Научная статья на тему 'Русская философов проза 1820-зо-х годов как «Вакуум» государственного образовательного стандарта по литературе'

Русская философов проза 1820-зо-х годов как «Вакуум» государственного образовательного стандарта по литературе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марунов А. В.

The article touches upon the problem of the Russian literature individuality, and one of its essential parts Russian philosophical prose of the first half of the 19th century in particular. It discloses the peculiarities of the Russian philosophical thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская философов проза 1820-зо-х годов как «Вакуум» государственного образовательного стандарта по литературе»

5. Михед П.В. Романы В.Т. Нарежного и Украина // Нарежный В.Т. Бурсак, малороссийская повесть; Два Ивана, или Страсть к тяжбам; Гаркуша, малороссийский разбойник: Романы / Вст. ст. и примеч. П.В. Михеда. Киев, 1988.

6. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1955.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

8. Петрунина Н.Н. Проза второй половины 1820-30-х гг. // История русской литературы: В 4 т. Т. 2. Л., 1981.

9. См.: Багалий Д. Характеристика просветительской деятельности Харьковского университета в первое десятилетие его существова-

ния // Русская школа. 1892. Ч. 9.

10. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 7. М., 1953-1959.

11. Берег. 1880. № 268.

12. Институт рукописи Центральной научной библиотеки Украины. Фонд I. № 3014.

13. Манн Ю.В. «Сквозь видимый миру смех...». Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835 гг. М., 1994.

14. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. Т. 1. М., 2001.

А. В. Марунов

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА 1820-30-Х ГОДОВ КАК «ВАКУУМ» ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Кузбасская государственная педагогическая академия

Развитие мировой литературы представляет целостный процесс, закономерности которого взаимосвязаны с закономерностями развития общества и культуры. В силу исторической неоднородности разных стран и народов развитие литературы обладает существенной неоднородностью, и потому одной из важнейших задач современного отечественного литературоведения является определение специфических черт той или иной национальной школы в рамках мирового историко-литературного процесса. Для России эта проблема имеет большое значение в связи с тем, что ее историческое и культурное развитие не укладывается в традиционные схемы и образцы.

Понимание специфики и значения русской литературы в рамках мирового историко-литературного процесса в значительной степени связано с пониманием серьезных различий между формами западного и русского философствования.

Отличительной чертой отечественной литературы является специфика самого стиля философствования. Если в зарубежной литературе, начиная с XVII в., господствовал чисто рациональный, «научный» метод изложения, то в русской историко-литературной традиции рационалистический стиль никогда не был основным. Более того, многие писатели решительно отвергали его как ложную форму философского познания, не позволяющую дойти до сути главных проблем бытия. В русском менталитете образное, художественное, интуитивное отношение к миру обладало

явным преимуществом перед абстрактнообразным его освоением, поэтому и в литературе первой четверти XIX в. ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям.

Все это позволяет объяснить интерес к такому феномену в истории отечественной литературы как русская философская проза 1820-30-х гг., представленная именами любомудров - В.Ф. Одоевского, Д.В. Веневитинова и др. Именно их усилиями была заложена стилевая и содержательная основа, определившая своеобразие русской философской прозы, фундаментом которой стало глубинное родство отечественной философии и литературы.

Рассмотрение становления и развития русской философской прозы в контексте отечественного историко-литературного процесса является своевременным и актуальным, так как позволяет, на наш взгляд, обогатить представление о процессе формирования русского реализма, о его философском потенциале, дает возможность полнее выявить специфику отечественной литературы, восстановить непреходящие ценности русской культуры, попранные и наспех переиначенные в «деструктивный период» нашей истории, реабилитировать и наполнить их истинным содержанием. К сожалению, в имеющихся учебниках и учебных пособиях по истории русской литературы первой четверти XIX в. этот этап развития

А.В. Марунов. Русская философская проза 1820-1830-х годов как «вакуум».

отечественной литературы не получил должного освещения.

В настоящей статье хотелось бы остановиться на проблеме самобытности русской литературы, в частности ее непременной составной части - русской философской прозы первой четверти XIX в.

