Научная статья на тему 'Russian mordva: the problems of national-cultural self-identification and development in XXI century'

Russian mordva: the problems of national-cultural self-identification and development in XXI century Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭТНОСЫ РОССИИ / МОРДВА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / СЪЕЗД НАРОДА / NATIONAL-CULTURAL SELF-IDENTIFICATION / RUSSIAN ETHNOSES / MORDVA / NATIONAL CULTURAL AUTONOMITY / MEETING OF THE NATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Kirdyshov Vasily Filippovich

The majority of Russian peoples are widespread in the country. In such conditions only the national-cultural autonomity (NCA) can keep and develop the language, culture and traditions of ethnoses. Problems of assimilation, national-cultural self-identification, pecularites of organization and activity of NCA are observed in the article in accordance with the Russian mordva, servinq as an example

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Russian mordva: the problems of national-cultural self-identification and development in XXI century»

УДК 39(=511.152)

ББК Т3(2Рос.Мор)6

В. Ф. Кирдяшов МОРДВА РОССИИ: проблемы национально-культурного самоопределения и развития в XXI веке

Ключевые слова: национально-культурное самоопределение, этносы России, мордва, национально-культурная автономия, съезд народа.

Большинство народов России рассеяны по всей стране. В этих условиях обеспечить территориальное единство государства, сохранять и развивать язык, культуру и традиции этносов способна национально-культурная автономия (НКА). Проблемы ассимиляции, национально-культурного самоопределения, особенности организации и деятельности НКА рассматриваются в статье на примере мордвы России.

V. F. Kirdyashov RUSSIAN MORDVA: the problems of national-cultural self-identification and development in XXI century

Key-words: national-cultural self-identification, Russian ethnoses, mordva, national cultural autonomity, meeting of the nation.

The majority of Russian peoples are widespread in the country. In such conditions only the national-cultural autonomity (NCA) can keep and develop the language, culture and traditions of ethnoses. Problems of assimilation, national-cultural self-identification, pecularites of organization and activity of NCA are observed in the article in accordance with the Russian mordva, servinq as an example.

С 1970-х гг. начинается резкое сокращение мордовского населения во всех субъектах РФ; уменьшается количество тех, кто изучает родной язык, владеет им и свободно разговаривает на нем. Ассимиляционные процессы охватили не только диаспорные группы, но и мордовское население в Республике Мордовия. О причинах этих явлений было написано немало.

На наш взгляд, ныне одна из актуальных не до конца решенных проблем - это национально-культурное самоопределение всей мордвы, где бы она ни проживала. Трудность в ее реализации заключается в том, что мордва проживает практически во всех без исключения регионах страны. Эта разбросанность не позволяет продуктивно работать даже в пределах региона.

По данным переписи населения 2002 г. более 1 тыс. мордвы зафиксировано в 49 регионах страны, а в 15 регионах доля мокшан и эрзян составляет 87 %. В Мордовии в 2002 г. проживало 283 861 из 843 350 чел. По-прежнему на 2-м месте Самарская область - 86 000. Практически во всех районах области проживает мордва.

В Пензенской области, третьей по количеству мокшан и эрзян, проживали 70 739 чел. В Оренбургской области - 52 458 чел. Довольно многочисленны диаспоры в Нижегородской, Рязанской областях, в Башкирии, Татарии, Чувашии и других регионах. Надеемся, что результаты переписи населения 2010 г. несколько улучшат количественные показатели в большинстве перечисленных регионов.

Отметим при этом, что в пределах практически всех субъектов РФ мордва рассеяна почти во всех районах.

Такая ситуация наблюдается во всех субъектах РФ, где проживает мордва, и она не способствует нормальной работе.

Поскольку все этносы России территориально разобщены, национальный суверенитет, государственность в любой форме не смогли обеспечить права частей своего народа, рассеянного не только по регионам страны, но и внутри них. Поэтому вполне резонно возникает вопрос: кто будет представлять интересы всего народа, например мордвы, абсолютное большинство которой проживает за пределами Республики Мордовия? При всем желании РМ не в состоянии всесторонне помогать мокшанам и эрзянам Самары, Пензы, Оренбурга и т. д. в подготовке кадров национальной интеллигенции, в издании учебников, методических пособий и др. (хотя посильная работа в этой области делается).

