Научная статья на тему 'Руководство производственной практикой студентов на предприятиях туризма'

Руководство производственной практикой студентов на предприятиях туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1354
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Руководство производственной практикой студентов на предприятиях туризма»

ОБРАЗОВАНИЕ

М. Н. Михайлова

РУКОВОДСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА

Успешное развитие туристской индустрии определяется качеством профессиональной подготовки специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда в сфере туристско-экскурсионной деятельности.

Квалифицированные кадры выступают одним из ключевых факторов активного развития туристского бизнеса. Обеспечить туристскую отрасль соответствующими специалистами - задача профессионального туристского образования, поступательно реализующего концепцию непрерывного обучения (В. А. Квартальнов [2], И. В. Зорин [1]), что дает возможность обеспечить туристскую отрасль специалистами с начальным, средним и высшим профессиональным образованием.

Педагогические и психологические исследования говорят о том, что важнейшим условием активного и сознательного обучения, повышающим возможность развития личности студента, усвоения им профессиональных знаний, умений и навыков является профессиональная направленность, которая формируется под влиянием изучения общеобразовательных, специальных дисциплин, производственных практик.

Производственная практика является неотъемлемой составной частью всего учеб-

ного процесса подготовки специалистов, призвана повысить роль в приобретении студентами профессионального мастерства, основ организаторской и воспитательной работы в трудовых коллективах.

Ведущими специалистами туристского бизнеса отмечается, что выпускники владеют теоретическими знаниями в полном объеме. В то же время наблюдается недостаточный уровень практического опыта работы в условиях реальной туристской структуры, который повлечет увеличение времени адаптации специалиста к практической деятельности.

Анализ учебных планов высшей профессиональной подготовки специалистов показал, что на практическое обучение приходится не более 16% учебного времени, что является недостаточным.

Кроме того практика носит, в основном, учебный характер и содержит малый процент самостоятельной деятельности студента. Имеется серьезная проблема, снижающая качество профессиональной подготовки будущих специалистов, - отсутствие педагогического образования у руководителя практики, назначенного туристским предприятием.

Эффективное решение этой проблемы возможно благодаря совершенствованию про-

цесса руководства производственной практикой на предприятиях - базах практики. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на его руководителя. Работа студента на предприятии с первого дня должна быть строго спланирована таким образом, чтобы каждый день практики давал студенту что-то новое. Все время студента должно быть заполнено интересной, необходимой предприятию и студенту работой, углубляющей и совершенствующей его знания, умения и навыки. Предприятие должно обеспечить студентов на время прохождения практики всем необходимым информационно-справочным материалом.

Более того, руководитель практики на предприятии по своим функциям является и управленцем и преподавателем, поэтому очень важно, чтобы он был заранее подготовлен к руководству практикой.

Грамотное руководство производственной практикой в дальнейшем повлияет на уменьшение периода адаптации выпускника к производственным условиям после окончания вуза, продолжительность которого многие исследователи напрямую связывают с наличием опыта реальных производственных отношений, освоенных в период обучения в вузе и в период прохождения учебно-производственной практики.

Анализ проведения производственной практики студентов туристских вузов в г. Пскове позволил сделать вывод, что недостаточный уровень подготовки специалистов туристского бизнеса к руководству практикой на предприятии отрицательно сказывается на дальнейшем профессиональном становлении менеджера и в дальнейшем способствует увеличению периода адаптации к реальному производству.

Анализ научно-педагогических исследований, посвященных проблемам учебно-производственных практик студентов туристского вуза, позволил сделать вывод о том, что отдельные аспекты изучены достаточно глубоко и всесторонне. Анализ педагогической литературы по проблемам профессионального образования позволил увидеть, что проблема практической подготовки специалистов в условиях реального производства была и остается одной из самых актуальных.

Профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать с взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического развития. Полученные знания быстро устаревают, умения и навыки, необходимые в туристской деятельности, требуют постоянного обновления. Туристскому рынку, отличающемуся особо острой конкуренцией, требуется высокопроизводительная и рабочая сила, способная адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

В основе современного представления об эффективности образования лежит следующее положение: человек усваивает 10% информации - при чтении; 20% - на слух; 30% -наглядно; 40% - на слух и визуально; 60% - при устном обсуждении темы; 80% - при самостоятельном поиске и формулировании проблемы; 90% - при самостоятельном формулировании и решении проблемы.

