нению с нормальной температурой вызывается необходимость разработки мер по снижению температуры воздушной среды и защиты рабочих от перегревания. Следует также поставить вопрос о диференцированном подходе к установлению предельно допустимой концентрации окиси углерода в воздухе рабочего помещения в зависимости от его микроклимата.
ЛИТЕРАТУРА
Покровский В. А., Комбинированное действие высокой температуры и некоторых ядов на животный организм, Тезисы к дисс.. Л., 1947.—Р а з г у л я е в а Ю. П. и Карасик О. М., Гигиена безопасности и патол. труда, 1931, № 1, стр. 36—41.— Саркисянц Э. Э., Динамика накопления и диссоциации карбоксигемоглобина в крови животных и человека при вдыхании окиси углерода' в малых концентрациях. Автореферат дисс., М., 1951. — С к л я н с к а я Р. М., Фармакол. и токсикол., 1944. т. VII, № 3, стр. 47—51. — Ф р о л о в Ю. П., Горшелева Л. С. и Полянский Н. И.. Невропатол. и психиат., 1941, т. X, № 11—12, стр. 21—22. — Сло-н и м А. Д., Животная теплота и ее регуляция в организме млекопитающих, М.—Л., 1952. — Опыт изучения регуляции физиологических функций в естественных условиях существования организма, М.—Л., 1949. — Навроцкий В. К. и Д у б а ш и н-с к а я С. М., Гиг. и сан., 1951, № 8, стр. 22—28.
Поступила 9/VI 1954 г.
-А- -й-
О ХРОНИЧЕСКОЙ РТУТНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЗУБОВРАЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
Доцент 3. В. Лилеева, санитарный врач К. С. Панфилова, химик М. С. Хлопана
Из факультетской терапевтической клиники Ярославского медицинского института » Ярославской городской санитарно-эпидемиологической станции
В литературе описаны токсические воздействия ртути на организм работающих в различных отраслях промышленности, но почти не встречается указаний, что зубные врачи и особенно их помощники, работая с медной и другими амальгамами, подвергаются опасности хронического отравления ртутью. Мейнерц (Метег1г) в 1910 г. описал один случай ртутного отравления помощника зубного врача.
В одном из лечебно-профилактических учреждений Ярославля заболели одновременно санитарка М., работающая в зубоврачебном кабинете, и зубной врач С. Санитарка М. неоднократно обращалась к невропатологам и лечилась около года амбулаторно от функционального расстройства нервной системы, периодически получала освобождение от работы. Через полгода с такими же проявлениями болезни обратилась в поликли -нику зубной врач С. По совету одного из лечащих врачей, было произведено исследование мочи на присутствие ртути, при этом были получены следующие результаты: у зубного врача С. количество ртути в моче оказалось равным 0,7 мг/л, у санитарки М. — 0,09 мг/л. Обе больные были направлены в клинику с диагнозом хронической интоксикации ртутью, где данный диагноз был подтвержден.
Приводим краткую историю болезни.
Больная М., 49 лет, работает санитаркой в зубоврачебном кабинете в течение 5 лет. За последний год стала отмечать общую слабость, быструю утомляемость, раздражительность, беспричинную плаксивость. Эти явления усилились за последние 2 месяца и с этого же времени появилось дрожание всего тела и особенно рук. Дрожание усиливалось при произвольных движениях настолько, что выпадала посуда из рук. Работу выполнять не могла и получила больничный лист.
Объективно: выраженный тремор пальцев рук, дрожание симметрично, начинается с кистей рук. Сухожильные рефлексы живые, равномерные. Чувствительность и координация не расстроены. Активные движения в верхних конечностях сохранены в полном объеме. Дермографизм красный, разлитой. Больная эмоционально лабильна.
Со стороны внутренних органов отмечалось небольшое расширение сердца влево, приглушение тонов. Пульс 55 ударов в минуту, правильный, удовлетворительного наполнения и напряжения. Артериальное давление 100/65 мм ртутного столба.
Электрокардиограмма: выраженная левограмма. Синусовая брадикардия. Диффузное поражение миокарда.
Кровь: НЬ. 80%, эр. 4 740 000, л. 7 500, э. 1%, п. 2%, с. 59%, лимф. 31%, мон. 7%. полихромазия Н—К базофильная зернистость 1 : 50 полей зрения. РОЭ 6 мм в час.
Температура субфебрильная. Ртути в моче 0,09 мг/л—0,2 мг/л.
Диагноз: хроническая интоксикация ртутью II степени. За время пребывания в клинике больная получила бром, кофеин, хлористый кальций, глюкозу. Постепенно состояние больной улучшилось и через 2 недели она была выписана и направлена на санаторно-курортное лечение. Решением ВКК была переведена на работу, не связанную со ртутью, сроком на 3 месяца.
