Научная статья на тему 'РУГАТЬ НЕЛЬЗЯ ОДОБРИТЬ: ТУР, КАК СПОСОБ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

РУГАТЬ НЕЛЬЗЯ ОДОБРИТЬ: ТУР, КАК СПОСОБ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ТУРУХАНСКИЕ СЕЛЬКУПЫ / КУРЕЙСКИЕ КЕТЫ / Р. КУРЕЙКА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / РЫБОЛОВСТВО / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ / ЗАПОВЕДНИК / ЭТНОТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна

Статья посвящена оценке результатов экспедиции автора в Туруханский район Красноярского края (2020). Вследствие ограничений, связанных с пандемией коронавируса, экспедиция была совмещена с турпоездкой, что определило ряд ее особенностей. Отличительной чертой экспедиции было отсутствие свободы выбора места, времени и объектов для проведения исследований, а также сдвиги в плановых темах работы. В статье проводится анализ результатов экспедиции: рассматривается группа курейских кетов, ее современное положение и изменения, которые произошли в ней за последние 60 лет, дается обзор социально-экономической ситуации в поселке Светлогорск, выросшем за эти годы на кетских землях, и описывается характер русско-кетских отношений. Исследование освещает современное положение и меры поддержки государством коренных северян, проживающих в Туруханском районе. На основе экспедиционных материалов вскрываются проблемы енисейского рыболовства, поднимается тема заповедников и тема развития этнотуризма. В статье перечисляются зафиксированные в ходе поездки этнографические богатства Туруханского краеведческого музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOUR AS A METHOD OF ETHNOGRAPHIC EXPEDITION UNDER CORONAVIRAL RESTRICTIONS

The article is devoted to the assessment of the results of the author's expedition to the Turukhansk region of the Krasnoyarsk Territory (2020). Due to the restrictions associated with the coronavirus pandemic, the expedition was combined with a tour, which determined a number of its features. A distinctive feature of the expedition was the lack of freedom to choose a place, time and objects for research, as well as shifts in the planned topics of work. The article analyzes the results of the expedition: the group of Kurei Kets is examined, its current situation and the changes that have occurred in it over the past 60 years, an overview of the socio-economic situation in the village of Svetlogorsk, which has grown over the years on the Ket’s lands, is given, and the nature of the Russian - Ket relations. The study highlights the current situation and measures of state support for indigenous northerners living in the Turukhansk region. On the basis of the expedition materials, the problems of the Yenisei fishery are revealed, the theme of reserves and the theme of the development of ethno-tourism are raised.

Текст научной работы на тему «РУГАТЬ НЕЛЬЗЯ ОДОБРИТЬ: ТУР, КАК СПОСОБ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 398.4(571.51) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-190-199

СТЕПАНОВА О.Б.

РУГАТЬ НЕЛЬЗЯ ОДОБРИТЬ: ТУР, КАК СПОСОБ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Ключевые слова: способы экспедиционного исследования, туруханские селькупы, курейские кеты, р. Курейка, промышленное освоение Севера, коренные народы Севера, рыболовство, этнографические коллекции краеведческого музея, заповедник, этнотуризм.

Статья посвящена оценке результатов экспедиции автора в Туруханский район Красноярского края (2020). Вследствие ограничений, связанных с пандемией коронавируса, экспедиция была совмещена с турпоездкой, что определило ряд ее особенностей. Отличительной чертой экспедиции было отсутствие свободы выбора места, времени и объектов для проведения исследований, а также сдвиги в плановых темах работы. В статье проводится анализ результатов экспедиции: рассматривается группа курейских кетов, ее современное положение и изменения, которые произошли в ней за последние 60 лет, дается обзор социально-экономической ситуации в поселке Светлогорск, выросшем за эти годы на кетских землях, и описывается характер русско-кетских отношений. Исследование освещает современное положение и меры поддержки государством коренных северян, проживающих в Туруханском районе. На основе экспедиционных материалов вскрываются проблемы енисейского рыболовства, поднимается тема заповедников и тема развития этнотуризма. В статье перечисляются зафиксированные в ходе поездки этнографические богатства Туруханского краеведческого музея.

STEPANOVA, O.B. SHOULD NOT APPROVE:

TOUR AS A METHOD OF ETHNOGRAPHIC EXPEDITION UNDER CORONAVIRAL RESTRICTIONS

Key words: methods of expeditionary research, Turukhan Selkups, Kurei Kets, r. Kureyka, industrial development of the North, indigenous peoples of the North, fishing, ethnographic collections of the local history museum, nature reserve, ethnotourism.

The article is devoted to the assessment of the results of the author's expedition to the Turukhansk region of the Krasnoyarsk Territory (2020). Due to the restrictions associated with the coronavirus pandemic, the expedition was combined with a tour, which determined a number of its features. A distinctive feature of the expedition was the lack of freedom to choose a place, time and objects for research, as well as shifts in the planned topics of work. The article analyzes the results of the expedition: the group of Kurei Kets is examined, its current situation and the changes that have occurred in it over the past 60 years, an overview of the socio-economic situation in the village of Svetlogorsk, which has grown over the years on the Ket's lands, is given, and the nature of the Russian - Ket relations. The study highlights the current situation and measures of state support for indigenous northerners living in the Turukhansk region. On the basis of the expedition materials, the problems of the Yenisei fishery are revealed, the theme of reserves and the theme of the development of ethno-tourism are raised.

