Научная статья на тему 'РУМЫНСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

РУМЫНСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУМЫНСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Т.Г.БИТКОВА РУМЫНСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

После трех лет сильного падения производства и катастрофической инфляции, достигшей в 2000 г. 40,7%, румынская экономика начала выходить из стопора. Первые годы нового тысячелетия отмечены положительными результатами.

Кризисные явления в экономике обозначились уже в начале 90-х годов при первых попытках ее реформирования. Централизованная социалистическая экономика была образованием хотя и искусственным, а также малоэффективным, но все же имела собственную логику функционирования и была несовместима с теми, зачастую хаотичными, процессами движения к рынку, которые начались в Румынии.

Ситуация, с которой столкнулись реформаторы, осложнялась тем, что румынская хозяйственная жизнь представляла собой организм, элементы которого изначально плохо сочетались между собой. Руководители социалистической Румынии делали все возможное и даже невозможное для индустриализации своей традиционно аграрной страны, чтобы продемонстрировать перед Москвой свою независимость.

Как известно, согласно проекту экономической интеграции СЭВ, одни страны (Румыния, Болгария) должны были развивать преимущественно сельскохозяйственное производство, другие (СССР, ГДР, Чехословакия, Венгрия) - современные отрасли промышленности. Освободившись в 1958 г. от военного присутствия СССР на своей территории, Румыния решительно заявила о несогласии с проектом социалистической интеграции. Международному разделению труда она противопоставила концепцию самостоятельного развития, включающую индустриализацию. Вскоре Румыния приступила к строительству больших промыш-

ленных комплексов, несмотря на отсутствие необходимых сырьевых ресурсов. При этом железную руду, например, стали ввозить из Индии и Бразилии, лишь бы не ставить себя в зависимость от поставок из СССР. Одним из самых крупных предприятий, построенных в тот период, был металлургический комбинат в г. Галац, ставший символом румынской самодостаточности.

Поскольку социалистическая индустриализация, которой упорно следовал и преемник Дежа Чаушеску, была порождена не столько экономическими потребностями, сколько политическими намерениями, то промышленные комплексы оказались великанами, которые имели под собой зыбкую почву. Сырье ввозилось из-за рубежа с запланированными потерями. Для высоких технологий не хватало кадров, имеющих опыт и обладающих необходимой культурой труда.

Несмотря на политику модернизации и всеобщего образования, Румыния к началу 90-х годов представляла собой страну с низким уровнем экономического развития, хотя внешних долгов она не имела благо -даря политике жесткой экономии, которую в последние годы своего правления проводил Чаушеску, доведя жизненный уровень населения почти до биологического выживания.

С началом рыночных реформ промышленное производство стало не просто снижаться, но разрушаться. Особенно нерентабельными оказались большие предприятия. За десять лет реформ промышленность потеряла 2,1 млн. человек. Как свидетельствовали статистические данные, большинство занятых ранее в промышленности становились безработными, не находя своего места в других отраслях экономики (22, с. 59). Не лучшим образом обстояли дела и в сельском хозяйстве. Реформирование крупных государственных и кооперативных объединений, а также частичная реституция земельных угодий не приносили желаемых результатов. Резко упал и без того низкий уровень жизни основной части населения. Социальный кризис тормозил дальнейшие шаги по децентрализации и либерализации экономики.

Попытки имплантации на румынскую почву экономических структур и хозяйственного мышления западного образца осуществлялись с трудом. Социально-психологическая среда румынского общества, только что вышедшего из тоталитаризма и несущего черты традиционной крестьянской культуры и так называемого «балканизма», имела отличные от Запада привычки и ценности. Политологи и культурологи выделяют такие не способствующие реформам черты, как непотизм, нефор-

мальные связи и продажность в политике, прислужничество, косность, нечестность, равнодушие, апатию, грубость, ксенофобию в общественной жизни, отсутствие дисциплины труда, неумение рационально использовать время, тщательно выполнять работу (17, 18, 20, 23, 28). Коррупция и значительный вес теневой экономики стали логическим продолжением этих свойств, определив во многом структурные взаимоотношения на макроэкономическом уровне.

В 1998 г. в Румынии было зарегистрировано опасное падение экономических показателей, в 1999 г. она вступила в состояние серьезного финансового кризиса. Безудержно росли цены, усилилась инфляция, произошло невиданное за весь период реформ падение производства, сократился объем внутренних и иностранных инвестиций. Внутренний валовой продукт снизился на 5%. Не принесла желаемых результатов и ставка на распродажу госсобственности и ускоренную приватизацию крупных экономических объектов.

Однако, как это ни парадоксально, именно теневая экономика оказалась одним из факторов, позволивших Румынии удержаться на плаву в 1999 г. Ее меньше коснулся кризис, она жила по своим, более автономным законам. Как отмечало итальянское издание «Джорнале», в этот период около трети богатства страны производилось в теневой экономике, а наряду с 1,3 млн. зарегистрированных безработных миллионы румын имели по 2-3 работы. Газета «Адевэрул», напротив, отмечала, что именно увеличение после 1996 г. доли теневой экономики ввергло страну к 1999 г. в кризис.

Со ссылкой на доклад казначейства США газета писала, что в период своего правления (1990-1996) Партия социальной демократии Румынии и администрация президента Илиеску, которых обвиняли в скрытых коммунистических симпатиях и которые не смогли осуществить последовательные реформы в экономике, все же «не бросили страну на произвол судьбы» (см.: 2). Доля теневой экономики не превышала тогда 20% от реального производства. Праволиберальная коалиция во главе с Э.Константинеску, пришедшая к власти в 1996 г. и намеревавшаяся ускорить реформы, на деле предоставила свободу местной мафии, которая вместе со своими иностранными партнерами превратила страну в огромный черный рынок. Румынское руководство этого периода не только не выполняло соглашений с МВФ, но и провалило собственные правительственные программы. По оценке газеты, в конце 1999 г. доля теневой экономики составляла 49,1% от ВВП (там же). Радикализация методов

проведения структурных и финансовых реформ обернулась неуправляемостью экономики и социальным шоком.

