Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ НОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИЦИИ" О ЗАДЕРЖАНИИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ РОЗЫСКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ)'

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИЦИИ" О ЗАДЕРЖАНИИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ РОЗЫСКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСК / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РОЗЫСК / ЗАДЕРЖАНИЕ / SEARCH / OPERATIVE-SEARCHING ACTIVITY / LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES / FEDERAL WANTED LIST / DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафронов Андрей Алексеевич, Карякин Александр Михайлович

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением задержания и заключения под стражу лиц, находящихся в международном розыске. Анализируются нормы российского законодательства, определяющие основания и порядок задержания обвиняемых и подозреваемых, инициатором розыска которых является иностранное государство. Предлагаются конкретные пути решения возникающих на практике проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE NORM OF THE FEDERAL LAW "ON POLICE" ON THE DETENTION OF INTERNATIONALLY WANTED PERSONS (ON THE EXAMPLE OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE OF SEVASTOPOL)

The article deals with problematic issues related to the implementation of detention and custody of internationally wanted persons. The norms of Russian legislation, which determine the grounds and procedure for the detention of accused and suspects, whose search is initiated by a foreign state, are analyzed. Specific ways of solving problems that arise in practice are offered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ НОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИЦИИ" О ЗАДЕРЖАНИИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ РОЗЫСКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ)»

Сафронов Андрей Алексеевич Карякин Александр Михайлович

Применение нормы Федерального закона «О полиции» о задержании лиц, находящихся в международном розыске (на примере правоприменительной практики г. Севастополя)

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением задержания и заключения под стражу лиц, находящихся в международном розыске. Анализируются нормы российского законодательства, определяющие основания и порядок задержания обвиняемых и подозреваемых, инициатором розыска которых является иностранное государство. Предлагаются конкретные пути решения возникающих на практике проблем.

Ключевые слова: розыск, оперативно-розыскная деятельность, правоохранительные органы, федеральный розыск, задержание.

Application of the norm of the Federal Law «On police» on the detention of internationally wanted persons (on the example of law enforcement practice of Sevastopol)

The article deals with problematic issues related to the implementation of detention and custody of internationally wanted persons. The norms of Russian legislation, which determine the grounds and procedure for the detention of accused and suspects, whose search is initiated by a foreign state, are analyzed. Specific ways of solving problems that arise in practice are offered.

Keywords: search, operative-searching activity, law-enforcement authorities, Federal wanted list, detention.

Приоритетными направлениями деятельности государства являются обеспечение законности и правопорядка, защита интересов граждан и общества в целом от преступных посягательств [1]. Следует отметить, что в правовом государстве противодействие преступным посягательствам должно осуществляться исключительно уголовно-правовыми средствами, обеспечивающими соблюдение прав и свобод человека.

Согласно законодательству Российской Федерации функция по борьбе с преступностью возлагается на правоохранительные органы, в центре внимания которых находятся такие вопросы, как выявление и раскрытие преступлений, дознание по уголовным делам и розыск лиц [2].

Сегодня розыск подозреваемого, обвиняемого регламентируется ч. 3 ст. 210 УПК РФ [3]. Согласно данной правовой норме в случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан на основании и в порядке, установленных ст. 91 и 92 УПК РФ.

Под задержанием обвиняемого, находящегося в розыске, «необходимо понимать меру процессуального принуждения, состоящую в кратковременном лишении свободы обнаруженного в ходе производства розыска обвиняемого, применяемую следователем либо иным сотрудником правоохранительных органов на основе вынесенного следователем постановления, для неотложного доставления обвиняемого к месту расследования, предъявления обвинения и обеспечения избрания судом меры пресечения в виде заключения под стражу» [4].

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [5] (далее - ФЗ «О полиции») полиция имеет право задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. Однако до судебного решения в случаях, установленных рассматриваемым законом и другими федеральными законами, срок задержания не может превышать 48 часов.

