ИЗ ПРАКТИКИ
УДК 614.37 : 371.6] : 546.49 + 615.732.598.6-099-053.6
«РТУТНАЯ ОПАСНОСТЬ» И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Доктор мед. наук И. М. Трахтенберг, К. И. Лучина
Киевский медицинский институт и Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР
В последние 10 лет гигиенисты различных городов отмечали факты, свидетельствующие о потенциальной угрозе микромеркуриализма в условиях общеобразовательных школ (Ф. М. Туровская; В. И. Петров и Р. С. Хохлова; М. И. Чернявский и М. Л. Талпамацкая; А. В. Мицельмахер; Е. Б. Туровская и М. Е. Образцова; Л. Н. Ку-шаковский и Р. И. Теплицкая). Загрязнение парами ртути было выявлено как в ряде учебных кабинетов физики, так и в лаборантских при них. Могут оказаться загрязненными ртутью также и кабинеты химии.
Мы отобрали в нескольких школьных помещениях и подвергли анализу на содержание ртути 626 проб воздуха и 342 пробы различных строительных материалов. Исследования показали, что основным источником загрязнения воздуха химических кабинетов ртутью служат ртутные пары, образующиеся в процессе демонстрации учащимся опыта с разложением окиси ртути, а также металлическая ртуть, демонстрируемая как пример жидкого металла. Постановка опыта с диссоциацией Н£0 на металлическую ртуть и кислород протекает при высокой температуре, что способствует интенсивному испарению ртути и массивному поступлению ее паров в воздух. В лаборантских нередко хранятся не предусмотренные типовым списком соединения, в частности азотнокислая ртуть, которая и при обычной температуре выделяет ртутные пары.
В 20% обследованных кабинетов химии ртуть не была обнаружена ни в одной из отобранных проб. В большинстве кабинетов ртутные пары определялись в виде следов или на уровне тысячных долей миллиграмма на 1 м3, иногда в концентрациях, близких к 0,01 мг/м3. В большинстве проб со значительным содержанием ртути наличие ртутных паров в высоких концентрациях носило временный характер. Это обусловлено тем, что исследования предприняты были в период демонстрационных опытов или сразу же после них.
Содержание сорбированной ртути в различных материалах, отобранных в кабинетах физики
% Место отбора проб
Содержание ртути (в мг/г) штука- штука-
турка турка по- паркет и стол пре- столы уча-
стен толка плинтус подавателя щихся
Не обнаружено.......... 11 19 22 3 6
Следы............... 8 10 7 - —
0,0001—0,0004 ........... 17 12 - -- ■
0,0005—0,0009. . ......... 28 10 - 6 17
0,001—0.004. ... 2 12 37 '2 9
0,005—0,009 ....... - 5 - 13 10
0,01 и выше............ 6 - 44 4 12
Всего (отобрано проб) ..... 72 68 120 А 28 54
Из них дали положительные резуль-
таты . ........... 61 49 88 25 48
В некоторых кабинетах физики и химии выявлена в подпольном пространстве так называемая залежная ртуть. Кроме того, в материалах строительных конструкций и рабочей мебели обнаружена ртуть, сорбированная из воздуха (см. таблицу).
Наличие сорбированной ртути объясняет то, что одна лишь химическая демеркуризация иногда неэффективна. Поэтому, видимо, бывают и случаи продолжительного нахождения ртутных паров в физических и химических кабинетах тех школ, где по рекомендации гигиенистов демонстрации и лабораторные работы с применением ртути в последние годы не проводились.
Опасность микромеркуриализма в условиях школ усугубляется тем, что учащиеся находятся в физических и химических кабинетах длительное время, а подростковый возраст особенно подвержен неблагоприятному влиянию малых концентраций ртуги. Имеются данные о повышенной чувствительности к ртути подростков с лабильной вегетативной нервной системой, нейро-эндокринными нарушениями и эмоциональной неустойчивостью (А. Б. Резников). Очевидно, мероприятия по профилактике микромеркуриализма должны распространяться и на преподавателей физики и химии, которые не только проводят в кабинетах и лаборантских весь свой рабочий день, но и нередко задерживаются в них в связи с подготовкой к следующему уроку, работой школьного кружка и т. д.
