Научная статья на тему 'РОЗЫСК ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ, ДОЗНАНИЯ И СУДА'

РОЗЫСК ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ, ДОЗНАНИЯ И СУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
882
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголовная юстиция
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОЗЫСК / УКЛОНЕНИЕ ОТ СЛЕДСТВИЯ / РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазур Екатерина Сергеевна, Тишевский Денис Васильевич

Исследуется видовая совокупность оперативно-розыскных и тактико-криминалистических приемов розыска лиц, совершивших преступления. Рассматриваемая алгоритмизация ориентирована на информационные блоки, легко подлежащие внесению в компьютерные базы данных. Анализ групповых правил и приемов, характерных для отдельной группы разыскиваемых лиц, является содержанием современного этапа исследований следственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мазур Екатерина Сергеевна, Тишевский Денис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR PERSONS WHO COMMITTED CRIMES AGAINST LIFE AND HEALTH, AND EVADE INVESTIGATION, INQUIRY, AND COURT BODIES

The article examines the specific set of operational search and tactical forensic methods of searching for persons who have committed crimes. The methods are arranged in line with information blocks that can be easily entered into computer databases. The analysis of group rules and techniques typically used for specific groups of wanted persons is the content of the current stage of research of investigative actions. One of the central ideas of the article is the provision that the international search is one of the effective measures for identifying and detaining wanted persons. However, this measure has a number of disadvantages: a limited number of participating countries, peculiarities of the legislation of the participating countries, the dual or other citizenship of the wanted person, limited international procedural terms for the provision of documents confirming the search, and other subtleties of international law. These factors often impede the achievement of the final goal of the search (transportation of the wanted person to the initiator of the search). The relevance of finding a balance in the correlation of public and tacit methods used in the effective establishment of the wanted person's location, regardless of the state, within the established procedure for declaring persons wanted is emphasized. In terms of content, the presented material is an algorithm for the search for persons who have committed crimes against life and health, and evade the investigation, inquiry, and court bodies. The algorithm is based on unique operational search situations.

Текст научной работы на тему «РОЗЫСК ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ, ДОЗНАНИЯ И СУДА»

2021

УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ

Russian Journal of Criminal Law

№ 18

УДК 343.6 Б01: 10.17223/23088451/18/24

Е.С. Мазур, Д.В. Тишевский

РОЗЫСК ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ, ДОЗНАНИЯ И СУДА

Исследуется видовая совокупность оперативно-розыскных и тактико-криминалистических приемов розыска лиц, совершивших преступления. Рассматриваемая алгоритмизация ориентирована на информационные блоки, легко подлежащие внесению в компьютерные базы данных. Анализ групповых правил и приемов, характерных для отдельной группы разыскиваемых лиц, является содержанием современного этапа исследований следственных действий.

Ключевые слова: розыск, уклонение от следствия, розыскная деятельность

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О полиции» одним из основных направлений ее деятельности является розыск лиц, а в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» одной из задач оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших и установление личностей неопознанных трупов.

Министерство внутренних дел Российской Федерации особое внимание уделяет розыску лиц всех категорий, но розыск лиц, скрывшихся от органов следствия, дознания, суда после совершения посягательств на жизнь и здоровье человека, является одним из приоритетных направлений. В первую очередь это связано с тем, что преступления данной категории затрагивают одну из главных ценностей общества - жизнь и здоровье человека. Преступления данной категории зачастую вызывают общественный резонанс, что, в свою очередь, заставляет уделять им пристальное внимание.

Подробнее остановимся на освещении вопроса розыска лиц, уклоняющихся от правоохранительных органов после совершения преступлений против жизни и здоровья. Рассмотрим процедуру объявления в розыск поэтапно.

Принятие решения об объявлении розыска. В соответствии с частью 1 статьи 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, если местонахождение подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь (дознаватель) поручает его розыск подразделениям уголовного розыска, а в соответствии с частью 3 статьи 253 УПК РФ, если подсудимый скрылся, а также в случае его психического расстройства или иной тяжелой болезни, исключающей возможность явки подсудимого, суд приостанавливает производство в отношении этого подсудимого до его розыска или выздоровления и продолжает судебное разбирательство в отношении остальных подсудимых. Если раздельное судебное разбирательство препятствует рассмотрению уголовного дела, то все производство по нему приостанавливается. Суд выносит определение или постановление о розыске скрывшегося подсудимого.