68

Следует отметить, что в законе «О милиции» [6] право задерживать лиц, находящихся в розыске, отсутствовало, что создавало препятствия для уголовного преследования разыскиваемых лиц при их задержании за пределами субъекта Российской Федерации. Так, ранее сотрудники ОВД, на территории обслуживания которых были обнаружены лица, объявленные в розыск без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и находящиеся за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска, не имели права задерживать таких граждан до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам [8]. Инициатор розыска, получив сообщение о задержании разыскиваемого, но не имея возможности направить сотрудников для осуществления его привода, вынужден был ограничиваться принятием решения о применении обязательства о явке. Как следствие, лицо, совершившее преступление, без каких-либо ограничений могло не только свободно передвигаться, но и при желании продолжать заниматься преступной деятельностью. А в связи с тем, что за преступления небольшой тяжести ряд статей УК РФ не предусматривает наказания в виде лишения свободы, органы следствия и дознания не вправе задерживать лиц в порядке, закрепленном в уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений небольшой тяжести могли неоднократно как объявляться в розыск дознавателем, следователем в связи с их неявкой, так и доставляться в органы внутренних дел, где от них принималось обязательство о явке по согласованию с инициатором розыска [9].

Полагаем, что ст. 14 ФЗ «О полиции» призвана заполнить правовой вакуум, возникающий при получении сотрудниками ОВД информации о месте нахождения лица, объявленного в розыск, в отношении которого не избрана мера пресечения либо она не связана с заключением под стражу.

Вместе с тем на практике нередко возникают некоторые трудности, связанные с задержанием разыскиваемых лиц. В частности, не детализирована процедура процессуального оформления задержания.

Так, сотрудники розыскных подразделений территориальных ОМВД города Севастополя при задержании лиц, находящихся в розыске без меры пресечения, в порядке, предусмотренном ст. 14 ФЗ «О полиции», составляют протокол, в котором отражаются: анкетные

данные разыскиваемого, причины задержания, инициатор розыска, номер циркуляра на объявление розыска, номер и дата заведения дела по розыску лица, статьи УК РФ. Копии документов, удостоверяющих личность задержанного, и сведения о нахождении лица в розыске вместе с протоколом передаются в дежурную часть ОВД.

Однако прокуратура считает нелегитимным задержание лица по ч. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции», которая только декларирует данное право сотрудников ОВД, и полагает, что рассматриваемая мера процессуального принуждения в отношении лиц, находящихся в розыске, может осуществляться только в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ, которые закрепляют основания, условия и порядок ее применения, т. е. после получения поручения от следственного органа -инициатора розыска.

Указанная позиция прокуратуры нашла отражение на практике - при задержании гражданина иностранного государства, находящегося в розыске. Так, ночью 16 июня 2019 г. сотрудниками ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю при проверке документов, удостоверяющих личность, среди пассажиров автомобиля был обнаружен гражданин Республики Сербия, находящийся в международном розыске за совершение убийства на территории этого государства (инициатором розыска выступает Республика Сербия). Сотрудники районного ОМВД России задержали гр. К. по п. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции», о чем уведомили инициатора розыска и прокуратуру. Днем

16 июня 2019 г. прокурором района гр. К. был освобожден в связи с отсутствием (непоступлением) сведений из правоохранительных органов Республики Сербия, позволяющих задерживать иностранного гражданина до решения вопроса об его экстрадиции. Необходимые документы поступили от инициатора розыска

17 июня 2019 г., но разыскиваемый к этому времени уже скрылся. В ходе поисковых мероприятий гр. К. удалось задержать и поместить в изолятор временного содержания. Однако по результатам выяснения всех обстоятельств факта задержания прокуратурой города Севастополя вынесено представление о нарушении сотрудниками правоохранительный органов норм уголовно-процессуального законодательства при составлении протокола о задержании гр. К. - в нем отсутствовали сведения о разъяснении задержанному лицу его прав, предусмотренных законом.