Таким образом, итоги парламентских и президентских выборов 2000 г., на которых снова победили И.Илиеску и Партия социальной демократии Румынии, были предсказуемы. Новое старое румынское руководство, которое заявило о своей социал-демократической ориентации, рассчитывало исключительно на поддержку из-за рубежа, ибо внутренние ресурсы в значительной мере были подорваны необдуманными действиями их предшественников. Праволиберальной коалиции так и не удалось создать дееспособной команды для проведения реформ.

Положительные сдвиги, которые наметились в румынской экономике после 1999 г., произошли благодаря не только смене курса, но и усилению западной помощи. Уже с начала 90-х годов румынское руководство заявило о своем желании интегрироваться в европейское экономическое и политическое пространство. В 1993 г. в Брюсселе было подписано соглашение о присоединении Румынии к ЕС в качестве ассоциированного члена, а в 1995 г. это соглашение вступило в силу. Однако низкие экономические показатели мешали Румынии приблизиться к намеченной цели.

Экспертиза документа Европейской комиссии «"Повестка дня" 2000» показывала, что Румыния не могла быть включена в 1997 г. в переговоры о вступлении в ЕС наряду с Венгрией, Польшей, Чехией, Словенией и Эстонией. Согласно документам, принятым на саммите ЕС в Люксембурге в декабре 1997 г., Румыния была признана лишь участницей «процесса интеграции», но не «процесса переговоров». Согласно оценкам отчета Европейской комиссии в октябре 1998 г., Румыния оказалась единственной из стран-претендентов, не сумевшей продвинуться в экономике. Несмотря на это, она не снижала активности своей политики, направленной на то, чтобы убедить западных партнеров в неотложности таких переговоров.

Самым сильным аргументом в пользу Румынии стала ее поддержка натовских бомбардировок в Югославии в 1999 г. Позиция Румынии в балканском конфликте оказалась решающим фактором в ускорении процесса принятия страны в «клуб» европейских претендентов. 4 мая 1999 г. британский премьер Тони Блэр, выступая перед румынским парламентом, дал высокую оценку румынской внешней политике и заверил, что теперь он считает своим обязательством содействовать Румынии в начале переговоров о вступлении в ЕС (7).

Европейская комиссия, анализировавшая румынскую экономику за 1999 г., хотя и подтвердила отрицательные выводы в целом, но все же отметила некоторые положительные сдвиги и рекомендовала ЕС начать переговоры с Румынией. На декабрьском саммите 1999 г. в Хельсинки Румыния была включена Евросоюзом в переговорный процесс. При этом в стране был налицо структурный экономический кризис. Таким образом, обстоятельства включения Румынии в эти переговоры относились исключительно к политической сфере, хотя речь шла в первую очередь об интеграции экономической.

К новому 2000 г. Румыния получила от ЕС часть обещанного транша в 209 млн. евро, что, однако, не приблизило ее к кандидатам-фаворитам. ЕС объявил, что в 2004 г. десять из двенадцати стран-кандидатов должны стать полноправными членами ЕС. Для Румынии «испытательный срок» продлевался до 2007 г.

Представители Евросоюза и западные экономисты неустанно подчеркивают, что и в момент вступления Румынии в ЕС переходный период не закончится. «Должно пройти еще по крайней мере десять лет интенсивных реформ, как это было с Испанией и Португалией, когда они вступали в ЕС. Надо меньше смотреть на Брюссель и больше обращать внимание на своих региональных соседей» (15).

Правительство, сформированное в конце 2000 г. после второго пришествия во власть И.Илиеску, получило на протяжении последующих лет солидные денежные вливания в экономику от западных структур и международных кредитных фондов. К 2003 г. оно добилось экономических результатов, которые в целом удовлетворили зарубежных попечителей. Параллельно в ходе переговоров с ЕС Румыния демонстрировала, что всемерно старается выполнять все выдвигаемые условия, а также соответствовать требованиям западных держав в международной политике.

Как же развивалась румынская экономика после 2000 г. при поддержке солидных кредитов и благодаря советам зарубежных экспертов? В «Докладе о переходном периоде 2002» Европейского банка реконструкции и развития говорилось, что Румыния имела положительные результаты за 2000-2002 гг. Правда, оставались проблемы производительности труда, частных инвестиций и реформирования государственного сектора. Среди приоритетных задач фигурировали: ускорение приватизации, привлечение крупных иностранных инвестиций, улучшение финансовой дисциплины, сокращение налогового дефицита, возрастание

компетенции в финансовой области, ликвидация коррупции, укрепление законодательства (см. 11).

Международный валютный фонд также в целом дал положительную оценку экономическим преобразованиям Румынии за 2000-2002 гг. Как отмечалось в его очередном ежегодном докладе, в результате сочетания бюджетной жесткости, адекватных цен на энергию и разумной денежной политики удалось сократить дефицит текущих счетов и давление внутреннего потребления. В то же время возрастание экспорта и ВВП были одними из самых высоких в регионе, что отражало направление частных инвестиций в производство товаров народного потребления, ориентированных на экспорт, а также более высокий уровень конкурентоспособности и повышение реального товарообмена по сравнению с 1999 г. (25).

Достаточно высокие налоги на зарплату, которые привели к росту теневой экономики и сократили налоговые сборы в предшествующий период, были уменьшены на 3% в 2002 г. Монетарная политика привела к снижению инфляции, ускорилось оздоровление банковской системы. Однако экспансия кредитов, направленных в частный сектор, хотя и поддержала процесс инвестирования, являлась настораживающим фактором из-за потенциальных следствий, влияющих на качество кредитных портфелей коммерческих банков.

Достигнутая стабилизация отразила успех сдерживания зарплаты на госпредприятиях. Тем не менее, рост зарплат на госпредприятиях опередил такой рост в частном секторе. Дополнительный риск для снижения инфляции создало и увеличение минимальной зарплаты в январе 2003 г.

Отчисления, собранные от крупных государственных производителей, увеличились, но незначительно. При этом цены на природный газ на внутреннем рынке все же оставались значительно ниже импортных.

Медленный рост процесса приватизации, с точки зрения МВФ, продолжал пагубно влиять на румынскую экономику, вследствие чего частный сектор имел одну из самых низких долей в ВВП среди стран-кандидатов в ЕС. Условия перехода государственной собственности в частный сектор, в частности некоторые ограничения, имевшиеся в трудовом законодательстве, сдерживали приватизацию.