Русская литература этого периода и русская литература в целом развивались под философским знаком, что в большой степени определяло особенности общекультурного развития этой эпохи. Философия захватывает все стороны русской жизни, активно вторгается в литературу, науку, искусство, педагогику. Присутствие философской мысли в научном трактате, статье, учебнике, прозаическом литературном произведении было заявкой на общекультурную доброкачественность и актуальность.

Общественное сознание передовой русской интеллигенции после подавления движения декабристов обнаружило стремление уйти в область философских исканий, интеллектуализироваться, откликаться на все прогрессивные тенденции в науке. В.Г. Белинский в статье о М.Ю. Лермонтове называл XIX в. веком рефлексии, считая, что безверие людей, охлаждение их к жизни - это результат «переходного состояния духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем» [1, с. 253].

В критике и эстетике возрастает интерес к проблеме мечты, идеала. Идеал эпохи носит всеобщий характер и, обладая интенсивностью и яркостью художественного образа, способствует проникновению во внутренний мир человека, стремясь зафиксировать утрату гармонии в окружающем мире.

В русской культурной традиции второй половины 1820-х и до начала 1840-х гг. существовал широкий круг литераторов, активно стремившихся к разработке философски содержательных форм, отчасти напоминающих художественные. По мысли В. Кожинова, «русская эстетическая мысль развивала традиции немецкой классической эстетики, воплотившейся прежде всего в трактатах Канта, Гегеля, Шеллинга, и теоретических размышлений Гёте и Шиллера» [2, с. 191]. Речь идет, конечно, не о простом продолжении, но о творческом развитии, которое включает в себя и существенную полемику, и диалектическое отрицание традиции на русской почве.

Следует заметить, что «философизация» русской культуры в целом и литературы в частности не была абсолютно новым явлением в период после 1825 г., и этому есть свое объяснение.

С. Шевырёв, стоявший на эстетических позициях, характерных для кружка любомудров, в статье «О критике вообще и у нас в России» отмечал своеобразие русской национальной художественной мысли: «Там в Западной Европе творцы поэты открывают начало литературы: здесь критик есть первый ее начинатель. Там является Поэзия без сознания, по вдохновению... здесь совершенно обратно, здесь Критика в начале, Поэзия за нею...» [3, с. 493]. После 1825 г. философское течение в русской литературе обретает новое качество, становится более социально и теоретически осознанным, приобретает своих выразителей.

Огромная роль в становлении русской философской прозы, наряду с поэзией и эстетикой, принадлежит группе литераторов, членам Московского кружка любомудров, в особенности

В.Ф. Одоевскому и Д.В. Веневитинову. Перед русской прозой встала задача освоить немецкую философию и на этом фундаменте создать качественно новый тип прозы, что привело «к перестройке не только ряда категорий эстетики» [3, с. 5], но и ее форм, стремящихся к логически связной системе опосредованных выводов, заключенных в основном в художественных образах.

Речь идет не о том, чтобы сблизить сферы философии и литературы, перелить в прозу философское содержание, освоить «философский» стиль мышления, хотя и это имело место, но о том, чтобы закрепить за философией ведущее место, создать прозу, в которой все организуется рационально выраженной и сформулированной идеей, а не способом образного мышления писателя.

Творчество любомудров и В.Ф. Одоевского еще в 1820-е гг. представляет собой первый на русской литературной почве опыт создания философской прозы. Е.А. Баратынский в середине января 1826 г. писал А. С. Пушкину: «Надо тебе сказать, что московская молодежь помешана на трансцендентальной философии» [4, с. 292]. Немецкое любомудрие возбуждало если и не общее сочувствие, то, по крайней мере, любопытство у молодого поколения, которое обратилось к первоисточнику и читало немецкую эстетику на языке оригинала. Немецкая философская терминология широко распространилась в России: не было книги, журнальной статьи, где не было бы заметно ее влияние. «Но удивительно, - замечал И.В. Киреевский, - что когда мы вникаем несколько внимательнее в это всеобщее распространение философских знаний, то увидим, что настоящий источник его находится не в изучении философских писателей, не в усвоении тех или других систем, но, так сказать, в том воздухе, которым мы дышим» [5, с. 133].

