черты правового статуса ГП ВС РФ, что приводит к низкой гарантированности его прав, а, кроме того, к неосуществимости реализации мероприятий по предупреждению и предотвращению коррупции.
Помимо этого, присутствие значительных отличительных черт правового положения ГП ВС РФ, выполнение ими своих должностных обязанностей в прямом контакте с военнослужащими, предоставляет условия для сближения правового статуса государственных гражданских служащих и ГП.
Авторы полагают, что необходимо не только пересмотреть существующие нормативно-правовые акты, закрепляющие правовое положение ГП ВС РФ, но и принципиально изменить подходы к статусу ГП ВС РФ с учетом особых условий исполнения обязанностей, то есть необходимо установление особого статуса ГП ВС РФ - статуса государственных гражданских служащих, что позволит решить ряд существующих проблем правового регулирования. В случае отнесения ГП к категории государственных гражданских служащих станет возможно на законных основаниях установить особенности правового регулирования труда с учетом характера должностных обязанностей и компенсировать это дополнительными гарантиями.
Таким образом, требуется систематизация законодательства, определяющего правовой статус ГП ВС РФ, на основе которого возможно определение круга категорий государственных служащих, а также дифференциация их правового статуса с учётом выполняемых ими функций, исходя из роли и значения последних для общества и государства.
Список использованной литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002, № 1. - Ч. 1. Ст. 3.
2. Ефремов А.В.О некоторых вопросах применения трудового законодательства в воинской части// Право в Вооруженных Силах. - 2010, № 5. -С. 75-78.
3. Иванников Д.Н. Персонал нон грата // Ориентир. - 2010, № 9. - С. 40-45.
4. Ковалев В.И. Общая характеристика развития законодательства о труде гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. - 2007, № 7. - С. 87-89.
© Исайчев В.А., Косырев Е.Е., 2022
УДК 796.01:612
Каратеев Ю.Л.
ВУНЦ ВВС «ВВА» профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
г. Воронеж, РФ Шебештин А.О. в/ч 414767 г. Ростов на Дону, РФ Косырев Е.Е.
ВУНЦ ВВС «ВВА» профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
г. Воронеж, РФ
РУКОПАШНЫЙ БОЙ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация
В статье описывается влияние использования рукопашного боя в структуре подготовки будущих офицеров. Немаловажное значение отводится теоретической подготовке будущих педагогов, в том числе и знаниям истории рукопашного боя. Приводятся особенности формирования профессионально-значимых и морально-волевых качеств, навыков применения боевых приёмов борьбы.
Ключевые слова
Физическая подготовка, боевые приемы борьбы, армейский рукопашный бой, влияние, курсант.
Рукопашный бой - рациональное применение грубой физической силы с использованием специальных приёмов борьбы, ударной техники на дистанции менее 5 м. Причем выделяют:
- схватку без применения огнестрельного оружия, либо вообще без оружия;
- ближний бой с активным применением холодного оружия и стрельбой в упор.
В целом это система приёмов и техник, направленных на обеспечение физического превосходства одного бойца над другим, но делается это в двух разных целях и случаях.
Спортивный рукопашный бой направлен на развитие физической подготовки бойцов силовых подразделений и обычных граждан.
Армейский рукопашный бой - взаимодействие, оба субъекта которого имеют единственную цель -уничтожить друг друга.
В современном мире известные единоборства направлены на достижение физического превосходства. Поведение участников противостояния обычно регламентировано правилами, которые не применимы в случае с рукопашным и, в особенности, армейским рукопашным боем.
Если мы говорим о рукопашном бое, то подразумеваем использование его участниками оружия, при помощи которого обезвредить врага намного проще и быстрее. В военных частях, а также во внутренних силовых структурах это, как правило, холодное оружие. Разнообразные технические приёмы борьбы и кулачного боя в данном случае служат вспомогательным инструментом.
Если обратиться к истории, то мы увидим, что вплоть до середины девятнадцатого века, все бои переходили в фазу рукопашного боя. Тяжеловооруженные рыцари, гренадеры рубили и кололи мечами, топорами, алебардами, пиками, копьями, штыками и стреляли в упор. Во время Великой Отечественной в ход шел весь арсенал стрелка и шанцевый инструмент. Руки и ноги использовались в последнюю очередь, когда других средств не было.