Педагогические исследования показывают, что закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в человеческой голове не до, а в процессе применения их на практике и благодаря такому применению. Говоря проще, человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил к решению реальных задач.

Проанализировав образовательные программы высшего профессионального образования, можно с уверенностью сказать, что они в качестве одной из составляющих включают в себя прохождение студентами учебно-ознакомительной, производственной, преддипломной практик, в ходе которых происходит знакомство с важнейшими видами и средствами будущей профессиональной деятельности и где студенты приобретают практические умения и навыки.

Именно на практике студент сталкивается лицом к лицу со своей будущей специальностью, здесь он чаще всего окончательно проверяет правильность ее выбора. В процессе производственной практики у студентов вырабатываются такие качества, как стремление быть полезным производству, чувство ответственности и долга за порученное дело, гордость за избранную профессию. Производственная практика полностью "раскрывает" студентам профессию менеджера.

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой органической частью учебного процесса и должна рассматриваться как важнейший элемент в подготовке будущего специалиста - менеджера или руководителя производства.

В основе производственной практики лежит активная деятельность студентов на предприятии, непосредственное участие их в производственном процессе как членов коллектива туристской фирмы, что позволяет им находить применение своим теоретическим знаниям, приобретать навыки организаторской работы.

Задачей практики, которая и определяет ее учебную нагрузку, является формирование в условиях производства профессиональных способностей студента на основе использования его теоретических знаний в различных ситуациях, свойственных будущей профессиональной деятельности специалиста.

Педагогическая эффективность практики существенно повышается при дополнении самостоятельной работы студентов другими формами учебной работы, такими как лекции, практические семинары (workshop), тренинги, проводимые непосредственно на предприятии с широким привлечением специалистов производства.

Производственная практика как вид учебного процесса подчиняется общим закономерностям педагогики, но ее проведение в условиях жесткого ритма работы туристского предприятия, необходимость компромисса между требованиями развития туристского бизнеса и учебного процесса требует проведения специальных педагогических исследований, к сожалению, не проводимых в настоящее время в надлежащем объеме.

Вместе с тем необходимо отметить, что производственная практика, являясь, по сути, производительным трудом, уже в процессе обучения осуществляет материализацию знаний и сокращает тем самым период адаптации в производство. Производственная практика -это несколько идеализированная модель труда специалиста. Только на практике студент может полностью заняться своей будущей профессиональной деятельностью.

В Положении о производственной практике студентов высших профессиональных учреждений четко поставлены цели, на достиже-

ние которых направлена производственная практика студентов - закрепление теоретических знаний, полученных студентами в стенах вузов, путем изучения опыта работы предприятий и организаций, овладение производственными навыками по специальности, приобретение навыков организаторской работы в коллективе. Производственная практика представляет совокупность функций в формировании личности менеджера (рис. 1).

В соответствии с Положением о производственной практике студентов, за высшими учебными заведениями для проведения производственной практики студентов закрепляются базы практики. Мероприятия, проводимые в вузе по закреплению баз практики, должны способствовать упрочению долгосрочных прямых контактов с предприятиями. Закрепление баз должно основываться на анализе итогов проведения предыдущих практик и способствовать повышению качества и эффективности практической подготовки студентов. Выбору базы практики должна предшествовать проводимая вузом работа по изучению производственных возможностей предприятий, пригодности их для проведения практики студентов по специальности в условиях непосредственной реализации туристских услуг.

Одни исследователи организации производственных практик российских вузов считают, что при выборе базы практики целесообразно использовать оптимальное количество объективных критериев, оценивающих наиболее важные стороны предприятия как базы практики: соответствие профиля предприятия специальности обучения студентов; наличие условий для приобретения навыков работы по специальности; обеспечение квалифицированным руководством; оснащенность предприятия современным оборудованием (компьютеры) и применением современных технологий (компьютерные системы бронирования, современные технологии обслуживания клиентов); возможность сбора в период практики материалов для написания отчета, для курсового или дипломного проектирования; проведение в период практики экскурсий и теоретических занятий сотрудниками предприятия [3].