Таким образом, перед вынесением постановления об объявлении в розыск следователь, дознаватель, судья должны установить факт того, что лицо намеренно скрывается, а не по уважительной причине. Для этого следователь, дознаватель направляют поручения сотрудникам уголовного розыска с целью установления местонахождения и доставления неявившегося подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления. Суд выносит постановление, определение о доставлении неявившегося подсудимого и направляет его для исполнения Федеральной службе судебных приставов.

Сотрудники полиции, Федеральной службы судебных приставов устанавливают адрес, где находится подозреваемый (проверяя адреса его возможного нахождения). Подозреваемый доставляется в орган следствия, дознания, суд. В случае, если он находится в лечебном учреждении либо не может самостоятельно передвигаться, об этом информируется заинтересованное должностное лицо.

При невозможности установления местонахождения подозреваемого сотрудниками полиции, Федеральной службы судебных приставов дается соответствующий ответ. В таком случае следователь, дознаватель, судья принимают решение об объявлении скрывшегося лица в розыск.

Вынесение постановления об объявлении в розыск и направление его для исполнения. Удостоверившись в том, что лицо скрывается от органов правосудия, следователь, дознаватель, судья выносят постановление об объявлении розыска.

Для объявления в розыск одного постановления недостаточно. Межведомственными нормативными актами установлена определенная процедура объявления в розыск, предусматривающая предоставление территориальному органу Министерства внутренних дел соответствующего материала:

- постановление об объявлении в розыск;

- копию документа, удостоверяющего либо подтверждающего личность объявляемого в розыск (копия паспорта, удостоверения личности, копия формы заявления о выдаче паспорта Форма 1П и т.д.);

- копию постановления о возбуждении уголовного дела;

132

Е.С. Мазур, Д. В. Тишевский

- копию постановления о признании подозреваемым либо обвиняемым (для органов следствия, дознания);

- копию постановления об избрании меры пресечения;

- справку о личности, которая содержит информацию о разыскиваемом, его близких родственниках, месте работы, используемых абонентских номерах и т.д.;

- иные документы, способствующие установлению местонахождения разыскиваемого, по усмотрению инициатора розыска.

Действия территориального органа Министерства внутренних дел при поступлении материала об объявлении лица в розыск. Поступивший в территориальный орган Министерства внутренних дел России материал о розыске подозреваемого, обвиняемого, подсудимого регистрируется в подразделении делопроизводства и распоряжением руководителя направляется для исполнения в подразделение уголовного розыска, далее поступает на исполнение конкретному сотруднику, закрепленному за линией розыска.

С момента поступления материала до фактического объявления лица в розыск может пройти до десяти суток, при этом в некоторых случаях такое решение может быть принято незамедлительно либо в любой момент до истечения указанного срока. С момента поступления материала на розыск до заведения розыскного дела проводятся первоначальные розыскные мероприятия. Целью первоначальных розыскных мероприятий является установление и задержание разыскиваемого в кратчайшие сроки. Для этого изучаются сведения о лице, имеющиеся в материале, а также выполняется первоначальная проверка лица по учетам Министерства внутренних дел регионального и федерального уровня. Устанавливаются и проверяются адреса проживания, пребывания разыскиваемого, места его времяпрепровождения, досуга, его связи. Данные мероприятия позволяют в кратчайшие сроки установить местонахождение разыскиваемого, а в противном случае позволяют получить дополнительные сведения о нем.

Если местонахождение разыскиваемого установить не удалось, сотрудник уголовного розыска объявляет его в розыск, при этом лицо сразу попадает в федеральный розыск (отсутствует процедура первоначального объявления в местный розыск, т.е. внутри субъекта России, и последующего объявления федерального розыска, т.е. на территории всей страны). Здесь необходимо отметить, что в соответствии с Договором государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц федеральный розыск также является межгосударственным, т. е. розыск осуществляется на территории всех стран -участников Содружества Независимых Государств.

При объявлении лица в розыск сотрудником уголовного розыска заводится соответствующее розыскное дело, в рамках которого осуществляются все дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

При розыске широко используются связи с общественностью путем размещения ориентировок на разыскиваемых на соответствующих стендах, в средствах массовой информации (телевидение, радио, сеть Интернет), информирование внештатных сотрудников полиции, общественных объединений и организаций, граждан.