В рабочем плане автора на лето 2020 г. стояла экспедиция к селькупам Туруханского района Красноярского края. Однако из-за коронавирусных ограничений ее официальное проведение оказалось невозможным, отчего автору пришлось найти альтернативный способ осуществления намеченного - съездить в обозначенные места по туру. Был куплен тур под названием «Водопады плато Путорана»; автор перемещалась вместе с группой других туристов на катере по следующему маршруту: село Туруханск, от него 200 км вниз по Енисею до устья р. Курейки - правого притока Енисея, далее по Курейке через Курейское водохранилище, через озеро Дюпкун вплоть до Большого Курейского водопада, и тем же путем обратно. На внутренний туризм коронавирусные запреты не распространялись. Турпоездки по России приветствовались на государственном уровне, и на определенном этапе даже стали поддерживаться государством путем возврата части средств на карту «Мир» Сбербанка.

В сравнении с полноценной экспедицией, автор не имела свободы выбора места, времени и объектов для проведения традиционных экспедиционных действий, но получила саму возможность оказаться в поле, собрала определенный объем полевого материала и не дала сезону стать провальным в экспедиционном плане. Большим везением можно назвать то, что такой тур вообще нашелся - Туруханский район не относится к территориям с раскрученным туристическим кластером (любимое туристами плато Путорана находится на территориях двух муниципальных районов - Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского; заезд на плато осуществляется преимущественно через Норильск). Много лет через Туруханск проходят лишь рыболовные туры для богатых любителей рыбалки с заброской вертолетом на таежные речки.

В статье рассматриваются результаты полевой работы и оценивается ее нестандартный способ. При этом основной меркой в оценке способа служат объем и качество собранного материала. К анализу результатов поездки привлекались труды Е.А. Алексеенко [1], Б.О. Долгих [2] и В.В. Передольского [3].

Кроме главного плюса - самой возможности полевой работы - путешествие по туру имело для автора и ряд других положительных моментов, в основном организационного свойства, а именно: была решена проблема с водным транспортным средством, которое в экспедициях обычно приходится нанимать с большими сложностями. Наличие туристического катера позволило добраться до труднодоступных мест района. Катер, оборудованный спальным помещением, дал кров над головой, заменив собой съемное жилье. Был решен вопрос с питанием, так как еду для туристов готовил повар (он же матрос - мастер на все руки и туринструктор). Тур решил еще две типичные экспедиционные проблемы - с обеспечением безопасности (во время всех прошлых экспедиций автор заботилась о своей безопасности сама) и с поиском знающего проводника-информанта: наш гид и хозяин катера - в прошлом геолог, служащий МЧС и егерь заповедника -хорошо знал местность и население вместе с их (не очень давним) историческим прошлым. По характеру он оказался любителем поговорить и хорошим рассказчиком. Кроме того, всюду, где проходил наш маршрут, он имел таких же знающих знакомых среди старожилов, что представляло для собирающего информацию автора большую ценность.

К плюсам поездки автор относит и новые, незапланированные для изучения темы, которые подсказал маршрут поездки и беседы с жителями тех мест. Новые темы, возникающие в ходе полевой работы - обычное явление для каждой экспедиции, но здесь вся новь была новью в квадрате - условия тура сводили к минимуму предопределенность действий автора.

По каким темам, в итоге, был собран материал в ходе поездки? Туруханские селькупы, которых автор собиралась изучать по изначальному плану, были отработаны лишь в части репрезентации их культуры в экспонатах Туруханского краеведческого музея. Тема краеведческих музеев в районах проживания селькупов актуальна для автора уже много лет. Туруханский музей богат аутентичными вещами по традиционной и современной культуре не только селькупов, но и кетов, эвенков, русских - народов, населяющих Туруханский район, а также экспонатами по истории района, надо сказать, очень интересной [4]. Некоторые из вещей, представленных в музее, например, традиционные кетские шахматы, уникальны. Шахматные фигуры в них точно такие же, какие были в древних русских шахматах, и ничем не напоминают современные фигуры. По словам экскурсовода, кеты называют эту игру шашками, «по описанию, это что-то среднее между шахматами, нардами и шашками». «Шашки у кетов сейчас практически уже не встречаются, утеряна уже сама игра как таковая» [ПМА 2020]. Экспозиция музея, как под копирку, повторяет экспозиции краеведческих музеев соседних районов, заявки на оригинальность в ней нет. Научная работа в музее не ведется, сплочения коренных жителей села вокруг музея не наблюдается, и так далее - все это дает посыл к разработке в будущем темы краеведческих музеев и, в ее рамках, темы этнической консолидации и формирования нового этнического самосознания.

В филиале краеведческого музея - доме Я.М. Свердлова в ходе полевой работы была осмотрена экспозиция, посвященная туруханской политической ссылке. Ссылка в Туруханский край/район не могла не наложить свой отпечаток на жизнь коренного населения и пока остается темным пятном истории (и этнографии). Автор давно, по крупицам начала копить материалы о высланных в Туруханский край в 1941 г. поволжских немцах, отношениях немцев с коренными жителями края, смешанных немецко-селькупских семьях, о потомках немцев, навсегда осевших на севере, и этих материалов уже накопилось много. Помимо немцев сюда ссылали греков, латышей и представителей других народов, что тоже было бы интересно изучить. Кроме того -опять же в качестве информации для планирования будущих исследований - в Туруханске сохранилось здание монастыря XVIII в., связанного с историей второй Мангазеи. Здесь также похоронены бежавшие в 1918 г. из Красноярска первые советские руководители края. Автором была проведена подробная фотофиксация музейных экспозиций и других туруханских достопримечательностей.

