Научная статья на тему 'Жанр фельетона в нижегородской периодической печати 1890-х годов ХIХ века (по материалам ЦФ нгоунб)'

Жанр фельетона в нижегородской периодической печати 1890-х годов ХIХ века (по материалам ЦФ нгоунб) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ГОРЬКИЙ / ПУБЛИЦИСТИКА / ФЕЛЬЕТОН / XVI ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА / "НИЖЕГОРОДСКИЙ ЛИСТОК" / АРХИВ / M. GORKY / "THE NIZHNY NOVGOROD LEAF" / JOURNALISM / FEUILLETON / XVI ALL-RUSSIAN EXHIBITION / ARCHIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уртминцева М. Г.

Представлен промежуточный итог работы с архивом ЦФ областной библиотеки Нижнего Новгорода, в результате которой были выявлены ранее не введенные в научный оборот фельетоны М. Горького, опубликованные им на страницах газеты «Нижегородский листок» в рубрике «Беглые заметки» (май-октябрь 1896 г).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Уртминцева М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEUILLETON GENRE IN THE NIZHNY NOVGOROD PERIODICALS 1890TH YEARS (ON MATERIALS OF VALUABLE FUND OF THE NIZHNY NOVGOROD REGIONAL LIBRARY)

The intermediate result of work is presented in article with TsF archive of regional library of Nizhny Novgorod as a result of which the materials not introduced into scientific circulation created in a genre of the feuilleton and published by M. Gorky on pages of the «Nizhegorodsky Listok» newspaper in the heading "Fluent Notes" (May-October, 1896), were revealed earlier.

Текст научной работы на тему «Жанр фельетона в нижегородской периодической печати 1890-х годов ХIХ века (по материалам ЦФ нгоунб)»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 325-328

УДК 82.0

ЖАНР ФЕЛЬЕТОНА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 1890-х ГОДОВ Х1Х ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦФ НГОУНБ)

© 2014 г. М.Г. Уртминцева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Urtminzeva@yandex. т

Поступила в редакцию 19.05.2014

Представлен промежуточный итог работы с архивом ЦФ областной библиотеки Нижнего Новгорода, в результате которой были выявлены ранее не введенные в научный оборот фельетоны М. Горького, опубликованные им на страницах газеты «Нижегородский листок» в рубрике «Беглые заметки» (май-октябрь 1896 г).

Ключевые слова: М. Горький, публицистика, фельетон, XVI Всероссийская выставка, «Нижегородский листок», архив.

Вторая половина 1890-х годов вошла в историю Нижнего Новгорода как время, с которого начинается история нижегородской оппозиционной прессы. Среди периодических изданий, выходивших тогда в Нижнем («Нижегородские губернские ведомости», «Нижегородская почта» (во время ярмарки), «Нижегородская биржа», «Вестник пароходства и промышленности», «Волгарь»), газета «Нижегородский листок» отличалась резко выраженной оппозиционностью и радикализмом. В архиве редакции незавершенного проекта М. Горького «История фабрик и заводов» хранится документ, в котором указано, что газета «Нижегородский листок» уже неоднократно получала нарекания от официальный властей: в 1897 году ее издание было приостановлено на 8 месяцев, в 1899 году наблюдатели также доносили, что и в «истекшем году направление ее, по существу, нисколько не изменилось» [1, с. 425]. Не последнюю роль в создании газетой оппозиционных настроений в обществе сыграл фельетон, однако в практике «Нижегородского листка» его функциональная роль была далеко не однозначной. С одной стороны, произведения, печатавшиеся под рубрикой фельетон, были ориентированы на вкусы непритязательного читателя и выполняли задачу развлечь и заинтересовать его. Так, в 1896 году, ознаменовавшемся вступлением на престол императора Николая II и Хо-дынской катастрофой, а также XVI Всероссийской выставкой и ярмаркой, «Нижегородский листок» под рубрикой «Фельетон» печатал «Лекции по истории русского общества прошлого века» А.А. Кизеветтера (14 мая, № 131), статью В. Чешихина-Ветринского «Переписка

Тургенева с заграничными друзьями» (№ 190), материалы серьезного информационно-аналитического плана (например, о Ходынской катастрофе). Вместе с тем на первой и второй страницах газеты (нижний подвал) под этой же рубрикой печатались многочисленные переводы зарубежной литературы: с польского («Деревенский эскиз» Граффа, (№ 138), «Первый пациент» Раместана, № 140), итальянского («Пифагорова теорема», (№ 135), «Истинная настоящая любовь», из новеллет Ал. Кьеланда), шведского «История без заглавия» и т.д. Они были рассчитаны на непритязательного массового читателя.