Розыскная деятельность осуществляется не только на основе сбора и анализа поступающих сведений, но и проведении активных розыскных мероприятий (проверка адресов, мест возможного нахождения/пребывания разыскиваемых, организация засад и т.д.). В соответствии с федеральными законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» розыскные мероприятия осуществляются уполномоченными на то органами гласными и негласными методами.

С целью установления местонахождения разыскиваемых проводятся комплексные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе:

- опрашиваются родственники, знакомые, иные лица, поддерживающие связь с разыскиваемым либо обладающие сведениями о нем. При этом выясняются особенности личности, привычки, склонности, вероятные места нахождения, средства связи, в том числе используемые страницы в сети «Интернет» и т.д.;

- проводятся мероприятия, направленные на получение актуальных фото- и видеоматериалов с разыскиваемыми, получение их биологических образцов для выделения ДНК-профиля;

- при наличии информации о возможном местонахождении разыскиваемых на территории обслуживания других территориальных органов Министерства внутренних дел организуется взаимодействие с ними по проведению необходимых оперативно-розыскных мероприятий;

- осуществляются проверки, направленные на выявление разыскиваемых среди ранее задержанных, арестованных лиц;

- проводится ориентирование наружных служб полиции (патрульно-постовой службы, службы участковых уполномоченных, государственной автоинспекции);

- с целью сбора сведений о разыскиваемых направляются запросы в Управление по вопросам миграции, ЗАГСы, военные комиссариаты, фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд России, Федеральную налоговую службу, возможные места трудоустройства и т.д.;

- устанавливается наличие дактилоскопических карт разыскиваемых, при наличии проводятся их проверки по автоматизированной дактилоскопической информационной системе «Папилон», используемой Министерством внутренних дел России (данная проверка может проводиться как внутри одного субъекта, так и по нескольким либо сразу по всем субъектам России), при отсутствии проводятся мероприятия, направленные на получение образцов отпечатков пальцев;

- привлекаются различные средства массовой информации (ориентировки на разыскиваемых размещаются на телевидении, радио, в сети «Интернет» и т.д.);

- при необходимости осуществляется контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- в рамках законодательства проводятся: прослушивания телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации (последнее предусмотрено Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», внесшим дополнение в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Отдельно отметим актуальность исследований вопросов правового использования систем «Папилон», положительные и отрицательные стороны использования «живого сканера» в практической деятельности полиции, лежащих как раз на пересечении криминалистической и оперативно-розыскной науки [1. С. 126128].

Анализ розыска лиц, скрывшихся после совершения посягательств на жизнь и здоровье, позволяет в некоторой степени спрогнозировать их поведение, т.е. предугадать их действия. В зависимости от их предполагаемых действий в рамках розыскных дел разрабатываются планы по проведению комплексных оперативно-розыскных мероприятий, которые в свою очередь можно разделить на первоначальные (включают первоначальные мероприятия по изучению личности и сбору информации) и дополнительные (включают в себя дополнительные мероприятия, выработанные на основе анализа собранных сведений).

Так, например, выдвигается версия о том, что разыскиваемый, скрываясь, поддерживает связь со своими родственниками либо друзьями. В таком случае в отношении этих лиц проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральными законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», как уже говорилось выше, гласными и негласными методами. Либо выдвигается версия о том, что разыскиваемый покинул территорию своего пребывания и скрылся в неустановленном либо конкретном направлении. В таком случае проводятся мероприятия, направленные на получение сведений о том, куда мог выехать разыскиваемый. Если известно о предполагаемом местонахождении разыскиваемого, то мероприятия проводятся с учетом этого.

Розыск конкретного лица всегда индивидуален. Невозможно один шаблон действий по розыску применить ко всем разыскиваемым. Необходимо учитывать множество различных внешних и внутренних факторов, влияющих на поведение как самого разыскиваемого, так и его окружения. Знание особенностей личности разыскиваемого, его окружения обеспечивает возможность искусственно создавать определенные условия, позволяющие в некоторой степени управлять его поведением. Для примера разберем конкретный случай: тремя лицами совершено преступление, предусмотрен-

ное частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Два лица были задержаны и помещены под стражу, третье скрылось и было объявлено в розыск. В ходе расследования уголовного дела установлены все обстоятельства произошедшего, усматривалась равная ответственность каждого из трех подозреваемых. При этом задержанные лица с целью избежания наказания стали давать показания о своей невиновности и виновности разыскиваемого. Сотрудниками уголовного розыска, помимо проводимого комплекса оперативно-розыскных мероприятий, был проведен ряд мероприятий, направленных на семью и знакомых разыскиваемого, с целью донесения до скрывшегося сведений о том, что при его отсутствии невозможно установить степень вины каждого, и существует некая вероятность смягчения наказания уже задержанным и в будущем ужесточения наказания разыскиваемому, так как его показания могут внести существенные коррективы в ход расследования. Также в соответствии с главой 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации им был разъяснен особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Результатом данных мероприятий стала добровольная явка разыскиваемого в полицию и заключение с ним досудебного соглашения о сотрудничестве.

