Научная статья на тему 'Инновационные и практико-ориентированные подходы к организации образовательной деятельности в вузе по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства'

Инновационные и практико-ориентированные подходы к организации образовательной деятельности в вузе по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахметова Гульнар Салыковна

В статье рассматриваются инновационные и практико-ориентированные подходы к совершенствованию системы организации образовательной деятельности в вузе по подготовке специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, приводится ряд проблем и перспектив использования новых технологий в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахметова Гульнар Салыковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные и практико-ориентированные подходы к организации образовательной деятельности в вузе по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства»

2. Никитинский Е.С. Стратегия подготовки туристских кадров в Республике Казахстан до 2030 года / Е.С. Никитинский // Мир путешествий, 2010. № 1 (6).- С. 22-25.

3. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма / М.В. Полевая // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета, 2010. № 7-8 (45). С. 97-103.

ИННОВАЦИОННЫЕ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Рахметова Г.С.

Рахметова Гульнар Салыковна - кандидат педагогических наук, профессор, руководитель управления, управление по учебно-методической и научной работе, НАО «Международный университет туризма и гостеприимства», г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные и практико-ориентированные подходы к совершенствованию системы организации образовательной деятельности в вузе по подготовке специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, приводится ряд проблем и перспектив использования новых технологий в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Ключевые слова: индустрия туризма и гостеприимства, образовательная деятельность, психолого-педагогические особенности, инновационные подходы, практико-ориентированные подходы.

В современных условиях индустрия туризма и гостеприимства имеет чрезвычайно большое значение для развития экономики и социальной сферы любой страны. Мировая практика показывает, что развитие индустрии туризма и гостеприимства имеет высокий эффект, стимулируя рост и развитие таких важнейших секторов экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т.п.

В Казахстане более 50 вузов занимаются подготовкой кадров по направлению «Сфера обслуживания», то есть выпускают специалистов для индустрии туризма и гостеприимства. На современном этапе необходимо усовершенствование данных стандартов, которое позволит обновить действующие и будет способствовать введению новых образовательных программ по направлению «Сфера обслуживания», предусматривающих качественное и содержательное улучшение подготовки квалифицированных кадров в условиях академической самостоятельности вузов.

Основным психолого-педагогическим аспектом казахстанского

профессионального образования в индустрии туризма и гостеприимства является деятельно-творческая функция, то есть постижение и осознание каждым студентом своего места в этом мире туризма, развитие личностных, интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных качеств как специалиста и исполнителя. В соответствии с данной функцией психолого-педагогическая подготовка специалиста индустрии туризма и гостеприимства требует достижения органического единства теории и практики, обучения и воспитания, взаимосвязи и преемственности преподавания естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин [1].

Вузовские образовательные программы по направлению «Сфера обслуживания» в Республике Казахстан разрабатываются каждым вузом самостоятельно с ориентиром на рынок труда, однако, не всегда высшее образование оперативно реагирует на вызовы, предъявляемые рынком труда. Необходимы изменения соотношения теоретических и практических модулей, а также усиление языковой и информационной подготовки, изучение и применение современных мировых технологий организации индустрии туризма и гостеприимства.

Выпускники профильных высших учебных заведений по направлению «Сфера обслуживания» рассчитывают занять руководящую должность, плохо представляя себе, в чем же будут заключаться их должностные обязанности. В международных корпорациях индустрии туризма и гостеприимства стандартом качественного обслуживания является знание, как минимум, одного иностранного языка. Однако, не все выпускники владеют на должном уровне хотя бы одним иностранным языком, не говоря уже о владении несколькими иностранными языками.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы и организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и образовательные программы; в деятельность преподавателя и обучающегося.

Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям специалистов в индустрии туризма и гостеприимства, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, казахстанских традиций и мирового опыта. Наряду с этой задачей стоит и задача обучения обучающих, то есть перепрофилирование, переподготовка и повышение квалификации преподавателей специальных учебных дисциплин, охватывая при этом целый спектр услуг в индустрии туризма и гостеприимства: организацию, финансирование, техническое обеспечение, внедрение новых технологий [2].