Что касается собственно фельетона как жанра, стремящегося к обобщению на основе конкретного факта, имеющего актуальное публицистическое звучание, поднимавшего острые социальные и политические вопросы, то наиболее ярко он был представлен в газете вне рубрики. С 21 мая по 1 октября 1896 года на третьей странице (это было постоянное место появлявшихся материалов) газета начинает публикацию цикла из 33 фельетонов М. Горького «Беглые заметки», посвященных XVI Всероссийской выставке. В настоящее время только 14 из опубликованных статей введены в научный оборот, то есть вошли в полное собрание сочинений М. Горького и прокомментированы исследователями [1, а 425-430]. 19 фельетонов, не вошедших в полное собрание сочинений, отличает ярко выраженный критический пафос, негативная оценка Горьким как самой идеи Выставки, так и ярмарки, которую Горький именует «ярмаркой тщеславия». В энергичной, подчас резкой публицистической манере Горький рас-

крывает резкое несоответствие идеи мероприятия интересам народа, чьим трудом создавалось богатство страны, выставленное на продажу. Так, «юмористический фельетон «Сватовство в Мышкином переулке» [3, с. 317], в котором Горький давал резкую оценку Всероссийскому промышленному съезду, проходившему в это время в Нижнем, не был напечатан ни в «Нижегородском листке», ни в «Одесских новостях»

[2, с. 182]1, о чем сообщал в своих письмах сам

2

автор .

Официальное открытие Выставки было назначено на 28 мая 1896 года, а прием экспонатов был закончен 18 июня. В этот период Горьким было опубликовано 7 фельетонов цикла «Беглые заметки», в которых отражен первый этап подготовки и открытия Выставки, три из них - в промежутке между первым, опубликованным в полном собрании сочинений фельетоном цикла (от 21 мая, № 138) и следующим, датированным 29 мая, № 146. Они до сих пор не известны широкому читателю, а между тем анализ этих первых фельетонов восстанавливает не только хронологию Выставочной и ярмарочной жизни и знакомит с обстоятельствами внутренней жизни Нижнего в период выставки, но и позволяет очертить стилевые особенности «нижегородских» фельетонов писателя.

Все события и факты работы Выставки оцениваются Горьким как явление «культуры», исторический факт, важность которого нельзя измерить материальными ценностями, техническими достижениями, которыми так богата готовящаяся выставка. Об этом - его фельетон от 24 мая (№ 141), в котором слово «культура» приобретает концептуальный характер. Контекст, в котором Горький употребляет слово «культура», ведет к ситуативному наращиванию его актуального слоя, раскрывая механизм «приращения» основного значения слова. Информационных поводов для этого фельетона два. В связи с готовящемся открытием выставки в Нижнем начало действовать электричество -это первый факт. Второй - сообщение о том, что в ожидании большого наплыва гостей на ярмарку решением губернского земского собрания повышена плата за пользование Мартыновской больницей с 30 копеек до 1р. 15 копеек в день. Эта информация - повод для широкого обобщения, с которого начинается фельетон, а сама фраза построена так, как будто бы рассказчик продолжает только что прерванный разговор: «Что мы - нация самобытная эта аксиома продолжает быть непререкаемой, несмотря на то, что день ото дня мы все более тесно соприкасаемся с износившимся западом,

все более усваиваем у него всевозможные культурности...» [4]. Стиль высказывания характерен для молодого Горького, который уже в 90-е годы соединяет в одном предложении три разных типа речи: официальный, декларирующий патриотическую идею «мы - нация самобытная», иронический модус публицистического клише «износившийся запад» и просторечное словечко «культурность», маркирующее демократическую точку зрения на способы внедрения в России западной культуры. Рассказывая читателям о трагической гибели рабочего Черникова, пытавшегося руками остановить летящий на него трамвай, Горький обвиняет губернские власти в гибели уже троих за две недели нижегородских жителей от удара током. Губернские власти, по мнению фельетониста, должны были «озаботиться знакомством своего обывателя с этой сокрушительной силой, с этой «дьявольщиной», по выражению простого народа, который по непросвещенности своей платит «слишком дорогую цену за знакомство с культурой», тот есть с достижениями цивилизации. Второй факт - информацию об увеличении почти в три раза платы за пребывание в больнице - Горький называет «выставочным сувениром» для лиц, принадлежащих к постоянным жителям нижегородской губернии. Вторая часть фельетона - ироническое перечисление возможных причин принятия такого решения: повышение платы «имеет в существе своем санитарные и гигиенические свойства»; «земство уверено, что повышение цен вылечит этих забавников - больных от их дурной привычки»; все хотят болеть именно в Мартыновской больнице, поэтому надо более равномерно распределить больных между другими, более дешевыми заведениями. Как видим, «Нижегородский листок» в лице Горького-фельетониста бросает открытый вызов официальной власти города, которая настойчиво внедряла на страницах других газет («Нижегородских губернских ведомостях», «Волгаре») мысль о чрезвычайном культурном значении выставки и ярмарки для Нижнего Новгорода. Лозунг о «бескорыстии в Нижнем во время выставки - вот самый главный выставочный гвоздь!» оказывается безусловной ложью, которая убедительно разоблачается Горьким. Если «бескорыстие» экспонентов-промышленников, представивших результаты труда многих тысяч людей для того, чтобы увеличить собственные капиталы, выдается официальной властью за достижение Выставки, устроенной с целью «не ударить лицом в грязь перед Европой», то «гуманное» начало этого великого дела культуры, связанное с по-