Что же можно сделать, чтобы пространственно разобщенные этносы (национальные меньшинства) могли двигаться вперед, общаться между собой, пользоваться международным опытом защиты своих прав, сохранить свой язык, культурные ценности, прогрессивные традиции и т. д.? Ответ на эти и другие вопросы, связанные с этносами, их настоящим и будущим, может дать национально-культурное самоопределение, высшей формой которого является национально-культурная автономия (НКА). Эта форма самоопределения универсальна, ибо позволяет удовлетворять одновременно интересы личности, этноса (или его части) и государства, не нарушая при этом территориальной целостности государства и не препятствуя интеграционным процессам, например формированию гражданской нации.

Мы не можем согласиться с позицией тех, кто и в XXI в. ратуют за территориальное самоопределение эрзян, как это сделал профессор А. Шаронов на так называемом III Конгрессе эрзянского народа, состоявшемся в июне 2009 г. в г. Лукоянов Нижегородской области, о создании территориальной автономии эрзян. За его предложение проголосовали 14 из 29 делегатов конгресса. Автор, наверное, забыл, что эта проблема обсуждалась на страницах республиканской печати в середине 90-х гг. XX в. Абсолютное большинство высказавшихся, в том числе автор этих строк, не поддержали эту идею, приводя серьезные аргументы против создания двух автономий: мокшанской на территориях западных районов и эрзянской - на востоке РМ. Почти 15 лет никто не поднимал этот вопрос. Для чего Шаронову понадобилась реанимация этой идеи? Ответ прост: использовать последний шанс, чтобы напомнить о себе как о «защитнике» интересов эрзян. Но абсолютное большинство эрзян и тогда, и сейчас не поддержат эту неконструктивную идею. Эрзяне прекрасно осведомлены, где проживают соотечественники: во всех субъектах нашего многонационального

государства. Так где же тогда автор предлагает создать территориальную автономию? Если даже предположить абсурдное решение создать территориальную автономию, то сколько эрзян войдут в нее? Кого эта автономия будет представлять, если 90 % эрзян не

с» и л Т/* и с»

смогут войти туда из-за территориальной рассеянности? Какой райцентр станет столицей этой автономии? Перечень подобных вопросов можно продолжить.

На наш взгляд, принятые в 1996 г. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации и Федеральный закон «О национально-культурной автономии» сыграли положительную роль в качественном изменении национальной политики нашего государства, которая отставала от требований времени и плелась в хвосте событий в стране. Время и события в стране показали, что национальная политика должна строиться таким образом, чтобы сохранить полиэтническую и поликультурную мозаичность страны и каждого региона. Время показало и то, что не все пункты этих поистине бесценных документов заработали. Не случайно в закон были внесены изменения и дополнения. Это объективно.

Согласно Федеральному закону «О национально-культурной автономии» в РФ предусматривается организация трех уровней деятельности НКА: 1) местные

(городские, районные, поселковые, сельские); 2) региональные (действующие на уровне субъектов РФ) и 3) федеральные. За 14 лет в результате действия ФЗ «О национальнокультурной автономии» создано 955 национально-культурных автономий, в том числе 18 федеральных, 240 региональных и 698 местных, в организации которых участвовали российские граждане 51 этнической общности в 77 субъектах РФ. Прямо скажем, что только 51 этнос смог создать НКА, из них действительно активных насчитывается еще меньше. Отметим также, что нечеткая структура, непонятная субординация НКА привели к тому, что за последние годы 210 НКА (42 региональных и 168 местных) прекратили существование и были исключены из госреестра. Они представляли 40 этносов страны [1, с. 123].