В ситуации, когда индустрия туризма и гостеприимства все более принимает рыночные формы функционирования, на рынке труда требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и программными продуктами, знающие основы продвижения туруслуг, коммуникативно-психологические особенности общения с клиентами и т.д. Несомненным поводом введения инновационного подхода в решение данной проблемы послужит тот факт, что во всем мире в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства приоритетное внимание уделяется дисциплинам, связанным с психологией общения, психологией влияния, менеджментом и экономикой турогранизаций, а также методики разрешения конфликтов.

Несмотря на то, что в Казахстане имеется определенный спектр образовательных программ по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства, однако, до настоящего времени отмечается нужда в системном подходе в практико-ориентированном образовании, в профессиональной подготовке индивидуальных категорий профессионалов (экскурсоводов, гидов, аниматоров развлекательных программ), а также в определении профессиональных требований к ним с учётом потребностей современного рынка туристских услуг.

Таким образом, применение инновационного и практико-ориентированного подхода дает возможность оценить уровень теоретического освоения изученного материала, способности студентов к профессиональной деятельности в индустрии туризма и гостеприимства, а также определить появление новых профессиональных компетенций, требующих освоения и включения в учебные планы. Использование международного опыта подготовки и повышения квалификации специалистов в индустрии туризма и гостеприимства с учетом казахстанской специфики позволит решить ряд указанных проблем.

Список литературы

1. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме // Финансы статистика. М., 2000. С. 56.

2. Исакова Т. Учись, студент // Турбизнес, 2007. № 12. С. 11-13.

О КАЧЕСТВАХ, НЕОБХОДИМЫХ СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ, СВЯЗАННЫМ С ОХРАНОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, РАСКРЫТИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Егоров В.Ю.1, Ковалев Д.В.2

1Егоров Владимир Юрьевич - преподаватель;

2Ковалев Дмитрий Владимирович - старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье рассматриваются наиболее важные профессиональные компетенции сотрудника полиции, которыми он должен владеть. А также важное значение имеет формирование у сотрудников комплекса профессиональной компетенции, отражающй понимание причин, тенденций и текущего состояния преступности на современном этапе развития общества в нашей стране, а также наиболее перспективные способы борьбы с различными нарушениями закона.

Ключевые слова: сотрудник полиции, преступник, компетенции, раскрытие.

С давних времен люди, занимающиеся поиском и поимкой преступников, вырабатывали в себе определённые навыки. Эти навыки помогали определить преступника в толпе, не прибегая к каким бы то ни было техническим средствам, и позволяли более эффективно обнаруживать преступников.

В наше время Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и приказы МВД России возлагают на сотрудников полиции задачи по выявлению и раскрытию преступлений. В современных условиях при охране общественного порядка и раскрытии преступлений сотрудникам органов внутренних дел все чаще приходится сталкиваться с преступными элементами, которые пытаются как можно изощреннее спрятать свои преступные помыслы под маску добропорядочного гражданина, в связи с этим некоторым сотрудникам полиции, не имея определенных профессиональных знаний, умений и навыков, трудно распознать категорию таких граждан и своевременно принять меры к задержанию и обезвреживанию таких лиц [1, с. 36].

Важное значение имеет формирование у сотрудников комплекса профессиональной компетенции, отражающего понимание причин, тенденций и текущего состояния преступности на современном этапе развития общества в нашей стране, а также наиболее перспективные способы борьбы с различными нарушениями закона.

Для того чтобы научиться выявлять из массы людей тех, кто является потенциальным правонарушителем, необходимо развивать в себе такие качества, как: наблюдательность, внимательность, коммуникабельность и др. Все заключается в том, что граждане, в помыслах которых имеются противоправные деяния или которые уже преступили черту закона, обладают рядом характерных, подозрительных особенностей своего поведения, не заметных окружающим людям, однако для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.