Сходные клинические симптомы: раздражительность, быстрая утомляемость, плаксивость, бессонница, эмоциональная лабильность, тремор конечностей, некоторое снижение кислотности в желудочном содержимом, лимфоцитоз, базофильная зернистость эритроцитов (4 : 50 в поле зрения) наблюдались и у врача С. Содержание ртути в моче у ней равнялось 0,7—0,4 мг/л. После лечения в клинике больная также была направлена на санаторно-курортное лечение и решением ВКК была переведена на работу, не связанную со ртутью.
В течение месяца в клинику было направлено еще 5 сотрудников зубоврачебных кабинетов с хронической ртутной интоксикацией.
Больная С., 57 лет, поступила в более тяжелом состоянии. Она работает санитаркой в зубоврачебном кабинете здравпункта 6-й год; во время работы изготовляет пломбировочную массу 2—3 раза в день по 4—5 минут. Поступила с жалобами на головную боль, сердцебиение, бессонницу, плохой аппетит, рвоту (без связи с приемом пищи), дрожание всего тела, похудание, общую слабость, плохое настроение {ежедневно плачет без всякой причины). Больной себя считает с 1/1V" 1954 г.
Объективно: резко выражен тремор рук и всего тела при движении, мышечная сила в руках не снижена, движения в полном объеме. Сухожильные и периостальные рефлексы живые. Клонус стоп. Гиперестезия в области кистей рук. Патологических рефлексов нет. Черепномозговые нервы в норме.
Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечалось небольшое расширение сердца влево. Приглушение тонов. Пульс 98 ударов в минуту, аритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. Артериальное давление 110/65 мм ртутного столба.
Электрокардиограмма: тахиаритмическая форма мерцательной аритмии на фоне левограммы и сниженного коронарного кровоснабжения передней стенки левого желудочка.
Кровь: НЬ. 75%, эр. 3800000, л. 5 200, э. 1%, с. 46%, лимф. 39%, мон. 14%. РОЭ 20 мм в час. Температура в пределах нормы. Кардиосклероз атеросклеротиче-ский. Мерцательная аритмия. Содержание ртути в моче у данной больной колебалось в следующих пределах от 0,05 до 0,15 мг/л.
После лечения больная выписана с улучшением для дальнейшего амбулаторного наблюдения с диагнозом хроническая интоксикация ртутью II степени.
У остальных больных, находившихся на излечении в клинике, наблюдалась слабо выраженная хроническая интоксикация ртутью, так называемый микромеркуриализм; содержание ртути в моче у них колебалось от 0,06 до 0,7 мг/л.
Амбулаторно было обследовано в одном из районов города еще 14 человек, работающих в зубоврачебных кабинетах. В анализах их мочи количество ртути колебалось от 0,02 до 0,5 мг/л. Учитывая степень выраженности ртутной интоксикации у всех обследованных лиц, согласно классификации, разработанной Институтом гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, можно было отнести из числа обследованных к первой группе 9 человек, ко второй группе 6 человек и к третьей группе 6 человек.
Медная амальгама содержит меди 32—37%, ртути — 59—66%, цинка 4—2%. При приготовлении пломбировочной массы пластинку медной амальгамы нагревают в особой ложечке до появления на ее поверхности капелек ртути, а затем растирают в ступке до получения пластической массы. Затем отжимают избыток ртути до появления хруста при сдавли-
вании пломбы между пальцами. Пломбировочная масса из медной амальгамы долго остается мягкой, что позволяет приготавливать ее заранее. Затвердевшая пломба из медной амальгамы путем нагревания над пламенем горелки легко вновь переходит в пластическое состояние. Необходимо отметить, что разогрев амальгамы производится в зубных кабинетах без вытяжных шкафов. Пары ртути при подогреве амальгамы в первую очередь вдыхают работники, приготовляющие пломбировочную массу, затем пары оседают на стенках и оборудовании кабинета, образуя в некотором роде депо ртути, которая в дальнейшем медленно испаряется и поступает опять в воздух помещения. Помимо медной амальгамы, в зубоврачебной практике применяют еще серебряную амальгаму.
Таблица 1.
