Научная статья на тему 'Рубрика «Маленький фельетон» в газете «Сибирская жизнь»: от литературы к журналистике (1904 год)'

Рубрика «Маленький фельетон» в газете «Сибирская жизнь»: от литературы к журналистике (1904 год) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2033
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЛЬЕТОН / РАССКАЗ / ЖАНР / "СИБИРСКАЯ ЖИЗНЬ" / ЛИТЕРАТУРА / ЖУРНАЛИСТИКА / "SIBERIA LIFE" / FEUILLETON / STORY / GENRE / LITERATURE / JOURNALISTIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сенинг Марина Андреевна

В статье рассматриваются особенности материалов, помещаемых в рубрике «Маленький фельетон» томской газеты «Сибирская жизнь». Анализируя жанровое разнообразие рубрики, автор приходит к выводу, что «Маленький фельетон» выступал в качестве одного из полей, на которых происходило рождение нового жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heading «Small Feuilleton» of «Siberia Life» newspaper: from literature to journalistic

This article reveals the particulars of features included in a heading «Small Feuilleton» of Tomsk newspaper «Siberia Life». Analyzing the genre variety of this heading the author concludes that «Small Feuilleton» was one of the base for new genre emergence.

Текст научной работы на тему «Рубрика «Маленький фельетон» в газете «Сибирская жизнь»: от литературы к журналистике (1904 год)»

Раздел VI. Молодые исследователи

121

УДК 821.161.1

М.А. Сенинг

Томский государственный университет

рубрика «маленький фельетон» в газете «сибирская жизнь»: от литературы К журналистике (1904 год)

В статье рассматриваются особенности материалов, помещаемых в рубрике «Маленький фельетон» томской газеты «Сибирская жизнь». Анализируя жанровое разнообразие рубрики, автор приходит к выводу, что «Маленький фельетон» выступал в качестве одного из полей, на которых происходило рождение нового жанра.

Ключевые слова: фельетон, рассказ, жанр, «Сибирская жизнь», литература, журналистика.

This article reveals the particulars of features included in a heading «Small Feuilleton» of Tomsk newspaper «Siberia Life». Analyzing the genre variety of this heading the author concludes that «Small Feuilleton» was one of the base for new genre emergence.

Keywords: Feuilleton, story, genre, «Siberia Life», literature, journalistic.

ФЕЛЬЕТОН ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ во французской прессе и изначально обозначал не определенный жанр, а место публикации в газете — нижнюю часть листка, которую, при необходимости, можно было обрезать. Постепенно фельетон становится отдельной рубрикой в газете, которая размещалась уже не в определенном месте, а там, где редакция посчитает нужным [1. С. 276].

Как отмечают исследователи, «рубрика "Фельетон" свидетельствовала о полноценности издания», поэтому всякая газета, претендующая называться качественной, должна была ее содержать [Там же]. Газета «Сибирская жизнь» (1897-1918) занимала одно из ключевых мест в дореволюционной сибирской прессе, и потому примерно два раза в неделю выпускала номер с рубрикой «Маленький фельетон».

Для нас интерес представляют материалы, которыми редакция наполняла эту рубрику. Содержимое «Маленького фельетона» в «Сибирской жизни», на наш взгляд, демонстрирует, как из названия рубрики слово «фельетон» становится названием жанра, сочетающего в себе черты литературы и журналистики. Таким образом, рубрика «Маленький фельетон» — одно из полей, на котором происходило зарождение нового жанра, в современной классификации относящегося к публицистическим и сочетающего черты литературы и журналистики.

Наполнение рубрики «Маленький фельетон» в «Сибирской жизни», пожалуй, ничем не отличается от содержания аналогичных рубрик в других издани-

ях. «В фельетоне публиковалась разная пестрая смесь: репертуар театров, всевозможные платные объявления, реклама французских мод, стихотворные шарады, загадки и т.п. Позже пестрая смесь была потеснена театральными рецензиями, отчетами о выставках, научных заседаниях, публичных лекциях, а также стихотворениями, выдержками из крупных поэтических произведений, печатались также письма в редакцию, эссе, романы с продолжением» [2. С. 217-218].