В связи с этим для устранения указанного выше правового пробела УМВД России по го-

69

роду Севастополю совместно с прокуратурой города Севастополя разрабатывается проект распоряжения, согласно которому сотрудники ОВД должны осуществлять задержание лиц, находящихся в розыске, в порядке, предусмотренном ст. 92 УПК РФ. Так, сотрудники полиции при задержании лица, находящегося в межгосударственном или международном розыске, в отношении которого вынесена мера пресечения в виде заключения под стражу, должны сообщать по каналам срочной связи о данном факте прокурору района, задерживать лицо до проведения им экспресс-опроса и получения от него письменных указаний об освобождении или задержании лица в порядке, предусмотренном ст. 92 УПК РФ. В случае отсутствия на момент задержания данных, исключающих выдачу лица, правоохранители имеют право поместить его в изолятор временного содержания на срок до 48 часов. При этом сотрудники ОВД обязаны разъяснить гражданину основания его задержания и права (право на получение копии протокола о задержании, право давать объяснения по вопросам, связанным с процедурой выдачи, или отказаться от дачи объяснений, право заявлять о препятствиях к выдаче, предусмотренных международными договорами и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при задержании лиц, находящихся в международном розыске, сотрудникам ОВД необходимо осуществлять следующие мероприятия:

при расследовании уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц без гражданства проводить их идентификацию и проверку по учетам Генерального секретариата Интерпола, а в случае межгосударственного розыска -по учетам информационных центров УМВД России;

в случае установления факта нахождения задержанного лица в международном (межгосударственном) розыске, инициатором которого является иностранное государство, незамедлительно, но не позднее 24 часов с момента получения такой информации, сообщать по каналам срочной связи об этом прокурору района и в прокуратуру города Севастополя;

задерживать лиц, разыскиваемых компетентными органами иностранного государства, в порядке, предусмотренном ст. 92 УПК РФ, с составлением соответствующих процессуальных документов, в которых указываются основания задержания. Кроме прав, закрепленных в ст. 46

УПК РФ, разъяснять задержанному лицу следующие его права: давать объяснения по вопросам, связанным с процедурой экстрадиции, в том числе на родном языке, или отказаться от дачи объяснений; заявлять о препятствиях к выдаче, предусмотренных международными соглашениями Российской Федерации и ст. 464 УПК РФ; пользоваться помощью защитника и переводчика с момента фактического задержания; приносить жалобы на действия прокурора, других должностных лиц и решения суда; защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законом;

знакомить задержанного с решением о заключении его под стражу, вынесенным в отношении него правоохранительными и судебными органами государства - инициатора розыска, вручать копию протокола. При отсутствии на момент задержания данных, исключающих выдачу лица стране - инициатору розыска, в течение 48 часов сотрудники ОВД обеспечивают его пребывание в изоляторе временного содержания;

по запросам прокуроров районов и прокуратуры города Севастополя в рамках экстради-ционной проверки предоставлять по каналам срочной связи заключения о принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации, вынесенные на основании учетов, имеющихся в Управлении по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю, не позднее 3 суток с момента их получения. Проводить проверки соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего порядок пребывания на территории Российской Федерации лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранного государства, о результатах которых информировать прокурора района по каналам срочной связи не позднее 3 суток с момента их получения. Уведомлять органы прокуратуры в суточный срок о факте обращения задержанных лиц с просьбой о получении гражданства Российской Федерации, статуса беженца или временного убежища.

Однако следует отметить, что осуществление сотрудниками ОВД задержания в порядке, предусмотренном ст. 92 УПК РФ, противоречит указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 116/35, которое регламентирует порядок работы органов прокуратуры по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора [9]. Данный документ предписывает при задержании и установлении местонахождения лица, объявленного в розыск иностранным го-

70

сударством, заполнять лист экспресс-опроса в течение 24 часов и по каналам срочной связи направлять его в Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации с одновременным задержанием разыскиваемого на 48 часов, но при отсутствии данных, исключающих его выдачу.