Необходимо признать, что технический прогресс, особенно в сфере коммуникации, вносит свои коррективы в розыскную работу. Ставшие привычными аксессуарами почти каждого человека мобильные телефоны, компьютеры, в том числе ноутбуки и планшеты, позволяют беспрепятственно обмениваться информацией без необходимости находиться в конкретном месте. Отдельно в этой категории можно выделить электронные подписи, позволяющие скрывающимся вести всевозможную деятельность из любой точки мира. Технические же новшества в практику расследования и дознания внедряются очень неоперативно. Так, признание законодательно нового оперативно-розыскного мероприятия «Получение компьютерной информации» не привело к формированию практики его применения [2. С. 37; 3. С. 24-30]. Да и понимание природы этого оперативно-розыскного мероприятия на данный момент неоднозначно [4. С. 170-175].

Деятельность органов полиции также не стоит на месте, в том числе при розыске лиц. Проведение таких мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации невозможно без применения современных технических средств и высококвалифицированных специалистов.

Многообразие используемых в современном мире способов связи, таких как различные мессенджеры (8куре, УШег, "^а1БАрр и другие), 1Р и интернет-телефония, различные социальные сети (Instagram, БасеЪоок и др.), существенно затрудняет установление местонахождения разыскиваемых, использующих данные средства связи. В первую очередь это связано с тем, что разработчиками и владельцами указанных сервисов являются фирмы, зарегистрированные в ино-

134

Е.С. Мазур, Д.В. Тишевский

странных государствах, а направление им запросов затрагивает международные отношения, до настоящего времени не урегулированные Россией.

Решением данной проблемы может стать заключение международных договоров, соглашений по защите информации и неприкосновенности частной жизни, направленных на урегулирование ограничений прав пользователей уполномоченными на то правоохранительными органами.

Таким образом, мы подошли к вопросу о международном розыске, который объявляется в том случае, если установлен факт выезда разыскиваемого за пределы территории России. В некоторых случаях речь может идти о предполагаемом выезде (например, наличие сведений о незаконном пересечении границы либо пересечении ее с использованием подложных/ поддельных документов).

В ряде стран, в том числе и в России, международный розыск осуществляется через отделения национального центрального бюро Интерпола, издающего и распространяющего по своим каналам «розыскные циркуляры» (уведомления с изображением в правом верхнем углу эмблемы Интерпола определенного цвета). В зависимости от цели и объекта существует определенная классификация циркуляров. «Красный циркуляр» издается с целью задержания и последующей экстрадиции разыскиваемого, предполагает наличие меры пресечения в виде содержания под стражей и намерения страны - инициатора требования экстрадиции. «Синий циркуляр» предполагает намерения страны - инициатора розыска в получении сведений о передвижениях и действиях разыскиваемого лица, в отношении которого применена мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, при этом вопрос об экстрадиции не рассматривается либо находится в стадии рассмотрения.

Объявление в международный розыск имеет определенную последовательность и свои особенности. Так, постановление об объявлении международного розыска выносится органом дознания, а именно сотрудником территориального органа Министерства внутренних дел, осуществляющим розыск.

В зависимости от избранной меры пресечения рассмотрим следующие примеры из практики:

1. В отношении разыскиваемого лица избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу.

Сотрудник, осуществляющий розыск, выносит постановление об объявлении международного розыска и с сопроводительным письмом направляет его инициатору розыска (следователю, дознавателю либо судье). В сопроводительном письме обосновывается необходимость замены меры пресечения на заключение под стражу. Если производство по уголовному делу не приостановлено, то следователь, дознаватель выходят в суд с ходатайством о замене избранной меры пресечения на заключение под стражу. Если производство по уголовному делу приостановлено, то сначала оно возобновляется. При избрании судом меры пресечения в виде заключения под стражу копия постановления направляется сотруднику, осуществляющему розыск,

который направляет в отделение национального центрального бюро Интерпола соответствующий материал, при этом в обязательном порядке им информируется надзирающий прокурор. Направляемый в Интерпол материал содержит: постановление об объявлении в международный розыск; постановление о привлечении в качестве обвиняемого; постановление об объявлении лица в розыск; постановление об избрании меры пресечения; перечень сведений, необходимых для объявления в международный розыск; идентификационные материалы (фотография, дактилоскопическая карта, сведения о ДНК-профиле).