Программа средней школы по физике регламентирует проведение 21 демонстрации и лабораторных работ с применением приборов, составной частью которых является ртуть. Стандартная аппаратура и приборы с ртутным заполнением, как правило, весьма хрупки, и стеклянные части их легко бьются в руках даже опытных экспериментаторов. Кроме того, школы нередко изготовляют «ртутные» приборы своими силами, во многих случаях с открытой поверхностью ртути. Все это не может не способствовать поступлению ее в воздух помещений. Министерства просвещения союзных республик издают каталоги наглядных пособий, нередко произвольно расширяя число «ртутных» приборов сверх установленного типовым списком.
Учебные кабинеты, особенно физические, не отвечают гигиеническим требованиям, предъявляемым к помещениям, в которых проводятся работы с металлической ртутью. Так, в кабинетах физики не запроектированы вытяжные шкафы, непроницаемое для ртути покрытие рабочей мебели. Специальное покрытие стен, потолков и полов не предусмотрено ни в химических, ни в физических кабинетах. Не нормируется кратность воздухообмена в лаборантских.
Радикальная мера профилактики «ртутной опасности» в общеобразовательных школах — это изъятие ртути. Первый шаг в этом направлении сделан Министерством просвещения Латвийской ССР, которое запретило использование металлической ртути и ее соединений при проведении опытов и демонстраций в 1—8-х классах средней школы. Министерство просвещения Азербайджанской ССР пересматривает программу преподавания физики и химии с тем, чтобы не только максимально ограничить объем практических занятий, связанных с использованием металлической ртути, но и, где это возможно, заменить ее безвредными веществами. В условиях школ уже сегодня ртутные термометры должны быть заменены спиртовыми, термопарами или термометрами сопротивления. Вместо хрупких, легко бьющихся манометров Мак-Леода, используемых для лабораторных работ по измерению высокого вакуума, можно использовать манометры сопротивления или ионизационные.
Разработан и внедрен в производство безртутный прибор для демонстрации опытов на тему «Основные свойства газов». Предложены безртутные приборы оригинальной конструкции для демонстрации свойств паров, насыщающих воздух, и опытов по определению атмосферного давления. Одновременно целесообразно применение толстостенных трубок из небьющегося стекла, замена хрупких стеклянных частей «ртутной апаратуры» прозрачными полимерами.
Для предупреждения возможности образования вторичных источников ртутных паров и загрязнения смежных помещений необходимо располагать кабинеты физики и химии, а также лаборантские при них на 1-м этаже здания, ориентировать их на северо-восточные румбы; обеспечить непроницаемость для ртути покрытий пола, стен и потолков, а также рабочей мебели; оборудовать кабинеты вытяжными шкафами, обеспечивающими наряду с верхней вытяжкой возможность отсоса воздуха из нижней зоны. Следует также строго регламентировать хранение металлической ртути и приборов с ртутным заполнением, установив единое для всех школ и минимальное разрешаемое количество (до 0,5 кг) ртути.
Все эти мероприятия, относящиеся к сфере предупредительного санитарного надзора, должны сочетаться с текущим контролем за соблюдением соответствующих гигиенических условий и правил. В частности, нужно постоянно контролировать содержание ртути в воздухе при помощи реактивных бумажек, которые по известной прописи могут быть изготовлены самими учащимися под руководством преподавателя; при постановке и проведении опытов с использованием ртути рекомендуется применять во время ежедневной уборки демеркуризационные растворы (20% раствор хлорного железа, 0,2% раствор перманганата калия, подкисленный HCl удельного веса 1,19). В случае разлива ртути надо немедленно удалять ее, используя электропылесос, водоструйный насос или любой другой побудитель с «ловушкой» (склянка Дрекселя, заполненная подкисленной водой) на пути движения засасываемого воздуха, а после механического удаления разлитой ртути обрабатывать загрязненную поверхность пастой «Перегуд1» (1 весовая часть МпОг на 2 весовые части 5% HCl). Все лица, осуществляющие манипуляцию со ртутью, должны быть предварительно проинструк-
тированы о мерах безопасности. При работах с ртутью следует использовать индивидуальные защитные средства (халаты и шапочки, а в отдельных случаях тонкие резиновые перчатки), тщательно мыть руки горячей водой с мылом, принимать пищу вне помещения кабинета.
