила России Новгород, Старую Руссу и др. Территория с гг. Корела (Кексгольм), Копорье, Орешек, Ям, Ивангород отошла к Швеции. Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721.

укажем, что на ней нет Эрестфера1, Гуммельсгофа2, Дерпта, Батурина, Хоти-на, Праги. Кроме того, из городов и мест, присоединенных по трем разделам Польши, автор назвал только Могилев, Бар, Балту, Умань, Торговицу3, Мита-ву и ошибочно Мемель и пропустил все другие4. Далее, автор ничем не отметил приобретений, сделанных императрицей Екатериной от Польши, и приобретений, сделанных ею от Турции5. Смотря на карту г. Малашкина, можно подумать, что по второму разделу Польши Россия попрала в частности с Варом и Уманью, Очаков и Кинбурн. Ввиду всего сказанного, пятую карту в атласе г. Малашкина нельзя считать сколько-нибудь удовлетворительною.

На 2-х последних листах атласа нет нужды останавливаться. Шестая карта изображает поход Наполеона I на Россию и приобретения России в XIX в. - то и другое в самых главных чертах, в самых общих контурах. Седьмой лист атласа заключает в себе 4 карты: 1) Балканского полуострова с его нынешним политическим устройством; 2) Кавказа; 3) Сибири и 4) Среднеазиатских владений. Все 4 карты не содержат никаких собственно исторических указаний и, будучи, очень бедны именами, знакомят только с границами государства и области.

Итак, при мало удовлетворительной внешности атлас г. Малашкина страдает и некоторыми внутренними недостатками. Ошибки и неточности, допущенные автором, а равно и общая неполнота его труда, особенно в картах, относящихся к позднейшим эпохам, совершенно исключает возможность рекомендовать этот атлас в качестве учебного пособия в старших классах средних учебных заведений. Принимая же во внимание, что наша ученическая литература не богата вообще атласами по Русской истории и что атлас г. Малышкина большой его дешевизне не представляет каких-либо серьезных неудобств для обращения в школах, я решился бы высказаться за допущение его в качестве учебного пособия в средних классах учебных заведений при первоначальном прохождении Русской истории. 7 апреля 1890 г.

ОРРНБ. Ф. 585. Оп.1. 4.1. Д. 1370. Л. 1-13.

1 Эрестфер - деревня, находящаяся в 7 милях от Дерпта, у которой 29 декабря 1701 года (9 января 1702 года) состоялось сражение между русской и шведской армиями, первая крупная победа русских над шведами в ходе Северной войны.

2 Сражение при Гуммельсгофе - сражение, состоявшееся между русской и шведской армиями 18 (29) июля 1702 г. у местечка Гуммельсгоф (Гумолова мыза) на реке Эм-бах, в ходе Северной войны. Вторая крупная победа русских над шведами после битвы у Эрестфера.

3Тарговица - в эпоху Речи Посполитой местечко Волынского воеводства, Луцкого повета.

4 Например, Витебска, Полоцка, Мстиславля, Динабург, Пинск, Збруч, Немиров, Гродно и др.

5 В результате 2-х русско-турецких войн 1768-1774 (Кючук-Кайнарджийский мирный договор), 1787-1791 (Ясский мир).

Литература

1. Бабич И.В. Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX -начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук. М., 1989. 162 с.

2. Бухерт В.Г. К истории приобретения архива С.Ф. Платонова (Из переписки

B.Д. Бонч-Бруевича) // Памяти академика Сергея Федоровича Платонова: исследования и материалы. СПб.: Любавич, 2011. С. 228-231.

3. Васенко П., Кубалов Б. Систематический курс русской истории. Составлено применительно к программе, утвержденной МНП 13 июля 1913 г. Иркутск, 1914. Стр. 11 + 169 // ЖМНП. 1914. № 6. С. 247-251.

4. Васенко П. Проф. М. Богословский. Учебник русской истории. Курс IV класса гимназий. М„ 1914. Стр. 109+2//ЖМНП. 1914. № 11. С. 120-121.

5. Глинский Б.Б. Е.Е. Замысловский // Исторический вестник. 1896. № 6.

C. 1000-1005.

6. Добряков A.B. Учебный атлас по древней истории. СПб.: Тип. А. Бенке; изд. А. Ильина. Б/г.

7. Добряков A.B. Учебный атлас по древней истории. С подробными историческими таблицами. СПб.: Издание картографического заведения А. Ильина, 1874. 10 с.