Отделение национального центрального бюро Интерпола проверяет поступивший материал на соответствие предъявляемым требованиям. При установлении соответствия материал направляется в национальное центральное бюро Интерпола МВД России, которое в свою очередь запрашивает в Генеральной прокуратуре России подтверждение намерения о требовании выдачи задержанного. При подтверждении Генеральной прокуратурой России такого намерения его розыск объявляется на территории всех стран - участников национального бюро Интерпола, в которые направляются «красные циркуляры».

2. В отношении разыскиваемого лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В таком случае отсутствует необходимость в замене меры пресечения, во всем остальном процедура такая же.

3. В отношении разыскиваемого лица суд не удовлетворил ходатайство о замене меры пресечения на заключение под стражу.

В таком случае есть возможность объявления разыскиваемого в международный розыск с изданием «синего циркуляра».

Рассмотрим несколько случаев международного розыска: разыскиваемое лицо имеет двойное гражданство, например, является гражданином России и Норвегии, при этом оно скрывается на территории Норвегии (являющейся членом Интерпола). В таком случае его задержание на территории Норвегии невозможно, но существует вероятность того, что лицо покинет территорию Норвегии, выехав в третью страну - участницу Интерпола, не связанную с ней договором о невыдаче ее граждан третьим странам, где оно будет задержано и в последующем депортировано в Россию. С данной страной у России должен быть подписан договор об экстрадиции. Также разыскиваемый может выехать в страну, не являющуюся участником Интерпола, например в Грузию. С Грузией у России нет соглашения об экстрадиции, таким образом, на территории данной страны разыскиваемый может свободно проживать до наступления момента заключения подобного соглашения.

Другой пример: разыскиваемый является гражданином страны - участницы Интерпола - Республики Казахстан, скрывается на ее территории. В таком случае он не подлежит выдаче России, так как Республика Казахстан не выдает своих граждан. При установлении местонахождения такого разыскиваемого на территории Республики Казахстан возможно в соответствии с международными договорами передать производство по данному уголов-

ному делу соответствующему правоохранительному органу Республики Казахстан. О принятом по уголовному делу решении будет сообщено России. При этом если с точки зрения Российского законодательства уголовное преследование прекращено незаконно, то возможно возобновление его производства на территории России.

Вариант развития событий: два лица по предварительному сговору совершили разбойное нападение в отношении семьи, проживавшей в частном доме в селе, повлекшее смерть потерпевших. После совершенного преступления преступники с целью сокрытия следов преступления совершили поджог дома, в котором находились тела потерпевших. На похищенном автомобиле, также принадлежащем потерпевшим, они скрылись на территории Республики Казахстан. После возбуждения уголовного дела личности нападавших были установлены, и данные лица были объявлены в розыск. На территории Республики Казахстан оба преступника были установлены и задержаны, при этом в рамках международного следственного поручения был обнаружен и изъят автомобиль потерпевших, обрез охотничьего ружья, с применением которого было совершено нападение и убийство, иные вещественные доказательства. После установления и задержания обвиняемого уголовное дело было передано правоохранительным органам Республики Казахстан. В судебном заседании оба обвиняемых были освобождены от уголовной ответственности, так как суд счел доказательства, приобщенные к материалам уголовного дела, недостаточными. После получения соответствующей копии постановления суда Следственный комитет Российской Федерации возобновил производство по данному уголовному делу. Обвиняемые были повторно

объявлены в розыск. В настоящее время розыск одного из обвиняемых прекращен в связи с его смертью, второй находится в международном розыске по «красному циркуляру». При выезде разыскиваемого за пределы Республики Казахстан существует вероятность его задержания на территории третьей страны и депортации в Россию.

