Научная статья на тему 'Русская философская проза как форма времени 1820-1830-х гг'

Русская философская проза как форма времени 1820-1830-х гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
516
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЛИТЕРАТУРА / РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОСОЗНАНИЕ ЭПОХИ / PHILOSOPHY / LITERATURE / RUSSIAN PHILOSOPHICAL PROSE / WAY OF THINKING / REFLECTION / SELF-CONSCIOUSNESS OF THE EPOCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марунов А. В.

В статье рассмотрена стилевая и содержательная основа русской философской прозы 1820-1830-х гг. Показано влияние отечественной философии на становление и развитие русской философской прозы первой четверти XIX в. Выявлены пути становления и развития русской философской прозы, неразрывно связанные с ведущей тенденцией общественной мысли 1830-х гг., с поиском «общих начал» бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian philosophical prose as time form of the 1820-1830s

In this article style and meaningful sides of the Russian philosophical prose of the 1820-1830 are considered. The influence of the Russian philosophy on the process of formation and development of the Russian philosophical prose of the beginning of the 19th century is shown. Formation and development stages of the Russian philosophical prose connected with the main tendency of the social opinion in the search of the common source of the objective reality in the 1830s are investigated.

Текст научной работы на тему «Русская философская проза как форма времени 1820-1830-х гг»

УДК 1(091)

А. В. Марунов

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА КАК ФОРМА ВРЕМЕНИ 1820-1830-х гг.

Многие произведения русской литературы прошлого и современности характеризуются сегодня как философские. Неточное употребление этого термина серьезно затрудняет изучение философской прозы, возникающей и существующей на границе философского познания и собственно художественного творчества. Разгадку философской прозы как гибридного образования следует искать как в специфике собственно искусства, так и в самой философии.

В данной статье мы попытаемся выявить влияние отечественной философии на становление и развитие русской философской прозы 1820-1830-х гг. Для России эта проблема имеет большое значение, т. к. ее историческое и культурное развитие не укладывается в традиционные схемы и образцы. Понимание специфики и значения русской философии в рамках мирового философского процесса в значительной степени связано с пониманием серьезных различий между формами западного и русского философствования.

Отличительной чертой отечественной философии является специфика самого стиля философствования. Если в западной философии, начиная с XVII в., господствовал сугубо рациональный, «научный» метод изложения, то в русской философской традиции рационалистический стиль никогда не был основным. Более того, многие мыслители решительно отвергали его как ложную форму философского познания, не позволяющую дойти до сути главных проблем бытия. В русском духовном характере образное, художественное, интуитивное отношение к миру обладало явным преимуществом перед абстрактно-образным его освоением, поэтому и в философии ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям [5. С. 5].

Все это позволяет объяснить интерес к такому феномену в истории отечественной философии, как русская философская проза 1820-1830-х гг., представленная именами любомудров В. Ф. Одоевского, Н. В. Станкевича, Д. В. Веневитинова и др. Именно их усилиями была заложена стилевая и содержательная основа, определившая своеобразие русской философской традиции, фундаментом которой стало глубинное родство отечественной философии и литературы.

Русская литература первой четверти XIX в. и русская литература в целом развивалась под знаком философии, что в значительной степени определяло особенности

© А. В. Марунов, 2009

общекультурного развития этой эпохи. Философия захватывает все стороны русской жизни, активно вторгается в литературу, науку, искусство, педагогику. Присутствие философской мысли в научном трактате, в статье, в учебнике, в прозаическом литературном произведении было заявкой на общекультурную доброкачественность и актуальность.

Общественное сознание передовой русской интеллигенции после подавления движения декабристов обнаружило стремление уйти в область философских исканий, интел-лектуализироваться, откликаться на все прогрессивные тенденции в науке. В. Г. Белинский в статье о М. Ю. Лермонтове XIX век называл веком рефлексии, считая, что безверие людей, охлаждение их к жизни—это результат «переходного состояния духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем» [2. С. 253].

В критике и эстетике возрастает интерес к проблеме мечты, идеала. Идеал эпохи носит всеобщий характер и, обладая интенсивностью и яркостью художественного образа, способствует проникновению во внутренний мир человека, стремясь зафиксировать утрату гармонии в окружающем мире.

В русской культурной традиции второй половины 1820-х гг. и до начала 1840-х гг. существовал широкий круг литераторов, способных к философскому постижению действительности. По мысли В. Кожинова, «русская эстетическая мысль развивала традиции немецкой классической эстетики, воплотившейся прежде всего в трактатах Канта, Гегеля, Шеллинга, и теоретических размышлений Гете и Шиллера» [7. С. 191]. Речь идет, конечно, не о простом продолжении, но о творческом развитии, которое включает в себя и существенную полемику, и диалектическое отрицание традиции на русской почве.