Жанр фельетона в нижегородской периодической печати 1890-х годов Х1Х века

327

вышением платы за лечение во время выставки, будет ощутимым вкладом в бюджет «бескорыстных» властей города. Поэтому, утверждает фельетонист, «можно смело надеяться, что, продолжая в этом духе... мы хорошо утрем нос Европе, что она во веки веков не забудет русское понимание того, как и с какой именно стороны нужно показывать культуру и как накануне ХХ века в городе Нижнем Новгороде мудрые люди боролись с наплывом больных и развитием болезней. Мы начинаем учить Европу.». Завершая фельетон многоточием, автор побуждает читателя самого ответить на вопрос, чему Россия может научить Европу. По-видимому, «бескорыстию» по-русски, направленному против собственного народа.

В следующем фельетоне, опубликованном через два дня (26 мая, № 143), Горький излагает аргументы, согласно которым выставка не может достигнуть той цели, ради которой она организована. Фельетонист высказывает весьма провокационную мысль о полной культурной несостоятельности самой идеи выставки в настоящих обстоятельствах русской жизни. Информационным поводом для написания фельетона стали сообщения об отказе многих экспонентов от участия в Выставке: «Как известно, - начинает Горький свой фельетон, - господа экспоненты сначала не подавали никаких признаков жизни, потом заявили о себе тем, что в силу каких-то таинственных причин - стали отказываться от участия в выставке.», в этом «празднике национального труда». Еще не открывшись, подчеркивает автор, выставка уже показала и русскую халатность самих экспонентов, и сложности в решении выставочных формальностей, и «призрак новых налогов и боязнь открытия тайн кустарного производства». Однако не эти объективные причины затрудняют подготовку «праздника национального труда», а то, что сама русская жизнь «не приспособлена к таким крупным предприятиям, как эта выставка». Внешний «цивилизованный» вид экспонентов, говорит фельетонист, еще не свидетельство того, что участники выставки понимают «национальную важность того дела, в котором принимают участие». Для многих это «грандиозная реклама» <...> поэтому «малейшая возможность подавить, подкузьмить, всячески стушевать экспонаты своего соседа, и это свирепое стремление к конкуренции <...> ведет к тому, что <.> не дает полного представления о производстве товара». В погоне за «копеечкой», убеждает автор, мы не усвоили уроков, полученных от запада, где подобные мероприятия направлены в первую очередь на укрепление

национальной экономики и производства. Мы же, замечает Горький, в нарушение наших национальных интересов сбываем на ярмарке неходовой товар на окраину России (например, старую мануфактуру в Среднюю Азию), продолжая быть такими же некультурными (выделено нами - М.У.), как и много лет назад. Из приведенных автором примеров становится ясно, почему Горький в начале фельетона заявляет о полной культурной несостоятельности самой идеи выставки в современной русской жизни. Анализ положения дел на ярмарке позволил Горькому сделать в конце фельетона вывод о том, что «культура» как форма проявления национального самосознания в России только зарождается и еще не осознается как важный фактор в соблюдении национальных интересов.

Об этом Горький напишет и в июньском фельетоне (5 июня, № 153), в котором дан обстоятельный очерк истории художественной обработки металла в России. Рассуждая о значении кустарных промыслов, представленных на Выставке, автор с горечью отмечает, что по ним трудно представить масштаб русской многонациональной культуры России. Непродуманность экспозиции, в которой экспонаты из Ферганской области, Хивы, Тургая помещены в соседстве с изделиями учеников Сибирского казачьего войска, вносят сумятицу в представление публики о русской жизни, мало знакомой с оте-чествоведением, историей России.