Международный розыск является одной из эффективных мер установления и задержания разыскиваемых, но он также имеет ряд недостатков: ограниченное количество стран-участников, особенности законодательства стран-участников, наличие двойного либо иного гражданства разыскиваемого, ограниченные международные процессуальные сроки на предоставление подтверждающих розыск документов и другие тонкости международного права. Таким образом, указанные факторы нередко препятствуют достижению окончательной цели розыска (доставление разыскиваемого инициатору розыска).

Контроль над эффективностью розыска лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, скрывшихся от органов следствия, дознания и суда, осуществляется должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации (самостоятельно сотрудниками, осуществляющими розыск, их вышестоящими руководителями) и органами прокуратуры.

Соблюдение установленного порядка объявления лиц в розыск, своевременное и последовательное проведение оперативно-розыскных мероприятий, включающих в себя гласные и негласные методы, позволяют устанавливать местонахождение скрывающихся вне зависимости от того, на территории какого государства они находятся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пилякин М.И. Система бескраскового дактилоскопирования «Папилон». Плюсы и минусы эксплуатации // Вестник Москов-

ского университета МВД России. 2013. № 9. С. 126-128.

2. Бакланов Л.А. Получение компьютерной информации в оперативно-розыскной деятельности // Научный вестник Омской

академии МВД России. 2020. № 1 (76). С. 37-42.

3. ДубоносовЕ.С. Оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации»: содержание и проблемы про-

ведения // Известия ТулГУ. 2017. № 2-2. С. 24-30.

4. Серов А.В., Дубинин А.С. Получение компьютерной информации как самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие //

Вестник Воронежского университета МВД России. 2018. № 3. С. 170-175.

Статья принята к публикации 10.09.2021.

Search for Persons Who Committed Crimes against Life and Health, and Evade Investigation, Inquiry, and Court Bodies

Ugolovnaya yustitsiya - Russian Journal of Criminal Law, 2021, no. 18, pp. 131-136. DOI: 10.17223/23088451/18/24

Ekaterina S. Mazur, West Siberian Branch of the Russian State Universtiy of Justice (Tomsk, Russian Federation). E-mail:

eksm1@mail.ru

Denis V. Tishevsky, Main Directorate of Ministry of Internal Affairs of Russia for Novosibirsk Region (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: eksm1@mail.ru

Keywords: search, evasion from investigation, search activities.

The article examines the specific set of operational search and tactical forensic methods of searching for persons who have committed crimes. The methods are arranged in line with information blocks that can be easily entered into computer databases. The analysis of group rules and techniques typically used for specific groups of wanted persons is the content of the current stage of research of investigative actions. One of the central ideas of the article is the provision that the international search is one of the effective measures for identifying and detaining wanted persons. However, this measure has a number of disadvantages: a limited number of participating countries, peculiarities of the legislation of the participating countries, the dual or other citizenship of the wanted person, limited international procedural terms for the provision of documents confirming the search, and other subtleties of international law. These factors often impede the achievement of the final goal of the search (transportation of the wanted person to the initiator of the search). The rele-

136

E.C. Ma3yp, fl.B. TuweecKuu

vance of finding a balance in the correlation of public and tacit methods used in the effective establishment of the wanted person's location, regardless of the state, within the established procedure for declaring persons wanted is emphasized. In terms of content, the presented material is an algorithm for the search for persons who have committed crimes against life and health, and evade the investigation, inquiry, and court bodies. The algorithm is based on unique operational search situations.

References

1. Pilyakin, M.I. (2013) Sistema beskraskovogo daktiloskopirovaniya "Papilon". Plyusy i minusy ekspluatatsii [Papilon: The system of

inkless fingerprinting. Pros and cons of application]. VestnikMoskovskogo universitetaMVDRossii. 9. pp. 126-128.

2. Baklanov, L.A. (2020) Obtaining Digital Information in Crime Detection. Nauchnyy vestnik Omskoy akademii MVD Rossii -Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the MIA of Russia. 1. pp. 37-42. (In Russian).

3. Dubonosov, E.S. (2017) Operativno-rozysknoe meropriyatie "Poluchenie komp'yuternoy informatsii": soderzhanie i problemy provedeniya [Operational search activity "Obtaining computer information": content and problems of implementation]. Izvestiya TulGU- Izvestiya TulGU. 2-2. pp. 24-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Serov, A.V. & Dubinin, A.S. (2018) Obtaining of Computer-Based Data as a Particular Operational-Investigative Measure. Vestnik

Voronezhskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 3. pp. 170175. (In Russian).

Received: 10 September 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.