Другие исследователи организации производственных практик (Ю. В. Ветров, Н. Н. Клу-шина) считают, что учреждения, где студенты

Рис. 1. Функции производственной практики в формировании личности менеджера

будут проходить практику, должны обладать наличием реальной деятельности в предоставлении услуг, кадровым составом специалистов, способных грамотно использовать методики педагогической работы, материально-технической базой, достаточной для предоставления практикантам учебного рабочего места.

Местами прохождения производственных практик могут быть комитеты по внешним связям и туризму, отделы по туризму Администраций городов, предприятия индустрии гостеприимства: гостиницы, туристские базы, туристские агентства, предприятия общественного питания, транспортные организации, организации, работающие в сфере экскурсионного обслуживания, страховые компании. Также базами практики могут служить малые и средние предприятия или ведомственные предприятия, если на них работают квалифицированные специалисты, профиль деятельности которых соответствует специализации студента.

Нормативно-методической базой развития эффективных отношений "вуз-предприятие" будет являться: соглашение о сотрудни-

честве (стратегическом партнерстве), положение о базовой кафедре; положение о студенческой учебно-научной лаборатории; договор о целевой подготовке студентов по заказу предприятия и т.д. Данный перечень типовых документов не является исчерпывающим и служит лишь первым шагом в восстановлении партнерских отношений вузов с предприятиями.

Производственная практика связана с учебными предметами. Связь эта осуществляется через взаимодействие системы знаний и системы соответствующих умений. В процессе теоретических и практических знаний в области избранной специальности, которая позволяет формировать профессиональные умения в период производственной практики. Сознательное применение студентами теоретических знаний в производственной деятельности и служит основой формирования профессиональных умений и навыков.

Из этого следует, что первым условием успешного проведения производственной практики является усвоение студентами достаточного объема знаний, определенных программами учебных дисциплин. Именно это

положение помогает определить рациональное место практики в учебном процессе.

Вторым условием успешного проведения производственной практики является сформированность у студентов к моменту их вывода на практику первоначальных умений по специальности, полученных на практических занятиях в процессе теоретического обучения. Наличие этих первоначальных умений помогает учащимся включиться в трудовую деятельность.

Деятельность студента в производственных условиях должна быть четко определена и спланирована преподавателем и согласована с руководителем практики от предприятия (специалистом) заранее, исходя из требований учебного процесса и возможностей базы практики. Программа производственной практики

- это, прежде всего, план деятельности студента на практике.

На наш взгляд, в принятую систему подготовки специалистов туристского профиля следует включить типовую сквозную программу производственной практики.

Сквозная программа, объединяющая все виды производственных практик, не есть арифметическая сумма программ практик для отдельных курсов. Те положения, которые носят общий характер, целесообразно объединить в общие разделы и располагать их в технологической последовательности прохождения практики. Сквозные программы, в силу того, что в них излагается весь комплекс практической подготовки и четко формулируются цели, задачи и содержание всех практик, направлены на активизацию процесса обучения в вузе.

Структура сквозной программы может быть следующей:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи практик.

3. Программы отдельных видов практик:

а) цели и задачи практики;

б) содержание практики;

в) базы практики;

г) проведение инструктажа на базах практики

д) индивидуальные задания;

е) теоретические занятия;

ж) тренинги;

з) требования к написанию отчета;

и) литература, используемая для написания теоретической части отчета.

4. Методические рекомендации.

5. Формы и методы контроля.

6. Подведение итогов практики. Замечания. Пожелания по вопросам дальнейшего совершенствования практики.

В пояснительной записке сквозной программы необходимо показать, что практика как составная часть учебного процесса должна быть связана с теоретическим обучением студентов в вузе. Основой учебного плана и построения системы организации учебного процесса в вузе является квалификационная характеристика, в которой сформулированы требования к специалисту и перечислено, что он должен знать и уметь после окончания учебы. Следовательно, в сквозной программе должны найти отражение требования квалификационных характеристик к задачам, выносимым на практику, в тесной взаимосвязи с изучаемыми дисциплинами. Кроме того, в сквозной программе должна быть показана преемственность практик на разных курсах и предусмотрено решение возрастающих по сложности теоретических и производственных задач. Преддипломная практика будет завершающей в подготовке специалиста.

Важное место в сквозной программе занимает пункт 3.2. "Содержание практики", который составляется кафедрой на основе проведения предыдущей практики и возможностей предприятий - баз практики.