Все же макроэкономические сдвиги, произошедшие в 2002 г., в целом обнадеживали, сокращался бюджетный дефицит, в том числе и государственного сектора. Политика властей стимулировала доверие инвесторов, что и позволило ускорить экономический рост. Руководство

МВФ вместе с тем сочло, что стабильные результаты в среднесрочной перспективе возможны при наличии твердых позиций на макроэкономическом уровне и при ускорении структурных реформ.

Благоприятное влияние на экономическую ситуацию оказали сокращение налогов на социальное страхование и реформы, направленные на снижение налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Однако, как подчеркивалось в документе МВФ, необходимо расширить области сбора налогов и улучшить налоговую администрацию в целом. Чтобы достичь этого и предотвратить одновременно нестабильность в сборе налогов, предлагалось выработать детальные планы среднесрочных расходов. Это должно подготовить условия для инвестиций в инфраструктуру в перспективе вступления в ЕС. Рекомендовано проводить более жесткую бюджетную политику, чем это предусмотрено в Экономической программе присоединения, предложенной Евросоюзом в августе 2002 г.

Экономическая стабилизация, подчеркивалось в докладе МВФ, предотвратит потери в государственных компаниях, особенно энергетических. Было рекомендовано ускорить закрытие неэффективных предприятий и предпринять новое повышение цен на газ, а также привести в соответствие со стоимостью цены на электроэнергию и тепло. МВФ приветствовал решение выставить на продажу до конца 2003 г. большинство государственных предприятий неэнергетического сектора.

Вместе с тем вызывала озабоченность политика сохранения рабочих мест и вложение значительных средств в это сохранение. Это выбивало карты из рук инвесторов и тормозило процесс приватизации. Социальные сложности, вытекающие из реструктуризации, предполагалось решать дополнительным усилением мер социальной защиты и стимулированием развития частного сектора, особенно путем устранения барьеров на пути развития мелкого и среднего бизнеса. МВФ предостерег, что увеличение минимальной зарплаты в январе 2003 г. не должно привести к увеличению других выплат, которые могли бы повлиять на рынок труда. Сдвиги в этой области и одновременно соблюдение договора stand-by о предоставлении кредитов МВФ являлись предварительным условием очередной положительной оценки румынской экономики в программе присоединения Румынии к ЕС.

Одновременно МВФ обратил внимание на важность поддержания гибкого рынка труда, призвав румынскую сторону пересмотреть совместно с Мировым банком статьи нового Трудового кодекса, которые пре-

пятствуют этой гибкости и затрудняют развитие малого и среднего бизнеса.

Чтобы увеличить инвестиции частного капитала, необходимы новые институциональные реформы и ускорение борьбы с коррупцией. Необходимо также закончить реформу законодательства и запустить эффективный механизм банкротства. Для большей либерализации внешней торговли необходимо уменьшить таможенные пошлины со странами, не входящими в ЕС. Валютный режим - один из главных факторов, определяющих сокращение инфляции и благоприятствующих конкурентоспособности на внешнем рынке. Продолжавшееся давление денежной массы на внутреннем рынке диктовало, по мнению МВФ, новое постепенное сокращение нормы прибыли (14).

В конце августа 2002 г. МВФ принял Дополнительный меморандум об экономической политике в рамках договора stand-by, который был продлен еще на год. Были открыты два кредитных транша, в сумме составляющих 109 млн. долл. Первоначально договор stand-by предусматривал кредиты на сумму 383 млн. долл. и был завершен в октябре 2001 г.(25).

В апреле 2003 г. МВФ снова обсудил договор stand-by и утвердил предоставление очередного транша в 75 млн. долларов. При этом было отмечено некоторое замедление структурных реформ. После оценки состояния румынской экономики в 2002 г., в программу реформирования были включены меры по улучшению финансовых результатов в энергетике и реструктуризации государственных предприятий.

Перед Румынией ставилась задача скорейшей приватизации Национального коммерческого банка, крупнейшей нефтеперерабатывающей компании «Petrorom», компаний по поддержанию газоснабжения и подачи электроэнергии, а также других компаний, находящихся в портфеле Приватизационного управления (14).

Нефтеперерабатывающая группа «Petrorom» являлась самой большой государственной компанией, подлежавшей приватизации. В августе 2003 г. государство объявило о продаже 30-40% ее акций. Процедура приватизации, начатая в сентябре 2003 г., должна закончиться 31 марта 2004 г. «Petrorom» имеет 695 единиц, выставляемых на продажу в Румынии и за рубежом. Оборот производства в первой половине 2003 г. составлял 1,01 млрд. долл. Это на 4,4% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В 2002 г. оборот компании составлял 2,2 млрд. долл. при доходе 100 млн. долл. Будущему владельцу

предлагался 51% капитала, 33,34% акций должно быть выкуплено сразу, остальные - в процессе увеличения капитала.

Государство расчитывало получить от продажи 30-40% акций 1 млрд. долл. Эта сумма возрастет, когда пакет проданных акций увеличится до 51%. Сумма сделки превосходит все когда-либо заключавшиеся Румынией в этой области (24).

Министерство экономики и торговли приняло заявки на участие в конкурсе от 15 компаний и международных консорциумов, четыре из которых были вскоре исключены еще на стадии рассмотрения заявок (10).

Слишком маленькие для мировых нефтяных гигантов, нефтяные компании Центральной и Восточной Европы обычно привлекательны в первую очередь для региональных инвесторов. Впервые крупнейшие нефтяные фирмы проявили такой интерес к инвестициям на рынке ЦВЕ. Среди участников конкурса - самая большая нефтеперерабатывающая компания США «ConocoPhillips», итальянский нефтегазовый концерн «Eni», а также российско-британский консорциум «ТНК-БП», российский «Газпром» (24).

Дальнейшее развитие румынской нефтеперерабатывающей промышленности, ее перспективы связаны с надеждами на прокладывание нефтепровода из Средней Азии в Европу через румынскую территорию. Об этом, в частности, шла речь во время визита президента И.Илиеску в Казахстан.

