ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВУЗЕ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И
ГОСТЕПРИИМСТВА Акбердиева Д.Ф.
Акбердиева Диляра Фаридовна - кандидат педагогических наук, доцент, главный специалист по научно-методической работе, управление по учебно-методической и научной работе, НАО «Международный университет туризма и гостеприимства», г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Аннотация: в статье анализируются особенности подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в Республике Казахстан, освещаются основные проблемы в подготовке кадров для данной индустрии, приводятся некоторые пути усовершенствования данной подготовки, раскрываются особенности применений инновационных форм и методов обучения кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Ключевые слова: инновации, инновационные формы, инновационные методы, индустрия туризма и гостеприимства, тренинг-лаборатории, бинарность, ролевые, деловые игры, диалоговые, дискуссионные ситуации, практический процесс подготовки кадров.
В соответствии с Государственной программой развития туристической отрасли Республики Казахстан на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 г. № 360, поставлена задача по совершенствованию системы подготовки и повышению компетенции кадров индустрии туризма и гостеприимства [1].
На сегодняшний день необходимо совершенствовать стандарты сервиса и кадрового обеспечения, отраслевые профессиональные стандарты, которые определяют перечень основных знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения должностных обязанностей кадров для индустрии туризма и гостеприимства. [2].
Необходимо на базе высших учебных заведений создавать тренинг-лаборатории: гостиниц, ресторанов, туристических агентств, где студенты работают и учатся одновременно. Для них это очень хорошая практика, потому что в большинстве случаев выпускник очень плохо ориентируется в том, с чем ему придется работать. Чтобы управлять гостиницей, рестораном необходимо начинать с низов, знать все особенности данной сферы, чтобы впоследствии управлять профессионально своим персоналом.
В настоящее время взаимодействие гостиниц, ресторанов, туристических агентств и высших учебных заведений, готовящих специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, сводится к прохождению студентами учебной, производственной и преддипломной практики на базе гостиниц, ресторанов, туристических агентств и т.д.
Работодатели индустрии туризма и гостеприимства отмечают, что у выпускников вузов направления «Сфера обслуживания» отмечается в основном теоретическая база знаний, после того как молодой специалист устраивается на работу, сотрудники службы персонала и руководители служб и подразделений персонала начинают его обучение.
Учебный процесс в вузе обязательно должен осуществляться в сочетании теоретической подготовки специалистов с практической формой обучения. Только в этом случае полученные знания будут приобретать действительную ценность, а приобретенные умения перерастут в навыки профессиональной работы. Любую из
принятых форм обучения в высшей школе можно сделать довольно активной, если преподаватель рассматривает организацию учебного процесса с точки зрения принципов стимулирования активности студентов и бинарности, когда к процессу обучения подключается помимо педагога специалист-практик из сферы туризма и гостеприимства. Инновационные занятия формируют у обучающихся устойчивый интерес к обучению, оказывают положительное эмоциональное воздействие на студентов.
Если говорить об управлении процессом подготовки специалистов, формирования и становления их не только как профессионалов, но и личностей, нужно отметить новые подходы и методики преподавания дисциплин вузовского компоненты или компонента по выбору с использованием игровых и проблемных методов обучения, моделирования производственных и жизненных ситуаций, использования психолого-педагогических и адаптационных тренингов. В учебно-образовательном процессе вуза для подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства необходимо использовать:
- диалоговые, дискуссионные ситуации, требующие как самостоятельного, так и коллективного решения поставленной проблемы;
- тренинговые занятия, помогающие студентам использовать приобретенные знания в ситуациях реальной жизни, в осмыслении конкретных проблем, в самостоятельном поиске решения;
- ролевые, деловые игры, в ходе которых выделяются компоненты учебного процесса, непосредственно влияющие на формирование таких качеств, как компетентность, автономность, коммуникативность;
- игровые занятия для закрепления материала, мотивации и психологической разрядки.
Внедрение в учебный процесс инновационных форм обучения содействует тому, что для решения учебных задач студенты сами начинают использовать наряду с традиционными инновационные формы обучения. Тем самым они становятся не объектами, а субъектами коммуникативного общения с преподавателем.
Соответствие содержания требованиям будущей профессиональной деятельности, связь обучения с производственной практикой, обучение на рабочем месте, взаимосвязь теоретических курсов с практическими предметами, продолжительная стажировка на рабочих местах во время обучения в учебном заведении, участие в ежегодных туристских выставках, учебных экскурсиях - вот то, что формирует основу высококвалифицированных специалистов индустрии туризма и гостеприимства [3, с. 76].
Таким образом, проблема подготовки квалифицированного и конкурентоспособного персонала для сферы туризма и гостеприимства остается актуальной. Для решения этой проблемы необходимы: интеграция науки и практики сферы туризма и гостеприимства, т.е. координация совместной деятельности образовательных заведений, предприятий, организаций данной сферы; обеспечение учебных заведений специализированными аудиториями имитирующими практический процесс подготовки кадров для сферы индустрии туризма и гостеприимства, а также новыми учебно-методическими пособиями по психологии и педагогике и специальной зарубежной учебно-методической литературой, описывающей опыт организации и функционирования известных в мире ресторанов, гостиниц, предприятий индустрии туризма и гостеприимства.
Список литературы
1. Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли
Республики Казахстан на 2019-2025 годы. Постановление Правительства
Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360.
2. Никитинский Е.С. Стратегия подготовки туристских кадров в Республике Казахстан до 2030 года / Е.С. Никитинский // Мир путешествий, 2010. № 1 (6).- С. 22-25.
3. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма / М.В. Полевая // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета, 2010. № 7-8 (45). С. 97-103.
ИННОВАЦИОННЫЕ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Рахметова Г.С.
Рахметова Гульнар Салыковна - кандидат педагогических наук, профессор, руководитель управления, управление по учебно-методической и научной работе, НАО «Международный университет туризма и гостеприимства», г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются инновационные и практико-ориентированные подходы к совершенствованию системы организации образовательной деятельности в вузе по подготовке специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, приводится ряд проблем и перспектив использования новых технологий в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Ключевые слова: индустрия туризма и гостеприимства, образовательная деятельность, психолого-педагогические особенности, инновационные подходы, практико-ориентированные подходы.
В современных условиях индустрия туризма и гостеприимства имеет чрезвычайно большое значение для развития экономики и социальной сферы любой страны. Мировая практика показывает, что развитие индустрии туризма и гостеприимства имеет высокий эффект, стимулируя рост и развитие таких важнейших секторов экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т.п.
В Казахстане более 50 вузов занимаются подготовкой кадров по направлению «Сфера обслуживания», то есть выпускают специалистов для индустрии туризма и гостеприимства. На современном этапе необходимо усовершенствование данных стандартов, которое позволит обновить действующие и будет способствовать введению новых образовательных программ по направлению «Сфера обслуживания», предусматривающих качественное и содержательное улучшение подготовки квалифицированных кадров в условиях академической самостоятельности вузов.
Основным психолого-педагогическим аспектом казахстанского
профессионального образования в индустрии туризма и гостеприимства является деятельно-творческая функция, то есть постижение и осознание каждым студентом своего места в этом мире туризма, развитие личностных, интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных качеств как специалиста и исполнителя. В соответствии с данной функцией психолого-педагогическая подготовка специалиста индустрии туризма и гостеприимства требует достижения органического единства теории и практики, обучения и воспитания, взаимосвязи и преемственности преподавания естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин [1].