На протяжении 1904 года в рубрике «Маленький фельетон» редакция «Сибирской жизни» часто публиковала переводы рассказов зарубежных авторов, но отметим, что эти произведения носили реалистичный характер и часто поднимали важные социально-общественные или моральные вопросы. При этом, следуя идее просвещения, газета выбирала для публикации рассказы, признанные в литературном сообществе. Так, например, в № 31 был опубликован рассказ Жана Рамо «Последний посев», «удостоенный первой премии на литературном конкурсе». Это произведение повествует о старом крестьянине Ляборде, тяжело заболевшем и потому не способном засеять свое поле. Ляборд переживает за пустующую землю, жену и дочь, и однажды ночью ему снится сон, что все его предки пришли на поле, вспахали и засеяли его. Успокоенный, он умирает, в то время как соседи Ляборда, сжалившись над ним, начинают возделывать его землю.

Однако переводы и рассказы — не единственные произведения, заполнявшие рубрику «Маленький фельетон». В № 47 в ней появляется публикация под заголовком «Из воспоминаний о Японии» А. де Герви-ля, перепечатанная из газеты «Новь». Воспоминания написаны в жанре путевых заметок и рассказывают о посещении Гервилем Страны восходящего солнца и необычных для европейца традициях и обычаях. А в № 23 в рубрике публикуется рецензия В. Дорошевича на постановку новой пьесы А. Чехова «Вишневый сад», перепечатанная из «Русского слова».

Чем был обусловлен выбор материалов для рубрики? По мнению исследователей, в рубрике фельетона помещались материалы «с целью «оживления» газеты или журнала. Поэтому фельетоном могло называться любое интересное, живо написанное произведение, ведь часто именно с фельетона читатель начинал знакомиться с газетой. Таким образом, можно предполо-

122

Журналистский ежегодник

жить, что издатели помещали в рубрику наиболее интересные, на их взгляд, материалы, способные не только привлечь, но и удержать читателя на страницах. В то же время «Сибирская жизнь» публиковала в рубрике «Маленький фельетон» материалы собственных авторов, написанные на злободневную тему, с элементами сатиры, высмеивающие текущее положение вещей в городе.

В качестве примера можно привести материал «На злобу дня» (№ 76), подписанный псевдонимом «Ежик» и ставящий проблему санитарии и чистоты на улицах Томска. Статья написана живым легким языком, главный герой материала — «попираемая на каждом шагу» санитария, ежедневно выдерживающая «посильные оскорбления» от горожан. За внешним блеском кондитерских и ресторанов скрываются грязные кухни и рабочие, из-за чего санитария «ворчит» и выписывает протоколы,но ситуация, впрочем, от этого не меняется.

В материале автор активно использует методы инверсии и сатиры, насмехается над происходящим. Завершается материал беспокойством о том, как автору теперь отнести готовую заметку в редакцию, ведь придется идти по Татарской улице, «где вместо тротуаров воздвигнуты какие-то деревянные мавзолеи двухаршинной высоты, а между ними, в интервалах, глубокая грязь!». «Неудивительно, если ваш покорный слуга падет в непосильной борьбе», — закачивает автор.

Еще одним примером может служить публикация «Гласный (к настоящему душевному положению томских гласных)» С. Павикова. Автор рассказывает историю томского гласного Александра Гурьяновича Власова, беспокоящегося за положение дел в городе. Придя домой после очередного заседания, Александр Гурья-нович отказывается от чая, предложенного женой, и ложится спать. Ему снится кошмарный сон, в котором Власов видит проблемы, беспокоящие его: ранняя детская смертность, ввод налога на магазинные вывески, школьное образование и взяточничество коллег. При этом автор, описывая сон, в изобилии пользуется художественными тропами: метафорами, эпитетами, — что делает публикацию больше похожей на литературный рассказ, чем на репортаж:

«Лишь только Александр Гурьянович лег на кровати, как в его отуманенной голове вереницею стали выползать одно за другим думские решения, в его воображении с фантастической отчетливостью вырисовывались разгоряченные от долгих споров физиономии его коллег-гласных, его память с математической точностью воспроизводила целый ряд цифр из сметных назначений...»

Таким образом, мы видим, как на страницах рубрики «Маленький фельетон» газеты «Сибирская жизнь» происходит зарождение нового жанра. При этом редакция еще остается верна старым традициям наполняемости этой рубрики, помещая туда рассказы и переводы, театральные рецензии. В пространстве «Маленького фельетона» происходит объединение литературных жанров и журналистских идей и прин-

ципов (актуальность и злободневность), что делает наполненность рубрики уникальной.

Литература

1. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. 6-е изд. М. : Флинта: Наука, 2009. 320 с.

2. Стрельников Б.В. Основы публицистики. Жанры. Мн. : Университетское, 1990. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.