Мы считаем, что такие программы необходимо составлять совместно с предприятиями - базами практик. В программах необходимо точно указать перечень отделов, рабочих мест, конкретных специалистов, которые будут руководить практикой, производственные вопросы, в решении которых будут участвовать студенты.

На наш взгляд, нельзя мириться с тем, что программы практик составляются без участия в этом предприятий, а также с тем, что студен-тов-практикантов продолжают использовать как курьеров или на других работах, весьма далеких по своей сути от задач практического овладения специальностью и применения приобретенных знаний в работе конкретного предприятия.

Тематику индивидуальных занятий для студентов лучше подбирать совместно с руководителями практики от вуза и предприятия. Задания могут носить разный характер: теоре-

тический, экономический, технологический, а также экологический.

На наш взгляд, в индивидуальных заданиях необходимо нацеливать внимание на привитие навыков практического решения управленческих и технологических задач. В процессе выполнения индивидуального задания студент знакомится с сущностью вопроса, с решением этого вопроса на предприятии, вырабатывает свои рекомендации и предложения и тем самым приобретает навыки самостоятельной работы с использованием теоретических и практических знаний и умений, полученных в вузе. Выполнение индивидуального задания пригодится студенту в дальнейшем для написания курсового или дипломного проекта. Тематика индивидуального задания может быть использована в дальнейшем как тема интересного сообщения в студенческом научном обществе, на итоговой конференции по практике или может послужить темой курсового или дипломного проектов.

Теоретические занятия, тренинги должны способствовать более глубокому пониманию студентами теоретических курсов, изучаемых в вузе, раскрытию перспектив специальности "Менеджер туристского бизнеса", способствовать закреплению знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения в вузе, а также подготовить к изучению новых дисциплин на последующих курсах.

Теоретические знания должны базироваться на фактическом материале и быть тесно связаны с конкретными задачами, решаемыми на предприятии, а также сопровождаться показом технологии обслуживания клиентов.

Тематика теоретических занятий разрабатывается руководителем практики от вуза совместно с руководителем или работниками предприятия. В качестве общих тем теоретических занятий могут быть:

- история туристского предприятия и перспективы его развития;

- вопросы охраны труда на предприятиях туризма;

- вопросы планирования на предприятиях туризма;

- современные методы управления качеством сервисных услуг в туризме;

- модели электронной дистрибуции в туризме: участники и анализ конкурентоспособности;

- модели электронного бизнеса; глобальные системы дистрибуции (GDS);

- стратегии ценообразования при работе в режиме "он-лайн" и др.

Теоретические занятия на практике, связанные со специальностью, следует проводить с учетом изученных студентами дисциплин и дисциплин, материал которых им предстоит усвоить в ближайшее время.

В программе практики необходимо акцентировать внимание на подготовке студента к работе в коллективе, а, следовательно, преподать некоторые разделы специальных дисциплин так, чтобы практиканты могли их использовать для проведения всякого рода исследований на предприятиях, да и в своей будущей деятельности. Очевидно, необходимы спецкурсы и семинары, которые готовили бы студента к практической работе. Полезным представляется, например, спецсеминар, знакомящий студентов с основами управления рабочим коллективом.

Разработанные сквозные программы предназначены в первую очередь для преподавателей. Они разрабатываются к конкретному учебному плану и действуют до появления нового, и поэтому большое их тиражирование является нецелесообразным.

Основным документом студента является его календарный график прохождения практики, который является его рабочей программой, учитывающий степень теоретической подготовки студента, специфику работы туристского предприятия, а также другие особенности работы практики. Графики должны учитывать календарные сроки проведения практики и предусматривать перемещение студентов по различным рабочим местам для выполнения программы практики в полном объеме.

Следует акцентировать внимание на то, что в графике должно быть отмечено выполнение студентами производственных заданий, выданных руководителем практики от предприятия (специалистом). Работа студентов по выполнению производственных заданий должна быть организована таким образом, что она с одной стороны, оказала помощь предприятию, а с другой стороны, способствовала глубокому усвоению студентами технологических про-

цессов и получению ими твердых навыков по специальности. Для того, чтобы студент имел возможность освоить технологию обслуживания клиентов, его работу следует спланировать на нескольких местах (отдел бронирования; отдела приема российских туристов; отдел приема и обслуживания иностранных туристов; отдел отправки российских туристов за рубеж; финансовый отдел; транспортный отдел и т.д.), хотя это не всегда удобно на предприятии.