По нашему мнению, НКА как форма самоопределения территориально разделенных народов должна предусматривать более четкую, ясную и выполнимую структуру и иерархию вертикали (кто кому подчиняется, кто за что отвечает). Представим ситуацию, что 70 % мордвы, проживающей за пределами республики Мордовия, создадут НКА на местном, региональном и федеральном уровнях. Например, в Самарской области будет 37 НКА, в Пензенской - 32, в Оренбургской - 47, в Ульяновской - 12, в Башкортостане - 29, в Татарстане - 26, в Нижегородской области - 13, в Московской области - 40, и так можно продолжить. Это будут сотни, а то и тысячи НКА только мордвы, а этносов в России более 160.

Мы считаем, что уровней должно быть три, но иного качественного содержания. Первичный уровень этнокультурного самоопределения - это национально-культурные ассоциации, движения, землячества, клубы и др., которые должны создаваться в городах, районах, поселках и селах, в местах компактного проживания части этноса. То есть территориально эта форма самоопределения находится внутри каждого региона.

Следующий уровень - региональный, охватывающий субъект РФ, где, собственно и образуется национально-культурная автономия этноса по волеизъявлению субъектов первичного звена. Такая НКА должна быть одна для этноса, проживающего на территории данного субъекта, а согласно закону, например, мордва Оренбургской области может создавать более 40 НКА. Такой порядок должен быть во всех регионах страны.

И, наконец, третий уровень национально-культурного самоопределения этноса -это съезд народа (этноса), регулярно проводимый в столицах национальнотерриториальных образований. Для мордвы, например, это Саранск - столица Республики Мордовия, татар - Казань, чувашей - Чебоксары и т. д.

Представляется, что подобная система национально-культурного

самоопределения народа может выражать интересы всего этноса независимо от места проживания диаспор.

Кстати, реальная практика реализации Концепции государственной

национальной политики РФ и Федерального закона «О национально-культурной автономии» показывает, что столица РМ Саранск стал «столицей», центром проведения мероприятий, касающихся этнокультурного развития всей мордвы России, а во многих субъектах созданы или этнокультурные центры, или НКА. Таким образом, практика внесла определенные коррективы.

В Саранске уже проведено пять Всероссийских съездов мордовского (мокша и эрзя) народа. В столице Мордовии заседает исполком межрегионального Совета общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, избираемый делегатами съездов на четыре года и исполняющий решения съездов народа.

Таким образом, федеральный уровень национально-культурного

самоопределения народа - это съезды народа, а между съездами - исполкомы. Столицы республик (других субъектов) фактически стали центрами федерального значения. В связи с этим полагаем, что пора официально определить их официальный статус и наделить определенными полномочиями (правами и обязанностями), вытекающими из федерального законодательства и положений документов международного права.

Именно федеральный центр мог бы помочь при соответствующем финансировании из федерального бюджета и бюджетов субъектов, на территориях которых созданы ассоциации, землячества, этнокультурные центры и НКА, определять приоритеты в развитии этноса, в подготовке кадров национальной интеллигенции (учителей родного языка и литературы, истории, журналистов, работников сферы культуры и т. д.), помочь в выпуске учебной, учебно-методической и иной литературы согласно заявкам региональных НКА.

Разумеется, потребуется вносить коррективы в формирование бюджетов регионов, где бы наличествовала статья на нужды национально-культурных учреждений и организаций, НКА. Финансирование здесь не какая-то привилегия, а одно из средств, обеспечивающих функционирование НКА как формы решения государственных задач в области защиты культурной самобытности, удовлетворения этнокультурных потребностей каждой национальности сообразно действительным размерам этих потребностей, и должно обеспечиваться из общегосударственных средств пропорциональной частью бюджета.

Таким образом, национально-культурное самоопределение всех трех уровней, о которых мы вели речь, обусловлено особым положением, в котором оказались большинство этносов страны, а именно ситуацией национального меньшинства. Такая часть народа не в состоянии иметь возможности в реализации этнокультурных прав. Именно такие ситуации порождают потребность в создании экстерриториальных НКА, которые помогают гражданам успешно решать вопросы сохранения языка, культуры, традиций народа.