Рукопашный бой встречается во всех случаях боевой деятельности войск - это один из древнейших в мире вид единоборств. В культуре каждого народа он имеет свою историю, отдельные методики и техники. Рассматриваемое боевое искусство чем-то похоже на смешанные единоборства, поскольку включает и бокс, и борьбу, и другие дисциплины, поэтому он должен стать предметом более глубокого изучения и совершенствования. Помимо военно-прикладного значения рукопашный бой необходимо рассматривать как важное средство воспитания морально-волевых и других необходимых в бою качеств.
В довоенных наставлениях по рукопашному бою уделялось достаточно большое внимание. Изучали штыковкой бой, работу с пехотной лопатой и ножом, а также приемы боя без оружия. Вся подготовка велась комплексно, в сочетании с обучением преодолевать полосу препятствия.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в программу обучения. Рукопашный бой изучался в комплексе с тактической подготовкой.
С появлением оружия массового поражения, изменилась концепция ведения войн. В связи с совершенствованием поражающих характеристик огнестрельного наступательного оружия вопросы, связанные с прикладной направленностью рукопашного боя, сместились в сторону психофизической составляющей. Именно укрепление психологических и морально-волевых качеств, необходимых военнослужащим для выполнения боевых и специальных задач следует ставить во главу угла на занятиях по боевой подготовке. Основной задачей раздела физической подготовки является формирование психологической готовности действовать и экстремальных ситуациях, требующих максимальной физической выносливости.
Практика показала, что даже если в повседневной службе личный состав не используют полученные навыки рукопашного боя, знание их - неоценимая психологическая поддержка при выполнении различных служебных задач в условиях значительного и психологического напряжения. Именно поэтому рукопашный бой не утрачивает своей актуальности.
Многие исследователи считают, что процесс изучения рукопашного боя, как учебной дисциплины и практика участия в соревнованиях по контактным единоборствам (армейский рукопашный бой, бокс, кудо, боевое самбо) позволяет прививать военнослужащим навыки умения решать многочественные ситуационные задачи в экстремальных условиях. Также рукопашный бой - это лучшее средство тренировки сенсомоторной реакции, так как в условиях боевой обстановки - даже секунды могут определяют победителя.
Характер военных конфликтов современности (Корея, Вьетнам, Фолклендские острова, наш опыт в Афганистане, Осетии, Абхазии, Дагестане и Чечне) показывает, что при прочих равных условиях успеха достигает тот, кто в ближнем бою действует более активно, настойчиво борется за инициативу, навязывает свою волю противнику, упреждает его в действиях, вынуждает его вести бой в невыгодных для него условиях. Постоянное воздействие на противника, использование выгодных условий обстановки, ошибок и промахов противника для нанесения ему поражения характеризует особенности ближнего боя.
Было замечено, что независимо от воинской специальности личный состав, отлично обученный приемам рукопашного боя, отличается физической закалкой, самообладанием, чувством физического и психологического превосходства над противником, постоянной боевой активностью и более качественным выполнением своих функциональных обязанностей на всех этапах боя.
Войскам общего назначения отводилась вспомогательная роль. В армии осталось немного специалистов-рукопашников.
С середины семидесятых годов в стране стали культивироваться восточные единоборства, что оказало, в целом, положительное влияние на интерес военнослужащих к рукопашному бою.
Однако опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий (Афганистан, Южная Осетия, Абхазия, Чечня) наглядно свидетельствует о недостаточном уровне подготовленности личного состава к ведению рукопашного боя, где по мнению многих специалистов, военнослужащие не были готовы к ведению рукопашной схватки (С.Ф. Ахромеев, В. А. Меримский и др., 1981). Практика боевой подготовки в войсках выявили серьезные проблемы в содержательной, методической и особенно психологической сторонах обучения. Ведущие специалисты РБ считают, что существующую систему обучения РБ в ВС РФ необходимо совершенствовать.
В современных условиях роль психологической подготовки еще более возросла. Важность данной проблемы показали локальные военные конфликты последних лет, что привело к необходимости разработки концепции морально-психологического обеспечения войск, формирование психологической способности действовать в экстремальных ситуациях.
С.М. Ашкинази и Г.Г. Дмитриев отмечают необходимость создания экстремального фона при проведении парных боевых упражнений. «экстремальный фон» достигается применение реального оружия, усложнение обстановки: высота, световые и шумовые воздействия, бой с несколькими противниками.