«Petrorom» планирует получить в 2003-2007 гг. инвестиций на сумму 430 млн. долл. для строительства новых мощностей и модернизации старых в соответствии с нормами, предъявляемыми ЕС в этой области. В первую очередь инвестиции предполагается направить на строительство новых мощностей двух нефтехимических комбинатов: «Arpechim Pitesti» и «Petrobrazi Ploesti». 10 млн. долл. пойдут на модернизацию этих предприятий. При этом стоимость переработки нефти в бензин снизится на 15-20%, повысится качество бензина, решатся экологические проблемы производства (там же).

Не только нефтеперерабатывающая, но и другие сектора энергетики ожидают частных инвестиций, которых пока недостаточно. Итальянская компания «Enel SpA» проявила заинтересованность в электроэне-гетических предприятиях «Electrica Dobrogea» и «Electrica Banat». В области атомной энергетики лидирует «Grupul Energetic Tende», которая инкорпорировала несколько государственных компаний. Появился пер-

вый проект, связанный с нетрадиционными источниками получения энергии. Компания «Energy Holding» объявила, что будет строить совместно c румынской «Petromodia» солнечную электростанцию на юге страны (21).

Как показывает рейтинг, который ежегодно проводит журнал «Biz», многие приватизированные компании быстро становятся прибыльными и продолжают наращивать свой капитал. Список компаний, наиболее динамично развивающихся в результате приватизации, возглавляет «Ispat Sidex» - металлургический комбинат в г. Галац, еще недавно считавшийся черной дырой государственной экономики, именно его в первую очередь называли гигантом на глиняных ногах. Если в 2001 г. потери комбината составляли 311 млн. евро, то в 2003 - лишь 19,8 млн. евро. Эти изменения, как считают румынские эксперты, происходят благодаря новому владельцу - «LNM Holding». Таким образом, румынская черная металлургия, казалось бы, умершая и похороненная многими экономистами, может стать прибыльной при грамотном руководстве на основе рыночных принципов. Естественно, в нее вкладываются капиталы. В 2002 г. «LNM Holding» инвестировал в это предприятие 35,1 млн. долл., план на 2004 г. предусматривает 100 млн. долл.

Недалеко от г. Галац располагается еще один промышленный комплекс, который также успешно развивается благодаря включению в рыночное хозяйство. Эта компания также относится к традиционному для Румынии сектору нефтепереработки. Речь идет о «Rafinarea Petromidia», которая дает 75% общего объема производства нефтеперерабатывающей группы «Rompetrol». «Rafinarea Petromidia» перерабатывает 3,8 млн. т. нефти в год и в 2003 г. заработала 921,1 млн. евро, встав на вторую позицию по темпам развития (4).

Положительные результаты дала приватизация компании «Petroservice SA» - преемницы «Petroserv SNP», раньше бывшей в составе государственного гиганта «SN Petrorom». Компания специализируется на предоставлении услуг нефте- и газоперерабатывающей отраслям и стремится к независимости от «Petrorom», которая остается ее главным клиентом. В начале 2004 г. аналитики делали прогноз, что «Petroservice SA» сможет через некоторое время занять первое место по темпам развития, если государству удастся ее продать полностью.

Если успешные результаты приватизации анализировать по группам компаний, то на первом месте - «Rompetrol», которая кроме «Rafinarea Petromidia» включает также «Rompetrol Downstream» и

«Rompetrol SA», которые по темпам развития находятся на 17-м и 21-м местах соответственно. Правительство разрешило конвертировать в облигации старые долги предприятия «Navodari», входящего в группу «Rompetrol», что дает дополнительные шансы для его успешного развития. Долги - в размере 603 млн. долл. - должны быть возвращены государству в течение 20 лет.

«Rompetrol» является самой большой частной компанией, основанной на отечественном капитале. Она была создана румынским предпринимателем Д.Патричиу, а затем получила инвестиции от концерна «OMV» (25,1% акций). Президент «Rompetrol» Д.Патричиу заявил, что возглавляемая им промышленная группа имеет намерение в перспективе превысить производственный оборот ведущего нефтеперерабатывающего концерна «Petrorom», планируется также региональное расширение «Rompetrol» на рынке ЦВЕ за счет увеличения розничных продаж (21).

Все же во главе списка активно развивающихся компаний пока не промышленные предприятия, а торговые фирмы, значительная часть капитала которых принадлежит крупным западным компаниям.

Набирает обороты румынский филиал немецкой компании «Метро» - «Metro Cash & Carry». «Метро» была первой международной торговой сетью, вступившей на румынский рынок. В 1996 г. «Метро» открыла 17 магазинов, из них 3 - в Бухаресте. На протяжении нескольких лет только она представляла румынскому потребителю возможность контакта с западным понятием торговли. За последние годы сеть расширилась за счет супер- и гипермаркетов. В 2003 г. оборот «Metro Cash & Carry» увеличился на 16% по сравнению с 2002 г.

В области телекоммуникаций продолжается конкуренция между «Connex» и «Orange». Для последней 2002 г. был нелегким, так как она сменила название: «Dialog» на «Orange». Эта смена сильно не снизила доходы кампании. Она по-прежнему занимает пятую позицию по темпам развития. За ней следует «Connex», который является оператором номер один на местном рынке. «Connex» и «Orange» остаются самыми высокодоходными компаниями Румынии.

Среди наиболее стабильных частных компаний самыми крупными являются «Interbrands Marketing & Distribution» и «Automobile Dacia». Первая - самая большая дистрибьюторская румынская компания, которая реализует товары широкого потребления, производимые международными компаниями. «Automobile Dacia», выкупленная французской фирмой «Renault», пока лишь ожидает лучших времен. Ей не только не

удается избежать потерь, но в 2002 г. они выросли на 30 млн. евро. Правда, и объем ее производства вырос на 40 млн. евро (4).

Согласно ежегодному докладу Европейской комиссии за 2002 г., при явных признаках экономической стабилизации отставание Румынии от других стран-кандидатов по некоторым параметрам даже увеличилось (29). Несмотря на некоторые макроэкономические сдвиги, характерным признаком сложившегося положения по-прежнему являлась нефункциональная экономика. Среди стран-кандидатов Румыния в 2002 г. имела наивысшую инфляцию - 17,8% в год. Правительству не удалось провести реструктуризацию государственных фирм, которые продолжали жить за счет других, используя дотации.