После разгрома декабристов передовая русская мысль начинает испытывать давление и опеку со стороны реакционной государственной машины. Ища выхода из тупика, дворянская интеллигенция не стремилась к чистому отвлеченному знанию, как это было в Германии, а, побуждаемая стремлением выжить в обстановке реакции, приходила к социальной философии действия через гегельянские и шеллингианские философские системы. Может показаться, что в этот период русская интеллигенция жила только теоретическими интересами. Но это не совсем так. Мятущееся сознание искало точку опоры для миропонимания и, найдя ее в немецкой философии, устремилось к разрешению первоочередных проблем русской духовной жизни.

Вопрос о будущности русского народа в ряду других наций мира, с особой остротой поставленный с позиций философии истории П.Я. Чаадаевым, а также борьба за свободу личности - таковы главные проблемы русской общественной жизни после 1825 г. Вот как оценивал политическую обстановку этой эпохи А.И. Герцен: «Первые десять лет после 1825 г. были страшны не только от открытого гонения всякой мысли, но от полнейшей пустоты, обличившейся в обществе; оно пало, оно было сбито с толку и запугано. Лучшие люди разглядели, что прежние пути развития вряд ли возможны, новых не знали. Серое осеннее небо тяжело и безотрадно заволокло душу» [6, с. 288].

Поиск новых идеалов, обращение к проблемам развития внутренней духовной жизни личности, стремление выработать новое миросозерцание, осознать новые цели общественной жизни -таковы основные проблемы русской культуры конца 1820-30-х гг. Это была эпоха напряженных философских и нравственных поисков. Эстетический идеализм и натурфилософия Шеллинга больше всего отвечали этим настроениям. Русская культура выбрала путь самопознания личности и проникновения в сущность природы, дающий возможность индивиду спроецировать эти духовно-философские искания на практическую деятельность. «Самопознание, - писал Д.В. Веневитинов, - вот идея, одна только могущая одушевить вселенную, вот цель и венец человека...» [7, с. 458].

Эпоха «общественного недуга», как ее называл В.Г. Белинский, сказалась в творчестве писателей-любомудров с огромной силой. Оно вобрало в себя горечь и тревогу людей, переживших крушение декабристских идеалов, поставивших лично для себя и для государства вопрос о праве на насилие. В их творчестве прозвучали мотивы

страдания и тревоги за человечество. Трагические условия русской действительности тех лет естественно и неотвратимо вызвали в прозе и поэзии 1830-х гг. настроения душевной скорби, безысходной тоски, жажду углубленного самоанализа, рефлексию. Творчество любомудров включалось в общекультурный контекст философских поисков, способствующих пробуждению общественного самосознания.

Постепенно наступает время, когда рефлексия превращается в более логизированное явление, приобретает философский характер, поэтому и литература переживает своеобразную эволюцию, интеллектуализируется и осваивает не просто философскую терминологию, но философский способ мышления, проникает в ткань художественного образа. Идея не только не заслоняет собой живой образ, но часто содействует его возникновению. Философское мышление, проникшее в художественный образ, устанавливает между эстетическим субъектом и объектом новые связи и соотношения. Именно в области философии, эстетики и литературы осуществляются в русской культуре поиски возможностей целостного проявления личности. Так, И.В. Киреевский в «Обозрении русской словесности за 1831 год» замечал: «Между тем как в других государствах дела государственные, поглощая все умы, служат главным мерилом их просвещения, у нас неусыпные попечения прозорливого Правительства избавляют частных людей от необходимости заниматься политикой, и, таким образом, единственным указателем нашего умственного развития остается литература. Вот почему в России следовать за ходом словесности необходимо не только для литераторов, но и для каждого гражданина, желающего иметь какие-нибудь понятия о нравственном состоянии своего отечества» [5, с. 41].