Весной, обдумывая летнюю экспедицию к туруханским селькупам, автор хотела также «отработать» ассимилированную курейскими кетами самую северо-восточную по расселению селькупскую группу - карасинскую, посмотреть, в каком виде она сейчас существует. По В.В.

Передольскому - автору книги «По Енисею. Быт Енисейских остяков» [3], уже в начале ХХ в. карасинцев ассоциировали с енисейскими остяками, т.е. кетами, а точнее, с курейскими кетами, однако божества, в которых они верили, у них на тот момент оставались еще селькупскими (Ном, Кысэ). Карасинские селькупы жили в районе станков/песков Карасино и Денежкино на Енисее, чуть ниже впадения в Енисей р. Курейки. К слову, это была единственная группа селькупов, жившая на берегах Енисея, и в том числе по этому признаку их можно узнать в произведении В.В. Передольского. На карте к статье Е.А. Алексеенко «Материалы по культуре и быту курейских кетов» [1] населенный пункт Карасино обозначен. На современных картах он уже отсутствует, нынешние информанты о нем тоже ничего не знают. В отделе по делам коренных малочисленных народов Севера администрации Туруханского района автор получила статистические данные о районной численности коренных народов Севера на 1 сентября 2019 г. Населенные пункты Карасино и Денежкино в этих данных не упоминаются. По-видимому, от карасинских селькупов не осталось и следа - их полностью «поглотили» курейские кеты.

Курейских кетов автор застала в положенном месте, по маршруту своего следования и поэтому переключила внимание на них. То есть, в фокусе полевых изысканий автора 2020 года курейские кеты оказались незапланированно, можно сказать, случайно. Тем не менее, несмотря на вынужденную смену объекта, проведенное исследование все-таки имеет смысл. Изучение кетов принесет пользу не только кетам, но и всем коренным народам Туруханского района, включая селькупов, так как все коренные жители района находятся в одинаковых социально-экономических условиях, и положение одной группы будет аналогично положению всех групп района. Прок от исследования получит и та часть селькупов, что проживает в ЯНАО. У властей Ямала появится возможность сравнить положение малочисленных народов Севера в двух соседних регионах и оценить эффективность своей работы по поддержке коренных северян. Помимо практической пользы исследование внесет свой вклад в сибиреведение и этнографическую науку в целом.

Согласно полученной в администрации района статистике, кеты, территориально подходящие под определение курейских или северных, проживают сегодня в дер. Горошиха (42 чел. из 77 жителей) и пос. Курейка (6 чел. из 45 жителей) на Енисее, в пос. Мадуйка (31 чел. из 36 жителей) на Мундуйском озере, расположенном в левобережье р. Курейка, недалеко от устья, а также в пос. Светлогорск (40 чел. из 907 жителей), стоящем на левом берегу Курейки приблизительно в 120 км от устья [ПМА 2020].

История этой группы кетов вкратце следующая. На Курейке кеты жили не всегда. Переселение кетов на Курейку из более южных районов происходило в XVШ-XIX вв. Соседями кетов на Курейке были эвенки, появившиеся там немногим ранее их, эвенки кочевали по правобережью реки, кетские земли были главным образом на левом берегу [1, с. 32]. При продвижении на новые территории кеты встречали сопротивление эвенков, а также отражали нападения ненцев, приходивших с севера. До революции курейские кеты входили в состав Нижне-Инбатской (кетской по своему составу) и Карасинской (в основном селькупской) волостей [1, с. 33-34]. Самым многочисленным родом курейских кетов был род Серковых; придя с юга, они первоначально обосновались на Мундуйском озере. Кроме Серковых в состав курейских кетов входили роды Тетериных, Ламбиных, Пешкиных, семьи Мальцевых и Кручинкиных. Основными занятиями курейских кетов были охота, рыболовство и оленеводство (с малым количеством оленей, от 1 до 7 голов на хозяйство). Род Серковых был обособленным, в конце XIX - начале ХХ вв. он кочевал отдельно, вдоль левого берега Курейки. Часть кетских семей, которая зимой жила на оз. Ирбакан, в начале лета, после спада воды выходила рыбачить на Енисей. На Мундуйское озеро, до создания коллективных хозяйств, кеты выходили редко. Это были угодья эвенков - семей из родов Хирогир, Кильмагир, Удыгир [1, с. 34-35].

Река Курейка и Мундуйское озеро являются водоемами, богатыми рыбами сиговых пород; в других озерах и маленьких речках водятся главным образом частиковые породы. На Енисее кеты промышляли во время хода рыб осетровых пород и сельди. Объектом охотничьего промысла курейских кетов была белка. На тундровых участках своей территории они добывали песца, дикого оленя, белую куропатку.

В 1962 г. все курейские кеты трудились в колхозе «Новая жизнь», основой хозяйства которого были рыболовство, охотничий промысел и транспортное оленеводство. Новые отрасли -

звероводство, животноводство и полеводство - играли подсобную роль. Центральная усадьба колхоза находилась в пос. Серково, расположенном на левом берегу Курейки в 50 км от устья [1].

Что автор застала во время своей поездки 2020 г., или что изменилось на курейских землях с 1962 г.? - Важнейшей вехой в истории курейских берегов стало строительство Курейской ГЭС и при ней поселка Светлогорска.