Продолжительность работы студента по выполнению производственных заданий должна быть такой, чтобы у него осталось достаточно времени на изучение всего технологического процесса, экономики производства и других вопросов, предусмотренных календарным графиком (рабочей программой).

Производственная практика проводится в 6 семестре, на третьем курсе, продолжительностью 3 недели. Цель практики будущих специалистов сферы туризма состоит в закреплении теоретических знаний по менеджменту туризма, экономике туризма, на основе глубокого изучения работы туристского агентства, овладении производственными навыками, современными приемами и методами работы в туристской сфере.

Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на его руководителя, а общее руководство практикой студентов возлагается приказом руководителя предприятия туризма на одного из ответственных и высококвалифицированных специалистов, который совместно с руководителем практики от вуза организует и контролирует прохождение практики студентами в соответствии с программой и утвержденными графиками; обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности; вовлекает студентов в организацию и технологию работы туристской фирмы; организует совместно с руководителем практики от вуза проведение консультаций ведущими работниками турпред-приятия по изучению новейших моделей электронного бизнеса и системы управления распространением дестинации через Интернет.

Одной из проблем руководства производственной практикой студентов на предприятии является отсутствие педагогического образования у ведущих специалистов туристского бизнеса, и, как следствие, отсутствие сфор-

мированного умения транслировать свой практический опыт. Это явление можно связывать с проблемой формирования педагогической и методологической культуры руководителя, которая еще недостаточно проработана как в теории, так и в практике работы с руководителями практик от предприятий.

Туризм объединяет очень много направлений и сфер деятельности. Поэтому найти преподавателя, который сумел бы аккумулировать знания по всем направлениям, да еще и разбирался в тонкостях организации турбизне-са, очень сложно. В идеале это должен быть практик, который знает отрасль изнутри. Но этого мало. Как известно, далеко не каждый практик может быть преподавателем. Кроме знаний нужен ещё особый дар педагога.

Во время прохождения практики руководитель от предприятия (специалист) будет выполнять функцию педагогического руководства студентами.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с каталогами, справочной литературой, навыков организации самостоятельной работы. Важнейшим аспектом осуществления воспитательной функции является формирование мотивов профессиональной деятельности, изначально определяющих её успешность. Развивающая функция предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

На основе анализа сложившейся ситуации мы разработали модель подготовки специалиста туристской фирмы к руководству производственной практикой студентов.

Профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят в зависимость от различных проявлений и, в свою очередь, влияют на них. Это требует от специалиста знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной профессиональнопсихологической, профессионально-педагогической и нормативно-правовой подготовки.

Есть четыре области соприкосновения большинства видов профессиональной деятельности с проблемами человека, определяющими необходимость использовать положения и рекомендации психологии и педагогики.

Первая область соприкосновения - связь с гуманитарными, психологическими и педагогическими аспектами внешней среды.

Специалисту надо понимать зависимость от них, понимать и влияния, которые оказывают на его профессиональную деятельность, хотеть и уметь оказывать социально благоприятные влияния. Внешняя среда - это всегда конкретные люди, особенности населения (в том числе психологические и педагогические). Они пользователи услуг профессиональной деятельности специалиста, покупатели его продукции, объекты внимания и воздействий или партнеры, конкуренты. Надо понимать их особенности, умело строить общение и взаимоотношения с ними, ладить с партнерами.

Вторая область соприкосновения - профессиональные проблемы, вызывающие необходимость использования рекомендаций и методов психологии и педагогики в профессиональной работе. Понять глубоко политические, экономические, управленческие, производственные и иные проблемы невозможно, не понимая людей в совокупности их особенностей, не умея выявлять и оценивать их психологические и педагогические особенности - интересы, желания, характер, образованность, подготовленность к тем или иным вопросам. Очень часто при решении профессиональных проблем приходится решать задачи мотивирования людей, возбуждения интереса, повышение их профессионализма, урегулирования взаимоотношений, прибегать к убеждению, разъяснению, показу и использованию других методов.

Третья область соприкосновения - влияние на деятельность профессионала и результаты его собственных психологических и педагогических особенностей - психологических свойств и качеств, убеждений, интересов и потребностей, образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионального мастерства и опыта и др. Эта зависимость очевидна и прямо пропорциональна: чем более всесторонне и лучше подготовлен специалист, тем выше успехи его профессиональной деятельности.