8. Добряков A.B. Учебный атлас по русской истории для средних и низших учебных заведений: С приложением родословной и хронологической таблиц. СПб.: Издание картографического заведения А. Ильина. 1874. 10 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Иофе В.Г Историческая география (Курс лекций). Ташкент, 2001. 33 с.

10. Карта епархий православной церкви Европейской России. СПб.: Картографическое заведение А. Ильина в Санкт-Петербурге, б. г.

11. Красникова O.A. Барон H.H. Торнау (1848-1928?) и его работы в области географии и картографии // Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект. СПб.: МАЭ РАН, 2011. Вып. 6. С. 394-410.

12.Кудряшов К.В. Русский исторический атлас. М.-Л.: Государственное издательство, 1928. 30 с.

13. Мамонтова М.А. С.Ф. Платонов: поиск модели исторического исследования: дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2002. 224 с.

14. Мамонтова М.А. «Профессорские учебники» как форма передачи исторического знания (на примере творчества С.Ф. Платонова) // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого / под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2003. С. 143-160.

15. Мамонтова М.А. С.Ф. Платонов как рецензент // Памяти академика Сергея Федоровича Платонова: исследования и материалы. СПб.: Любавич, 2011. С. 314-325.

16. Митрофанов В.В. «...несколько страшно: не будет ли это лаять на слона?»: или почему не опубликована рецензия С.Ф. Платонова на книгу И.Е. Забелина (вступ. ст. публик., коммент.) // Вестник Сургутского педагогического университета. 2017. № 4 (49). С. 9-28.

17. Орловский А.Я. Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX - начале XX в. (опыт создания и методического построения): дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 198 с.

18. Отдел Рукописей Российской Национальной Библиотеки. Ф. 585.

19. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. Курс систематический. Часть I (до Петра Великого). СПб.: тип. М.А. Александрова, 1909. 268 с.

20. Российский государственный исторический архив. Ф. 734. Оп. 3. Д. 91. Л. 1767, 1768.

21. Рец.: Учебный исторический атлас: Составил барон H.H. Торнау // ЖМНП. 1894. № 1. С. 240-241. б. п.

22. Рождественский C.B. Учебник русской истории. (Систематический курс). Составил К.А. Иванов, директор Нарвской гимназии. СПб. 1906. Стр. 5+468+IV // ЖМНП. 1906. №6. С. 203-208.

23. Рождественский C.B. С.Ф. Платонов. Учебник русской истории. Курс систематический. Часть I (до Петра Великого). СПб. 1909. Стр. VIII+260 // ЖМНП. 1909. № 11. С. 105-107.

24. Рождественский C.B. В.Е. Романовский. Руководство по русской истории (для старших классов средней школы и для самообразования). Ч. I. Стр.

ХХ+413. Ч. II. Стр. 470. М. 1911. Книгоиздат-во К.И. Тихомирова//ЖМНП. 1911. № 8. С. 193-195.

25. Романов Б. Список трудов С.Ф. Платонова // Сборник статей по русской истории, посвященный С.Ф. Платонову. Пб., 1922. С. VII-XI.

26. Список ранее не учтенных трудов С.Ф. Платонова (до 2010 г.) // Митрофанов В.В С.Ф. Платонов и научно-краеведческие общества, архивные комиссии России. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. С. 291-297.

27. Стражев А.И. Учебник истории царской России // Борьба классов. 1934. № 5-6. С. 60-62.

28. Тайны Газетного переулка // otherreferats.allbest.ru/... копия.

29.Торнау H.H. Учебный исторический атлас: 72 карты по всеобщей истории. СПб, 1893. 16 с.

30. Учебный атлас по русской истории. Составил барон H.H. Торнау. 14-е изд. Птг., 1915.

31. Учебный атлас по русской истории. Составлен Н.Д. Малашкиным. Рязань: Типо-литография Н.Д. Малашкина. 1892. 10 с.

32. Учебный исторический атлас [Карты]: 77 карт по всеобщей истории. Составил барон H.H. Торнау. 4-е изд., перепеч. без перемен с 3-го изд. СПб.: Типография Р. Голике, 1902. Ч. 3: Новая история. 1902. 12 с.

33. Учебный атлас по русской истории. Составлен и издан под ред. проф. Е. За-мысловского. 3-е изд. СПб.: Издание Картографического заведения А. Ильина, 1887. 22 карты на 18 листах.

34. Фукс А.Н. Отражение концепции отечественной истории в школьном учебнике С.Ф. Платонова // Вопросы отечественной и всеобщей истории в трудах русских историков XIX - н. XX в. / отв. ред. В.И. Чесноков. Воронеж, 1983. С. 34-44.

35. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. - 1930-е гг.): дис. ... д-ра ист. наук. М., 2011. 442 с.

36. Хмелев А.Н. Передовые методисты начала XX века о преподавании истории // Преподавание истории в школе. 1959. № 5. С. 67-74.

37. Шмидт С.О. Историк С.Ф. Платонов - ученый и педагог. (К 150-летию со дня рождения). М., 2010. 147 с.

38. Putzgers F.W. Historischer Schul-Atlas zur alten, mittleren und neuen geschich-te [Cartographic material]: in 234 Haupt- und Nebenkarten / bearb. u. hrsg. von Alfred Baldamus u. Ernst Schwabe. 27., mit der verm. u. verb. 25. im wesentlichen übereinstimmende Aufl. Bielefeld; Leipzig: Velhagen & Klasing, 1903. 1 атл. (XVI е.).

References

1. Babich I.V SHkol'nye uchebniki po russkoi istorii v Rossii v konce XIX -nachale XX v. Abstract of dissertation Ph.D. the story sciences. M.: Publ., 1989. 162 p. (in Russian).

2. Buhert VG. K istorii priobretenija arhiva S.F. Platonova (Iz perepiski VD. Bonch-Bruevicha) [To the history of the acquisition of the archive of S.F. Platonov (From the correspondence of VD. Bonch-Bruevich)]. Pamjati akademika Sergeja Fedorovicha Platonova: issledovanija i materialy. St. Petersburg: Publ. Lyubav-ich, 2011, pp. 228-231 (in Russian).

3. Vasenko P. Kubalov B. Sistematicheskii kurs russkoi istorii. Sostavleno primenitel'no k programme, utverzhdennoi MNP 13iyulja 1913 g. Irkutsk, 1914. Str. 11+169. Zhurnal Ministerstva Narodnogo prosveshhenija [Ministry of Education Magazine]. 1914, № 6, pp. 247-251 (in Russian).

4. Vasenko P. Prof. M. Bogoslovskii. Uchebnik russkoi istorii. Kurs IVklassa gimna-zii. Moscow Publ. 1914. Str. 109+2 nen. [Prof. M. Theological. The textbook of Russian history. Course IV class gymnasiums. M., 1914. Page 109+2 nen] Zhurnal Ministerstva Narodnogo prosveshhenija [Ministry of Education Magazine]. 1914, № 11, pp. 120-121 (in Russian).

5. Glinskij B.B. E.E. Zamyslovskij [E.E. Zamyslovsky] Istoricheskij vestnik [Historical Bulletin.]. 1896, № 6, pp. 1000-1005 (in Russian).

6. Dobrjakov A. V Uchebnyi atlas po drevnei istorii [Training atlas on ancient history.]. St. Petersburg: Publ. Tip. A. Benke; izd. A. H'ina. B/g. (in Russian).

7. Dobrjakov A.V Uchebnyi atlas po drevnei istorii. S podrobnymi istoricheskimi tablicami [Training atlas on ancient history. With detailed historical tables.]. St. Petersburg: Publ. Izdanie kartograficheskogo zavedenija A. Il'ina, 1874. 10 p. (in Russian).

8. Dobrjakov A.V Uchebnyi atlas po russkoi istorii dlja srednih i nizshih uchebnyh zavedenii: S prilozheniem rodoslovnoi i hronologicheskoi tablic. [Educational atlas on Russian history for secondary and lower educational institutions: With the application of a pedigree and chronological tables.] St. Petersburg; Publ. Izdanie kartograficheskogo zavedenija A. H'ina. 1874. 10 p. (in Russian).

9. Iofe VG Istoricheskaja geografija (Kurs lekcii) [Historical Geography (Lecture Course)]. Tashkent, 2001. 33 p. (in Russian).

10. Karta eparhii pravoslavnoi cerkvi Evropeiskoi Rossii [Map of the dioceses of the Orthodox Church of European Russia.]. St. Petersburg: Publ. Kartograficheskoe zavedenie A. H'ina v Sankt-Peterburge, b. g. (in Russian).

11. Krasnikova O.A. Baron N.N. Tornau (1848-1928?) i ego raboty v oblasti geografii i kartografii. [Baron N.N. Tornau (1848-1928?) And his work in the field of geography and cartography]. Nemcy v Sankt-Peterburge. Biograficheskii aspekt. [The Germans in St. Petersburg. Biographical aspect.] St. Petersburg; Publ. MAYe RAN, 2011. Vol. 6, pp. 394-410 (in Russian).