Следует заметить, что «философизация» русской культуры в целом и литературы в частности не была абсолютно новым явлением в период после 1825 г., и этому есть свое объяснение. С. Шевырев, стоявший на эстетических позициях, характерных для кружка любомудров, в статье «О критике вообще и у нас в России» писал о своеобразии русской национальной художественной мысли: «Там в Западной Европе творцы поэты открывают начало литературы: здесь критик есть первый ее начинатель. Там является Поэзия без сознания, по вдохновению... здесь совершенно обратно, здесь Критика в начале, Поэзия за нею...» [11. С. 493]. После 1825 г. философское течение в русской литературе обретает новое качество, становится более социально и теоретически осознанным, приобретает своих выразителей.

Огромная роль в становлении русской философской прозы, наряду с поэзией и эстетикой, принадлежит группе литераторов, объединившихся в т. н. московский кружок любомудров. Творчество участников этого кружка, в частности В. Ф. Одоевского, в 20-е гг. XIX в. представляет собой первый на русской литературной почве опыт создания философской прозы. Е. А. Баратынский в середине января 1826 г. писал А. С. Пушкину: «Надо тебе сказать, что московская молодежь помешана на трансцендентальной философии» [1. С. 292].

Перед русской прозой встала задача освоить немецкую философию и на этом фундаменте создать качественно новый тип прозы, что привело «к перестройке не только ряда категорий эстетики» [8. С. 5], но и ее форм, стремящихся к логически связной системе опосредованных выводов, заключенных в основном в художественных образах.

Речь шла не о том, чтобы сблизить сферы философии и литературы, перелить в прозу философское содержание, освоить «философский» стиль мышления, хотя и это имело место, но о том, чтобы закрепить за философией ведущее место, создать прозу,

в которой все организуется рационально выраженной и сформулированной идеей, а не способом образного мышления писателя.

Немецкое любомудрие возбуждало если и не общее сочувствие, то, по крайней мере, любопытство у молодого поколения, которое обратилось к первоисточнику и читало немецкую эстетику на языке оригинала. Немецкая философская терминология широко распространилась в России: не было книги, журнальной статьи, где не заметно было бы ее влияние. «Но удивительно,—замечал И. В. Киреевский,—что когда мы вникаем несколько внимательнее в это всеобщее распространение философских знаний, то увидим, что настоящий источник его находится не в изучении философских писателей, не в усвоении тех или других систем, но, так сказать, в том воздухе, которым мы дышим» [6. С. 42].

После разгрома декабристов передовая русская мысль начинает испытывать давление и опеку реакционной государственной машины. Ища выхода из тупика, дворянская интеллигенция не стремится к чистому отвлеченному знанию, как это было в Германии, а, побуждаемая стремлением выжить в обстановке реакции, приходит к социальной философии действия через гегельянские и шеллингианские философские системы. В этот период может показаться, что русская интеллигенция жила только теоретическими интересами. Но это не совсем так. Мятущееся сознание стремилось найти точку опоры для миропонимания и, найдя ее в немецкой философии, устремилось к разрешению первоочередных проблем русской духовной жизни.

Вопрос о будущности русского народа в ряду других наций мира, с особой остротой поставленный с позиций философии истории П. Я. Чаадаевым, а также борьба за свободу личности—таковы главные проблемы русской общественной жизни после 1825 г. Вот как оценивал А. И. Герцен политическую обстановку этой эпохи: «Первые десять лет после 1825 г. были страшны не только от открытого гонения всякой мысли, но от полнейшей пустоты, обличившейся в обществе; оно пало, оно было сбито с толку и запугано. Лучшие люди разглядели, что прежние пути развития вряд ли возможны, новых не знали. Серое осеннее небо тяжело и безотрадно заволокло душу» [4. С. 288].

Поиск новых идеалов, обращение к проблемам развития внутренней духовной жизни личности, стремление выработать новое миросозерцание, осознать новые цели общественной жизни—таковы основные проблемы русской культуры конца 1820-1830-х гг. Это была эпоха напряженных философских и нравственных поисков. Эстетический идеализм и натурфилософия Шеллинга больше всего отвечали этим настроениям. Русская культура выбрала путь самопознания личности и проникновения в сущность природы, дающий возможность индивиду спроецировать эти духовно-философские искания на практическую деятельность. «Самопознание,—писал Д. В. Веневитинов,—вот идея, одна только могущая одушевить вселенную, вот цель и венец человека...» [3. С. 182].