Сведения о Светлогорске автор могла бы взять из интернета, но не стала этого делать, так как обо всем, что ее интересовало, узнала от информантов. Сведения о Светлогорске, полученные в экспедиции, образовали еще один тематический кейс исследования - не этнографический, а социальный, поскольку большинство жителей поселка - русские, и главное содержание их рассказов - о социальном положении населения поселка. Но в Светлогорске проживает также 40 человек кетов, и окрестное население опять же кетское, следовательно, фокусирование на социальных проблемах Светлогорска в то же время неразрывно связано с этнографическим изучением кетов.

Вот как выглядит Светлогорск в рассказах информантов:

- Сейчас приедет Александр Викторович, он пионер, мой друг, когда будем выезжать на Урале, увидите, он из первого десанта, с первого дня. Курейская и Хантайская ГЭС - Хантайская первая была построена - дают электричество Норильску. Поселок Пионерный здесь стоял. Он приехал, здесь в палатке жил, первый топор держал. Из первых строителей он здесь единственный остался. Он мне рассказывал, вот здесь первый дом был, вот здесь то-то было, сейчас все уже бурьяном заросло, но жили, говорит, настолько весело. Студенты как понаедут, в мае - постоянно сюда ездили стройотряды, комсомольская стройка. Населения тысяча? - Да нет, какая тысяча -человек двести. Когда строилась станция, было две. Тогда поселок большой построили. Там студенты прилетали-приезжали, кого там только не было. Вот это уже все разрушенное которое, уже железо... Все пароходами доставлялось, о-о-о... Сейчас они обслуживают ГЭС. Кроме нее у них администрация, учителя, почта ... Викторович рассказывал, воду перекрыли, реки не стало. Ходили по руслу, говорит, пешком, множество канав. Раз - и реки не стало. В Курейском водохранилище, оно образовалось, как реку закрыли, рыбы нет, не водится (Информант Андрей Васильев, наш гид, ок. 55 лет).

- Стройка в Светлогорске началась в 1975 г. Запустили станцию в 1987 г. Почему так долго строилась? Кризис же был. Богучанская ГЭС знаете, как строилась? Одинаково мы начали строиться. Богучанская ГЭС только-только достраивается. Мы уже даем энергию лет 25. Что здесь было до Светлогорска? Тайга и графитный рудник. Рудник с XIX в., каторжане были здесь (Информант Александр Викторович, строитель Курейской ГЭС, ок. 60 лет).

- Курейская ГЭС официально принадлежит Норникелю, фактически вся скуплена москвичами, все здесь скуплено. Заработала в 1987 г. Станция снабжает электричеством Норильск. Есть еще Хантайская ГЭС. Туруханск отказался от электричества - они отапливаются углем. ГСМ сюда завозятся - приходит катер, и закачивают в хранилище по трубе с берега. Строители станции жили в пос. Пионерный, он был недалеко от пристани, от Светлогорска в 10 км, сейчас он заброшен. Дома-бараки - двухэтажные, блочные, деревянно-дээспэшные. Графитовый карьер 5-6 метров глубиной, раньше была шахта, пласт графита идет до самого Норильска. Графитовое месторождение тоже принадлежит москвичам. Программа переселения с Севера здесь есть, но не для всех. Чтобы получить жилье по этой программе, нужно быть непростым человеком. Трехкомнатную квартиру в Светлогорске сейчас можно купить всего за 60 тыс. руб., несмотря на то, что дома хорошие, высотные, из кирпича, с центральным отоплением. Было несколько волн отъезда людей из поселка. Сейчас будет новая волна - на станции не платят. Зарплата 50 тыс. руб. для здешних цен очень маленькая. Раньше был зимник до Игарки, на своих машинах доезжали, было хорошо. Теперь нет. Ничего здесь для людей не делают. Никуда нет дорог. Все завозят по воде несколько месяцев в году, а в остальное время вертолетом, самолетом. Светлогорск закрыли для приезжих - отменили еженедельный самолет - из-за коронавируса, в Светлогорске его нет. Один гаишник на весь город. Те, кто отсюда не уезжает, любят реку. Серьезные мужики здесь живут. «Клуб» - гаражи. Все мужики после работы ходят в клуб (Информант Александр, бывший электросварщик Курейской ГЭС, ок. 46 лет).

- Не знаю, чем женщины с детьми здесь живут, а мужики живут гаражами. Это как рой перелетает из улья в улей. Они гудят постоянно. В одном гараже, в другом гараже, в третьем

гараже, в четвертом, в пятом... Днем работают, крепкие мужики, а после работы пьют. Они еще умудряются ездить на рыбалку и на охоту. У них есть там морозильные камеры, они все время забиты мясом, рыбой, всякой разной рыбой, острогой. У всех светлогорцев гаражи. А на гаражах раньше, в советское время, были теплицы, вторым этажом. Электричество - халява, тут дешевое электричество, вот теплицы в гаражах и были. Он купил трактор-ратрак (производит завод Курганец) - с широкими гусеницами, сани, в санях холодильник. Он не очень быстрый. И он с Игарки, километров 250 по реке, по суше километров 250, дорогу делает, чтобы продукты возить. А еще какая зима. Обеспечить всех питанием здесь нелегко. Вот они и стараются летом все завезти - продукты-продукты-продукты. Паровозы старинные, что на берегу стоят, из Ермаково, со сталинской железной дороги, там сейчас никто не живет, раньше база строительная была, хотели паромную переправу через Енисей строить. Паровозы завезли сюда жители Светлогорска сами, по своей инициативе, хотели музей сделать на берегу, но с музеем все заглохло. Там стоят 3 паровоза, один из них распилен пополам. По тому, что внизу стоит, уровень воды в Курейке смотрят (Информант Андрей Васильев, наш гид, ок. 55 лет).