Европейская комиссия приняла в 2003 г. решение предоставить Румынии в период 2004—2007 гг. 3 млрд. евро на поддержку процесса интеграции в рамках программы «ФАРЕ». Это самая большая сумма из тех, которые когда-либо предоставлялись Евросоюзом на эти цели. Однако способы расходования предоставляемых средств, как отмечала парламентская оппозиция, оставляют желать лучшего. Ощутимая часть европейских денег уходит на содержание бюрократического аппарата интеграционных структур, величина которого явно завышена. Наряду с Министерством интеграции образованы соответствующие департаменты и в других министерствах, которые порой дублируют друг друга. Кроме этого, нет достаточной прозрачности расходования предоставляемых средств, в чем оппозиция также неоднократно упрекала правящую Социал-демократическую партию (27).

За последние годы в Румынии проведена большая работа по приведению отечественного законодательства в соответствие с общеевропейским. Это касается буквально всех областей жизни, но работы по-прежнему непочатый край. «С незапамятных времен нестабильность законодательства - притча во языцех» (8). Одним из главных препятствий для расширения инвестиционной базы и привлечения иностранного капитала, в частности, является законодательная неустойчивость в области отношений собственности. Так, например, Закон о приватизации на протяжении восьми лет изменялся 51 раз. В состоянии непрерывной коррекции находятся законодательные акты, касающиеся экономической деятельности (8).

1 марта 2003 г. наконец вступил в силу новый Трудовой кодекс, подготовка которого была осложнена яростными дебатами между профсоюзами и работодателями. Дискуссия длилась шесть лет. Как заявил,

выступая в парламенте, премьер-министр А.Нэстасе, статьи нового нормативного документа «будут способствовать смягчению поляризации румынского общества» (31). Новый кодекс отразил изменившиеся социально-экономические реалии. Так, румынские граждане теперь могут легально работать за рубежом, упраздняется трудовая книжка и вводится регистрация в трудовой инспекции, в случае задержки зарплаты работодатель рискует оплатить нанесенный ущерб, учреждается Фонд гарантии заработной платы, который будет функционировать, правда, только к 2007 г. Этот кодекс будет дополнен целой серией специальных законов. Замечания к новому кодексу имеют международные фонды и организации, курирующие процесс реформирования румынской экономики.

Серьезным препятствием на пути ускорения реформ оставалась недостаточная открытость румынской экономики, что затрудняло проникновение в нее иностранного капитала, в чем в первую очередь и заинтересованы кредиторы. В апреле 2003 г. в Брюсселе в рамках переговоров Румыния-ЕС состоялась встреча, посвященная теме «Свободное движение капиталов». Румыния взяла на себя обязательство пройти два переходных этапа либерализации движения капиталов. В течение 7 лет должны быть подготовлены юридические условия для возможности приобретения гражданами ЕС и европейского экономического пространства (ЕЭП) сельскохозяйственных и лесных угодий в Румынии, а в течение 5 лет - второго места жительства. Постепенность такого перехода обусловлена тем, что в противном случае возможны нежелательные колебания на фондовом рынке и спекуляция землей. Статьи Конституции, запрещающие иностранным гражданам становиться земельными собственниками в Румынии, как настаивали кредиторы, должны быть исключены еще до вступления Румынии в Евросоюз. После присоединения граждане стран ЕС и ЕЭП, являющиеся румынскими резидентами, будут пользоваться всеми правами наряду с гражданами Румынии. Пока Румыния не вошла в ЕС, иностранные физические и юридические лица имели возможность приобрести статус румынского юридического лица и только в таком случае они могли стать земельными собственниками. Еще раньше были узаконены прямые инвестиции и вложения румынских резидентов за границей, а также движение капитала, связанное со страхованием жизни. Кроме этого, были устранены юридические ограничения, касающиеся прямых инвестиций нерезидентов в области горного дела, туризма и разнообразных концессий. Отдельные пункты переходного плана касаются систем платежей и трансграничного перевода кредитов, а также

контроля над денежными потоками и отмыванием грязных денег. Национальный банк Румынии будет уполномочен рассматривать жалобы, касающихся перевода трансграничных кредитов. Румыния обязалась еще до конца 2003 г. поставить под контроль денежные потоки в рамки общеевропейских правил. В январе 2003 г. Евросоюз предоставил Румынии 500 тыс. евро на борьбу с отмыванием денег.

С целью более широкого привлечения иностранных инвестиций румынский Сенат весной 2003 г. принял положение, согласно которому минимальная сумма иностранных инвестиций снижается со 100 тыс. евро до 70 тыс. в случае, если инвестор намеревается стать акционером, и до 50 тыс., если речь идет об участии в обществе с ограниченной ответственностью.

Согласно плану, юридические основания для свободного движения капиталов были подготовлены до конца 2003 г. Для координации и содействия иностранному капиталу на государственном уровне создано Румынское агенство иностранных инвестиций. Его роль состоит в продвижении за рубежом информации о деловой обстановке в Румынии, а также в облегчении вхождения иностранного капитала в национальную экономику. Крупнейшая в мире консалтинговая компания «PriceWaterhouseCoopers» является главным партнером Румынии по консалтингу, предоставляя полную информацию о Румынии для потенциальных и действующих иностранных инвесторов (12).

Увеличения иностранных капиталовложений ожидает не только промышленность, но и сельское хозяйство. Как отмечали эксперты, Румыния «в области пищевой промышленности и сельского хозяйства находится в XVIII веке» (3). К тому же эти области сильно пострадали и в период социалистической индустриализации, и от шоковой терапии посткоммунистических реформ. А ведь именно сельское хозяйство для Румынии, страны преимущественно аграрной традиции, является основополагающим сектором экономики.