Также необходимо широко использовать элемент состязательности, что позволяет создать ситуацию напряженности и необходимы эмоциональный фон, например, проводя соревнования.
Важна роль и изучения и использования положительного опыта военных держав мира. [1]
Большой проблемой по мнению А.А. Борисова является отсутствие квалифицированных инструкторов и преподавателей по разделу «рукопашный бой», как правило в военных вузах занятия проводят преподаватели, которые прошли базовый курс и не обладают достаточной техникой и психологической готовностью для ведения рукопашного боя.
Для исправления ситуации существовала практика - приглашать специалистов по каратэ, УНИ- БОС, русскому рукопашному бою по стилю Кадочникова, славяно-горицкой борьбе и другим видам единоборств. Широкое распространение получали больше восточные единоборства, по образу и подобию которых то и дело пытались создать «русские стили», которые в данное время в большинстве своем являются авторскими.
«Русские стили» фактически являются псевдо-фольклорным проектом, в результате которого сформировалось несколько авторских стилей (как и положено в восточных боевых искусствах)
единоборств: славяно-горицкая борьба, которую создал Александр Белов; русский рукопашный бой, который создал Алексей Кадочников; буза, которую создал Григорий Базлов.
Подобные неисторические стили боевых искусств появились не только у русских, но и у других народов России: зумыд ош для коми создал Александр Глуханич (практиковал самбо, дзюдо); пупикат-беркат для хантов создал Арсений Соснин (практиковал каратэ); шодсанлат для ингушей создал Магомед Сукиев (практиковал каратэ, тхэквондо, кикбоксинг).
Создатели новоделов опирались на отдельно выхваченные из исторического контекста факты, не имеющие массового распространения. Именно поэтому некоторые методики и стили не всегда были рациональными и эффективными.
Психологическая подготовка к рукопашному бою должна включать в себя закономерности проявления и развития психики человека, формирование психологии деятельности личности в специфических условиях служебно-боевой деятельности с целью успешного применения на практике.
Для рукопашного боя характерны околопредельные и предельные по интенсивности и длительности физические и психические напряжения, систематическое и разумное использование этих напряжений приводит к адаптации и появлению привычки действовать в стрессовых условиях. Военнослужащий должен не только умело владеть своим телом, но и психикой, уметь сознательно управлять своим поведением в экстремальных условиях.
Трудности возникают при контроле эмоционального состояния, так как эмоции возникают под воздействием внешних и внутренних факторов непреднамеренно, как акт первичного переживания. [2]
Психологическая подготовка рукопашному бою - это постоянный целенаправленный процесс реализации максимальных возможностей для эффективного противодействия любому противнику в условиях служебно-боевой деятельности.
Таким образом цель дисциплины «Рукопашный бой» должна быть не только сформировать у военнослужащих навыки ведения рукопашного боя, но и достигнуть оптимального уровня психологической готовности с помощью определенных методик: внушение, самовнушение, упражнение на расслабление, направленное изменение содержания представлений, дыхательные упражнения.
Развитие способности военнослужащих к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния является важным направлением в системе психологической подготовки. Самостоятельное проведение тренировочных работ, проявление самодисциплины, использование методов саморегуляции для настройки на выполнение служебно-боевых задач позволяет овладеть способностью самостоятельно регулировать свои психические процессы и эмоциональные состояния.
Однако наиболее эффективной эта работу будет, если данное направление будет включено и реализовано в существующую систему обучения РБ в ВС РФ.
Проведенный анализ материала по вопросу рукопашного боя в системе обучения военнослужащих показал, что рукопашный бой является не только эффективным методом самозащиты, но и способом физического само- совершенствования курсантов, обеспечивающим необходимый уровень их фи- зической подготовленности для успешного выполнения поставленных задач по их боевому предназначению в любое время и в любых условиях.
Список использованной литературы:
1. Ковалева Н.В., Тихомирова М.Н. Формирование у школьников потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психологопедагогические науки). -2012. - № 4. С. 142-147.
2. Электронный ресурс удаленного доступа: Свободная энциклопедия Википедия Физическая подготовка [статья] Источник: https://ru.wikipedia.org/ - 2021.
© Каратеев Ю.Л., Шебештин А.О., Косырев Е.Е., 2022