То есть, Светлогорск сегодня - небольшой монопоселок при Курейской ГЭС и, судя по рассказам и настроениям жителей, в значительной степени депрессивный. К его главным социальным проблемам относятся маленькие зарплаты и отсутствие дорожной связи с большой землей, со всеми вытекающими из этого последствиями. Население поселка за последние 20 лет сильно сократилось, остались в основном лишь те жители, которых кроме работы держит здесь река и рыбалка. Аборигенными кетами Светлогорск «освоен» и включен в зону традиционной жизнедеятельности.

Какие изменения за это время претерпели поселения кетов? Во-первых, не стало поселка Серково, где находилась усадьба колхоза «Новая жизнь», как и двух других кетских поселений -Усть-Курейки и Усть-Мадуйки, о которых автор узнала лишь во время поездки, от информантов (в статье Е.А. Алексеенко они не упоминаются). Во-вторых, появился национальный поселок Мадуйка на Мундуйском озере - по материалам Е.А. Алексеенко, в начале 1960-х гг. земли вокруг Мундуйского озера были населены эвенками. Сегодня, нужно повторить, в Мадуйке проживает 36 человек, из них 31 человек - кеты, 1 - эвенк и 4 человека не относятся к коренным малочисленным народам Севера.

Куда переселились жившие на Мундуйском озере эвенки, автор не выясняла, оставила этот вопрос до будущих времен. Выше Светлогорска берега Курейки (протяженностью еще более 600 км) не заселены: два кордона заповедника Путоранский, метеостанция и жилье каждый год приезжающего сюда фотохудожника из Москвы (близ впадения в Курейку р. Ягтали) не в счет.

В Светлогорске автор беседовала с тремя кетами - молодыми жителями Мадуйки. Разговор исчерпывающе описывает, чем сегодня живут его жители, его запись стоит привести здесь полностью:

- Сколько у вас в поселке народу живет? Сто, двести человек? - Нет, меньше.

- По национальности все кето? - Кето.

- Какие фамилии там у вас? - Дибиков, Серков, Тетерин, Морос.

- Селькупы есть? - Да. Козухин еще есть. Не, не селькупы, эвенки они.

- Чем живете, чем занимаетесь там? - Рыбалкой, работой, там на дизельной свет, на дизельной, где мэрия, работаю, площадки, ЖКХ.

- А геологические партии через вас проходят, работу предлагают? - Нет, нету ничего.

- Нефтяное месторождение рядом какое-нибудь есть? - Нет.

- А зимой? - Зимой охота, капканы ставим, рыбалка.

- Охотитесь на кого? - На соболей, зайцев, но на зайцев так просто, покушать ловим. Соболей на продажу.

- И как, удачной бывает охота? - Да, в прошлом году плоховата была охота, что-то он мимо тогда проходил.

- Зимние есть угодья, или вышли из села, поохотились и обратно в село? Избушки какие-нибудь есть у вас? - Да, конечно, само собой, понятное дело.

- Олени есть у вас? - Да.

- Домашние? - Нет-нет! Дикие.

- Много здесь оленя? - Да. Вот сейчас летом, сюда едем, они ходят летом, всю дорогу. А зимой где-то они стоят. Уходят на холмы, где есть там кормиться у них. А летом они на дорогу выходят, вся дорога утоптана оленями.

- Мясо у вас - оленина? - Да. - А лося нет? - Да, бывает.

- А птички? - Глухарь, копалуха, куропатка.

- Это в каком месяце? - Осенью и весной.

- Гуси-утки? - Да, тоже весной, осенью.

- В Мундуйском озере какая рыба? - Щука, окунь, язь, почирки, чиры, бывает, редко, налим попадется, пелятка, сиги.

- Куда вы будете выкладывать фотографии? Чтобы посмотреть этому человеку, к вам зайти на страничку? Где вы есть? - ВКонтакте я есть.

- Сейчас нам связь МТС установят, тогда.

- Назовите, пожалуйста, свои фамилии, мне нужно для работы. - Дибиков Игорь Валерьевич, 29 лет, через месяц будет 30.

- Я Дибиков

- Я Серков.

- У вас, наверное, вся деревня однофамильцы?

- Да нет, много там. Вот Цоль, даже немцы там есть. Из ссыльных 1941 г., потомки. Их тоже тогда завезли, они там живут сейчас, ну, конечно, уже померли сейчас все. Сыновья остались их и все, живут сейчас в поселке (ПМА 2020).

Если обобщить все сказанное, жители Мадуйки живут сегодня рыболовством и охотой, некоторые, кому повезло, имеют работу в поселковом жилищно-коммунальном хозяйстве. Светлогорск для кетов Мадуйки является ближайшим крупным поселком, куда они приезжают в магазины, и чтобы продать по знакомым продукты рыболовного и охотничьего промыслов.

По словам русских информантов, все кеты, по всему Енисею, очень бедные. Визуальный осмотр деревни Горошиха (расположенной на правом берегу Енисея недалеко от устья р. Курейки), который автору удалось провести, использовав возможность, предоставленную руководителями тура, это подтверждает. Дома кетов, как и прочих жителей, - старые, давно не ремонтированные, в пластиковых и фанерных «заплатах», - несли на себе печать нищеты. В пейзаже деревни оптимизмом веяло лишь от новой, окрашенной в яркие цвета типовой детской площадки.