Румыния до 2007 г. должна по рекомендации ЕС создать 20 специальных органов, которые будут содействовать аграрной реформе. На эту цель выделено 500 млн. евро, 25% из которых оплачивается Евросоюзом. Такие органы будут заниматься статистикой, представлять политику ЕС в области качества продукции, государственных дотаций, совершенствования работы инспекций в виноделии, садоводстве, овощеводстве и животноводстве, а также мониторинга развития сельских местностей, сбора информации о ценах на сельскохозяйственную продук-

цию и др. Как заявил государственный секретарь Министерства сельского хозяйства В.Стериу, Румыния прилагает усилия, чтобы до конца 2003 г. добиться аккредитации всех мер, предусмотренных программой «БАРАКБ». Благодаря этой программе Румыния имеет доступ к фондам ЕС в 1 млрд. евро (16).

Сложность аграрных реформ состоит в том, что, принимая в соответствии с рекомендациями ЕС новое законодательство, Румыния зачастую сталкивается с непредвиденными проблемами. Так, следствием принятия законов, направленных на укрепление ферм, на деле стали их распыление и уменьшение в размере. Парадокс состоит в том, что сельское хозяйство времен Чаушеску с его гигантскими кооперативами более отвечает требованиям ЕС, нежели сегодняшний конгломерат мелких и средних хозяйств. Евросоюз оказывает поддержку именно крупным предприятиям (3).

На ЕС приходится 70% внешнеторгового оборота Румынии. Этот оборот не ограничивается сельскохозяйственной продукцией. Одним из пунктов переговоров Румыния-ЕС является политика в области промышленности, слабое звено которой - низкое качество товаров. Для преодоления такого положения правительство выработало Стратегию стандартизации качества промышленных товаров на европейском уровне. Стоимость проекта - 785000 евро, из которых 765000 предоставлено Евросоюзом. Претворение в жизнь этой программы, как надеются ее разработчики, позволит румынским товарам выходить на европейский рынок.

За период 2002-2003 гг. принято более ста правительственных решений, направленных на то, чтобы румынские товары могли соответствовать нормативам ЕС. Одно из условий присоединения - подписание Европейского протокола об оценке соответствия (РЕСА), переговоры о котором Румыния начала в августе 2002 г. Этот протокол к середине 2003 г. уже был подписан Венгрией, Чехией, Латвией, Литвой и Словенией.

Цель институциональной реформы в этой области - учредить единый орган, занимающийся оценкой соответствия качества. Этот орган должен сертифицировать все товары. Его сертификат исключит необходимость дополнительной сертификации в странах-импор-терах, где различные министерства имеют свои агентства сертификации. Это дорого, и к тому же порой одни агентства не признают сертификаты других

(13).

Важнейшей проблемой румынской экономики продолжало оставаться недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. В рамках «Европейской хартии малых предприятий» Румыния по просьбе Евроко-миссии подготовила в 2003 г. Отчет о состоянии малого и среднего бизнеса. Координатором соблюдения «Европейской хартии малых предприятий», подписанной Румынией в 2002 г., является Национальная ассоциация малых и средних предприятий.

8 июля 2002 г. в Бухаресте состоялась встреча руководства этой ассоциации с представителями Европейской комиссии. Как отмечено последними, для развития малого и среднего бизнеса в Румынии необходимо упростить процедуру регистрации коммерческих фирм, введение прозрачного законодательства, единого кодекса идентификации фирм и равного доступа к консультированию. Президент упомянутой ассоциации С.Чорней согласилась с мнением, что основной проблемой остается недостаточность источников финансирования. Некоторые банки отказываются финансировать новые предприятия, их капиталовложения невелики, уровень доходов низок. Вместе с тем заемщики часто не могут представить банкам серьезных гарантий, да и вообще имеют смутные представления о бизнесе. Банковская деятельность неэффективна в обеспечении баланса между привлеченными средствами и предоставляемыми кредитами.

Внутренние займы в Румынии составляли в рассматриваемый период 12% от ВВП, что являлось самым низким показателем в Центральной и Восточной Европе. Эта цифра должна снизиться с принятием Закона о банкротстве, который позволит быстрее возвращать долговые обязательства банкам и капитализировать Национальный фонд гарантирования кредитов малым и средним предприятиям (НФГК). Этот фонд был учрежден в июне 2002 г., его начальный капитал составлял 50 млрд. лей. К середине 2003 г. он достиг 394 млрд., а в 2006 должен составить 1100 млрд. лей. Фонд гарантирует 80% кредита для малого и среднего бизнеса, направляемого на инвестиции или поддержку производства заемщика. Комиссионные, получаемые фондом, составляют 1,5% от кредитов, предоставляемых на 12 месяцев, и 2,5% для более длительных сроков.

Показателем некоторой нормализации проблемы кредитов для малых и средних предприятий является эволюция рынка лизинга, в котором работает около 100 фирм. По сравнению с 1998 г. количество контрактов по лизингу возросло в четыре раза.

В ходе бухарестской встречи 2002 г. Европейская комиссия рекомендовала Румынии, чтобы в 2003 г. малыми и средними предприятиями было создано 760 тыс. рабочих мест, чтобы малый и средний бизнес серьезно увеличил свою долю в ВВП, увеличил экспорт приблизительно на 10% в год и привлекал больше средств по международным программам. По данным середины 2003 г., малый и средний бизнес обеспечивает 6% экспорта (30).

Стабилизация румынской банковской системы в целом осуществляется двумя основными путями. Проблемные банки подвергаются банкротству или присоединяются к мощным банковским структурам. Кроме этого корректируются правила банковской деятельности, усиливается контроль за банками со стороны Национального банка Румынии. Сложилось положение, при котором банки предпочитают кредитовать уже известных, преимущественно корпоративных клиентов, однако в последние два года все же наметилась тенденция большего кредитования мелкого и среднего бизнеса, а также частых клиентов (retail banking). Румынская банковская система еще очень слаба. Пока ограниченное число лиц имеет кредитные карточки и депозитные счета. Румынские банки пока еще не могут предоставить клиентам банковские услуги в полном объеме, но постепенно расширяют спектр деятельности (6).

Среди прочих европейских программ, направленных на реформирование экономики стран ЦВЕ, Румыния также включена в программу «eContent». В целом она предназначена поддержать развитие европейских цифровых технологий в глобальной сети, а также содействовать языковому разнообразию в информационном обществе. Эта программа охватывает не только членов ЕС, но и его кандидатов. Румыния подписала об этом специальное соглашение с Европейской комиссией.