Эпоха «общественного недуга», как ее называл В. Г. Белинский, отразилась в творчестве писателей-любомудров с огромной силой. Оно вобрало в себя горечь и тревогу людей, переживших крушение декабристских идеалов, поставивших лично для себя и для государства вопрос о праве на насилие. В их творчестве прозвучали мотивы страдания и тревоги за человечество. Трагические условия русской действительности тех лет естественно и неотвратимо вызвали в прозе и поэзии 1830-х гг. настроения душевной скорби, безысходной тоски, жажду углубленного самоанализа, рефлексию. Творчество любомудров включалось в общекультурный контекст философских поисков, способствующих пробуждению общественного самосознания. Постепенно наступает время, когда рефлексия превращается в более логизированное явление, приобретает философский

характер, поэтому и литература переживает своеобразную эволюцию, интеллектуализи-руется и осваивает не просто философскую терминологию, но философский способ мышления, который проникает в ткань художественного образа. Идея не только не заслоняет собой живой образ, но часто содействует его возникновению. Философское мышление, проникшее в художественный образ, устанавливает между эстетическим субъектом и объектом новые связи и соотношения. Именно в области философии, эстетики и литературы осуществляются в русской культуре поиски возможностей целостного проявления личности. Так, И. В. Киреевский в «Обозрении русской словесности за 1831 год» замечал: «Между тем как в других государствах дела государственные, поглощая все умы, служат главным мерилом их просвещения, у нас неусыпные попечения прозорливого Правительства избавляют частных людей от необходимости заниматься политикой, и таким образом, единственным указателем нашего умственного развития остается литература. Вот почему в России следовать за ходом словесности необходимо не только для литераторов, но и для каждого гражданина, желающего иметь какие-нибудь понятия о нравственном состоянии своего отечества» [6. С. 133].

В эстетике и литературе личность стремится найти гармонию, единство разума, воли и действительности. «Поэзия и философия—вот душа сущего»,—восклицал Н. В. Станкевич [10. С. 197]. Теоретическая мысль, сколь бы могущественной она ни казалась, никогда не играла в эту эпоху самоценную роль. Философией увлекались, ее изучали, видели в этой науке ключ ко всем тайнам бытия. Но вот характерное признание Н. В. Станкевича в письме к Я. М. Неверову: «Философию я не считаю моим призванием; она, может быть, ступень, через которую я перейду к другим занятиям...» [10. С. 158-159]. Далее он замечал: «Деятельность... вот одно прибежище мне!» [10. С. 170] Подобные же мысли высказывали в разное время Д. В. Веневитинов и В. Ф. Одоевский, их постоянно мучила неполнота самоосуществления. Философия была для них «вратами в мир действительный», была «горнилом», через которое можно было «провести... статью за статьей прежнего кодекса» (Герцен). Таково типичное понимание роли и значения философской мысли для общественного и художественного развития России 1830-х гг.

Развитие философии мыслилось лишь в том направлении, которое открывало пути к решению сложных проблем современного общественного бытия. «Живя среди абстракций и варварства,— вспоминал это время Н. И. Сазонов,— мыслящее меньшинство русской молодежи, воодушевленное любовью к родине и свободе, с неутомимым рвением искало выхода, который примирил бы ее с народом» [9. С. 196]. Именно в русской эстетической мысли, основанной на немецкой философии, начало возрождаться свободолюбие.

Таким образом, процесс формирования русской философской прозы неразрывно связан с ведущей тенденцией общественной мысли 1830-х гг. к выявлению философии личности и истории, с внедрением проповеднического и публицистического начала в литературу. Общий процесс поиска смысла бытия, универсальных идей, атмосфера бурных кружковых споров вокруг наследия немецкой философии — все это способствовало внедрению философии в искусство.

Процесс рождения и утверждения оригинальной русской прозы неразрывно связан с поиском «общих начал» бытия, циклизацией малых форм и жанров, освоением дидактикориторических форм высказывания. Эти два процесса тесно переплетались в эпоху жгучих дискуссий о правах и обязанностях личности. Философская проза в этом смысле стала формой времени и художественной лабораторией общественно-философских поисков.

1. Баратынский Е. А. Стихотворения, поэмы, проза, письма. М., 1951.

2. Белинский В. Г. Собр. соч.: в 9 т. М., 1981. Т. 4.

3. ВеневитиновД.В. Избранное. М., 1956.

4. ГерценА.И. Собр. соч.: в 30 т. М., 1956. Т. 9.

5. ЕвлампиевИ. И. История русской философии. М., 2002.

6. Киреевский И. В. Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 2.

7. Кожинов В. В. Немецкая классическая эстетика и русская литература // Традиция в истории культуры. М., 1974.

8. Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М., 1969.

9. СазоновН.И. Философия и общественная жизнь в России // Литературное наследство. М., 1941. Т. 41.

10. Станкевич Н. В. Переписка // Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М., 1857.

11. Шевырев С. Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов // Московский наблюдатель. 1835. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.