Рассказы информантов свидетельствуют, что о кетах местные русские невысокого мнения, считают их деградировавшими алкоголиками, но агрессии и раздражения в отношении к ним не испытывают. Отношение русских к коренным северянам больше похоже на жалость или сочувствие:

- Коренные там тоже живут, но мало совсем. Коренные в Мадуйке живут, три-четыре дома. Кто там живет по национальности, я не знаю, у меня начался возрастной склероз, я их отличить не могу (Информант Андрей Васильев).

- На Мундуе? Талабайцы там живут, как их отличить, морды одинаковые (Информант Виктор, капитан нашего катера).

- Коренные жили на Мадуйке. Лесные угодья у них были, и здесь тоже, оленеводческое хозяйство было. Здесь пастбище было? Здесь ничего не было, здесь кустарник был, ну, не кустарник, а маленький лес был, зарастало потихоньку. Мы приехали, этого леса не было. На Мадуйке кето жили. Они рыбачили, и оленеводческое хозяйство у них было. Там же они и сейчас живут, но оленей нет, съели. О.С. - Наверное, в 1990-е съели оленей? - Да ну, они до 90-х уже все съели. Совхоз у них был. Зверей выращивали, занимались рыбой и оленеводством. Название не помню, могу националов подогнать (Информант Александр Викторович, строитель Светлогорска).

- Талабайцы, националы с Мундуя, приезжают в Светлогорск к знакомым, продают рыбу, перебирают морошку. Рыба - нельма, таймень, стерлядь, хариус. В августе ловят тугунка, в сентябре омуля. В Мадуйку есть дорога. Закупают продукты в Светлогорске, туда увозят. Зимой тоже занимаются рыбой. Пушным промыслом кто занимается, кто нет. Ну, там их уже мало осталось. Так их здесь и называют - националы. Ну, талабайцы, националы. О.С. - Наш капитан Виктор их не отличает, где-кто. А. - Да, не отличают, как их разберешь. Сейчас сами увидите, если

они еще в состоянии что-то сказать ... Вот они, вылазят. О.С. - Они здесь чинят машину? Они сюда на ней приезжают? А. - Да-да (Информант Александр, бывший электросварщик на Курейской ГЭС, житель Светлогорска; разговор с ним записывался в машине, когда он вез автора на встречу с кетами).

Помимо материалов о курейских кетах в ходе поездки автор собрала общие сведения, касающиеся всех коренных северян Туруханского района, в том числе туруханских селькупов, проживающих в бассейне р. Турухан, среди которых у нее в этом году не сложилось поработать. В отделе по делам коренных малочисленных народов Севера администрации Туруханского района были получены материалы по современному положению коренных жителей Севера и программам их поддержки. По данным районной администрации, средняя продолжительность жизни в районе составляет 61 год, у коренных народов Севера - 39 лет. До пенсионного возраста доживает только 6,3 % представителей этих народов. Основными причинами являются крайне низкий социальный уровень жизни и алкогольная зависимость, влияющая на высокий уровень несчастных случаев и суицидов. Число аборигенов трудоспособного возраста составляет 51 %, из них только 13 % официальные безработные. Но реальное число безработных больше в 3-4 раза, так как многие жители отдалённых поселений, будучи безработными, никогда не стояли на учёте [ПМА 2020].

При сравнении имеющихся в распоряжении автора данных о численности коренных северян Туруханского района в 2013 г. и 2019 г. (автор уже проводила экспедицию в этом районе в 2014 г.), численность аборигенного населения за 6 лет выросла на 600 человек. Вряд ли такой прирост можно объяснить высокой рождаемостью, так как смертность здесь тоже не маленькая. Как прокомментировали эту цифру в районной администрации, «видимо кто-то просто вспомнил о своих корнях - многие сейчас восстанавливают свои корни».

Краевая Программа «Сохранение и развитие традиционного образа жизни у местных жителей из числа малочисленных народов Красноярского края», единственная работающая программа такого рода, поддерживает только рыбаков и охотников - тех коренных северян, которые занимаются традиционными промыслами. Программа реализуется на фоне ужесточения политики государства в отношении соблюдения закона «О рыболовстве». К надзору за его соблюдением в Туруханском районе привлечена Росгвардия. О том, как сочетаются названная программа и данный закон, в администрации рассказали следующее:

- У коренных есть квоты по рыбе. Но они проверяют всех. При наличии у коренных соответствующего приказа, они имеют право на вылов. Приказ дается не на администрацию. Министерство экологии и природопользования предоставляет квоты. Они обращаются туда за тем, чтобы им выделили бесплатные квоты. На основании заявления там принимают решение. Приказом. Копию приказа отправляют. И они с ним рыбачат, чтобы документ был в наличии. У каждого в кармане должна быть эта бумажка [ПМА].