Результаты исследования воздушной среды на загазованность парами ртути в зубоврачебных кабинетах (количество ртути в мг/м3)
Место отбора проб Амбулатория 1 Амбулатория № 2 Поликлиника имени Семашко Стоматологическая поликлиника Детская поликлиника
Зубоврачебный кабинет Коридор ....... 0,03 0,005 0,07 0,032 0,11 — 0,15 0,005 0,12— 0,17 0,0157 0,031 0,01
Комнаты, смежные с зубоврачебным кабинетом . . 0,005— 0,01 0,026-0,032 0,005 0,042 0,031
Городской санитарно-промышленной лабораторией был обследован зубоврачебный кабинет и смежные с ним помещения лечебного объединения, где работали зубной врач С. и санитарка М. В зубоврачебном кабинете была обнаружена ртуть в концентрации 0,00007 мг/л, в терапевтическом — 0,000032 мг/л, в лаборатории — 0,000026 мг/л и в коридоре — 0,000032 мг/л.
Таблица 2 Результаты исследования на ртуть смывов, взятых в поликлиниках Ярославля
Место взятия смывов Содержание ртути в мг/сма площади смыва
от до
Зубоврачебный кабинет.
а) со стены над столом, где разогревается амальгама 0,000064 0,004
б) ребра столика, стоящего около кресла ... 0,0002 7,5
в) стенки шкафа, где хранится ртуть ........ 0,0002 0,024
г) дверь кабинета..... Следы 0,036
Стены коридора ...... 0,0000125 0,0004
Стены смежных комнат . . . Следы 0,00008
Реактивные бумажки, развешанные как в зубоврачебном кабинете, так и в смежных с ним помещениях, изготовленные по методике Алексеевой, через 242—3 часа приобрели густопалевое окрашивание, что указывало на загрязнение воздуха парами ртути выше предельно допустимой концентрации (0,00001 мг/л).
Были сделаны анализы смывов, взятых со стен и оборудования в зубоврачебном кабинете и в близлежащих помещениях. Так, в смывах, взятых в зубоврачебном кабинете со стены над столом, где разогревается амальгама, обнаружено 0,000064 мг/см2 ртути; взятых с ребер столика, стоящего около кресла,— 0,03 мг/см2; со стенки шкафа, где хранится ртуть,— 0,000462 мг/см2; с подоконника — 0,0448 мг/см2; с пола под рабочим креслом— 0,0432 мг/см2; со стен коридора — 0,0000125 мг/см2 и со стен смежных комнат — 0,000027 мг/см2 ртути.
Как видно из этих данных, в смывах найдена ртуть в больших количествах, особенно на рабочем столике врача, в шкафу, где хранится ртуть, а также на стенах и полу кабинета и в смежных помещениях.
Обследование некоторых других зубоврачебных кабинетов Ярославля дало почти те же результаты (табл. 1 и 2).
В ыводы
1. Данные клинического обследования больных и анализы мочи, воздуха и обстановки указывают, что в обследованных зубоврачебных кабинетах Ярославля имеет место загрязнение ртутью окружающей среды.
2. Причиной этого является несоблюдение медицинским персоналом зубоврачебных кабинетов правил работы со ртутью и ее хранения.
3. Для устранения возможности токсического действия ртутных паров на организм лиц, работающих в зубоврачебных кабинетах, необходимо заменить медную и серебряную амальгамы на другой пломбировочный материал, не содержащий ртуть, до осуществления же этого оборудовать помещения зубоврачебных кабинетов согласно «Инструкции по устройству и санитарному содержанию помещений, а также мерам личной профилактики при работах с металлической ртутью в лабораториях», утвержденной государственной санитарной инспекцией 8/V 1941 г. за № 81/8—7.
4. Необходимо проводить разъяснительную работу среди медицинского персонала зубоврачебных кабинетов о правилах хранения ртути и работы с ней.
5. Следует установить профилактические медицинские осмотры лиц, работающих в зубоврачебных кабинетах.
6. Необходимо производить обследование санитарно-гигиенических условий труда в зубоврачебных кабинетах и периодически исследовать воздух на содержание паров ртути; при обнаружении загрязнения воздуха производить демеркуризацию помещений.
7. Лиц, имеющих хроническую интоксикацию ртутью, необходимо переводить на работу, не связанную с нею.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М. В., Андронов Б. Е., Гурвиц С. С. и Житков а А. С., Определение вредных веществ в воздухе производственных помещений, М,—Л., 1949 —Навроцкий В. К., Медико-санитарное обслуживание промышленных предприятий, Пособие для пром. врачей, Киев, 1951,—Пеккер Я. С., Терапевтическая стоматология, М„ 1950. — С а д ч и к о в а М. Н., Гигиена и санитария, 1954, № 1, стр. 29— 34. — Ф р и д л я н д И. Г., Руководство по медицинским осмотрам рабочих на производствах и в профессиях с вредными веществами, М., 1950.
Поступила 26/VI 1954 г.
•к т5г