Важным направлением реформирования экономики является развитие ипотечного кредитования на рынке жилья. В 2003 г. румынские специалисты по недвижимости, следуя за своими восточноевропейскими коллегами, создали рабочую группу, которая должна определить параметры первичного рынка жилья и возрастания деятельности на основных рынках. Однако для этого необходимо принять ясное законодательство о вторичном ипотечном рынке, создать страховые общества и пенсионные фонды.

Серьезнейшей проблемой румынского общества, пагубно влияющей на деловой климат, остается коррупция. В заключение своего визита в Бухарест в феврале 2003 г. комиссар по расширению ЕС Э.Ферхойген

заявлял, что Румыния рискует задержать свое вступление в ЕС, если в 2003 г. не осуществит глубокую реформу экономики и административно -го управления, не будет бороться с коррупцией, не укрепит независимость судебной системы и юстиции. Недостаточно привести законодательную базу в соответствие с общеевропейской - законодательные нормы должны применяться на практике, подчеркивал он. «В стране, где можно покупать судей, что-то не в порядке» (32).

Печальное состояние юстиции в Румынии выявляет и мониторинг Института «Открытое общество», согласно которому неверие населения в юридическую систему чрезвычайно велико. Ее политизация и вытекающая отсюда зависимость судебной системы от власти могут явиться главным препятствием на пути Румынии в Евросоюз (19). О неблагополучном положении дел в юстиции свидетельствует и то, что румынское государство проигрывает дела в Страсбургском суде.

31 марта 2003 г. румынский парламент принял пакет антикоррупционных законов. Это произошло вслед за тем, как не прошел инициированный оппозицией вотум недоверия, известный под названием «Мафия душит Румынию». Оппозиционные лидеры утверждали, что предложенные законы несовершенны, нечетки и полны лазеек. Кроме этого, сама конституционность пакета вызывает сомнения. Не поддержали этот пакет и ведущие гражданские организации. «Это почти ничто, - заявил К.Пэрвулеску, президент организации «Ассоциация за демократию». -Это натуральное очковтирательство. Они просто хотят показать чиновникам из ЕС, что приняли антикоррупционные законы, в надежде, что те вычеркнут этот вопрос из длинного списка мер, которые надо принять для вступления в Союз» (1).

Пакет антикоррупционных мер, принятый в марте 2003 г., - не первая решительная попытка Румынии бороться с коррупцией законодательным путем. Некоторые антикоррупционные меры оговаривались законодательным актом 2000 г. За ним последовало создание специальных структур внутри министерств юстиции и внутренних дел. С начала 90-х годов в этих министерствах существуют и другие отделы, полномочные расследовать дела о коррупции.

В феврале 2004 г. Европейская комиссия направила в адрес румынского премьера письмо с предупреждением, что вступление Румынии в ЕС в 2007 г. может оказаться под вопросом, если она не будет выполнять в точности все пункты программы присоединения, касающиеся борьбы с коррупцией, реформирования юстиции и адаптации законода-

тельства о правах детей к европейским нормам. То же самое услышал премьер-министр А.Нэстасе, вскоре прибывший в Брюссель. Председатель Европейского союза Р.Проди потребовал принятия дополнительных мер по борьбе с коррупцией (5).

Позитивные структурные сдвиги в румынской экономике, о которых говорится в оптимистичных рапортах международных организаций, пока что ощутимо не влияют на жизненный уровень рядовых граждан, большинство которых отрицательно относится к реформам. Согласно социологическому опросу на национальном уровне, который проводился с 25 марта по 4 апреля 2003 г., около 60% опрошенных считают, что Румыния идет в ошибочном направлении. В сравнении с опросом, который проводился в начале года, число «пессимистов» выросло (14).

Аналогичные результаты получены Барометром доверия потребителя, который ежеквартально с мая 2002 г. осуществляет румынский филиал немецкой компании «СЖ» - «СЖ Яошаша». Эти опросы частично финансируются Евросоюзом. Согласно опросу первого квартала 2003 г., большинство румын предполагает, что финансовое положение их семей и экономическое положение страны в целом в следующем году ухудшатся. Этот опрос также фиксирует, что с января 2003 г. число пессимистически настроенных граждан увеличилось. В апреле 30% опрошенных предчувствовали дальнейшее ухудшение ситуации семьи и только 25% прогнозировали ее улучшение; что касается экономики страны, то здесь аналогичные показатели - 32% и 27%. Для румын, как и для болгар, показывают самые низкие уровни оптимистических прогнозов. Только 17% румын считают свое положение лучшим, чем год назад. 52% заявили, что доходов почти хватает на покрытие текущих расходов, лишь 15% утверждают, что могут откладывать деньги, а 25% - имеют долги. Индекс доверия рынку, который определяется несколькими вопросами, составляет пока величину отрицательную.

Экономический рост, который наблюдается последнее время, не отражается в той же степени на потреблении. Сохраняется большой разрыв в доходах. 10% лиц с высокими доходами потребляют столько же, сколько 50% румын с меньшими доходами. Что касается товаров длительного пользования, то большинство ориентируются на самые дешевые. Как показывает сравнительный анализ, разрыв между доходами в Румынии больше, чем в других странах ЦВЕ (26).

Конечно, положительные сдвиги в макроэкономике не могут вызвать моментального роста жизненного уровня, как и не гарантируют

устойчивого экономического роста сразу же. Инфляция в 2002 г. составила 17,8%. Согласно данным Национального института статистики, в 2003 г. она впервые снизилась до 14,1%. В период 2000-2002 гг. экономический рост в среднем составил 4%. Экспорт за это же время возрос на 27,1%, достигнув цифры 16,4 млрд. долл. Дефицит внешнеторгового баланса сократился с 2,4 млрд. долл. в 2001 г. до 1,6 млрд. долл. в 2002 г. Валютный резерв составил в 2002 г. 6 млрд. евро, тогда как к концу 2001 г. он насчитывал лишь 2,3 млрд. евро (12).