Четвертая область соприкосновения -влияние на деятельность специалиста и результаты личных качеств и профессионализма дру-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гих сотрудников организации, коллег по совместной работе и его собственного мастерства взаимодействия с ними. В большинстве случаев - профессиональный труд - это не только труц одного человека, а труд совместный. Трудовые группы, коллективы - это групповые субъекты деятельности, в которых действия каждого должны быть умело соизмерены с действиями других, а итоговый продукт - коллективный продукт, который не создается трудом одного, пусть самого классного специалиста. Психология групп, настроения и взаимоотношения в них, мастерство взаимодействия, трудовая дисциплинированность и добросовестность - все, что изучают психология и педагогика, имеет важное значение. Каждый специалист должен обладать умением трудиться в коллективе, правильно строить взаимоотношения с коллегами, владеть навыками делового общения.

Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят в зависимость от различных проявлений и, в свою очередь, влияют на них. Это требует от специалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовки.

Как мы видим, руководитель производственной практики студентов на предприятии (специалист) должен быть легко обучаем.

Под обучаемостью мы понимаем способность целенаправленно накоплять информацию в процессе индивидуального опыта, организуя и размещая её таким образом, чтобы она в любой момент могла быть приведена в действие для управления поведением. Обучаемость в широком смысле слова проявляется в процессах обучения и самообучения, которые по-видимому, следует разграничивать. Обучение удобнее определить как процесс накопления и переработки информации, поступающей от "учителя" (в самом широком смысле слова), а самообучение - как процесс накопления и организации информации, добытой самостоятельно, без какого бы то ни было участия "учителя".

Рис. 2. Модель подготовки специалистов туристской фирмы к руководству практикой

Педагогическая подготовка будущего руководителя практики - это

а) педагогический модуль: знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики, жизни; знание основ методологии педагогической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности; знание основных педагогических закономерностей, форм и методов формирования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни; понимание зависимости жизненного успеха; представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного цивилизованного человека; представление о психологических и педагогических предпосылках обеспечения здорового образа жизни, подготовка к поведению в экстремальных жизненных ситуациях; умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситу-

аций; умение обоснованно оценить степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его образованности, воспитанности, обученности и развитости; умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагогическое поведение, подготовка и принятие педагогического решения, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.); появление зарождения педагогического мышления, интереса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремления продолжать расширять и углублять вою психологическую подготовленность;

б) профессионально-педагогический модуль: понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности каждого и всех педагогических свойств личности; знание педагогических основ управления; зна-

ние основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях; умение педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам; желание далее совершенствовать свою профессионально-педагогическую подготовку.

Содержание нормативно-правовой подготовки включает в себя:

а) модуль нормативно-правовых знаний: знакомство специалиста с пакетом документов по организации производственной практики студентов: Положение о прохождении производственной практики студентами высших профессиональных учреждений, сквозные и рабочие программы практик;

б) юридико-педагогический модуль: правовое просвещение - распространение правовых знаний в сфере туризма через практику; правовое воспитание и пропаганду - пра-

вила поведения туристов в стране временного пребывания.

Изучение психологии и педагогики в системе профессионального образования на его разных уровнях и ступенях не может быть абсолютно стандартным.

Руководитель практики от предприятия (специалист) должен пройти обязательную минимальную дополнительную психологическую, педагогическую и нормативно-правовую подготовку. Такая подготовка необходима любому образованному человеку, для любой профессиональной деятельности. Нет таких людей и профессий, которые были бы не связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологии и педагогики, не зависели бы от их решения, не оказывали то или иное психологическое и педагогическое влияние на других людей.

Литература

1. Зорин И. В., Зорин А. И. Профессиональное образование и карьера в туризме: Учебник. - М.: Советский спорт, 2005. - 528 с.

2. Квартальнов В. А. Туризм: история и современность: Избранные произведения в 4-х томах. Т. 4. Кн. 7: Система подготовки туристских кадров. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 400 с.

3. Студенту о практике: Пособие для вузов / С. В. Винокуров, С. М. Годник, Г. И. Степанова/ Под ред. С. В. Винокурова. - М.: Новая школа, 2003. - С. 114-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.