ДИСКУССИИ ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ
^т =
по поводу статьи проф. л. н. кушаковского
и химика р. и. теплицкой «загрязненность металлической ртутью среды физических кабинетов средних школ»1 из днепропетровской городской санитарно-эпидемиологической станции
Главный врач Ф. И. Ювженко и проф. Д. Д. Новофастовский
Из Городской санитарно-эпидемиологической станции Киева
В результате многочисленных наблюдений и накопленного нами опыта с 1952 по 1963 г. в Киеве в аналогичных объектах мы разделяем ряд положений, выдвинутых в связи с этой работой в Днепропетровске. В процессе многочисленных исследований, проведенных нами с 1952 г. в лабораториях и физических кабинетах школ Киева, мы в первую очередь обращали внимание на участки, где имелись разливы ртути и залежная ртуть, наблюдалось небрежное обращение с ней, было выявлено невыполнение установленных санитарных правил Государственной санитарной инспекцией СССР, инструктивных указаний по устройству, содержанию помещений и мерам личной профилактики.
Наши итоговые данные за все годы примерно идентичны с имеющимися в Днепропетровске.
Мы считаем, что демонстрация преподавательским составом аппаратуры, законов Бойля—Мариотта, газового термометра, трубок Мельде и др. требует создания специальных условий, при которых совершенно была бы исключена возможность проливания ртути или проникновения ртутных паров в помещения от приборов, которые выпускаются без надлежащего оформления.
В руках работающих и особенно школьников даже старшего возраста, неопытных экспериментаторов, ртуть бывает распылена, особенно в моменты опытных проверок. Преподаватели физики обязаны уделять особое внимание технике опытов и безопасности их проведения, что бывает не всегда.
Предприятия, выпускающие физические приборы, должны конструировать их с учетом гигиенических требований и в основном обеспечивать безопасность работы с ними при проведении опытов. Приборы, которые не могут гарантировать отсутствия распыления ртути, должны быть сняты с производства.
Эти наблюдения были проведены нами в отношении приборов, выпускаемых заводом «Физприбор». Мы обращали особое внимание и на организацию эффективных местных вытяжных вентиляционных устройств и рациональной общеобменной приточно-вытяжной вентиляции в лабораториях и физических кабинетах школ.
1 Гигиена и санитария, 1963, К? 3, стр. 76—79.
в современной литературе уделяется большое внимание микромер-куриализму. Установлено, что дети особенно чувствительны к ртути.
Загрязненности воздушной среды металлической ртутью и решительной борьбе с ней следует уделять исключительное внимание, особенно в школах.
Поступила 26/1II 1963 г.
* * *
по поводу статьи в. в. воробьева «применение среды рда при исследовании объектов методом смывов»1
Врач-бактериолог Я. Т. Натыкан
Из санитарно-эпидемиологической станции г. Шостка Сумской области
Предложенный М. Г. Киченко двухэтапный метод исследования воды хозяйственно-питьевого и промышленного назначения с применением среды РДА и принятый ГОСТ 5216-60, переизданным в 1959 г., безусловно, имеет все преимущества перед применявшимися ранее трехэтапны-ми методами исследования. Двухэтапный метод исследования оправдал себя и им пользуются все практические бактериологические лаборатории.
В. В. Воробьев сообщает о том, что он расширил применение среды РДА, применив двухэтапный метод исследования при санитарно-бакте-риологических обследованиях объектов внешней среды. Мы считаем, что двухэтапный метод с применением среды РДА заслуживает того, чтобы он был применен не только при исследовании воды хозяйственно-питьевого и промышленного назначения, но при всех исследованиях, где производят посев для обнаружения кишечной палочки.
Мы в своей лаборатории применили среду РДА при взятии смывов с объектов внешней среды и рук персонала с 1961 г. Смыв производили с помощью стерильных ватных тампонов на металлических палочках, вмонтированных в пробирки с ватными пробками со средой Кесслера. Непосредственно перед взятием смыва тампон увлажняли в среде Кес слера, брали смыв и затем опускали обратно в эту же пробирку. Засеянные пробирки помещали в термостат при 42—43° на 24 часа. После этого производили пересев на чашку со средой Эндо и параллельно из этой же пробирки на среду РДА для сравнения результатов анализа трехэтапного метода с двухэтапным. Произведя 178 параллельных пересевов, мы убедились, что результаты полностью совпадали. Из этого мы заключили, что двухэтапный метод по результатам не уступает трех-этапному, но еще, кроме того, имеет перед ним преимущества своей простотой, экономией времени и питательных сред. Поэтому мы с 1961 г. применили двухэтапный метод исследования с применением среды РДА при определении коли-титра в напитках, детских молочных смесях, в молоке и молочных продуктах, при исследовании пищевых объектов методом смыва, а также при бактериологическом контроле текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций (см. таблицу).
При проведении смывов в местах, где производили текущую и заключительную дезинфекцию хлорсодержащими дезинфекционными средствами, в пробирку помещали стерильный 1% раствор гипосульфа-та, которым и увлажняли тампон. Доставленные в лабораторию тампоны вынимали из раствора гипосульфита и переставляли в другую про-
1 Гигиена и санитария, 1962, Nf II.
7 Гигиене я санитария, № 12
97