В эстетике и в литературе личность стремится найти гармонию, единство разума, воли и действительности. «Поэзия и философия - вот душа сущего», - восклицал Н.В. Станкевич [8, с. 197]. Теоретическая мысль, сколь бы могущественной она ни казалась, никогда не играла в эту эпоху самоценную роль. Философией увлекались, ее изучали, видели в этой науке ключ ко всем тайнам бытия. Но вот характерное признание Н.В. Станкевича в письме к Я.М. Неверову: «Философию я не считаю моим призванием; она, может быть, ступень, через которую я перейду к другим занятиям...» [8, с. 158-159]. Далее он замечал: «Деятельность... вот одно прибежище мне!» [8,

с. 170]. Подобные же мысли высказывали в разное время Д.В. Веневитинов и В.Ф. Одоевский, их постоянно мучила неполнота самоосуществле-

О.Б. Кафанова. Жорж Санд и начало разрушения патриархального сознания.

ния. Философия была для них «вратами в мир действительный», была «горнилом», через которое можно было «провести... статью за статьей прежнего кодекса» (А.И. Герцен). Таково типичное понимание роли и значения философской мысли для общественного и художественного развития России 1830-х гг.

Развитие философии мыслилось лишь в том направлении, которое открывало пути к решению трудных и сложных проблем современного общественного бытия. «Живя среди абстракций и варварства, - вспоминал это время Н.И. Сазонов, - мыслящее меньшинство русской молодежи, воодушевленное любовью к родине и свободе, с неутомимым рвением искало выхода, который примирил бы ее с народом» [9, с. 196]. Именно в русской эстетической мысли, основанной на немецкой философии, начало возрождаться свободолюбие.

Таким образом, процесс формирования русской

философской прозы неразрывно связан с ведущей тенденцией общественной мысли 1830-х гг. к выявлению философии личности и истории, с внедрением проповеднического и публицистического начала в литературу. Общий процесс поиска смысла бытия, универсальных идей, атмосфера бурных кружковых споров вокруг наследия немецкой философии - все это способствовало внедрению философии в искусство.

Процесс рождения и утверждения оригинальной русской прозы был неразрывно связан с поиском «общих начал» бытия, с циклизацией малых форм и жанров, с освоением дидактикориторических форм высказывания. Эти два процесса тесно переплетались в эпоху жгучих дискуссий о нравах и обязанностях личности. Философская проза в этом смысле стала формой времени и художественной лабораторией общественно-философских поисков.

Литература

1. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 13 т. Т. 4. М., 1954.

2. Кожинов В.В. Немецкая классическая эстетика и русская литература // Традиция в истории культуры. М., 1974.

3. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969.

4. Баратынский Е.А. Стихотворения, поэмы, проза, письма. М., 1951.

5. Киреевский И.В. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1953.

6. Герцен А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 9. М., 1956.

7. Веневитинов Д.В. Избранное. М., 1956.

8. Станкевич Н.В. Переписка // Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П.В. Анненковым. М., 1857.

9. Литературное наследство. Т. 41-42. М., 1941.

О.Б. Кафанова

ЖОРЖ САНД И НАЧАЛО РАЗРУШЕНИЯ ПАТРИАРХАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Томский государственный университет

Под патриархатным сознанием в настоящее время понимается сознание, соответствующее культуре, в которой ответственность полов внутри публичного и приватного пространства дифференцирована и разделена: женщина в большей мере отвечает за семью, дом, воспитание детей; мужчина доминирует во властных структурах, суде, на руководящих постах в экономике, производстве и т.д. На протяжении многовековой истории развития человечества «всеобщее оказалось на полюсе мужчин», а «частное, особенное и малозначимое - на полюсе Женин» [1, с. 165]. Своего рода асимметрия в организации общества, в

том числе европейского и российского, безусловно, существует и в наше время. Поэтому можно говорить о сохранении черт патриархатного сознания и в современной России [2].

Что касается второй трети XIX в., когда началось проникновение в русскую литературу романов Жорж Санд, то в это время общественное сознание страны репрезентировало крайности патриархатного мышления. Женщина была абсолютно выключена из публичных сфер бытия. Все политические, законодательные, церковные, образовательные учреждения отражали «мужскую» точку зрения, которая идентифицировалась с об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.