В случае если задержание лица, находящегося в международном или межгосударственном розыске, осуществляется сотрудниками ОВД, ответственность за отсутствие сведений, исключающих выдачу его иностранному государству (наличие гражданства Российской Федерации, вида на жительство), полностью возлагается на них. При этом экспресс-опрос, в рамках которого, как правило, выясняются указанные сведения и определяются основания для задержания разыскиваемого и помещения его в изолятор временного содержания, прокуратурой будет проводиться в течение 24 часов после фактического задержания и помещения лица в изолятор.

На практике зачастую прокурор, проведя экспресс-опрос задержанного лица, находя-

щегося в изоляторе временного содержания, и установив наличие данных, исключающих его задержание и выдачу, принимает решение об его освобождении. В связи с этим возникнет вопрос о правомерности действий сотрудников ОВД, связанных с задержанием лица и помещением его в изолятор временного содержания.

Таким образом, сложившаяся ситуация, обусловленная отсутствием единого подхода к пониманию порядка задержания и образца протокола о задержании лица, проведенном на основании п. 4 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции», позволяет сделать следующие выводы:

территориальным органам МВД России совместно с прокуратурами субъектов Российской Федерации необходимо разработать единый процессуальный порядок задержания лиц, находящихся в розыске, и образец протокола о применении данной меры;

до принятия соответствующего решения задержание должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 92 УПК РФ, и в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 116/35.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). М., 1993.

2. О полиции: федер. закон от

7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011.

8 февр.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 дек.

4. Павлов А. В. Задержание обвиняемого, находящегося в розыске: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2009.

5. О милиции: закон Российской Федерации от 18 апр. 1991 г. № 1026-1 // ВВС РСФСР. 1991. № 16.

6. Уголовный процесс: учебник для вузов / отв. ред. А.В. Гриненко. 3-е изд., перераб. М., 2012.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.

8. Оперативно-розыскная деятельность. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К.К. Горя-инова, B.C. Овчинский, Г.К. Синилова и др. М., 2004.

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993). Moscow, 1993.

2. On police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL // Rus. newsp. 2011. 8 Febr.

3. Criminal Procedure Code of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 18, 2001 № 174-FL // Rus. newsp. 2001. Dec. 22.

4. Pavlov A.V. Detention of the accused being wanted: auth. abstr. ... Candidate of Law. Omsk, 2009.

5. About militia: law of the Russian Federation d.d. Apr. 18, 1991 № 1026-1 // WS RSFSR. 1991. № 16.

6. Criminal Procedure: textbook for universities / ed. by A.V. Grinenko. 3rd ed. rev. Moscow, 2012.

7. Criminal Code of the Russian Federation: fed. law d.d. June 13, 1996 № 63-FL // Coll. of legislation of the Russian Federetation. 1996. № 25.

8. Operative-Investigative Activity. 2nd ed., revised and revised / ed. by K.K. Goryainov, V.S. Ovchinsky, G.K. Sinilova et al. Moscow, 2004.

9. On the order of work of the prosecutor's office of the Russian Federation on the extradition of persons for criminal prosecution or execution of a sentence: instruction of the General

71

9. О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора: указание Гэнпрокуратуры России от 5 марта 2018 г. № 116/35. Доступ из справ. прав. системы «Консультант-Плюс».

Prosecutor's Office of Russia d.d. March 5, 2018 № 116/35. Accesse from reference legal system « ConsultantPlus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Сафронов Андрей Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД Краснодарского университета МВД России; тел.: +79615806985;

Карякин Александр Михайлович, начальник Управления уголовного розыска Управления МВД России по г. Севастополю; e-mail: uur.seva@rambler.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

A.A. Safronov, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Chair of Operational-investigative Activity in the Internal Affair Bodies; ph.: +79615806985;

A.M. Karyakin, Head of the Criminal Investigation Department of the Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the city of Sevastopol; e-mail: uur.seva@rambler.ru

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.