На тему енисейского рыболовства автор записала ряд интересных сведений у информантов, они касаются всех жителей Туруханского района, включая коренных, а также приезжих рыбаков-любителей:

- Правда, не правда, но очень похоже на правду, говорят, что четверых росгвардейцев уже застрелили, довели кого-то уже до отчаяния. При мне, на моих глазах в Ярцево машину их сожгли, на берегу стояла, те только отошли, смотрю, машина запылала. Народ обнищал до бесконечности, такие цены. Раньше здесь леспромхозы были, артели, в советское время. Здесь вот рыбзавод был Туруханский, здесь вот все его было, столько рыбы ловили. Вот - Иван Михайлович - 40 лет был главным рыбным инспектором здесь вот, Туруханского района. Он как порассказывает, что тут. Я их показатели видел, там отлов осетров, стерляди, тайменей, все было, промышленные отловы. Рыба резко перестала быть во времена перестройки. Начали мощный, сильный отлов. Как таковая рыбинспекция померла, задушили ее, ее не стало, ему жить не на что стало. На свои там ходил, когда полномочия были. Прессинг здесь сильный был. Я 14 лет занимался рыболовным туризмом, вертолетом летали мы по разным там речкам. И потом вот в 2009-м я вот здесь начал ходить, экологический маршрут пробивать. 90 групп здесь проходило за сезон, на вертолетах, рыбаков. Если по принципу рыбачить «поймал-отпустил», то все приезжали сюда с флягами. Тайменей глушили, просто вот. Иван Михайлович, сколько мог, боролся. Я начал в 2004 г., это было в 2009 г. В 2009 г. уже идешь по реке - голова тайменя, хвосты тайменя. берут только филе. Вот и подорвали. Потом, как они, эти РПУ - рыболовно-производственные участки. Если нельзя было

реку, воду брать ни в аренду и ни в собственность, то ее поделили на участки. Любители-рыбаки вообще не могли рыбачить, нигде, никак. Бери путевку. Потом вот бунт же был рыбаков. В каком же году. Почти 25 миллионов рыбаков по России, и Путин приостановил действие РПУ, закона о рыболовстве. Сейчас закон сделали, а правила не сделали, сейчас они опять мучаются, столько лет ... Лет 10, наверное. Гоняют по кругу, одно и то же. Не меньше 6 лет закону о любительской рыбалке. Ужас, что творится. Тут этих бедных местных саксаулов поймали с рыбой. У того 5 детей, ни денег, ничего нет, он жил тайгой. Коренного поймали. Старовера. Не коренного - старовера. И все. Там его всем Красноярском спасали. Все соцсети возмущались. Даже митинг собирались устраивать. Ну, защитили кое-как. Так они все такие, бесправные. У коренных есть квоты, но смешные. А коренных-то осталось, все уже спитые, все больные алкоголизмом. Понатворили делов... Местных так сядешь слушать - одна боль, никакой радости в жизни. О.С. - К нам зимой приезжала одна кетка, рассказывала, что в их деревне Росгвардия заходит в дома, как в свои собственные, лезет в холодильники, в морозилки заглядывает, ищет там запрещенную рыбу -произвол творит, у них не может быть таких прав. А.В. - Да, да (Информант Андрей Васильев, наш гид).

Из этого монолога о енисейском рыболовстве и из сведений по тому же вопросу, полученных от районной администрации, ясно, что закон «О рыболовстве» - как раньше, так и сейчас - очень далек от совершенства и не работает ни на восстановление природного баланса, ни на поддержку коренных северян, ни на упорядочивание отношений реки, государства и рыболовов-любителей.

Еще одна тема, которая неожиданно всплыла в ходе экспедиции - тема заповедников и экологического туризма - была интересна автору в связи с тем, что в поле ее зрения уже много лет находится Верхне-Тазовский государственный заповедник, расположенный в Красноселькупском районе ЯНАО. Заповедник на Тазу очень тесно связан с местным селькупским населением, обойти его вниманием в изучении селькупов невозможно. В поездке 2020 г. в поле исследования попал заповедник Путоранский, в него автора привел туристический маршрут, ставший одновременно экспедиционным. Была проведена «проверка» Путоранского заповедника по тем вопросам, которые формируют круг проблем Верхне-Тазовского заповедника. К ним относится, во-первых, вопрос, куда делись эвенки, и на чьих землях был образован заповедник (до эвенков эту территорию заселяли нганасаны, род тидирисов [2, с. 614 - 615]). Во-вторых, есть ли в Путоранском заповеднике, так же, как в тазовском, охраняемые животные из разряда промысловых (дикий северный олень, соболь, лось, медведь, росомаха, песец), охота на которых всегда была частью системы жизнеобеспечения коренных жителей Севера. И, в-третьих, существует ли в заповеднике проблема браконьерства со стороны аборигенов.

В итоге, ни одного рассказа о принудительном выселении эвенков с традиционных мест проживания автору записать не удалось. По словам информантов, когда появился заповедник (1988), территория, которая к нему отошла, не была заселена. Автор думает, это объясняется тем, что земли заповедника большей частью представляют собой вулканическое плато, непригодное для той системы жизнеобеспечения, которая есть у аборигенных народов. Можно предположить, что по каким-то долинам плато и пролегали когда-то эвенкийские кочевые и охотничьи маршруты (поселков точно не было), но поскольку вокруг заповедника имеются огромные малонаселенные или вообще пустынные пространства, изменение этих маршрутов прошло для эвенков легко и безболезненно. В заповеднике Путоранском среди охраняемых видов фауны, действительно, есть все названные животные, но браконьерства на территории заповедника со стороны местных жителей, как свидетельствуют информанты, фактически нет:

«Со стороны Якутии и с этой, енисейской стороны никто в заповеднике не браконьерит. То есть тут, по большому счету, охранять не от кого. Ты замучишься вывозить оттуда мясо и все. Пушнину добывать там браконьерским способом тоже невозможно - должны быть избушки, путики проложены, капканы стоять. Вот где метеостанция есть ... там хозяйство такое, мама не горюй. Вот ты должен этот путик пройти, у тебя должна в конце промысловка стоять, маленькая. Потом ты должен вернуться на базу, потом на следующий путик, потом на следующий путик» (Информант Андрей Васильев, наш гид).