12. Kudrjashov K.V Russkii istoricheskii atlas [Russian historical atlas.]. Moscow; St. Petersburg; Publ. Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1928. 30 p. (in Russian).

13. Mamontova M.A. S.F. Platonov: a search for a model of historical research. Abstract of dissertation Ph.D. the story sciences. Omsk, 2002. 224 p. (in Russian).

14. Mamontova M.A. «Professorskie uchebniki» kak forma peredachi istorichesk-ogo znanija (na primere tvorchestva S.F. Platonova) ["Professorial textbooks" as a form of transfer of historical knowledge (on the example of creativity of S.F. Platonov)] Mezhdisciplinarnye podhody k izucheniyu proshlogo / pod red. L.P. Repinoi. M.: Publ. IVI RAN, 2003, pp. 143-160 (in Russian).

15. Mamontova M.A. S.F. Platonov kak recenzent [S.F. Platonov as a reviewer]. Pamjati akademika Sergeja Fedorovicha Platonova: issledovanija i materialy [In memory of Academician Sergei Fedorovich Platonov: research and materials.]. M.: Publ. Lyubavich, 2011, pp. 314-325 (in Russian).

16. Mitrofanov V.V. «...neskol'ko strashno: ne budet li yeto lajat' na slona?»: ili po-chemu ne opublikovana recenzija S.F. Platonova na knigu I.E. Zabelina (vstup. st. publik., komment.) ["...a little scary: will this not bark at the elephant?": Or why the review of S.F. Platonov on the book of I.E. Zabelina (intro. Public, commentary)] Vestnik Surgutskogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Surgut Pedagogical University]. 2017, № 4 (49), pp. 9-28 (in Russian).

17. Orlovskii A.Ja. SHkol'nye uchebniki po russkoi istorii v Rossii v konce XIX -nachale XX v. (opyt sozdanija i metodicheskogo postroenija): dis ... kand. ped. nauk. [School books on Russian history in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries (experience of creation and methodological construction): dis. ... cand. ped sciences.] M.: Publ., 2003. 198 p. (in Russian).

18. Otdel Rukopisej Rossijskoj Nacional'noj Biblioteki. F. 585. [Manuscripts Department of the Russian National Library. F. 585] (in Russian).

19. Platonov S.F. Uchebnik russkoi istorii. Kurs sistematicheskii. CHast' I (do Pe-tra Velikogo) [The textbook of Russian history. The course is systematic. Part I (before Peter the Great)]. St. Petersburg: Publ. tip. M.A. Aleksandrova, 1909. 268 p. (in Russian).

20. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arhiv. [The Russian State Historical Archive]. Fond 734. Inv. 3. Case 91 (in Russian).

21. Rec.: Uchebnyi istoricheskii atlas: Sostavil baron N.N. Tornau [Rec.: Educational historical atlas: Compiled by Baron N.N. Tornau] Zhurnal Ministerstva Narodnogo prosveshhenija [Ministry of Education Magazine]. 1894, № 1, pp. 240-241. b. p. (in Russian).

22. Rozhdestvenskii S.V V.E. Romanovskii. Rukovodstvo po russkoi istorii (dlja starshih klassov srednei shkoly i dlja samoobrazovanija). CH. I. Str. HH+413. CH. II. Str. 470. M. 1911. Knigoizdat-vo K.I. Tihomirova [The textbook of Russian history. (Systematic course). Compiled by K.A. Ivanov, director of the Narva Gymnasium. SPb. 1906. Page 5+468+IV] Zhurnal Ministerstva Narodnogo prosveshhenija [Ministry of Education Magazine]. 1911, № 8, pp. 193-195 (in Russian).

23. Rozhdestvenskii S.V. Uchebnik russkoi istorii. (Sistematicheskii kurs). Sostavil K.A. Ivanoy, direktor Narvskoi gimnazii. SPb. 1906. Str. 5+468+IV// Zhurnal Ministerstva Narodnogo prosveshhenija [Ministry of Education Magazine]. 1906, № 6, pp. 203-208 (in Russian).

24. Rozhdestvenskii S.V. S.F. Platonov. Uchebnik russkoi istorii. Kurs sistematicheskii. CHasf I (do Petra Velikogo). Sllb. 1909. Str. VIII+260 [S.F. Platonov. The textbook of Russian history. The course is systematic. Part I (before Peter the Great). Cllb. 1909. Page VIII+260] Zhurnal Ministerstva Narodnogo prosveshhenija [Ministry of Education Magazine]. 1909, № 11, pp. 105-107 (in Russian).