Реализация этих гигиенических рекомендаций на практике требует осуществления ряда организационных мероприятий со стороны органов санэпидслужбы и просвещения. Основное санитарное требование сводится к тому, чтобы дальнейшее применение ртути в кабинетах физики и химии допускалось лишь в тех случаях, когда при постановке демонстрационных опытов и лабораторных работ обеспечивается полная безопасность их для учащихся и учителей. Совместными усилиями педагогов и медицинских работников необходимо добиться эффективной профилактики микромер-куриализма в общеобразовательной школе.
ЛИТЕРАТУРА
Крамаров Б. П. Физика в школе, 1963, № 5, стр. 62.—Кушаковский Л. Н., Теплицкая Р. И. Гиг. и сан., 1963, № 3, стр. 76.—Лучина К. И. Там же, 1964, № 12, стр. 60.—Масловский В. И. Физика в школе, 1963, № 4, стр. 65.— Мицельмахер А. В. Охрана здоровья, 1961, № 9, стр. 10. (на литовском языке).— Минченков Е. Я. Физика в школе, 1950, № 2, стр. 42.—П е т р о в В. И., Туровская Е. Б., Образцова М. Е. Гиг. труда, 1962, № 2, стр. 58.—П у г а ч е в и ч П. П. Техника работы со ртутью в лабораторных условиях. М., 1961.—Трахтен-б е р г И. М. В кн.: Вредные вещества в промышленности. М., 1963, ч. 2, стр. 373.— Он же. В кн.: Гигиена труда. Киев, 1964, стр. 47.—О н же. В кн.: Вопросы промышленной и сельскохозяйственной токсикологии. Киев, 1964, стр. 96. — Туровская Ф. М. Гиг. и сан., 1956, № 1, стр. 53.—Хохлов а Р. С. Тезисы докл. научной сессии Новосибирск, научно-исслед. санитарного ин-та. Новосибирск, 1956, стр. 8.—Чернявский М. И., Талпалацкая М. Л. Гиг. и сан., 1960, № 6, стр. 10.
Поступила 13/1V 1965 г.
УДК 614.31 : 576.851.48]-078
К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫВОВ
В. П. Головченко, А. Ф. Бабич (Запорожье)
Бактериологическому методу контроля за санитарным состоянием различных объектов и соблюдением правил личной гигиены уделяется большое внимание, однако до сего времени нет достаточно четких рекомендаций по оценке бактериальной загрязненности.
Мы хотим поделиться опытом гигиенической оценки результатов бактериологического исследования смывов на пищевых объектах, проводившегося в 1962—1964 гг. для обнаружения микробов группы кишечной палочки. Одновременно осуществлялось систематическое наблюдение за этими объектами в порядке текущего санитарного надзора.
Смывы производились не реже 1—2 раз в месяц одними и теми же лицами; для этого использовались стерильные ватные тампоны на металлических палочках, смоченные в 1 % стерильном растворе гипосульфита натрия, с тем чтобы исключить попадание в среду хлорсодержащих веществ, которыми периодически обрабатывали производственные помещения кухонь и столовых. Смывы брали с чистого инвентаря и оборудования (с площади 10X10 см). Тампоном протирались тыльная и ладонная поверхности и подногтевые пространства рук. После этого тампоны погружались в стерильную пробирку со средой Эйкмана и через 1—2 часа доставлялись в лабораторию, где выдерживались в термостате 18—24 часа при 43°. На следующий день производился пересев на среду Эндо с дальнейшей идентификацией по общепринятой методике.
Сравнение бактериологических данных и данных визуальной оценки показало, что нередко кишечная палочка обнаруживалась на объектах, находившихся в хорошем санитарном состоянии. Следовательно, их гигиеническая оценка только по бактериологическим показателям может вести к необъективным выводам. Поэтому мы