Мордовский народ практически создал все уровни национально-культурного самоопределения. Первичный уровень ныне насчитывает десятки этнокультурных ассоциаций, центров, землячеств. Особым авторитетом обладают такие объединения в Пензенской, Оренбургской, Самарской, Нижегородской областях, Башкортостане, Татарстане, Чувашии, в Москве и области и других субъектах РФ.

Второй уровень - это функционирование НКА мордвы в пяти субъектах Федерации.

Третий уровень, как отмечалось, - это съезды мордовского народа. Именно они дают живительный импульс для дальнейшего этнокультурного развития нашего этноса.

Во всех ли субъектах РФ, где значительна диаспора мордовского народа, созданы национально-культурные объединения? Обратимся к статистическим данным. В книге Ю. И. Ерофеева «Национально-культурные автономии: статистика и комментарий» отмечается, что в Центральном федеральном округе на 1 января 2010 г. функционируют 192 НКА. Одна из них - мордовская. В родном Приволжском федеральном округе действует 150 НКА, четыре из них мордовские. В Сибирском федеральном округе функционирует 126 НКА. Мордовских нет. В Северо-Западном федеральном округе работает 115 НКА, мордовских среди них нет. В Южном федеральном округе действует 90 НКА, мордовских тоже нет. В Уральском федеральном

округе функционируют 74 НКА, и здесь мордовские отсутствуют. И, наконец, в Дальневосточном федеральном округе создано 26 НКА, но тоже без мордовских [1, с. 17-36].

О чем свидетельствует статистика? О том, что работа в этом направлении практически приостановлена. Всего пять НКА, прямо скажем, не густо, ведь статус НКА намного выше, чем у национальных ассоциаций, движений, клубов и т. д. Автор этих строк выступал как на

4-м, так и на 5-м съездах мордовского народа с предложением начать активную работу по созданию НКА мордвы в первую очередь в 15 субъектах РФ, где значительна мордовская диаспора, а на пять съезде говорил о возможности создания НКА мордвы в 49 субъектах России, в которых число мордвы превышает одну тысячу. Но ни Межрегиональный совет, ни теперь Министерство по национальной политике не считают создание и функционирование НКА приоритетной задачей этих государственной и общественной организаций. Хотелось бы, чтобы в структуре министерства и в составе исполкома Межрегионального совета работали отделы по организации и управлению НКА мордвы по всей стране. Именно через эти отделы республика могла бы вести работу с диаспорой постоянно, а не от мероприятия до мероприятия.

Другая важная проблема - это создание и функционирование в Республике Мордовия НКА всех крупных этносов, проживающих у нас. По количеству НКА наша республика плетется в хвосте: их у нас две - это НКА татар и украинцев, а ведь на территории Мордовии проживают десятки народов. Е. И. Ерофеев по этому поводу пишет: «Любопытен закон Республики Мордовия (1.12.2004), который, декларируя всяческую господдержку национально-культурным автономиям, на самом деле не создал климата для количественного роста данного вида общественных объединений на собственной территории, а в основном сосредоточил внимание на работе с мордовскими НКА в других субъектах РФ. В итоге на сегодняшний день здесь образовано всего две автономии - татар и украинцев» [1, с. 35].

Многое сделано и министерством, и активистами национального движения мордвы. Есть чем гордиться, но предстоит еще много сделать, чтобы хотя бы замедлить негативные тенденции в этнокультурном развитии мордовского народа. В этом деле роль НКА чрезвычайно важна. Это надо понять.

Библиографический список

1. Ерофеев Ю. И. Национально-культурная автономия : статистика и комментарий / Ю. И. Ерофеев. - М. : уоп иэа ран, 2010. - 146 с.

Поступила в редакцию 13.08.2010.

Сведения об авторе

Кирдяшов Василий Филиппович - кандидат философских наук, профессор кафедры регионоведения и политологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, член межрегионального Совета мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Автор 90 статей, 2 монографий, 7 учебно-методических изданий.

Тел.: (8342) 29-06-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.