25. Romanov B. Spisok trudov S.F. Platonova [List of S.F. Platonov]. Sbornik statei po russkoi istorii, posvjashennyi S.F. Platonovu], [A collection of articles on Russian history dedicated to S.F. Platonov]. Petrograd: Publ., 1922, pp. VII-XI (in Russian).

26. Spisok ranee ne uchtennyh trudov S.F. Platonova (do 2010 g.) [List of previously unaccounted works of S.F. Platonov (until 2010)]. Mitrofanov V.V S.F. Platonov i nauchno-kraevedcheskie obshestva, arhivnye komissii Rossii [Mitrofanov V.V S.F. Platonov and local history societies, archival commissions of Russia.]. CHeljabinsk: Publ. Izdatel'skij centrJuUrGU. 2011, pp. 291-297 (in Russian).

27. Strazhev A.I. Uchebnik istorii carskoi Rossii [Textbook of the History of Tsarist Russia] Bofba klassov [Fighting classes]. 1934. № 5-6, pp. 60-62 (in Russian).

28. Tainy Gazetnogo pereulka [Secrets of the Newspaper Lane] Available at: other-referats.allbest.ru/... kopija (Accessed) (in Russian).

29. Tornau N.N. Uchebnyi istoricheskii atlas: 72 karty po vseobshei istorii [Educational historical atlas: 72 maps of general history.]. St. Petersburg: Publ., 1893. 16 p. (in Russian).

30. Uchebnyi atlas po russkoi istorii. Sostavil baron N.N. Tornau [Educational atlas on Russian history. Compiled by Baron N.N. Tornau]. 14-e izd. Petrograd: Publ., 1915 (in Russian).

31. Uchebnyi atlas po russkoi istorii. Sostavlen N.D. Malashkinym [Educational atlas on Russian history. Compiled by N.D. Malashkin]. Rjazan': Tipo-litografija N.D. Malashkina. 1892. 10 p. (in Russian).

32. Uchebnyi istoricheskii atlas [Karty]: 77 kart po vseobshei istorii sost. baron N.N. Tornau [Educational Historical Atlas [Maps]: 77 maps of world history / comp. Baron N.N. Thornau.]. 4-e izd., perepech. bez peremen s 3-go izd. St. Petersburg: Publ. Tipografija R. Golike, 1902. CH. 3: Novaja istorija. 1902. 12 p. (in Russian).

33. Uchebnyj atlas po russkoj istorii. Sostavlen i izdan pod red. prof. E. Zamyslovsk-ogo [Educational atlas on Russian history. Compiled and published under the editorship of prof. E. Zamyslovsky]. 3-e izd. SPb.: Izdanie Kartograficheskogo zavedenija A. H'ina, 1887. 22 karty na 18 listah (in Russian).

34. Fuks A.N. Otrazhenie koncepcii otechestvennoi istorii v shkol'nom uchebnike S.F. Platonova [Reflection of the concept of national history in the school textbook S.F. Platonov]. Voprosy otechestvennoi i vseobshei istorii v trudah russkih istorikov XIX - n. XX v. [Questions of domestic and world history in the works of Russian historians of the XlXth century. XX century] / otv. red. VI. Chesnokov. Voronezh, 1983, pp. 34-44 (in Russian).

35. Fuks A.N. Shkol'nye uchebniki po otechestvennoi istorii kak istoriograficheskii fenomen (konec XVII v. - 1930-e gg.): dis. ... dokt. ist. nauk [School books on domestic history as a historiographic phenomenon (late 17th century - 1930s)]: Doctor's (Pedagogical Science). M.: Publ., 2011. 442 p. (in Russian).

36. Hmelev A.N. Peredovye metodisty nachala XX veka o prepodavanii istorii [Advanced methodologists of the early twentieth century on the teaching of history]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school.]. 1959, № 5, pp. 67-74 (in Russian).

37. Shmidt S.O. Istorik S.F. Platonov - uchenyi i pedagog. (K 150-letiyu so dnja rozhdenija) [Historian S.F. Platonov - scientist and teacher (On the 150th anniversary of his birth).]. M.: Publ., 2010. 147 p. (in Russian).

38. Putzgers F.W. Historischer Schul-Atlas zur alten, mittleren und neuen geschich-te [Cartographic material]: in 234 Haupt- und Nebenkarten / bearb. u. hrsg. von Alfred Baldamus u. Ernst Schwabe. 27., mit der verm. u. verb. 25. im wesentlichen übereinstimmende Aufl. Bielefeld; Leipzig: Velhagen & Klasing, 1903. 1 atl. (XVI s.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.