Стремясь в Евросоюз, Румыния после начала реформ не проявляла заинтересованности в экономическом сотрудничестве с Россией. Впрочем, Россия также на какое-то время потеряла интерес к своим восточноевропейским соседям. После распада социалистического блока внешнеэкономические связи между Румынией и Россией почти не развивались более десяти лет. Все это время велись, но почти не продвигались вперед переговоры о подписании базового политического договора: ни одна из сторон не соглашалась на компромиссы. К тому же наша страна как наследница СССР задолжала Румынии

21,7 млн. долл. Проблема разрешилась только в 2000 г., когда был подписан договор о строительстве в Румынии электростанции в счет погашения долга. После этого процесс экономического сотрудничества сдвинулся с мертвой точки, хотя еще в 1991 г. между Россией и Румынией был подписан торговый договор, а в 1993 г. договор об избежании двойного налогообложения и договор о защите инвестиций.

Торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами оживлялось по мере продвижения вперед переговоров о базовом политическом договоре. К весне 2003 г. российские предприниматели уже вложили в румынские предприятия больше 400 млн. долл. В Румынии в этот момент работало более 200 компаний с участием российского капитала; самыми крупными инвесторами являлись «Газпром», «Лукойл», «Объединенные металлургические заводы», «Русал», «Мечел» и другие компании. Несмотря на то, что товарооборот между Россией и Румынией неуклонно рос (в 2002 г. он вырос на 4,7%, достигнув 1,32 млрд. долл.), обе стороны были недовольны его структурой. Ввозные и вывозные пошлины к середине 2003 г. оставались серьезным барьером для развития торговли между нашими странами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 июля 2003 г. в Москве состоялось подписание базового Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Румынией. За рамки договора удалось вывести как проблему румынского

золота, так и осуждение пакта Молотова-Риббентропа 1939 г. и его последствий, на чем первоначально настаивала румынская сторона.

Во внешнеторговом обороте Румынии Россия занимает всего лишь 53-е место. Правда, эта цифра весьма условна. При подсчете доли российских компаний не учитывался тот факт, что некоторые из них, например «Лукойл», из-за особенностей российского законодательства предпочитают работать с Румынией через третьи страны.

В настоящее время Румыния - лидер среди стран бывшего соцлагеря по присутствию в экономике страны российского бизнеса. Географически Румыния очень привлекательна для последнего, ведь она является своего рода перевалочным пунктом хозяйственных, в первую очередь сырьевых, потоков в другие европейские страны. Поэтому не случайно, что основными российскими партнерами Румынии являются крупные сырьевые компании.

Список литературы

1. Амарией Р. Румыния: Кто кого душит? — Mode of acces: http://archive.tol.cz.

2. Гуржий В. Трудная дорога в будущее: Стремление Бухареста к интеграции в ЕС и НАТО не должно мешать отношениям с Россией // Дипкурьер.—М., 2GG1. — № М. — 21 июня.

3. Agricultura ecologica - un atu al Romaniei in procesul de integrare in UE // Adevarul. -Buc., MG3. — Ю mai.

4. Analiza topului. — Mode of access: http://www.bizcity.ro.

5. Avertismente de la Bruxelles // Jurnalul national. — Buc., MG4. — 26 febr.

6. Banciile gasesc noi oportunitati de afaceri. — Mode of access: http://www.bizcity.ro.

7. Blair T. Sunt convins ca UE va lansa initiativa pentru Romania //Adevarul. — Buc., 1999. — N 2959.

8. Bogdan A. Legea privatizarii, modificata de 51 ori in 8 ani // Adevarul. — Buc., 2GG3. — 4 aug.

9. Castigatori prin privatizare. — Mode of access: http://www.bizcity.ro.

Ю. Cele patru firme respinse la privatizarea Petrorom // Adevarul. — Buc., 2GG3. — 6 oct.

11. Coruptia si instabilitatea legislative // Curierul national. — Buc., 2GG2. — Ю dec.

12. Guidul de afaceri PwC in Romania. — Mode of access: http://www.bizcity.ro.

13. F.G. Romania nu va mai putea exporta marfuri in UE // Curierul national. — Buc., 2GG3. — 3 iul.

14. FMI crede ca Romania intr-o directie buna, romanii au alta parere // Curierul national. — Buc., 2GG3. — 29 apr.

15. Integrarea sau falimentul! — Mode of access: http://www.bizcity.ro.

16. 5GG milioane euro pentru Ю de noi institutii in agricultura // Adevarul. — Buc., 2GG3. — 23 apr.

17. Mungiu-Pippidi A. Identitate politica romaneasca si identitate europeana // Revenirea in Europa. Idei si controverse romanesti, 1990—1995. — Craiova, 1996. — P. 281—291.

18. Mungiu-Pippidi A. Vom alunga "Fantomele Balcanilor"? — In.: Ibid. — P. 229—232.

19. Nicolaescu E. Justitia romana. — Mode of access: hiip://pnl.ro. 20 Pasti V. Romania in tranzitie. — Buc., 1995. — 331p.

21. Piata energiei se prtgateste de iliberizare.— Mode of access: hiip://www.bizcity.ro

22. Planul National de Dezvoltare 2001 - 2005. - Buc., 2001. - 390 p.

23. Potapievici H.-R. Politice. - Buc., 1997. - 358 p.

24. Privatizarea Petrorom // Mediafax.Dosare. - Mode of access: hiip://www.revistapresei.ro.

25. Romania reflectata in oglinda FMI // Curierul national. - Buc., 2003. -20 ian.

26. Romanii sunt pesimisti in privinta situatiei personale // Curierul national. - Buc., 2003. - 27 mai.

27. Rusanu D.R. Stadiul negocirilor de aderare la Uniunea Europeana. - Mode of access: hiip://pnl.ro.

28. Stefan-Scalat L. Cit de democrate pot fi elitele romanesti // Sfera politicii.- Buc.,1996. -N 38. - P. 30-32.

29. Stolojan Th. Raportul pe anul 2002 al comisiei Uniunii Europene asupra Romaniei. - Mode of access: hiip://pnl.ro.

30. Tudorica I. Comisia euroreana nemultumita // Curierul national. - Buc., 2003. - 8 iul.

31. Varvici R. Ce prevede noul Cod al Muncii // Curierul national. - Buc., 2003. - 13 an.

32. Verheugen cere reforma si combaterea coruptiei // Romania libera. - Buc., 2003. - 22 febr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.