Появившийся в день открытия выставки (28 мая, № 145) фельетон развивает мысль Горького о культуре как важнейшем факторе национальной жизни, которая «подкреплена» и содержанием номера3. Функционально и содержательно эти публикации носили вполне официальный характер и закрепляли в сознании читателя мысль о значении выставки для развития государства, а также предваряли содержание горьковского фельетона, вписывая Всероссийскую выставку и ярмарку в европейскую историю и культуру. Поэтому основная часть фельетона Горького и посвящена разъяснению понятия «культурная традиция», которая представлена автором в несколько ином ключе, поскольку посвящена собственно не выставке, а ярмарке, целью которой было «свирепое», как выражается Горький, стремление продать - продать, подавив конкурентов ради получения прибыли. «Говорят, - писал Горький, - что с развитием торговых соглашений, увеличения сети железных дорог ярмарка погибнет. По культурной традиции так, по русской логике - нет. ничто так не указывает нашей отсталости от Европы и нашей культурности, как именно этот рост яр-

марки вопреки логике современности». Ей противоречат «круговые тысячеверстные прогулки товара» в Нижний, увеличивающие его стоимость, что оказывается невыгодным как для производителя, так и для потребителя продукции. И все же, несмотря на «нелепицу», анахронизм ярмарки, она существует и сегодня будет открыта.

Анализ всех, в том числе и 19-ти фельетонов Горького из цикла «Беглые заметки», хранящихся в ценном фонде НГОУНБ, позволил бы аргументированно ответить на вопрос о том, как формировалась стилистика фельетонного мышления писателя, который уже выступил в этом жанре в Самаре, в каком направлении непосредственные впечатления от посещения Горьким Выставки и ярмарки переосмыслялись им для статей, опубликованных в «Одесских новостях» (с 28 мая по 11 октября 1896). В других фельетонах, опубликованных Горьким в «Нижегородском листке» в период с 28 мая по 1 октября, этот тезис о противоречии идеи выставки и ярмарки национальным интересам будет подкреплен анализом наблюдений писателя за динамикой осуществления этого большого проекта. Впоследствии они стали основой последней главы первой части «Жизни Клима Самгина», где ярмарка увидена глазами «пишущих» героев романа - Самгина и Инокова. О своих наблюдениях и выводах о Выставке Горький напишет в статье «Беседы о ремесле» (1930), но уже в ином контексте.

Примечания

1. О фельетоне «Сватовство в Мышкином переулке» см.: Летопись жизни и творчества А.М. Горького. Вып. 1. 1868-1907. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С.184.

2. В письме к Е.П. Волжиной 27 мая М. Горький писал, что был вызван к нижегородскому губернатору, который «сделал мне выговор за резкость тона» [в фельетонах] [Архив А.М. Горького. Т. V. № 20]; затем в письме к тому же адресату 8 июня 1896 года сообщает, что одна из его статей не пропущена и представлена цензором министру внутренних дел, а из города начали высылать политически неблагонадежных [Летопись жизни и творчества А.М. Горького. Вып. 1. 1868-1907. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С.169].

3. На первой полосе «Нижегородского листка» дается информационная статья «Выставки» из VII тома словаря Брокгауза и Ефрона, где упоминается и о Всероссийской выставке 1896 года, статья о Швейцарской национальной выставке, сообщение об изданном департаментом торговли и мануфактуры «Словаре Всероссийской промышленной и художественной выставки».

Список литературы

1. Горький А.М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 23. М.: ГИХЛ, 1953. 463 с.

2. Горький А.М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 25. М.: ГИХЛ, 1953. 460 с.

3. Летопись жизни и творчества А.М. Горького. Вып. 1. 1868-1907. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 701 с.

4. Нижегородский листок. 1896. 24 мая.

FEUILLETON GENRE IN THE NIZHNY NOVGOROD PERIODICALS 1890TH YEARS (ON MATERIALS OF VALUABLE FUND OF THE NIZHNY NOVGOROD REGIONAL LIBRARY)

M.G. Urtmintseva

The intermediate result of work is presented in article with TsF archive of regional library of Nizhny Novgorod as a result of which the materials not introduced into scientific circulation created in a genre of the feuilleton and published by M. Gorky on pages of the «Nizhegorodsky Listok» newspaper in the heading "Fluent Notes" (May-October, 1896), were revealed earlier.

Keywords: M. Gorky, journalism, feuilleton, XVI All-Russian exhibition, "The Nizhny Novgorod leaf', archive.

References

1. Gor'kij A.M. Sobr. soch.: v 30 t. T. 23. M.: GIXL, 3. Letopis' zhizni i tvorchestva A.M. Gor'kogo. 1953. 463 c. Vyp.1. 1868-1907. M.: Izd-vo AN SSSR, 1958.

2. Gor'kij A.M. Sobr. soch.: v 30 t. T. 25. M.: GIXL, 701 s.

1953. 460 s. 4. Nizhegorodskij listok. 1896. 24 maya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.