Для основного информанта, гида Андрея Васильева (чтобы напомнить - хозяина катера, предпринимателя в сфере туризма, автора маршрута по Курейке, директора красноярской

турфирмы, в прошлом спасателя МЧС и по совместительству егеря заповедника), тема заповедника была актуальна больше со стороны развития туризма, чем этнографии или браконьерства. Несколько лет назад государство выделило заповедникам на развитие экологического туризма крупные объемы средств. Проблемы туризма связаны с данным исследованием тем, что одной из позиций экологического туризма является этнотуризм, его уже развивают - пока как прикладное направление - на турбазе Бунисяк на оз. Лама (расположена на северо-западе плато Путорана, заезд на нее осуществляется из Норильска). При базе живет Белый шаман, который показывает туристам свою коллекцию вещей по традиционной культуре эвенков, долган и нганасан и рассказывает о мировоззрении и образе жизни этих народов. Пока с этнотуризмом в регионе ничего не ясно, но не исключено, что за ним стоит большое будущее, и что он внесет заметные положительные изменения в жизнь коренных народов севера Красноярского края. По мнению нашего гида, государство ошиблось, когда выделило деньги на развитие туризма заповедникам, погрязшим в коррупции, не знающим и не понимающим, что такое туризм, и не поддержало в этой сфере частных предпринимателей, но это уже, как говорится, другая история.

Итак, исследование стало отчетом об экспедиции автора в 2020 г. в Туруханский район Красноярского края и одновременно оценкой нестандартного способа проведения экспедиции -по туру. Полевая работа, совмещенная с турпоездкой, дала некоторые бытовые преимущества, но отличалась от обычной экспедиции отсутствием свободы выбора места, времени и объекта для проведения исследований. Объем собранных в экспедиции материалов примерно равнялся объему материалов обычного полевого сезона. Однако в темах, запланированных для изучения, произошел заметный сдвиг. Вместо туруханских селькупов главным объектом внимания в экспедиции стали курейские кеты. Автор изучила современное положение курейских кетов и рассмотрела изменения, которые произошли в их жизни за последние 60 лет. Был сделан обзор социальных проблем населения пос. Светлогорск, возникшего на кетских землях в низовьях р. Курейки, и выявлены особенности русско-кетских отношений. Исследование коснулось современного положения и мер поддержки государством всех коренных северян, проживающих в Туруханском районе, включая селькупов - мониторинг этих вопросов проводится автором в каждой экспедиции [5, 6]. В ходе поездки были собраны данные по проблемам рыболовства в Туруханском районе. Способ экспедиции по туру продиктовал обращение к теме заповедников и их влияния на коренное население, а также к вопросу развития этнотуризма. Музеи Туруханска дали автору богатый материал для будущего освещения темы научно-исследовательской работы МАЭ «Люди и вещи: локальные сообщества, материалы, технологии», причем как применительно к селькупам, так к кетам и эвенкам.

Если судить по количеству и качеству собранных материалов, экспедиция 2020 г., совмещенная с турпоездкой, ни в чем не уступила любой другой экспедиции автора. Автор надеется, что данное исследование, посвященное анализу способа и результатов экспедиционной работы, внесет свой вклад в развитие сибиреведения и этнографической науки в целом.

Литература и источники

1. Алексеенко Е.А. Материалы по культуре и быту курейских кетов (Колхоз «Новая жизнь»). // Сибирский этнографический сборник; IV. ТИЭ. Т.78. - М.: Изд. АН СССР, 1962. - С. 30-66.

2. ДолгихБ.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М.: Изд. АН СССР, 1960. - 662 с.

3. ПередольскийВ.В. По Енисею. Быт Енисейских остяков. - СПб.: Изд. Девриена, 1908. - 190 с.

4. Степанова О.Б. Красные селькупы: революционные преобразования среди населения Таза и Турухана // Уральский исторический вестник. - 2018. - № 1. - С. 91-100.

5. Степанова О.Б. Село Толька и не только // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 16. - СПб: МАЭ РАН, 2016. - С. 46-66.

References and Sources

1. Alekseenko E.A. Materialy po kul'ture i bytu kurejskih ketov (Kolhoz «Novaya zhizn'»). // Sibirskij etnograficheskij sbornik; IV. TIE. T.78. - M.: Izd. AN SSSR, 1962. - S. 30-66.

2. Dolgih B.O. Rodovoj i plemennoj sostav narodov Sibiri v XVII v. - M.: Izd. AN SSSR, 1960. - 662 s.

3. Peredol'skij V.V. Po Eniseyu. Byt Enisejskih ostyakov. - SPb.: Izd. Devriena, 1908. - 190 s.

4. Stepanova O.B. Krasnye sel'kupy: revolyucionnye preobrazovaniya sredi naseleniya Taza i Turuhana // Ural'skij istoricheskij vestnik. - 2018. - N° 1. -S. 91-100.

5. Stepanova O.B. Selo Tol'ka i ne tol'ko // Materialy polevyh issledovanij MAE RAN. Vyp. 16. - SPb: MAE RAN, 2016. - S. 46-66.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (stepanova67@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.